По благословению Мефодия, Митрополита Астанайского и Алматинского
35 (191), 28 декабря 2003 г.
2000 год | 2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год
номера за все годы - щелкните на нужный год от РХ

"Никольский Благовест" содержит проповеди, сведения о всех православных праздниках, традициях, о православном богослужении, сведения об инославии, апологетику, месяцеслов на каждый день и многое другое.

Неделя 28-я по Пятидесятнице, святых праотец. Слово пастыря. Памяти мученика Виктора-странника. День памяти святого праведного Симеона Верхотурского. Ко дню памяти праведного Иоанна Кронштадтского. Слово на Рождество Христово. Страницы истории: Свято-Никольскому собору - 95 лет. Апологетика. Месяцеслов.

Неделя 28-я по Пятидесятнице

СЛОВО ПАСТЫРЯ

о имя Отца и Сына и Святаго Духа! Ныне Святая Церковь вспоминает всех святых праотцев - тех людей, которые верой и ожиданием пришествия Христа Мессии жили в Ветхом завете. К числу праотцев относятся все ветхозаветные праведники, начиная от Адама и заканчивая богоотцами Иоакимом и Анной. Преимущественно к числу праотцев относятся святые пророки, которые предвозвещали богоизбранному народу о пришествии в мир ожидаемого Мессии. Не случайно, братья и сестры, перед праздником Рождества Христова Святая Церковь совершает память святых праотцев. Не случайно потому, что и для нас, живущих в Новом завете, есть много полезного и назидательного, чему мы можем научиться у святых праотцев, и прежде всего - научиться их непоколебимой и твердой вере в Христа Мессию.

Сегодня Святая Церковь за Божественной Литургией предложила нам евангельское чтение, напомнившее нам притчу Христа Спасителя о званых на пир. "Один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже все готово" (Лк. 14, 16-17). Когда слуга пошел к ранее приглашенным и возвестил им, что все готово, то кто-то сказал, что купил поле и его необходимо обрабатывать, и поэтому нет ни времени, ни возможности идти на званую вечерю. Другой сказал, что купил пять пар волов и нужно их испытать, и поэтому также и его нужно считать отреченным от званого пира. А третий сказал, что он женился и поэтому не может прийти на званый пир. С этой вестью и вернулся слуга к своему господину. Тогда господин разгневался и сказал, чтобы слуга пошел на улицы и перекрестки города и пригласил всех, кто встретится ему на пути. Когда вечеря наполнилась возлежащими, слуга вновь доложил господину о том, что остались еще свободные места, и господин вновь повелевает слуге идти и находить новых людей для ужина. И заканчивает притчу Господь следующими словами: "Никто из тех званых не вкусит Моего ужина, ибо много званых, но мало избранных" (ст. 24).

В этой притче речь идет не только о тех ветхозаветных людях, к которым непосредственно относились ее слова, - здесь речь идет о всех тех, кто и ныне приглашается на званую вечерю Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом, ибо под господином, конечно же, необходимо видеть Самого Бога. А под слугой, который звал всех на эту вечерю, конечно же, братья и сестры, необходимо видеть Самого Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Придя на эту землю в зраке раба, ибо так и говорится в Священном Писании: "зрак раба приим" (Фил. 2,15), Господь звал и продолжает звать каждого человека на вечерю Своего Отца Небесного. И, как и в Ветхом завете, далеко не каждый человек откликался на этот зов Божий, так, к сожалению и ныне, в Новом завете, далеко не каждый человек готов откликнуться на этот зов. Человек очень часто готов сказать Богу: "У меня есть земля, у меня есть дело на этой земле, у меня есть своя семья, и какое мне дело, что Ты сейчас зовешь меня к Себе?" Конечно, братья и сестры, никто из живущих людей так никогда не говорит Богу. Но, к сожалению, все наши поступки, которые мы совершаем во время земной жизни, свидетельствуют именно об этом, свидетельствуют об отказе принимать участие в вечери нашего Небесного Отца, в том пире, который ради каждого из нас устраивает Господь.

В самом начале я сказал уже о том, что не случайно сегодня Святая Церковь еще и еще раз предлагает внимательнее всмотреться в образ святых праотцев, в образ тех людей, которые своей беззаветной верой заслужили то, что они были не только зваными, но и избранными. И мы так же должны быть не только зваными, но и избранными. А для этого необходимо откликнуться на зов Божий, на зов Церкви. Но недостаточно, поверьте, братья и сестры, как нам порой кажется, откликнуться лишь только в том, что признать бытие Бога. Недостаточно несколько раз в год прийти в церковь для того, чтобы здесь поставить свечку и принять участие в тех богослужениях, которые совершаются в Церкви Христовой. Всего этого далеко не достаточно, поверьте в это, и то, что это действительно так, мы можем видеть на примере тех же святых праотцев, память которых сегодня совершает Церковь Христова. Посмотрите, какая у них была вера! Я уже много раз говорил вам о вере одного из праотцев - святого патриарха Авраама, который не только верил, нет, он доверял Богу в своей жизни. Такое же доверие к Богу мы видим в лице и другого праотца Ноя, который так же всеми поступками, всеми делами своей жизни свидетельствовал о доверии к Богу. Вот образ веры и доверия!

Мы иногда жалуемся на то, что нам тяжело молиться, мы жалуемся на то, что во время молитвы наш ум чаще всего рассеивается и наше сознание, как легкий парусник, гонимый ветром, носится то в одну, то в другую сторону, и нам очень тяжело подчас бывает удержать наше сознание на тех словах молитвы, которые мы произносим. А в лице одного из праотцев - пророка Даниила - мы видим образ той молитвы, которая должна совершаться каждым верующим человеком. Мы знаем, что он молился в очень непростых для себя условиях: он молился, когда молитва истинному Богу была запрещена. Царь Дарий издал особое распоряжение, запрещающее обращаться с молитвенной просьбой к кому-либо, кроме него самого, то есть, другими словами, запрещалась любая молитва к Богу, потому что богом был объявлен царь. И мы знаем из жития пророка Даниила, как он молился. Он даже не скрывал своей молитвы, он не затворял двери своего дома и не закрывал окна. Он открыто продолжал молиться, зная, что его молитва, конечно же, будет замечена всеми его недругами, и об этом будет доложено царю, и, конечно же, он может быть наказан. Что, собственно, и произошло. За невыполнение царского указа Даниил был посажен в ров со львами. Но львы не причинили ему никакого вреда! Нам, по милости Божией, никто не запрещает молиться. Нас никто не гонит, никто не сажает в ров со львами за то, что мы обращаемся к Богу. И тем не менее, братья и сестры, мы не хотим молиться, а если и молимся, то молимся нехотя, с большим трудом понуждаем себя совершить молитвенное правило. Если так относиться к молитве, то может ли она быть для нас полезной и спасительной? Конечно, нет. И поэтому не случайно сегодня вновь Святая Церковь напоминает нам о пророке Данииле, чтобы каждый из нас, всматриваясь в его образ, учился настоящей молитве. Мы знаем, что молитва не возможна еще без одного условия, и им является покаяние - покаяние искреннее, покаяние глубокое, покаяние, как мы говорим, чистосердечное. И образ такого покаяния мы видим в лице другого праотца. Имя его - пророк Давид. Как он оплакивал свой грех, когда незаконно взял в супруги Вирсавию, жену своего военачальника Урии. Обличенный пророком в тяжком грехе, царь Давид обращался к Богу словами всем нам хорошо известного покаянного псалма: "Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих". Вот образ покаяния, покаяния глубокого, искреннего и чистосердечного, покаяния, которое исправляет жизнь человека, которое преображает человека, делает его новым, делает его послушным Богу, делает его святым. И мы очень часто, казалось бы, также прибегаем к покаянию. Но зададим себе вопрос: а что меняется в нас после очередной исповеди? Преобразился ли я? Имею ли я желание действительно более не возвращаться к тем грехам, в которых я только что каялся Богу и просил Его простить меня? Чего греха таить, очень часто тут же, отойдя от аналоя, где мы видели крест и Евангелие, мы вновь обращаемся к тем же грехам, которые совершали. Вот и получается, что нет в нас настоящего покаяния - есть лишь только профанация исповеди и более ничего. А желания исправиться, желания преобразиться так, как преображался Давид в своих слезах покаяния, - к сожалению, у нас с вами всего этого нет.

Вот о чем всем нам напоминает Святая Христова Православная Церковь в этот воскресный день, который именуется "Неделей святых праотцев". О нашем долге, о тех обязанностях, которые мы, как верующие люди, должны исполнять в своей жизни, если мы действительно хотим иметь ту же непоколебимую веру, ту же надежду, ту же любовь, то же покаяние, то же стремление к исполнению заповедей Божьих. Тогда и для нас радостен будет не только приближающийся праздник Рождества Христова, но и жизнь наша наполнится совершенно иным содержанием. Дай Бог, братья и сестры, чтобы на деле, прежде всего, мы имели и веру, и надежду, и любовь, и исполнение заповедей Христовых. Аминь.

Протоиерей Валерий Захаров
29 декабря 2002 г.


Памяти мученика Виктора-странника

ученик Виктор-странник (Виктор Матвеевич Матвеев) родился 11 октября 1871 года в селе Боровичи Никондровской волости Новгородской губернии в семье солдата. Многое остается неизвестным о его жизни и до сих пор, а основанием для рассказа о нем послужили воспоминания монахини Магдалины и А.С. Нагибиной.

Ему было суждено стать сподвижником священномучеников Серафима и Феогноста. По воспоминаниям монахини Магдалины, он даже участвовал в выборе места для скита. Отец Серафим верил, что место это должен указать Сам Бог. Искать место поехали о. Серафим, Виктор, монахиня Магдалина и Александра Нагибина.

"Притомившись, к вечеру остановились близ пасеки у подножия Кызыл-Жарской горы. Наловили в Аксайской речке рыбы, перекусили и думаем, куда завтра идти. Вдруг Виктор говорит: "Серафим, Серафим, гляди-ка! - и показывает вправо на гору. - Ты видишь, Серафим, сияет, огонь Божий сияет! Пойдем, поднимемся, посмотрим". Мы с Александрой как ни смотрели, ничего видеть не могли. Темнота кругом, да и только. Отец Серафим говорит: "Да, вижу, яркий свет горит на горе".

Три дня пробыли мы у подножия горы, и каждое утро о. Серафим и Виктор ходили осматривать место, откуда с наступлением сумерек исходило это неземное сияние, и, возвращаясь, говорили между собой: "Какое дивное это место! Как там радостно! Какая там святость, красота какая, какая благодать!" И на месте том, как Богом указанном, иеромонахи Серафим, Феогност и монах Ираклий начали строить скит".

Этот человек не был монахом, но вел строгую подвижническую жизнь. Он подвизался в урочище Медео, на горе, называвшейся Горельник и находившейся напротив Мохнатой сопки. Жители города Верный знали его как странника, который много лет провел в странствиях по России. А потом, перед самой революцией, Господь привел его в Верный. Услышал он, что здесь необычайно красивы горы и пришел. Край покорил странника своей красотой и он остался. "Семиречье, - говорил он, - лучше всех мест.

И народ очень хороший в Семиречье, добрые и верующие люди".

Первоначально он остановил свой выбор на Мохнатой сопке (многие верующие до сих пор называют ее Викторовой горкой) и на самой ее вершине построил себе келью, но провел в ней только одну зиму, так как по причине глубокого снега был лишен возможности общения с другими подвижниками. Так Виктор-странник оказался на горе Горельник. Удивительно, как иногда много значат те или иные имена. Гора, на которой подвизался мученик, называлась Горельник. Это название созвучно и с горем, и с горением, ибо сердце настоящего христианина должно гореть любовью к Богу и людям и пылать ненавистью к греху. Да и пожар революции и десятилетий безбожной жизни тоже приходит на ум.

Здесь, на Горельнике, Виктор поставил себе новую келью - маленькую рубленную избушку, с простой глиняной печкой. Убранство кельи составлял стол да кровать - три горбылины, устланные соломой. Так и жил. В 1923 году на эту же гору пришел из Аксайского ущелья иеромонах Пахомий. Неподалеку находился и скит на сопке Мохнатой, где жили тогда монахини и послушницы Иверско-Серафимовского монастыря.

Жители Верного с большим почтением относились к Виктору-страннику. По воспоминаниям, каждый старался чем-то одарить его, угостить хлебом, чаем или сахаром. Денег он не любил и никогда не брал. Маленького роста, быстрый и сухощавый, без резкости в движениях и торопливости, с негустой темно-русой бородой и темными, прямыми волосами, лежащими на прямой пробор, - таков был подвижник внешне. Он всегда ходил в брезентовом плаще, зимой и летом. Правда, зимой он носил два таких плаща. Говорил он быстро, чуть надтреснутым голосом. Он никогда не мылся, лишь изредка протирался керосином, но от него не было никакого неприятного запаха, а всегда пахло елками.

На Горельнике жил огромный медведь. Иногда он спускался с горы и садился неподалеку от кельи Виктора. Но подвижника никогда не трогал, и когда тот говорил ему: "Иди, мишка!", медведь вставал и уходил прочь."

Мы много странствовали в то время по горам: отец Пахомий, Виктор, я и Саня Нагибина, - вспоминала монахиня Магдалина. - От самого Каскелена до Тургеня пешком по горам ходили. Через горные реки отец Пахомий нас переправлял. Он сильный был, крепкий. Встанет посреди реки и нас, и Виктора перекинет с берега на берег. А бывало, сидит Виктор в своей келье, потом встрепенется, побежит к отцу Пахомию:

"Пахомий, Пахомий, бери скорее чайник, бегим туда-а-а, далеко по щеле в горы, там есть святое место, там чайку попьем. Там святое место! Там - Ангелы! Там Ангелы, а мы чайку согреем и попьем!"

С отцом Пахомием они много странствовали. Куда бы ни шел Виктор, все с Пахомием. Как надо им - чайник в руки, сухари с собой и пошли, это были два наших странника по горам. Отец Пахомий молился много. Виктор тоже был сильный молитвенник. Но как и когда он молился, я не знаю. Иногда он по неделе жил на Медео в скиту, в Саниной келье, а Саня ко мне переходила. Он там чаек пил и ночевал. На нас ворчал: "Вот, истинно, вы же бестолковые! И чай заваривать не умеете. Чай заваривать надо уметь, как!"

Я встану ночью, в окно посмотрю: что там Виктор делает? Смотрю - бегает. У нас площадка была от кельи до кельи - бегает по площадке. Чего он бегает? Может, молится? Бог знает".

А. Нагибина вспоминает: "О своей жизни до прихода в Верный Виктор рассказывал мало. Но одно событие, круто повернувшее его жизнь, часто вспоминал. В юности он был болен настолько, что без посторонней помощи не мог ходить. И он, больной и скорченный, был привезен своей матерью к отцу Иоанну Кронштадтскому. Батюшка, помолившись, исцелил его и благословил на странничество, заповедав питаться хлебом, сахаром и чаем. Виктор распрощался с матерью и ушел странствовать.
О сокровенной жизни его внутреннего человека мы знаем мало. Но не могли не чувствовать, что за внешним его чудачеством и юродством кроется самоотверженный подвиг, за неназойливым ворчанием - любовь к нам, как к детям немощным и неискусным, за видимой общительностью - великая тайна созерцания невидимого мира.
Это было в конце 20-х годов, летом. Мы с инокиней Мариамной ходили по горам. Пришли на Горельник в келью к Виктору. Неподалеку под горой была яма, в которой он молился. Был поздний вечер, Виктор из кельи ушел, мы с Мариамной стали готовиться ко сну. Не помню зачем, я вышла из кельи и пошла в сторону ямы. И вдруг вижу - Виктор стоит на коленях в воздухе, примерно в метре от земли и еще в 1,5 метрах от дна ямы и молится с воздетыми к небу руками. Я была потрясена, мне стало страшно не потому, что он стоял на воздухе - я читала жития святых и знала о такой молитве - а потому, что своим приходом мы мешаем ему молиться, нарушаем его тишину. И тихо, тихо, чтобы веточка не хрустнула, я попятилась назад, а, зайдя за гору, побежала что есть сил к Мариамне.

Рассказала о том, что видела, и мы ушли, оставив его.

В конце 20-х и в 30-е годы церковная жизнь в Алма-Ате терпела особые потрясения. В городе происходили поголовные аресты духовенства, монашествующих, и просто православного люда. В горах - облавы на пустынников. Закрывались, осквернялись и разрушались православные храмы. Процветало обновленчество, служители которого устраивали смуты, соблазняли народ, захватывали храмы города. В горах монахи жить уже не могли. Те, кто не был арестован, спустились в город. Отец Пахомий тоже покинул свою келью. За ним велась слежка, и он ходил из дома в дом, избегая ареста. Лишь Виктор оставался на Горельнике, но жил тихо, втайне от чужих. Он по-прежнему приходил к сестрам в Никольскую церковь и в его поведении не было особых перемен. Он по-прежнему ворчал, по-прежнему чудил:

  • Ох, сестры, какое интересное время наступило! Смотри что делается?! Теперь, сестры, надо жить!
  • Виктор, ну как жить? Такая жизнь невозможная! Церкви начали прижимать, батюшек ссылают.
  • Нет, сейчас надо жить, надо смотреть, как это происходит! Сейчас самая интересная жизнь пошла!
  • Ну что интересного? Один страх и всех боишься.
  • Вот и интересно как. А ты, Феодора, шевели мозгами-то, шевели".

Анастасия Нагибина свидетельствует: "В 1935 году монашескую общину поселка Талгар стали посещать два паренька. Они назвались Петром и Павлом и выразили желание совместно с монахами вести подвижническую жизнь ради угождения Богу и спасения души. Отец Пахомий и отец Макарий простодушно поверили им, стали брать их в свои путешествия по горам, вместе молились, вели духовные беседы. Петр и Павел познакомились также с о. Виктором и остальными монашествующими, узнали места их келий. Но эти "ревнители монашеского жития" оказались комсомольцами и сотрудниками ГПУ. Ими и была предана монашеская община горных скитов Тянь-Шаня". История Иуды вечна. Нельзя не отметить циничной насмешки органов, которые новых иуд назвали в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла. "Интересное время" дало свои страшные всходы. Начались аресты. Ночью в горах арестовали Виктора-странника. Шел 1935 год:

И снова говорят документы. Это материалы следственного дела, обвинявшего живших в горах монахов и монахинь в контрреволюционной деятельности. "В УНКВД КАССР поступили сведения о том, что в Алма-Атинских и Талгарских горах скрывается группа монахов, организовавшая там тайные кельи. Монахов посещают верующие из г. Алма-Аты и поселка Талгар, среди которых они ведут регулярную антисоветскую агитацию:

В первых числах сентября 1935 г. группа была ликвидирована с арестом 15 человек активных участников ее.

:Руководителем алма-атинской части группы был Матвеев Виктор Матвеевич.

Эта часть группы, обосновавшаяся в горах Аксая, развернула свою религиозную деятельность среди верующих Никольской церкви г. Алма-Аты. Пользуясь репутацией "прозорливого старца", Виктор привлекал к себе массу паломников-верующих, которые, несмотря на дальность расстояния (30 км), систематически посещали тайные кельи монахов в местечке Аксай, приносили им продукты, присутствовали на тайных богослужениях".

Сегодня эти документы приобретают иное прочтение. Удивительным и непонятным для властей было упорство верующих, которые, действительно, несмотря на грозившую им опасность ареста, на повсеместные репрессии и ссылки, продолжали гореть любовью к Богу. Чего стоит, например, эта короткая приписка, что верующих не пугает даже дальность расстояния. В официальном документе она, вроде, и не нужна, но этот факт, несомненно, поразивший ведших дело, нашел свое отражение в деле.

Виктора-странника арестовали 2 сентября 1935 г. и приговорили к пяти годам ссылки. Из тюрьмы города Алма-Аты подвижник был переведен в Караганду, оттуда в Кзыл-Орду, причем был выброшен с борта самолета по дороге к месту ссылки, которую он отбывал в поселке Орловка Чаяновского района Южно-Казахстанской области.

В декабре 1937 г. он был вновь арестован вместе с отбывавшими ссылку в этом же поселке священниками Иоанном Мироновским и Владимиром Преображенским. На вопрос следователя, какие цели Виктор преследовал в желании уйти в горы и поселиться там на жительство, подвижник ответил: "По своим религиозным убеждениям я всю жизнь бродил по разным странам, по монастырям. С 1906 года я поселился в горах Алма-Аты и безвыходно жил там до 1935 года. Когда меня выслали в пос. Орловку, я также хотел уйти в горы и жить в пещере. Цель моя - уйти ото всего мирского и жить в одиночестве, как жили монахи в древнее время".

"УГБ НКВД Чаяновского района вскрыта группа церковников, являющаяся филиалом вскрытой и ликвидированной контрреволюционной организации церковников Южно-Казахстанского ОблУНКВД.

:Вскрытая к-р группа церковников в Чаяновском районе устроила два нелегальных молитвенных дома, проводила нелегальные отправления религиозных обрядов, распространяла религиозные стихи.

На основании изложенного обвиняются:

:3) Матвеев Виктор Матвеевич в том, что, являясь участником к-р группы церковников, систематически проводил к-р работу, имеет широкую связь с духовенством и верующими, принимал меры для устройства кельи в горах. Заседанием тройки УНКВД по Южно-Казахстанской области от 30 декабря 1937 года священник Иоанн Мироновский, священник Владимир Преображенский и Виктор Матвеев приговорены к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 31 декабря 1937 года в 24 часа".

За этими сухими и страшными словами скрыта человеческая жизнь, скрыта чудовищная правда о времени, когда человека могли расстрелять за столь "страшные" преступления, как, например, устройство кельи в горах или чтение религиозных стихов, когда вера в Бога рассматривалась как основное оружие борьбы против "самого справедливого государства на земле". Как торопились они, как ждали убийцы урочного ночного часа, чтобы тайно привести приговор в исполнение. И снова пролилась кровь безвинных: Пролилась во имя Христа.

Использовались материалы книги "Крест на Красном обрыве". - М., 2002.


День памяти святого праведного

Симеона Верхотурского

18/31 декабря

вятой праведный Симеон Верхотурский родился в дворянской семье, но принял решение удалиться от мира и поселился в деревне Меркушино в окрестностях Верхотурья в Пермских пределах. Святой научился портняжному делу и стал шить шубы с вышивками, а чтобы избежать платы и излишней благодарности на земле, он оставлял работу немного неоконченной и уходил в другое место. Будучи от природы нестяжательным человеком, праведный Симеон любил подавать милостыню и творить незаметные дела добра. Летом он уходил на берег Туры и молился там Богу. Непосильный пост и подвиги быстро истощили его силы, и Симеон Верхотурский умер совсем молодым человеком в 1642 году. Его погребли близ приходской церкви без всякой славы.

Имя странного портного, оставлявшего шубы недошитыми, вскоре позабылось. Но через пятьдесят лет, в 1692 году крестьяне заметили, что из могилы поднимается гроб. Вскоре открылось, что по молитве у могилы святого люди получают исцеление и помощь. Святой Симеон совершил пеший путь из России в Сибирь, чувствуя изнеможение и сильную боль в ногах. Поэтому он помогает теперь при болезнях ног. Известно также, что от этого святого праведника многие получают исцеление от самой упорной и продолжительной глазной болезни. Большей частью угодник Божий сам является во сне больным, внушая им искать у него помощи.

Молитва святому праведному Симеону Верхотурскому

О святый и праведный Симеоне, чистою душею твоею в небесных обителех в лице святых водворяяйся, на земли же телом твоим нетленно почиваяй! По данной ти благодати Господа молитися о нас, милостивно призри на нас многогрешных, аще и недостойне, обаче с верою и упованием ко святым и цельбоносным мощем твоим притекающих, и испроси нам от Бога прощение согрешений наших, в няже впадаем множицею во вся дни жития нашего и якоже прежде овым убо от очныя зельныя болезни ни мало зрети могущим исцеление очес, овым же близ смерти бывшим от лютых недугов врачевание, и иным иная многая преславная благодеяния даровал еси; сице избави и нас от недугов душевных и телесных и от всякия скорби и печали, и вся благая к настоящему житию нашему и к вечному спасению благопотребная нам от Господа испроси, да тако твоим предстательством и молитвами стяжавше вся нам полезная, аще и недостойнии, благодарне восхваляюще тя, прославим Бога, дивнаго во святых Своих, Отца и Сына и Святаго Духа и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Ко дню памяти праведного
Иоанна Кронштадтского

20 декабря/2 января

Иоанн Крондштадтский
Иоанн Крондштадтский

Прощение греха

хочу здесь обратить внимание ваше, братия и сестры, на величие и торжество милосердия Божия относительно нас, кающихся грешников, - и на окамененное нечувствие многими грешниками этого дивнаго милосердия Божия, теми грешниками, от них же первый - я, которые продолжают и после исповеди и причащения тела и крови Христовой творить те же, а иногда еще и - горшие грехи. Велико и непостижимо, необъятно милосердие Божие к кающимся грешникам. Чтобы яснее видеть нам всю необъятность этого милосердия, помыслим, что такое грех? - Грех есть мятеж, возстание твари против Творца, непокорность Творцу, измена Ему, восхищение себе божеской почести, или - самообожание; будете яко бози, - шептал змий в уши Еве, - как и ныне шепчет грешнику, - извращение своей природы вольное, безумие, безобразная нелепость, произвольное испадение от благости в злобу, от истины - в неправду; от простоты - в лукавство; от света - во тьму; от силы - в немощь; от пространства - в тесноту; от мира - в смятение; от жизни - в смерть; грех есть отвратительная скверна, богомерзкая прелесть, душетленный яд. Грех породил все бедствия в мире и все болезни,: - глады, губительства, или повальныя болезни, войны, пожары, землетрясения и смерть временную и вечную. Грех высочайшаго ангела сделал диаволом, денницу - сатаною, и всех возмутившихся против Бога духов, которые были ангелами света и красоты неописанной - мрачными и отвратительнейшими демонами. Грех произвел и производит ужасное зло, ужасныя бедствия, ужасные перевороты в мире, в роде человеческом; из-за греха вся природа бывает в смятении. Нельзя описать, нельзя достаточно оплакать, - слез целаго рода человеческаго не достанет для оплакивания - страшных последствий греха в мире. Если бы милосердие Сына Божия, по благоволению Бога Отца и ходатайству Духа Святаго, - не взыскало погибающих грешников, что было бы со всеми нами, со всеми людьми? - И подумать ужасно, не только испытать хотя на минуту, хотя на секунду ту беду, то мучение, которое постигло бы отверженных грешников: их на веки поглотило бы страшное, вечно клокочущее, неугасимое пламя ада. Но Сын человеческий, Сын Божий пришел взыскать и спасти погибшаго. И вот, мы с вами взысканы и - спасаемся: нам отверсты двери милосердия. Приходи каждый с своею удрученною грехами душею к служителю Божию; кайся искренно, сокрушайся сердечно о грехах, омерзи их, возненавидь их от всей души, - чего они и достойны, имей твердое намерение исправления, веруй во Христа, Агнца Божия, вземлющаго грехи мира: и ты услышишь вожделенный глас Господа: чадо, прощаются тебе грехи твои. А вместе с прощением грехов ты избавишься и от осуждения за грехи и от вечной муки, уготованной грешникам нераскаянным, только "отсель ктому не согрешай".

о с благодарностию ли мы пользуемся такою величайшею милостию Божиею? Исправляемся ли мы, делаемся ли день ото дня или год от году лучшими? Стремимся ли к совершенству, как заповедует нам Господь: будьте вы совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный? Стараемся ли видеть грех во всей его безобразной наготе; снимаем ли с него личину, которою он старается прикрывать себя всегда, чтобы не испугать и не оттолкнуть нас от себя? - Нет, братия, - к стыду нашему мы должны сознаться, что злоупотребляем изо дня в день милосердием Бога нашего и после покаяния снова прилагаем грехи ко грехам, - не внимаем, како опасно ходим; без опасения не редко идем на встречу греху и не редко впадаем еще в более тяжкие грехи. Где же у нас разум? Где вера наша? Где покаяние наше? Все будто прахом пошло. Так сатана смеется над нами и рукоплещет нам. Но ведь придет же когда-нибудь конец нашему вероломству, и - мы, столько раз искусивши милосердие Божие, испытаем, наконец, и грозное правосудие Его. Невозможно, - говорит святый апостол Павел, - однажды просвещенных, и вкусивших дара небеснаго, и соделавшихся причастниками Духа Святаго, и вкусивших благаго глагола Божия и сил будущаго века, - и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему: Земля, производящая терния и волчцы - негодна и близка к проклятию, котораго конец - сожжение:

так, братия мои, воспользуемся безмерным милосердием Божиим ко спасению своему и убоимся злоупотреблять им, чтобы на веки не погибнуть. Аминь.

 

 

Слово на Рождество Христово

Слово плоть бысть (Иоан. 1,14)

лово стало плотию, т.е. Сын Божий, собезначальный Богу Отцу и Духу Святому, соделался человеком, воплотившись от Духа Святаго и Марии Девы. Дивное, ужасное и спасительное таинство! Безначальный - принял начало по человечеству, безтелесный - стал плотоносцем, Бог - человеком, не перестав быть Богом: неприступный, Котораго трепещут Серафимы и Херувимы, лица закрывающие, - для всех доступным в рабием зраке. Отчего и для чего же такое снисхождение Творца к преступным Своим тварям, - к человечеству, которое по своей воле отпало от Бога, своего Творца? По величайшему, неизглаголанному милосердию Владыки к Своему созданию, Который не мог видеть весь род человеческий, Им созданный, наделенный дивными дарами, - порабощенным диаволу и навеки обреченным на страдания и муку. И Слово стало плотию!... Для того, чтобы нас земных сделать небесными, грешных - святыми; чтобы от тления возвести к нетлению; от земли на небо; от рабства греху и диаволу - в славную свободу чад Божиих; от смерти - к безсмертию, чтобы нас сделать сынами Божиими и спосадить на престол, как царских детей.

О, безмерное благоутробие Божие! О, неизреченная премудрость Божия! О, чудо, ужасающее ум не только человеческий, но и ангельский!

Воздадим славу Богу! С пришествием на землю Сына Божия во плоти, по принесении Им Себя Самого в жертву за грешный род человеческий, вместо проклятия, которое изречено было в начале Богом, - людям верующим даруется благословение Отца Небеснаго; они получают усыновление и обетование вечнаго наследия жизни; сиротствующему по причине греха человечеству снова возвращается Отец Небесный чрез таинство возрождения, т.е. чрез крещение и покаяние. Люди избавляются от мучительнейшей смертоносной державы диавола, от терзаний греха и всяких страданий; человеческое существо - обожается ради безмернаго милосердия Сына Божия, и ему семьдесят крат седмерицею отпускаются грехи; грешники - помилованы, нечистые - очищаются, оскверненные - освящаются, немощные - исцеляются, обезчещенным даруется безмерная честь и слава; омраченные просвещены божественным светом благодати и разума; уму человеческому дан разум Божий - ум Христов имамы, - говорит св. апостол Павел; человеческому сердцу - сердце Христово; тленное - обезсмертствовано, нагое и израненное грехом и страстями - украшено божественною славою; гладное и жаждущее - насыщено и утолено питающим и укрепляющим душу словом Божиим и пречистым телом и божественною кровию Христовою; безутешные - утешены, насильствованные от диавола избавлены и избавляются.
Что же от нас, братия, требуется, чтобы воспользоваться всею благодатию, принесенною нам свыше на землю Сыном Божиим? Нужна, во-первых, вера в Сына Божия, в Евангелие или в спасительное небесное учение; истинное покаяние во грехах и исправление жизни и сердца; общение в молитвах и таинствах; знание и исполнение заповедей Христовых. Нужны добродетели: христианское смирение, милостыня, воздержание, чистота и непорочность, простота и незлобие сердца.

Принесем эти добродетели, брат и сестра, в дар Родившемуся ради нашего спасения, - вместо злата, ливана и смирны, которые принесли Ему волхвы, как Царю, как Богу и как Человеку, пришедшему на смерть за нас. Это будет приятнейшая от нас жертва Богу и Младенцу Иисусу Христу. Аминь.

Печатается по: Солнце правды. О жизни и учении Господа нашего Иисуса Христа.
Избранныя проповеди о. протоиерея И.И. Сергиева (Кронштадтскаго)//
Репринтное вопроизведение с издания 1902 г. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1991.


СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

Свято-Никольскому собору - 95 лет!

Как современно звучит одна из последних проповедей епископа Льва. Индифферентное отношение верующих к вопросам Церкви и христианства, незнание Священного Писания, увлечение чуждыми Православию кумирами и культурами - все это так актуально для нашего времени: "В нынешний день установлено празднование в честь святых апостолов Петра и Павла. Мы в настоящее время забыли про них, про этих героев духа. Мы увлеклись другими героями - героями современности: героями воздухоплавания, героями цирка, театра, музыки. Героями Льва Толстого и Максима Горького. Знаем их отлично, рассуждаем, разбираем их. Увлечены чтением Карла Маркса, Энгельса, Ленина, - цитируем их, а героев духа забыли".

3 апреля 1930 г. на Алма-Атинскую кафедру был назначен епископ Герман (Вейнберг). Он родился 8 октября 1885 г. в дворянской семье. Епископ Герман окончил Петербургский университет и в 1916 г. Петербургскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. 24 ноября 1913 г., еще будучи в Академии, он был пострижен в монашество и рукоположен в сан иеродиакона. 30 апреля 1914 г. посвящен во иеромонахи. В 1916-1917 гг. был преподавателем Житомирского училища пастырства о. Иоанна Кронштадтского. 19 октября 1926 г. хиротонисан во епископа Масальского, викария Калужской епархии. С 23 октября 1926 г. был епископом Бугульминским.

Епископ Герман получил прекрасное образование, был одарен незаурядными научными способностями и, уже будучи архиереем, проявлял особый интерес к астрономии. Имея тонкий душевный склад и ангельское терпение, он был в то же время весьма нетерпим к компромиссам и бесстрашно защищал Православие. С церковной кафедры он произносил горячие и решительные проповеди, обличающие в первую очередь обновленческий раскол и его приверженцев. Он словом врачевал одну из самых страшных зараз, серьезно угрожавших в то время Русской Православной Церкви.

Посеянные в 1923 г. семена обновленчества к 1930 г. дали обильные всходы как в самой Алма-Ате, так и по всей епархии. Владыка Герман старался удержать свою паству в духе истины, терпеливо увещевал и возвращал заблудших. Не оставляя без внимания ни одного прихода, он старался назначать по возможности новых священников, стоявших на высоте своего призвания. Епископ Герман рассылал на приходы архипастырские послания, вел обширную переписку как со светскими лицами, так и с представителями Церкви, преследуя одну и ту же цель - укреплять традиции Православной Церкви, вести активную борьбу с безбожием и многочисленными ересями. Именно для поддержания духа верующих он начал сбор сведений о находящихся в местности близ Алма-Аты мощах апостола и евангелиста Матфея с целью прославления этой местности. Смелость епископа проявляла себя и в том, что он привлекал к исследовательской работе по этому вопросу "отверженных", "врагов народа" - профессуру и образованное духовенство, отбывавшее ссылку в Алма-Ате. Не отворачивался он и от ссыльных священников, которые по его благословению приходили причащаться на Божественную Литургию в полном облачении, открыто исповедуя свою веру. Как величественны и торжественны, должно быть, были эти богослужения, когда алтарь Свято-Никольского собора был буквально переполнен духовенством - от диаконов до архиереев.

По воспоминаниям современников, владыка Герман был слаб здоровьем. Здесь сказывался не только его подвижнический образ жизни и многолетний пост, но и текущие политические события и внутрицерковные нестроения, которые изнуряли его до последней степени. Кроме того, не иссякающей рекой шли к нему духовные лица и миряне, целыми семьями и в одиночку, открыто или тайком, стараясь получить от Владыки совет и поддержку. Всех он принимал, всех благословлял, утешал, помогал. Сколько скорбей и печалей ежедневно принимал на свои плечи Владыка! К тому же не стоит забывать и о постоянной опасности, которая грозила самому епископу Герману. У него сдавали нервы: каждый день ждать ареста - это тяжкое бремя. Владыка признавался, что, засыпая, положив голову на подушку, он слышит разговоры о своем аресте.

Продолжение следует:


АПОЛОГЕТИКА

"...Восстанут лжехристы и лжепророки:"

Если у человека страстного, слабоверного, духовно неопытного или даже некрещеного возникает какое-либо сверхъестественное дарование, то оно гибельно для него. Потому что оно может укрепить в нем гордость, тщеславие, самомнение, - что есть духовная смерть.

По мнению святителя Игнатия Брянчанинова, "истинные праведники не только не желают быть чудотворцами, но и, когда дается им дар чудотворения, отказываются от него. Они не только не хотят этого пред очами человеков, но и в себе, втайне сердец своих. Некоторый из святых отцов, по причине чистоты своей, получил по благодати Божией дар провидеть приходивших к нему; но он просил у Бога, умолив и друзей своих молиться о том же, чтобы этот дар был взят у него. Если некоторые из святых приняли дар, то приняли по требованию нужды или по причине простоты своей; другие приняли по указанию Божественного Духа, действовавшего в них, а отнюдь не случайно, без причины:"

Поэтому не торопитесь радоваться, если у вас появилась та или иная экстрасенсивная способность. Не бросайтесь сломя голову в целительство, в предсказательство. Даже если эти дарования возникли у вас в силу ваших естественных способностей, не увлекайтесь ими, будьте осторожны, помня, что "противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою" [I Петр. 5,8]. Любое сверхъестественное энергетическое воздействие не остается незамеченным в мире духовном, а привлекает к "автору" его пристальное внимание нечистых духов, которые с этого момента всячески пытаются подчинить его своему влиянию. И для человека, не знакомого с духовным миром, страстного и не защищенного верой, это бывает гибельно. Поэтому лучше идти изведанным царским путем святых отцов - путем смирения, терпения, любви, поста, молитвы. Ибо только тот может получить благодать духоносных дарований и ими служить людям, кто откажется ради Христа от себя, своей самости, от естественных и бесовских "талантов", разжигающих эту самость, и будет искать Христа на церковном пути покаяния и молитвы.
Вряд ли эта статья побудит экстрасенсов оставить свое занятие и не идти на верную погибель. Слишком велик соблазн. "Ты избранный, ты не как все, на тебя возложена миссия помощи и спасения страждущего человечества. Иди, трудись, такова твоя высшая задача", - нашептывает лукавый бес, льстя нашему самомнению. И забываем, что "тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь" [Мф. 7,14], что путь этот - смирение и крест борьбы со страстями. Путь, где не ждут дарований и не хотят их, а только ищут Бога и воли Его.

Священник Родион
Печатается по: "Собеседник православных христиан". - 1992. - №2.
ОКОНЧАНИЕ. Нначало см. в №
30(186), 31(187), 32(188), 34(190).


Месяцеслов


Понедельник 29 декабря - Седмица 29-я по Пятидесятнице. Прор. Аггея. Сщмч. Аркадия, еп. Бежецкого. Мч. Марина. Блж. царицы Феофании.
Вторник 30 декабря - Прор. Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила. Сщмчч. Александра и Николая пресвв. Сщмчч. Петра и Иоанна пресвв. Прп. Даниила исп.
Среда 31 декабря - Мч. Севастиана. Мч. Виктора. Сщмчч. Фаддея, архиеп. Тверского, Николая, архиеп. Великоустюжского. Свт. Модеста, архиеп. Иерусалимского. Прав. Симеона Верхотурского.
Четверг 1 января - Мч. Вонифатия. Прп. Илии Муромца, Печерского. Мчч. Илии, Прова, Ариса, Полиевкта, Тимофея диак. Свт. Вонифатия Милостивого, еп. Ферентийского.
Пятница 2 января - Предпразднство Рождества Христова. Сщмч. Игнатия Богоносца. Прав. Иоанна Кронштадтского. Прп. Игнатия, архим. Печерского. Икон Божией Матери Новодворской и Леньковской(Новгород-Северской), именуемой "Спасительница утопающих".
Суббота 3 января - Суббота пред Рождеством Христовым. Мц. Иулиании и иже с ней. Свт. Петра, митр. Московского. Сщмч. Михаила пресв. Мч. Фемистоклея.
Воскресенье 4 января - Неделя 29-я по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым, святых отец. Вмц. Анастасии Узорешительницы. Сщмчч. Димитрия и Феодора пресвв. Мчч. Хрисогона, Феодотии, Евода, Евтихиана и иных.

версия для печати

Рассылка на новости сайта

Читателю предлагается три варианта:
1. Просмотр RSS-новостей сайта на Христианство.ру (для этого кликните на кнопке RSS и читайте страницу новостей)
2. Подписка через RSS, не требующая указания Е-мейл Для этого кликните на кнопке RSS и далее на кнопке "подписаться".
3. Если на странице RSS кнопка "подписаться" отсутствует, это означает, что Ваш браузер не поддерживает RSS Тогда подпишитесь на новости, введя свой Е-мейл ниже.
Рассылка еженедельная, объем не более 10 Кбайт.
Email:


Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет
Rambler's Top100

© Свято-Никольский собор, 2000 - 2010
При использовании материалов ссылка на "Никольский Благовест" с указанием URL
(http://www.nikolay.orthodoxy.ru http://www.nikolski.kz, http://nikolski-sobor.narod.ru) обязательна!

 

Сайт управляется системой uCoz