"Никольский Благовест" содержит проповеди, сведения о всех православных праздниках, традициях, о православном богослужении, сведения об инославии, апологетику, месяцеслов на каждый день и многое другое. |
Cлово об исцелении десяти прокаженных. Св. Спиридон Тримифунтский. Книга пророка Аггея. Месяцеслов. |
30 неделя по Пятидесятнице
Тропарь
Собора Перваго показался еси |
Cлово об исцелении десяти прокаженных
о имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Ныне Святая Церковь благовествует нам Евангелие об исцелении Спасителем десяти прокаженных мужей.
Господь Иисус Христос шел в Иерусалим к празднику Пасхи. При входе в одно из селений встретили Его десять прокаженных.
Нельзя было без сострадания смотреть на этих несчастных, ибо проказа - эта страшная и заразительная болезнь, в то время сильно распространенная, - вызывала неимоверные страдания.
Одержимые этим тяжким недугом покрыты были зловонными язвами. Тело страдальцев подвергалось гниению и разложению. Отгнивали и отпадали его части и члены. Лица их делались неузнаваемы.
Эти несчастные, помимо невыносимых физических страданий, испытывали и горькие моральные муки, ибо по закону Моисееву они при заболевании должны были показаться священникам, которые, установив действительность заболевания проказой, обязаны были объявить их нечистыми и тогда они изгонялись из общества, не имели права обитать в городах и селах, вынуждены были скитаться в безлюдных местностях, не иметь даже права пить воду из рек и других общественных водоемов, чтобы не заразить их.
Вот почему эти десять живых мертвецов, изгнанные и отверженные всеми, не дерзали приблизиться ко Христу, но веря в Его могущественную целительную силу - издали вопили: Иисусе Наставниче, помилуй ны. Умилосердился над ними Господь и сказал: шедше, покажитеся священником, ибо только священники, по тому же закону Моисееву, имели право объявить их снова чистыми и возвратить их к жизни в обществе.
Дальше св. Евангелист Лука повествует о том, как идущим им, очистишася. Представьте себе обреченных на медленное гниение страдальцев, отверженных родными, матерью, отцом, чадами, друзьями и всем обществом. Потерявших надежду на выздоровление, скитающихся в рубищах в пустынных местностях.
Представьте себе их, идущих в Иерусалим по слову Господа показаться священникам и замечающих, что смрадные из язвы внезапно исчезли, боль утихла, изъеденные гнилью их члены восстановились и они стали нормальными людьми, полными сил и здоровья.
Несомненно, свершившееся чудо их исцеления и радостное чувство жизни, сопровождающее всегда восстановление здоровья, дало им возможность живо почувствовать всемогущество Иисуса.
Они здоровы, они чисты, они возвращены к жизни и всем ее радостям.
Казалось бы, естественное чувство справедливости должно было побудить их немедля возвратиться к их Благодетелю и от всего сердца, преисполненного радости и счастья, возблагодарить Его за исцеление, за чудесно восстановленную жизнь, принести Ему любовь и преданность. И, несомненно, Господь принял бы их чувства и озарил бы новым светом Своей благодати.
Однако, Евангелие благовествует, что только Един же от них, видев яко исцеле, возвратися, со гласом велиим, славя Бога и паде ниц при ногу Его, хвалу Ему воздая, и той бе Самарянин.
Как трогателен этот Самарянин. Как близок он нашему сердцу. Как хорош он в своем трепетном и спасительном восторге, когда, увидев себя исцеленным, не колеблясь, не размышляя - спешит к своему Спасителю, велиим гласом славя Бога, и сейчас лежащий ниц у ног своего Исцелителя, у своего Господа, с нежной сыновней любовью и благодарным сердцем, воздающий Ему хвалу.
О, как, несомненно, возрадовался духом Господь приобретению этой новой, когда-то заблудшей овечки.
Однако, возвратился ко Христу только один из десяти исцеленных.
А остальные?
А остальные ушли от него, и быть может навсегда.
И скорбит Господь об этих девяти и скорбь Свою кротко выражает словами: Не десять ли очистишася, да девять где? Ибо, если они после исцеления, в первые минуты радости не вспомнили о Нем, то вспомнят-ли, возвратившись к прежней суетной жизни, плотским радостям и
заботам?..Не будем искать причины этой черствой неблагодарности девяти исцеленных иудеев. Обратимся к самим себе и наедине со своей совестью, чистосердечно сравним себя с исцеленными.
Можем ли мы, хоть в малой степени походить на припавшего к стопам Спасителя чуткого и благодарного Самарянина? О, думать так - это было бы великой дерзостью с нашей стороны.
Нет, конечно нет!
Мы являемся последователями тех девяти неблагодарных иудеев, и вместе с ними не благодарим Господа за Его великие благодеяния и всеблагой промысл о нас грешных.
Ведь дары и милости Господни к нам недостойным - неисчислимы.
Господь воззвал нас из небытия, создав по Своему Образу и Подобию.
Господь даровал нам величайший божественный дар - свободную волю.
Он дал нам способность, безконечно совершенствуясь, приближаться к своему Творцу.
Но когда мы злоупотребили этим даром и добровольно подчинились злу, попав в рабство диаволу, Бог Сына Своего Единородного послал для искупления наших грехов дорогою ценою - ценою Своей Крови.
Только было-бы наше раскаяние.
Господь одарил нас безчисленными земными, физическими, душевными и духовными благами, ведя Своим божественным промыслом ко спасению.
Сколько в повседневной жизни, поистине на каждом шагу, замечаем мы благую промыслительную Десницу Спасителя.
Даже то, что мы с вами находимся в этой стране сыты и свободны; даже то, что мы сейчас находимся здесь в Храме и присутствуем на Божественной Литургии - есть величайшая милость Божия.
Припадаем ли мы подобно благодарному Самарянину к стопам Спасителя и воздаем ли мы Ему хвалу?..
А ведь Господь не любит неблагодарных.
В ныне чтенном Апостоле св. апостол Павел говорит о необходимости благодарить Бога, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете; избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего; в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов.
В Священном Писании мы найдем еще очень много других мест, говорящих о том, как необходимо за все благодарить Гос- пода.
Так, апостол Павел в послании к Филиппийцам говорит: ...Всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания перед Богом, а к Ефесянам: ...Благодаря всегда за все Бога и Отца во Имя Господа нашего Иисуса Христа. Обращаясь к Солунянам св. апостол говорит: За все благодарите: ибо такова о Вас воля Божия во Христе Иисусе.
Таким образом, благодарить Господа нужно не только за радости и удовольствия, но и за посылаемые нам скорби, порой очень тяжелые.
Ибо многими скорбями подобает внити в Царствие Небесное.
И если мы в этом понимании будем рассматривать посылаемые нам скорби и будем смиренно переносить их ради Господа, вознося ему благодарственные за них молитвы, то и скорби будут приносить духовную радость.
Вспоминаю покойного иеромонаха Никона, который был арестован большевиками в Оптиной Пустыни и сослан в Туркестанский край. И вот будучи туберкулезным, слабым, хилым и изможденным, претерпев побои, клевету, жестокий, несправедливый, злобный и лживый суд, будучи сослан в жаркий край на каторжные работы, он, этот священномученик, писал своим друзьям, что безгранично, от всего сердца благодарит Бога за то, что сподобил его претерпеть эти страдания за Его Святое Имя.
Он писал, что заповедь: Блаженни есте егда поносят вам и изженут и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради - радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех, что эта заповедь относится непосредственно и к нему, что все эти страдания он переносит по заповеди Спасителя в великой духовной радости и духовном веселии.
Поистине, мы безконечно далеки от таких святых людей, ибо мы немощные духом, не смеем и помыслить о такой благодати.
Посылаемые же нам скорби мы должны кротко и безропотно принимать, как заслуженные; больше того, мы должны осознать, что заслуживаем еще больших скорбей за наши, поистине, тяжкие грехи перед Богом.
Итак, мы безконечно далеки от вернувшегося благодарить Господа, Самарянина. Если же внимательно вдумаемся, то увидим, что мы намного хуже даже тех неблагодарных иудеев, которые, все-же, с верою взывали Иисусе Наставниче, помилуй ны.
Ведь мы с вами еще в большей степени поражены проказой не телесной, а, что еще хуже - духовной.
Наша душа сплошь покрыта смрадными язвами грехопадений и безчисленных грехов и прегрешений.
Наши духовные члены гниют, ибо гордость, самомнение, чревоугодие, сребролюие, злоба, блуд, неправда, нарушение поста и попрание всех заповедей Божиих так обыдены и так вошли в наш быт, что мы их даже не замечаем, они нас не тяготеют.
И как далеки мы от десяти прокаженных, ибо вместе с ними не взываем с верою: Иисусе Наставниче, помилуй ны.
А ведь Господь кротко ждет нашего вопля, нашего покаяния и Его святая Церковь установила для этого святые посты.
Вот уже прошло три недели Рождественского Поста, мы же этого не замечаем. Еще есть время. Приближается праздник Рождества Христова. Воспользуемся же оставшимся, благоприятным для спасения, временем. Очистим свою совесть от греховной проказы покаянием, освятим свою душу принятием Пречистого Тела и Животворящей
Крови Господа нашего Иисуса Христа; будем жить в постоянном духовном трезвении, ибо никто не знает в какой час призовет каждого из нас Господь.И когда приблизится к нам смертный час, в который будет подводиться итог так безплодно прожитой жизни, мы на смертном одре, в предсмертный час осознаем истинную пользу пережитых скорбей и будем благодарить Господа именно за них - за скорби, ибо не имея личного подвига, не имея доброделания, будем надеяться что перенесенные нами скорби очистят наши грехи и умилостивят Праведного Судию на Страшном Суде.
Последуем же зову Спасителя, зову Церкви. Возблагодарим Господа за Его великие милости к нам грешным - за радости и скорби, за болезни и даже тяжелые утраты.
Припадем к Его стопам, принося в дар хотящему родитися Младенцу благодарение, покаяние и любовь и лишь после этого смиренно, с теплыми слезами умиления будем усердно молить не только о своих нуждах, а в первую очередь об исцелении тяжко страждущей, покрытой гнойной, небывало-жестокой проказой - коммунизмом - Родины
нашей, взывая вместе с угнетенными чадами ея: Иисусе Наставниче, помилуй ны и да сподобит нас Господь почувствовать в сердце своем Божественный тихий глас Сладчайшего Иисуса: Встань, иди: вера твоя спасла тебя. АминьЕпископ НЕКТАРИЙ (Концевич)
http://www.russianorthodoxchurch.ws/Sermons/10Lepers_vlNektary.html
СВЯТОЙ СПИРИДОН ТРИМИФУНТСКИЙ
ак и много веков назад, верующие считают этого греческого святого чудотворцем-целителем, защитником бездомных и больных, тех, кто стеснен в средствах, испытывает затруднения с жильем, а также помощником тем, кто занят в торговой и финансовой сферах.
Тримифунтский чудотворец родился в конце III века на острове Кипр. За праведный образ жизни и постоянную бескорыстную помощь нуждающимся, Спиридон был награжден Богом даром чудотворения. При присуждении ему сана епископа он не отошел от мирских дел, продолжая заниматься пастушеством и помогая бездомным и больным.
У святого Спиридона был обычай из собранного урожая одну часть раздавать бедным, а другую отдавать нуждающимся в долг. Сам он лично ничего не давал, а просто показывал вход в кладовую, где каждый мог взять, сколько нужно, и потом возвратить таким же образом, без проверки и отчета.
ХРАМ СВЯТОГО СПИРИДОНА В КЕРКИРЕ (НА ОСТРОВЕ КОРФУ)
Церковь святого Спиридона в Керкире считалась богатейшей на Востоке, пожертвования в храм совершали не только православные, но и христиане-католики. Многочисленные вклады были сделаны российским императорским домом, в частности - Екатериной II и Павлом I. Огромные золотые и серебряные паникадила, мраморный иконостас, непривычного вида иконы в золотых рамках на своде. По всему собору и над ракой с мощами на цепочках висит большое количество металлических фигурок с изображением кораблей, машин и отдельных частей тела - благодарность прихожан, получивших помощь святого.
"БОТИНОК" СВЯТИТЕЛЯ СПИРИДОНА
каждой церкви, посвященной святому, хранился его бархатный ботинок (целиком или частично). В настоящий момент башмак святого можно найти в церкви святых Константина и Елены в поселке Ленинское под Санкт-Петербургом. Обилие "святой обуви" не случайно. Одним из чудес является то, что покровитель странников и сам, по убеждению верующих, не перестает странствовать по сей день, помогая нуждающимся по всему миру. Подтверждение тому - стоптанная обувь, которую приходится ежегодно менять. По свидетельствам греческих священнослужителей, во время "переобувания" чувствуется "...ответное движение. И ногти на его конечностях продолжают расти". Кроме того, мощи имеют температуру человеческого тела и сохраняют гибкость.
ЧУДОТВОРНЫЙ (ТАУМАТУРГИЧЕСКИЙ) ДАР СВЯТОГО СПИРИДОНА
Святого Спиридона часто сравнивают с пророком Илией, по молитвам которого, как известно из Библии, прекращалась засуха и шел дождь. Так же и молитва свт. Спиридона не раз спасала от бездождия остров Кипр. Обращаясь к Богу, святитель отводил от острова и другие стихийные бедствия - наводнения, эпидемии, ограждал от вторжения захватчиков.
Участвуя в Первом Вселенском соборе в Никее (325 г.), свт. Спиридон вступил в спор с философом, приверженцем ариевой ереси, называющим Бога тварью, а не творцом. Святые отцы пытались препятствовать дискуссии, зная, что епископ Спиридон - человек простой и неученый. Несмотря на это, речь показалась оппоненту настолько убедительной, что он признал свою неправоту и впоследствии стал горячим сторонником православия. Однако Спиридон не ограничился устным убеждением и, взяв кирпич, сжал его в ладони. Вспыхнул огонь, пролилась вода, а в руке святого осталась глина. Подобно кирпичу, ставшему единым благодаря трем стихиям, Бог един в своей тройственной сущности, говорил он.
Власть над стихиями проявилась и в другом чуде св. Спиридона. Завистники оклеветали одного из друзей святителя: тот был заключен в тюрьму и приговорен к смертной казни. Святой поспешил на помощь, но путь ему преградил широкий водный поток. Вспомнив, как перешел разлившийся Иордан Иисус Навин, святитель, с твердой верой во всемогущество Божие, вознес молитву, и вода расступилась. Вместе со спутниками, ставшими невольными очевидцами чуда, святитель Спиридон перешел на другой берег. Предупрежденный о происшедшем, судья встретил святителя с почетом и отпустил невиновного.
Епископ Тримифунтский находился в постоянном общении (синергии) с небесными силами. Однажды, зайдя в пустую церковь, он повелел возжечь лампады и свечи и начал Богослужение. Провозгласив "Мир всем", он и диакон услышали в ответ сверху раздавшееся великое множество голосов, поющих в ответ: "И духови твоему". Хор этот был велик и сладкогласнее всякого пения человеческого. На каждой ектении невидимый хор пел "Господи, помилуй". Привлеченные доносившимся из церкви пением, к ней поспешили находившиеся поблизости люди. По мере того как они приближались к церкви, чудесное пение все более и более наполняло их слух и услаждало сердца. Но когда они вошли в церковь, то не увидели никого, кроме епископа с немногими церковными служителями, и не слыхали уже более небесного пения, от чего пришли в великое, изумление.
Во время одного из богослужений в лампаде догорал елей, и она стала угасать. Святитель огорчился, но Господь утешил его: лампада чудесно наполнилась елеем.
Известен также рассказ Сократа Схоластика о том, как воры решили похитить овец святого Спиридона. Глубокой ночью они забрались в овчарню, но тут же оказались связанными невидимой силой. Когда настало утро, святой пришел к стаду и, увидев связанных разбойников, помолившись, освободил их и долго уговаривал оставить беззаконный путь и добывать пропитание честным трудом. Потом, подарив им по овце и отпуская их, ласково сказал: "Пусть же не напрасно вы бодрствовали".
Когда в Александрии патриархом был созван Собор ради сокрушения идолов и капищ, по молитвам отцов Собора пали все идолы, кроме одного, самого почитаемого. Патриарху в видении было открыто, что идол этот остался для того, чтобы быть сокрушенным святителем Спиридоном Тримифунтским. Вызванный Собором святитель сел на корабль, и в тот момент, когда корабль пристал к берегу и святитель ступил на землю, идол в Александрии со всеми жертвенниками повергся в прах, чем возвестил патриарху и всем епископам приближение святителя Спиридона.
После смерти дочери Спиридона Ирины, к нему пришла некая женщина, рассказавшая с плачем, что она отдала его дочери золотые украшения для сохранения, а так как та в скором времени умерла, то отданное пропало без вести. Спиридон искал по всему дому, не спрятаны ли где украшения, но не нашел их. Тронутый слезами женщины, святой Спиридон вместе со своими домашними подошел ко гробу дочери и, обращаясь к ней, воскликнул:
- Дочь моя Ирина! Где находятся украшения, вверенные тебе на хранение?
Ирина, как бы пробудившись от крепкого сна, отвечала:
- Господин мой! Я спрятала их в том-то месте дома, - и она указала место.
Тогда святой сказал ей:
- Теперь спи, дочь моя, пока не пробудит тебя Господь во время всеобщего воскресения.
На присутствовавших, при виде такого дивного чуда, напал страх. А святой нашел в указанном месте спрятанные предметы и отдал их женщине.
По смерти Константина Великого империя его разделилась на две части. Восточная половина досталась старшему сыну - Констанцию. Находясь в Антиохии, Констанций впал в тяжкую болезнь, которую врачи не смогли исцелить. Тогда царь оставил врачей и обратился к Богу с молитвой о своем исцелении. В видении ночью император увидел ангела, который показал ему целый сонм епископов и среди них двоих, которые, видимо, были вождями и начальниками остальных
; ангел поведал при этом царю, что только эти двое могут исцелить его болезнь. Пробудившись и размышляя о виденном, он не мог догадаться, кто были виденные им два епископа: имена и род их остались ему неизвестными, а один из них, тогда, кроме того, еще не был епископом. Долгое время царь был в недоумении и, наконец, по чьему-то доброму совету, собрал к себе епископов всей империи. Царское приказание, лучше сказать, прошение, достигло и острова Кипра и города Тримифунта, где епископствовал святой Спиридон, которому все уже было открыто Богом относительно царя. Тотчас же святой Спиридон отправился к императору, взяв с собой ученика своего Трифиллия (в будущем также епископа), вместе с которым он являлся царю в видении.Прибыв в Антиохию, они пошли во дворец к царю. Спиридон был одет в бедные одежды и имел в руках финиковый посох, на голове - митру, а на груди у него был привешен глиняный сосудец, как это было в обычае у жителей Иерусалима, которые носили в этом сосуде елей от святого Креста. Когда святой в таком виде входил во дворец, один из дворцовых служителей, богато одетый, счел его за нищего, посмеялся над ним и, не позволяя ему войти, ударил его по щеке, но преподобный, по своему незлобию и памятуя слова Господа, подставил ему другую щеку; служитель понял, что перед ним стоит епископ и, сознав свой грех, смиренно просил у него прощения, которое и получил.
Едва только святой вошел к царю, последний тотчас узнал его - именно в таком образе он явился царю в видении. Констанций встал, подошел к святому и поклонился ему, со слезами прося его молитв к Богу об исцелении. Царь выздоровел, как только святой коснулся его.
ЧУДЕСА СВЯТИТЕЛЯ СПИРИДОНА ПОСЛЕ ЕГО КОНЧИНЫ
1716 г. турецкая эскадра с пятидесятитысячным войском окружила Корфу плотным кольцом, отрезав выходы к морю и суше. На рассвете изумленные и пришедшие в ужас агаряне увидели образ святителя Спиридона, явившийся перед их рядами, держа в правой руке сверкающий меч. Осада не состоялась - противник был обращен в бегство.
Одним из свидетелей чудесной сущности Спиридона Тримифунтского стал Н.В. Гоголь, рассказавший об увиденном монахам Оптиной пустыни. В тот день, когда Гоголь приехал на Корфу на поклонение святому Спиридону, верующие, как это заведено каждый год 12 (25) декабря, торжественно обносили святые мощи вокруг города. Среди присутствующих находился некий английский путешественник, воспитанный на скепсисе и рационализме протестантской культуры. Он заметил, что, по всей видимости, в спине угодника сделаны
надрезы, и тело тщательно набальзамировано. Чуть позже он подошел к мощам поближе. Каково же было его граничащее с ужасом изумление, когда мощи святого на глазах у всех медленно приподнялись из раки и обратились своею спиной именно к этому человеку, словно предлагая ему лично убедиться в отсутствии надрезов. Гоголя это чудо потрясло до самых глубин души.В годы Второй мировой войны авиационная бомба, сброшенная с самолета на храм святителя Спиридона, взорвалась в воздухе, не причинив зданию никакого вреда.
ИСТОРИЯ ХРАНЕНИЯ СВЯТЫХ МОЩЕЙ
Согласно греческому Часослову, мощи Спиридона покоились в Храме Святых Апостолов в городе Тримифунте (остров Кипр) до середины VII века, а впоследствии, из-за нашествия на остров арабских войск, были перевезены в Константинополь, где покоились в Апостольском храме наряду с мощами Иоанна Златоуста, Григория Богослова, и других святых. В 1453 году столица Византии пала под натиском турок, после чего иерей Георгий Калохерет (Полиевкт), тайно взяв с собой чтимые мощи, отправился сначала в Сербию, а в 1460 г. перевез их на остров Корфу, где они покоятся и сейчас в храме, освященном в честь Тримифунтского чудотворца.
ИСТОРИЯ ЧУДОТВОРНОЙ ДЕСНИЦЫ
то касается правой руки (десницы) святого, то, прежде всего, неизвестно - когда и по каким причинам она была отделена от тела. По свидетельствам Христодула Вулгариса (великого Протопопа Керкиры, жившего в XVII веке), в период с 1592 по 1605 гг. десница была доставлена из Константинополя в Рим Папе Клименту VIII, который в 1606 г. передал святыню кардиналу Баронио. Кардинал, известный церковный историк и поспешник ордена ораторианцев, основанного Филиппом Нери в 1550-х гг., передал святыню церкви Божьей Матери (Santa Mаria in Vallicella) в Риме, где и действовали "оратории" - особые помещения при церкви, в которых собирались верующие для чтения и толкования Библии. Об этом свидетельствует соответствующая запись в церковном архиве. Л.С. Врокинис, греческий историк, ссылаясь на Христодула Вулгариса, писал, что десница находилась в храме Божьей Матери в конусообразном позолоченном хранилище невизантийской работы, высотой около полуметра. Лишь в ноябре 1984 г., накануне праздника святого Спиридона, усилиями Митрополита Керкиры, Пакси и близлежащих островов Тимофея Римская церковь передала святыню церкви Керкиры.
СВЯТОЙ СПИРИДОН ТРИМИФУНТСКИЙ И СВЯТОЙ ФЕДОР УШАКОВ
период 1386-1797 гг. Корфу входил в сферу интересов Венеции. В продолжение борьбы за влияние на Средиземноморье остров неоднократно становился трофеем той или другой европейской державы.
В 1797 г. о. Корфу, как и другие Ионические острова, был занят французскими войсками, но уже к 1799 г., в результате трехмесячной осады объединенного русско-турецкого флота под командованием Ф.Ф. Ушакова французский гарнизон был вытеснен. За эту победу Ф.Ф. Ушаков был произведен в адмиралы. Когда Суворов получил известие о взятии Корфу, он сказал: "Сожалею, что не был при этом хотя бы мичманом". Воссоединение двух православных народов было отмечено великим шествием, назначенным на 27 марта 1799 г. и совпавшим с первым днем Пасхи, Адмирал Ушаков пригласил духовенство совершить крестный ход с выносом мощей святого Спиридона. О том, как проходило это празднество, сообщает биограф Ф.Ф. Ушакова Р. Скаловский: "В избранный адмиралом день, 27
марта, народ собрался со всех деревень и ближайших островов; русские войска были расставлены по обеим сторонам пути, по которому должна была идти процессия, и часть их расположилась на главной площади. Гробницу и балдахин поддерживали наши генералы, штаб- и обер-офицеры и первые лица города. Ее обнесли вокруг крепостных строений, и в это время из всех крепостей производилась пальба; войско стреляло беглым огнем из ружей. Ввечеру весь город был иллюминован, и народ беспрерывно восклицал: "Виват! Государь наш избавитель Павел Петрович!". Имя русского адмирала сегодня носит одна из улиц города Керкиры, кроме того, ему посвящен памятник из мрамора и бронзы на одной из площадей города.В 1801 г. кафедральный собор и мощи святого Спиридона в Керкире были приняты под особое покровительство России, в знак чего над западными вратами был поставлен императорский герб. Однако к 1807 году это покровительство сохранило лишь номинативный характер, поскольку по условиям Тильзитского договора, подписанного Александром I и Наполеоном, Ионические острова отошли Франции.
http://www.rpmonitor.ru/sob/detail.php?ID=3218
Книга пророка Аггея
самом пророке Аггее никаких сведений в его книге не содержится. Предание доносит до нас, что он родился в Вавилоне, во времена вавилонского плена, и еще юношей пришел в Иудею, вместе с переселенцами Зоровавелем и Иисусом, или даже прежде того, и встретил их уже в Иудее. Святые Епифаний Кипрский и Дорофей Тирский говорят о том, что после своей кончины он погребен там, где погребали священников, то есть, можно предположить, что сам он относился к священническому роду
Напомню вкратце историческую ситуацию. Когда по эдикту Кира иудеи вернулись в 538-537 году обратно в Палестину, они воздвигли жертвенник на прежнем месте и стали восстанавливать храм. В восстановлении храма пожелали принять участие их новые соседи, поскольку и они почитали Бога иудеев. Но иудеи им отказали, и тогда, после ряда интриг, царю послали донос о том, что восстанавливается мятежный город. Восстановление храма было прервано до времени царя Дария, который снова подтвердил эдикт Кира, и снова было возобновлено это строительство.
Однако по книге пророка Аггея можно заключить, что задержка в строительстве была связана не только с внешним противодействием, но и с состоянием самих иудеев. Дело в том, что страна, в которую они вернулись, была разорена, Иерусалим пребывал в развалинах, и поэтому, желание самим как-то обустроиться было вполне объяснимо. И вот как раз в этой связи и обращает свое слово к вернувшимся иудеям пророк Аггей.
В его книге содержится 4 пророческие речи, каждая из которых точно датирована, вплоть до дня. Все они относятся к 520 году до Рождества Христова, ко второму году царствования Дария, и укладываются в половину года, с 7-го месяца, (примерно с августа), по 9-й месяц, (это где-то начало декабря).
В первой своей речи он говорит, что неуспех в мирских делах, это не причина того, чтобы медлить с построением храма, но наоборот - прямое следствие этого замедления. Отсутствие должного благочестия и богопочитания, которое бы выражалось в строительстве храма, как раз и ведет к тому, что голод, неудачи во всяких начинаниях преследуют иудеев постоянно: "Так сказал Господь Саваоф: народ сей говорит: "не пришло еще время, не время строить дом Господень". <:> а вам самим время жить в домах ваших украшенных, тогда как дом сей в запустении?" (Агг. 1: 2, 4). Заметим, что дискуссии в этом же самом ключе возобновляются регулярно на протяжении истории. И в наше время приходится слышать голоса, что сначала надо страну отстроить, возродить, повысить благосостояние населения, а потом уже, когда появятся лишние деньги, заняться восстановлением храмов и вообще религиозными вопросами. Господь говорит: "а вам самим время жить в домах ваших украшенных, в то время, как дом сей в запустении?" Логика иудеев неверна: "вы сеете много, а собираете мало; едите, но не в сытость, пьете, но не напиваетесь; одеваетесь, а не согреваетесь; зарабатывающий плату зарабатывает для дырявого кошелька" (Агг. 1:6). Они должны строить храм, и тогда Господь пошлет на них благословение.
Эти слова, возможно, послужили одним из побуждений к тому, чтобы возобновить строительство. Однако среди иудеев были и те, кто пережил плен и помнил еще старый храм, воздвигнутый некогда Соломоном. Возможно, они говорили, что нет смысла начинать сейчас строить храм, когда все равно нет возможности отстроить его таким, каким он был в прежние времена, поскольку средств таких нет и не предвидится.
А будет ли Богу угодна их скромная постройка?В ответ пророк Аггей говорит о том, что строительство имеет весьма большое значение: "Не бойтесь! ибо так говорит Господь Саваоф: еще раз, и это будет скоро, Я потрясу небо и землю, море и сушу, и потрясу все народы, и придет Желаемый всеми народами, и наполню дом сей славою, говорит Господь Саваоф. Мое серебро и Мое золото, говорит Господь Саваоф. Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего, говорит Господь Саваоф; и на сем месте Я дам мир, говорит Господь Саваоф" (Агг. 2:5-9). Речь идет о том, что именно в этот храм, который восстанавливает Зоровавель, пускай он и не такой богатый, не такой большой, явится Желаемый всеми народами, то есть Христос.
И через это слава второго храма будет больше славы храма Соломонова. Вы помните, что когда освящался храм Соломонов, сошел огонь и попалил жертвы, облако покрыло его, так что не могли туда входить священники для служения. Но то было символом. А здесь храм наполнится славой, потому что там явится Христос, Сам Бог (вспомним видение пророка Иезекииля о возвращении в храм славы Божией (Иез. 44 гл.). Мы говорили, что это - мессианское пророчество).Это пророчество для нас важно тем, что второй храм уже разрушен. И тогда одно из двух: либо не исполнилось пророчество Аггея, либо, если оно исполнилось, тогда уже нельзя ждать Мессию, потому что Он уже должен был прийти, пришел до того, как в 70-м году храм был разрушен.
В третьей речи Аггей говорит, что до того, как они восстановят храм, они нечисты. Все законы ритуальной чистоты и очищения были связаны с теми или иными жертвоприношениями. Очищение, в частности, очищение от греха, было напрямую связано с храмовым культом. Если не было храма и не было полноты богослужения, например, обрядов судного дня, то, соответственно, не было возможности очиститься и в чистоте приступить к Богу. И поэтому этим определялась практическая и скорейшая необходимость возрождения храма: очистившись, они получат благословение на все свои труды.
Этот подход очень образно распространен здесь на нравственное состояние народа: "Так говорит Господь Саваоф: спроси священников о законе и скажи: если бы кто нес освященное мясо в поле одежды своей и полою своею коснулся хлеба, или чего-либо вареного, или вина, или елея, или какой-нибудь пищи: сделается ли это священным? И отвечали священники и сказали: нет. Потом сказал Аггей: а если прикоснется ко всему этому кто-либо, осквернившийся от прикосновения к мертвецу: сделается ли это нечистым? И отвечали священники и сказали: будет нечистым. Тогда отвечал Аггей и сказал: таков этот народ, таково это племя предо Мною, говорит Господь, и таковы все дела рук их! И что они приносят там, все нечисто" (Агг. 2:11-14).
Народ Израильский должен был быть образцом и источником освящения для всех народов. Вместо этого он сам постоянно оскверняется при соприкосновении с окружающей языческой скверной.
Четвертое и последнее слово, с 20 стиха 2-й главы, обращено к Зоровавелю, правителю Иудеи. Ему обещается особое небесное покровительство и особое заступление: "скажи Зоровавелю, правителю Иудеи: потрясу Я небо и землю; и ниспровергну престолы царств, и истреблю силу царств языческих, опрокину колесницы и сидящих на них, и низринуты будут кони и всадники их, один мечом другого. В тот день, говорит Господь Саваоф, Я возьму тебя, Зоровавель, сын Салафиилев, раб Мой, говорит Господь, и буду держать тебя как печать, ибо Я избрал тебя, говорит Господь Саваоф" (Агг. 2:21-23). В этом обращении можно видеть напоминание об обетованиях, которые были даны Давиду. И через это рассматривать Зоровавеля как прообраз Христа, как это и встречается в других пророческих книгах.
Отрывок из Главы 10. Книги пророков Аггея, Захарии и Малахии
Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета
http://www.sedmitza.ru/index.html?did=30331
29 ДЕКАБРЯ - ПАМЯТЬ ПРОРОКА АГГЕЯ
Святой пророк Аггей, память коего совершается ныне, вступил на пророческое служение вскоре по возвращении иудеев из плена вавилонского (в начале VI в. до Р. X.). Он укорял их, живших в хороших домах и пренебрегающих довершением храма Господня, который начали они восстанавливать по возвращении из плена.
"Так сказал Господь, - передает пророк возвещенное ему Духом, - этот народ говорит: не пришло еще время, не время строить дом Господень. А вам самим время жить в домах ваших украшенных, тогда как этот дом в запустении?"
"Поэтому ныне так говорит Господь Саваоф: обратите сердце ваше на пути ваши".
"Вы сеете много, а собираете мало; едите, но не в сытость; пьете, но не напиваетесь; одеваетесь; а не согреваетесь. Ожидаете многого, а выходит мало; и что принесете домой, то Я развею. За что? - говорит Господь Саваоф: за Мой дом, который в запустении, тогда как вы бежите каждый своему дому. Посему-то небо заключилось, и не дает вам росы, и земля не дает своих произведений"...
"Так говорит Господь Саваоф: обратите сердце ваше на пути ваши".
"Взойдите на гору, и носите дерева, и стройте храм; и Я буду благоволить к нему, и прославлюсь, говорит Господь"...
Из проповеди пророка Аггея, упрекавшего по повелению Божию иудеев в недостатке усердия к построению и благоукрашению храма истинному Богу в Иерусалиме, вы видите, братия, как угодно Богу наше усердие к созиданию и благоукрашению храмов Божиих, где мы благодарим Господа за Его бесчисленные к нам, грешным и недостойным Его рабам, благодеяния, где в церковных песнопениях прославляем неизреченные Его свойства, где в молитвах просим о своих нуждах и получаем обильные благодеяния и ощущаем спасительные действия благодати Божией, зовущей нас к святому спасению чрез исправление нашей жизни.
Правда, Бог наш не в рукотворенных храмех живет, ни от рук человеческих угождение приемлет, требуя что (Деян. 17, 24); Он говорит чрез пророка: аще взалчу не реку тебе; Моя бо есть вселенная и исполнение ее (Пс. 49, 12).
Но нравственное чувство всякого человека, если только он истинно благочестив и боголюбив, влечет его к посильным приношениям в пользу храма Господня.
Иногда это чувство есть чувство благодарности к Богу, дающему нам живот, дыхание и вся (Деян. 17, 25). Человек, истинно боголюбивый, сознавая с одной стороны свое недостоинство, а с другой, обилие и величие благодеяний Творца, Который оградил вся внешняя и внутренняя дому его, дела же рук его благословил (Иов. 1, 10), не удовлетворяется одними благотворениями Христу, в лице меньшей братии Его: благородное чувство влечет его далее, к самому престолу Божию! Для него невыносимо бывает, если сам он живет в дому кедровом, кивот же Божий стоит посреде скинии (2 Пар. 7, 2); подобно Неемии, сердце боголюбивого человека сжимается скорбью при виде собственного благоденствия и запустения храмов Божиих. Этим-то чувством благодарности руководились Давиды и Соломоны, Константины и Елены и многие другие венценосцы и сильные земли. Высокое в этих святых людях, щедро разверзавших руку свою на украшение храмов Господних - это чувство представляется, так сказать, еще выше, или, по крайней мере, поразительнее в тех простых, но боголюбивых людях, которые не от избытка, но часто от лишения, все житие, еже имеют (Лк. 21, 4), повергают к подножию алтаря Господня.
Вспомним те слова Спасителя, которыми Он оправдал жену, помазавшую драгоценным миром ноги Его: это оправдание. (Мф. 26, 9), торжественно произнесенное Им пред апостолами, дает нам разуметь, что и всякое приношение верующего, совершаемое с любовью для Господа, не может не быть приятно и благоугодно пред Ним, ибо Он зрит не на самую приносимую вещь, но на сердце приносящего: две лепты бедной вдовицы были очень скудным и почти ничтожным приношением в богатый и великолепный храм Иерусалимский; но пред очами Всевидящего они были несравненно выше всех сокровищ тщеславных фарисеев, потому что по-жертвованы были из редкой любви и усердия к Богу.
В Ветхом Завете закон, хотя не прямо, обязывал всякого возрастного иудея ежегодно жертвовать в пользу храма Господня в Иерусалиме небольшую сумму (Лев. 27, 12, 14); но Иисус Христос не возложил на Своих последователей подобной обязанности, а предоставил это собственному произволу и усердию каждого. Однако, во дни земной жизни Своей, в качестве Сына человеческого, и Он взносил Свой статир в пользу дома Божия (Мф. 17, 27), и фарисеев, как лицемерны и лукавы они ни были, не останавливал от благого обычая - вносить десятину в дом Божий - обличал в них только недостаток при этом правды, милосердия и веры.
Пройдут годы, пронесутся столетия, забудутся не только имена, но и самые могилы наши - исчезнет всякая память о нас в потоке веков и поколений. Но если, во дни земной жизни нашей, мы отверзали руку свою к посильному благодеянию храмам Божиим, то никогда не забудет о сем святая Церковь. Всякий раз, когда будет возноситься на алтаре Господнем умилостивительная жертва, она и сама будет умолять Господа, и возбуждать всех предстоящих чад своих к прилежной молитве о создателях и благодетелях храмов Божиих!
Протоиерей Григорий ДЬЯЧЕНКО
http://orthodox.etel.ru/2005/47/k_29aggey.htm
Тропарь
Святителю Христу Богу возлюбленне, | |
Воскресенье,
Рождественский пост
Мчч. Мины, Ермогена и Евграфа, Свт. Иосафа, еп. Белгородского,
Блж. Иоанна и родителей его блжж. Стефана и Ангелины.
Понедельник, 24 Декабря 2007 года. Седмица 31-я по Пятидесятнице.
Вторник, 25 Декабря 2007 года.
Среда, 26 Декабря 2007 года.
Четверг, 27 Декабря 2007 года.
Пятница, 28 Декабря 2007 года.
Суббота, 29 Декабря 2007 года.
Прор. Аггея, Мч. Марина, Блж. царицы Феофании
Рассылка на новости сайта |
© Свято-Никольский собор, 2000 - 2010
При использовании материалов ссылка на "Никольский Благовест" с указанием URL
(http://www.nikolay.orthodoxy.ru
http://www.nikolski.kz, http://nikolski-sobor.narod.ru) обязательна!