По благословению Алексия, архиепископа Алматинского и Астанайского
2 (002), 7 мая 2000 г.
2000 год | 2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год
номера за все годы - щелкните на нужный год от РХ

"Никольский Благовест" содержит проповеди, сведения о всех православных праздниках, традициях, о православном богослужении, сведения об инославии, апологетику, месяцеслов на каждый день и многое другое.

Антипасха. Неделя о Фоме (2-я по Пасхе). Радоница. Святитель Игнатий Брянчанинов. Проповедь. Месяцеслов.

Антипасха

осьмой день по Пасхе, как окончание торжества Светлой седмицы, издревле составил особое торжество, как бы замену самого Пасхального дня, от чего и назван Антипасхою, что значит вместо Пасхи. С этого дня начинается круг недель и седмиц целого года; в этот день в первый раз обновляется память Воскресения Христова; отсюда неделя Антипасхи получила еще название недели новой, т. е. первой. В этот 8 день Сам Господь благоволил обновить радость Своего Воскресения новым явлением свв. апостолам. Всех недель после Пасхи - семь. Они называются неделями по Пасхе не только потому, что следуют за нею, но и по священным воспоминаниям в них, относящимся к прославлению Воскресшего Господа. По тем особым событиям, которые воспоминает Святая Церковь в эти недели, каждая из них имеет свое название.

Неделя о Фоме (2-я по Пасхе)

эту неделю Святая Церковь воспоминает явление Воскресшего Господа апостолу Фоме, который отличался в вере особой требовательностью и, узнав о явлении Спасителя по Его Воскресении, сказал: ''Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю'' (Ин.29,25). На восьмой день по Своем Воскресении Господь явился среди учеников ''дверями затворенными'' и, обращаясь к Фоме, сказал: ''Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим'' (Ин.20,27). Тогда апостол Фома, исповедуя истинность Христова Воскресения, воскликнул: ''Господь мой и Бог мой!'' Иисус же отвечал: ''ты поверил, потому что увидел Меня: блаженны не видевшие и уверовавшие'' (Ин.20,28-29).

Это явление Христа апостолам утверждает нашу веру в истинность Воскресения, в то, что оно было не мнимым, не призрачным, а настоящим Воскресением пречистой плоти Господа, которой Он был пригвожден ко кресту и на которой остались, даже по Воскресении, язвы. Человеку свойственно стремиться познать все чувственным обра зом, постичь разумом. В этом нет ничего предосудительного - Господь дал человеку способность чувствовать и мыслить. Грех начинается там, где человек ставит мысль и чувство выше веры и доверия к Богу, когда требует чуда как условие веры.
Фома не согрешил, когда в порыве любви к Учителю жаждал непременного удостоверения в Его Воскресении - ведь он был тем, кто сказал незадолго до крестных страданий Христа: ''Пойдем и мы умрем с Ним (Ин.11,16)''. Кроме того, он пришел в Иерусалим позже и не видел Гроба Господня, не видел погребальных пелен, не нарушенных при Воскресении. Мы же, когда говорим: ''Если не увижу - не поверю'', - согрешаем, т. к. имеем Евангелие и двухтысячелетний опыт Церкви Христовой, и пренебрегаем заветом Самого Спасителя: блаженны не видевшие и уверовавшие.

ИЗ ИСТОРИИ:

постол Фома был из числа 12-ти апостолов, по сошествии Святого Духа проповедовал в Палестине, в Месопотамии и др. По словам св. Иоанна Златоуста, он, ''бывший некогда слабее других апостолов по вере, сделался по благодати Божией мужественнее, ревностнее и неутомимее всех их, так что обошел со своею проповедью почти всю землю, не убоявшись проповедовать Слово Божие народам свирепым, диким и кровожадным''. В Индии за обращение ко Христу супруги и сына царя он был пронзен копьями. Часть мощей его перенесена была в г. Едессу (в Месопотамии), а потом в Царьград.

МУДРОСТЬ СВЯТЫХ ОТЦОВ

о мере веры, какую кто являет, подается и благодать. У кого велика вера, тому подается и благодать великая, у кого мало веры - мало и благодати. Одна вера, будь она истинная и православная вера, не принесет никакой пользы тому, кто верует без добрых дел.

Св. Симеон Новый Богослов

Радоница

этот день Св. Церковь объединяет в пасхальной радости живых и усопших, и слова поминальной службы звучат не привычной скорбью, а ликованием, торжеством и радостью, ибо воскрес Христос - и сокрушил смерть и победу Свою даровал всем чадам Своим. Потому и назвал народ службу эту Радоницей. В этом году Радоница совпала с днем поминовения усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны. Это поминовение установлено Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 1994 году.

Святитель Игнатий Брянчанинов

Воздавай почтение ближнему твоему как образу Божию:, не различая возраста, пола, сословия, - и постепенно начнет являться в сердце твоем любовь. Причина этой святой любви - не плоть и кровь, не влечение чувств, - Бог:

ладенец Димитрий (будущий святитель Игнатий) родился 6 февраля 1807 г. в с. Покровском Вологодской губернии. Детство его прошло в уединении сельской жизни, в ближайшем соприкосновении с природой, которая явилась его первой наставницей. Искра Божественной любви запала в чистое детское сердце. Отец его Александр Семенович Брянчанинов, потомок древних дворян, фамилии весьма известной, был человек светский, высокообразованный и любил просвещение. Он старался дать своим детям основательное образование и желал видеть их на почетных должностях государственной службы. Мать его Софья Афанасьевна разделяла взгляды и понятия своего супруга. С возрастом религиозное настроение Димитрия обнаруживалось заметнее: он любил молитву и чтение книг духовно-нравственного содержания, часто посещал церковь. Его способности были очень многосторонни.

Когда Димитрию шел шестнадцатый год, отец повез его в С.-Петербург для определения в главное Инженерное училище, куда он был подготовлен домашним учением. На вопрос отца, куда бы он хотел поступить на службу, сын сказал, что желает идти ''в монахи''. Но отец не придал значения этим словам. В Петербурге Димитрий блистательно сдал вступительный экзамен. Редкие умственные способности и нравственные качества привлекали к нему профессоров и преподавателей. Император Николай Павлович и императрица Александра Федоровна оказывали свое милостивое расположение Брянчанинову. Но и в шуме столичной жизни Димитрий остался верен своим духовным стремлениям. И хотя ему прочили блестящее светское будущее, он желал жизни иноческой. И это было чистое намерение, святое чувство любви божественной. Блестяще сдав выпускные экзамены, юноша подает прошение об отставке от службы. Но император, узнав об этом прошении, всячески пытается отговорить Брянчанинова от этого шага. Но Димитрий непреклонен. Тогда государь отказывает ему в увольнении и назначает в Динабургскую инженерную команду, где Брянчанинов служит меньше года и осенью 1827 г. по состоянию здоровья получает желаемую отставку.
Немедленно через Петербург Димитрий отправляется в Александро-Свирский монастырь к своему духовному отцу старцу Леониду. Беспрекословное послушание и глубокое смирение отличали поведение молодого послушника в монастыре. Много обителей пришлось сменить Димитрию, и в июне 1831 г. он был пострижен в малую схиму в Вологодском кафедральном соборе и наречен Игнатием в честь священномученика Игнатия Богоносца. В июле того же года он был рукоположен в иеродиакона, а вскоре - в иеромонаха. В 1832 г. он получает назначение в Лопотов монастырь, а в 1833 г. возводится в сан игумена. В короткое время новый игумен приводит обитель в ''наилучшее состояние''. В 1834 г. по ''высочайшему'' указу игумен Игнатий назначается в Сергиеву пустынь близ Петербурга и возводится в сан архимандрита, где служит почти 24 года. Обитель превращается в образцовый монастырь. Архимандрит Игнатий соединял в себе мудрость духовную и внешнюю власть, а потому жительство под его руководством в его обители было драгоценным приобретением для искавших монашествовать разумно. В 1857 г. произошло наречение архимандрита Игнатия во епископа Кавказского и Черноморского. И продолжил свое служение епископ Игнатий в Ставропольской епархии, совсем неустроенной, которая потребовала от преосвященного больших трудов. И здесь он не оставлял своих духовно-литературных трудов.

В 1861 г., в связи со слабостью здоровья, епископ Игнатий получает увольнение и уезжает на покой в Николо-Бабаевский монастырь, где все свободное время отдает пересмотру и пополнению своих аскетических сочинений. В последние дни жизни преосвященный был воодушевлен ко всем необыкновенною милостию, неземная радость сияла на его лице. Давно готовился и ждал он прихода смерти, вооруженный непрестанною Иисусовой молитвой, и смерть, побежденная Христом, пришла к рабу Христову в тишине уединения, в час молитвы 30-го апреля 1867 года, воскресенье, недели жен- мироносиц. Лицо почившего епископа сияло все той же радостию светлою, неземною. Отпевание усопшего произвело на всех впечатление скорее церковного торжества, чем печального обряда. Ученики владыки припоминали его слова: ''можно узнать, что почивший под милостию Божиею, если при погребении тела его печаль окружающих растворена какою-то непостижимою отрадою''.

Святитель Игнатий оставил богатейшее духовное наследие - богословские труды, которые и поныне являются важнейшим источником знаний о духовном опыте Православия, о монашеской жизни. Причисление святителя Игнатия к лику святых состоялось в 1988 году, в юбилейный год 1000-летия Крещения Руси.

СЛОВО ПАСТЫРЯ

ущность дела - в вере. Она приближает человека к Богу, и усвояет человека Богу; она представит человека пред лице Божие, и поставит его в последний день жизни сего мира, в начале вечного дня, одесную престола Божия для вечного видения Бога, для вечного наслаждения в Боге, для вечного соцарствия Богу.

Дародавец и богат и щедр бесконечно. Если ощущаем недостаток: то в этом виновны мы, единственно мы. Отсутствие ощущения благодатных даров производится слабостию нашею в вере; скажу откровеннее: отвержением ее. Отчего мы не имеем веры? Оттого, что не принимали, не хотели принять никакого труда к изучению христианства, к стяжанию веры от слуха (Рим.10,17), которою доставляется ясное теоретическое познание христианства, к стяжанию веры от дел (Иаков.2,18), доставляющей деятельное познание христианства. Христианство можно уподобить превосходной обширнейшей гавани, в которой с одинаковым удобством могут приставать суда всех размеров и всех родов устройства. Христианство принимает в недра свои человека во всяком возрасте, во всяком состоянии и положении, при всяких способностях, при всякой степени образования: принимает и спасает. Все человеки искуплены одною ценою - Христом: и в деле искупления единственное значение имеет искупная цена. Дается она без различия и без лицеприятия за каждого, желающего быть искупленным, верующего в значение цены, и исповедующего это значение. Исповедание значения искупительной цены есть вместе и отвержение всякого собственного значения и достоинства. Дается искупительная цена при условии самоотвержения. Христианство, как дар всесовершенного Бога, удовлетворит преизобильно всех: вера от искренности сердца заменяет для младенца и простца разумение, а мудрец, который приступит к христианству узаконенным образом (1Кор.3,18), найдет в нем неисчерпаемую глубину, недосягаемую высоту премудрости.

Свт. Игнатий Брянчанинов. Из Поучения в неделю Антипасхи.

Месяцеслов
Седмица 2-я по Пасхе

Понедельник 8 мая - Апостола и евангелиста Марка. Прп. Сильвестра Обнорского. Цареградской иконы Божией Матери.
Вторник 9 мая - Радоница. Поминовение усопших*. Сщмч. Василия, еп. Амасийского. Свт. Стефана, еп. Великопермского. Прав. Глафиры девы, прп. Иоанникия Девиченского. Поминовение усопших воинов.
Среда 10 мая - День постный. Ап. и сщмч. Симеона, сродника Господня. Прп. Стефана, игумена Печерского, еп. Владимиро-Волынского, прав. Евлогия странноприимца.
Четверг 11 мая - Апп. От 70-ти Иасона и Сосипатра и иных с ними пострадавших. Мчч. Дады, Максима и Квинтилиана. Свт. Кирилла, еп. Туровского. Мчч. Саторния, Виталия и иных с ними пострадавших.
Пятница 12 мая - День постный. Девяти мучеников Кизических, прп. Мемнона чудотворца, прп. Диодора и Родопиана диакона. Свт. Василия, еп. Захолмского, мч. Иоанна Валаха.
Суббота 13 мая - Ап. Иакова Зеведеева. Обретение мощей свт. Никиты, еп. Новгородского. Свт. Игнатия Брянчанинова, еп. Кавказского и Черноморского. Свт. Доната, еп. Еврии, мч. Максима.
Воскресенье 14 мая - Неделя 3-я по Пасхе, жен-мироносиц. Святых жен- мироносиц: Марии Магдалины, Саломии, Иоанны, Марфы и иных; правв. Иосифа и Никодима. Прор. Иеремии. Прп. Пафнутия Боровского, блгв. Тамары, царицы Грузинской. Иконы Божией Матери ''Нечаянная Радость''.

версия для печати

Рассылка на новости сайта

Читателю предлагается три варианта:
1. Просмотр RSS-новостей сайта на Христианство.ру (для этого кликните на кнопке RSS и читайте страницу новостей)
2. Подписка через RSS, не требующая указания Е-мейл Для этого кликните на кнопке RSS и далее на кнопке "подписаться".
3. Если на странице RSS кнопка "подписаться" отсутствует, это означает, что Ваш браузер не поддерживает RSS Тогда подпишитесь на новости, введя свой Е-мейл ниже.
Рассылка еженедельная, объем не более 10 Кбайт.
Email:


Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет
Rambler's Top100

© Свято-Никольский собор, 2000 - 2010
При использовании материалов ссылка на "Никольский Благовест" с указанием URL
(http://www.nikolay.orthodoxy.ru http://www.nikolski.kz, http://nikolski-sobor.narod.ru) обязательна!

 

Сайт управляется системой uCoz