По благословению Алексия, архиепископа Алматинского и Астанайского
1 (001), 30 апреля 2000 г.
2000 год | 2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год
номера за все годы - щелкните на нужный год от РХ

"Никольский Благовест" содержит проповеди, сведения о всех православных праздниках, традициях, о православном богослужении, сведения об инославии, апологетику, месяцеслов на каждый день и многое другое.

Пасха. Из огласительного слова Иоанна Златоуста. Из Священного Писания. Светлое Христово Воскресение. Тайна Благодатного Огня. Проповедь. Иверская икона Божией Матери. Икона Божией Матери "Живоносный Источник". Артос. Великомученик Георгий Победоносец (+303). Месяцеслов.

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!
С праздником, православные!
Христос воскресе из мертвых,
смертию смерть поправ,
и сущим во гробех живот даровав.

Тропарь, гл. 5.

Аще и во гроб снизшел еси Безсмертие, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси яко победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся, и Твоим апостолом мир даруяй, падшим подаяй воскресение.

Кондак, гл. 8.

Из огласительного слова Иоанна Златоуста:

се, кто был благочестив и боголюбив, - пусть наслаждаются этим добрым торжеством. И все, кто был благоразумен, - пусть войдут в этот день в радости Господа своего. Кто трудился и постился, - пусть получит сегодня награду. Последнего и первого в этот день Господь принимает с одинаковой радостью. Пусть богатые и бедные в этот день радуются друг с другом. Прилежные и ленивые - пусть одинаково чтут этот день. Постившиеся и не постившиеся - пусть одинаково веселятся. Пусть никто в этот день Пасхи не рыдает о своем убожестве, - потому что явилось общее царство. Пусть никто о грехах своих не плачет, - потому что в этот день Бог дал людям Свое прощение. Пусть никто не боится смерти, всех освободила смерть Христа:

Из Священного Писания:

По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот сделалось великое землетрясение: ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег. Устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые. Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищите Иисуса распятого; Его нет здесь: Он воскрес, как сказал; пойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых:Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се, Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему''.

[ Евангелие от Матфея, 28;1-9. ]

ИЗ ИСТОРИИ:

о времена Иисуса толпы паломников каждую весну устремлялись в Иерусалим, чтобы принять участие в празднике Пасхи. В пасхальные дни евреи вспоминали далекие времена - ночь, когда Бог освободил Свой народ из египетского рабства. В ту ночь каждая еврейская семья заколола по ягненку и помазала кровью косяки дверей - и смерть, каравшая египтян, прошла мимо еврейских домов: отсюда праздник получил название ''Песах'' (''Пасха''), что на древнееврейском языке означает ''прохождение мимо''. И именно в канун праздника Пасхи около 2000 лет назад в Иерусалиме произошли те события, когда Иисус Христос принял крестную смерть ради спасения человечества и воскрес в третий день, исполнив все пророчества Священного Писания. Поэтому в Церкви христианской наименование Пасха получило особый смысл и стало обозначать прехождение от смерти к жизни, от земли к небу.

Светлое Христово Воскресение

обытие Воскресения Христова - величайший христианский праздник, торжество православной веры, знамение победы над грехом и смертью и начало бытия мира, искупленного и освященного Господом Иисусом Христом. Праздник Пасхи был установлен и праздновался уже в апостольской Церкви. На 1-м Вселенском соборе (325 г.) было установлено праздновать Пасху повсеместно в первое воскресенье пасхального полнолуния, чтобы Пасха христианская всегда праздновалась после иудейской. На 4-м Вселенском соборе было определено прекращать пост и начинать празднование Пасхи тотчас после полуночи.

Святой Григорий Богослов учит: ''Принесем дары Пострадавшему за нас и Воскресшему. Может быть, вы думаете, что я говорю о золоте, или о серебре, или о тканях, или о прозрачных и драгоценных камнях. Это - вещество земное, преходящее и на земле остающееся, которого всегда больше имеют злые - рабы дольнего, рабы миродержителя. Нет, принесем самих себя - стяжание самое драгоценное пред Богом и Ему наиболее свойственное, воздадим Образу сотворенное по образу, познаем свое достоинство, почтим Первообраз, уразумеем силу таинства настоящего праздника, и то, за кого Христос умер. Уподобимся Христу, ибо и Христос уподобился нам: соделаемся богами ради Него, ибо и Он стал человеком для нас. Он восприял худшее, чтобы дать лучшее; обнищал, чтобы нам обогатиться Его нищетою; принял зрак раба, чтобы нам получить свободу; снизошел, чтобы нам вознестись; был искушен, чтобы нам победить; потерпел бесславие, чтобы нас прославить; умер, чтобы спасти; вознесся, чтобы привлечь к Себе долу лежащих в греховном падении''. В службе праздника Пасхи воспевается богосветлая победа Господа нашего Иисуса Христа над врагом нашего спасения и дарование нам жизни вечной. Все Богослужение и церковные обряды этого праздника особенно торжественны и проникнуты одним чувством радости о Воскресшем, так что Церковь Христова в это время представляется скорее торжествующею на небесах, нежели еще воинствующею на земле. И если когда христианское сердце бывает всего более возвышенно настроено, чуждо разного рода всего греховно-преступного, если когда оно бывает всего глубже исполнено духовного содержания, то это именно в минуты величественнейшего пасхального Богослужения. Сила благодати Божией наполняет душу христианина неизъяснимым умилением, тихим счастьем, высоким блаженством пламенной любви к Богу - Спасителю и к людям - братьям о Христе.

Тайна Благодатного Огня

имвол таинственного общения неба с землей, Благодатный Огонь, по свидетельству святых отцов, впервые вспыхнул в славный миг Воскресения Христова, осияв Святое Ложе, где тридневно почил Сказавший: ''Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!'' (Лк.12,49). Самые ранние упоминания о Благодатном Огне встречаются у святых Григория Нисского и Иоанна Дамаскина. ''Исполнен был Гроб света'', - пишет святитель Григорий об апостоле Петре, узревшем благодатное сияние не только чувственными очами, но высоким апостольским умом.
Чудесное явление Благодатного Огня возникает уже долгие века из года в год в Великую Субботу на Гробе Господнем, т. е. на месте погребения и славного Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Множество паломников самых различных убеждений и вероисповеданий со всех концов земли стекаются в Иерусалим накануне Пасхи. И каждый человек стремится иметь возможность, если не в самом Храме Воскресения Христова, который переполнен в буквальном смысле этого слова сверху донизу, то хотя бы издали увидеть что- нибудь из этой единственной и своеобразной церемонии получения благодати Святого Огня в Великую Субботу. Существует много свидетельств очевидцев
об этом уникальном и чудесном явлении.

Утром в Великую Субботу под особым контролем во всем Храме гасятся огни. На середине ложа Живоносного Гроба ставится лампада, наполненная маслом, но без огня. По всему ложу раскладываются кусочки ваты, а по краям - прокладывается лента. Так приготовленная, после осмотра полиции, Кувуклия (Часовня над Гробом Господним) закрывается и запечатывается. Около 12-ти часов дня совершается крестный ход вокруг Святой Часовни. После третьего обхождения Патриарх Иерусалимский останавливается перед запечатанной дверью в Кувуклию и разоблачается до подризника. Затем снимают печати с двери Кувуклии и Патриарх, держа в обеих руках по 33 свечи (земной возраст Христа Спасителя), входит в пещеру Гроба Господня. Закрываются двери Часовни.
В тесной толпе в руках тают свечи. Одни - в молитвенном молчании ждут от Господа Благодатного Огня, другие - громко, хором повторяют слова молитв, бьют в барабаны и хлопают в ладоши, некоторые забираются на плечи друг другу и даже на Кувуклию. Это - арабская молодежь. По некоторым свидетельствам, в один год арабов не впустили и не позволили им кричать и петь около Кувуклии и почти до вечера ждали Благодатного Огня. Потом их впустили, они прошли, пели и скакали, читая свои молитвы, и только тогда сошел Благодатный Огонь. Вот как - Господу угодны молитвы всех людей и такие молитвы тоже угодны. Проходят томительные и напряженные минуты ожидания, когда минуты кажутся часами. И хотя каждый человек по-своему выражает свои чувства, с трепетом и замиранием сердца
все, находящиеся в Храме, ожидают вожделенного момента первого появления Святого Огня из Святого Гроба. И вот, если сейчас зримо явится эта Божественная благодать, - это значит еще один год на земле царствует Православная Церковь, а если нет:!!!

А в пещере Гроба Господня темно, и Патриарх в одиночестве молится Спасителю: Тянется время: иногда десять, пятнадцать минут, а бывает и долее. И вдруг в темноте на ложе Живоносного Гроба рассыпаются ярко-голубые бисеринки, умножаясь, превращаясь в синий огонь, в Божественное сияние, от которого загораются приготовленная вата, лента и лампада: все превращается в пламя Благодатного Огня. Патриарх зажигает свои два пучка свечей, и сразу же Небесный Огонь выносится народу. Как взрыв, раздается шум восторга по обширному пространству Храма Воскресения Христова. Люди зажигают свои пучки свечей, и в миг, от одного к другому, Огонь распространяется по всей громадной церкви - внизу и наверху. В течение первых 10 - 15 минут Огонь совершенно не обжигает. И в таком море огня никогда не бывает и малейшего намека на пожар. В том, что этот Огонь необыкновенный, нет никакого сомнения.

Несколько веков тому назад армянам удалось оспорить у православных право получать Священный Огонь в пещере Гроба Господня. Православные не могли даже войти в Храм. Патриарх с народом стоял снаружи, молился и плакал. И через некоторое время рядом с тем местом, где стояли православные, раздался как бы раскат грома, мелькнула молния, которая рассекла каменную колонну, и оттуда вышел Благодатный Огонь. А попытка армянского клира осталась безуспешной. И с той поры никто из инославных больше не решался посягать на право получения Благодатного Огня у православных греческих архипастырей. Так эта колонна и стоит, рассеченная и почерневшая от Огня, в назидание всем.

В Свято-Вознесенском кафедральном соборе г. Алматы в Алтаре находится постоянно горящая лампада, которая была возжена на Святой Земле в Великую Преблагословенную субботу в 1996 году.

СЛОВО ПАСТЫРЯ

адуйтесь!'' - это первое слово воскресшего Христа, сказанное Им женам - мироносицам, а через них всем людям. И Святая Церковь, празднуя Христово Воскресение, призывает своих чад к радости. ''Сей день, его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся''. ''О Пасха, избавление скорби!'' ''Пасха, радостию друг друга обымем'' (стихиры Пасхи). Все песни Пасхи, особенно Пасхальный канон преп. Иоанна Дамаскина, преисполнены радостью. Не только чада Божия живые призываются, как светоносные, выйти навстречу ''исходящему Христу из гроба, яко Жениху'', но представляются радующимися, как бы живыми, и во аде находящиеся.

Но почему же радость Святой Пасхи в сердца многих почти не входит, или быстро исчезает, как блекнет иногда на мгновенье светлый луч и опять становится кругом серо и темно? Почему дни Пасхи для многих почти теряются среди серых будничных дней, и в сей нареченный ''святой День:праздников Праздник и Торжество торжеств'', - в сию ''воистину священную ночь и светозарную'' (из Пасхального канона), - едва почувствуется прилив радости небесной, и скоро отходит? Да потому, что люди мало живут во Христе, следовательно, и войти в радость Господа своего (Мф.25,21) не могут надолго. Они не там ищут радости, где учил искать ее и открыл нам Христос. Большинству людей вполне понятны лишь радости земной жизни, и они готовы отдаваться им днем и ночью. Самую веру Христову многие хранят лишь как средство, помогающее испросить у Бога те же радости земной жизни, как будто вера только какой-то придаток к земному благополучию. Между тем ведь Христос пришел на землю не для того, чтобы во время земной жизни люди могли лучше есть, пить, веселиться. Он принес в мир иную, высшую, небесную радость жизни в Боге, в которой растворяются все скорби жизни земной.
''Радуйтесь!'' - сказал Господь, явившись по Воскресении женам-мирсносицам, и, прежде всего, Своей Пречистой Матери. О чем же радоваться? Воскресением Своим Христос очистил людей от греха, снял клятву, открыл источник благословения небесного, ради которого и земная жизнь людей должна стать радостнее.

Свт. Фаддей Успенский. Апрель 1935г.

ТРАДИЦИИ И ПРАВИЛА НАШЕЙ ЦЕРКВИ


20-е правило 1 Вселенского собора запрещает коленопреклонения в воскресные дни и во дни от Пасхи до Пятидесятницы; то же запрещение повторяет 4 Вселенский собор. Св. Василий Великий говорит, что стояние во время молитвы в эти дни означает наше совоскресение Христу и что
воскресный день есть образ будущего века. ''При всяком коленопреклонении и возстании мы действием показуем и то, что чрез грех ниспали на землю, и то, что человеколюбием Создавшего нас снова воззваны на небо'' (прав. 91). Но о коленопреклонениях священнка в важнейший момент литургии надо заметить, что они не подходят под действие указанного правила и могут совершаться и в 1-й день Пасхи.

Зная это правило, не надо забывать, что, устанавливая те или иные правила внешнего богослужебного порядка, Церковь никогда не посягала на нравственную свободу верующих и не стесняла их в выражении истинных чувств. Поэтому христианин может выражать свое молитвенное настроение коленопреклонением во всякое время и при каждом богослужении, если к этому побуждает его внутреннее чувство.

Светлая седмица

еделя, следующая за праздником Пасхи, именуется Церковью Светлой седмицей. Это - дни великой пасхальной радости; все эти дни в храмах совершаются торжественные богослужения по пасхальному чину, царские врата (отделяющие алтарь от основного пространства храма) остаются открытыми в знак того, что в эти дни нам как бы открывается невидимый, духовный, небесный мир. На Светлой седмице отменяются посты, и все верующие призываются к особому духовному радованию, посещению богослужений, делам милосердия и благотворения. Начиная со дня Пасхи и до ее отдания (на сороковой день) верующие при встрече приветствуют друг друга словами пасхальной радости:

"Христос воскресе! - Воистину воскресе!"

ИЗ ИСТОРИИ:

древних времен у христиан существует обычай: в ночь Воскресения Христова, после праздничной службы, разговляться (то есть вкушать скоромную пищу) освященными в церкви куличом, творожной пасхой и крашеными пасхальными яйцами. Обычай красить пасхальные яйца восходит к первохристианским временам, когда святая равноапостольная Мария Магдалина проповедовала христианскую веру в Риме. Прийдя к римскому императору Тиверию, она протянула ему простое яичко - так как всем, приходящим к императору, следовало принести ему что-либо в дар - и громко сказала: ''Христос воскресе!'' Император, удивившись, ответил: ''Как может кто-нибудь воскреснуть из мертвых? В это так же трудно поверить, как в то, что это белое яйцо может стать красным''. И тут же на его глазах яйцо изменило свой белый цвет на красный, чудесно свидетельствуя истину Христова Воскресения.

ИСТОРИЯ ОБРАЗА

Иверская икона Божией Матери

днажды во вторник Светлой седмицы иноки Афонской Иверской обители увидели в море огромный огненный столп, достигавший до неба. Это явление повторялось несколько ночей подряд. Видеть чудо сбежались иноки всех афонских монастырей. На вершине столпа дивным светом сияла икона Божией Матери. Иноки пытались войти в море, но всякий раз при этом икона удалялась. Много и горячо молились афонцы, чтобы Господь даровал им икону, и однажды старец праведной жизни и с детской душой, Гавриил, грузин, удостоился видеть Царицу Небесную в сонном видении. Она сказала: ''Скажи настоятелю и братии, что Я хочу дать им Свою икону, Свой покров и помощь; потом войди в море, ступай с верой по волнам, и тогда узнают все Мою любовь и благоволение к вашей обители''.

На другой день иноки с кадилами и лампадами, воспевая молебные песнопения, вышли на берег. Гавриил вошел в море и пошел по волнам, как по суше, и принял на руки дивный образ. Радостно встретили икону иноки и на берегу устроили часовню. Три дня совершали в часовне молебны, а затем внесли икону в соборный храм. Однако наутро нашли ее висевшей над вратами обители. Ее снова внесли в собор, но повторилось то же самое. Наконец Пресвятая Богородица явилась Гавриилу и изъявила Свою волю: икона должна находиться над вратами, потому что Она Сама будет Хранительницей обители.

Икона Божией Матери "Живоносный Источник"

пятницу Светлой седмицы Церковь прославляет икону Божией Матери "Живоносный Источник", написанную в память открытия императором Львом в 450 году близ Константинополя чудотворного водного источника, подававшего исцеления страждущим. В этот день в храмах совершаются водосвятные молебны, крестные ходы на водные источники; при этом Церковь прославляет Богородицу как нашу Заступницу и Ходатаицу, Чьим предстательством совершились и совершаются в мире многие дивные благодатные чудеса.

Артос

а протяжении всей Светлой седмицы пред царскими вратами в храме находится артос - круглый хлеб с изображением Креста или Воскресения Христова, который освещается в конце пасхальной Литургии. Само слово ''артос'' в переводе с греческого означает хлеб. Обычай этот существует еще со времен апостолов - учеников Господа, которые за каждой трапезой оставляли за столом особое место и полагали пред ним часть хлеба, как бы обозначая присутствие среди них Воскресшего Господа.
В субботу Светлой седмицы, после Божественной литургии, артос раздробляется и дается верующим для вкушения, молитва на освящение артоса указывает на его особую помощь в исцелении недугов и болезней.

Великомученик Георгий Победоносец (+303)

вятой великомученик Георгий вырос в христианской семье и поступил на службу в римское войско, где, прославившись своей храбростью, был выдвинут в старшие военачальники. Когда император Диоклетиан начал гонения на христиан, Георгий раздал нищим свое имущество, сам явился к императору и объявил себя христианином. Надеясь на отречение Георгия, тот подверг его тяжелейшим мукам, но благодать Божия сохраняла мученика целым и невредимым. После долгих и безуспешных попыток склонить его к язычеству он был усечен мечом.

Святой великомученик Георгий издавна почитался в русском народе; изображение одного из его чудес - поражение змея, жившего в озере близ Ливанских гор, - является гербом Москвы. Он почитается и как покровитель православного воинства, и как помощник земледельцам в полевых работах. (День памяти святого великомученика Георгия - 6 мая по новому стилю.)

Месяцеслов

Светлая седмица - сплошная.

Понедельник 1 мая - Прп. Иоанна, ученика прп. Григория Декаполита. Мчч. Виктора, Зотика, Зинона, Акиндина и Севериана. Свт. Космы исп., еп. Халкидонского, прп. Авксентия. Максимовской иконы Божией Матери.
Вторник 2 мая - Иверской иконы Божией Матери. Прп. Иоанна Ветхопещерника. Мчч. Феоны, Христофора и Антонина. Сщмч. Пафнутия, еп. Иерусалимского. Свт. Георгия исп., еп. Антиохии Писидийской.
Среда 3 мая - Прп. Феодора Трихины, прп. Александра Ошевенского, мч. младенца Гавриила Белостокского, свтт. Григория и Анастасия Синаита. Собор преподобных отцов, на Богошественной горе Синай подвизавшихся. Кипрской и Касперовской икон Божией Матери.
Четверг 4 мая - Сщмч. Ианнуария епископа и с ним пострадавших. Мч. Феодора, иже в Пергии, и с ним пострадавших. Мчч. Исакия, Аполлоса и Кодрата. Свт. Максимиана.
Пятница 5 мая - Иконы Божией Матери ''Живоносный Источник''. Прп. Феодора Сикеота. Перенесение мощей блгв. кн. Всеволода, во Святом Крещении Гавриила, Псковского. Апп. Нафанаила, Луки и Климента. Прп. Виталия.
Суббота 6 мая - Вмч. Георгия Победоносца. Мц. Царицы Александры. Мчч. Анатолия и Протолеона.
Воскресенье 7 мая - Антипасха. Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы. Мч. Саввы Стратилата и с ним 70-ти воинов. Прп. Саввы Печерского. Прп. Алексия, затворника Печерского. Мчч. Пасикрата и Валентина. Прп. Фомы юродивого. Прп. Елисаветы чудотворицы. Молченской иконы Божией Матери.

версия для печати

Рассылка на новости сайта

Читателю предлагается три варианта:
1. Просмотр RSS-новостей сайта на Христианство.ру (для этого кликните на кнопке RSS и читайте страницу новостей)
2. Подписка через RSS, не требующая указания Е-мейл Для этого кликните на кнопке RSS и далее на кнопке "подписаться".
3. Если на странице RSS кнопка "подписаться" отсутствует, это означает, что Ваш браузер не поддерживает RSS Тогда подпишитесь на новости, введя свой Е-мейл ниже.
Рассылка еженедельная, объем не более 10 Кбайт.
Email:


Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет
Rambler's Top100

© Свято-Никольский собор, 2000 - 2010
При использовании материалов ссылка на "Никольский Благовест" с указанием URL
(http://www.nikolay.orthodoxy.ru http://www.nikolski.kz, http://nikolski-sobor.narod.ru) обязательна!

 

Сайт управляется системой uCoz