По благословению Алексия, архиепископа Алматинского и Астанайского
13 (013), 23 июля 2000 г.
2000 год | 2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год
номера за все годы - щелкните на нужный год от РХ

"Никольский Благовест" содержит проповеди, сведения о всех православных праздниках, традициях, о православном богослужении, сведения об инославии, апологетику, месяцеслов на каждый день и многое другое.

Неделя 4-я по Пятидесятнице. Проповедь. Из истории: Преподобный Сергий Радонежский. Преподобномученица Великая княгиня Елисавета. Казанская икона Божией Матери. Апологетика. Месяцеслов.

Неделя 5-я по Пятидесятнице

Положение честной ризы

Господа нашего Иисуса Христа

в Москве

естная риза Господня была принесена в Москву из Персии в 1625 г. Персам она досталась вместе со многими другими ценностями в результате завоевания Иверии персидским шахом Аббасом I, который направил в Москву посольство с дарами. Драгоценнейшим из них была риза Господня, которую посол 10 марта вручил святейшему Патриарху Филарету. Святейший Патриарх установил семидневный пост и особую молитву, а в Неделю Крестопоклонную Великого поста повелел возлагать святыню на больных, многие из которых тут же получали исцеление. Это подтверждало подлинность ризы Господней, заверенную также будущим архиепископом Вологодским Нектарием, который в бытность свою архидиаконом Патриарха Константинопольского видел в Иверии ризу Господню, хранившуюся в храме Ислета. 27 марта 1625 г. честная риза Господа нашего Иисуса Христа была торжественно положена в Успенском соборе. Хотя само событие положения ризы произошло в марте, по случаю Великого поста празднование отложили, а затем было установлено совершать его 23 (10) июля - в канун дня возведения на царство Михаила Феодоровича Романова. В день праздника ризу торжественно выносили на середину собора для поклонения верующим.

СЛОВО ПАСТЫРЯ

Неделю 5-ю по Пятидесятнице Святая Церковь обращает наше внимание на отрывок из Евангелия от Матфея. Апостол и евангелист Матфей (Мф.8;28-34) повествует о том, как Господь и Спаситель наш Иисус Христос, переплыв море, прибыл в страну Гергесинскую. Его встретили два человека, одержимые бесами. Жили они в пещерах, где хоронили покойников, днем и ночью кричали, бились о камни, пугали людей. Усмирить их было невозможно. Они были так сильны, что разрывали любые цепи, в какие бы их ни заковывали. Они вышли навстречу Иисусу Христу и обратились к Нему со следующими словами: ''Зачем Ты, Иисусе, Сыне Божий, пришел до времени мучить нас?'' Конечно, не люди произносили эти слова, а те бесы, которые находились в этих одержимых. И Господь совершает чудо. Он изгоняет из этих людей бесов. И эти люди, некогда враждебно относящиеся к окружающим, становятся совершенно кроткими и послушными.

Они садятся у ног Иисусовых и со вниманием слагают в сво- ем сердце каждое произносимое Им слово. Когда жители этой страны пришли к тому месту и увидели этих некогда беснующихся людей кроткими, тихими и спокойными, они недоумевали. Но большее недоумение у них вызвал другой факт. Когда Господь изгнал демонов из одержимых, то демоны обратились к Иисусу Христу с просьбой, чтобы Он не заключал их в геенну огненную, но повелел им войти в свиное стадо, которое паслось неподалеку. И Господь повелевает им войти в свиное стадо. Бесы, войдя в свиней - в этих сравнительно спокойных и ленивых животных, превратили их в обезумевшее стадо, которое, став бесноватым, бросилось со скалы в море и утонуло. Это-то и привело в ужас и беспокойство жителей той страны, и они попросили Христа удалиться.

Этот Евангельский отрывок очень важен для нас с вами, потому что еще и еще раз свидетельствует о том, что в мире существуют не только добрые, светлые, ангельские силы, но существует еще и диавол. И Святая Церковь всегда исповедовала веру в существование темных сатанинских сил. Нам, верующим людям, конечно же, хотелось бы не верить в это, а верить в то, что существует Господь, существуют только добрые, светлые, ангельские лики. Но реалии таковы, что вместе с Богом, вместе с Ангелами и со всем Небесным воинством, вместе с Небесной Торжествующей Церковью, которую ныне наполняют все святые от века угодившие Богу люди, существует и диавол. Об этом мы с вами знаем из Священного Писания, как Ветхого, так и Нового Завета. Мы с вами знаем, что Господь, сотворив этот прекрасный мир, сотворив человека, дал человеку возделывать этот мир. Но человек, подверженный искушению от диавола, не устоял и пал. И диавол, воздействуя на каждого человека, продолжает искушать его на протяжении всей истории бытия человеческого. Мы с вами веруем в то, что диавол личностен, он иррационален, имеет собственную волю и свободу. Диавол реально существует, и это еще и еще раз подтверждает этот Евангельский отрывок.

Прекрасно говорит Федор Михайлович Достоевский устами своего героя Мити Карамазова, что диавол постоянно борется с Богом, и полем борьбы является сердце человеческое. Но, зная о том, что действительно диавол существует, нас как бы это и не касается. ''Ну и ладно, пусть себе существует, мне-то какое до него дело?'' - так думают некоторые из нас. Конечно, может быть, (и, слава Богу!) нам с вами до него дела никакого нет, но ему-то дело есть до каждого из нас. Каждого из нас он старается уловить в свои сети! Посмотрите, как об этом говорится в Священном Писании (1Петр.5;8): ''Как лев рыкающий ходит (диавол), ища, кого поглотить''. Какое яркое сравнение! Те из нас, кто когда-то видели это животное, представляют себе всю его мощь и силу. Диавол же намного сильнее льва! Он действительно ходит, постоянно ища, кого поглотить, кого уловить в свои сети, чтобы отвратить человека от Бога, отвратить человека от его истинного Отца и тем самым нанести еще и еще одну рану Богу, Его Божественной любви. А Господь любит каждого из нас, любит так, как мы с вами подчас не любим родных своих детей! И вот для того, чтобы напомнить нам об этом, напомнить, как опасно мы с вами ходим, как не просто человеку совершать его земной подвиг, Святая Церковь этим Евангельским сюжетом напоминает нам о существовании диавола, о том, как осторожны мы должны быть в своей жизни:

Продолжение следует:

Протоиерей Валерий Захаров. Июль 1999 г.

ИЗ ИСТОРИИ:

Святая равноапостольная

княгиня российская Ольга

упруга князя Игоря, отличавшаяся красотою, светлым высоким умом и строгим целомудрием, она, по смерти своего мужа, за малолетством сына Святослава, правила землею русской. Ольга была страшна и грозна врагам родной земли, а народ любил и почитал ее как мать за ее милосердие, мудрость и справедливость. Когда же возмужал ее сын Святослав, она передала ему управление государством, чтобы свободнее заниматься делами благотворения. В престарелом возрасте, познакомившись с истинами христианского учения, она уверовала во Христа и отправилась в Царьград, где и крестилась в 957 году. Возвратившись на родину, св. Ольга предалась подвигам христианского благочестия и делу распространения веры Христовой среди своих подданных. Святая Церковь в своих песнопениях свидетельствует, что после своего крещения Ольга досточудная, ревность Святаго Духа в сердцы приемши, отеческое зловерие возненавидела, обходящи грады и села, кумиры сокрушающи, и люди учащи Единому Богу поклонятися. Если при ней и не исполнилось еще время для общего обращения народа от язычества к истинной вере, то оно видимо приближалось. Поэтому она достойно разделяет с великим внуком своим, князем Владимиром, крестившим землю Русскую, от нее же получившим первые впечатления и понятия христианского благочестия, и высшую честь и прославление в христианской церкви - носит имя равноапостольной. Скончалась она в 969 г. Мощи ее были обретены нетленными при св. князе Владимире, который положил их в Десятинном храме. Это был первый случай открытия мощей на Руси. Впоследствии Бог прославил сии мощи даром чудотворения, и св. Ольга была причислена к лику святых. В начале ХVIII в., вследствие несчастных обстоятельств, ее мощи были сокрыты. День памяти св. Ольги - 24 (11) июля.

Святой равноапостольный

Великий князь Владимир

нук "преблаженныя Ольги", сын Святослава, от природы мудрый, предприимчивый, отважный и воинственный, он вступил на Киевский престол в 980 г. Будучи прежде язычником, он отличался властолюбием, страстью к битвам, был ревностным приверженцем идолопоклонства и предавался чувственным удовольствиям. После того, как ''призрело на него всемилостивое око благого Бога и воссиял в сердце его разум, уразумел он суету идольского заблуждения и взыскал Единого Бога, сотворившего все видимое и невидимое''. Веру Христову познал Владимир от греческого философа и в 988 г. принял Святое Крещение в городе Корсуни. Перед крещением он был поражен слепотой, но во время совершения этого таинства произошло чудо: внезапно князь получил исцеление. После своего крещения им уничтожались идолы, причем, по его приказанию главного идола Перуна привязали к хвосту лошади и, протащив по городу, бросили в Днепр. На другой день по повелению князя Владимира киевляне с женами и детьми явились к Днепру, и здесь было совершено общее крещение. Обратив в православную веру киевлян, св. князь положил начало распространению веры Христовой по всей Руси. После сего святого дела он много заботился о насаждении веры в своем отечестве и всю жизнь провел в подвигах христианского благочестия. Он строил храмы, заботился о добром воспитании своих детей и своего народа, открывал училища, поощрял церковную проповедь, учреждал больницы, богадельни, отпускал на волю рабов, выкупал должников и пленных. Со всеми христианскими государствами заводил и утверждал он мирные союзы и в то же время ограждал народ от врагов, а церковь от лжеучителей. Скончался св. князь Владимир 28 (15) июля 1015 г. и был погребен в построенной им Десятинной церкви в Киеве. Мощи его были обретены нетленными в 1635 г.

ИСТОРИЯ ОБРАЗА

Икона Божией Матери

''Троеручница''

716 г. на Византийский престол вступил лютый иконоборец - Лев Исаврянин. В ту пору ревностным защитником иконопочитания был первый министр Дамасского калифа - будущий великий святой преподобный Иоанн Дамаскин. Его письма к друзьям в Грецию переписывались и передавались из рук в руки и немало способствовали утверждению греков в Православии. Желая гибели Иоанна, коварный император Лев приказал подделать его почерк и отправить в Дамаск поддельное изменническое письмо. Калиф в гневе не стал припоминать прежних заслуг любимого министра и приказал отсечь руку ''изменника'', написавшую письмо. Приговор был приведен в исполнение, и отсеченная рука Иоанна была повешена на городской площади. Праведник не стал оправдываться и доказывать свою невиновность, он только просил отдать ему руку, чтобы похоронить ее. Просьба его была исполнена.

Иоанн стал горячо молиться Божией Матери об исцелении руки, чтобы этой рукой писать творения, прославляющие Царицу Небесную. Исцеление было даровано - Сама Владычица предстала перед ним в сонном видении и сказала: ''Ты исцелен. Трудись же прилежно твоей рукой''. Радость, восторг, благодарность, благоговение излил преподобный Иоанн в творении ''О Тебе радуется благодатная всякая тварь, ангельские соборы, человеческий род:'' Весть об исцелении Иоанна быстро дошла до калифа, он осознал свою вину и просил Иоанна вернуться на свою должность. Однако будущий подвижник духом своим был уже не в мире - он удалился в монастырь Саввы Освященного и взял икону, перед которой молился, с собой.

АПОЛОГЕТИКА*

ы уже много говорим о любви, но еще не дали ее определения. Что ж, самую глубокую формулу любви можно почерпнуть из Евангелия: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин.15,13). Такой любви к людям не открывает ни один богословский образ во внеевангельском мире. И мы спрашиваем Бога Евангелия: ''Как Ты любишь людей?'' И Он отвечает: ''До Моей смерти:'' Его любовь не только создала мир. Его любовь не только подарила людям свободу. Его любовь не только дала нам Закон. Его любовь не только даровала нам пророков и мудрость. Его любовь не только приняла человеческий лик. Он не казался - Он стал человеком. И Его любовь к нам пошла до конца, до предельной точки, до полной отдачи Себя, до полного отказа от Себя, до жертвы и смерти. Этот Бог - есть Любовь; Он не просто любит, Он есть Любовь. Он не просто имеет любовь, не просто проявляется в любви: Он есть Любовь.
Обращение к тому чувству человека
, тому стремлению человеческого сердца, которое является наиболее таинственным и наименее рациональным - чувству любви - помогло нам найти способ вполне рационального сопоставления религий между собою. И когда я говорю, что христианство - не просто одна из религий, но что это высшая религия, ''абсолютная религия'' (скажем так вслед за Гегелем), единственная религия, предлагающая действительно достойный образ Бога, то я так говорю не потому, что к столь высокой оценке меня понуждает моя собственная принадлежность к христианству. Этот вывод понуждает сделать обычная человеческая логика. И обычная человечность. И обычное свободомыслие. Да, чтобы замечать и понимать очевидное, сегодняшнему человеку надо проявить недюжинную способность к свободному, независимому мышлению. Общественные моды, идеологии и газеты уже многие годы внушают нам идею ''равенства религий''. Но если к религиям относиться неидеологично, если не превращать их в политических заложников человеческих утопий, то обычное чувство реализма внятно поясняет: религии различны. Они бывают более высокими и более плоскими. И при всем многообразии религий только христианство узнало и возвестило о том, что же означает величайшее религиозное открытие. Открытие того, что Бог есть Любовь.

*Начало см. в NN 5 - 12

Из книги диакона А. Кураева ''Если Бог есть Любовь''.

Месяцеслов

Седмица 6-я по Пятидесятнице


Понедельник 24 июля - Воспоминание чуда вмц. Евфимии. Равноап. вел. кн. Ольги. Ржевской и Борколабовской икон Божией Матери.
Втроник 25 июля - Мчч. Прокла и Илария, Феодора и Иоанна. Прпп. Михаила Малеина, Арсения Новгородского, Симона Воломского, мц. Голиндухи. Иконы Божией Матери ''Троеручница''.
Среда 26 июля - день постный. Собор Архангела Гавриила. Прп. Стефана Савваита. Свт. Иулиана, еп. Кеноманийского. Мчч. Серапиона, Маркиана.
Четверг 27 июля - Ап. от 70-ти Акилы. Прпп. Стефана, Еллия монаха, Онисия. Мч. Иуста.
Пятница 28 июля - день постный. Мчч. Кирика, Иулитты, Авудима. Равноап. вел. кн. Владимира
Суббота 29 июля - Сщмч. Афиногена и учеников его. Мч. Павла и мцц. Алевтины и Хионии; мч. Антиоха врача. Мц. Иулии девы Чирской. Чирской иконы Божией Матери.
Воскресенье 30 июля - Неделя 6-я по Пятидесятнице. Память св. отцов шести Вселенских Соборов. Вмц. Марины. Прпп. Иринарха Соловецкого, Леонида. Святогорской иконы Божией Матери.

версия для печати

Рассылка на новости сайта

Читателю предлагается три варианта:
1. Просмотр RSS-новостей сайта на Христианство.ру (для этого кликните на кнопке RSS и читайте страницу новостей)
2. Подписка через RSS, не требующая указания Е-мейл Для этого кликните на кнопке RSS и далее на кнопке "подписаться".
3. Если на странице RSS кнопка "подписаться" отсутствует, это означает, что Ваш браузер не поддерживает RSS Тогда подпишитесь на новости, введя свой Е-мейл ниже.
Рассылка еженедельная, объем не более 10 Кбайт.
Email:


Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет
Rambler's Top100

© Свято-Никольский собор, 2000 - 2010
При использовании материалов ссылка на "Никольский Благовест" с указанием URL
(http://www.nikolay.orthodoxy.ru http://www.nikolski.kz, http://nikolski-sobor.narod.ru) обязательна!

 

Сайт управляется системой uCoz