в начало

Начальником ГПУ в то время был товарищ Иванов. Мать у него была верующей, и, когда Иванов был ребенком, мать часто водила его в церковь и в монастырь. Поэтому он хорошо знал наших матушек и неплохо к ним относился. И вот этот мальчик подрос, стал комсомольцем, а затем начальником ГПУ. Ссыльные являлись в ГПУ и несколько дней ждали направления. Но людям надо где-то жить. Гостиницы для них не было, на квартиры их не берут, боятся. Куда идти? В церковь. А ночевать где? Там же. И начальник ГПУ посылает: “ Вы идите прямо по улице Мещанской, там Никольская церковь стоит, а внизу монашки живут, они всех принимают. Так вы скажите, что вас начальник ГПУ Иванов прислал”. И они приходили:

— Где тут монашки живут?
— Здесь, а что такое?
— Нас Иванов прислал к вам ночевать.
— Ну, проходите, раз Иванов прислал.

И епископы приходили, и священники. Наши сестры много внимания уделяли монахиням. Помню, были у нас сестры брянские, сестры севские, касимовские, из Дивеевского монастыря были монахини. Отец Александр всех принимал: “ Да идите, всем места хватит! ” Он очень любил монахов и всегда говорил: “Я так их люблю! И монахов, и монахинь! ”

Ни одна церковь так не принимала, как наша. 14 Устраивали всех в подвале, где печь стояла русская. Отец Александр говорил: “Матушки, если жить негде, то хоть в подвале у нас. Сейчас сухо, можно и там переночевать”. Приходили они голодные, измученные. Матушки никому не отказывали, всех кормили, всех! И не было ни одной ночи, чтобы мы одни без ссыльных ночевали, а только все варили, принимали, вшей обирали, и обстирывали. Так вот Бог дал жить. Жили очень скудно, доходы у церкви были небольшие, но отец Александр всегда наделял нуждающихся, и матушкам, давая деньги, говорил: “ Вы присматривайтесь, спрашивайте, может, кому из ссыльных обувку надо или одежинку. Это лишние у нас деньги, отдавайте, нам хватит, а там — что Господь пошлет”.

“Помню, — продолжала А. Нагибина, — однажды приехали три монаха, да старые! — отец Мисаил, отец Анания и отец Назарий. Сестры спрашивают:

— Батюшки, может, вам на печке постелить?
— А разве можно?
— Да, пожалуйста, что нам?

Печка высокая, едва подсадили один другого. Сидят на печке, молятся, один говорит: “Матерь Божия! На печку попали! Отец Мисаил, да разве мы думали на русской печке спать? Вот ведь как Господь привел! Хоть косточки свои погреем”.
Мать Феодора всегда говорила: “Бог милует своих”.

В один год свирепствовал тиф, но и тогда в церкви всех принимали, и никто — ни священники, ни сестры не заболели. А в 30-м, кажется, году много ссыльных умирало от дизентерии. Летом жара была страшная, пить хочется, напьются из арыка, потом в церковь приползут. Даже в коридор не могли зайти, а где-нибудь под деревом свалятся. К нам придут, скажут: “У вас человек умирает”. Сестры шли, сообщали в милицию. Милиция приезжала, человека клали на телегу, увозили, и это все. Иногда нам сообщали, что такой-то умер в больнице.

В 30-м или 31-м году пришел в Никольскую церковь священник, служивший прежде на моей родине в селе Колпаковка (ныне поселок Дзержинск Талды-Корганской области). Звали его отец Иоанн Иващенко. Он был назначен в Колпаковку на место убитого большевиками в начале 20-х годов протоиерея Владимира Цидринского. Но и отца Иоанна вскоре арестовали, и вот, после пребывания в северных лагерях, он был приведен этапом на ссылку в Алма-Ату.

Помню, зашел он в комнату — весь в пыли, одежда грязная, в латках. Это был скелет, обтянутый кожей, с выпуклым черепом на тонкой шее. Но я сразу узнала его, и мать Феодора узнала и табурет ему:

— Садитесь, батюшка.

— Нет, я не сяду. Дайте мне гребешок.

Дали ему гребешок, он вышел на улицу, и я за ним выскочила — что он будет делать с гребешком? Он пошел в среднюю аллею двора, остановился, стал расчесывать волосы и сбрасывать с гребешка на землю вшей. Так он и бороду вычесал и брови. Потом в церковь зашел и сказал:

- Ну вот, теперь можно и посидеть. У меня очень много насекомых, так я их немножко обобрал.

Мы позвали старосту, Шахаворостова Георгия Васильевича. Он пошел по прихожанам, собрал для отца Иоанна одежду и обувь, повел его в санпропускник (в баню таких не допускали) и вымыл. Потом нам рассказал, что все тело батюшки было до костей изъедено насекомыми. Отца Иоанна взяли на работу сторожем при какой-то организации. Дали ему чулан, в котором он мог жить. Он был очень истощенный, ночыо дежурил, все остальное время лежал в чулане. Потом, помню, пришла в церковь женщина из морга и сказала:
— К нам попа привезли.
— Откуда вы знаете, что попа?
— У него на большой цепочке крест, как попы носят.

Мать Феодора пошла в морг и посмотрела. Это был отец Иоанн.
Отец Виктор Поливанов его отпел, и матушки похоронили его на городском кладбище”.

К тому времени отец Стефан, отец Александр и матушка Прасковья Кузьминична также лишились собственного дома, в котором прожили долгие годы. Он почему-то тоже приглянулся ГПУшникам, и в один день и священники, и матушка оказались на улице без крыши над головой. Никольская церковь была переполнена вынужденными жильцами, и настоятель ее не имел своего угла. Некоторое время отец Александр и отец Стефан ходили с квартиры на квартиру, пока, наконец, их вместе с Прасковьей Кузьминичной не взяла к себе в дом монахиня верненского монастыря Евфросиния (Даурцева).

Как вспоминает А. Нагибина, …“В последнее время отец Александр стал бояться ГПУшников и, когда его звали тайно отпеть или покрестить на дому, он шел, но брал с собой меня. Я бегу за ним, несу узелок с епитрахилью и кадилом. “Ты примечай, — говорил он,— куда мы идем, а то меня арестуют и никто не будет знать, где я. А ты побежишь и скажешь”. У него стало отказывать сердце, и он заставлял меня ладонью бить его в грудь.

— Батюшка, вам же больно!

— Сильнее бей, тогда сердце начинает работать.

— А однажды он поднялся на колокольню и говорит: “Настя, ты видишь, за Головным арыком — горочка? — и показал рукой в предгорье, что начиналось за окраиной города, — слева горка и справа, а вон горочка посередине”.
— Ну вижу, батюшка. Я не хочу лежать на городском кладбище, вы меня на этой горочке похороните. Я хочу, чтобы меня похоронили вверху, выше Головного арыка.
Между сестрами шел разговор: “ Как хоронить на той горочке, когда там кладбища нет?” Отец Александр просил:

— Пойдите, договоритесь, может, мы выкупим это место.

— Батюшка, мы же монахини, кто нас будет слушать?

А один раз, когда мы снова были на колокольне, он даже заплакал: “Как я не хочу на эти кладбища!”. Потом постоял, подумал и говорит: “А может быть Господь все так устроит, что к тому времени там будут хоронить, и я как раз попаду на это место”.

С 1929 года, начинает свое служение в Никольской церкви протоиерей Филипп Григорьев, калмык по национальности. Он родился 6 ноября 1870 года. Окончил Омскую учительскую семинарию и в 1897 году начал свое служение в Омской епархии в должности псаломщика. 22 июня 1898 года был рукоположен во диакона и 24 октября 1902 года состоялась его иерейская хиротония.

В хрониках Омской епархии отец Филипп упоминается: в 1906 г. как священник церкви села Копьевского Тарского уезда и заведующий и законоучитель Копьевской школы; в 1911 г. как священник церкви села Ново-Рождественского Омского уезда. В 1913 г. он переведен в церковь поселка Божедаровского Омского уезда. В 1915 г. утвержден в должности члена благочиннического совета Омского уезда. В 1916 г. был награжден камилавкой и в 1917 г. переведен в церковь села Калачинского Тюкалинского уезда. 15
После 1917 года отец Филипп служил в церкви села Александровка Алма- Атинской области, по закрытии которой он продолжил свое служение в Троицкой церкви Алма-Аты до тех пор, пока она не стала обновленческой. Не пожелав переходить в раскол, он стал проситься к отцу Александру Скальскому в Никольскую церковь, и был радушно принят.
16

3 апреля 1930 года на Алма-атинскую кафедру был назначен епископ Герман (Вейнберг). В Алма-Ату епископ Герман прибыл с игуменом Феогеном (Козыревым). Жили они вместе в Никольской церкви в правой боковой комнате у притвора.

Епископ Герман продолжил начатое епископом Львом дело противостояния расколам в Семиречье. И с церковной кафедры бесстрашно звучали его обличительные проповеди, направленные против обновленчества и его приверженцев. В эти годы Никольская церковь, как Ноев ковчег, собирала под своими сводами всех терпящих искушения в волнах богоборческого беснующегося моря.

Для поддержания духа верующих епископ Герман собирал сведения о находящихся в местности близ Алма-Аты мощах апостола и евангелиста Матфея с целью прославления этой местности. К исследовательской работе по этому вопросу он старался привлечь профессуру и образованное духовенство, отбывающих ссылку в Алма-Ате. На литургии ссыльных священников владыка благословлял причащаться в алтаре в полном облачении. И нередко алтарь Никольской церкви был переполнен духовенством — от диакона до архиереев. Среди последних в Алма-Ате находились архиепископ Херсонский и Николаевский Прокопий (Титов), и епископ Подольский и Брацлавский Амвросий (Полянский). При их присутствии в начале весны 1932 года игумен Феоген был возведен в сан архимандрита.

В начале декабря 1932 года пришла к сестрам мать начальника ГПУ Иванова и сказала: “Мой сын послал меня предупредить, что в ночь под 10 декабря всех ваших священников арестуют. Никому не велел говорить, а только, жалея меня, потому что я церковь люблю, сказал: “Пойди и скажи сестрам”.

Вечером под 10 декабря в церкви совершалась всенощная накануне празднования иконы Матери Божией, именуемой “Знамение”. Служил владыка Герман, сослужили отец Феоген, отец Александр, отец Стефан и отец Филипп. В городе среди ссыльных было много церковных певчих и оперных певцов. Отец Виктор Поливанов собрал великолепный хор. Кроме епископа Германа, священников и сестер, никто не знал о предстоящем аресте. Среди молящихся было много ссыльных, служба шла по-особому празднично, и Господь в этот вечер в переизбытке согревал Своею Благодатью каждое обращенное к нему сердце, наполняя теплотой и радостью обессиленные от бесконечных мытарств людские души.

Служба закончилась, сестры спустились в свою келью. Кроме них в церкви находились епископ Герман, архимандрит Феоген, отец Виктор с семьей, инокиня Параскева и странник Виктор 17 остался у нас в эту ночь. Ночевальщики собрались наверху, но им сказали: “Лучше уйдите от греха, потому что тревожно”. Сестры поужинали и говорят: “Ну вот и неправду сказали. Уже 10 часов вечера, а все спокойно”. Мать Феодора возразила: “Рано еще так говорить, еще вся ночь впереди”. Только проговорила, и слышим — в окна бьют. Мы испугались и сразу поняли, кто стучит. Потом начали бить в восточные двери подвала. Никто из нас не решился их открыть. Били сильно, но двери были окованы железом с обеих сторон, засовы крепкие, и на окнах ставни. Тогда красноармейцы пошли к центральной двери и стали стучать очень громко и ругаться.

Мать Евфалия поднялась наверх и сказала: “Без старосты мы двери не откроем”. Красноармейцы привели старосту — Шахворостова Георгия Васильевича (он жил рядом с церковью). Мать Евфалия открыла двери. Они сразу пошли в комнату владыки Германа и архимандрита Феогена. Те уже были готовы к аресту. У красноармейцев был ордер на арест отца Виктора Поливанова, но они его не взяли, потому что он лежал в постели больной и не мог подняться. Взяли инокиню Параскеву (Буханцову), т.к. у нее было послушание делать уборку в комнате Владыки.

Пока красноармейцы проводили наверху обыск и считали деньги у свечного ящика, мать Феодора вывела странника Виктора через восточную дверь на улицу, и он ушел к вдовушке Марии Мищенковой, что жила неподалеку.

Остальные сестры сидели в подвале и через полуоткрытую ставню видели, как другая группа военных привела во двор отца Александра, отца Стефана и монахиню Ефросинию (Даурцеву), в доме которой они проживали. Потом арестованных собрали всех вместе во дворе и повели в ГПУ. Мать Евфалию тоже захватили с собой, но не арестовали, а взяли для того, чтобы она донесла им до ГПУ ящик с изъятыми деньгами. Когда пришли в ГПУ, там уже был отец Филипп.

Мы остались в церкви одни, сестер не тронули — начальник ГПУ Иванов не дал ордер на их арест. Мы не спали до утра. Утром пришли на Литургию люди. Очень много собралось народа, полный двор. Увидели, что церковь опечатана и на двери висит замок. Все стояли у церкви и не расходились. Кто-то в толпе сказал: “Давайте сорвем замок и зайдем в церковь”. Ему ответили: “Не надо, может быть еще хуже”.

Сестры не знали, оставаться нам жить в церкви или уходить. Пришли ГПУшники и сказали, что в подвале сделают овощное хранилище, но нам разрешили остаться жить, только не зажигать света.

Батюшек отца Александра, отца Стефана и отца Филиппа с месяц допрашивали в ГПУ. Потом их всех троих направили в санпропускник, т. е. в баню. Там их хорошо напарили, затем посадили в кузов открытого грузовика и повезли по морозу в городскую тюрьму. Сильно простуженные, в тюрьме они сразу заболели сыпным тифом.
Как-то рано утром в церковь пришла санитарка из Красного Креста и сказала сестрам, что в тифозные бараки привезли из тюрьмы отца Стефана и отца Филиппа. (Бараки эти были расположены на нынешних улицах Байтурсынова и Айтеке Би, где сейчас находится морг, а в то время туда свозили тифозных со всего города). На следующее утро в этих бараках был уже и отец Александр. Мать Феодора ходила навещать их. Через окно она разговаривала с отцом Александром. Он сказал, что чувствуют они себя плохо, и просил красного вина — кагора.

Первым умер отец Филипп — 17 января. Вторым — отец Стефан — 18 января. Мы никак не думали, что отец Александр тоже умрет, все были уверены, что он выживет.
Но и он умер 20 января 1933 года.

В тюрьме нам давали разрешение забирать батюшек из Красного Креста и хоронить. Но предупредили, чтобы хоронили тихо: “Мы проверим — сказали, — и, если будет собираться народ, всех перестреляем”.

К тому времени на той горочке, на которую с колокольни показывал отец Александр, образовали лагерь для раскулаченных. Заключенные жили в холодных и сырых бараках. Был голод, людей заедала вша, и они умирали там, как мухи. Днем заключенные работали, а ночью копали могилы и не успевали выносить мертвецов. Так и стала эта горочка к январю 1933 года кладбищем лагерных узников. Горожан же продолжали хоронить на городском кладбище. Но в тот период, когда умерли батюшки, по каким-то причинам закрыли городское кладбище и всех, умиравших в городе, направляли хоронить на эту горочку. Это длилось не более двух недель, потом городское кладбище вновь открыли.

Отца Филиппа из бараков забрали домой родные, и из дома мы повезли и похоронили его наверху горочки. Отца Стефана некуда было забирать. Гроб с его телом сестры поставили на церковном дворе у оградки. Пришел староста Шахворостов, пришел сосланный в Алма-Ату старый священник отец Афанасий.

Церковь была опечатана, но через бывший в ней лаз, который вел из подвала в алтарь и в ризницу я пролезла наверх и вынесла Евангелие, крест, кадильницу и нужное облачение. Мать Феодора велела брать все лучшее. Потом сестры загородили гроб простынями и прямо на улице, среди сугробов, отец Афанасий и староста Шахворостов помазали отца Стефана миром и облачили. Вложили в руку крест, на грудь — Евангелие, положили кадильницу — все, как положено.

Пришла санитарка из Красного Креста, забрала казенную одежду батюшки. Пришли с проверкой из ГПУ и были довольны — народ не собрался. Велели быстро закрыть гроб крышкой, чтобы никто не видел, что священника хороним. Мы закрыли, забили гвоздями, поставили гроб на телегу, и одолженная у соседей лошадка повезла батюшку вверх на горочку. Мы шли за гробом и плакали.

Матушка Прасковья Кузьминична очень плакала, а несколько позже открыла матери Феодоре, что всю жизнь прожили они с отцом Стефаном как брат с сестрой. Как повенчались, так он сказал:

— Дорогая Прасковья Кузьминична! Хочешь ли ты в рай попасть и с Господом быть?

— Хочу.

— Так вот, я тебе — брат, а ты мне — сестра.

Мы привезли отца Стефана на лагерное кладбище. Гроб нести было некому. Сестры и староста Шахворостов двигали гроб по снегу к могиле отца Филиппа. Земля была застывшая. Копать новую могилу у нас не было сил. Мы выбросили землю из свежей могилы отца Филиппа, в южную сторону от его гроба сделали подкоп и задвинули туда гроб с телом отца Стефана.

Так же хоронили мы отца Александра. Так же облачили на церковном дворе, отдали санитаркам одежду, успокоили своей немногочисленностью ГПУшников, на ту же телегу поставили гроб и повезли отца Александра в предгорье, за Головной арык, на ту горочку, которую он сам для себя указал. Снова выбросили еще, не застывшую землю из могилы отца Филиппа, сделали подкоп в северную сторону и опустили в него отца Александра. Только мать Феодора была недовольна. Она хотела, чтобы посередине лежал отец Александр, как старший, но — как Бог дал. Отцу Стефану было 53 года, отцу Филиппу — 62 года, отец Александр умер 66 лет.

Проходила зима. Наступил великий пост. Мы все еще жили в церковном подвале, через перегородку от овощехранилища. Туда с правой стороны церкви въезжали грузовики и шла разгрузка овощей.

Приближалась Пасха. Народ стал хлопотать об открытии к Пасхе храма. В ГПУ смягчились, разрешили вновь открыть церковь. Но кому в ней служить? Священников нет. Сестры пошли в ГПУ просить разрешения служить на Пасху священнику из ссыльных. Разрешили, дали сестрам на руки документ. Пошла мать Феодора с прихожанкой Стригиной Анной Петровной к ссыльному священнику отцу Афанасию.
Он прочитал разрешение и согласился 3 апреля на Пасху служить.
На эту Пасху все плакали. Прежде батюшки выйдут на амвон — отец Александр, отец Стефан, отец Филипп с крестами в руках, в белых ризах, радостные, и как возгласит отец Александр на всю церковь: “Христос воскресе!” — под купол голос летел, — и гром голосов так же радостно в ответ: “Воистину воскресе! ” А здесь отец Афанасий, старый, слабенький вышел, чуть живой, возгласил еле слышно: “Христос воскресе! ” А в ответ два-три голоса приглушенно: “Воистину воскресе!” — а вся церковь плачет одним стоном. Это была Пасха слез.

Профессор Щелкачев Владимир Николаевич вспоминает: “В 1930 году, в Москве, я был арестован вместе с настоятелем храма Никола-Плотники протоиереем Владимиром Воробьевым за то, что состоял в двадцатке этого храма. Около года я провел на Лубянке и в Бутырской тюрьме, был осужден по статье 58 п. 10-11 и в 1931 году, в канун Воздвижения Креста Господня, сослан на 2 года в Алма-Ату. Алма-Ата была наполнена ссыльными, среди которых были профессора, инженеры с огромным стажем, специалисты разных областей и разных степеней духовенство. В ГПУ мне дали бумагу, что раз в 10 суток я обязан туда являться. А теперь — куда хотите, туда и идите, где хотите, там можете устраиваться на любую работу.

Я пошел в дом колхозника на базарную площадь, единственное место, где можно было переночевать. Это был одноэтажный дом из двух комнат, битком набитый людьми. На полу деревянной веранды я постелил газеты и прилег. Но заснуть не успел — меня отыскал племянник отца Владимира Михаил Иосифович Воробьев и забрал к себе в дом, хотя ссыльных принимать было запрещено. В городе была одна-единственная баня, достать билет в которую было невозможно.

Я устроился преподавателем математики сначала в промышленный техникум, а затем в педагогический институт. Каждый воскресный день я ходил в Никольскую церковь, где служили епископ Герман, архимандрит Феоген и три священника — отец Александр, отец Стефан и отец Филипп. Отца Александра я мало знал, с отцом Стефаном был хорошо знаком, знал и отца Филиппа. Но с ними я не был близок. Духовником в моей ссылке был архимандрит Феоген. Так же хорошо я помню владыку Германа.

В конце 1932 года епископа Германа и всех священников арестовали, и на Пасху 1933 года Никольская церковь была закрыта. Но люди пришли, пришел и я, и все мы стояли во дворе перед закрытыми дверями. Как же мы были изумлены и как обрадованы, когда поздно вечером неожиданно открылись церковные двери!

Поток людей влился в храм и началась пасхальная заутреня. Служил старый священник из ссыльных и известный московский протодиакон Туриков, тоже ссыльный.
Было скорбно и радостно встречать эту Пасху, наверное самую памятную в моей жизни”.

Окончательно Никольская церковь была закрыта в феврале 1936 года. Ее закрытие сопровождалось арестом преемника епископа Германа по Алма-Атинскогй кафедре епископа Александра (Толстопятого), который особым совещанием тройки при НКВД СССР 3 сентября 1936 года был приговорен к заключению в исправительно-трудовой лагерь сроком на 3 года.

С начала Великой Отечественной войны в Никольской церкви была устроена конюшня, а в подвале ее размещалась военная штрафная рота.

В это время в Алма-Ате не осталось ни одной действующей церкви. Христиане тайно собирались на квартирах для общей молитвы.

Никольский храм возвратили общине верующих в 1946 году. Он представлял в это время неприглядное зрелище — без крестов, с сорванными куполами и снесенной колокольней.

Община сразу приступила к ремонту. Весной 1946 года, когда еще внутри и снаружи храма стояли леса, назначенный на вновь образованную в 1945 году Алма- Атинскую и Казахстанскую кафедру архиепископ Николай (Могилевский) освятил отремонтированный первым центральный придел святителя Николая, и на Благовещение в нем прошло первое богослужение.

Продолжался ремонт двух других приделов. Заново написан иконостас, в храм возвратились изъятые иконы. Одна из них, икона святителя Николая, с надписью “Образ сооружен в память 25-летия служения иерея Александра Скальского Церкви Божией 23 декабря 1911 года” была вновь положена перед амвоном центрального придела. И ковчег с мощами великомученика Пантелеимона, привезенный с Афонского подворья отцом Стефаном, вновь обрел свое место в алтаре Пантелеимонова придела.
И как знать, Сам ли Господь внушил архиерею-исповеднику, прошедшему тюрьмы, ссылки и лагеря, или кто рассказал ему о заветном желании отца Александра, но в подвале храма были возведены кирпичные перегородки, выложен кафелем пол, и под Варваринским приделом устроен небольшой и теплый храм в честь Успения Божией Матери. Никольская церковь на несколько десятилетий стала Кафедральным собором Казахстанской епархии.

Память о священномучениках протоиереях отце Александре, отце Стефане и отце Филиппе свято сохранялась в сердцах благочестивых жителей г. Алма-Аты. На их братской могиле монахинями была положена каменная надгробная плита с высеченной на ней надписью: “Священники Никольской церкви протоиерей Александр Скальский, протоиерей Стефан Пономарев, протоиерей Филипп Григорьев”. И несмотря на то, что с послевоенных лет лагерное кладбище стало постепенно превращаться в один из жилых районов города, на каждую Радоницу монахини и прихожане Свято-Никольского собора приходили на могилу пастырей, зажигали свечи и негромко, чтобы не беспокоить близ живущих, пели пасхальный канон, возвещая усопшим радость о воскресшем Господе. Облюбовавшие горочку жильцы неоднократно сбрасывали плиту с могилы в овраг, но матушки снова и снова старческими усилиями втаскивали на гору камень и устанавливали его на дорогую им могилу.

И однажды, в 60-е годы, прихожане, придя с пасхальным приветствием на могилу исповедников, не нашли ни плиты, ни могилы. С вершины горы были скинуты все остававшиеся на ней памятники, и трактор сровнял с землей последние могильные холмы, напоминавшие о кладбище лагерных узников. В дальнейшем, при прокладке дороги, проведении газопровода и высоковольтной линии врезался в землю ковш экскаватора, выворачивал из пласта земли кости, черепа, остатки гробов и вперемежку с камнями, корнями и глиной ссыпал их в кузов самосвала, который увозил их — куда? — неизвестно.

Время брало свое. Монахини одна вслед за другой перешли в иную жизнь, горочка все больше застраивалась особняками. Но невозможным оказалось уничтожить в народе память о Кучугурских пастырях — исповедниках и новомучениках.

В 1993 году на запрос архиепископа Алма-Атинского и Семипалатинского Алексия в горисполком об эксгумации останков священнослужителей на бывшем кладбище, а теперь на Кирпичнозаводской улице и, в случае обретения перенесения их в склеп, выстроенный во дворе Свято-Никольского собора, получен положительный ответ.
При раскопках на предполагаемом месте их захоронения были обнаружены остатки полуистлевшего гроба с находившимися в нем человеческими останками. При погребенном были найдены хорошо сохранившийся медный крест на ветхой тесьме и две медные монеты с датой чеканки 1930 и 1932 год. При дальнейших поисках с правой и с левой стороны от первой могилы были обнаружены такие же полуистлевшие гробы с человеческими останками. Но ни в первом, ни во втором, ни в третьем захоронении не было предметов, свидетельствовавших о священном сане погребенных — ни наперсных и напрестольных крестов
, ни Евангелия, ни кадильниц, которые в 1933 году были положены пастырям при погребении их духовными детьми. Стало ясно — при изменившемся до неузнаваемости вследствие строительных работ рельефе горочки нами была обнаружена иная могила жертв тех же 30-х годов находившегося здесь сталинского концлагеря. Было решено перенести останки в склеп Никольского собора, поставить над ним памятный поклонный крест, у которого, как у символа жертв репрессий, служить панихиды с поминовением имен казахстанского духовенства и мирян, пострадавших в годину испытаний, выпавших на долю Святой Православной Церкви в ХХ веке.

В этот же период, продолжая работу над составлением жизнеописания кучугурских священномучеников, время от времени мы приходили к Анастасии Нагибиной. В одино из таких посещений Анастасия Степановна сказала следующее: “Все это время я пыталась вспомнить, почему отец Александр так желал быть похороненным на этой горочке, и, углубляясь памятью в события того времени, вспомнила, как однажды, там же на колокольне Никольской церкви, он, смотря на горочку, вдохновенно, с душевным трепетом и простирая руки в сторону горной возвышенности, сказал: “Как придет Господь во славе для праведного суда на землю, а я на горе восстану, я первым встречу Его и стану высоко над городом, и устремлюсь к Нему и скажу: “Господи! Господи! Вот я!”
Эти, извлеченные из глубины памяти слова отца Александра, возможно, дают объяснение неудачи нашего поиска их мученических останков. Возможно, не пожелал отец Александр спускаться в низину города
, взыскуя нового града, Горняго Иерусалима. И для нас до страшного дня второго пришествия Господня остается тайной, где встретят Господа верные рабы Его.

В дополнение

Весной 1995 года стараниями православных алматинцев во дворе Свято- Никольского собора над склепом с останками жертв репреесий 30-х годов было завершено сооружение памятного гранитного постамента, увенчанного деревянным резным крестом. На гранитной плите постамента наряду со множеством имен новомучеников Казахстанских высечены и имена Николо-Кучугурских священномучеников протоиереев отца Александра, отца Стефана, отца Филиппа. И как явное знамение Божия благоволения к почитанию памяти новых Казахстанских святых перавя панихида у воздвигнутого постамента была совершена Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в первый день своего исторического визита в Казахстан. Так видимым образом укрепляет Господь свою Церковь и в промыслительных обстоятельствах, сопутствующих прославлению Его святых, православный народ видит проявление благости Его Промысла, управляющего церковным кораблем среди всех бурь и искушений современности, подающего христианам Свою изобильную благодатную помощь.



14. Об оказании активной помощи ссыльным в Никольской церкви подробно изложено в деле № 235771, Ахив КНБ Республики Казахстан.
[вверх]
15. “Омские Епархиальные Ведомости”, 1906. № 6-7; 1911. № 11; 1913. № 1б, 1915; № 3 1916; № 28 1917, № 16.
[вверх]
16. Архив КНБ Республики Казахстан, дело № 235771.
[вверх]
17. Местночтимый святой мученик Виктор, сподвижник преподобномучеников Серафима и Феогноста, пострадал в конце 30-х гг.
[вверх]

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Rambler's Top100
Сайт управляется системой uCoz