Настоятель Свято-Никольского кафедрального собора Русской Православной Церкви
в Алма-Ате (Верном, Алматы) 1948-1957
одился в благочестивой семье Василия Васильевича и Анны Ивановны Виноградовых. Отец происходил из дворовых людей князей Долгоруковых и родился в с.Кряково в 12 верстах от дер.Хотыницы, в которой впоследствии преподавал всю жизнь. Был человеком очень начитанным и любившим свое дело, интересовался не только литературой, но и математикой, физикой, химией, агрономией, производил меторологические наблюдения, знал ремесла столярное и сапожное, хорошо играл на физгармонии. Во все время
своего учительства он был регентом церковного хора, в котором принимали участие как ученики его школы, так и окончившие ее. Екатерининская церковь, где Василий Васильевич был регентом хора, находилась в погосте Каложницы в полутора верстах Хотыниц. Мать - Анна Ивановна происходила из села Сиворицы Гатчинского уезда Петербургской губ., где ее отец Иван Михайлович Лихачев и мать Антонина Ивановна были фельдшерами. Анна Ивановна работала учительницей сначала на своей родине, познакомилась с будущим супругом в хоре певчих на съезде учителей в Гатчине, где торжественно отмечался день памяти Святителя.Николая, и, как они любили говорить: сосватал их Святитель Николай, которого впоследствии и сам архимандрит Исаакий считал своим покровителем в течение всей своей жизни. Ваня Виноградов родился в Петербурге, куда мать приехала на время родов из с. Княжево в родовспомогательное отделение Александровской женской больницы и был окрещен в честь Крестителя Господня Иоанна Предтечи.Места проживания архимандрита Исаакия
Санкт-Петрербургская губ., с. Княжево
Первые годы жизни его в основном протекали в селе Княжеве, где мать его была учительницей. Часто отец, который учительствовал в соседнем селе Хотыницы, приходил в Княжево к жене и детям на лыжах и проводил с ними свободное время. Иногда отец присылал за женой и детьми извозчика с лошадкой, и Анна Ивановна с дочерью Тоней и маленьким Ваней ехали к отцу в Хотыницы, а потом - в церковь. Так как Василий Васильевич был регентом, а Анна Ивановна пела в хоре, то буквально с пеленок маленький Ваня присутствовал на богослужении, часами лежа на хорах и засыпая под звуки церковных песнопений, а иногда и "подпевая" им. С раннего детства Ваня охотно посещал храм, а дома играл в "батюшку". С трехлетнего возраста всех благословлял. Часто бывая в храме, он постепенно заучил много молитв, так что мог отслужить всенощную, совершить почти целиком любую "требу" для кукол своих сестриц, "Крестил", "венчал" кукол, молился, воздевая руки, над "больными" куклами
1901 - 1913
В 1901г. после рождения младшей дочери Ольги Анна Ивановна перестала преподавать, и всей семье, наконец, удалось соединиться, поселишись вместе в Хотыницах. Родители были для Вани и его сестер духовными наставниками, а затем и учителями. Ваня Виноградов закончил 3-х годичную сельскую школлу в Хотыницах, где преподавал его отец. Отец Вани преподавал не только русский язык и арифметику, но на этих же уроках давал понятие о явлениях природы и даже сопровождал уроки опытами по физике. В книге для чтения содержались повествования из русской истории. В школе была хорошая библиотека детских книг, прекрасные повести Авенариуса на исторические темы. Дома в семье Виноградовых также была неплохая библиотека Отец любил храм Божий и церковное пение, почитал духовенство. Будучи регентом Екатерининской церкви, отец Вани обучал учеников и пению, все его ученики пели в церковном хоре. Раз в неделю школу посещал священник, настоятель Екатерининской церкви. Каждый день в школе кто-нибудь из учеников читал перед уроками Евангелие на церковно-славянском языке. Все члены семьи Виноградовых пели на клиросе, начиная с самого раннего возраста. кто-нибудь из учеников читал перед уроками Евангелие на церковно-славянском языке. К заутрене в Екатерининскую церковь Виноградовы ходили всей семьей. Ваня принимал деятельное участие в Крестном ходе на Пасху - нес на полотенце Евангелие, еще тяжеловатое для него. В первый день Пасхи Ваня с отцом поднимались на колокольню звонить. В годы учения в начальной школе у Вани начались первые опыты стихотворчества. Впоследствии выражать свои чувства в стихотворной форме сделалось его потребностью, особенно в дни пребывания его на фронте. С военными неудачами России в Русско-Японской войне было связано некоторым образом поступление Вани в реальное училище. Когда приблизилось окончание Ваней сельской начальной школы, то отец задал ему вопрос: "Кем бы ты хотел быть, когда вырастешь?". Ответ был давно готов: "Батюшкой!" - "Видишь, сынок, если бы мы отдали тебя в духовное училище
(а это вообще и не так легко было сделать, т.к. там учатся преимущественно дети лиц духовного звания), ты бы мог к моменту окончания курса изменить свое мнение и захотеть пойти по другой специальности, сказать: "Вот, родители послушались меня, еще десятилетнего дурачка, а теперь мне трудно поступить в светское высшее учебное заведение". Если же ты окончишь светскую школу (гимназию или реальное училище), и твое намерение быть батюшкой не изменится, то мы даем тебе слово не возражать против того, чтобы ты поступил потом в Духовную Академию". Ваня с дивным послушанием совету родителей, которых горячо любил, поступил в 1-е Реальное училище в Санкт-Петербурге. Из воспоминаний архимандрита Исаакия: "Я согласился с доводами моих родителей. Выбрано же было реальное училище, а не гимназия потому, что поражение России в тот момент многие приписывали отсталости нашей в области техники. Папа, любивший точные науки, был согласен с этим мнением и считал, что необходимо всемерно содействовать развитию в России технического образования. В Петербурге было три реальных училища. Первое было наилучшим из них. Главное же преимущество для нашей семьи заключалось в том, что при нем было общежитие для иногородних воспитанников".Действующая армия, Румынский фронт
Служил в Царской армии на Румынском фронте в чине прапорщика. Когда произошла революция и началась гражданская война, будущий архимандрит остался верным присяге Царю и Отечеству. Он вступил в ряды Добровольческой армии -
в отряд полковника М.Г.Дроздовского (в будущем генерала). По данным [Зв1] служил в Дроздовском полку с февраля 1918г.
Добровольческая армия генерала Деникина
В мае 1918г. отряд Дроздовского влился в состав армии генерала Деникина, Ивану Виноградову присвоили звание штабс-капитана. Будущий архимандрит был трижды ранен в боях, лечился в госпитале. Но будущий архимандрит не оставлял мысли служить Церкви. Об этом он писал стихотворении:
Когда ж настанет день надежды исполненья
И выйдет из беды Святая наша Русь,
Я брошу тяжкий путь военного служенья
И в келии монахом затворюсь
В 1920г. после поражения армии Врангеля Иван Васильевич Виноградов вместе с Белой армией попал на чужбину .
Турция, о. Галиполи
1920 - 1920
В чине капитана с 1920г. вместе с Добровольческой армией он попал в Турцию. Турецкое правительство отселило военных и других русских беженцев в лагерь на голом, каменистом острове Галиполи. Русские по созвучию прозвали его "Голое поле". Русские голодные раненые солдаты были брошены на этой голой земле. Русская армия за границей оказалась в тяжелейших условиях, средств для существования не было, надежда вернуться на родину угасала. Будущий архимандрит спустя много лет рассказывал о тяжких годах эмиграции, об ужасной жаре и зное на полупустынных берегу пролива Дарданеллы и о том, как много он тогда по ночам молился, а над головой у него было темное южное небо с россыпью звезд... На острове Галиполи будущий архимандрит вступил в "Галиполийское землячество", основанное русскими эмигрантами
Иван Виноградов участвовал в ряде конференций общины "Христианское движение". На одной такой конференции он встретился с епископом Сергием (Королевым) из Праги, который сообщил ему об открытии в Париже Свято-Сергиевского Богословского института и дал свое благословение туда поступить.
Парижский Православный Богословский институт Преподобного Сергия
Иван Виноградов был зачислен в институт в числе первых десяти человек. Его духовным наставником стал митрополит Евлогий (Георгиевский) - богослов, выдающийся церковный деятель, предстоятель русских православных общин в Западной Европе. В Свято-Сергиевском православном институте преподавали талантливые богословы, ученые-профессора протоиерей Сергий Булгаков, В.
В. Зеньковский, А. В. Карташев, С. С. Безобразов, Г. Г. Флоровский, архимандрит Киприан (Керн) и др. В архиве архимандрита Исаакия хранится фотоснимок протоиерея Серия Булгакова с надписью: "Возлюбленному о Господе сослужителю иеромонаху отцу Исаакию. С благодарной памятью об общей молитве и трудах под покровом Преподобного Сергия. 23.06/6.07.1928г. Париж"Образование архимандрита Исаакия
1-е Санкт-Петербургское реальное училище
Год окончания - 1913
осле окончания 1-го Реального училища он блестяще сдал вступительные экзамены в Санкт-Петербургскую Духовную Академию
Санкт-Петербургская Духовная Академия
Год поступления - 1913, год окончания - 1914
В день праздника в честь Казанской иконы Божией Матери 22 октября 1914г. в храме при Духовной Академии был посвящен в стихарь. Один из приделов храма был посвящен св.мч.Феодору Тирону. В день празднования его памяти в Академии всегда было торжественное богослужение с участием многих архиереев, бывших воспитанников Духовной Академии. Большая, во весь рост, икона мученика, содержала частицу его мощей. После богослужений было торжественное вручение дипломов выпускникам Духовной Академии. Однажды, будучи на I курсе Академии, будущий архимандрит Исаакий после богослужения присутствовал на торжественном вручении дипломов выпускникам, где видел архиепископа Тихона (Беллавина), впоследствии Патриарха Московского и всея Руси, прославленного в лике святых. В 1914г., будучи студентом Академии, был мобилизован в Царскую армию. Перед этим Бог судил ему быть у мощей преп.Варлаама Хутынского. Иван, тоскуя о монашестве, стал молиться об исполнении свой мечты этому угоднику Божию. После молитвы, наклонясь к мощам, спросил: "Буду ли я монахом?" - И услышал голос: "Будешь монахом". С тех пор он до конца жизни хранил благодарность преп.Варлааму Хутынскому
Владимирское военно-пехотное училище
1914 - 1 октября 1916
прапорщик
Как и других слушателей Духовной академии, Ивана направили на срочные курсы офицеров во Владимирское военно-пехотное училище в Петербурге. К чадам Русской Православной Церкви Святейший Синод обратился с призывом идти на ратное поле. Иван Виноградов испытывал огромное чувство любви к Родине. Он считал, что любовь к Родине священна, а ее самое яркое проявление - в защите родного Отечества. 1 октября 1916г., в день Покрова Пресвятой Богородицы, Иван Виноградов был произведен в офицеры и в чине прапорщика был направлен в действующую армию на Румынский фронт. Перед отъездом на фронт он поехал попрощаться с родителями и получить их благословение. Прощаясь, молитвенно
испрашивая для своего сына божественного покрова и охранения, отец надел на сына маленькую перламутровую иконку. Эту иконку вместе с нательным крестом он всегда носил на груди до 1945г. (В мае 1945г., уже в заключении, кто-то из уголовников сорвал с его шеи цепочку с крестом и родительской иконкой).Рукоположение
монах
Исаакий
20 февраля
Отмечая большие дарования студента Виноградова и идя навстречу его желанию, митрополит Евлогий постриг его в монашество с именем Исаакий - в честь преп. Исаакия исповедника, игумена обители Далматской (память его 31 мая с.ст.). Будучи за границей, Иван переписывался с родителями. На этот постриг он получил материнское благословение (отца тогда уже не было в живых)
Через три дня, в день 1-го и 2-го обретения главы св.Иоанна Предтечи (в день именин Ивана в миру) был рукоположен во иеродиакона
иеромонах
18 июня
Был посвящен в сан иеромонаха в день празднования Боголюбской иконы Божией Матери В 1952г. о.Исаакий вспоминал об этом дне: "24 года назад в Париже снизошла на мою главу Божественная благодать священства. Я стоял в алтаре у правого угла престола коленопреклоненный, на главе моей лежали епитрахиль и ласковая рука святителя митрополита Евлогия, моего старца и восприемника в иноческом чине, за год с лишним перед тем постригшего меня в монашество. И хор нашей небольшой церкви Сергиевского подворья стройно пел по-гречески "Господи, помилуй" ("Кирие, элеисон")
игумен
2 февраля
Был возведен в сан игумена в 1932г. Был возведен в сан игумена в день праздника Сретения Господня
архимандрит
14 января
Служение архимандрита Исаакия
Чехословакия, г.Прага, церковь свт. Николая
иеромонах, помощник епископа Сергия (Королева
В 1928г. после успешного окончания Богословского института иеромонаха Исаакия направили в Прагу, где под руководством епископа Сергия (Королева) он духовно окормлял русских, проживающих в Чехословакии. Как в Париже, так и в Праге русские собирались вокруг Православной Церкви. Неудивительно, что Владыка Сергий и отец Исаакий были в центре эмигрантской жизни русских, многие из которых были измучены и озлоблены, а все свои печали и горечи несли к духовным отцам. Владыка Сергий и иеромонах Исаакий были одного духа: большая любовь к Богу и ближним объединяла их более 17 лет. Позже, в 1950-е годы, о.Исаакий рассказывал, как он ходил к Владыке Сергию в его убогую однокомнатную квартирку, как они устраивали чай по четвергам и как объединял их "брат-самовар", а вокруг было много молодежи, студентов, людей незнатных и знаменитых, богатых и бедных, и все находили тепло, внимание и помощь Отец Исаакий притягивал к себе людей обаянием, духовной образованностью и большой молитвенностью. Люди не только любили и уважали его, но и полностью ему доверяли, так как он прошел через подобные страдания сам. О.Исаакий сумел объединить вокруг себя православную общину. Многих ему удалось обратить к Богу, многих присоединить к Православию, о чем свидетельствуют воспоминания многих эмигрантов и их благодарные надписи на фотографиях, подаренных ему в Праге. Из воспоминаний духовной дочери А.В.Окуневой, относящихся к 1950 гг.: "Особый интерес в наследии, оставленном архимандритом Исаакием, представляют фотоальбомы, которые являются отражением всей его жизни, служения Богу, его окружения, истории русских эмигрантов. Отец Исаакий очень бережно относился к памяти прошлого. Всматриваясь в лица людей на фотографиях, отец Исаакий мог часами рассказывать о каждом. Он обладал уникальной памятью: помнил до малейших подробностей факты, даты, имена, где кого крестил, кого венчал, отпевал... "Высокочтимому архимандриту Исаакию, духовному отцу и личному другу" - такие надписи можно прочесть на фотографиях, подаренных батюшке Василием Немировичем-Данченко, Б.Н.Лосским, проф. В.В.Зеньковским, о.Сергием Булгаковым, графиней Софьей Шварценберг (урожд. княжной Трубецкой), отцом Сергием Четвериковым и другими. Осталось несколько альбомов от учеников в Праге, крестников, духовных чад и друзей архимандрита Исаакия, посвященных батюшке..." Отец Исаакий был искренно привязан к детям Михаила Михайловича и Елены Николаевны Осоргиных, одних из основателей Сергиевского подворья в Париже. Сохранился фотоальбом, подаренный ему семейством Осоргиных, с надписью: "Дорогому нашему другу и домочадцу иеродиакону, "иероняне" отцу Исаакию в день его Ангела. 30 мая 1928г. от Мули, Паки и Маки. Сергиевское подворье". (Дети Осоргиных прозвали иеромонаха Исаакия "иероняней", т.к. он часто оставался с детьми, когда родители уходили в гости или в театр, рассказывал им сказки и истории из Библии)
Чехословакия, г.Прага, Успенская церковь на Ольшанском кладбище
Из материалов дела 1945г.: "Был назначен высшим священником РОВС. Преподавал на Высших Военных курсах". Преподавание было важной частью деятельности о.Исаакия. Он преподавал Закон Божий православным детям, оказавшимся в Праге. Ученики все любили батюшку и, конечно, пользовались его добротой, но всегда затихали, когда он изъяснял душеспасительные истины, рассказывал им о Таинствах Церкви. * В Праге он читал лекции по богословию и нравственному воспитанию. Он всегда говорил без записей, по памяти, поэтому записей этих лекций не сохранилось. По воспоминаниям его учеников, о.Исаакий отличался необыкновенной сердечностью, отеческой мягкостью, благочестием. Детей учил избегать осуждения, ссор, злословия, драк, неприличных шуток, призывая блюсти нравственную чистоту, скромность. Стремился возбудить в них любовь к Святой Истине, делая все, чтобы заложенное в чистую детскую душу зерно веры, проросло. Отец Исаакий ездил в Галиполийский летний лагерь "Витязи" в Добжицах, где дети отдыхали на лоне природы. В детском лагере он благословлял детей, проводил утреннюю общую молитву, беседовал о православной вере и Церкви. Лагерь "Витязи" был создан для религиозно-нравственного воспитания православных детей. Из воспоминаний духовной дочери о.Исаакия пражанки Элеоноры (в крещении Елены): "Приехал из Праги нас навестить о.Исаакий. Конечно, все ему были рады, особенно девочки. О.Исаакий вместе с ними отправился обозревать окрестности со средневековым замком Карлштейн. Замок стоит на горе... Мы вдруг заметили, что опаздываем на поезд. О.Исаакий, недолго думая, бросился бежать, подхватив рясу. Мы, девочки, вприпрыжку побежали за ним. В этом городке никогда никто не видел православного священника, да еще мчащегося с горы... На поезд мы все-таки успели... о мне до сих пор теплится та искра, которую он зажег. В детстве мне казалось, что Иисус Христос был похож на отца Исаакия... Отец Исаакий был молод и доброты совершенно необыкновенной... " Во время войны с Германией архимандрит Исаакий вселял в сердца своих прихожан уверенность в победе России над фашизмом. Тогда ему было видение, в котором святой князь-мученик Вячеслав Чешский предсказал, что русский народ победит. О. Исаакий составил свою молитву этому святому:
Из глубины веков встает передо мною
Прекрасный образ князя Вячеслава.
Его венчает воинская слава,
Но больше славен жизнью он святою.
Во дни суровые чужой над нами власти
Меня сподобил ты и своего виденья,
Благословив молитву и терпенье
И предсказав, что кончатся все страсти.