По благословению Алексия, архиепископа Алматинского и Астанайского
8 (008), 18 июня 2000 г.
2000 год | 2001 год | 2008 год | 2008 год | 2008 год | 2008 год | 2008 год
номера за все годы - щелкните на нужный год от РХ

"Никольский Благовест" содержит проповеди, сведения о всех православных праздниках, традициях, о православном богослужении, сведения об инославии, апологетику, месяцеслов на каждый день и многое другое.

Троица. Неделя Пятидесятницы или сошествия Святого Духа. День Святого Духа. Святитель Иоанн, митрополит Тобольский. Икона Божией Матери "Достойно есть". Апологетика. Месяцеслов.

Троица. Неделя Пятидесятницы
или
сошествия Святого Духа

праздник Пятидесятницы вспоминается и прославляется сошествие на апостолов Святого Духа в виде огненных языков. Название Пятидесятницы этот праздник получил потому, что это событие совершилось в ветхозаветный праздник Пятидесятницы, который отмечался после иудейской Пасхи в 50-й день. Этот праздник называется также Днем Святой Троицы. Последнее название объясняется тем, что сошествием Святого Духа на апостолов открылась совершительная деятельность третьего Лица Пресвятой Троицы, и учение Господа Иисуса Христа о Триедином Боге и участии Трех Лиц Божества в Домостроительстве спасения человеческого рода достигло совершенной ясности и полноты.

Пятидесятница у иудеев была одним из трех великих праздников. В этот день вспоминалось дарование Синайского закона, полученного евреями через 50 дней по выходе их из Египта. Этот праздник был торжественный и радостный, и они стекались в Иерусалим в великом множестве, чтобы принести в благодарность Богу установленную законом жертву. Это считали для себя обязательным и те иудеи, которые жили в других странах.

В третьем часу (по нашему - в девятом часу утра) в Сионской горнице (Деян.1,13), где находились после Вознесения Христа в постоянной молитве апостолы, внезапно послышался шум с небес, который наполнил весь дом и был слышен далеко за его пределами. В воздухе появилось множество огненных языков, они на мгновение опустились на головы апостолов и лишь светили, но не жгли. Вместе с этими внешними явлениями последовало внутреннее, совершившееся в душах апостолов - ''исполнишася вси Духа Свята''. И Дух Святой навсегда наполнил Собою души апостолов.
Будучи бестелесным, Святой Дух избрал чувственное знамение, чтобы тем ощутимее явить Свое присутствие. ''Ибо, - рассуждает св. Григорий Богослов, - как Сын Божий явился на земле видимо, то и Духу Святому надлежало явиться видимо''. Но ''да не подумает кто-либо, - поучает св. Лев Великий, - что в том, что было видимо телесными очами, явилось самое Божественное существо Святого Духа''. ''Взор человеческий как не может зреть Отца и Сына, так не может видеть и Святого Духа''.

Как только огонь Божественный возгорелся в душах апостолов, они вознесли к небу слово хвалы и благодарения Великому в Своих благодеяниях к роду человеческому Богу. И каждый из облагодатствованных начал говорить на каком-нибудь до сих пор ему неизвестном языке той страны, где он никогда не был. Это знание для апостолов было даром Духа Святого, необходимым для распространения Евангельской Истины во всем мире.

Между тем, шум с неба привлек к Сионской горнице множество иудеев. Они были поражены неожиданным для них явлением: ученики Христовы, галилеяне по происхождению, люди неученые и необразованные, вдруг заговорили на иноземных языках. И, как ни разнообразна была толпа собравшихся по их происхождению и языку, каждый, однако, слышал какого-нибудь одного проповедника, который прославлял Бога на языке его страны. Удивление многих перешло в ужас, но нашлись и нечестивые, которые ''насмехаясь, говорили'', что апостолы ''напились сладкого вина'' (Деян.2,13). Тогда св. апостол Петр произнес первую проповедь, в которой указал в славном событии, совершившемся в сей день, на исполнение древних пророчеств и завершение того великого дела спасения людей, которое исполнил на земле распятый и воскресший Господь Иисус Христос. Проста и кратка была первая христианская проповедь, но так как устами апостола Петра вещал Дух Святой, слова его проникли в сердца слышавших и победили их упорство. Выслушав его, ''они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия?'' ''Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа'', - отвечал им Петр. После сего ''охотно принявшие слово'' немедленно покаялись, уверовали, крестились, и к Церкви Христовой ''присоединилось в тот день душ около трех тысяч'' (Деян.2,37-41). Так, полным торжеством Святого Духа над неверующими, окончилось это событие. Троекратно Иисус Христос даровал ученикам Духа Святого: прежде страдания - неявно (Мф.10,20), по воскресении через дуновение - явственнее (Ин.20,22), и ныне послал Его существенно.

Сошествие Святого Духа на апостолов, собственно говоря, есть проявление силы Его в них, открытие в них Его особенного присутствия. Святой Дух действовал и прежде в роде человеческом: Он был в патриархах, пророках, во всякой душе чистой; без него никогда не совершалось ни одного истинно доброго дела. Но явление силы Его в апостолах было самым важным для всего рода человеческого. Пришел Дух Святой, чтобы завершить то, что начато было Спасителем: сделать апостолов способными к проповедованию Евангелия всему миру, усвоить роду человеческому те Божественные дары, которые приобретены для него страданиями Сына Божия.

Праздник Святой Троицы установлен апостолами. После дня сошествия Святого Духа они начали ежегодно праздновать День Пятидесятницы и заповедали вспоминать это событие всем христианам (1Кор.16,8), (Деян.20,16). Святая Церковь возносит общее славословие Пресвятой Троице и внушает нам, чтобы мы воспевали ''Безначальнаго Отца, и Собезначальнаго Сына, и Соприсносущнаго и Пресвятаго Духа'' - ''Троицу Единосущную, Равносильную и Безначальную''.

В IV веке святым Василием Великим были составлены коленопреклоненные молитвы, читаемые доныне на праздничной вечерне. Чтобы сохранить верующих в благоговейном состоянии и сделать их способными, по примеру апостолов, к целомудреннейшему совершению коленопреклонений и молитв в честь Святого Духа, к достойному принятию бесценных даров благодати Божией, вечерню положено проводить вслед за литургией.

День Святой Пятидесятницы издревле считался днем рождения Церкви Христа Спасителя, созданной не тщетой человеческих толкований и умствований, но Божественной благодатию.

ТРАДИЦИИ И ПРАВИЛА НАШЕЙ ЦЕРКВИ

а Троицу принято украшать храмы и дома ветками деревьев, травой и цветами. Так праздновала Пятидесятницу Церковь Ветхозаветная; так, вероятно, была украшена и Сионская горница в тот благословенный день. На этот обычай могло иметь влияние и явление Бога в виде трех странников праотцу Аврааму у дуба Мамврийского, где была куща (шатер) патриарха. Новозаветная Церковь сохранила этот обычай, усвоила ему и новое значение: теперь молодая зелень и цветы не только символизируют приношение Богу начатков возобновляющейся весны, но и саму Церковь Христову, которая процвела, по слову церковного песнопения, яко крин (цветок), а также указывает на обновление людей Духом Святым.

День Святого Духа

следующий за Пятидесятницей понедельник совершается праздник в честь Святого Духа. Этот праздник был установлен Церковью ''ради величия Пресвятаго и Животворящего Духа, яко един есть (от) Святыя и Живоначальныя Троицы'', в противодействие учению еретиков, отвергавших Божество Святого Духа и единосущность Его с Богом Отцом и Сыном Божиим.

Святой Дух един с Отцом и Сыном во всем, посему Он и совершает с Ними все, будучи самовластным, всесильным и благим. Через Него подается всякая мудрость, жизнь, движение, Он - источник всякой жизни. Он имеет все, что имеют Отец и Сын, ''кроме нерождения и рождения'', исходя от единого Отца. Святой Афанасий говорит: ''Дух Святый от Отца не создан, не сотворен, не рожден, но исходит''. Но в чем состоит исхождение Святого Духа от Отца для нас непостижимо, как непостижимо и рождение Сына. Поэтому Святая Православная Церковь никогда не решалась подвергать эту тайну Божества человеческому рассуждению, но всегда исповедовала ее, согласно с учением Спасителя нашего Иисуса Христа (Ин.15,26). Господь открывает человеку только то, что необходимо для его спасения, и многие тайны остаются для нас за непроницаемой завесой.

Обогащая человека духовными дарами и растя в нем плоды духовные, Дух Святой украшает человека и многообразными добродетелями, делает его, по слову Писания, древом добрым, творящим и плоды добрые (Мф.7,17). Жизнь по Духу Святому ясно обнаруживается в плодах Духа, к которым относятся, по словам апостола Павла, ''любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание'' (Галат.5,22-23).

Святитель Иоанн, митрополит Тобольский

Происходил из дворянского рода Максимовичей. Родился в Нежине под Черниговом, а образование получил в Киевской Духовной академии. Иноческий постриг принял в Киево-Печерской лавре, где назначен был проповедником. В 1695 г., незадолго до своей кончины, святитель Феодосий Черниговский вызвал его в Чернигов и определил в преемники себе. До 1712 г. святитель Иоанн был архипастырем Черниговской епархии, где стяжал великую любовь и почитание паствы своими трудами.

В 1712 г. по навету петровских любимцев был отправлен в почетную ссылку на Тобольскую кафедру. Успел прослужить только три года по крайней слабости своего здоровья, о чем прекрасно знал царь, отправляя его в Сибирь. В историю Русской Православной Церкви святитель Иоанн вошел как просветитель Тобольского края. Его книги ''Илиотропион'' и ''Царский путь креста'' и поныне являются излюбленным чтением и монашествующих, и мирян.

В нашем храме имеется частица мощей святителя. В 1954 г. в знак благодарности за материальную помощь, оказанную прихожанами Никольского собора для восстановления храма в г. Тобольске, в Никольский собор была подарена тобольчанами икона Иоанна, митрополита Тобольского, с частицей его святых мощей. (День памяти свт. Иоанна Тобольского - 23 июня.)

ИСТОРИЯ ОБРАЗА

Икона Божией Матери ''Достойно есть''

конце Х века на Афоне недалеко от Карейского монастыря в келье жил священноинок со своим послушником. Келья была посвящена Успению Пресвятой Богородицы. Однажды старец ушел ко всенощному бдению в Карейский монастырь, а послушнику наказал молиться в келье. Ночью молодой инок услышал стук в дверь. Отворив ее, он увидел монаха, который просил пустить его на ночь. Оба они встали на молитву. Когда настало время величать Пресвятую Богородицу, послушник пропел: ''Честнейшую Херувим'':Гость его, прибавляя к молитве новое начало, пропел: ''Достойно есть, яко воистину, блажити Тя Богородицу'':А затем уже: Честнейшую Херувим:
Послушнику так понравилась новая молитва в честь Матери Божией, что он слезно просил гостя записать ее, не надеясь на свою память. Но в келье не оказалось ни бумаги, ни чернил. Тогда гость попросил принести каменную плиту и на ней пальцем, как по мягкому воску, начертал слова, которыми с тех пор воспевает Владычицу Небесную Святая Церковь. Окончив писать, незнакомец сказал: ''Отныне так пойте и вы, и все христиане'', - после чего стал невидим. Икона, перед которой послушник и, как верует Православная Церковь, Архангел Гавриил воспели слова дивной молитвы, была торжественно перенесена в соборный монастырский храм и стала именоваться ''Достойно есть''. Ежегодно с Х века этот образ прославляется Святой Церковью 24 июня.

АПОЛОГЕТИКА*

Мы можем поискать формулу "Бог есть Любовь" в индийской религиозной мысли. Индийская религиозная философия в большинстве своих школ исповедует пантеизм. Это учение, отвергающее понимание Бога как личности, видит в божестве только энергию. Божество есть вселенская энергия, которая едина для всего мироздания, которая является единственной и единой подлинной причиной всего мирового многообразия. Энергия сохраняет жизнь и разрушает ее вполне бессознательно. Это просто разные проявления одной и той же энергии, происходящие по одним и тем же законам, но только в разных ситуациях. Так, электрическая проводка во всем доме составляет единую систему. Ток - один и тот же во всех приборах. Но в магнитофоне он производит звук, в телевизоре - образ, в лампочке - свет. Но зависит ли от воли электричества, как именно оно проявит себя в каждом конкретном приборе? Можем ли мы представить, что электричество сможет однажды свободно и любовно простить ошибившегося электромонтера: ''На этот раз я тебя, Петрович, прощу: Ты мужик хороший и дома у тебя жена с малыми детьми:Так что отпущу тебя, не буду бить тебя током. Хоть по всем законам Ома от тебя сейчас лишь обгоревшие подметки должны остаться:Ты только в следующий раз будь осторожней. Иди, и не греши больше!''? При всем многообразии своих проявлений электричество все же несвободно.

Продолжение следует...

*Начало см. в NN 5, 6, 7

Из книги диакона А. Кураева "Если Бог есть любовь".

Месяцеслов

Седмица 1-я по Пятидесятнице - сплошная


Понедельник 19 июня - День Святого Духа. Прпп. Виссариона, чудотворца Египетского; Илариона Нового. Свт. Ионы, еп. Великопермского. Прпп. Паисия Угличского, Ионы Климецкого. Пименовской, Тупичевской и Кипрской икон Божией Матери.
Вторник 20 июня - Мч. Феодота Анкирского, сщмчч. Маркеллина и Маркелла, пап Римских и с ними пострадавших.
Среда 21 июня - Вмч. Феодора Стратилата. Свт. Феодора, еп. Суздальского. Обретение мощей блгвв. кнн. Василия и Константина Ярославских. Прпп. Ефрема, патриарха Антиохийского; Зосимы Финикийского. Ярославской и Урюпинской икон Божией Матери.
Четверг 22 июня - Свт. Кирилла, архиеп. Александрийского. Прпп. Кирилла, игумена Белоезерского, Александра, игумена Куштского. Мцц. Феклы, Марфы и Марии в Персии. Корецкой иконы Божией Матери.
Пятница 23 июня - Сщмч. Тимофея, еп. Прусского. Обретение мощей свт. Василия, еп. Рязанского. Собор Рязанских святых. Свт. Иоанна, митр. Тобольского. Собор Сибирских святых. Прп. Силуана, схимника Печерского. Мчч. Александра и Антонины девы. Прп. Феофана Антиохийского. Свт. Вассиана, еп. Лавдийского.
Суббота 24 июня - Отдание праздника Пятидесятницы. Апп. Варфоломея и Варнавы. Прп. Варнавы Ветлужского. Перенесение мощей прп. Ефрема Новоторжского. Иконы Божией Матери, именуемой ''Достойно есть'' (''Милующая'').
Воскресенье 25 июня - Заговенье на Петров пост. Неделя 1-я по Пятидесятнице, Всех святых. Прпп. Онуфрия Великого, Петра Афонского. Блгв. вел. кн. Анны Кашинской. Прпп. Арсения Коневского; Вассиана и Ионы Пертоминских, Онуфрия и Авксентия Вологодских. Икон Божией Матери ''Умягчение злых сердец'' и ''Нерушимая стена''.

версия для печати

Рассылка на новости сайта

Читателю предлагается три варианта:
1. Просмотр RSS-новостей сайта на Христианство.ру (для этого кликните на кнопке RSS и читайте страницу новостей)
2. Подписка через RSS, не требующая указания Е-мейл Для этого кликните на кнопке RSS и далее на кнопке "подписаться".
3. Если на странице RSS кнопка "подписаться" отсутствует, это означает, что Ваш браузер не поддерживает RSS Тогда подпишитесь на новости, введя свой Е-мейл ниже.
Рассылка еженедельная, объем не более 10 Кбайт.
Email:


Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет
Rambler's Top100

© Свято-Никольский собор, 2000 - 2010
При использовании материалов ссылка на "Никольский Благовест" с указанием URL
(http://www.nikolay.orthodoxy.ru http://www.nikolski.kz, http://nikolski-sobor.narod.ru) обязательна!

 

Сайт управляется системой uCoz