По благословению Алексия, архиепископа Алматинского и Астанайского
14 (014), 23 июля 2000 г.
2000 год | 2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год
номера за все годы - щелкните на нужный год от РХ

"Никольский Благовест" содержит проповеди, сведения о всех православных праздниках, традициях, о православном богослужении, сведения об инославии, апологетику, месяцеслов на каждый день и многое другое.

Неделя 6-я по Пятидесятнице. Обретение мощей преподобного Серафима Саровского. Явление Пресвятой Богородицы преподобному Серафиму. Мудрость святых отцов. Пророк Илия. Мироносица равноапостольная Мария Магдалина. Почаевская икона Божией Матери. Проповедь. Апологетика. Месяцеслов.

Неделя 6-я по Пятидесятнице

ИЗ ИСТОРИИ:

Обретение мощей
преподобного Серафима Саровского

осле блаженной кончины преподобного Серафима, стяжавшего еще у своих современников своею высокою истинно-христианскою подвижническою жизнью общую к себе любовь и веру в действенную силу пред Богом его св. молитв, память о нем не только не ослабевала, но постоянно все более и более возрастала среди всех слоев православного русского народа. В глубине сердца люди чтили блаженного старца истинным угодником Божиим и верили, что он и по своем отшествии из сего мира не оставляет своим предстательством пред Господом всех притекающих к нему.
В 1902 г., по особо выраженному желанию Государя Императора Николая II, Св. Синод рассмотрел обстоятельства уже начатого им дела ''О прославлении благоговейного старца Серафима'' и постановил 1 авг. (19 июля) 1903 г. совершить торжественное открытие мощей преподобного отца Серафима, Саровского чудотворца.
Торжественное открытие мощей преподобного Серафима и прославление его как новоявленного угодника Божия было совершено в присутствии Императора Николая II*, Императрицы Александры Федоровны, др. членов Августейшей Фамилии и многотысячных масс народа (около 300 тыс.) и сопровождалось многочисленными исцелениями, истекавшими по молитвенному предстательству преподобного Серафима.
__________________________________
*Прозорливость преподобного была столь велика, что он написал Николаю II, который тогда еще не родился, письма с описанием его земного удела.

Явление Пресвятой Богородицы
преподобному Серафиму

1804 г. преподобный Серафим жил один в небольшой келье, в глухом лесу, верстах в 15 от монастыря. Однажды на него напали разбойники и потребовали денег. Они не поверили, что у монаха нет никаких земных сокровищ, и жестоко избили его. Преподобный на следующий день едва добрался до монастыря. Целых семь дней от ужасных болей он не мог ни есть, ни пить, ни спать. Приехавшие врачи, осмотрев больного, никак не могли понять, как он мог остаться в живых после таких побоев, да еще дойти до монастыря. Врачи совещались. В это время преподобный Серафим на короткое время заснул. И вот во сне он видит, что с правой стороны от постели подходит к нему Пресвятая Богородица в царской порфире. Ее сопровождают апостолы Петр и Иоанн Богослов. Остановившись у постели, перстом правой руки указала Она на больного и, обратясь в сторону врачей, сказала: ''Что вы трудитесь?'' И, обратившись к старцу, прибавила: ''Этот от рода Моего''. К вечеру преподобный встал с постели, а через несколько дней был совершенно здоров.

Двенадцать раз удостаивался св. Серафим посещения Царицы Небесной. Сама Божия Матерь возвестила преподобного и о его кончине, и 2 января 1833 г. преподобный Серафим отдал душу Господу во время коленопреклоненной молитвы перед иконой Божией Матери.

МУДРОСТЬ СВЯТЫХ ОТЦОВ

сякая добродетель, Христа ради делаемая, дает блага Духа Святого, но молитва более всего приносит Духа Божия и ее удобнее всего всякому исправлять.
Благодать, даруемая нам Приобщением (Святых Таин), так велика, что как бы ни недостоин и как бы ни грешен был человек, но лишь бы в смиренном токмо сознании всегреховности своей приступил ко Господу, искупляющему всех нас; хотя бы от головы до ног покрытым язвами грехов, и будет очищаться благодатию Христовою, все более и более светлеть, совсем просветлеет и спасется.

Из поучений преподобного Серафима Саровского

Пророк Илия

вятой пророк Илия - один из величайших пророков Ветхого Завета - родился в Палестине за девять столетий до Рождества Христова. С малых лет посвятив себя служению Единому Богу, он поселился в пустыне и проводил жизнь в посте и молитве. Призванный к пророческому служению - изъявлению и исполнению воли Божией на земле, - пророк Илия стал пламенным ревнителем истинной веры и благочестия. Он обличал уклонения правителей и народа от истинной веры в язычество; по его молитве Бог совершал чудеса, направленные на вразумление заблудших. Так, в наказание за поклонение языческому идолу Ваалу и нравственное разложение, по молитве св. пророка, в Израиле прекратились дожди и началась страшная засуха. Бедствие это прекратилось только после победы пророка Илии над жрецами Ваала и общего покаяния израильского народа.

За свою пламенную ревность о славе Божией пророк Илия был взят на небо живым в огненной колеснице. Таким его изображает иконописная церковная традиция. День памяти - 2 августа.

По учению Церкви пророк Божий Илия придет на землю вместе с пророком Енохом перед вторым пришествием Христа Спасителя.

Мироносица равноапостольная
Мария Магдалина

ристос воскресе!" - эти ликующие, самые дорогие для христианского сердца слова впервые произнесла святая равноапостольная Мария Магдалина. Со слезами и скорбью, с надорванным болью и отчаянием сердцем, забыв себя, забыв все на свете, шла она вслед за Спасителем Его Крестным путем. Мария, как и другие жены-мироносицы, как и сама Пречистая Матерь Господа, слышали Его последние слова с Креста, Его последний вздох. Она раньше всех пришла ко Гробу Господню, чтобы помазать дорогое тело ароматами. И из глубины скорби, отчаяния, преданной до гроба любви родилась эта ликующая радость - ''Христос воскресе!'', которую она принесла апостолам. За подвиг верной любви удостоилась она чести благовествовать Воскресение самим апостолам.

Святая Мария указывает нам путь - следовать за Спасителем до конца жизни, проповедовать Его миру, не страшась ни тягот пути, ни жизненных невзгод. И когда мы протягиваем на ладони красное пасхальное яйцо с ликующими, рвущимися в небо словами: ''Христос воскресе!'', - будем помнить, что впервые красное яйцо на ладони протянула св. Мария римскому императору Тиверию и бесстрашно поведала о славном Воскресении Бога и Спасителя мира. День памяти - 4 августа.

ИСТОРИЯ ОБРАЗА

Почаевская
икона Божией Матери

на явилась на пограничье между Австрией и Россией. Она укрепляла православных в их борьбе за родную веру. Множеством чудес прославилась эта икона по всем славянским землям - ее чтут в Галиции, Сербии, Боснии, Болгарии, вместе с православными на поклонение ей приходят инославные. В монастырских книгах хранились записи о великих чудесах - избавлении от тяжких недугов, освобождении из плена, вразумлении грешников, помощи в напастях и бедственных обстоятельствах. Почаевскую гору Божия Матерь избрала Себе в удел задолго до появления там Своей иконы. В 1340 г. явилась она двум инокам и благочестивому пастуху стоявшей в великом сиянии на вершине горы. И с тех пор на камне остался след правой стопы Пречистой Богородицы.

В 1559 г. проезжал по тем местам Константинопольский митрополит Неофит. Он посетил жившую в 9 верстах от Почаева в своем имении православную помещицу Анну Гойскую и оставил в благословение хозяйке взятую с собой икону Божией Матери. Около 30 лет эта икона простояла в замковой молельне, пока не было замечено, что от нее исходит необычный свет. После того, как от иконы получил чудесное исцеление брат Анны, благочестивая помещица передала святыню инокам Почаевской обители. Чудотворная икона с крестным ходом была перенесена в Почаевский монастырь. Это было в 1597 г. На скале поставили храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. С тех пор икона стала именоваться Почаевской.

Один почаевский монах был захвачен в плен турками. В день Успения Пресвятой Богородицы он вспомнил родную Почаевскую Лавру, представил себе праздничную службу и, восскорбев духом, слезно взмолился к Пресвятой Богородице. И вдруг не стало тюремных стен, и обрел себя инок у стен дорогой его сердцу обители, полной собравшегося к празднику народа. Дивную помощь оказала Матерь Божия защитникам Своей обители в 1675 г., когда турки, осадившие монастырь, в страхе бежали от грозного видения: Прекрасная Жена держала над обителью Свой омофор, а вокруг Нее были тьмы блистающих светом Ангелов. Долго не могли забыть турки этого страшного поражения.
И в наше тяжелое время, когда на Украине раздирается ''хитон'' единой Православной Церкви, Матерь Божия помогает инокам почаевским сохранять православную веру в ее чистоте и отцепреданных традициях. Празднование в честь иконы совершается 5 августа и 21 сентября.

СЛОВО ПАСТЫРЯ*

то-то из нас может сказать: "А чего нам-то бояться, верующим людям? Пусть диавола боятся те, кто за церковной оградой, а мы-то, огражденные Самим Богом, чего нам бояться, нас диавол никогда не коснется!" Да, действительно, мы с вами имеем огромнейшее преимущество по отношению ко всем, не познавшим Бога людям, потому что Господь является нашим помощником, нашим охранителем, нашим защитником в этой непростой борьбе, которую все мы осуществляем в своей жизни. Но, тем не менее, давайте спросим самих себя: ''А разве я в своей жизни не предаюсь во власть диавола с легкостью, со свободой, подчас даже не оказывая ему никакого, ни малейшего сопротивления?'' Ведь бесноватыми именуются не только те, кто с пеною у рта падают на пол, извергая что-то непонятное из своих уст. Отцы Церкви свидетельствуют, что всякий человек, который подвержен обману, прелюбодейству, пьянству, злобе, ненависти и прочим страстям и порокам, является бесноватым. Для Бога нет ничего дороже в каждом человеке, чем его сердце, и поэтому, не случайно, Господь говорит: ''Чадо, дай Мне твое сердце''. В Священном Писании говорится, ''ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше'' (Лк.12;34). И, конечно же, для каждого верующего человека сокровищем должен быть не Кто Иной, как Сам Господь. В нашем сердце должен пребывать Господь. И действительно Господь стоит и стучится в сердце каждого человека. Но зададим себе вопрос: ''А живет ли в моем сердце Господь или в моем сердце живут пороки и страсти?'' А если так, то нет, значит, в моем сердце Бога, а в моем сердце живет диавол. Конечно, иногда мы обращаем внимание на свое сердце. Нас начинает беспокоить то, что не все ладное совершается в нашей жизни. И тогда мы идем к Богу, приходим в храм, исповедуемся, плачем подчас, просим у Бога прощения, очищения нашего сердца, просим, чтобы Господь вошел, вселился в наше сердце. Но прошла исповедь, а подчас и таинство причастия, вышли мы за церковную ограду, и начинается та же самая серая и будничная жизнь, жизнь без Бога, жизнь по тем страстям и порокам, которым мы подвержены и даже любим их порой. И получается то, о чем мы знаем из Священного Писания: выгнав одного демона из своего сердца, но, не заполнив его Богом, мы навлекаем на себя страшную опасность. А эта опасность заключается в том, что тот самый демон, который находился раньше в нашем сердце, бродит, ходит и потом вновь возвращается. И видит он, что сердце наше пусто, что оно никем не заполнено, и тогда, как повествует Священное Писание, он приглашает семь других бесов, горше себя, и они все вместе входят в сердце человека. И это действительно страшная опасность для каждого из нас. Евангельский отрывок напоминает нам об этом и дает нам возможность еще и еще раз быть бдительным и внимательным к самому себе. Апостол Петр в своем 1-м Посланиии предупреждает нас: '' Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить'' (1Петр.5,8). А апостол Павел пишет: ''Не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться'' (1Фес.5,6).

Продолжение следует:

*Начало см. в N13
Протоиерей Валерий Захаров. Июль 1999 г.

АПОЛОГЕТИКА

бо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням'' (2 Тим.4;3-4). ''Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно и избранных'' (Мф.24;24). Действительно, весь мир, по словам Андрея Кураева, бурлит, ежегодно выплескивая из котла своих религиозных поисков сотни новых сект, тысячи книг, внезапно появившихся ''учителей'', ''контактеров'', ''чудотворцев'', ''пророков'' и просто ''живых богов''. Вера в Истинного Бога нынче не в моде, традиционные религии считаются пережитками прошлого, а Православие, в частности, - преданием старины глубокой. Человек ищет нечто новое, современное, интригующее для разъяснения того множества вопросов и проблем, которые возникают в нашем мире. Отсюда парапсихологии и лазаревы, дианетики и хаббарды, экстрасенсы и магии, НЛО и ''барабашки'':Духовная всеядность привела к великой путанице в умах и душах многих и многих людей. Человечество скатывается в пропасть неоязычества и оккультизма, подчас сдобренного восточными учениями. Человек подчас даже не осознает, не ведает, как чья-то невидимая роковая рука сталкивает его в погибель. Среди множества путей к Истине порой трудно найти тот единственный Путь, который есть Истина и Жизнь, который ведет к спасению. А Путь этот - Господь наш и Спаситель Иисус Христос. Но уж ''коли вы приняли евангельские откровения, с вас и спрос больше, чем с других. Человек, принявший Бога вочеловеченного, но живущий неподобающе - много хуже языческого жреца:Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными:''Что общего у света с тьмою:или какое соучастие верного с неверным?'' (2 Кор.6;14- 15) Призвание христианина, напротив, принести неверным свет Православия, дабы просветить их и присоединить к избранному стаду Христову", - писал наш современник иеромонах Серафим Роуз.

Месяцеслов

Седмица 7-я по Пятидесятнице


Понедельник 31 июля - Мчч.Емилиана, Иакинфа Амастридского. Прпп. Иоанна, Памвы.
Вторник 1 августа - Прпп. Макрины, Дия. Обретение мощей прп. Серафима, Саровского чудотворца. Блгв. кн. Романа Рязанского. Блж Стефана и матери его Милицы, Сербских.
Среда 2 августа - день постный. Пророка Илии. Чухломской и Абалацкой икон Божией Матери.
Четверг 3 августа - Пророка Иезекииля. Прпп. Симеон, Иоанна, Онуфрия и Онисима Печерских.
Пятница 4 августа - день постный. Мироносицы равноап. Марии Магдалины.
Суббота 5 августа - Почаевской иконы Божией Матери. Мчч. Трофима, Феофила и с ними 13-ти. Сщмч. Аполлинария, еп. Равеннийского. Иконы Божией Матери ''Всех скорбящих Радость''.
Воскресенье 6 августа - Неделя 7-я по Пятидесятнице. Мц. Христины. Мчч. блгв. кнн. Бориса и Глеба, во Св. Крещении Романа и Давида. Прп. Поликарпа, архим. Печерского.

версия для печати

Рассылка на новости сайта

Читателю предлагается три варианта:
1. Просмотр RSS-новостей сайта на Христианство.ру (для этого кликните на кнопке RSS и читайте страницу новостей)
2. Подписка через RSS, не требующая указания Е-мейл Для этого кликните на кнопке RSS и далее на кнопке "подписаться".
3. Если на странице RSS кнопка "подписаться" отсутствует, это означает, что Ваш браузер не поддерживает RSS Тогда подпишитесь на новости, введя свой Е-мейл ниже.
Рассылка еженедельная, объем не более 10 Кбайт.
Email:


Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет
Rambler's Top100

© Свято-Никольский собор, 2000 - 2010
При использовании материалов ссылка на "Никольский Благовест" с указанием URL
(http://www.nikolay.orthodoxy.ru http://www.nikolski.kz, http://nikolski-sobor.narod.ru) обязательна!

 

Сайт управляется системой uCoz