По благословению Алексия, архиепископа Алматинского и Астанайского
15 (015), 6 августа 2000 г.
2000 год | 2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год
номера за все годы - щелкните на нужный год от РХ

"Никольский Благовест" содержит проповеди, сведения о всех православных праздниках, традициях, о православном богослужении, сведения об инославии, апологетику, месяцеслов на каждый день и многое другое.

Неделя 7-я по Пятидесятнице. Святые благоверные князья Борис и Глеб. Великомученик и целитель Пантелеимон. Святые преподобномученики Серафим и Феогност. Проповедь. Месяцеслов.

Неделя 7-я по Пятидесятнице

ИЗ ИСТОРИИ:

Святые благоверные князья
Борис и Глеб

ыновья равноапостольного князя Владимира, оба они с юности отличались благочестием. Отец особенно любил их за преданность св. вере Христовой и за их нежную братскую любовь друг к другу. Борис получил в управление Ростовское княжество, а Глеб - Муромское. Оба они прилагали все усилия для распространения в своих княжествах веры Христовой среди упорных и грубых язычников. В 1015 г. после блаженной кончины св. Владимира, великим княжеством овладел Святополк. Боясь соперничества своих братьев, он решил убить их. В это время кн. Борис находился со своей дружиной на реке Альте. Дружина предлагала ему идти на Киев и силой захватить великокняжеский престол, но св. Борис с негодованием отверг это предложение. Между тем Святополк, извещая брата о кончине отца, коварно предлагая ему быть с ним в любви и увеличить его удел, отправил к нему убийц. В ночь на 6 августа (24 июля) убийцы, подойдя к шатру св. Бориса, услышали пение псалмов и решили подождать, когда князь заснет. Едва только Борис, вдвойне опечаленный смертью отца и слухами о злодейском намерении брата, окончил молитву и лег спать, как убийцы ворвались в шатер и пронзили копьями св. князя и его слугу Георгия, пытавшегося собственным телом закрыть своего господина. Еще дышавшего мученика убийцы завернули в шатерное полотно и повезли к Святополку, который узнав, что брат еще жив, послал двух варягов пронзить мечом его сердце. Тело св. князя было тайно привезено в Вышгород и погребено в церкви св. Василия.

После этого Святополк столь же вероломно умертвил св. князя Глеба. Коварно вызвав брата из его удела - Мурома, Святополк послал ему навстречу дружинников, чтобы убить его по дороге. Князь Глеб уже знал о кончине отца и злодейском убийстве брата. Глубоко скорбя, он предпочел смерть, нежели войну с братом. Встреча св. Глеба с убийцами произошла рядом с устьем реки Смядыни, неподалеку от Смоленска.

В чем состоял подвиг святых благоверных князей Бориса и Глеба? Какой смысл в том, чтобы так - без сопротивления погибнуть от рук убийц? Жизнь святых страстотерпцев была принесена в жертву основному христианскому доброделанию - любви. ''Кто говорит: ''Я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец'' (1Ин.4,20). Святые братья сделали то, что было еще ново и непонятно для языческой Руси, привыкшей к кровной мести. Они показали, что за зло нельзя воздавать злом, даже под угрозой смерти. ''Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить'' (Мф.10,28). Святые мученики Борис и Глеб отдали жизнь ради соблюдения послушания, на котором зиждется духовная жизнь человека и вообще всякая жизнь в обществе. ''Видите ли братия, - замечает преподобный Нестор Летописец, - как высока покорность старшему брату? Если бы они противились, то едва бы сподобились такого дара от Бога. Много ныне юных князей, которые не покоряются старшим и за сопротивления им бывают убиваемы. Но они не сподобляются благодати, какой удостоились сии святые''. Благоверные князья-страстотерпцы не захотели поднимать руку на брата, но Господь Сам отомстил властолюбивому тирану:

"Мне отмщение и Аз воздам" (Рим.12,19).

В 1019 г. князь Киевский Ярослав Мудрый, так же один из сыновей равноапостольного князя Владимира, собрал войско и разбил дружину Святополка. По Промыслу Божию, решающая битва произошла на поле у реки Альты, где был убит святой Борис. Святополк, названный русским народом ''окаянным'', бежал в Польшу и, подобно первому братоубийце Каину, нигде не находил себе покоя и пристанища. Летописцы свидетельствуют, что даже от могилы его исходил смрад.

''С того времени, - пишет летописец, - затихла на Руси крамола''. Кровь, пролитая святыми братьями ради предотвращения междоусобных распрей, явилась тем благодатным семенем, которое укрепляло единство Руси. Благоверные князья-страстотерпцы не только прославлены от Бога даром исцеления, но оба они - особые покровители, защитники земли Русской.

Известны многие случаи их явления в трудное для Отечества время, например, святому Александру Невскому - накануне Ледового побоища (1242 г.), великому князю Димитрию Донскому - в день Куликовской битвы (1380 г.). Летописи полны сказаниями о чудесных исцелениях, совершившихся у их мощей, о победах, одержанных с их помощью. Память обоих князей-мучеников торжественно празднуется Святой Церковью 6 августа.

Великомученик и целитель
Пантелеимон

еликомученик Пантелеимон был родом из Никомидии. Мать воспитывала его в христианской вере, но скоро умерла. Отец отдал его в обучение знаменитому в то время врачу - Ефросину, язычнику. По дороге к нему случалось юноше проходить мимо дома, где жил священник Ермолай. Старцу юноша понравился, и он стал исподволь готовить его к принятию истинной веры. В душе юноши всколыхнулись воспоминания о рассказах матери, дивных, таинственных, с трудом укладывавшихся в уме ребенка, но полных любви к неведомому Богу, который сошел на землю, чтобы спасти род человеческий от вечной смерти и даровать жизнь вечную. И сердце юноши раскрылось для Христа. Однажды, идя от своего учителя, он увидел на дороге ребенка, ужаленного змеей, - и, не надеясь на свое врачебное искусство, призвал имя Христа. Ребенок был спасен, а юноша Панталеон (так назвали его при рождении) крестился от старца Ермолая и стал Пантелеимоном, что означает ''всемилостивый''. К нему привели слепого, и он по молитве святого прозрел. Потом прозрел и его родной отец, приняв после исцеления св. крещение. Пантелеимон бесплатно лечил обращающихся к нему - кого лекарствами, кого молитвами. Это вызывало зависть у врачей, и они донесли на него императору, что он - христианин. Максимиан уговаривал Пантелеимона принести жертву идолам, но тот отказался и на глазах у всех исцелил расслабленного. Разгневанный император приказал казнить исцеленного, а самого целителя предать истязаниям. После пыток Пантелеимон оставался невредим. Потом на суд были приведены пресвитер Ермолай с другими священниками и вскоре обезглавлены. Наконец отсекли голову и св. Пантелеимону, и из раны его вместе с кровью истекло молоко. Мученически скончался он в 305 г. Масличное дерево, к которому он был привязан во время истязаний, покрылось маслинами. Император приказал маслину сжечь вместе с телом мученика. Но тело, брошенное на костер, осталось неповрежденным, и его похоронили поблизости.

День памяти св. Пантелеимона торжественно отмечается Св. Церковью 9 августа. Имя великомученика призывается при совершении таинства Елеосвящения, при молебне о болящем и при освящении воды, а врачи считают его своим покровителем. Святые его мощи частицами разошлись по всему христианскому миру. И в нашем храме имеется частица мощей св. Пантелеимона. Она была доставлена вскоре после освящения собора в 1909 г. из Русского Афонского Свято-Пантелеимоновского монастыря и по сегодняшний день бережно хранится на Престоле, посвященном этому св. страстотерпцу Христову.

Святые преподобномученики
Серафим и Феогност

ысоко в горах Заилийского Алатау, недалеко от города Алматы, на высоте около 2 тысяч метров, среди вечнозеленых тяньшанских елей, в Аксайском ущелье в урочище Кызыл-Жар на месте захоронения честных останков святых новомучеников Казахстанских возвышается поклонный деревянный Крест. На каменном постаменте выгравирована надпись: Иеромонахи Серафим и Феогност мученически погибли 29 июля / 11 августа 1921 года.

Иеромонах Серафим (в миру Александр Богословский) родился в г. Глухове в 70-е годы в благочестивой семье. Достигнув юношеского возраста удалился в Глинскую пустынь - один из величайших духовных центров Руси. Иеромонах Феогност также был иноком этого монастыря. В начале 20 века они приезжают в только что основанный Свято-Троицкий монастырь на озере Иссык-Куль. Это были образованные иноки, совершавшие высокую подвижническую жизнь. Кроме того, отец Серафим был наделен иконописным талантом и имел прекрасный певческий голос. Из Троицкого монастыря они были призваны архипастырем в город Верный (г. Алматы), где продолжили свое служение Господу и людям Его. Но городская суета тяготила глинских монахов, они так любили уединение, что сначала на Медео поставили скитскую обитель, затем отдали ее для монахинь, а сами, по особому Божиему указанию, пришли в Аксайское ущелье, где три дня созерцали огненный столб - сияние благодати у подножия Кызыл-Жарской горы. И на той горе, как на месте, указанном Самим Богом, основали скит. Здесь приносили они свои усердные молитвы Господу, здесь были невинно убиты безбожниками красноармейцами, здесь ныне располагаются своими святыми мощами, а душами предстоят у Престола Божия, ходатайствуя о нашем спасении.

И хоть сменилось не одно поколение, никогда не зарастала тропа на приснопамятную могилу мучеников, духовный образ которых навсегда запечатлен в памяти народной. Невозможно перечислить все те чудеса и исцеления, которые происходили и происходят по сей день на могиле преподобномучеников Серафима и Феогноста. Ежегодно 11 августа в день памяти святых мучеников сотни паломников со всех уголков Казахстана поднимаются в Свято-Серафимо-Феогностовскую пустынь, где совершаются торжественные богослужения. Сюда идут те, кому дорога память о мучениках. Идут и стар, и млад - чтобы почтить их память, помолиться и испросить помощи в нуждах, найти утешение в печали, считая убиенных ходатаями и заступниками нашими перед Богом, предстателями за верных и неверных, за весь город, раскинувшийся у подножия гор, на пути селевых потоков, в зоне сейсмической опасности.

СЛОВО ПАСТЫРЯ*

спомним о другом бесноватом, которого так же исцелил Господь. Правда, перед этим ученики Христовы хотели совершить исцеление этого человека, но у них ничего не получилось. И после совершения исцеления Господом ученики подходят к своему Божественному Учителю и спрашивают Его: ''Господи, почему мы не смогли совершить исцеление этого человека, ведь Ты нам дал власть?'' А Господь отвечает, что ''сей же род изгоняется только молитвою и постом'' (Мф.17;21). Каждому из нас дано оружие. Это оружие вручено нам Самим Господом. И это оружие - молитва и пост! Вот два крыла, с помощью которых человеческая душа невозбранно может возлететь от земли к Небу. Но как редко, к сожалению, в своей жизни мы употребляем это оружие против сатанинских наветов.

Хочу провести некоторое сравнение. Люди старшего поколения помнят, наверное, когда во время военных действий врага вытесняют из населенного пункта. Но враг, несмотря на то, что он оттеснен, старается вновь захватить этот плацдарм, предпринимая множество самых различных попыток. И только тогда, когда он убеждается, что выстроены мощные заграждения, что защитники не дремлют, а постоянно бодрствуют, враг уменьшает или даже прекращает свои нападения. Вот то же самое совершает диавол с душой человека.

Вспомним жития святых. В каждом житии того или иного святого говорится о той труднейшей борьбе, которую совершает человек с врагом рода человеческого. И какие только усилия не предпринимает диавол, чтобы уловить человека в свои сети! И чаще всего не только открыто, но и хитростью воюет против человека враг его. Вспомним житие преподобного Симеона Столпника. Днем и ночью, в холод и зной, не садясь и не ложась, стоял этот подвижник на столпе (специальном возвышении), совершая усердную молитву Богу. Всю свою жизнь, всего себя отдал преподобный Симеон на служение Богу и ближним. И враг рода человеческого, видя этот подвиг, решил взять преподобного хитростью. Он прилетел к нему на огненной колеснице и говорит: ''Узрел Господь твой подвиг, и, как ты знаешь, пророк Илия, ветхозаветный праведник, был вознесен на огненной колеснице на Небо, так и ты по повелению Божию должен вознестись на Небо''. Но каким внимательным был этот человек к себе и ко всему тому, что окружало его! Ведь каждый из нас, увидев огненную колесницу, увидев ангела, воскликнул бы: ''Господи, неужели я уже во святых?! Слава Тебе, Господи, узрел Ты мой подвиг!'' А каково было смирение этого человека. Он-то понимал, что никакого подвига он не совершает; он - самый грешный, самый падший и недостойный человек: ''И как я, самый недостойный, могу на огненной колеснице вознестись на Небо? Не может быть этого!'' И он осеняет себя и огненную колесницу крестным знамением. И не выдержал диавол попаляющего огня Креста Господня, и исчезла огненная колесница!

Не только Симеона Столпника искушал диавол. В житиях других святых рассказывается, как очень часто диавол под самыми благовидными предлогами являлся подвижникам, пытаясь их искусить. Так к одному монаху в пустыню пришел диавол в образе пресвитера, приносящего Животворящие Тело и Кровь Господни. Но узрел своим духом этот преподобный отец, что не священник явился к нему, а диавол, и сказал: ''Доколе ты будешь мучить и искушать меня?'' А диавол ему говорит: ''Это хорошо, что ты узрел меня, а ведь я многих, подобных тебе, искусил!''

Почему я напомнил вам об этом? Если диавол искушает даже таких преподобных отцов, то как легко он улавливает каждого из нас! Почему? Да потому, что мы с вами совершенно не стремимся к тому, чтобы стоять на страже своих оборонительных рубежей, на страже своего сердца, на страже своей жизни. Как очень часто, очень легко, без всякой борьбы диавол овладевает нами! Поэтому так часто мы подвержены тем или иным страстям и порокам. И, совершая грехи, мы оправдываем себя: ''Ну что же, ведь мы такие слабые, немощные, это по-человечески свойственно каждому!'' Нет, это не свойственно человеку и не служит нам оправданием, когда мы с вами совершаем тот или иной грех. Это служит в осуждение каждого из нас, ибо любой грех, даже самый малый - мерзость в очах Божиих. Вот какие мысли должны быть навеяны в сознании, а главное - в сердце каждого из нас, когда мы слышим или читаем Евангельский сюжет об исцелении бесноватых людей.

Окончание следует...

Начало см. в NN 13, 14

Протоиерей Валерий Захаров. Июль 1999 г.

Месяцеслов

Седмица 8-я по Пятидесятнице


Понедельник 7 августа - Успение прав. Анны, матери Пресвятой Богородицы. Свв. жен Олимпиады диакониссы и Евпраксии девы. Прп. Макария Желтоводского. Память V Вселенского Собора.
Вторник 8 августа - Сщмчч. Ермолая, Ермиппа и Ермократа. Прп. Моисея. Прмц. Параскевы.
Среда 9 августа - день постный. Вмч. и целителя Пантелеимона. Прп. Германа Аляскинского. Блж. Николая Кочанова, Христа ради юродивого, Новгородского. Прп. Анфисы игумении. Равноап. Климента, еп. Охридского, Наума, Саввы, Горазда и Ангеляра.
Четверг 10 августа - Смоленской иконы Божией Матери ''Одигитрия''. Апп. от 70-ти Прохора, Никанора, Тимона и Пармена диаконов. Свт. Питирима, еп. Тамбовского. Гребневской, Костромской и ''Умиление'' Серафимо- Дивеевской икон Божией Матери.
Пятница 11 августа - день постный. Прмч. Алма-Атинских Серафима и Феогноста и с ними пострадавших. Прпп. Константина и Космы Косинских. Мцц. Серафимы, Феодотии и трех чад ее.
Суббота 12 августа - Ап. от 70-ти Силы, Силуана, Крискента, Епенета и Андроника. Мч. Иоанна Воина. Мчч. Полихрония, Пармения, Елимы и др. Мчч. Олимпия и Максима. Сщмч. Валентина.
Воскресенье 13 августа - Неделя 8-я по Пятидесятнице. Предпразднство Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. Сщмч. Вениамина, митр. Петроградского и Гдовского, и с ним убиенных сщмч. архим. Сергия и мчч. Юрия и Иоанна. Заговенье на Успенский пост.

версия для печати

Рассылка на новости сайта

Читателю предлагается три варианта:
1. Просмотр RSS-новостей сайта на Христианство.ру (для этого кликните на кнопке RSS и читайте страницу новостей)
2. Подписка через RSS, не требующая указания Е-мейл Для этого кликните на кнопке RSS и далее на кнопке "подписаться".
3. Если на странице RSS кнопка "подписаться" отсутствует, это означает, что Ваш браузер не поддерживает RSS Тогда подпишитесь на новости, введя свой Е-мейл ниже.
Рассылка еженедельная, объем не более 10 Кбайт.
Email:


Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет
Rambler's Top100

© Свято-Никольский собор, 2000 - 2010
При использовании материалов ссылка на "Никольский Благовест" с указанием URL
(http://www.nikolay.orthodoxy.ru http://www.nikolski.kz, http://nikolski-sobor.narod.ru) обязательна!

 

Сайт управляется системой uCoz