По благословению Мефодия, Митрополита Астанайского и Алматинского
35 (295), 2006 г.
2000 год | 2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год
номера за все годы - щелкните на нужный год от РХ

"Никольский Благовест" содержит проповеди, сведения о всех православных праздниках, традициях, о православном богослужении, сведения об инославии, апологетику, месяцеслов на каждый день и многое другое.

Слово пастыря. Неделя о мытаре и фарисее. Сретение Господне. Святитель Николай Японский. Собор святых Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Памяти Иоанна Крестьянкина. Месяцеслов.

Неделя о мытаре и фарисее
СЛОВО ПАСТЫРЯ

о имя Отца и Сына и Святого Духа!

Продолжая готовить нас к вступлению в Великий пост, Святая Церковь сегодня предложила нашему вниманию притчу Христа Спасителя о мытаре и фарисее. В этой притче Господь говорит о том, что в храм пришли помолиться два человека: один был фарисей, а второй мытарь. Фарисей, пройдя в центр храма, возносил Богу молитву: "Благодарю Тебя, Боже, что я не такой, как прочие люди, не таков, как тот мытарь". А мытарь, даже не стремясь пройти в храм, но стоя при входе и опустив очи долу, говорил Богу следующие слова: "Боже, будь милостив ко мне грешному". Заканчивая притчу, Господь говорит, что мытарь вышел из храма, более оправданным, нежели фарисей.

Многим из нас может показаться странным, почему мытарь был, более оправдан Богом, чем фарисей? Ведь внешне фарисей выглядит более благополучным. В своей молитве он благодарит Бога за то, что он дважды постится в неделю и отдает десятую часть от своего имения неимущим. Я хочу обратить ваше внимание на то, что закон Моисея предписывал совершать пост благочестивому иудею единожды в неделю, а фарисей приумножает пост. Мы не знаем, какой жизнью жил мытарь, мы можем только догадываться, что его жизнь была не очень благочестивой. Трудно предположить, сколько он постился, раздавал ли он десятую часть оттого, что имел, а имел он немало, потому что был сборщиком налогов. Как и все сборщики налогов, он, пользуясь своим положением, наверняка брал больше, чем полагалось. Из-за этого мытарей  и не любили люди. Их не любили еще и потому, что мытари работали на оккупантов. Римляне были оккупантами в Иудее, и тех, кто работал на римлян, иудеи ненавидели. Из выше сказанного можно с уверенностью предположить, что этот человек был, призираем людьми. Тем не менее, Господь говорит, что он ушел, более оправданным, чем фарисей. В чем здесь дело? Почему суд Божий противоположен суду человеческому?
Посмотрите, как молятся эти два человека. Сколько тщеславия, превозношения, самодовольства и гордости в словах фарисея. За это превозношение Господь и не принимает его молитву. А как молится мытарь? Он знает, что он человек грешный, что его все презирают и не любят. И сознавая свою вину перед Богом и людьми, не смея взирать на Небо, он просил милости у Бога. Казалось бы, так коротко он обращается к Богу: "Боже, будь милостив ко мне грешному", но, сколько смысла скрывается за этими словами. Я знаю, как бы
говорит он, что я человек грешный, но я не могу без тебя, Господи.

У преподобного Исаака Сирина есть замечательные слова: "Лучше грешить и сознавать себя грешным, нежели не грешить и сознавать себя праведником". Конечно, нельзя понимать эти слова как повод к тому, чтобы мы стали грешить. Апостол Иоанн Богослов учит: "Тот, кто без греха, тот лжец и обманщик" (см. 1 Ин. 1,8). Каждый человек согрешает вольно или невольно, делом, словом и помышлением. Но, к сожалению, далеко не каждый человек осознает свой грех, видит его. Очень часто и мы с вами стараемся не замечать своих грехов и порой, оправдывая себя, говорим: если мы и согрешаем, то так, по мелочам, совершаем те грехи, которые свойственны каждому живущему на земле человеку. И вывод, который из этого следует: раз мы не совершаем больших грехов, то, значит, мы праведники - два раза в неделю постимся, свечки Богу ставим, копеечки в церковную кружку кладем, в общем, закон церковный исполняем. В результате каяться нам не в чем, и когда приходим на исповедь, думаем, что же батюшке сказать? Такое состояние у большинства из нас. Или просто постоял, отмолчался, батюшка пусть там что-то говорит. Получается, что мы все, хотим мы того или не хотим, уподобляемся фарисею. И это фарисейство ведет нас не к Богу, а в противоположную сторону.

Но  посмотрите, как жили святые отцы? Как они сами о себе говорили? Вспомним преподобного Сисоя. Когда он уже умирал, и братия пришла к нему в келью, чтобы прочитать канон на исход души, они обратили внимание на то, что лицо Сисоя светилось как солнце. Сам же Сисой, бия себя в грудь, говорил: "Боже, я еще и не начинал каяться". Или преподобный Серафим Саровский. Мы знаем, что он молился на камне в течение тысячи дней и ночей и когда к нему приходил лукавый помысел во время молитвы, он молился словами мытаря "Боже, будь милостив ко мне грешному". Возьмем ветхозаветный пример. Когда пророк Исайя однажды увидел Бога, то сам о себе сказал: "Господи, я человек грешный, ибо руки мои совершают плохие деяния" (см. Ис. 6,5). А апостол Петр, увидев воскресшего Христа, явившемуся ему на берегу Генисаретского озера, говорит: "Отойди от меня, Господи, ибо я человек грешный" (см. Лк. 5,8). Вот так говорили о себе святые отцы, а мы, пребывая в грехе, думаем о том, что все мы праведники.

Не случайно об этом напоминает нам Святая Церковь  в канун святого Великого поста. Напоминает для того, чтобы наше покаяние, которое все мы должны принести, если хотим наследовать жизнь вечную, было для нас благоприятно и спасительно. Дай Бог, чтобы эти образы, которые нам были сегодня предложены, были поучительны для нас. У фарисея мы должны научиться исполнять заповеди Божии, ведь он не только их исполнял, но даже приумножал. Но, исполняя закон, не надо кичиться и превозноситься, полагая, что мы все уже исполнили, говоря: "Я тебе, Господи, здесь свечечку поставлю, а ты мне там теплое местечко приготовь в Царстве Небесном". Не для  того мы свечку ставим здесь, чтобы заработать теплое место в Царстве Небесном, а для того, чтобы засвидетельствовать свою любовь к Богу, свою преданность Ему, наше желание постоянно пребывать с Ним. Если этого мы здесь не приобретем - любви, стремления к Богу, то всего этого мы не сможем найти и там. А потому для праведников Царство Небесное будет вечным раем, а для грешников это же Царство Небесное будет вечным адом. И об этом всем нам сегодня еще раз напоминает Святая Христа Церковь. Чтобы каждый из нас помнил о своем высоком христианском предназначении, что все мы спасаемся не делами закона, не потому, что мы постимся, приходим в храм на богослужение, ставим свечи, но спасаемся мы любовью и благодатию Божией. Если бы не эта любовь Божия к каждому из нас, то никто бы не мог спастись. Это мы должны осознать и потому не гордиться и  тщеславиться, а со смирением надеться на то, что Господь и нам с вами подаст Свою Божественную благодать. Конечно, нелегко бороться со своей гордостью, и даже святые отцы с трудом побеждали в себе эти страсти. Зная все эти трудности, будем с еще большим терпением и смирением просить Бога, чтобы он подал всем Свою спасающую благодать. Аминь.

Протоиерей Валерий Захаров
20 февраля 2005 г.

Сретение Господне

Сретение Господне

о имя Отца и Сына и Святого Духа!

Славянское слово "сретение" в переводе на современный русский язык означает "встреча". Сегодня в Иерусалимском храме произошла встреча Бога с человеком. Можно сказать, что произошла и встреча человека с Богом. Но не все человечество, к сожалению, было готово к этой встрече, только два человека из всех ветхозаветных людей сподобились этой встречи со Спасителем. Ими были святой праведный Симеон Богоприимец и Анна Пророчица.

О праведном Симеоне нам известно, что он был одним из переводчиков Священного Писания. Когда египетский царь Птоломей решил в Александрии создать библиотеку, у него появилось желание перевести с еврейского на греческий язык и Священное Писание. Для этого он обратился с просьбой к первосвященнику, чтобы были назначены переводчики священного текста. Из всего израильского народа было избрано 70 переводчиков, в числе которых и был Симеон Богоприимец. Те, кто немного знаком с историей, знают, что египетский царь Птоломей жил примерно за 300 лет до Рождества Христова, а значит за 300 лет до Христа жил и святой Симеон. Но почему именно он из всех переводчиков Писания сподобился дожить до Рождества Мессии? И не только дожить, но и встречать Его в Иерусалимском храме? Священная история свидетельствует о том, что Симеону для перевода достался текст пророка Исайи. Мы знаем, что этого пророка именуют ветхозаветным евангелистом, потому что в своих пророчествах он свидетельствовал о пришествии в  мир Христа. И он не просто говорил о том, что надлежит прийти в мир Мессии, но свидетельствовал о крестных страданиях и смерти Спасителя. Этому же пророку принадлежит пророчество о том, что Мессия родится от Девы: "Се Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему Эммануил" (Ис. 7,9). И когда Симеон дошел до этого текста Священного Писания, то его разум воспротивился этим словам. По - человечески, а он именно так понимал эти слова, он не мог согласиться с тем, что Дева может родить. Родить может только женщина, и поэтому он так и написал в своем переводе "Жена во чреве приимет и родит Сына". И как только он написал слово "жена" явился Ангел Господень, который, взяв его за руку, повелел исправить это слово и возвратиться к первоначальному тексту. Ангел также сказал Симеону, что он будет свидетелем этого величайшего чуда, которое невозможно понять человеческим разумом. И когда Симеон, объятый Духом Святым, пришел в Иерусалимский храм, ему было уже 355 лет. Это был ветхий денми старец, но он жил верой и надеждой на встречу со Спасителем. И там он произнес слова, которые все мы хорошо теперь знаем: "Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром". Эти слова старец произносит, когда принимает в свои трепетные от волнения руки Самого Христа Спасителя.

Действительно, в 40-й день после рождения младенца Христа, Дева Мария и праведный Иосиф приходят в Иерусалимский храм для того, чтобы исполнить Закон Божий. Но что же это был за закон, который исполняют и Дева Мария и младенец Христос? Из Священного Писания мы знаем, что некогда народ Израиля находился в Египте. Моисею Господь у Синайской горы явился в кусте неопалимой купины и повелел вывести  свой народ из Египта, и вести его в землю обетованную. Господь не говорит Моисею, что это будет за страна, он повелеваем ему вести туда народ. И Моисей, придя к египетскому фараону, возвестил ему волю Бога. Но для фараона, который был язычником, воля Бога Моисея ничего не значила. И он не согласился отпустить израильский народ.  И тогда Господь через Моисея возвестил фараону, что на Египет буду посылаться казни, если он не отпустит израильский народ, и мы знаем, что было 10 казней. И самая страшная была последняя казнь, когда по воле Божией все первенцы мужского пола погибли в Египте. Но те жилища, где жили иудеи, были помечены кровью агнца и ангел смерти, пройдя ночью, не тронул младенцев в этих домах. Стон и плач распростерлись над Египтом. Погиб первенец и у самого фараона. И когда фараон узнал об этом, он отпустил израильский народ. Вышел народ из Египта и пошел в землю обетованную. Но по дороге в святую землю народу был дан Богом Закон, который повелевал в память об исходе из Египта и о тех жертвах, которые были принесены  ради этого исхода, чтобы все первенцы народа Израильского впредь приносились в дар Богу. Но Господь, знающий слабости человеческие, повелевает в случае невозможности принести в дар первенца, принести Богу в дар ягненка, а если человек беден, принести в жертву две птицы. Мы знаем, что Дева Мария и Иосиф были небогатыми людьми. Праведный Иосиф был плотником, который зарабатывал на хлеб своими руками. И поэтому Дева Мария вместе с младенцем Иисусом приносит в храм двух горлиц. Здесь в храме находилась и Анна Пророчица. Это также была глубокая старица-женщина, которая много лет жила в Иерусалимском храме. Она, как и праведный Симеон, была праведна и свята в своей жизни, и ее Господь также сподобил быть участницей этой встречи с Младенцем Христом. Конечно, можно предположить, что в этот день в храме были и другие люди, но никто из них не сподобился встретить Мессию. И в этом для нас заключается весьма назидательный урок. Почему остальные люди не удостоились этой встречи? Ответ на этот  вопрос мы находим в Священном Писании. Апостол Лука, свидетельствующий о Симеоне Богоприимце, говорит, что он был праведен и благочестив. Его праведность и вера способствовали тому, что он удостоился встречи с Богом.

У каждого из нас хотя бы однажды в жизни произошла встреча с Богом. И произошла она при совершении таинства Крещения. Святая Церковь прилагает все усилия, чтобы эта встреча многократно повторялась для каждого из нас в течение жизни. Эта встреча даруется нам во время совершения молитвы, особенно когда эта молитва исходит не только из наших уст, но и истекает из глубины наших сердец.  И, конечно, особое присутствие Божие происходит при совершении церковных таинств. Что происходит, например, во время таинства Святого Причащения? Происходит реальная встреча каждого человека с Богом.

Может быть, кто-то сегодня по-доброму позавидовал праведному Симеону Богоприимцу и Анне-Пророчице, что их Господь сподобил жить в то время, когда на земле находился Христос, и даже взять на свои руки Богомладенца Христа.  А разве мы с вами обделены радостью общения с Ним? Если Симеон имел возможность только лишь на свои руки взять Богомладенца, то всяким причащающийся Тела и Крови Христовой приобщается Самого Бога. Вот что происходит в этом Таинстве. Дай Бог, чтобы мы осознавали это и с таким настроением приступали к причастию - не формально, потому что так надо делать. Так надо потому, что Господь хочет, чтобы все мы были богами по благодати. Он - Бог стал человеком, чтобы мы стали богами по благодати. Каждый из нас призван к общению с Богом, каждый должен дать свое сердце Богу. Он говорит: "Сын Мой! отдай сердце твое Мне" (Пр. 23,26). Но даем ли мы свое сердце Богу? Чаще всего нет.

Сегодняшний праздник напоминает нам о том, чтобы мы открыли свои сердца для Бога. Но есть одно условие. Какое сердце может видеть Бога? Какое сердце может быть способным к принятию Бога? Только чистое сердце. "Чистые сердцем Бога узрят",- говорится в Священном Писании (см. Мф. 5,8). Поэтому необходимо постоянно заботится о чистоте своего сердца, потому что сердце, оскверненное грехами и пороками, не способно видеть Бога и в такое сердце никогда не войдет Господь.

Но, конечно, кроме того, что все мы с вами имеем возможность встречи с Богом здесь на земле, эта встреча для каждого из нас, хотим мы этого или не хотим, произойдет тогда, когда мы оставим эту земную плачевную юдоль и перейдем в жизнь будущего века. Если кто-то из живущих на земле людей не желает этой встречи с Богом здесь, то там эта встреча произойдет обязательно. Для  того, кто избегал этой встречи здесь, там эта встреча не будет радостной. Она станет для него мучением и страданием, оттого, что он будет обречен на эту встречу с Богом. Чтобы нам не страдать там, научимся этой встрече здесь на земле. И дай Бог, чтобы эти встречи происходили у нас здесь как можно чаще! Дай Бог, чтобы однажды, встретив Бога в таинстве Святого Причащения, мы  никогда более не расставались с ним не только в земной, но в вечной жизни. Аминь.

Протоиерей Валерий Захаров
15 февраля 2005 г.

3/16 февраля
Святитель Николай Японский,
равноапостольный

Святитель Николай Японский

миру Иван Дмитриевич Касаткин, родился 1 августа 1836 г. в селе Березе Смоленской губернии. Блестяще окончив Смоленскую Духовную семинарию, в 1857 г. он был принят в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Заканчивая академию, в нем обнаружилось призвание Божие - проповедовать православную веру в Японии. Подав соответствующее прошение, 24 июня 1860 г. Иоанн был пострижен в монашество с именем Николай. В июле 1860 г. иеромонах Николай выехал на место своего служения в г. Хокодате.

Сначала проповедь Евангелия в Японии казалась совершенно немыслимой. Восемь лет ушло на то, чтобы изучить страну: народ, язык, нравы и обычаи. В 1869 г. было принято решение: "Образовать для проповеди между японскими язычниками слова Божия особую Российскую Духовную Миссию", начальником который был назначен возведенный в сан архимандрита отец Николай. В 1871 г. в Японии началось гонение на христиан, и многие из них из них были подвергнуты преследованиям. В 1873 г., когда гонения несколько уменьшились, архимандрит Николай приступил к строительству в Токио церкви и а затем - духовного училища. К 1874 г. при Миссии в Токио действовали четыре училища катехизаторское, семинарское, женское и причетническое, а в Хокодате два училища - для мальчиков и девочек. Во второй половине 1877 г. Миссией стал регулярно издаваться журнал "Церковный Вестник". К 1878 г. в Японии насчитывалось 4115 христиан. Богослужение в общинах и преподавание проводилось на родном языке. Стали издаваться духовно-нравственные книги.

В 1880 г., 30 марта, в Троицком соборе Александро-Невской лавры состоялась хиротония архимандрита Николая во епископа Токийского. Святитель Николай с еще большим усердием стал продолжать свои апостольские труды. Он завершил строительство собора Воскресения Христова в Токио, а также принялся за новый перевод богослужебных книг, составил на японском языке Православный Богословский словарь.

В период русско-японской войны 1905 г. на долю святителя и его паствы выпали тяжелые испытания, но он с честью перенес их. Он помогал русским военнопленным в их тяжелых условиях. За эти подвижнические труды святой был возведен в сан архиепископа.

В 1911 г., когда исполнилось полвека миссионерской работы святителя Николая, было уже 266 общин Японской Православной Церкви, в состав которых входило 33 017 православных мирян, 1 архиепископ, 1 епископ, 35 иереев, 6 диаконов, 14 учителей пения, 116 проповедников-катехизаторов.

Сам святитель всей своей жизнью являл пример истинного духовного руководителя, всецело преданного своему служению.

3 февраля 1912 г., на 76-м году жизни, просветитель Японии архиепископ Николай мирно отошел ко Господу. 10 апреля 1970 г. святитель Николай за свои равноапостольские труды в деле просвещения японского народа был причислен к лику святых. В Японии святитель Николай почитается как великий праведник и особый молитвенник пред Господом.

http://days.pravoslavie.ru/Life/

Отошел ко Господу Печерский старец
архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
Печоры Псковские

Иоанн Крестьянкин

день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских, 5 февраля, в возрасте 95 лет отошел ко Господу старейший насельник и духовник Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, горячо всеми любимый старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Он преставился через несколько минут после принятия Святых Христовых Таин.

Отца Иоанна знают и почитают в самых разных странах мира. Словами невозможно выразить, что значил отец Иоанн для своих духовных чад и для всей Русской Православной Церкви. Последние годы, из-за возраста и болезней, он не имел возможности принимать всех жаждущих его совета. Однако письма из разных концов света продолжают приходить на адрес Псково-Печерского монастыря. Проповеди, книги отца Иоанна продолжают открывать новый, духовный мир для тысяч людей и приводить истосковавшиеся души к Богу.

Среди наиболее известных и популярный книг, составленный по его беседам и письмам можно назвать "Опыт построения исповеди", "Проповеди, размышления, поздравления", "Настольная книга для монашествующих и мирян", а также сборник "Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина)". Беседы и письма отца Иоанна переведены и изданы на иностранных языках.

11 апреля 1910 года в городе Орле в семье Михаила Дмитриевича и Елизаветы Илларионовны Крестьянкиных родился восьмой ребенок. Мальчика назвали Иоанном в честь празднуемого в этот день преподобного Иоанна Пустынника. Знаменательно, что в этот же день празднуется память преподобных Марка и Ионы Псково-Печерских. Еще в детстве Ваня прислуживал в храме, был послушником у известного своей монашеской строгостью орловского архиепископа Серафима (Остроумова). Когда Ване было два года, умер его отец Михаил Дмитриевич. Воспитанием сына занималась глубоко религиозная и благочестивая мама - Елизавета Илларионовна.

Отец Иоанн сохранил в благодарной памяти труды любви тех, кто вел, наставлял его духовно. От младенчества до юности - это орловские протоиереи: отец Николай Азбукин и отец Всеволод Ковригин. В 10 лет он испытал на себе влияние протоиерея-старца Георгия Косова из села Спас-Чекряк Орловского края, бывшего духовным чадом преподобного Амвросия Оптинского.

Первое указание о будущем монашестве отец Иоанн получил в отрочестве от двух друзей - архиереев: архиепископа Серафима (Остроумова), будущего священномученика, и епископа Николая (Никольского). Орловская старица-монахиня Вера Александровна Логинова, благословляя его на жизнь в Москву, заглянула в далекое будущее юноши Иоанна, назначив ему встречу с ней на Псковской земле.

Светлый образ орловского Христа ради юродивого Афанасия Андреевича Сайко на всю жизнь запечатлел в сознании обаяние Божьего человека, силу его духа и тепло любви к людям.

После средней школы Иван Крестьянкин окончил бухгалтерские курсы и, переехав в Москву, работал по этой специальности. 14 января 1945 года в храме на Ваганькове митрополит Николай (Ярушевич) посвятил его в сан диакона. На праздник Иерусалимской иконы Божией Матери 25 октября того же года Патриархом Алексием I диакон Иоанн был рукоположен в сан священника в Измайловском Христорождественском храме в Москве, где и остался служить.

Экзамены на курс семинарии отец Иоанн сдал экстерном, и в 1950, закончив 4 курса Московской Духовной академии, написал кандидатскую работу. Но закончить ее не удалось. В ночь с 29 на 30 апреля 1950 года за ревностное пастырское служение отец Иоанн был арестован и по приговору получил 7 лет исправительно-трудовых лагерей. Вернувшись из заключения досрочно 15 февраля 1955 года, он был назначен в псковскую епархию, а в 1957 году перемещен в Рязанскую епархию, где священствовал, в общей сложности почти 11 лет.

Молодого священника приняли под свое духовное попечение глинские старцы, и один из них, схиархимандрит Серафим (Романцов), стал его духовным отцом, и именно он принял монашеские обеты своего духовного сына, а последний оптинский старец игумен Иоанн (Соколов) узрел в приходском батюшке родного по духу человека. Отец Иоанн принял монашество 10 июня 1966 года, на праздник преподобного Сампсона Странноприимца, в городе Сухуми.

5 марта 1967 года иеромонах Иоанн поступил в Псково-Печерский монастырь. 13 апреля 1970 года был возведен в сан игумена, а 7 апреля 1973 - в сан архимандрита

Монашеству учили батюшку и монастырский устав жизни, и живые старцы, подвизавшиеся в Печерской обители: иеросхимонах Симеон (Желнин), схиархимандрит Пимен (Гавриленко), архимандрит Афиноген (Агапов), наместник архимандрит Алипий (Воронов); также последние Валаамские старцы: иеросхимонах Михаил (Питкевич), схиигумен Лука (Земсков), схимонах Николай (Монахов); жившие на покое в монастыре архиереи: епископ Феодор (Текучев) и митрополит Вениамин (Федченков).

Не случайным является отшествие ко Господу отца Иоанна именно в день памяти новомучеников и исповедников Российских, потому что сам он пострадал за веру в годы гонений, пройдя тяжелое испытание в тюремном заключении. Верим, что, присоединившись к сонму своих сподвижников, он предстанет престолу Божию с горячей молитвой о нас.

Отец Иоанн навсегда останется в памяти всех знавших его как мудрый, радостный и прозорливый священник, строгий монах, усердный постник и молитвенник, искренний послушник, как человек, щедро делившийся своим богатым жизненным опытом, согревавший своей любовью каждого, кто обращался за его советом, как достойный наследник традиций печерского старчества.

Вечная ему память!

http://www.pravoslavie.ru/

5/18 февраля
"Взыскание погибших"

незапамятных времен русский народ, свято веря во всесильную помощь Пресвятой Богородицы, усвоил Ей именование "Взыскание погибших", как последнему прибежищу, последней надежде погибающих людей.

О происхождении образа "Взыскание погибших" достоверных сведений не сохранилось. Известно несколько чудотворных икон под этим названием, через которые Матерь Божия являла Свою милость людям, уже переступившим порог гибели.

В середине XVII века в селе Бор Калужской губернии благочестивый крестьянин Федот Обухов на праздник Крещения Господня был застигнут в пути пургой. Лошади выбились из сил и остановились у непроходимого оврага. Не видя средств ко спасению, Обухов лег в сани и стал засыпать, не сознавая, что совсем замерзнет. Но в эти страшные минуты он всем своим существом воззвал к Царице Небесной о помощи и дал обещание сделать для своей приходской церкви икону "Взыскание погибших". И Она услышала его сердечную молитву: в соседнем селении один крестьянин вдруг услышал под окном чей-то голос: "Возьмите". Он вышел и увидел в санях полузамерзшего Обухова. Выздоровев, спасенный немедленно выполнил свой обет и заказал список с иконы из Георгиевской церкви города Волхова Орловской губернии. С того времени Борская икона "Взыскание погибших" прославилась многими благодатными знамениями и чудесами. Известны чудотворные образы "Взыскание погибших": из села Малижина Харьковской губернии, явленная в 1770 году, троекратно избавившая жителей от холеры; из села Красное Черниговской губернии, из Воронежа, Козлова Тамбовской губернии. В 1835 году при Московском Александровском Сиротском институте был освящен храм в честь иконы "Взыскание погибших".

Особенный интерес представляют сохранившиеся предания об иконе Божией Матери "Взыскание погибших", находящейся в храме в честь "Воскресения Словущего" в Москве. Эта икона была перенесена из храма в честь Рождества Христова в Палашевском переулке. Последний владелец ее овдовел и был на пороге полной нищеты. Усердная молитва Пресвятой Богородице спасла его от отчаяния и устроила судьбу его дочерей-сирот. Человек этот счел себя недостойным иметь в своем доме чудотворный образ и передал его в храм. В 1812 году Палашевский храм был разграблен французами. Поруганная святыня была найдена расколотой на три части среди всякого хлама. При обретении иконы совершилось множество чудесных исцелений. К этой иконе обращались невесты, выходя замуж, чтобы брак был спасительным, приходили к ней люди, погрязшие в пьянстве, погибающие в нищете, страждущие в болезнях, с молениями обращались к ней матери о погибающих детях. И всем Царица Небесная ниспосылала помощь и поддержку: "Взыщи нас, погибающих. Пресвятая Дево, не по грехом бо нашим наказуеши нас, но по человеколюбию милуеши: избави нас от ада, болезни и нужды и спаси нас" (тропарь, гл. 4).

http://days.pravoslavie.ru/Life/

1/14 февраля
Святой мученик Трифон

вятой мученик Трифон родился в одной из областей Малой Азии - Фригии, неподалеку от города Апамеи в селении Кампсада.

С юных лет Господь даровал ему силу изгнания бесов и исцеления различных болезней. Однажды жители его родного села были спасены им от голода: святой Трифон силой своей молитвы заставил уйти вредных насекомых, истреблявших хлебные злаки и опустошавших поля

Особенно прославился святой Трифон изгнанием беса из дочери римского императора Гордиана (238-244).

Помогая всем страждущим, он требовал только одной платы - веры в Иисуса Христа, благодатью Которого он исцелял их.

Когда на царский престол вступил император Декий (249-251), жестокий гонитель христиан, эпарху Акилину было донесено, что святой Трифон смело проповедует веру во Христа и многих приводит ко Крещению. Святой был схвачен и приведен на допрос, во время которого он безбоязненно исповедал свою веру. Его подвергли жестоким истязаниям, били палками, терзали тело железными крючьями, обжигали раны огнем, водили по городу, вбив в ноги железные гвозди. Все пытки святой Трифон мужественно претерпевал, не издавая ни единого стона.

Наконец, он был осужден на усечение мечом. Перед казнью святой мученик молился, благодаря Бога, подкрепившего его в страданиях, и испросил у Господа особую благодать тем, кто будет призывать его имя на помощь. Прежде, чем воины занесли меч над головой святого мученика, он предал душу свою в руки Божий. Это событие произошло в городе Никее в 250 году.

Святое тело мученика христиане обвили чистыми пеленами и хотели предать погребению в городеНикее, в которой он пострадал, но святой Трифон, в видении, повелел перенести его тело на свою родину в селение Кампсаду. Это и было исполнено.

Впоследствии мощи святого Трифона были перенесены в Константинополь, а затем в Рим. Большим почитанием пользуется святой мученик в Русской Православной Церкви.

Существует предание, что при царе Иоанне Грозном во время царской охоты улетел любимый царем кречет. Царь приказал сокольнику Трифону Патрикееву найти улетевшую птицу. Сокольник Трифон объехал окрестные леса, но безуспешно. На третий день, утомленный долгими поисками, он остановился под Москвой, в месте, ныне называемом Марьина роща, и в изнеможении прилег отдохнуть, усердно помолившись перед этим своему святому покровителю - мученику Трифону, прося его о помощи. Во сне он увидел юношу на белом коне, держащего царского кречета, и этот юноша произнес: "Возьми пропавшую птицу, поезжай с Богом к царю и ни о чем не печалься". Проснувшись, сокольник действительно увидел неподалеку на сосне кречета. Он тут же отвез его к царю и рассказал о чудесной помощи, полученной им от святого мученика Трифона Через неко-торое время на том месте, где было явление святого, сокольник Трифон Патрикеев построил часовню, а затем и церковь во имя святого мученика Трифона.

Мученику Трифону особо молятся об исцелении от телесных недугов, в болезненном состоянии, в случаях порчи плодов, во время голода.

http://days.pravoslavie.ru/

Великие люди о Христе и вере

Александр Герцен

"Евангелие я читал много и с любовью, по-славянски и в лютеровском переводе. Я читал без всякого руководства, не все понимал, но чувствовал искреннее и глубокое уважение к читаемому. В первой молодости моей я часто увлекался вольтерианизмом, любил иронию и насмешку, но не помню, чтоб когда-нибудь я взял в руки Евангелие с холодным чувством; во все возрасты, при разных событиях я возвращался к чтению Евангелия и всякий раз его содержание низводило мир и кротость на душу".

Наполеон Бонапарт, французский государственный деятель, полководец.

"Александр Македонский, Август Кесарь, Карл Великий и я сам основали громадные империи. А на какой основе состоялись эти создания наших гениальностей? На основе насилия. Один лишь Иисус Христос основал Свою империю любовью: И будьте уверены, что все они были настоящими людьми, но никто из них не был подобен Ему; Иисус Христос больше, чем человек: На расстоянии тысячи восьмисот лет Иисус Христос предъявляет трудное для выполнения требование, превосходящее все другие требования. Он просит человеческого сердца".

Виссарион Белинский

"Есть Книга, в которой сказано всё, всё решено, после которой ни в чём нет сомнения, Книга бессмертная, святая, Книга вечной истины, вечной жизни - Евангелие. Весь прогресс человечества, все успехи в науках, философия, заключаются только в большом проникновении в таинственную глубину этой Божественной Книги. Основание Евангелия - откровение истины посредством любви и благодати".

Альберт Эйнштейн, физик, создатель теории относительности.

Я верю в Бога как в Личность и по совести могу сказать, что ни одной минуты моей жизни я не был атеистом".

"Нельзя читать Евангелие, не чувствуя действительного присутствия Иисуса, Его Личность пульсирует в каждом слове".

"Правда, я иудей, но лучезарный опыт Иисуса Назорея произвел на меня потрясающее впечатление. Никто так не выражался, как Он. Действительно, есть только одно место на земле, где мы не видим тени, и эта Личность - Иисус Христос. В Нем Бог открылся нам в самом ясном и понятном образе. Его я почитаю".

http://www.pravoslavie.ru/

Собор святых Вселенских учителей и святителей
Василия Великого,
Григория Богослова и
Иоанна Златоуста

Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов

Константинополе долго происходили споры о том, кому из трех святителей следует отдавать предпочтение. Одна часть людей превозносила святителя Василия (память 1 января), другая стояла за Григория Богослова (память 25 января), третья почитала святителя Иоанна Златоуста (память 13 ноября).

От этого среди христиан произошли церковные раздоры: одни называли себя василианами, другие - григорианами, третьи - иоаннитами.

По воле Божией, в 1084 году митрополиту Евхаитскому Иоанну явились три святителя и, объявив, что они равны пред Богом, повелели прекратить споры и установить общий день празднования их памяти.

http://www.pravoslavie.ru/

Тропарь святителям, глас 4-й:

Яко апостолов единонравнии и вселенныя учителие, Владыку всех молите мир вселенней даровати и и душам нашим велию милость.

Кондак, глас 2-й:

Священныя и боговещанныя проповедники, верх учителей, Господи, прияд еси в наслаждение благих Твоих и упокоение: труды бо онех и смерть приял еси паче всякаго всеплодия, Едине прославляяй святыя Твоя.

 

Месяцеслов

Воскресенье, 12 Февраля 2006 года Неделя о мытаре и фарисее

Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Сщмч. Леонтия пресвитера Маловоднинского и ним 5-ти мучеников (1920) Сщмч. Ипполита и с ним мчч. Кенсорина, Савина, Хриси девы и прочих 20-ти мучеников (III). Блж. Пелагии Дивеевской (1884). Сщмч. Владимир пресвитера (1933); мч. Стефана (1945).Прп. Зинона, постника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Прп. Зинона, ученика се Василия Великого (V). Мч. Феофила Нового (784). Блгв. Петра, царя Болгарского (967).

Понедельник 13 Февраля. Седмица сплошная.

Бессребреников мчч. Кира и Иоанна и с ними мцц. Афанаа 1ИК и дщерей ее Феодотии, Феоктисты и Евдоксии (311). Свт. Никиты, затворни! Печерского, еп. Новгородского (1109). Мчч. Викторина, Виктора, Никифора, Клавдия, Диодора, Серапиона и Папия (251 Мц. Трифены Кизической.

Вторник, 14 Февраля

Предпразднство Сретения Господня. Мч. Трифона (250). Сщмч. Николая пресвитера. Мц. Перпетуи, мчч. Сатира, Ревоката, Саторнила, Секунда и мц. Филицитаты (203). Прп. Петра Галатийского (429). Прп. Вендимиана, пустынника Вифинийского (ок. 512).

Среда, 15 Февраля.

Сретение Господа нашего Иисуса Христа

Четверг, 16 февраля.

Попразднство Сретения Господня. Правв. Симеона Богоприимца и Анны пророчицы. Равноап. Николая, архиеп. Японского (1912). Сщмчч. Иоанна, Тимофея, Адриана пресвитеров и прмч. Владимира (1938). Блгв. кн. Романа Угличского (1285). Свт. Симеона, еп. Полоцкого, еп. Тверского (1289). Прор. Азарии (X в. до Р. X.). Мчч. Папия, Диодора, Кпавдиана (250).Мчч. Адриана и Еввула (ок. 308-309). Мч. Власия Кесарийского (III).

Пятница, 17 февраля.

Прп. Исидора Пелусиотского (ок. 436-440). Блгв. вел. кн. Георгия (Юрия) Всеволодовича Владимирского (1238). Прп. Кирилла Новоезерского (1532). Мефодия, еп. Петропавловского (1921); сщмчч. Евстафия, Иоанна, Александра, Сергия, Иоанна, Феодора, Александра, Николая, Алексия, Николая, Александра, Аркадия, Бориса, Михаила, Николая, Алексия, Андрея, Димитрия, I Петра пресвитеров, прмч. Серафима, прмцц. Рафаилы, Анны, Екатерины Иоанна, Василия, Димитрия и Феодора (1938). Прпп. Авраамия и Коприя Печенгских, Вологодских (XV). Мч. Иадора (III). Аврамия, еп. Арвильского (ок. 344-347). Прп. Николая исп., игумена Студийског

Суббота, 18 февраля.

Мц. Агафий (251). Свт. Феодосия, архиеп. Черниговского (1696). Мч. М (1942). Мц. Феодулии и мчч. Елладия, Макария и Евагрия (ок. 304). Елецкой-Черниговской (1060), Сицилийской, или Дивногорской (1092), и именуемой "Взыскание погибших" икон Божией Матери

версия для печати

Рассылка на новости сайта

Читателю предлагается три варианта:
1. Просмотр RSS-новостей сайта на Христианство.ру (для этого кликните на кнопке RSS и читайте страницу новостей)
2. Подписка через RSS, не требующая указания Е-мейл Для этого кликните на кнопке RSS и далее на кнопке "подписаться".
3. Если на странице RSS кнопка "подписаться" отсутствует, это означает, что Ваш браузер не поддерживает RSS Тогда подпишитесь на новости, введя свой Е-мейл ниже.
Рассылка еженедельная, объем не более 10 Кбайт.
Email:


Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет
Rambler's Top100

© Свято-Никольский собор, 2000 - 2010
При использовании материалов ссылка на "Никольский Благовест" с указанием URL
(http://www.nikolay.orthodoxy.ru http://www.nikolski.kz, http://nikolski-sobor.narod.ru) обязательна!

 

Сайт управляется системой uCoz