"Никольский Благовест" содержит проповеди, сведения о всех православных праздниках, традициях, о православном богослужении, сведения об инославии, апологетику, месяцеслов на каждый день и многое другое. |
Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныни. О молитве. Мудрость святых отцов. Святитель Алексий, митрополит Московский. Владимирская икона Божией Матери. Апологетика. Месяцеслов. |
Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныни
пятую неделю по Пасхе воспоминается беседа Иисуса Христа с самарянкой. Это событие, описанное евангелистом Иоанном Богословом, является очевидным свидетельством Божественной славы Воскресшего Спасителя, ибо после беседы с Господом самарянка и сограждане ее убедились, что беседовавший есть воистину Мессия
[Ин.4,41-42].В лице самарянки Святая Христова Православная Церковь представляет пример восстания из глубины греховной тех, кто ищет спасения и готов внять призывному гласу Божию, повсюду непрестанно взывающему к ним о восстании духовном. Самарянка, ''терпящая зной премногих страстей'', все-таки не заглушила в своем сердце добрые чувства, восприимчивость к истине и желание благоугождать Богу, за что и удостоилась беседы со Спасителем. Господь напомнил этой женщине о ее греховной жизни и, возбудив в ней искреннее раскаяние во грехах, соделал ее способной понять Его возвышенное учение о ''спасительной воде'' и возжег в ее сердце пламенное желание ''прияти воду жизни, из Него изливаемую''. И она поверила в Него - не стала вычислять, сопоставлять, расспрашивать, а, ''оставив водоносы'', побежала в селение благовествовать о Христе. Разве не в этом основной смысл жизни каждого христианина - поклоняться Богу в духе и истине и проповедовать Его всем жаждущим Вечной жизни? Этим евангельским повествованием и нам внушается, что Господь Сам всегда идет навстречу ищущим Его и способным к покаянию, милостиво дает им дары Свои и устрояет их спасение.
В словах: ''настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине'', - Иисус Христос указывает на отличительный характер и особенности христианского богослужения, которое есть служение духовное, совершеннейшее поклонение Богу, истинное в сравнении со служением ветхозаветным - чувственным и прообразовательным. Кто исполнял ветхозаветные обряды с живою верою в грядущего Искупителя, тот, хотя не получал благодати искупления и спасения, но имел верный залог сего спасения и мог умирать с благою надеждою быть участником Царства Христова. Но не таковы Таинства христианские: кто принимает их с живою верою в пришедшего и пострадавшего за нас Сына Божия, тот приемлет благодать избавления, освящения и спасения. И во всех
священнодействиях христианских человеку действительно подается благодать Всесвятого Духа Божия и благословение Отца Небесного. Потому-то и совершающие и участвующие в священнодействиях христианских совершают служение Богу духовное и поклоняются Отцу небесному духом и истиною.О МОЛИТВЕ
олиться мы должны всем существом своим, и телом и духом, чтобы слова и действия нашей молитвы были выражением истинных чувств сердца нашего, а не одною личиною молитвы. Мысли наши не должны парить всюду, т. е. рассеиваться. Мы должны полностью сосредоточиться на каждом слове молитвы, а если мысли ''разлетаются'', еще и еще раз возвращать их обратно. Чтобы научиться правильно молиться, необходимо постоянное усердие и большое терпение.
Молится Богу духом тот, кто, произнося слова молитвы, произносит их не одними устами, а всею душою и сердцем. Молится Богу истиною тот, у кого душа и сердце оживлены тою самою верою и любовью, теми самыми мыслями и чувствами, которыми дышат молитвы, составленные мужами святыми и духоносными; кто служит Богу самою жизнью и делами своими; кто, называя Бога Отцом своим, действительно любит Его, боится Его, повинуется Ему и исполняет Его Святую волю, как истинный Его сын или дочь. Господь повелевает нам молиться не так, как нам вздумается, а так, как учил Он Своим примером, Своими заповедями, как установили апостолы Христовы и святые отцы, как велит нам служить Богу наша Святая Церковь. Кто учит служить Богу не так, как велит нам Святая Церковь, тот учитель ложный и противник Церкви Христовой. Истинная молитва должна сопровождаться и теми благоговейными действиями, какие установлены Святой Церковью (крестными знамениями, поясными и земными поклонами).
МУДРОСТЬ СВЯТЫХ ОТЦОВ
молитве мы получаем всякое благо, а потому сатана, враг наш, зная эту великую пользу, от молитвы нам происходящую, всяким образом препятствует нам: то предлагая мысли о мирских вещах, то досаждая злыми помышлениями, то влагая в нас уныние. Поэтому и благочестивым людям надобно быть в молитве осторожными, противиться врагу, не допускать мысли рассеиваться, а внимать одному Богу:; что язык говорит, о том бы ум и сердце не молчали; словом, чтобы внутренность молящегося согласна была с наружностью.
Святой Тихон Задонский
режде всего, изобразим на хартии нашего моления искреннее благодарение Богу; потом исповедание грехов и сокрушение души в чувстве; после сего да представляем Царю всяческих наши прошения. Сей образ молитвы есть самый лучший, как одному из братий от Ангела Господня было показано.
Старайся всегда возвращать к себе уклоняющуюся твою мысль, или, лучше сказать, заключай ее в словах молитвы. Если она, по младенчественности твоей, утомится и впадет в развлечение, то опять введи ее в слова молитвы; ибо непостоянство свойственно нашему уму. Но Тот, Кто силен все утвердить
, может и уму нашему дать постоянство.Начало молитвы состоит в том, чтобы отгонять приходящие помыслы при самом их появлении; средина же ее - в том, чтобы ум заключался в словах, которые произносим или помышляем; а совершенство молитвы есть восхищение ко Господу.
Вера воскрыляет молитву; и без веры молитва не может возлететь на небо.
Будь мужествен во всех случаях, и Сам Бог будет твоим учителем в молитве. Нельзя словами научиться зрению, ибо это есть природная способность; так и благолепие молитвы нельзя познать от одного учения. Ибо она в самой себе имеет учителя - Бога, учащего человека разуму, дающего молитву молящемуся и благословляющего лета праведных (Пс.93,10; 1Цар.2,9).
Святой Иоанн Лествичник ''Лествица''
Святитель Алексий,
митрополит Московский
вятитель Алексий (во св. крещении Елевферий) родился в Москве и был воспринят от святой купели князем Иоанном Калитой. На 13 году жизни он удостоился особенного призвания Божия. Однажды он раскинул сети для птиц и вдруг слышит голос: ''Зачем ты ловишь птиц, Алексей? Тебе нужно быть ловцом людей!'' Отрок решился посвятить себя на служение Богу и принял иночество в московском Богоявленском монастыре с именем Алексий. Двадцать лет он жил в этой обители и сделался известен князю и митрополиту своей мудростью и духовными подвигами. Для лучшего понимания творений святых отцов Церкви он изучил греческий язык. Митрополит Феогност, родом грек, сознавал нужду в помощниках из русских для управления митрополией, и выбор его пал на Алексия. Двенадцать лет Алексий был в звании митрополичьего наместника. Незадолго до кончины митрополита (1353 г.) его возвели на владимирскую кафедру, а после кончины митрополита Феогноста епископа Алексия выбрали его преемником.
Митрополит Алексий управлял церковью в то сложное для русского государства время, когда власть великого князя ослабела и перешла в другие руки. После кончины Иоанна Красного наследником его остался восьмилетний Димитрий (впоследствии Донской), и князь суздальский стал великим князем. Святитель Алексий, несмотря ни на что, не оставлял Москвы и старался доставить великокняжеский престол малолетнему Димитрию, воспитывая и всячески помогая ему, усмиряя удельных князей, для чего решался иногда на строгие пастырские меры. Большую помощь святителю оказывал Сергий, игумен Радонежской обители, который, по поручению митрополита, ходил в Нижний Новгород и Рязань для усмирения беспокойных князей.
Заботясь о благе церкви и отечества, святитель Алексий три раза путешествовал в Орду. В первый раз - по установившемуся обычаю в начале своего святительства; во второй раз - по вызову хана Джанибека, жена которого, Тайдула, три года сильно болела и лишилась зрения. В Орде знали о святой жизни Алексия, и хан, надеясь, что он исцелит Тайдулу, просил великого князя прислать митрополита.
В противном случае грозил опустошить землю русскую. Алексий, возложив все упование на Бога, перед отправкой в путь служил молебен в соборной церкви. И тогда произошло чудо: перед ракой святого митрополита Петра сама собой зажглась свеча. Это было ободрительное знамение. Приехав в Орду, митрополит отслужил молебен об исцелении Тайдулы, и когда окропил ее святой водой, она внезапно прозрела. Памятником этого чуда стоял в Москве Чудов монастырь, под который Тайдула отдала принадлежавший ей в Кремле участок земли. В третий раз святитель был вынужден ехать в Орду, чтобы оградить землю русскую от новой войны и усиленной дани, которую грозился наложить новый хан. С помощью исцеленной Тайдулы Алексию удалось укротить ярость хана и даже получить ярлык, подтверждающий права церкви и духовенства. Перед своей кончиной (12 (25) февраля 1378 г.) святитель Алексий имел утешение видеть великокняжеский престол упроченным за Москвой и Русь на пути к освобождению от тяжкого и многовекового татарского ига.*По-старому стилю, 2 июня - по-новому.
ИСТОРИЯ ОБРАЗА
Владимирская икона Божией Матери
та величайшая святыня земли Русской была, по преданию, написана апостолом Лукой в 1 веке по Рождестве Христовом. До середины 12 века она находилась в Константинополе; затем император Феодосий прислал ее в подарок великому князю Юрию Долгорукому, и икона была помещена в монастыре в Вышгороде, близ Киева. Благоверный князь Андрей Боголюбский взял ее с собой в пределы Владимиро-Суздальской земли. Вначале икона находилась в Боголюбском монастыре, основанном князем Андреем, а в 1160 г. была перенесена в каменный Успенский храм во Владимире и стала называться Владимирской. В истории Руси отмечены многие случаи заступления и помощи Богоматери народу русскому посредством этой иконы.
3
мая празднуется память о чудесном избавлении Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея в 1521 г. Когда хан вторгся в московские пределы, великий князь Василий Иоаннович едва успел выйти с войском к Оке, чтобы остановить дальнейшее продвижение татар. В это время Василий блаженный, Христа ради юродивый, Московский чудотворец, молился в Успенском соборе о спасении Москвы и всей земли Русской. Вдруг он услышал в храме страшный шум и увидел летающее пламя, а от Владимирской иконы Божией матери услышал глас, возвещающий, что Она оставляет Москву вместе с Московскими святителями. В ту же ночь было видение слепой инокине Вознесенского монастыря: из Кремля через Спасские ворота выходит сонм святителей с Владимирской иконой, а на встречу им вышли преподобный Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский. Они упали в ноги святителям и умоляли не оставлять город в беде. Тогда святители совершили молебен перед чудотворной иконой, осенили город крестом и вернулись в Кремль. Татары же неожиданно отступили от Москвы. Трижды посылал хан на разведку верных людей, и всякий раз доносили ему, что город окружен несметным числом воинов.АПОЛОГЕТИКА
риступая к изучению истории религии, надо открыто признать, что религии действительно различны. Сейчас все вокруг твердят, что Бог един, что все религии равны и учат одному и тому же, что разница лишь в некоторых обрядах. Здесь надо четко себе представлять, что разные религии - это разные пути к Богу, и далеко не все пути приводят к Цели, а лишь один путь - тот, который является истинным. Но как можно сравнивать религии между собой? Каждый народ, каждая эпоха выбирают себе свои формы религиозной жизни. Оценочно сопоставлять религии можно лишь в том случае, если мы имеем представление о некоторой идеальной религии. Можем ли мы представить такую идеальную религиозную формулу? Как ни странно - да. Разнообразные религии в схожих словах и образах говорят о Непостижимом и Беспредельном, проектируя человеческие представления на Непознаваемое, решаются разные человеческие свойства ''узнать'' в Абсолютном бытии. Некоторые решаются признать в Божестве - Разум. Некоторые - Действие. Другие - Закон, Силу. Все это можно и должно сказать о Боге, но хотелось бы дерзнуть добавить еще одно к вышеперечисленному - то, что Бог есть Любовь. Даже человеку, который не придерживается определенной религиозной традиции, при изучении многообразия религиозных мнений становится очевидно, что формула ''Бог есть Любовь'' - высочайшая из всех возможных человеческих представлений о Божестве. Эта формула дает возможность подходить к разным религиозным течениям и ''замерять'' их реальную глубину. Два запроса будут посылаться нами в исследуемую глубину. Первый из них - есть ли в данной религии понимание того, что Бог есть Любовь. Второй же вопрос - если эта формула исторически есть в данной традиции, то как именно понимает ее эта традиция.
Продолжение следует...
Из книги диакона А. Кураева ''Если Бог есть любовь''.
Месяцеслов
Седмица 5-я по Пасхе.
Рассылка на новости сайта |
© Свято-Никольский собор, 2000 - 2010
При использовании материалов ссылка на "Никольский Благовест" с указанием URL
(http://www.nikolay.orthodoxy.ru
http://www.nikolski.kz, http://nikolski-sobor.narod.ru) обязательна!