По благословению Алексия, архиепископа Алматинского и Астанайского
12 (012), 16 июля 2000 г.
2000 год | 2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год
номера за все годы - щелкните на нужный год от РХ

"Никольский Благовест" содержит проповеди, сведения о всех православных праздниках, традициях, о православном богослужении, сведения об инославии, апологетику, месяцеслов на каждый день и многое другое.

Неделя 4-я по Пятидесятнице. Проповедь. Из истории: Преподобный Сергий Радонежский. Преподобномученица Великая княгиня Елисавета. Казанская икона Божией Матери. Апологетика. Месяцеслов.

Неделя 4-я по Пятидесятнице

СЛОВО ПАСТЫРЯ*

о возникает вопрос, где и как найти нам это Царствие Божие здесь, на земле? Если мы с вами откроем Евангельское повествование от Луки, а точнее - семнадцатую главу, то найдем в ней слова Христа Спасителя, Который отвечает на этот вопрос. Фарисеи, окружающие Господа после Его проповеди, спросили: ''Когда наступит Твое Царство, о котором Ты говоришь?'' Господь отвечал им: ''Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть'' (Лк. 17;20,21). Вот, где каждому из нас необходимо искать Царство Божие, внутри каждого из нас Его начало. Мы знаем, что Бог есть Любовь, Бог есть Правда, есть Мир. И если нет в нашей с вами жизни любви, нет правды, нет мира, а вместо этого, как пишет апостол Павел в своем послании к Галатам (Гал. 5;19), есть лишь только дела плоти, которые всем нам хорошо известны, а они суть прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийства, пьянство и тому подобное, то, конечно, ни о каком Царстве Божием внутри каждого из нас не может быть и речи. Но когда же Царство Божие наступает в нашей душе? А наступает Оно тогда, когда мы в своей земной жизни приносим добрые плоды от того сеяния, которое совершает Дух Святой в нашей душе. Каждый из нас получил благодать Духа Святого в таинстве Святого крещения и в тех таинствах, которые ежедневно совершаются нашей Святой Христовой Церковью. И мы знаем, что к плодам Духа Святого, как пишет апостол Павел в том же послании к Галатам (Гал. 5;22), относятся: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость и воздержание. Если в нашей жизни есть эти плоды Духа Святого, то тогда можно сказать, что мы, живя здесь, на земле, становимся причастниками Царства Божия, к которому призывает каждого из нас Господь. Господь Бог жаждет нашего спасения и не хочет, чтобы кто-либо из нас погиб. А чтобы спастись и иметь жизнь вечную, нам необходимо приложить свои человеческие усилия. Будем стремиться к исполнению слов Христа Спасителя, будем искать, прежде всего, Царствие Божие, конечно, при этом, не забывая о своем человеческом призвании, не забывая о том, что все мы с вами пока еще являемся гражданами этой земли. И в силу наших возможностей каждый должен позаботиться о себе самом, о своих родных и близких, позаботиться особенно о тех людях, которые нуждаются в нашей помощи. Вот в этом тоже будет проявление искания Царства Божия и правды Его, потому что любовь, направленная к окружающим нас людям, - это и есть начало Небесного Царства уже здесь, на земле.

Будем просить у Господа, чтобы Он укрепил наши немощные человеческие силы, чтобы не лишил нас Своей Божественной благодати, без которой человек не может принести доброго плода в своей жизни; чтобы каждый из нас с помощью этой благодати стал причастником Царства Божия здесь, на земле, и чтобы всем нам вечно пребывать в Царстве Божием в жизни будущего века. Аминь.


Протоиерей Валерий Захаров. Июль 1999г.

*Начало см. в N 11

ИЗ ИСТОРИИ:

17 (4) июля исполняется 82 г. со дня мучительной кончины в Екатеринбурге Императора Николая II Александровича, Императрицы Марии Федоровны, Наследника Цесаревича Алексея Николаевича, Великих княжен Ольги, Марии, Татьяны и Анастасии.
На предстоящем Архиерейском Соборе, который состоится в августе 2000 г. в Москве, будет решаться вопрос о Всероссийском прославлении екатеринбургских царственных мучеников.

Преподобный Сергий Радонежский

еликий святой земли Русской, Преподобный Сергий родился в 1314 г. в семье благочестивых бояр Кирилла и Марии и был назван Варфоломеем. После кончины родителей он принял иноческий постриг с именем Сергий и вместе со своим братом удалился в глухой лес. Там основал небольшую церковь во имя Пресвятой Троицы, куда вскоре собралось 12 братий. Так было положено начало величайшей святыне Православия, духовному центру Руси - Троице-Сергиевой Лавре.

Обитель преподобного Сергия стала школой монашеской жизни, источником новой традиции в подвижническом делании. Ученики преподобного основали множество монастырей в Северо-Западной Руси. Сам св. Сергий, при его глубочайшем смирении, стал известен всей Руси: он способствовал примирению враждовавших князей, по его благословению благоверный князь Димитрий Донской выступил на Куликовскую битву с монголо-татарами в 1380 г. Глубокая духовная дружба связывала преподобного Сергия со святителем Московским Алексием. Преставился ко Господу преподобный Сергий в 1392 г. Спустя 30 лет совершилось обретение его мощей, которые и поныне пребывают в Троицком соборе основанной им Лавры. 18 июля празднуется обретение честных мощей преподобного Сергия, Радонежского чудотворца.

Преподобномученица Великая княгиня Елисавета

18 июля также - день памяти преподобномучениц Елисаветы и инокини Варвары. На следующий день после расстрела в 1918 г. в Екатеринбурге последнего Русского Царя Николая II и его Семьи настал ее черед. Принцесса Гессенская - Великая княгиня Елисавета, одна из красивейших женщин Европы, была женой Великого князя Сергея, брата Царя, и сестрой русской Царицы. Она - основательница Марфо-Мариинской обители, отдавшая в общую казну даже обручальное кольцо, подаренное нежно любимым мужем, разорванным в клочья бомбой террориста, тайно постриженная инокиня - одна из многих тысяч в лике новомучеников Российских.

В апреле 1918 г. на третий день после Пасхи Елисавету Федоровну арестовали и немедленно выслали из Москвы. С ней поехали две сестры - Варвара и Екатерина. Последние месяцы своей жизни они провели в Алапаевске в заключении.
Таков был ее путь из родительского дома в далекой Германии до алапаевской шахты, куда ее вместе с верной инокиней Варварой и Великими князьями из Дома Романовых сбросили живыми и забросали гранатами. И со дна этого ада слышали потом ее голос, воспевающий хвалу Господу, пока для нее самой не зазвучали райские песни.

В 1999 г. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил преподобномучениц Елисавету и Варвару к лику святых новомучеников России.

ИСТОРИЯ ОБРАЗА

Казанская икона

Божией Матери

азанская:Она сопровождает человека от колыбели до смертного порога: над колыбелью младенца принято было помещать Казанскую икону, ею благословляли девиц на замужество, ее давали в руки новопреставленному как необоримую Защитницу на пути к вечному дому. Ей молились при засухе, к ней взывали в напасти, ее носили крестным ходом по стенам городов, обороняемых от неприятеля. Она явилась накануне великих испытаний для Руси, когда ослабела ревность в проповеди Евангелия после огненного служения Казанских святителей Гурия и Германа, и язычники и мусульмане, воспрянув, ополчились на веру Христову. В 1579 году после страшного пожара, уничтожившего половину Казани, поползли по городу слухи, что русский Бог не так уж и силен и не помогает православным. Как отмечает летописец, ''вера Христова стала притчею и поруганием''. Вот тогда-то и явилась милость Божия и Покров Царицы Небесной над Русью.

Один стрелец задумал строиться на месте пожарища. Дочери его, Матроне, явилась Царица Небесная и повелела извлечь из земли Ее икону. 8 июля (по ст. ст.) мать девочки принялась копать землю, помогали ей и соседи, но иконы не нашли. Лишь когда заступ взяла сама Матрона, обнаружилась икона, завернутая в ветхий суконный рукав мужской одежды вишневого цвета. Икона была торжественно перенесена в ближайшую церковь св. Николая, а затем в Благовещенский собор и прославилась исцелениями слепых.

С этой иконы был сделан список и послан в том же году к царю Иоанну Грозному, который повелел на месте явления иконы построить женский монастырь, где и была поставлена Казанская икона. Матрона, обретшая святыню, приняла монашеский постриг с именем Марфы, была первою инокинею, а потом и настоятельницею монастыря. В 1595 г. в честь явления Казанской иконы был установлен особый праздник, который отмечается 21 (8) июля.

В 1612 г. во время сражения русского народного ополчения с польскими захватчиками список Казанской иконы находился в войсках князя Димитрия Пожарского. 22 октября икона, сопутствовавшая русским в течение всего похода, была поставлена в Москве на Красной площади против Никольских ворот Кремля. Вскоре Москва была полностью очищена от вражеского нашествия. В память об этом событии царь Михаил Федорович установил второе празднество в честь Казанской иконы Божией Матери - 22 (9) октября. Во время Отечественной войны 1812 г. Казанская икона, ставшая всенародной святыней, также указывала путь к победе русскому воинству, осеняя его в ратном подвиге освобождения Родины. В день празднования Казанской иконы, 22 октября, русские отряды под предводительством полководцев Милорадовича и Платова разбили арьергард маршала Даву, что явилось первым поражением считавшейся дотоле непобедимой французской армии.

Известны многочисленные чудотворные списки с Казанской иконы, прославленные знамениями милости Божией, по всей России: в Вязниках (Владимирская обл.) и Нижнем Ломове (Пензенская обл.), в Тобольске и Суздале, Витебске и Каргополе, Арзамасе, Вологде и многих других местах.

Во время Великой Отечественной войны перед Казанской иконой Божией Матери Святейший Патриарх Московский и всея Руси Сергий (+1944 г.) совершал молитвы, произносил проповеди, утверждавшие веру в победу над германским фашизмом. Для русских православных христиан в этой иконе и поныне воплощена идея молитвенного заступничества и ходатайства Пресвятой Богородицы за наше Отечество.

АПОЛОГЕТИКА*

Эта идея есть в кришнаизме, где Кришна понимается как Личный и Единый Бог-Творец. ''Бхага- вад-гиту'' нередко называют ''индийским евангелием''. Эта книга (ее текст датируется V-II вв. до Р. Х.) действительно проповедует великую идею: к Богу надо подходить с любовью.

Она повествует, что ''Верховный Господь'' Кришна не просто создал мир и не просто дал его людям. Он стал человеком. И даже не царем - а слугой, возничим. И, однако, при знакомстве с этой книгой остаются вопросы. Во- первых - стал ли Кришна человеком вполне и навсегда? - Нет, лишь на время урока он казался человеком. Его подлинные облики совсем не-человечны, и он пользуется человеческим обликом лишь как прикрытием, которое позволяет ему ближе подойти к людям. И человеческая плоть, равно как и человеческая душа, не взяты им в Вечность. Ему не было трудно быть человеком, и сам он не испытал ни человеческой боли, ни человеческой смерти: Сюжет ''Бхагавад-гиты'' строится вокруг юного воина Арджуны, который должен силой отстоять свое право на наследство, отнятое у него недобросовестными родственниками. С помощью Кришны Арджуна собирает огромную армию. Но, перед самой битвой, выйдя на поле предстоящего боя, Арджуна всматривается в ряды своих врагов и вдруг осознает - с кем же ему предстоит сражаться, и тогда по-человечески потрясенно говорит: ''При виде моих родных, пришедших для битвы, Кришна, подкашиваются мои ноги, во рту пересохло:Не нахожу я блага в убийстве моих родных:Их убивать не желаю:Ведь погубив свой род, как можем счастливыми быть?'': Человек испытывает боль и сострадание. А божественный Кришна? В эту минуту он находит для человека такие слова: ''Покинув ничтожную слабость сердца, восстань, подвижник! Ты сожалеешь о тех, кому сожаленья не надо: познавшие не скорбят ни о живых, ни об ушедших:О неотвратимом ты сокрушаться не должен'' (1.3,18,26). Все это Кришна говорит ''как бы с улыбкой'' (2,10). ''Воспрянь, победи врагов, достигни славы, насладись цветущим царством, ибо Я раньше их поразил, ты будь лишь орудием, как воин:'' (11.32-34). В божестве, которое благословляет на массовые убийства ради исполнения кармически сословного долга, нельзя признать Бога Любви:

Итак, высшая богословская формула гласит: ''Бог есть Любовь''. Любить означает вобрать в себя, как свои, радости и беды любимого. Подлинная любовь стремится отождествить себя с любимым человеком. Здесь поистине двое в одну плоть будут (Быт.2,24). И потому путь любви - это дарение, отдача, вверение, жертва.

Окончание следует...

*Начало см. в NN 5 - 11

Из книги диакона А. Кураева ''Если Бог есть Любовь''.

Месяцеслов

Седмица 5-я по Пятидесятнице


Понедельник 17 июля - Свт. Андрея, архиеп. Критского. Прп. Марфы, матери Симеона Дивногорца. Прп. Андрея Рублева, иконописца. Блгв. вел. кн. Андрея Боголюбского. Прп. Евфимия, Суздальского чудотворца. Мчч. Феодота и Феодотии. Галатской иконы Божией Матери.
Вторник 18 июля - Прп. Афанасия Афонского. Обретение честных мощей прп. Сергия, игумена Радонежского. Прпмцц. вел. кн. Елисаветы и инокини Варвары. Мцц. Анны и Кириллы. Прп. Лампада Иринопольского. Иконы Божией Матери ''Экономисса''.
Среда 19 июля - день постный. Собор Радонежских святых. Прпп. Сисоя Великого; Сисоя, схимника Печерского. Обретение мощей прав. девы Иулиании, кн. Ольшанской. Мчч. Марина, Марфы, Аввакума и иных многих в Риме. Богородско-Уфимской иконы Божией Матери.
Четверг 20 июля - Прпп. Фомы, иже в Малеи; Акакия; Евдокии, в иноч. Евфросинии, кн. Московской. Мчч. Перегрина, Лукиана и иных. Влахернской иконы Божией Матери.
Пятница 21 июля - день постный. Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани. Вмч. Прокопия. Прав. Прокопия, Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца. Прав. Прокопия Устьянского. Знамение от иконы Божией Матери Благовещения во граде Устюге.
Суббота 22 июля - Сщмчч. Панкратия, еп. Тавроменийского; Кирилла, еп. Гортинского. Прмчч. Патермуфия, Коприя и мч. Александра. Прпп. Патермуфия и Коприя. Свт. Феодора, еп. Едесского. Кипрской и Колочской икон Божией Матери.
Воскресенье 23 июля - Неделя 5-я по Пятидесятнице. Положение честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве. Мучеников 45-ти в Никополе Армянском. Прп. Антония Печерского, Киевского начальника всех русских монахов. Коневской иконы Божией Матери.

версия для печати

Рассылка на новости сайта

Читателю предлагается три варианта:
1. Просмотр RSS-новостей сайта на Христианство.ру (для этого кликните на кнопке RSS и читайте страницу новостей)
2. Подписка через RSS, не требующая указания Е-мейл Для этого кликните на кнопке RSS и далее на кнопке "подписаться".
3. Если на странице RSS кнопка "подписаться" отсутствует, это означает, что Ваш браузер не поддерживает RSS Тогда подпишитесь на новости, введя свой Е-мейл ниже.
Рассылка еженедельная, объем не более 10 Кбайт.
Email:


Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет
Rambler's Top100

© Свято-Никольский собор, 2000 - 2010
При использовании материалов ссылка на "Никольский Благовест" с указанием URL
(http://www.nikolay.orthodoxy.ru http://www.nikolski.kz, http://nikolski-sobor.narod.ru) обязательна!

 

Сайт управляется системой uCoz