© Алевтина Витальевна Окунева, 2000 / М.: Изд-во Московской Патриархии, 2000
Публикуется на
www.Nikolski.kz с любезного разрешения автора.

а этом обрываются автобиографические воспоминания архимандрита Исаакия. Остальная часть утеряна и пока не найдена.

Надеясь на помощь Божию, с благословения самого батюшки Исаакия по просьбам его духовных чад, друзей, прихожан, в то же время ощущая свое недостоинство, я взялась рассказать об основных событиях жизни и служения у престола Божия моего духовного отца — архимандрита Исаакия, с которым связана вся моя жизнь.

Итак, Ваня с дивным послушанием совету родителей, которых горячо любил, поступил в 1-е Реальное училище в Санкт-Петербурге, чтобы в дальнейшем свободно и сознательно сделать свой жизненный выбор.

В 1913 году его заветная мечта исполнилась: после окончания 1-го Реального училища он блестяще сдал вступительные экзамены в Санкт-Петербургскую Духовную академию. По тем временам это было довольно редкое явление: после светского учебного заведения продолжать образование в Духовной академии.

Конкурс, однако, был большой, так как желающих поступить в академию было всегда очень много.

Вспоминая свои годы учебы в Духовной академии, отец

Исаакий всегда с чувством почтения говорил, что ему выпало счастье сидеть за столом, за которым в свое время сидел наш святой Всероссийский Патриарх Тихон.

При академии был храм, где в день праздника в честь иконы Казанской Божией Матери 22 октября 1914 года будущий архимандрит был посвящен в стихарь.

Один из пределов храма был посвящен святому мученику Феодору Тирону. В день празднования его памяти всегда было торжественное богослужение с участием многих архиереев, бывших воспитанников Духовной академии. Большая, во весь рост, икона мученика, содержала частицу его мощей. После богослужений было торжественное вручение дипломов выпускникам Духовной академии. На одном из таких торжеств будущий

архимандрит Исаакий, студент 1-го курса, видел архиепископа Тихона, впоследствии Патриарха Московского и всея Руси, прославленного в лике святых.

Однако Ивану не суждено было скорое осуществление заветной мечты стать священником. Ему предстояло еще перенести жестокие испытания.

В 1914 году началась Первая мировая война. Ивана Васильевича Виноградова мобилизовали в армию.

В это время Бог судил ему быть у мощей преподобного Варлаама Хутынского. Иван, тоскуя о монашестве, стал молиться об исполнении своей мечты этому угоднику Божию. После молитвы, наклонясь к мощам, спросил: "Буду ли я монахом?" — и услышал голос: "Будешь монахом". С тех пор он до конца жизни хранил благодарность преподобному Варлааму Хутынскому.

Как и других слушателей Духовной академии, Ивана направили на срочные курсы офицеров во Владимирское военно-пехотное училище в Петербурге. К чадам Русской Православной Церкви Святейший Синод обратился с призывом идти на ратное поле. Иван Виноградов испытывал огромное чувство любви к Родине. Он считал, что любовь к Родине священна, а ее самое яркое проявление — в защите родного Отечества.

1 октября 1916 года, в день Покрова Пресвятой Богородицы, Иван Виноградов был произведен в Офицеры и направлен на Румынский фронт.

11еред отъездом на фронт он поехал к родителям попрощаться и получить их благословение. Прощаясь, молитвенно испрашивая для своего сына божественного покрова и охранения, отец надел на сына маленькую перламутровую иконку. Эту иконку вместе с нательным крестом он всегда носил на груди до 1945 года (В мае 194.5 года, уже в заключении, когда часовой втолкнул его в тюремную камеру, наполненную уголовниками, кто-то сорвал с его шеи цепочку с крестом и родительской иконкой.).

После октябрьской революции 1917 года началась гражданская война. Будущий архимандрит остался верным присяге Царю и Отечеству. Он вступил в ряды Добровольческой армии — в отряд полковника Дроздовского рядовым. Отряд этот в мае 1918 года влился в состав армии генерала Деникина.

Студенты и профессора Богословского института

на территории Свято-Сергиевского подворья в Париже

В мае Ивану Виноградову присвоили звание капитана. Он был дважды ранен в сражениях под Ростовом-на-Дону, лечился в госпитале. Но его не покидало заветное желание служить Церкви. Об этом он в 1919 году пишет в стихотворении "Я рыцарь и монах":

Когда ж настанет день надежды исполненья

И выйдет из беды Святая наша Русь,

Я брошу тяжкий путь военного служенья

И в келлии монахом затворюсь.

 

После разгрома армии Врангеля Иван Виноградов попал на чужбину. Начались переезды из страны в страну. Русская армия за границей оказалась в тяжелейших условиях, средств для существования не было, надежда вернуться на Родину угасала. Капитан Виноградов вступает в Галиполийское землячество, участвует в ряде конференций общины "Христианское движение",

 

но Церковь Божия остается ему единственным пристанищем. Он живет надеждой, что Господь не оставит его и приведет к исполнению заветной мечты.

Чудный Божий Промысл! На одной такой конференции Иван Виноградов встретился с епископом Сергием (Королевым) из Праги (Владыка Сергий, в миру Аркадий Дмитриевич Королев, †1952), который сообщил ему об открытии в Париже Свято-Сергиевского Богословского института и дал свое благословление туда поступить.

Иван Виноградов был зачислен в институт в числе первых десяти человек. 20 февраля 1927 года, уже несколько месяцев учебы, отмечая большие дарования студента Ивана Виноградова и идя навстречу его желанию, митрополит Евлогий (Митрополит Евлогий (Георгиевский; 1808-1948) окормял приходы Русской Православной Церкви в Западной Европе) постриг его в монашество с именем Исаакий — в честь преподобного Исаакия Далматского.

Будучи за границей, Иван переписывался с родителями. На этот постриг он получил материнское благословение (отца тогда уже не было в живых).

А 24 февраля, в день 1-го и 2-го Обретения главы святого Иоанна Предтечи (в день именин Ивана в миру) в Александро-Невском храме Владыка Евлогий рукоположил молодого монаха Исаакия в иеродиакона. Исполнилось то, что давно было верхом его устремлений: служить Господу в чине иеродиакона.

18 июня 1928 года, в день празднования в честь Боголюбской иконы Божией Матери, митрополит Евлогий рукоположил иеродиакона Исаакия в иеромонаха.

Иеродиакон Исаакий, 1927 г.

Владыка Сергий (справа) с игуменами Исаакием (в центре) ~ и Никоном (слева)

в день возведения их в сан игумена 2/15 февраля 1933 г.

Епископ Сергий (Королев), 1927 г

Внутренний вид храма Святителя Николая в Праге

После успешного окончания Богословского института иеромонаха Исаакия направили служить в Прагу помощником к епископу Сергию (Королеву). Владыка Сергий и отец Исаакий были одного духа: большая любовь к Богу и ближним объединяла их более 17 лет.

2 февраля 1933 года иеромонах Исаакий был возведен в сан игумена. Игуменский посох Владыка Евлогий вручил ему в день праздника Сретения Господня. Через три года, в 1936 году, 14 января, он становится архимандритом. Ему пришла из Парижа телеграмма: "Поздравляю игумена Исаакия — архимандритом. Евлогий". В сане архимандрита отец Исаакий прослужил ровно 45 лет.

Возведение игумена Исаакия в сан архимандрита 14/1 января 1936 г.

Кресный ход, г. Прага

 Во время войны с Германией архимандрит Исаакий вселял в сердца своих прихожан уверенность в победе России над фашизмом. Тогда ему было видение, в котором святой князь-мученик Вячеслав Чешский предсказал, что русский народ победит. Отец Исаакий составил свою молитву этому святому. Ему он посвятил и стихи:

Из глубины веков встает передо мною
Прекрасный образ князя Вячеслава.
Его венчает воинская слава,
Но больше славен жизнью он святою.
Во дни суровые чужой над нами власти
Меня сподобил ты и своего виденья,
Благословив молитву и терпенье
И предсказав, что кончатся все страсти.

Весной 1945 года советские войска освободили Прагу от немецких захватчиков. Владыка Сергий вместе с архимандритом Исаакием отслужили в честь окончания войны благодарственный молебен.

Тогда же, в мае, в Праге начались аресты русских эмигрантов. Отец Исаакий был арестован 24 мая 1945 года отделом контрразведки "Смерш" и этапирован в тюрьму № 4 города Львова. Судил его военный трибунал в составе трех человек. В закрытом судебном заседании постановил: "Виноградова Ивана Васильевича по совокупности преступлений по ст. 58-2 УК РСФСР лишить свободы в исправительно-трудовом лагере (ИТП) сроком на десять лет. Приговор окончательный и обжалованию не подлежит".

Из Львова архимандрита Исаакия повезли в Карлаг (Карагандинский лагерь). Прибыв на станцию Карабас (Карагандинская ж/д), он попал при распределении в тюрьму в поселке Долинка. Находился там в общей камере вместе с ворами и бандитами. Немало ему пришлось претерпеть. Еле передвигая распухшие ноги, отец Исаакий рубил карагач. Это была тяжелейшая работа. Норму, конечно, он не выполнял и поэтому получал неполную пайку хлеба, которую к тому же отбирали соседи по камере. Глубокой ночью, когда все засыпали, батюшка, стоя на коленях на нарах, молился. Постепенно "жители" камеры прониклись к нему уважением, стали называть дядей Ваней. То, что он архимандрит, не могли запомнить и называли его митрополитом. "Митрополит, расскажи о Христе", — просили они. Вечерами, когда отец Исаакий начинал рассказывать, наступала тишина и все сопереживали страданиям Христа. СI Изнурительный труд, невыносимые условия жизни сделали свое дело: отец Исаакий сильно заболел, и после переосвидетельствования (осмотра) тюремной врачебно-медицинской комиссией его госпитализировали.

Все это время епископ Пражский Сергий неустанно ходатайствовал об освобождении архимандрита Исаакия. Тяжелейшее состояние здоровья батюшки, а главное, святые слезные молитвы Владыки и осиротевших духовных чад привели наконец к долгожданной свободе.

Отца Исаакия освободили 3 мая 1946 года. Какая это была неожиданная радость! Постоянным местом жительства ему определили город Актюбинск, где он должен был встать на учет в милиции.

Еще в тюрьме ему было видение, о котором он однажды рассказал в проповеди: "Я был лишен самого главного блага — свободы. И вот я вижу сон, будто в наш лагерь приехал архиерей,
чтобы облегчить участь одних, утешить надеждой на освобождение других. В числе прочих подхожу к нему последним и я.

Конечно, стриженый, в ватной куртке, совсем не похожий на архимандрита. Передо мною сидит величественный старец с очень большой белой бородой. Глубокие очи смотрят ласково, сочувственно и умно. Характерные брови, выступающие вперед седыми кустиками. Голос очень приятный, баритональный бас. И он сразу говорит мне: "Мы о вас думаем, отец архимандрит. Потерпите немного, и вы выйдете на свободу и будете служить Церкви Божией". Всем подходящим к нему Владыка раздавал бумажные образки. Подает он такой и мне со словами: "Вот на вашу долю остался этот образок Воскресения Христова. Примите его в знак того, что вы воскреснете отсюда для служения в храме Божием". Образок Воскресения был довольно известный: Христос стоит с хоругвью у Гроба, а перед Ним — коленопреклоненный Ангел. Этот сон поселилво мне надежду на освобождение, которое и произошло через некоторое время. .

Я очутился на свободе в одном из городов Казахстана. Тамошние батюшки, сердечно ко мне отнесшиеся, рассказали, что недавно образовалась Алма-Атинская Казахстанская епархия, о чем я не знал, и что во главе ее стоит архиепископ Николай (Могилевский), очень всем понравившийся. Он уже бывал в этом городе и вскоре ожидался туда опять к престольному празднику — дню памяти святого равноапостольного князя Владимира. Сказали, что есть у них и фотография его в группе с духовенством. Можете себе представить мой трепет, когда, взглянув на этот снимок, я сразу узнал в архиепископе Николае того самого Владыку, который во сне обещал мне освобождение!

Архиепископ Николай (Могилевский) (справа) и архимандрит Исаакий (Виноградов), г. Алма-Ата

 

Архиепископ Алма-Атинский и Казахстанский Николай (Могилевский) в день 30-летия епископского служения

С большим нетерпением стал я ожидать его приезда и убедился в том, что и голос его наяву был совершенно такой, какой звучал мне во сне. Мы познакомились и, как часто бывает, нашли много общих знакомых, что еще более сблизило нас; оказалось, что мои любимые духовные руководители были его друзьями. Затем у нас возникла переписка, и Владыка пригласил меня в Алма-Ату, где мы прослужили с ним в мире, согласии и единодушии восемь лет".

Действительно, Владыка Николай взял архимандрита Исаакия с собой в Алма-Ату, добился для него прописки, назначил настоятелем в Казанскую церковь. Затем отец Исаакий десять лет был настоятелем Никольского кафедрального собора.

В Алма-Ате отец Исаакий начал поиски своих родных. Он пытался писать на родину, но после войны от деревни Хоты-ницы не осталось и следа. Однако батюшка не переставал думать о родных, хотя и считал, что мама его по своему возрасту уже не могла оставаться в живых. Не имея данных, он поминал ее все-таки как живую, не нарушая церковных канонов.

Как рассказывал отец Исаакий, жил он тогда в Алма-Ате на улице Сибирской. Как-то прилег на кровать и видит сон: стоит перед ним Владыка Евлогий с кадилом и с ним Владыка Сергий, и говорят: "Мы пришли отпеть твою маму Анну". Отец Исаакий поспешно встал с постели, как будто это было наяву, и прямо в носках устремился к двери, за которую удалились Владыки. Отец Исаакий еще ощущал запах ладана, но в квартире никого не было... Отец Исаакий рассказал о видении владыке Николаю, и тот благословил отпеть рабу Божию Анну. Отпевал отец Исаакий свою маму дома. Позже он узнал, что она и его сестры погибли в блокаду.

В те годы, как отмечали алмаатинцы, архимандрит Исаакий многим открыл путь ко спасению, многих обратил к Богу. Отец

Архиепископ Сергий (Королев) и архимандрит Исаакий (Виноградов), сентябрь 1952 г., Казань

Чаепитие архиепископа Сергия с архииии цштпч Исаакием. 1952

Исаакий сам бесконечно любил Бога, Святую Церковь, чтил святых отцов и со слезами молился Пречистой Божи-ей Матери, вымаливая у Нее прощение грехов и помощь для своих духовных детей. Сколько раз выручал он духовных чад житейским мудрым советом, силой своих святых молитв, поражал прозорливостью!

 

 

В 1951 году отец Исаакий встретился с Владыкой Сергием, вернувшимся из Праги и назначенным на Казанскую кафедру. Эта удивительная встреча, теплая и сердечная, обоих старцев сильно обрадовала. Они слезно благодарили Господа, что Он сподобил их встретиться.

Через год, 18 декабря 1952 года, архиепископ Сергий скончался. Его похоронили в ограде кладбищенской церкви в Казани.

В своем слове о Владыке Сергии архимандрит Исаакий сказал: "Боль этой утраты с новой силой вонзается в мое сердце. Это был замечательный светильник на свещнице нашей Церкви... Я ему был не только сыном, не только послушником, но больше того — он почтил меня названием братика", так как постригал нас в монашество и рукополагал во священство один и тот же митрополит Евлогий, только Владыку Сергия на 20 лет раньше, чем меня..."

Мой дедушка — добрый Евлогий-святитель,
И Сергий — отец мне и мать,
И Иоанн —вкруг престола водитель,
И многие —всех не назвать...
Я вечную память чту отошедших,
Молюсь благодарно за всех...

В 1955 году отца Исаакия настигает еще одно земное расставание — со своим наставником и задушевным другом — митрополитом Николаем. Владыка скончался 25 октября 1955 года. Его похоронили на городском кладбище Алма-Аты.

Святитель дорогой и незабвенный,
Молитвенник усердный и святой,
Наставник и учитель несравненный...

так архимандрит Исаакий писал о духоносном старце Владыке Николае.

В конце 1957 года в Казахстанскую епархию пришла телеграмма от Святейшего Патриарха Алексия (Симанского; f 1970), в которой он предписывал архимандриту Исаакию прибыть в Москву. 30 декабря 1957 года отец Исаакий покинул столицу Казахстана Алма-Ату и больше уже туда не возвратился...

В Москве архимандрита Исаакия тепло принял Святейший Патриарх Алексий, который направил его в Троице-Сергиеву Лавру с намерением оставить там преподавателем. Более трех месяцев отец Исаакий был насельником Лавры, но в прописке бывшему белогвардейскому офицеру, жившему за границей 25 лет, отказали...

Вновь архимандрит Исаакий встречается со Святейшим Патриархом и на сей раз получает назначение в город Елец Липецкой области Воронежской епархии настоятелем и благочинным Вознесенского собора.

Святейший благословил отца Исаакия нательной иконкой Божией Матери, с которой он не расставался до самой смерти, и вручил ему посох. Архимандриту или игумену посох дается, когда он управляет монастырем. Для отца Исаакия, не руководившего монастырем, посох был Патриаршей наградой, означавшей высокую оценку его пастырских заслуг и дарований, при невозможности, как выяснилось впоследствии, рукоположить его в сан епископа из-за противодействия этому советской власти.

Получив в Воронеже благословение Владыки митрополита Иосифа, архимандрит Исаакий прибыл в Елец 5 апреля 1958 года и прослужил там 23 года — до самой кончины.

Елецкая земля не только богата своей славной историей, многочисленными храмами, соборами, монастырями, но и прославлена именами святых угодников Божиих — святителей Тихона Задонского, Иннокентия Херсонского, Оптинского старца Нектария и других.

.

Вознесенский собор в Ельце, 1990 г

Прихожане Вознесенского собора Ельца очень горячо полюбили отца Исаакия. Его ласково называли "наш благодатный батюшка", "наше золотце".

Отец Исаакий вмещал в свою любящую душу все скорби многочисленных духовных чад, принимал на себя их тяготы, просил у Господа прощения их грехов, молился о помощи им от Бога. К батюшке не иссякал поток духовно немощных, обиженных судьбой, слабых: все они нуждались в его любви, утешении, мудрости, в простом ободрении, а главное — в его молитвах.

Сила молитв архимандрита Исаакия, этого Божия старца, была велика, и пасомые это чувствовали. Свою духовную силу он черпал в молитве — церковной и келейной.

Отец Исаакий очень благоговейно относился к служению Литургии. Как и Владыка Алма-Атинский Николай, он имел дар молитвенных слез при совершении Евхаристии. Во время службы, как отмечали соборные богомольцы, лицо его часто озарялось Божественным светом.

Ночное молитвенное предстояние... Я не имею дерзновения писать об этом таинстве перед Богом.

Окружающие старца Исаакия, однако, воспринимали силу его молитв как нечто само собой разумеющееся. Батюшка своей жертвенной любовью неустанно всем помогал, приносил людям радость, мир, душевное спокойствие, вселял веру в Бога, исправлял жизнь своих пасомых; всегда призывал духовных чад к искреннему покаянию — не к "сухому", а со слезами. "Великое дело, — говорил отец Исаакий, — осознание греха и раскаяние".

Многих поражало его великое трудолюбие в таком преклонном возрасте. Он постоянно совершал богослужения, требы, заботился о благолепии собора. Как настоятелю, ему приходилось решать разные хозяйственные и организационные вопросы. И при этом он окормлял многочисленную паству, вникал в нужды духовных чад, вел обширную переписку в пределах России и с зарубежьем, отвечая на все вопросы. Непостижимо, как он успевал все это делать?!

Вот таким был жизненный путь отца архимандрита Исаакия. 86 лет его жизни — это целая эпоха: Первая мировая война, октябрьский переворот, гражданская война, чужбина, Парижский Богословский институт, 17 лет богослужения в Праге, тюрьма, десять лет служения в Алма-Атинском Никольском кафедральном соборе, Троице-Сергиева Лавра, 23 года служения в Вознесенском соборе Ельца...

Святейший Патриарх Пимен удостоил архимандрита Исаакия права служения Божественной Литургии при открытых царских вратах. Ему были пожалованы два ордена святого равноапостольного великого князя Владимира — II и III степени.

Самой же высокой для отца Исаакия наградой стали любовь и молитвы любящих и помнящих крестников и духовных чад, прихожан храмов, в которых он служил.

Иеросхимонах Нектарий (Овчинников), один из старейших клириков Елецкого Вознесенского собора, писал: "Земная жизнь остановилась для отца Исаакия — он принадлежит Вечности. А нам, оставшимся, наше земное время дается для того, чтобы осознавать высокий подвиг таких людей, как отец архимандрит Исаакий, и по мере сил следовать им".

Скончался архимандрит Исаакий 12 января 1981 года. Весть о блаженной кончине незабвенного пастыря быстро облетела не только Елец. Телеграммы о тяжелой утрате отправили по городам России, Казахстана, за границу.

Гроб с телом архимандрита Исаакия установили в Вознесенском соборе. В день отпевания и похорон, 14 января (14 января 1936 года — день возведения отца Исаакия в сан архимандрита, в котором он прослужил 45 лет), собралось так много народа, что были заполнены и сам храм, и соборная площадь. Духовные чада батюшки чувствовали себя сиротами. Плакали прихожане и все присутствовавшие. Во время заупокойного богослужения в храме слышался тихий скорбный плач осиротевшей паствы.

Прощальное слово произнесли архиепископ Воронежский Ювеналий (Тарасов)*, архимандрит Евсевий (Саввин)**, клирик Вознесенского собора в Ельце архимандрит Виссарион (Матичин), священник Павел Поваляев. Многие духовные лица, знавшие архимандрита Исаакия, прислали свои соболезнования. В Праге Митрополит Чешских земель и Словакии Дорофей в Свято-Никольском храме совершил о нем заупокойное богослужение.

Архимандрит Исаакий похоронен на городском кладбище Ельца.

Преклоним колени, склоним голову перед могилой нашего духовного отца, старца, под сенью любви которого мы жили, но при жизни которого так и не сумели, не успели сказать ему всех добрых теплых слов.

Ныне множество паломников стекается к его могиле. Все служат ему панихиды, просят архимандрита Исаакия о помощи и получают душевное утешение, телесное исцеление. Примеров тому много.

Пастырь наш отец Исаакий молится за всех нас, грешных.

далее

 

Каталог Православное Христианство.Ру Rambler's Top100
Сайт управляется системой uCoz