По благословению Алексия, архиепископа Алматинского и Астанайского
11 (011), 9 июля 2000 г.
2000 год | 2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год
номера за все годы - щелкните на нужный год от РХ

"Никольский Благовест" содержит проповеди, сведения о всех православных праздниках, традициях, о православном богослужении, сведения об инославии, апологетику, месяцеслов на каждый день и многое другое.

Неделя 3-я по Пятидесятнице. Проповедь. Тихвинская икона Божией Матери. Преподобные Сергий и Герман Валаамские. Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. Апологетика. Месяцеслов.

Неделя 3-я по Пятидесятнице

СЛОВО ПАСТЫРЯ

третий воскресный день после праздника Святой Троицы Православная Церковь обращает наше внимание на слова Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, которые мы сегодня слышали за чтением Священного Писания. Заключая Свою Нагорную проповедь, Господь наш Иисус Христос, обращаясь ко всем Своим последователям, говорит: ''Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все (т.е. все необходимое) приложится вам'' (Мф.6,33). А перед этим Господь говорит, что невозможно работать двум господам, невозможно работать Богу и маммоне (богатству), не нужно человеку заботиться, во что и как он будет одеваться, что будет есть.

"Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них"

[Мф. 6; 28,29].

Этот Евангельский отрывок довольно труден для нашего человеческого понимания. Труден он потому, что многие при исполнении этих Евангельских слов впадают в крайность, думая примерно так: ''Невозможно мне в моей земной жизни исполнить во всей полноте эти слова Христовы, ибо как я, живущий на земле человек, не буду заботиться о себе самом, о своих родных и близких, о своих детях, престарелых родителях?'' Но, если бы это было для нас невозможно, то давайте зададим себе вопрос: разве Господь дал бы нам такое наставление? Нет, не дал бы. Это для нас возможно, но без впадения в другую крайность. Конечно, душа человека - самое многоценное, что есть на земле. И нет подобного ей другого равного сокровища. И более всего человек, конечно же, должен заботиться о своей душе. Но ведь человек состоит не только из души, человек состоит еще и из тела. И не заботиться о теле, просто забыть о нем никак нельзя. Но почему Господь говорит нам так, что невозможно работать двум господам, можно поклоняться лишь одному господину? Значит, можно заботиться либо о душе или о теле? Такой вывод вроде бы напрашивается из этих слов Христа Спасителя? Нет, не такой. Каждый из нас, конечно, прежде всего, должен думать о своей душе, но при этом, как человек, живущий на земле, не должен забывать о теле, должен поить и кормить это тело, но не ставить это во главу угла, как, к сожалению, бывает со многими из нас. Ведь чаще всего, заботясь лишь только о своем теле, человек забывает о душе, забывает о Боге, забывает о том насущном и потребном, что необходимо помнить каждому из нас. Наша земная жизнь есть лишь только временный, небольшой человеческий удел, и все это нам здесь на земле рано или поздно придется оставить и предстать на суд перед Богом. Какими мы предстанем на этот суд? Что мы скажем своему Богу? Какие дела, какие поступки мы представим вместе с собою на этот нелицеприятный Божественный суд? Вот о чем заставляет, прежде всего, задуматься этот Евангельский отрывок.
Господь говорит нам: ''Ищите же прежде Царства Божия и правды Его''. Царство Божие - это не фантазия и не миф, это - реальность. И хотя Царство Божие, как учат и говорят святые отцы, ожидает нас в жизни будущего века, но все святые отцы учат также о том, что Царство Божие для каждого человека начинается уже здесь, на земле. Здесь, на земле, мы с вами должны стать причастниками этого Божественного Царства; в каждом из нас должна восторжествовать правда, мир и любовь Божия; каждый из нас должен прочувствовать во всей полноте вездеприсутствие Божие, потому что Царствие Божие - это то место, где везде и всюду присутствует Господь. Но как для нас с вами может начаться здесь, на земле, это Божественное Царство, если чаще всего
в нашей жизни мы склонны забывать о Боге, склонны терять Его, не помнить о Нем, не вспоминать даже о Нем? Ведь многие дни, а подчас месяцы и годы, для некоторых из нас были проведены именно в таком беспамятстве о Боге, когда мы думали только о своем земном благополучии, только о том счастии, которое должно быть у нас здесь, на земле. Как страшно жить так! Это значит совершенно не готовить себя к Царству Божию, а если мы здесь не начнем готовить себя к Нему, то для такого человека Царство Божие не наступит и там, в жизни будущего века, если он не станет Его причастником, будучи гражданином земли.

Окончание следует:

ИСТОРИЯ ОБРАЗА

Тихвинская икона Божией Матери

тот образ по преданию написан апостолом и евангелистом Лукой, который передал его вместе с Евангелием и Деяниями святых апостолов в Антиохию своему ученику Феофилу. После смерти Феофила икона была перенесена в Иерусалим, а в V веке - в Константинополь, где специально для нее был воздвигнут Влахернский храм.
В 1383 г. произошло на Руси великое чудо
: чудотворная икона Божией Матери, покинув Константинополь, явилась в пределах Новгородской земли. Первыми ее увидели рыбаки. Плывущая по волнам Ладожского озера, она была окружена великим сиянием. Со страхом следили рыбаки за чудесным явлением, пока икона не скрылась с глаз. Затем она явилась в 30 верстах от озера. Там поставили для нее часовню, и произошло много исцелений. Но вскоре икона скрылась, и несколько раз видели ее в разных местах, стоящей на воздухе в ослепительном свете. В места, где объявлялась чудотворная икона, приходили тысячи паломников, всем сердцем моливших Матерь Божию даровать им эту святыню. Наконец на горе близ города Тихвина икона сошла на руки молившихся, и те спешно начали сооружать часовню. До вечера успели поставить три венца бревен и на ночь поставили стражу. А наутро ни иконы, ни сруба, ни заготовленных материалов на месте не оказалось. Их нашли точно в таком виде, как оставили, в болотистом месте на реке Тихвинке, а на восточной стене сруба, ничем не поддерживаемая, сияла явившаяся икона.

Почитание Тихвинской иконы в России является повсеместным. Она разошлась по городам и весям земли Русской во множестве списков, многие из которых прославились как чудотворные. Одним из наиболее почитаемых списков является образ в Петербургском Исаакиевском соборе, прославленный многими исцелениями в 1858 г. Сначала икона была в собственности у частных лиц, но, когда проявилась ее чудотворная сила, ее поместили в церковь в честь Рождества Христова, а 5 марта 1859 г. она была перенесена в Исаакиевский собор, и с тех пор стала предметом благоговейного почитания петербуржцев. В Тихвинском монастыре, основанном на месте явления иконы, находилось 4 списка с чудотворной иконы. Один из них был выполнен на стене у западных врат собора в память явления и чудесного избавления от шведов в 1614 г. Этот список особенно прославился исцелением тихвинского мещанина Александра Боровского, страдавшего припадками и корчами. Тихвинская-Ополченская икона была дана архимандритом Тихвинского Богородского монастыря в благословение ополчению тихвинцев в войну 1812 г., она прославилась во время похода и с честью была возвращена в монастырь. Тихвинская икона в Борисовской женской Тихвинской пустыни известна чудесными явлениями Божией Матери старице Афанасии и многими исцелениями.

Преподобные Сергий и Герман Валаамские

ало сведений сохранилось об их жизни, так как все древние рукописи монастырские погибли во время многочисленных войн и набегов. Известно, что были они греческими иноками и своей жизнью и наставлениями много способствовали распространению и утверждению Православной веры в Карелии, которая сильно страдала от притеснений шведских папистов. Но, несмотря на скудность сведений, преподобные Сергий и Герман с древних времен почитались великими и преславными чудотворцами. И Валаамский монастырь, основанный ими на острове Валаам на Ладожском озере, всегда привлекал множество иноков и всегда был излюбленным местом паломничества, притягивавшим богомольцев не менее, чем Троице-Сергиева и Киево-Печерская лавры, Соловецкий и Саровский монастыри. Скончались преподобные около 1353 г. Мощи их находятся в Валаамской обители. День памяти преподобных Сергия и Германа - 11 июля.

ИЗ ИСТОРИИ:

вятые первоверховные апостолы Петр и Павел 12 июля торжественно отмечается день памяти апостолов Петра и Павла. Церковь именует их первоверховными, так как они более других потрудились в деле евангельской проповеди: святой Петр - среди иудеев, святой Павел - среди язычников.
Апостол Петр - простой рыбак - вместе со своим братом апостолом Андреем был призван Самим Иисусом Христом и сопутствовал Ему во всех путях Его служения спасению рода человеческого. По Вознесении Господнем он первым начал проповедовать в Иерусалиме, много пострадал за веру. В 44 г., освобожденный из темницы Ангелом, покидает Иерусалим и проповедует в Сирии, Галатии, Понте, Египте и в др. странах. Подтверждая силу своих слов, апостол Петр воскрешал из мертвых и исцелял недужных, причем исцеления происходили даже от одной его тени. Апостол оставил после себя 2 соборных послания.
В царствование императора Нерона, прибыв в Рим, он претерпел мученическую кончину, будучи распят на кресте вниз головой.
Апостол Павел, до своего призвания называвшийся Савлом, принадлежал к секте фарисеев и жестоко преследовал христиан. Чудесно призванный в апостолы Самим Господом, он принял Святое Крещение и сделался ревностным проповедником Евангелия. Проповедовал в Аравии, Палестине, Малой Азии, Греции, Италии и во многих др. странах. Претерпев много страданий, св. Павел сподобился от Господа чрезвычайных откровений, будучи восхищен в рай, и вознесен до третьего неба, где слышал такие тайны, каких никому, из имеющих человеческую природу, пересказать нельзя, и совершил многие и великие чудеса. Ясное понимание христианских истин, спокойное мужество, необыкновенное знание человеческого сердца, сила красноречия при благодатных дарах Святого Духа содействовали его необыкновенным успехам. Одно только для него было страшно и опасно: как бы не оскорбить Бога. Любовь ко Христу апостол Павел ставил превыше всего.
Он написал 14 посланий. Так же, как и апостол Петр, мученически погиб в Риме от усечения мечем в 67 году. Считается вероятным, что погибли святые апостолы Петр и Павел в один день. По благословению Святейшего Патриарха Алексия I (? 1970) освящение яблок и др. фруктов в южных регионах совершается в день праздника святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

Положение честной ризы
Пресвятой Богородицы во Влахерне

еред Своим блаженным Успением Пресвятая Богородица подарила одну из Своих одежд (ризу) благочестивой девице и завещала ей передавать ризу по наследству также благочестивой девице. С того времени честная риза Пресвятой Богородицы хранилась в этом роду.

Во второй половине V века, при императоре Льве I Великом и Патриархе Геннадии, двое приближенных императора, заночевав в небольшом селении рядом с Назаретом, обратили внимание на то, что в одной комнате постоянно курится фимиам и горят свечи, а рядом, в коридоре и во дворе, находится множество больных. Хозяйка объяснила им, что в той комнате находится великая святыня - риза Самой Пречистой Девы Марии, от которой происходят великие чудеса. Друзья поступили, с житейской точки зрения, весьма предосудительно: они подменили ковчег с честной ризой Богородицы специально изготовленной копией и вывезли святыню в Константинополь. В духовном же плане их поступок был, видимо, необходим, чтобы свершилась воля Божия и Его Пресвятой Матери о перенесении святыни в город, который должен был стать центром Православия.

Честная риза Пресвятой Богородицы была положена во Влахернском храме - в новом ковчеге на престоле.

АПОЛОГЕТИКА*

Подойдем же теперь с нашим вопросом к религии Древнего Израиля. Тексты Ветхого Завета говорят нам вполне прямо: Да, Бог есть Любовь. Да, Бог явил Свою любовь делами. Он свободно, не понуждаемый никем и ничем, создал мир и человека, Он по Своей любви даровал нам пророков и Закон. И еще Он принес людям величайший дар - свободу. Трудно ли было Богу с людьми? - Да. При всей Его надмирности Он говорит, что не может быть вполне безмятежен и покоен без человеческой любви: Он не просто дает Закон. Он умоляет людей не забывать Его. Ему трудно с людьми. Он говорит о Себе, что Он - Бог ревнитель. Он вступил в брак с Израилем и неверность людей болезненна для Него: Возвратитесь, дети-отступники:Возвратитесь, мятежные дети: Я исцелю вашу непокорность (Иер.2,2-3,22).

Читая Ветхий Завет, без преувеличения можно сказать: люди доводят Бога до слез. Как же должны были вести себя люди, и как близко должен быть к ним Творец - если однажды Он вскрикивает: ''Я раскаялся, что создал человека'':И все же любовь Бога к людям, как она известна в Ветхом Завете, не сделала Бога человеком.
Где же в мире религий есть представление о том, что любовь Бога к людям столь сильна, что она ввергает Самого Творца в мир людей? Есть много мифов о воплощении богов в мире людей. Но это всегда воплощения неких ''вторичных богов''. Страдают герои и полубоги. Но подлинно Высший не делает Себя доступным человеческой боли. Где же мы можем найти представление о том, что не один из богов, а Тот, Единственный, вошел в мир людей?

Продолжение следует...

*Начало см. в NN 5 - 10

Из книги диакона А. Кураева ''Если Бог есть Любовь''.

Месяцеслов

Седмица 4-я по Пятидесятнице.

Понедельник 10 июля - Петров пост. Прп. Сампсона странноприимца. Прав. Иоанны мироносицы. Обрeтение мощей прп. Амвросия Оптинского. Прп. Серапиона Кожеезерского. Прп. Севира пресвитера. Прп. Георгия Иверского, Святогорца. Прп. Мартина Туровского.
Вторник 11 июля - Петров пост. Бессребреников и чудотворцев Кира и Иоанна. Прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. Прп. Ксенофонта Робейского. Прп. Павла врача. Иконы Божией Матери, именуемой ''Троеручица''.
Среда 12 июля - Славных и всехвальных апостолов Петра и Павла. Касперовской иконы Божией Матери.
Четверг 13 июля - Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов. Прп. Петра, царевича Ордынского (Ростовского). Свт. Софрония, еп. Иркутского. Балыкинской и Горбаневской икон Божией Матери.
Пятница 14 июля - постный день. Бессребреников Космы и Дамиана. Мч. Потита. Прп. Петра. Прав. Ангелины Сербской. Прп. Никодима Святогорца.
Суббота 15 июля - Положение честнoй ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. Свт. Фотия, митр. Киевского. Свт. Иувеналия, патриарха Иерусалимского. Пожайской, Феодотьевской и Ахтырской икон Божией Матери.
Воскресенье 16 июля- Неделя 4-я по Пятидесятнице. Мч. Иакинфа. Перенесение мощей свт. Филиппа, митр. Московского, всея России чудотворца. Прпп. Анатолия и др. Анатолия затворника, Печерских. Блгвв. кнн. Василия и Константина Ярославских. Свт. Василия, еп. Рязанского.

версия для печати

Рассылка на новости сайта

Читателю предлагается три варианта:
1. Просмотр RSS-новостей сайта на Христианство.ру (для этого кликните на кнопке RSS и читайте страницу новостей)
2. Подписка через RSS, не требующая указания Е-мейл Для этого кликните на кнопке RSS и далее на кнопке "подписаться".
3. Если на странице RSS кнопка "подписаться" отсутствует, это означает, что Ваш браузер не поддерживает RSS Тогда подпишитесь на новости, введя свой Е-мейл ниже.
Рассылка еженедельная, объем не более 10 Кбайт.
Email:


Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет
Rambler's Top100

© Свято-Никольский собор, 2000 - 2010
При использовании материалов ссылка на "Никольский Благовест" с указанием URL
(http://www.nikolay.orthodoxy.ru http://www.nikolski.kz, http://nikolski-sobor.narod.ru) обязательна!

 

Сайт управляется системой uCoz