По благословению Алексия, архиепископа Алматинского и Астанайского
3 (003), 14 мая 2000 г.
2000 год | 2001 год | 2003 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год
номера за все годы - щелкните на нужный год от РХ

"Никольский Благовест" содержит проповеди, сведения о всех православных праздниках, традициях, о православном богослужении, сведения об инославии, апологетику, месяцеслов на каждый день и многое другое.

Неделя 3-я по Пасхе, жен-мироносиц. Святые страстотерпцы Борис и Глеб. Преподобный Феодосий Печерский. Неупиваемая чаша. Проповедь. Праведный Иов Многострадальный. Апологетика. Святой праведный Иоанн Кронштадтский о свечах. Месяцеслов.

Неделя 3-я по Пасхе, жен-мироносиц

ретье воскресенье по Пасхе посвящается Святою Христовой Православной Церковью памяти жен-мироносиц - женщин, последовавших за Спасителем в Его земной жизни и не оставивших Его после крестной смерти. Велико их усердие, пламенна и постоянна любовь их ко Господу. Свободное от всякого земного пристрастия сердце их жило и дышало только Господом: в Нем сосредотачивались все мысли, желания, надежды, в Нем заключались все блага, всё сокровище их. Ради возлюбленного Учителя своего оставляют они дома свои, забывают слабость своего пола, не страшатся врагов Господа, всюду неуклонно следуют за ним, служат Ему от имений своих. Не оставляют эти женщины Христа и во время страданий и крестной смерти Его. Влекомые любовью, они сопровождают Господа на Голгофу, взирают на Распинаемого и сострадают Его безмерным страданиям. Презрев все опасности со стороны врагов Христовых, они приближаются к самому Кресту Его и своим участием облегчают неутолимую скорбь Пречистой Матери Его. А по смерти своего Божественного Учителя, стремятся оказать Ему последнюю погребальную почесть: помазать ароматами тело Его. Такова истинная любовь святых жен ко Христу, которая была достойно вознаграждена Самим Господом. Первыми удостоились эти женщины радостного ангельского известия о Воскресении Христовом, а затем и явления Самого Воскресшего Господа, в то время как апостолы - ближайшие ученики Христа - еще пребывали в растерянности и печали. С того времени святые жены сделались такими же свидетельницами Воскресения Христова, как и святые апостолы.

Пламенность и постоянство любви их ко Господу служит образцом и для нашей любви к Нему. И сила нашей любви должна быть такова, чтобы, по словам апостола Павла, ничто не могло отлучить нас от Господа: ни настоящее, ни грядущее, ни жизнь, ни смерть. Как святые жены, уязвленные лютою скорбью при виде Спасителя, распятого на Кресте и погребенного во гробе, искали, однако же, утешение в том же гробе, где было сокрыто все их счастье и вся жизнь, обрели это вожделенное утешение, - так и каждая христианская душа должна искать утешения в скорбях и печалях у Гроба и Креста Спасителя своего.

Издавна этот день на Руси считался и считается православным женским днем, праздником женщин - в отличие от установившегося во времена богоборчества и бессмысленного по своей сути празднования 8 марта.

ИЗ ИСТОРИИ:

Святые страстотерпцы

Борис и Глеб

то были первые святые, канонизированные Русской Церковью. Чуть больше 50 лет прошло после Крещения Руси, и новокрещеный народ уже извел из недр своих двух мужей, совершивших подвиг во имя Христа и свидетельствовавших о том, как глубоко и искренне русичи восприняли Евангельский Завет. Отказавшись от междуусобной борьбы, склонив добровольно головы под меч братоубийцы ради высокого счастья уподобиться Христу, добровольно уничижившего себя до смерти крестной, святые князья настолько полно ответили на сокровенное, глубинное понимание евангельского идеала, что их почитание практически сразу же стало всеобщим. Они стали Небесными покровителями Руси. Честные мощи благоверных князей были обретены нетленными в 1019 г. и первоначально положены в Вышгороде, в церкви во имя Василия Великого. 2 (15) мая 1072 г. состоялось торжественное перенесение мощей в новый храм, воздвигнутый во имя святых страстотерпцев. Этот день стал впоследствии одним из любимых праздников в Древней Руси.

Преподобный Феодосий Печерский

ервый игумен Киево-Печерской лавры, ее устроитель, любимейший русский святой. Он был вторым в только что начатом святыми князьями Борисом и Глебом Русском Патерике. Не было на Руси инока, не стремившегося подражать его подвигам, не было игумена, перед мысленным взором которого не сиял бы его образ. В лице Феодосия Древняя Русь нашла свой идеал святого, которому оставалась верна много веков. Святой Феодосий - отец русского монашества. Все русские иноки - дети его, носящие на себе его фамильные черты.

ИСТОРИЯ ОБРАЗА

Неупиваемая чаша

рестьянин Ефрамовского уезда Тульской губернии, заслуженный отставной солдат, был одержим страстью пьянства. Он дошел до полной нищеты, потерял здоровье - у него отнялись ноги. Однажды ему приснился светолепный старец и сказал: ''Иди в город Серпухов, в монастырь Владычицы Богородицы. Там есть икона Божией Матери ''Неупиваемая Чаша''. Отслужи перед ней молебен - и будешь здоров душой и телом''. Без гроша в кармане, не владея ногами, долго не мог решиться крестьянин на такое дальнее путешествие. Однако, когда сон повторился еще дважды, он преодолел страх и собственную немощь - и пополз. В монастыре никто не знал этой иконы, пришлось долго искать ее, пока кто- то не вспомнил, что в проходе из храма в ризницу висит икона, на которой действительно изображена чаша. Икону сняли - и нашли надпись: ''Неупиваемая Чаша''. В довершение всего крестьянин, взглянув на икону преподобного Варлаама, узнал светолепного старца, который явился ему во сне. Из Серпухова крестьянин вернулся исцеленным. Весть о чуде всколыхнула Россию, и потянулись к чудотворной иконе тысячи страдающих недугом пьянства, и очень многие из них вскоре возвращались в монастырь воздавать благодарение Небесной Заступнице.

СЛОВО ПАСТЫРЯ

наменитый у древних эллинов мудрец Анахарсис говорит, что виноградная лоза приносит три грозди: первая гроздь - услаждение, вторая - упоение, а третья - печаль. Философ это толковал так: умеренное употребление вина служит человеку в удовольствие и во здравие; неумеренное же порождает ссоры, гнев, затем следует, обыкновенно, немало скорбей. А мы, если захотим внимательно рассмотреть силу пьянства и если назовем ее виноградной лозой, то найдем на ней гораздо больше нравственных гроздей, приносящих вред человеку, а именно - десять.

Первая гроздь есть помрачение ума, потемнение рассудка, потеря памяти. Вторая гроздь есть бесстыдство. Сердце пьяного - вместилище многих зол, из которого не может ничего выходить кроме зла. Третья гроздь с лозы пьянства есть несоблюдение тайны. Пьяный откровенно рассказывает всем и каждому все те тайны, свои или чужие, которые тщательно скрывал, когда был трезв. Четвертая гроздь содомской лозы пьянства есть возбуждение плотской похоти, поэтому и говорит апостол: ''Не упивайся вином, в нем же есть блуд'' (Еф.5,18). Пятая гроздь, полная яда змеиного, есть ярость, гнев, вражда, ссоры. Шестая желчная гроздь с лозы пьянства есть повреждение здоровья, преждевременная старость, умаление лет жизни и несчастная смерть. Седьмая гроздь - расточение имущества. Пример сему - блудный сын, описанный в Евангельской притче. Восьмая горькая гроздь - утрата спасения. Как и вещественное богатство, так и духовные сокровища расточаются от пьянства, потому что пьяный имеет дерзость на все грехи. Девятая гроздь - гнев Божий: пьяница, преступая заповеди Божии, возбуждает на гнев Самого Бога своими грехами. Десятый - самый горький плод пьянства - есть окончательная погибель души. Другие грешники, когда настанет их смертный час, могут каяться в грехах своих, потому что ум их трезв, а умирающий пьяница как может покаяться, когда он не сознает, что наступает его смерть, которой он вовсе не ожидал? А для умирающего без покаяния геенна неизбежна!

Святитель Димитрий Ростовский

Праведный Иов

Многострадальный

овершая память Иова Многострадального, Церковь напоминает нам о беззаветной преданности и доверии этого ветхозаветного праведника Богу. Когда несчастия обрушились на него, и он лишился близких людей, богатства, здоровья, когда сплошные бедствия и искушения сменили его некогда спокойную и благополучную жизнь, он не усомнился в своем Боге, не задавал вопросов: ''А почему, Господи, ты так наказываешь меня?'' Он продолжал верить Богу и принимать все с терпением, зная, что любые испытания ниспосылаются человеку для его же блага, что Бог никогда не оставляет верного раба Своего. И праведный Иов был вознагражден Господом.
Так и мы должны сохранять верность Богу всегда: и тогда, когда жизнь наша благополучна и безопасна под всемогущим Его покровом, и тогда, когда Господь попускает нам различные беды и нестроения. Часто спрашивают: почему хорошие люди живут плохо? Сама постановка вопроса неправомерна, т. к. судить о том, плох или хорош человек, может только Сам Господь - только Ему одному ведомы глубины и судьбы сердец человеческих. Но мы должны твердо помнить, что Господь хочет спасения каждого человека и знает, что нам надо для нашего спасения. И никогда Он не даст нам ''ношу'
' тяжелее, чем мы можем понести. А вознагражден будет лишь тот, кто без ропота, со смиренным терпением, как праведный Иов, с надеждой и упованием на Бога будет нести свой крест.

АПОЛОГЕТИКА

пологеты, читаем мы церковно-историческом словаре, - отцы первых веков, защищавшие христианское учение от возражений иудейских и языческих писателей или - христиан - от притеснений языческих властей. Нужно ли сейчас, спустя два тысячелетия, защищать нашу Святую Православную Христову Церковь от кого-либо? Со всей определенностью можно ответить, что да! Критиков православия не уменьшилось, а во много раз увеличилось. Но, прежде всего, каждый человек, считающий себя православным, должен спросить самого себя: ''А смогу ли я защитить свою веру пред иноверцами, смогу ли объяснить основные понятия незнающему, свободен ли я от языческих предрассудков, достаточно ли глубоко я познал свою религию и стремлюсь ли к совершенству, как заповедал Христос: будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф.5,48)?'' По этому поводу более ста лет назад св. праведный Иоанн Кронштадтский писал: ''Господь говорил: ''Кто не собирает со Мною, тот расточает'' (Лк.11,23). Надо подвигаться вперед в духовной жизни, восходить все выше и выше; если же мы стоим на одной точке нравственного совершенства, на одной ступени лестницы христианского восхождения, то все равно, что идем назад; если не собираем, то все равно, что расточаем''.

Наш современник иеромонах Серафим Роуз размышляет: ''По-настоящему изучать религию стоит лишь ради одного - чтобы познать истинную действительность, более глубокую, чем преходящая суета повседневной жизни. И вот этой цели служит как раз Православие: Не ради ощущений и чувств нужно вступать на путь поиска, а ради самой Истины, ибо это - вопрос жизни и смерти: Не будьте ''мудрее мудрецов'', принимайте веру от отцов в простоте. Последуем простому пути, не доверяя собственной мудрости, отдавая себе отчет, что разум наш, не согретый верой сердца, весьма слаб, и православное осмысление жизни начнет мало-помалу складываться у нас в душах. Божие откровение приходит любящему сердцу: Лишь любящее сердце стяжает Истину, хотя порой Бог смиряет и укрощает сердце, чтобы оно сделалось более восприимчивым. Духовная жизнь - не очередная мирская ''утеха'', а постоянная борьба, в которой душа очищается страданием''. По словам библиографа Серафима Роуза иеромонаха Дамаскина (Христенсена), православное христианство единственное передает во всей полноте духовную мудрость давних веков. ''Оно - Божия Истина:сразу приобщает нас Богу, чем не могут похвастать другие религиозные направления. Полная Истина содержится лишь в Христианстве - Божием откровении Самого Себя человечеству''.

ТРАДИЦИИ И ПРАВИЛА НАШЕЙ ЦЕРКВИ

Святой праведный Иоанн Кронштадтский о свечах:

"Приношу Господу, Владычице или Ангелу и святому свет вещественный, да свет благодатный, духовный Владыка подаст мне молитвами их, да от тьмы греховной во свет познания Божьего и добродетели возведет меня; приношу огонь вещественный, да огонь благодати Духа Святого возжжет Он в сердце моем и да огонь страстей истощит в сердце моем окаянном, да и сам буду светильник горящий и светящий всем. Признаюсь, я ставлю свечи перед иконами с надеждою восприятия благ духовных от тех святых и всесвятых лиц, кои написаны на иконах, признаюсь в своем духовном корыстолюбии. Впрочем, таков закон взаимности - ожидать дара за дар. Да призрит Владыка с небес на малый дар моего усердия и да подаст мне взаимно больше: Он един богат, а я скуден, нищ и беден; Он во свете неприступном, я во тьме; я маловерен: да подаст мне дар веры; я нищ любовью: пусть обогатит мое сердце этим бесценным сокровищем небесным; я бессилен для всякого добра: да подаст мне силу"

Месяцеслов

Седмица 3-я по Пасхе


Понедельник 15 мая - Свт. Афанасия, архиеп. Александрийского. Перенесение мощей блгвв. кнн. Российских Бориса и Глеба, во Святом Крещении Романа и Давида. Свт. Афанасия, патриарха Цареградского. Путивльской иконы Божией Матери.
Вторник 16 мая - Мчч. Тимофея и Мавры. Прп. Феодосия, игумена Киево- Печерского. Прп. Петра чудотворца, еп. Аргосского. Икон Божией Матери: Успения Киево-Печерской, принесенной из Царьграда, Печерской (с предстоящими Антонием и Феодосием) и Свенской.
Среда 17 мая - день постный. Мц. Пелагии, девы Тарсийской. Прпп. Никиты, Кирилла, Никифора, Климента и Исаакия, братьев Алфановых в Новгороде. Сщмч. Сильвана, еп. Газского, и с ним 40 мучеников. Старорусской иконы Божией Матери.
Четверг 18 мая - Мц. Ирины. Обретение мощей прп. Иакова Железноборовского. Иконы Божией Матери '' Неупиваемая Чаша''.
Пятница 19 мая - день постный. Прав. Иова Многострадального. Прп. Михея Радонежского. Мчч. Варвара воина, Вакха, Каллимаха и Дионисия. Мч. Варвара, бывшего разбойника.
Суббота 20 мая - Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме. Мч. Акакия сотника. Прп. Нила Сорского. Прпп. Иоанна Зедазнийского и учеников его. Любечской и Жировицкой икон Божией Матери.
Воскресенье 21 мая - Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном. Апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Прпп. Арсения Великого, Арсения трудолюбивого и Пимена постника Печерских.

Сайт управляется системой uCoz

версия для печати

Рассылка на новости сайта

Читателю предлагается три варианта:
1. Просмотр RSS-новостей сайта на Христианство.ру (для этого кликните на кнопке RSS и читайте страницу новостей)
2. Подписка через RSS, не требующая указания Е-мейл Для этого кликните на кнопке RSS и далее на кнопке "подписаться".
3. Если на странице RSS кнопка "подписаться" отсутствует, это означает, что Ваш браузер не поддерживает RSS Тогда подпишитесь на новости, введя свой Е-мейл ниже.
Рассылка еженедельная, объем не более 10 Кбайт.
Email:


Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет
Rambler's Top100

© Свято-Никольский собор, 2000 - 2010
При использовании материалов ссылка на "Никольский Благовест" с указанием URL
(http://www.nikolay.orthodoxy.ru http://www.nikolski.kz, http://nikolski-sobor.narod.ru) обязательна!

 

Сайт управляется системой uCoz