По благословению Мефодия, Митрополита Астанайского и Алматинского
34 (190), 21 декабря 2003 г.
2000 год | 2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год
номера за все годы - щелкните на нужный год от РХ

"Никольский Благовест" содержит проповеди, сведения о всех православных праздниках, традициях, о православном богослужении, сведения об инославии, апологетику, месяцеслов на каждый день и многое другое.

Неделя 27-я по Пятидесятнице. Слово пастыря. Икона Божией Матери, именуемая "Нечаянная радость". День памяти святителя Спиридона Тримифунтского. Страницы истории: Свято-Никольскому собору - 95 лет. Апологетика. Месяцеслов.

Неделя 27-я по Пятидесятнице

СЛОВО ПАСТЫРЯ

о имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня, братья и сестры, Святая Церковь предложила нашему благочестивому вниманию весьма полезное и поучительное для нас евангельское чтение. Апостол и евангелист Лука рассказывал нам о том чуде, которое было совершено Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом. Когда Господь приближался к одному из селений, Его встретили десять прокаженных людей, которые издали стали кричать: "Иисус Наставник! помилуй нас" (Лк. 17,13). Господь сказал им, чтобы они шли к священникам. По дороге в Иерусалим они исцелились от своей страшной болезни. Только один из них вернулся к Христу, чтобы, припав к Его ногам, воздать Ему благодарность за исцеление. И Господь, взглянув на этого человека, сказал: "Не десять ли очистились? Где же девять?" (ст.17) и, обращаясь к исцеленному, произнес: "Иди; вера твоя спасла тебя" (ст. 19). Вот тот евангельский отрывок, который был сегодня предложен нашему благочестивому вниманию. В самом начале я сказал, что этот евангельский сюжет весьма назидателен и поучителен для нас. Чему же учит нас это евангельское чтение? Какой же положительный урок все мы, без исключения, должны сегодня получить?

Прежде всего, братья и сестры, этот евангельский сюжет вновь и вновь говорит нам, что все, что совершается с человеком, совершается по воле Божией, и Господь является источником всех благ, которые получает человек во время своей жизни. Но, к сожалению, несмотря на то, что это такая простая истина - все в этом мире от Бога, - мы очень часто склонны забывать ее и многое, что совершается в этом мире, приписываем самим себе: своему таланту, своим способностям, своему труду и умению. А поэтому у нас нет того возвышенно прекрасного, я бы даже сказал, святого чувства благодарности по отношению к Богу. Мы не склонны благодарить Бога за те многие благодеяния, которые Он оказывал и оказывает нам. О том, что мы просыпаемся каждое утро, мы говорим: это естественно, что каждый вечер, устав от трудового дня, я мирно засыпаю, а утром вновь просыпаюсь. Казалось бы, как все просто и понятно. Но мы при этом забываем, что просыпаемся мы по милости Божией, и если бы не было этого благословения Божия на новый грядущий для нас день, то проснулись бы мы от сна своего? Я думаю, что всякий человек, кто верит в Бога, скажет, что, конечно же, нет. Только милостью Божией мы просыпаемся каждое утро. Только милость Божия вновь поднимает над нами яркое и согревающее нас солнце. Только милость Божия дает нашим легким возможность дышать. Только милость Божия дает нам возможность жить на этой земле. Но, к сожалению, все это для нас настолько обыденно и естественно, что за всем этим мы совершенно не склонны видеть неизреченную любовь Божию к каждому из нас. Только милостью и только любовью Божьею все мы с вами и движемся, и существуем. Если это так, то как мы должны ежедневно благодарить Бога? Но, к сожалению, мы, чего тут греха таить, даже, встав от одра своего после сна, забываем помолиться Богу и считаем это каким-то особым для себя трудом и совершенно не нужным занятием. Зачем я должен молиться?! Какая в этом необходимость?! Мне нужно завтрак быстрей приготовить, детей в школу отправить, мужа на работу проводить, да и самой на работу бежать. Когда тут Богу молиться?! И так проходит чуть ли не каждый день. А если бы мы, проснувшись, прежде всего сказали: "Слава Тебе, Господи, что я проснулся! Слава Тебе, Господи, что Ты мне даруешь еще один день моей жизни!" Если бы мы так, просыпаясь каждое утро, говорили Богу! В этом было бы выражение нашей благодарности и за новый день, подаренный нам Богом, и за солнце, которое освещает и согревает нас, и за тот мир, частицей которого мы являемся и который радует нас своей красотой. Выйдя сегодня на улицу, разве не почувствовали мы тот морозец, который Господь послал нам? Разве не прекрасен был для нас свежий воздух? Разве не слаженно было пение тех птиц, которые спозаранку проснулись и начали славословить Господа? Птицы, неразумное творение Божие, славословят Бога и благодарят Его, а мы, разумные люди, забываем об этом! И как часто мы, к сожалению, уподобляемся тем, которых Господь исцелил, казалось бы, от неизлечимой болезни, ибо проказа - болезнь, которая и сегодня, в ХХI веке, еще неизлечима, а они восприняли это как должное. Кто-то может сказать: Бога можно благодарить везде, ведь Бог наполняет Собой все и вся, неужели нужно было вновь идти к Нему, разве недостаточно было просто сказать: "Благодарим Тебя, Господи, за Твою милость, которую Ты оказал нам". Да, действительно, братья и сестры, Господь Собою наполняет все и вся и, наверное, можно просто сказать: "Слава Тебе, Боже, за Твою любовь и милость ко мне", но за всем этим скрывается порок. И этот порок - наша леность. Она желает оправдать себя благочестивыми рассуждениями. А нужно встать и пойти к Богу. Что значит - встать и пойти к Богу? Апостол Иаков в своем послании пишет: "Вера, если не имеет дел, - мертва сама по себе" (Иак. 2,17). И если в моей жизни нет дел, свидетельствующих о моем стремлении к Богу, то, если я и говорю Ему: "Господи, слава Тебе за все", это лишь только пустой звук. Не слова, а дела должны свидетельствовать о моей благодарности Богу. Вот этому нас и учит этот десятый самарянин, который не просто словами выразил благодарность, но и не побоялся пройти этот путь, и прийти к Христу, и упасть к Нему в ноги. Вот и нам надо помнить об этом. Не словами мы должны благодарить Бога, не свечами, которые мы ставим здесь, в храме, на подсвечниках, даже не благодарственными молебнами. При этом мы думаем: "Вроде бы, я все сделал. Отблагодарил Бога. Свечку поставил, молебен отслужил, что там еще Ему надо?" Нет, братья и сестры, не в свечке дело, не в благодарственном молебне заключается наша благодарность, хотя, конечно, все это также необходимо. Все дело в нашей жизни, в тех поступках, которые мы совершаем, в том желании идти к Христу и быть вместе с Ним.

Я сейчас в руках держу благодарственный акафист. Он был написан одним священником, по имени Григорий, написан в заключении в сороковые годы прошлого ХХ века. Я не буду читать все кондаки и икосы этого акафиста, ибо это займет очень много времени, но мне хотелось бы обратить ваше внимание, что он был написан в заключении. Казалось бы, можно ли в тюрьме писать благодарственный акафист?! Но вслушайтесь, какие слова в этом акафисте: "Слава Тебе, призвавшему меня к жизни. Слава Тебе, явившему мне красоту вселенной. Слава Тебе, раскрывшему предо мною небо и землю, как вечную книгу мудрости. Слава Твоей вечности среди мира временного. Слава Тебе за тайные и явные милости Твои. Слава Тебе за каждый вздох грусти моей. Слава Тебе за каждый шаг жизни, за каждое мгновение радости. :Слава Тебе за праздник жизни. Слава Тебе за благоухание ландышей и роз, Слава Тебе за сладостное разнообразие ягод и плодов. Слава Тебе за алмазное сияние утренней росы. Слава Тебе за улыбку светлого пробуждения. Слава Тебе за земную жизнь, предвестницу небесной". Такой благодарностью наполнен весь акафист, который, как я вам уже сказал, отцом Григорием был написан во время его пребывания в тюрьме. Вот как человек верил в Бога, как доверялся Богу и как благодарил Бога за все, что совершалось в его жизни. И даже заключение он принимал как дар Божий. Так и апостол Павел принял свою болезнь как дар Божий и нес ее в своей жизни без ропота и сожалений. Вот и мы без ропота и сожалений должны принимать все, что совершается в нашей земной жизни, и должны быть бесконечно благодарны Богу за Его неизреченные милости, которыми Он одаривает каждого из нас. Вот тот урок, который сегодня вновь преподносит всем нам Святая Христова Православная Церковь. Дай Бог, братья и сестры, чтобы вся наша жизнь была непрекращающейся благодарностью Богу за Его неизреченные милости ко всем нам. Аминь.

Протоиерей Валерий Захаров
22 декабря 2002 г.


Икона Божией Матери,
именуемая "Нечаянная радость"

9/22 декабря

стория иконы "Нечаянная Радость" рассказана святителем Димитрием Ростовским в его творении "Руно орошенное".

Один разбойник, который вел весьма грешную жизнь, тем не менее был привязан к Богоматери чувством благоговейной любви и ежедневно молился перед Ее иконой, с глубокой верой и упованием произнося слова, сказанные некогда Архангелом Гавриилом: "Радуйся, Благодатная!..". Как-то раз он собирался идти на разбой и перед выходом, обратясь к иконе Божией Матери, помолился. Тут внезапно напал на него неизъяснимый трепет, он увидел, что изображение Богоматери как бы задвигалось и ожило. У Божественного Младенца открылись язвы на руках и ногах, из Его бока хлынула кровь.

Пав на землю, разбойник в ужасе от увиденного закричал:

- О, Госпожа, кто это сделал?

- Ты и прочие грешники вновь распинаете грехами своими Моего Сына, как иудеи, - ответила Богородица. - Вы называете Меня милосердной, но зачем же вы оскорбляете Меня своими беззакониями?

- Нет, Владычица, - воскликнул грешник, - да не победят мои грехи Твоей невыразимой благости. Ты - единая надежда и прибежище всем грешным. Преклонись на милость, Благая Мати! Умоли же о мне Сына Твоего и Бога нашего!

- Тогда Премилосердная Царица Небесная стала умолять Своего Сына:

- Благоутробный Сын Мой! Ради Моей любви помилуй этого грешника!

Но Господь отвечал:

- Не прогневайся, Мати Моя, что Я не послушаю Тебя, ибо и Я молил Отца, да мимо Меня идет чаша страданий, но Он не послушал Меня.

И вновь стала просить Богородица:

- Воспомяни, Сын Мой, сосцы, которыми Я вскормила Тебя, и прости его!

И отвечал Ей на это Господь:

- И сторицею Я молил Отца о чаше, но Он не послушал Меня.

Тогда Пресвятая Дева сказала:

- Вспомни все болезни Мои, которые Я претерпела с Тобою, когда Ты был на Кресте, а Я под Крестом и в сердце была уязвлена, когда оружие проходило душу Мою!

Но был непреклонен Сын Ее Божественный, отвечая, что и в третий раз просил Он Отца, да пронесет мимо чашу страданий, но Он не благоволил услышать. Тогда Богородица (ради молитв грешника и разбойника!) встала, посадила Младенца и хотела броситься к ногам Его, видя, что словами не умолить Ее Сына.

- Что Ты хочешь делать, о Мати Моя? - воскликнул Господь.

- Пребуду, отвечала Она, - лежащей у ног Твоих вместе с этим грешником, пока не простишь ему грехи!

Тогда Христос смилостивился и изрек:

- Закон повелевает всякому сыну почитать свою мать, а справедливость требует, чтобы тот, кто дал Закон, тот и исполнял его. Я - Сын Твой, Ты - Мать Моя, Которую Я должен почитать и исполнять то, о чем Ты просишь. Будет же по Твоему желанию. Ныне прощаются этому человеку его грехи Тебя ради. А в знамение прощения пусть он облобызает Мои язвы.

Встал трепещущий разбойник и с радостью облобызал своими устами язвы на теле Господа. Когда окончилось видение, великий страх, но и великая радость наполнили его сердце. Со слезами припадая к образу Заступницы Небесной, он молил Ее, чтобы не лишиться ему впредь всепрощающей благодати Божией. С тех пор этот разбойник стал жить честною и благочестивою жизнью. Именно это событие послужило для верующих поводом к написанию иконы Божией Матери "Нечаянная Радость". На этой иконе изображается человек, коленопреклоненно молящийся пред ликом Богоматери. Далее под изображением иконы обыкновенно помещаются первые слова этой повести: "Человек некий беззаконный:". От списков этой иконы происходили всевозможные чудеса, но наиболее часто от нее получали исцеления от глухоты. И это глубоко символично: как от глухоты физической, так и от глухоты духовной мы остаемся безразличны к происходящему вокруг нас, мы не слышим и не видим своих грехов, мы не можем остановиться, и лишь милость Богородицы, ради самого последнего грешника готовой вновь пасть на колени перед Своим Божественным Сыном, исцеляет нас.

День памяти святителя
Спиридона Тримифунтского

12/25 декабря

вятитель Спиридон Тримифунтский родился в конце III века на острове Кипр. О его жизни сведений сохранилось мало. Известно, что он был пастухом, имел жену и детей. Все свои средства он отдавал на нужды ближних и странников, за это Господь вознаградил его даром чудотворения: он исцелял неизлечимо больных и изгонял бесов. После смерти жены, в царствование императора Константина Великого (306-337), он был избран епископом города Тримифунта. В сане епископа святитель не изменил своего образа жизни, соединив пастырское служение с делами милосердия.

По свидетельству церковных историков, святитель Спиридон в 325 году принимал участие в деяниях I Вселенского Собора. На Соборе святитель просил разрешения вступить в состязание с греческим философом, защищавшим ариеву ересь. Это решение смутило участников Собора, ибо что мог противопоставить необразованный святитель против блестяще эрудированного греческого философа, повергавшего самых талантливых ораторов? Простая речь святителя Спиридона показала всем немощь человеческой мудрости перед Премудростью Божией: "Слушай, философ, что я буду говорить тебе: мы веруем, что един есть Бог, сотворивший небо и землю, создавший из земли человека и устроивший все прочее, видимое и невидимое, Своим Словом и Духом; и мы веруем, что Слово это есть Сын Божий и Бог, Который, умилосердившись над нами, заблудшими, родился от Девы, жил с людьми, пострадал, умер для нашего спасения и затем воскрес, искупив Своими страданиями первородный грех, и совоскресил с Собою человеческий род. Мы ожидаем, что Он же придет судить всех нас праведным судом и каждому воздаст по делам его. Мы веруем, что Он одного существа с Отцом, равной с ним власти и чести, и веруем этому без всяких лукавых измышлений, ибо тайну эту постигнуть человеческим разумом невозможно". В результате беседы противник христианства сделался его ревностным защитником и принял святое Крещение. После разговора со святым Спиридоном, обратившись к своим друзьям, философ сказал: "Слушайте! Пока состязание со мною велось посредством доказательств, я выставлял против одних доказательств другие и своим искусством спорить отражал все, что мне представляли. Но когда вместо доказательства от разума из уст этого старца начала исходить какая-то особая сила, доказательства стали бессильны против нее, так как человек не может противиться Богу. Если кто-нибудь из вас может мыслить так же, как я, то да уверует во Христа и вместе со мною да последует за этим старцем, устами которого говорил Сам Бог".

На том же Соборе святитель Спиридон явил против ариан наглядное доказательство Единства во Святой Троице. Он взял в руки кирпич и стиснул его: мгновенно вышел из него вверх огонь, вода потекла вниз, а глина осталась в руках чудотворца. "Се три стихии, а плинфа (кирпич) одна, - сказал тогда святитель Спиридон, - так и в Пресвятой Троице - Три Лица, а Божество Едино". По окончании Собора все разошлись по домам, и в это время умерла дочь святителя Спиридона Ирина. К святому пришла одна женщина, которая сказала, что дала его дочери на хранение некоторые золотые украшения, которые теперь, очевидно, будут потеряны. Преподобный обыскал весь дом, но найти спрятанное не мог. Тогда он, тронутый слезами женщины, вместе с семьей подошел к гробу своей дочери и, обращаясь к ней, как к живой, спросил, где она спрятала украшения. И чудо - Ирина, словно пробудившись от глубокого сна, отвечала, указывая место, где хранится искомое.

После смерти Константина Великого, империя его разделилась на две части и восточная часть досталась его старшему сыну Констанцию. Однажды он сильно заболел и врачи не могли исцелить его. Тогда он стал молиться к Богу, чтобы Тот просветил его и указал человека, способного излечить этот тяжкий недуг. Во сне он увидел Ангела, окруженного сонмом епископов, среди которых особенно выделялись два. Ангел сказал, что именно эти двое могут помочь императору. Тот, проснувшись, долго размышлял, кто же эти двое, ибо ничего о них не знал. Тогда Костанций решил созвать всех епископов из окрестных городов. Но среди них не было тех, кого он видел во сне. Тогда император созвал епископов из более отдаленных областей - и вновь не нашел увиденных в видении. В третий раз император собрал епископов со всей империи. Царский приказ достиг и города Тримифунта, и святой Спиридон со своим учеником Трифиллием отправился в Антиохию. Именно преподобного и его ученика и видел во сне больной император. Итак, Спиридон, бедно одетый, с финиковым посохом в руках, с митрой на голове, с глиняным сосудом на груди (по обычаю жителей Иерусалима, в этом сосуде носили елей от святого Креста), как бедный странник, приблизился к воротам дворца. Один из дворцовых служителей, богато одетый, счел святого за нищего и стал отгонять его, ударив при этом по щеке. Тогда святитель, помня слова Господа, смиренно подставил и другую щеку. И служитель понял, что перед ним не простой нищий, а епископ и Божий угодник и просил прощения у святого. Едва преподобный вошел во дворец и коснулся головы императора, тот тотчас исцелился.

Святитель с большой любовью заботился о своей пастве. По его молитве засуха сменялась обильным животворящим дождем, а непрерывные дожди - ведром, исцелялись больные, изгонялись демоны. Однажды к нему пришла женщина с мертвым ребенком на руках, прося заступничества святого. Она была язычницей, не говорила по-гречески, никто не знал ее языка, поэтому она просто положила младенца у ног святого. И ее слезы были красноречивей всех слов. Помолившись, он вернул младенца к жизни. Мать, потрясенная радостью, упала бездыханной. Но молитва угодника Божия вернула жизнь и матери.

Как-то, спеша спасти своего друга, оклеветанного и приговоренного к смерти, святитель был остановлен в пути неожиданно разлившимся от наводнения ручьем. Святой приказал потоку: "Стань! Так повелевает тебе Владыка всего мира, дабы я мог перейти и спасен был муж, ради которого спешу". Воля святителя была исполнена, и он благополучно перешел на другой берег. Судья, предупрежденный о происшедшем чуде, с почетом встретил святого Спиридона и отпустил его друга.

Известен из жизни святителя и такой случай. Как-то он зашел в пустую церковь, повелел возжечь лампады и свечи и начал Богослужение. Провозгласив "Мир всем", он и диакон услышали в ответ сверху раздавшееся великое множество голосов, возглашающих: "И духови твоему". Хор этот был велик и сладкогласнее всякого пения человеческого. На каждой ектении невидимый хор пел "Господи, помилуй".

Привлеченные доносившимся из церкви пением, к ней поспешили находившиеся поблизости люди. По мере того, как они приближались к церкви, чудесное пение все более и более наполняло их слух и услаждало сердца. Но когда они вошли в церковь, то не увидели никого, кроме епископа с немногими церковными служителями, и не слыхали уже более небесного пения, что их весьма изумило.

Святой Симеон Метафраст, описатель его жития, уподоблял святого Спиридона патриарху Аврааму в добродетели гостеприимства. "Надобно знать и то, как он принимал странников", - писал близкий к монашеским кругам Созомен, приводя в своей "Церковной истории" удивительный пример из жизни святителя. Однажды по наступлении Четыредесятницы в его дом постучался странник. Видя, что путник очень утомлен, святой Спиридон сказал дочери: "Обмой-ка ноги этому человеку да предложи ему поесть". Но ввиду поста не было сделано нужных запасов, ибо святитель "вкушал пищу только в определенный день, а в прочие оставался без пищи". Поэтому дочь ответила, что в доме нет ни хлеба, ни муки. Тогда святой Спиридон, извинившись перед гостем, приказал дочери поджарить бывшее в запасе соленое свиное мясо и, усадив за стол странника, принялся за трапезу, "убеждая того человека подражать себе. Когда же последний, называя себя христианином, отказался, тот прибавил: "Тем менее надобно отказываться, ибо Слово Божие изрекло: Вся чиста чистым (Тит. 1, 15)". Другая история, сообщенная Созоменом, также весьма характерна для святителя: у святого был обычай из собранного урожая одну часть раздавать бедным, а другую отдавать нуждающимся в долг. Сам он лично ничего не давал, а просто показывал вход в кладовую, где каждый мог взять, сколько нужно, и потом возвратить таким же образом, без проверки и отчета.
Известен также рассказ Сократа Схоластика о том, как воры решили похитить овец святого Спиридона: глубокой ночью забрались они в овчарню, но тут же невидимой силой оказались связанными. Когда настало утро, святой пришел к стаду и, увидев связанных разбойников, помолившись, развязал их и долго уговаривал оставить беззаконный путь и добывать пропитание честным трудом. Потом, подарив им по овце и отпуская их, ласково сказал: "Пусть же не напрасно вы бодрствовали". Часто уподобляют святого Спиридона пророку Илии, ибо так же по молитве его во время засух, часто угрожавших острову Кипр, шел дождь: "Равноангельна Спиридона зрим, великаго чудотворца. Некогда страна от бездождия и засухи вельми пострада: бысть глад и язва, и многое множество людей умроша, молитвами же святителя сниде с небесе на землю дождь: людие же, избавльшеся от бедствия, благодарственно взываху: Радуйся, великому пророку уподобивыйся и дождь, отъемлющий глад и недуги, благовременный низвел еси". Известен случай, когда на о. Кипре было бездожие и страшная засуха, за которыми последовали голод и мор. Небо заключилось и нужен был второй Илия, чтобы отверзнуть небо своей молитвой. И таким оказался святой Спиридон: по его молитве пошел обильный дождь, а земля дала богатый урожай, и после голода было великое изобилие. Но через несколько лет за грехи людские Господь вновь наказал ту страну голодом и лишь богатые хлеботорговцы радовались возможности продавать хлеб по завышенным ценам. Был в то время в городе Тримифунте один хлеботорговец, который славился ненасытной жадностью к деньгам и неутолимою страстью к наслаждениям. Он закупил в разных местах хлеб, привез его в голодающий город, но не спешил продавать, ожидая, когда цены еще вырастут, чтобы получить большой барыш. И вот когда
голод сделался всеобщим, он отпер свои житницы и стал продавать хлеб по самой высокой цене. Однажды к нему пришел один бедняк, который униженно просил дать ему хлеба, чтобы не умерла с голоду его семья. Но богач лишь смеялся над горем бедняка и отказался давать хлеб даром. Тогда несчастный пошел за советом и помощью к святому Спиридону. Тот утешил его и сказал, что завтра дом его будет полон хлеба, а немилосердный торговец сам будет умолять его и отдавать хлеб даром. И что же? Ночью пошел дождь, который был столь силен, что размыл житницы немилосердного сребролюбца, а весь хлеб унесло водою. Утором бедняки собирали хлеб, разнесенный водою по дорогам, а хлеботорговец бегал с семьей по городу и умолял всем не дать ему из богача превратиться в нищего. Видя над собою несомненное наказание Божие, богач умолял бедняка брать у него задаром столько хлеба, сколько он пожелает. Так Господь по молитве Своего угодника наказал богатого за немилосердие и избавил город от голода.

Один знакомый святому земледелец обратился во время описанного выше голода к тому же богачу с просьбой одолжить ему до жатвы немного хлеба. У богача были и другие житницы, которые не погубил дождь. Но он не исцелился от своей скупости и снова отказал просящему. Тогда бедный земледелец пошел к святому Спиридону и поведал о своем горе. Тот утешил его, а наутро принес груду золота, сказав, чтобы он оставил это золото в залог, а после урожая он должен был выкупить это золото и вернуть его святому. Земледелец был немало удивлен и тем, откуда взял святой Спиридон золото, и зачем его возвращать обратно. Когда же он с благодарностью вернул святителю золото, тот отправился с ним в сад, говоря, что золото надлежит отдать Тому, Кто дал его взаймы. Он положил золото у ограды и обратился с молитвой к Господу нашему Иисусу Христу. И золото стало змеей, которая извивалась и ползала. Так святитель совершил как бы двойное чудо, обратив змею в золото, а затем золото снова в змею, как некогда Моисей превратил жезл в змия.

Провидел преподобный и тайные грехи людские. Однажды он остановился в доме одного человека, и женщина, находившаяся в незаконном сожительстве, решила, по обычаю, омыть святому ноги. Но святой запретил ей прикасаться к нему. Это он сделал не потому, что гнушался грешницей, ибо и Господь не отвергал мытарей и грешников, но для того, чтобы женщина раскаялась и устыдилась своей жизни. Она же настойчиво просила разрешения омыть святому Спиридону ноги. Тогда святитель кротко обличил ее. Женщина, удивленная тем, что самые тайные помыслы и поступки не скрыты от прозорливых очей этого человека Божия, пала к его ногам и омывала их своими слезами, раскаиваясь в тех грехах, в которых была обличена. И после этой встречи со святителем грешница совершенно исправилась и для многих служила примером. Все житие святителя поражает удивительной простотой и силой чудотворения, дарованной ему от Господа. По слову святителя пробуждались мертвые, укрощались стихии, сокрушались идолы. Когда в Александрии патриархом был созван Собор ради сокрушения идолов и капищ, по молитвам отцов Собора пали все идолы, кроме одного, самого почитаемого. Патриарху в видении было открыто, что идол этот остался для того, чтобы быть сокрушенным святителем Спиридоном Тримифунтским. Вызванный Собором святитель сел на корабль, и в тот момент, когда корабль пристал к берегу и святитель ступил на землю, идол в Александрии со всеми жертвенниками повергся в прах, чем возвестил патриарху и всем епископам приближение святителя Спиридона. В праведности и святости прожил святой Спиридон земную жизнь и в молитве предал душу свою Господу (ок. 348 года). В истории Церкви святитель Спиридон почитается вместе со святителем Николаем, архиепископом Мир Ликийских. Мощи его покоятся на острове Корфу в церкви его имени (кроме десной руки, которая в Риме).

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

Свято-Никольскому собору - 95 лет

трезанные от своей родины многими тысячами верст, жившие среди бескрайних степей Казахстана, русские православные семиреченцы были в то время лишены благодатной возможности непосредственно питаться от обильных живоносных источников святынь старых русских городов. Но, сохраняя в чистоте и неповрежденности веру православную, храня унаследованное от отцов своих благочестие, как величайшее сокровище, православные жители Семиречья передавали его и своему потомству, никогда не видевшему благодатного изобилия Святой Руси. Каким радостным и щедрым даром стал для всех новый собор, посвященный столь любимому и дорогому сердцу всякого русского человека святителю Николаю! В воспоминаниях старожилов остались свидетельства о том, как торжественно и многолюдно проходили в Никольском соборе празднования летнего дня памяти небесного покровителя храма. За несколько дней до праздника из близ лежащих станиц и селений целыми семьями и в одиночку, на повозках и пешком с посохом в руках и котомкой за плечами, стекались в Верный православные семиреченцы, спеша земным поклоном склониться пред образом святителя Николая.
Вдоль западной и северной сторон церковной ограды стояли каменные столбы с железными кольцами, к которым паломники привязывали лошадей, а сами в это время располагались в обширных помещениях под церковью и на церковной площади под открытым небом. Под деревьями была заботливо уложена скошенная для ночлега трава, аромат душистого сена смешивался с запахом каши, которую варили в больших котлах, и чая, который кипятили в чугунных кубах. Не прекращались в эти дни усердные молитвы и акафистное пение собравшихся богомольцев. На богослужение приезжал архиерей, собиралось городское духовенство, приходили лучшие певчие верненских церквей. После Божественной Литургии на площади служился молебен, совершался торжественный крестный ход вокруг храма, на каждой стороне служилась лития с окроплением. Весь город едиными усты и единым сердцем славил своего покровителя и славного угодника Божия - святителя
Николая. Хотя к тому времени в Верном уже было 16 (!) церквей, несколько часовен и женский Иверско-Серафимовский монастырь, в недолгое время Свято-Никольский собор стал одним из наиболее посещаемых храмов Божьих. Казалось, что сбывается предсказание блаженного Илии-угольника, и всегда будет процветать Никольский храм, но октябрьский переворот внес свои безжалостные коррективы: началось усиленное гонение на Церковь Христову. На нашей земле страшный шквал убийств и арестов, осквернения святынь и разорения храмов начался с расстрела в 1918 году епископа Верненского и Семиреченского Пимена (Белоликова). Его расстрел открыл кровавую летопись мучений Русской Православной Церкви на территории Казахстана. До 1927 года Алма-Атинская кафедра оставалась пустующей.

Но помимо внешних врагов, Церковь потрясал в это время и враг внутренний - многочисленные расколы, которые изнутри терзали и разъедали ее. В 1923 году в обновленческий раскол перешел весь клир Вознесенского Кафедрального собора и до своего закрытия в 1929 году Вознесенский собор был центром деятельности обновленцев в Семиречье. Свято-Никольский собор, сохраняя верность Патриаршей Церкви и ее традициям, явился в это время оплотом Православия.

В конце 20-х и в 30-е годы, когда в Алма-Ате был пересыльный пункт ГПУ, в Никольской церкви находили приют сотни сосланных в Казахстан "врагов народа", среди которых было множество духовенства и монашествующих, принявших венец мученический за Христа. Не случайно, именно в храм святителя Николая, известного покровителя всех гонимых и обездоленных, всех несправедливо в узы заключенных, попадали эти люди. У святителя они находили приют и он давал им сил продолжать свой мученический путь. Особое благоволение этого дивного угодника Божия было со всеми теми, кого называли "врагом народа".

Среди сонма мучеников и исповедников, служивших и молившихся под сводами Свято-Никольского собора особое место занимают святители Алма-Атинской кафедры епископы Лев (Черепанов), Герман (Вейнберг) и архиепископ Александр (Толстопятов). Епископ Лев (Черепанов Лев Всеволодович) родился в 1888 году в селе Полевской Завод Свердловского округа. Окончил Пермскую духовную семинарию. В 1923 году был хиротонисан во епископа Нижнетагильского.

В 1927 году епископ Лев возглавил Алма-Атинскую кафедру. В Алма-Ату он был направлен с определенной целью - вести борьбу с обновленчеством на вдовствующей после гибели епископа Пимена Алма-Атинской кафедре. Епископ Лев укреплял свою паству, произнося с церковного амвона горячие проповеди, исполненные духа ревности, любви и преданности Святой Православной Церкви. Он решительно противостоял закрытию и осквернению православных храмов. За короткое время своего служения епископ Лев снискал горячую любовь со стороны своей паствы.

15 июня 1929 года епископ Лев был арестован органами ГПУ. Ему предъявили типичное для того времени обвинение: выступление в церкви с проповедью контрреволюционного характера.

Уже 29 августа 1929 года он был осужден и отправлен в тюрьму города Пенджикента (Таджикистан). До 1933 года епископ Лев находился в советском концлагере. После освобождения был назначен на Ставропольскую кафедру, но вновь арестован в 1934 году. Епископ Лев умер или был расстрелян в ссылке в городе Казалинске Кзыл-Ординской области примерно в 1937 году.

АПОЛОГЕТИКА

"...Восстанут лжехристы и лжепророки..."

о говоришь, что очень мучает тебя тяжкая болезнь. Но ты еще не претерпел таких болезней, как блаженный Иов; он потерял стада и волов и всего имущества лишился, и даже по потере всех детей не похулил Бога. Но сказал терпливодушный: "Господь дал, Господь взял". И в болезни жестокой лежал 7 лет, и не пытался лечиться волхованием, но говорил: "Лучше мне умереть, чем похулить Бога". Также и расслабленный 38 лет, в недугах лежащий, не призвал врачей и к чародеям не пошел, но ожидал от Бога помощи. Также и Лазарь, голодный и больной, все годы своей болезни у ворот лежал дома богатого, пренебрегаемый и поругаемый, так и умер, а врачей не взыскал.
Они такие великие болезни терпели, а мы чуть заболеем, то и лекарей, и волхвов тотчас в свой дом приводим. О братья, как золото огнем искушается, так и человек болезнию от грехов очищается. Вспомним, братья, апостолов, и пророков, и мучеников, которые великие приняли муки, если кто терпит беды и тяжелые болезни в этом веке, то великую мзду получает в Царствии Небесном.

Задумайся, человек, о том, что не избавят от болезней колдуны, то только совершишь большой и тяжкий грех. Если, Бога оставляя, к бесам идешь, то какую же милость примешь от Него и как Его призовешь в молитвах? Зачем душу свою губишь и что Богу будешь отвечать, если из-за небольшой болезни, оставив Бога, к волхвам идешь? Как будешь в церкви стоять, как причастие примешь, как поучения будешь слушать? О человек, если благодарно болезнь стерпишь или иные какие беды, то с мучениками венчан будешь в день оный, они бо муки претерпели, а ты болезни и беды благодарно терпи".

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы. Господь попускает людям болезни и скорби:

    1. за грехи, для их искупления, для изменения порочного образа жизни, осознания этой порочности и понимания, что земная жизнь - это краткий миг, за которым стоит вечность, а какая она будет для тебя, зависит от твоей жизни;
    2. часто за грехи родителей болеют дети (чтобы горе сокрушило их безумную жизнь, заставило задуматься и измениться). В этих случаях, как бы жестоко это не казалось современному секулятивному (то есть безразличному к религии) человеку, воспитанному в духе гуманизма (духе, обожествляющем тело и ставящем его потребности и желания превыше всего), но правдиво звучат слова: болезнь таким людям для спасения души необходима! Ибо прежде всего заботится Господь о спасении вечной души человека, а для этого человек должен стать новым существом, таким, каким он был задуман Богом, - измениться, очиститься от страстей и пороков. Вот и заповеди Христа должны стоять во главе жизни, а не временное, преходящее здоровье, благополучие, обилие пищи и одежды. Вот это тот золотой телец, на которого так часто меняли древние иудеи своего превечного Бога, и современные христиане продают Его за этого же золотого тельца;
    3. часто для нашего смирения и недопущения к злым и гибельным поступкам. Есть такая притча о Господе. Однажды Иисус Христос шел с учениками по дороге, и увидели ученики безногого от рождения, сидящего и просящего милостыню у дороги, и спрашивают: "Почему нет ног у него?" Христос ответил: "Если бы у него были ноги, огнем и мечом прошел бы он всю землю";
    4. зачастую, чтобы малой неприятностью избавить нас от большей. (Ибо, если бы в данной ситуации мы оставались здоровы и действовали как обычно, с нами могло бы случиться какое-то большое несчастье, а так, вырывая нас болезнью из обычного хода жизни, Господь сберегает от него).

Итак, христианское отношение к болезням заключается: в смиренном принятии воли Божией; в осознании своей греховности и грехов, за которые попущена болезнь; в покаянии и изменении образа жизни. Молитва, пост, милостыня и другие добродетели умилостивляют Господа, и Он ниспосылает нам исцеление от болезней. Если же и идем к врачам, то просим благословения Божия на лечение, и доверяем лечить им тело, а не душу. Душу, кроме Бога, не доверяем никому.

Вот как об этом пишет св. Игнатий Брянчанинов: "Плотское мудрование признает недуги бедствием, а исцеление от них, особливо чудесное, величайшим благополучием, мало заботясь о том, сопряжено ли исцеление с пользою для души или с вредом для нее:

Получив чудесным способом исцеление от недуга, многие не обратили внимание на благодеяние Божие и на обязанность свою быть благодарными за благодеяние, начали проводить греховную жизнь, дар Божий обратили во вред себе, отчуждились от Бога, утратили спасение. По этой причине чудесные исцеления бывают редко, хотя плотское мудрование очень уважает их и очень бы желало их. "Просите не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений" [Иак. 4,3]. Духовный разум поучает, что недуги и другие скорби посылаются по особенному Божию милосердию, как горькие целительные врачевания больным, они содействуют нашему спасению, нашему вечному благополучию гораздо вернее, нежели чудесные исцеления".
Кроме того, многие болезни, как уже указывалось в первой главе, возникают в результате воздействий нечистых духов, причем итоги этих демонических нападений бывают очень сходны с болезнью естественной. Так, из евангельского повествования известно, что скорченная женщина имела духа немощи [Лк. 13, 11-26]. Она не была бесноватой, но болезнь ее происходила от действия духа нечистого. В таком случае любое врачебное искусство становится бессильным. Почему святой Василий Великий и говорит: "Как не должно вовсе бегать врачебного искусства, так несообразно и в нем одном полагать всю надежду". Ибо такие болезни исцеляются только силой Божией, путем изгнания духа злобы.

Отвечая на вопрос, может ли христианин лечиться у экстрасенсов, природу сил которых мы определили как демоническую, приведем выдержку из Номоканона: ":если кто ходит к волхвам и волхвует или занимается астрологией, которые волхвуют у цыганки и которые приводят волхвов в дом свой для исцеления больного, или иное что, пять лет да не причастятся по 24-му правилу Агкирского собора. 61-е же правило Трулльского собора таких на 6 лет запрещает, а священников извергает из сана". Также на 6 лет запрещаются те, кто "духа пытлива имущим верует, которые от беса научаемые предсказывают будущее, которые при головных болях и других заболеваниях вызывают бабок, призывающих благотворных бесов в помощь и здравие им".

Сказано предельно ясно. Остается только добавить, что христианин, лечащийся у экстрасенса или пытающийся узнать у него будущее, предает Христа. Ибо за обещанное здоровье, весьма сомнительное исцеление, из-за неполезного любопытства о грядущем, он вступает в контакт с нечистой силой.

Священник Родион

Печатается по: "Собеседник православных христиан". - 1992. - №2.
Начало в №
30(186), 31(187), 32(188).
Окончание следует:

Месяцеслов

Понедельник 22 декабря - Седмица 28-я по Пятидесятнице. Зачатие праведной Анною Пресвятой Богородицы. Сщмч. Владимира пресв. Пророчицы Анны. Свт. Софрония, архиеп. Кипрского. Иконы Божией Матери, именуемой "Нечаянная радость".
Вторник 23 декабря - Мчч. Мины, Ермогена и Евграфа. Свт. Иоасафа, еп. Белгородского. Сщмчч. Иакова и Александра пресвв. Мч. Гемелла Пафлагонянина. Прп. Фомы.
Среда 24 декабря - Прп. Даниила Столпника. Сщмч. Феофана, еп. Соликамского. Прп. Никона Сухого, Печерского. Мчч. Акепсия и Аифала. Прп. Луки Столпника.
Четверг 25 декабря - Свт. Спиридона, еп. Тримифунтского. Сщмч. Александра, еп. Иерусалимского. Мч. Разумника (Синезия).
Пятница 26 декабря - Мчч. Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста. Мц. Лукии. Сщмч. Александра пресв. Прп. Мардария Печерского. Прп. Арсения Латрийского.
Суббота 27 декабря - Мчч. Фирса, Левкия и Каллиника. Мчч. Филимона, Аполлония, Ариана и Феотиха. Сщмч. Николая пресв. Свт. Вассиана исп., архиеп. Тамбовского.
Воскресенье 28 декабря - Неделя 28-я по Пятидесятнице, святых праотец. Сщмч. Елевферия. Прп. Павла Латрийского. Свт. Стефана исп., архиеп. Сурожского. Сщмч. Илариона, архиеп. Верейского. Мч. Елевферия.

версия для печати

Рассылка на новости сайта

Читателю предлагается три варианта:
1. Просмотр RSS-новостей сайта на Христианство.ру (для этого кликните на кнопке RSS и читайте страницу новостей)
2. Подписка через RSS, не требующая указания Е-мейл Для этого кликните на кнопке RSS и далее на кнопке "подписаться".
3. Если на странице RSS кнопка "подписаться" отсутствует, это означает, что Ваш браузер не поддерживает RSS Тогда подпишитесь на новости, введя свой Е-мейл ниже.
Рассылка еженедельная, объем не более 10 Кбайт.
Email:


Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет
Rambler's Top100

© Свято-Никольский собор, 2000 - 2010
При использовании материалов ссылка на "Никольский Благовест" с указанием URL
(http://www.nikolay.orthodoxy.ru http://www.nikolski.kz, http://nikolski-sobor.narod.ru) обязательна!

 

Сайт управляется системой uCoz