По благословению Алексия, архиепископа Алматинского и Астанайского
10 (010), 2 июля 2000 г.
2000 год | 2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год
номера за все годы - щелкните на нужный год от РХ

"Никольский Благовест" содержит проповеди, сведения о всех православных праздниках, традициях, о православном богослужении, сведения об инославии, апологетику, месяцеслов на каждый день и многое другое.

Неделя 2-я по Пятидесятнице, Всех русских святых. Проповедь. Мудрость святых отцов. Рождество Иоанна Предтечи. Святые Петр и Феврония - покровители семьи. Апологетика. Месяцеслов.

Неделя 2-я по Пятидесятнице,
Всех русских святых

о второе воскресенье после праздника Святой Троицы Русская Православная Церковь совершает празднование всем тем угодникам Божиим, чья жизнь и подвиги были связаны с Отечеством русским. Это были отшельники и монахи, князья и епископы, мученики и исповедники, миряне и подвижники всякого рода. Но все они появились не случайно, а в тот момент русской истории, когда в том или в другом образе подвига можно было явить любовь свою Богу и любовь свою людям. И это - одна из радостей трагической и часто темной и страшной истории Руси, что во все ее эпохи - были ли они светлые или мрачные - золотым узором бежала эта струя Божественной любви. Где приумножалось беззаконие, там преизбыточествовала благодать, где возрастала человеческая жестокость, там проявлялось новое и новое свидетельство Божией любви, загоревшейся в человеческих сердцах, свидетельство жалости Божией, жалости человеческой.

Известный русский православный писатель Иван Ильин в 1939 году писал: ''Русь именуется Святою не потому, что в других странах нет святости: это не гордыня наша и не самопревознесение: Русь именуется Святою и не потому, что в ней ''нет'' греха и порока; или что в ней ''все'' люди - святые:нет. Но потому, что в ней живет глубокая, никогда не истощающаяся, а по греховности людской и не утоляющаяся жажда праведности, мечта приблизиться к ней, душевно преклониться перед ней, стать хотя бы слабым отблеском ее: Только немногие, совсем немногие люди на земле могут стать праведными, до глубины переродиться, целостно преобразиться. И когда мы говорим о Святой Руси, то не для того, чтобы наивно и горделиво идеализировать свой народ:но для того, чтобы утвердить, что рядом с окаянною Русью всегда стояла Святая Русь, молитвенно домогавшаяся ко Господу. И Россия жила, росла и цвела потому, что Святая Русь вела несвятую Русь, обуздывала и учила окаянную Русь:И так шло до тех пор, пока окаянная Нерусь не развязала наши несвятые силы, наши грешные, бурные страсти и не отстранила временно - да, конечно, временно, - Святую Русь от учения и водительства. А когда Святая Русь была мученически отстранена от водительства и окаянная Нерусь водворилась у руля, тогда Святая Русь ушла в новое, таинственное богомолье душевных и лесных пещер: там она и пребывает доныне''.

СЛОВО ПАСТЫРЯ*

сматриваясь в образы святых, каждый из нас должен помнить о том, что все святые были такими же людьми, как и мы с вами. Сегодня они находятся в вечной Божественной славе, являются молитвенниками и ходатаями за всех нас. Но когда они жили на земле, они также искушались, также падали и подчас набивали очень многие синяки и раны на своем теле и своей душе. Но они любили Бога, были преданы Богу, они полагали все свои силы для того, чтобы побороть живущий в них грех и, насколько это возможно человеку, исполнять волю Божию в своей жизни, исполнять Его заповеди. Конечно, если бы не благодать Божия, то никто бы из живущих на земле людей никогда не смог бы достичь совершенства и святости.

Давайте теперь спросим самих себя, а разве мы лишены этой Божественной благодати? Очевидно, что никто из нас не в праве сказать Богу, что Он лишил нас этой благодати, что у нас нет возможности иметь дары Духа Святого. Ведь каждый из нас в таинстве Святого Крещения получил эти дары Духа Святого. Каждый из нас в любом церковном таинстве, в каждой молитве, совершаемой как в храме, так и дома, может получить эту благодать, потому что она изливается, как солнечные лучи, на всех людей. И от нас зависит, сможем ли мы приобрести ее, а если смогли приобрести, то как распоряжаемся ею в своей жизни? Действительно ли, получив эту Божественную благодать, мы имеем в своей жизни плоды Духа Святого, к которым относятся любовь, мир, радость, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость и воздержание (Гал. 5,22- 23)? И если мы внимательно всмотримся в свою жизнь и не найдем в ней тех плодов, то давайте спросим самих себя, а что же происходит тогда в нашей жизни?
Все мы являемся младшими братьями и сестрами подвижников веры и благочестия, которые были такими же людьми, как и мы, но которые победили грех в самих себе и унаследовали Царство Небесное. Так чем же мы тогда отличаемся от них? А, оказывается, отличаемся своим нерадением, своим нежеланием жить по Богу, жить так, как заповедовал и учил Господь. Все мы называем себя христианами, имеем возможность жить в благодати Божией и являться, по словам апостола Павла, храмами Духа Святого; но на деле мы не исполняем заповеданное нам Господом Богом. Так почему же в нашей жизни нет плодов
Духа Святого? А вместо этого - ненависть, раздражение, обида, зависть и прочие страсти, которые так прочно укоренились в нашей жизни, что отказаться от них мы не желаем и не стремимся. И вот, когда мы всматриваемся в образы святых подвижников веры и благочестия, каждый из нас должен еще и еще раз внимательно проанализировать свою жизнь и как можно чаще спрашивать самого себя: '' А что же я сделал, чтобы хоть чуточку, хоть немножечко быть похожим на моих старших братьев и сестер, которые ныне своими бессмертными душами во Славе Бога предстоят перед Его Престолом?'' Будем в молитвенном призывании к святым подвижникам веры и благочестия, прося их помощи и заступления, все делать для того, чтобы изменить свою жизнь, чтобы принести добрый плод в своей жизни. Будем молиться и своим Ангелам-Хранителям, будем молиться и Пресвятой Богородице Деве Марии, будем молиться и Самому Господу нашему и Спасителю Иисусу Христу о том, чтобы Господь не отвратил Лица Своего от нас ныне и в будущие времена и лета нашей жизни, чтобы Он, как и ныне, ниспосылал нам Свою Божественную благодать, которая исцелит наши болезни душевные и телесные, чтобы нам постоянно быть вместе с нашим Творцом и Богом здесь, в земной жизни, а наипаче в жизни будущего века. Аминь.

*Начало см. в N9

МУДРОСТЬ СВЯТЫХ ОТЦОВ

Невозможно душе иметь мир, если не будем всеми силами просить у Господа, чтобы даровал любовь ко всем людям. Господь знал, что если врагов не будем любить, то мира в душе не будет, и потому дал нам заповедь: ''Любите врагов ваших''. Если не будем любить врагов, то лишь по временам душа будет как бы спокойна, но если мы любим врагов, то мир в душе пребывает день и ночь. Блюди в душе мир благодати Святого Духа; не теряй его за малые дела. Если ты даешь мир брату своему, то Господь даст тебе несравненно больше, а если оскорбишь ты брата, то и на твою душу неизбежно придет скорбь. Кто имеет страсть любостяжания, тот не может любить Бога и ближнего; ум и сердце такого человека заняты богатством, и нет у него духа покаяния и сокрушения о грехах, и душа его не может знать сладость мира Христова.

Преподобный Силуан Афонский

ИЗ ИСТОРИИ:

Рождество Иоанна Предтечи

7 июля Святая Христова Православная Церковь празднует Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Как повествует Евангелие от Луки, праведные родители святого Иоанна, Предтечи и Крестителя Христова - священник Захария и Елисавета - достигли старости, но не имели детей. Однажды Захария, совершая службу в Иерусалимском храме, увидел Архангела Гавриила, который предсказал, что у него родится сын - провозвестник ожидаемого людьми Спасителя. Захария усомнился в этом и был наказан: до времени исполнения слов Архангела он был поражен немотой. При рождении младенца родители нарекли его Иоанном - это имя было предсказано Захарии Архангелом Гавриилом. Вскоре после Рождества Христова, когда царь Ирод, узнав о случившемся и опасаясь грядущего Мессии, повелел избить всех младенцев, святая Елисавета с сыном убежала в пустыню и скрывалась в пещере. Захария же, служивший в храме и не открывший посланцам царя места пребывания своего сына, был ими убит. Праведная Елисавета с сыном находилась в пустыне до своей смерти. Сам святой Иоанн Предтеча вышел из пустыни лишь тогда, когда наступило время проповеди покаяния и приуготовления людей к пришествию Спасителя.

Святые Петр и Феврония - покровители семьи

нязь Петр Муромский опасно заболел, и позвали к нему юную девицу Февронию, дочь пчеловода, умевшую лечить травами. Была она красива и скромна. Князь полюбил ее и женился на ней. Гордые бояре не пожелали иметь княгиней простую крестьянку и потребовали, чтобы князь отпустил ее. Когда же князь отказался, изгнали их вместе. Молодая княжеская чета отплыла по Оке из своего города на лодке. Вскоре Божий гнев постиг Муром, и гордые муромчане раскаялись и позвали князя с княгиней обратно. Святые супруги прославились благочестием и милосердием, любовь друг к другу они пронесли через всю жизнь. Даже умерли они в одно и то же время и, положенные в разных местах, чудесным образом оказались в одном гробу - так их и похоронили. Много языческих обычаев, связанных с незабываемым в каждой жизни днем свадьбы, возникло в годы воинствующего атеизма. На склоне лет припоминаются эти подробности как милые чудачества, как слепая вера в заклятия и талисманы, как бездумная покорность установившемуся обычаю. Но не так безобидны эти ''чудачества''. Отдавая дань языческим традициям, мы предаем Христа, лишая тем самым себя, свою семью, своих детей покровительства Божия, а потом удивляемся, почему Господь не помогает нам, почему наши семьи некрепки и нестабильны. Мы забываем, что это такое - семейное счастье. Почему так получается? Потому что давно, очень давно прозвучало предупреждение Псалмопевца Давида: ''Аще не Господь созиждет дом, всуе (т. е. напрасно) труждаются зиждущие'' (Пс. 126,1). Потому что Сам Господь подтвердил: ''Без Меня не можете ничего делать'' (Ин.15,5). Святую благодать покровительства новобрачным и молодым семьям Господь даровал удивительным русским святым - князю Петру и жене его Февронии. Канонизированы они были на церковном Соборе 1547 года.

День памяти - 8 июля.

АПОЛОГЕТИКА*

Поскольку к любви способна только личность, то нам остается обратиться к монотеистическим религиям, то есть к таким, которые Высшее и Изначальное Божество понимают как свободную Личность. Подойдем к мусульманскому богослову и спросим: ''Можно ли сказать об Аллахе, что Он есть Любовь?'' После некоторого раздумья, т. к. прямой формулы ''Бог есть Любовь'' в Коране нет, мусульманский наставник ответит нам: ''Да. Конечно, прежде всего, Аллах есть воля. Но можно сказать, что в нем есть любовь к людям. Любовь есть одно из 99 святых имен Всевышнего''. И я спрошу моего собеседника: ''А какие дела любви присущи Всевышнему, согласно Корану? В чем проявилась любовь Аллаха к людям и в чем засвидетельствована?'' - ''Он сотворил мир. Он послал к людям своих пророков и дал Свой закон''. И тогда я задам мой третий вопрос: ''Это было тяжело для Него?'' - ''Нет, мир ничтожно мал по сравнению с могуществом Творца''.

Как видим, с точки зрения ислама Бог лишь издалека возвещает людям Свою волю. Он обращается к людям с такого неизмеримого расстояния, что огонь человеческого страдания и беззакония не опаляет Его лик. Любовь Бога к миру, как она понимается в исламском образе Творца, не жертвенна. В декабре мусульманский мир празднует ''ночь молитвы''. В эту ночь Аллах спускается с седьмого неба к первому небу, самому ближнему к земле. И если правоверный мусульманин проведет эту ночь в молитве - то его прошения будут услышаны и исполнены. Но как христианин я спрошу: ''Действительно ли Бог не может спуститься ниже? Действительно ли первое небо есть последняя ступень нисхождения Божией любви?''

Ислам пытается установить предел любви, предел Божией свободе: ''Вот только до сих, и не дальше!'' Идея Богочеловечества кажется ему несовместимой с убеждением в полной непостижимости Абсолюта. И в самом деле, когда мы говорим о Боге, надо быть предельно осторожным. Надо хранить себя от того, чтобы налагать наши, человеческие ограничения на Беспредельное. Но не есть ли мусульманское утверждение о том, что Бог не может стать человеком, именно такое, слишком человеческое, сомнение в могуществе Бога? Не становится ли это отрицание ограничением свободы Творца? Откуда такая уверенность в том, что Бог вот этого не может?

Нельзя ставить преграду любви, нельзя говорить, что вот за этот предел любовь никогда не посмеет перейти. Бог свободен в выборе Своих путей к человеку. Он может являться в громе и молнии. А может - в образе раба и странника.

Продолжение следует:

Начало см. в NN 5 - 9

Из книги диакона А. Кураева ''Если Бог есть Любовь''.

Месяцеслов

Седмица 3-я по Пятидесятнице, Петров пост


Понедельник 3 июля - Сщмч. Мефодия, еп. Патарского. Блгв. кн. Глеба Владимирского. Перенесение мощей свт. Гурия, архиеп. Казанского. Мчч. Инны, Пинны и Риммы. Мч. Аристоклия. Моденской (Косинской) иконы Божией Матери.
Вторник 4 июля - Мч. Иулиана Тарсийского. Сщмч. Терентия, еп. Иконийского. Прпп. Иулия пресвитера и Иулиана диакона. Мчч. Арчила II, царя Иверского, и Луарсаба II, царя Карталинского. Обретение мощей прп. Максима Грека.
Среда 5 июля - Сщмч. Евсевия, еп. Самосатского. Мчч. Зинона и Зины, Галактиона и Иулиании.
Четверг 6 июля - Владимирской иконы Божией Матери. Собор Владимирских святых. Мч. Агриппины. Прав. Артемия Веркольского. Мчч. Евстохия, Гаия и иных. Псково-Печерской, именуемой 'Умиление', и Заоникиевской икон Божией Матери.
Пятница 7 июля - Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Прп. Антония Дымского. Правв. отроков Иакова и Иоанна Менюжских.
Суббота 8 июля - Прмц. Февронии девы. Блгв. кн. Петра, в иночестве Давида, и кн. Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских чудотворцев.
Воскресение 9 июля - Неделя 3-я по Пятидесятнице. Тихвинской иконы Божией Матери. Прп. Давида Солунского. Свт. Дионисия, архиеп. Суздальского. Соборы Новгородских, Белорусских, Псковских святых.

версия для печати

Рассылка на новости сайта

Читателю предлагается три варианта:
1. Просмотр RSS-новостей сайта на Христианство.ру (для этого кликните на кнопке RSS и читайте страницу новостей)
2. Подписка через RSS, не требующая указания Е-мейл Для этого кликните на кнопке RSS и далее на кнопке "подписаться".
3. Если на странице RSS кнопка "подписаться" отсутствует, это означает, что Ваш браузер не поддерживает RSS Тогда подпишитесь на новости, введя свой Е-мейл ниже.
Рассылка еженедельная, объем не более 10 Кбайт.
Email:


Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет
Rambler's Top100

© Свято-Никольский собор, 2000 - 2010
При использовании материалов ссылка на "Никольский Благовест" с указанием URL
(http://www.nikolay.orthodoxy.ru http://www.nikolski.kz, http://nikolski-sobor.narod.ru) обязательна!

 

Сайт управляется системой uCoz