По благословению Алексия, архиепископа Алматинского и Астанайского
19 (019), 3 сентября 2000 г.
2000 год | 2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год
номера за все годы - щелкните на нужный год от РХ

"Никольский Благовест" содержит проповеди, сведения о всех православных праздниках, традициях, о православном богослужении, сведения об инославии, апологетику, месяцеслов на каждый день и многое другое.

Неделя 11-я по Пятидесятнице. Отдание праздника Успения Пресвятой Богородицы. Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Святые мученики Адриан и Наталия. Преподобный Пимен Великий. Мудрость святых отцов. Месяцеслов.

Неделя 11-я по Пятидесятнице
Отдание праздника
Успения Пресвятой Богородицы

Успение Пресвятой Богородицы есть тайна Промысла Божия - таинство окончательного разрушения врат смерти:Даже душам людей святых и праведных перед их вселением в Отчее Царство необходимо принять жгучее лекарство кончины - как последнее очищение, ибо и на них неминуемо оседала житейская пыль. Только два случая совершенной безгрешности знало человечество. Единым Безгрешным явился воплотившийся Сын Божий Иисус Христос, и ту же несказанную чистоту стяжала смиренным подвигом Своего жития Пренепорочная Матерь Господа. Но зачем же Вселюбящий Бог попустил, чтобы святейшая всех святых, Богоизбранная Дева, не познавшая и тени греха, не нуждавшаяся ни в каком очищении, тоже прошла через темные врата смерти?:Пречистая Матерь Господа нашего Иисуса Христа явилась и совершеннейшей Его Последовательницей. Так, вместе со Спасителем взошла Матерь Его на Голгофский Искупительный Крест - при виде Сыновних страданий оружие прошло Ее душу (Лк.2, 35). Нестерпимая боль Материнского сердца Богородицы не могла бы сделаться страшнее от вещественных гвоздей и копья, от телесной пытки: то было жесточайшее распятие духовное. И так же не могла Пресвятая Дева не последовать трехдневному пребыванию Божественного Сына Своего во гробе:

Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир.

Слово на Успение Богородицы.

ИСТОРИЯ ОБРАЗА

Сретение Владимирской
иконы Пресвятой Богородицы

тот праздник установлен в память чудесного спасения Москвы от нашествия Тамерлана, который был одним из свирепейших завоевателей. Целые страны он заливал потоками крови, истреблял миллионы людей, разрушал до основания города. Перед его именем дрожали Европа и Азия. Вот этот-то грозный завоеватель, вступив в 1395 г. в пределы России, дошел до Дона, всюду распространяя ужас. Спасения от человеческой силы нельзя было ожидать, и по всей Руси возносились горячие молитвы к небу. Народ проливал слезы, постился, все готовились к лютой смерти. В это ужасное время великий князь Василий Димитриевич решил перенести в Москву из Владимира чудотворную икону Божией Матери. 8 сент. (26 авг.) икону встретили в Москве. Во главе бесчисленного народа сам митрополит Киприан ''со епископы и архипастыри, со игумены и диаконы, со всем клиросом и причтом церковным, с черноризцы и с черноризицами, с благоверными князьями, со благоверными княгинями, с боляры и с болярынями''. Весь народ - и стар, и млад - окружал первосвятителя и сопровождавших его ''со кресты и со иконами, с Евангелии и свещами и с кадилы,:вси с молитвою и плачем, воздыхании немолчными и рыданием''. В этот же самый день Тамерлан задремал в своем шатре и во сне увидел пред собою большую гору, с вершины которой шли Святители с золотыми жезлами в руках; а над ними видел он Жену в багряных ризах, сияющую ''паче солнца'', окруженную тьмами молниеобразных воинов. Грозно обратив Свой взор на Тамерлана, Она повелела ему оставить пределы земли Русской. В то же время на него устремились воины, окружавшие прекрасную Жену. Это чудесное видение привело в трепет грозного завоевателя: ''вниде страх в сердце его, ужас в душу его''. И немедленно приказал он своим войскам идти обратно и покинуть пределы России.

Вознеся благодарение Царице Небесной за Ее всесильную помощь, великий князь и митрополит решили на месте встречи Святой иконы воздвигнуть в честь Богоматери храм ''Честнаго Сретения'' на Кучковом поле, где и теперь стоит Сретенский монастырь. В то же время было установлено 8 сент. (26 авг.) совершать праздник Владимирской иконе Божией Матери. А 8 сентября 1995 г. впервые после большевистского лихолетья в Москве был совершен крестный ход с чудотворной Владимирской иконой в честь празднования 600-летия Сретения этой иконы в 1395 г.

ИЗ ИСТОРИИ:

Cвятые мученики Адриан и Наталия

вятые мученики Адриан и Наталия жили в Никомидии при императоре Максимиане (305 - 311 гг.). Адриан, будучи язычником и начальником судебной палаты, обратился к христианской вере, видя страдания мучеников-христиан, исповедал Христа, был заключен в темницу и предан жестоким мукам. Его жена, святая Наталия, была тайной христианкой и, радуясь обращению мужа, не переставала укреплять его в страданиях. После мучительной кончины мужа она вскоре также преставилась ко Господу в Византии и почитается Церковью как бескровная мученица, изнуренная страданиями.

День памяти святых мучеников - 8 сентября.

Преподобный Пимен Великий

одом из Египта, он с двумя своими братьями ушел в монастырь и здесь постригся. Однажды мать пожелала повидаться со своими детьми и пришла в монастырь, но они скрылись в келье и не вышли к ней. Наконец, после долгих ожиданий и слез матери, Пимен подошел к двери и сказал ей, что если она желает видеть их в жизни будущей, то пусть не ищет свидания с ними в этом мире, т. к. они, уповая на человеколюбие Божие, надеются быть с нею вечно на небесах. Утешенная такими словами, она ушла от дверей обители, так и не увидев своих детей. Преподобный Пимен проводил время в строгом посте и молитвенных подвигах. Он, по словам Церкви, достиг такой высоты добродетелей, что пришел ''в совершенное бесстрастие''. Правитель области пожелал видеть строгого подвижника. Но преподобный Пимен, ''смирением ограждаясь'' и не желая нарушить свое безмолвие, повелел сказать посланному, чтобы правитель не ходил к нему.

Так сторонился ''молвы мирской'' строгий пустынник, боясь утратить смирение и впасть в гордыню. Но слава о нем, как о строгом подвижнике, все возрастала. Тяготясь этим и избегая почитания людей, он оставляет монастырь и несколько лет скитается по разным местам. Возвратившись в египетскую пустыню, он продолжал до своей смерти суровое подвижничество, не отказываясь наставлять иноков в духовной жизни. Приходящим к нему преподобный давал полные мудрости ответы и наставления, многие из которых сохранились до нашего времени. Не только юные и неопытные иноки, но даже состарившиеся в подвигах находили у него нужный совет и вразумление. Прославившись святостью своей жизни и глубокою назидательностью своих поучений, в возрасте почти 110 лет от рождения великий пустынник скончался около 450 года. День памяти - 9 сентября.

МУДРОСТЬ СВЯТЫХ ОТЦОВ

сли человек согрешил и будет отрекаться, говоря: не грешен, - не обличай его, иначе ты погасишь в нем всю ревность к добру. Если же скажешь ему: не унывай, брат, но остерегайся вперед, - чрез это возбудишь душу его к покаянию.

Кто учит других, а сам не делает того, чему учит, тот подобен источнику, который всех напояет и омывает, а сам себя не может очистить.

Если человек будет помнить слова Писания: от словес своих оправдишися и от словес своих осудишися (Мф.12,37), то лучше решиться молчать.
Начало зол - рассеянность.

Когда мы покроем падение своего брата, - и Бог покроет наше падение; а когда обнаруживаем грех брата, - и Бог обнаруживает наш грех.

Зло никаким образом не истребляет зла; а потому, ежели кто сделает тебе зло, ты делай ему добро, дабы добром истребить зло.

Приучай уста твои говорить то, что у тебя на сердце.

Из поучений Пимена Великого.

СЛОВО ПАСТЫРЯ

думываясь в окружающую нас действительность жизни, углубляясь мысленным взором в тайники своего сердца, из которого происходят добрые и дурные помыслы, постараемся понять истинный смысл притчи Христа Спасителя о сеятеле (Мк.4,3; Мф.13,3; Лк.8,5). Господь, обращаясь к Своим последователям, сказал: ''Вышел сеятель сеять семя на поле свое. И одно семя упало при дороге, и птицы небесные и проходящие мимо люди растащили и растоптали его. Другое семя упало в каменистую почву и также не дало плода своего. Третье семя упало между терниями, и терния поглотили это семя. И вот четвертое семя упало на добрую почву и принесло сторичный плод''. И заключает Свою притчу Господь такими словами: ''Имеющий уши, да слышит''. Казалось бы, как все просто. Сам Господь изъясняет смысл этой притчи, свидетельствуя о том, что сеятель есть не Кто Иной, как Сам Господь, а зерно, которое сеется в землю, есть Слово Божие; различные виды почвы есть не что иное, как наши с вами сердца.

Как все очень просто, все доступно и все понятно! Но при всей внешней простоте и доступности этой притчи, беда наша заключается в том, что, зная эти истины, мы, к сожалению, ничего не делаем для того, чтобы они послужили нам на пользу и во спасение. Ведь чего греха таить, разве даже и среди нас, находящихся в этом храме, нет людей, подобных той почве, которая не принесла доброго плода от того зерна, которое было брошено в эту почву? Разве и мы с вами подчас не загорались от услышанной проповеди, от прочитанного Евангельского отрывка, от того или иного святоотеческого изречения, сказания или жития? Разве мы не говорили сами себе: ''Все, отныне я отрекусь от всего того, что совершал до сего дня, и начну совершенно новую жизнь, именуемую жизнью во Христе!'' Но проходит совсем короткое время, стоит нам только чуть- чуть забыть, отвлечься от того услышанного или прочитанного, и та жизнь, в которой мы с вами находимся, вновь увлекает нас, заставляя не только забыть услышанное или прочитанное, но и вновь возвращая к тому, от чего мы хотели уйти, и к чему мы так привыкли.

И получается, что при всем знании истины, мы никоим образом не применяем ее для самих себя, для своей пользы, для своего спасения. Некоторые, правда, готовы рассуждать примерно так: ''Ведь я сотворен Богом, и если Господь дал мне то самое сердце, которое я имею, немножко грубое, жестоковыйное, злопамятное, то, что я могу сделать с самим собой? Я являюсь таким человеком! Вот тот или иной святой - ему хорошо было, он уже родился святым! А я родился грешным человеком и, наверное, ничего не смогу предпринять для того, чтобы изменить себя к лучшему''. Подобные рассуждения не только ошибочны, но и пагубны для нас. Давайте задумаемся вот над чем: если бы действительно было так, как мы подчас думаем, если действительно Господь нас сотворил такими людьми, любящими грех, а не правду и Закон Божий, то тогда зачем Тот же Самый Господь, Владыка и Творец наш, даровал нам Закон, даровал нам заповеди, если Он знал, что мы все равно ничего не сможем с собою сделать, зачем впустую давать этот Закон? Если Закон дан Богом, значит, дан не напрасно, дан не случайно. Наверное, я могу, как бы мне трудно ни было, переломить самого себя, заставить себя отвернуться от греха и начать совершать те добрые, святые, богоугодные дела, которые и призван совершать каждый верующий человек.

А чтобы нам было доступно и понятно это рассуждение, я хочу привести наглядный пример - нашего восточного соседа, я говорю о китайцах. Их живет миллиард двести миллионов с лишним человек на небольшом сравнительно участке земли, но посмотрите, как ухожена эта земля! Их почвы мало отличаются от наших, казахстанских, но, если на нашей земле, в основном, степи и пустыри, то там - плодородная земля. Почему? Да потому, что люди за нею ухаживают! Вот так и мы с вами, видя ту степь, тот пустырь, те каменья, находящиеся в нашем сердце, можем удобрить эту землю для того, чтобы она могла приносить добрый урожай. В наших это силах, поверьте мне! И Господь ожидает от нас труда того земледельца, который, заботясь о состоянии почвы, заботится и об урожае, который он мог бы дать, получив в эту плодородную землю зерно, дарованное Богом.

Но не надо далеко ходить, а достаточно посмотреть на самих себя, и будет видно, как, к сожалению, очень часто, имея возможность совершить то или иное доброе дело, мы по ряду причин, зависящих только от нас самих, эти добрые дела не совершаем. Потому что имеем внутри себя то самое безразличие, ту самую пустоту, те самые каменья, тех самых ''хищных птиц'', которые очень часто залетают в нашу душу различными помыслами, уклоняя нас во грех. И получается, что вроде бы была возможность совершить то или иное доброе дело, а мы ее не используем.

Окончание следует:

Протоиерей Валерий Захаров. 1999 г.

ТРАДИЦИИ И ПРАВИЛА НАШЕЙ ЦЕРКВИ

тносительно того, как должны предстоять молящиеся в те или иные моменты совершения литургии, определенных указаний не существует. По мнению ''Церковного Вестника'', во время чтения Апостола и Евангелия, пения Символа веры не следует становиться на колени: нужно стоять и слушать чтение и пение. Во время Херувимской песни и пения ''Отче наш'' следует молиться, даже и на коленях. Другие же источники относительно коленопреклонений во время Херувимской песни говорят, что монастырская практика, Устав церковный, сам смысл песнопений во время Великого входа на полной литургии не дают основания стоять на коленях во время Херувимской песни. Не следует делать в это время земных поклонов и пред Дарами, дабы неверные не имели права говорить, будто христиане поклоняются хлебу и вину, как Богу. Надо стоять, преклонив главу, молясь со священником, переносящим Дары.

Месяцеслов

Седмица 12-я по Пятидесятнице


Понедельник 4 сентября - Мчч. Агафоника, Зотика и пр. Сщмч. Горазда еп.; Афанасия еп., прп. Анфусы и пр. Мц. Евлалии девы. Грузинской иконы Божией Матери.
Вторник 5 сентября - Отдание праздника Успения Пресвятой Богородицы. Мч. Луппа. Сщмч. Иринея, еп. Лионского. Прпп. Евтихия и Флорентия. Свт. Каллиника.
Среда 6 сентября - день постный. Сщмч. Евтихия, ученика Иоанна Богослова. Перенесение мощей свт. Петра, митр. Московского, всея России чудотворца. Прп. Арсения Комельского. Мч. Татиона. Мц. Сиры Персидской. Прп. Георгия Лимниота. Петровской иконы Божией Матери.
Четверг 7 сентября - Перенесение мощей ап. Варфоломея. Ап. от 70-ти Тита, еп. Критского. Свтт. Варсиса и Евлогия, Протогена, исп. Свт. Мины, патр. Цареградского.
Пятница 8 сентября - день постный. Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Мчч. Адриана и Наталии. Прп. Адриана. Псково- Печерской иконы Божией Матери ''Умиление''.
Суббота 9 сентября - Прп. Пимена Великого. Прпп. Кукши и Пимена постника, Печерских. Свт. Осии, исп. Прпп. Пимена Палестинского, Саввы. Мц. Анфисы.
Воскресенье 10 сентября - Неделя 12-я по Пятидесятнице. Прп. Моисея Мурина. Обретение мощей прп. Иова Почаевского. Собор прпп. Отцов Киево- Печерских, в Дальних пещерах почивающих. Прав. Анны пророчицы, встретившей Иисуса Христа в храме Иерусалимском.

версия для печати

Рассылка на новости сайта

Читателю предлагается три варианта:
1. Просмотр RSS-новостей сайта на Христианство.ру (для этого кликните на кнопке RSS и читайте страницу новостей)
2. Подписка через RSS, не требующая указания Е-мейл Для этого кликните на кнопке RSS и далее на кнопке "подписаться".
3. Если на странице RSS кнопка "подписаться" отсутствует, это означает, что Ваш браузер не поддерживает RSS Тогда подпишитесь на новости, введя свой Е-мейл ниже.
Рассылка еженедельная, объем не более 10 Кбайт.
Email:


Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет
Rambler's Top100

© Свято-Никольский собор, 2000 - 2010
При использовании материалов ссылка на "Никольский Благовест" с указанием URL
(http://www.nikolay.orthodoxy.ru http://www.nikolski.kz, http://nikolski-sobor.narod.ru) обязательна!

 

Сайт управляется системой uCoz