По благословению Мефодия, Митрополита Астанайского и Алматинского
39 (299), 2006 г.
2000 год | 2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год
номера за все годы - щелкните на нужный год от РХ

"Никольский Благовест" содержит проповеди, сведения о всех православных праздниках, традициях, о православном богослужении, сведения об инославии, апологетику, месяцеслов на каждый день и многое другое.

Месяцеслов.

СЛОВО ПАСТЫРЯ

Проповедь в Неделю Торжества Православия.

20 марта 2005 года.

этот первый воскресный день Великого поста мы совершаем Великий праздник, именуемый Торжеством Православия. Посещая богослужения первой седмицы, мы все призывались к сугубой молитве, сопряженной с искренним и глубоким покаянием и усиленным постом. Но вдруг среди покаяния, молитвы и поста Святая Церковь приглашает всех нас к участию в великом торжестве. Почему так? Почему Святая Церковь нарушает строгость поста торжеством нынешнего праздника? Хотя мы с вами еще в самом начале поста, нам предстоит еще продолжительный  и нелегкий путь, но уже сейчас у некоторых возникает мысль: о как тяжел и труден путь поста! Когда возникают такие мысли, то естественно может возникнуть некоторое раздражение и печаль, переходящая в уныние. Для того, чтобы мы избежали подобного греховного состояния, Святая Церковь и предлагает нам ныне, в этот первый воскресный день Великого поста, праздник Торжества Православия.

А что, собственно, мы сегодня празднуем, из-за чего торжествуем и чем хвалимся? Чем хвалимся мы, знающие, что "блаженные нищие духом", только они наследуют Царство Небесное. Нищие духом есть смиреннолюбивые. Не случайно мы на протяжении всех дней Великого поста просили Бога словами молитвы преподобного Ефрема Сирина, чтобы Господь даровал нам дух смиренномудрия. Что же торжествуем мы, подражающие тем, о которых нам сегодня говорит апостол Павел, что они испытали "поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби и озлобление". Что нам праздновать, когда Тот, Которого мы с вами исповедуем как Сына Божия и нашего Спасителя, вместо предлежащей Ему радости претерпел крест?

Ответ на эти вопросы дает нам сегодняшнее евангельское чтение. Господь Иисус Христос перед выходом на общественную проповедь избирает 12 учеников. Сегодня мы слышали, как в число 12-ти были избраны Филипп и Нафанаил. Когда Филипп пришел к Нафанаилу и сказал ему о том, что он видел и слышал пришедшего в мир Мессию, то Нафанаил сначала не поверил Филиппу и сам захотел увидеть Христа Иисуса. И когда Христос встретился с Нафанаилом, то произнес слова: "Вот подлинно израильтянин, в котором нет лукавства". Для нас, может быть, непонятны эти слова Спасителя. Почему Он дает такую характеристику Нафанаилу? Дело вот в чем: Нафанаил много размышлял о пришествии в мир Мессии. Эти мысли посещали его, когда он находился в одиночестве в излюбленном для него месте под смоковницей, куда он удалялся. И Господь говорит Нафанаилу о том, что Он видел его под смоковницей. Нафанаилу после этих слов Спасителя становится понятно все, и он действительно начинает верить, что Христос есть Мессия: "Равви, Ты - Сын Божий, Ты - Царь Израиля". Но вот что поражает: если бы эти слова Нафанаил произнес уже после воскресения Христа, то в этом исповедании не было бы ничего удивительно, ведь он бы видел тех многих исцеленных и воскрешенных Христом людей, да и сам был свидетелем величайшего чуда Воскресения Христова, но Нафанаил говорит эти слова при первой встрече с Христом. Какая рождается в нем вера во Христа, что он исповедует его Сыном Божиим!

Мы знаем слова, которые Господь произносит во время своего моления в Гефсиманском саду перед крестными страданиями. Господь, молясь о чаше и о всех своих учениках, обращается к Своему Небесному Отцу со словами: "Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл  младенцам. Ей, Отче, ибо таково было Твое благоволение". Да, братья и сестры, в вере Нафанаила мы с вами видим веру простую, истинную, неподдельную, веру младенца. Взрослому зачастую бывает трудно во что-то поверить, а ребенок верит на слово. Нам же иногда хочется все объяснить разумом. Почему возникало множество ересей в Церкви? Потому что человек пытался не сердцем принять Божественные истины, а объяснить их разумом. Святая Церковь отвечает на многие недоуменные вопросы своим богословием, своим поэтическим богослужением. Сегодня, когда мы совершаем праздник Торжества Православия, Святая Церковь каждому из нас хочет сказать, что торжество нашей веры заключается не в каких-то высоких разумных объяснениях, в высоком богословии, а в детской уверенности в невидимом. Получается, что хвалимся мы не мощью своей и не тем, что мы порой можем победить кого-то в диспуте и диалоге. Но, как учит нас апостол Павел, хвалимся мы немощью своей. Поэтому сегодня ярко обнаруживается: чем проще, безхитростнее, святее человек, тем более постигается им глубина богопознания. Вот то торжество, вот тот праздник, который мы совершаем. И поэтому не случайно этот праздник совершатся Великим постом, когда Святая Церковь обращает наше внимание на внутреннее духовное состояние человека, когда призывает нас к простоте духовной, к смирению, кротости, к плачу о своих грехах. А потому дай Бог и нам  с вами услышать как самую высокую награду те слова, с которыми Христос обращается к Нафанаилу: "Вот подлинно израильтянин, в котором не лукавства". Дай Бог, чтобы и в нас не было никакого лукавства, но чтобы все мы, достойно неся наше христианское звание, несли его без кичливости, надменности, с кротостью, смирением и, самое главное, с покаянным сердцем. Аминь.

Протоиерей Валерий Захаров.

О воздержании в пище

Пост тела есть пища для души.

Святитель Иоанн Златоуст

Вспомни, что Адам в раю был не ниже тебя совершенством, - возомнил обойтись без поста - и что вышло?

Иннокентий апхиепископ Херсонский

Кто из животных столько силен, как лев? Но из-за чрева своего и он попадает в сети и тогда все могущество его смиряется.

Преподобный Иоанн Колов

Берегись измерять пост простым воздержанием от пищи. Те, которые воздерживаются от пищи, а ведут себя дурно, уподобляются диаволу, который, хотя ничего не ест, однакож не перестает грешить.

Святитель Василий Великий

Из книги "Как соблюдать пост"

Вопрос православному священнику:

Обязательно ли каждый раз нужно брать благословление у духовника на послабление поста, если человек болен каким-либо хроническим заболеванием и не может выдерживать полностью весь пост?

Дмиртрий

Отвечает архимандрит Тихон (Шевкунов)

Один мой добрый знакомый благочестивый православный христианин, несмотря на то, что долгие годы болен неизлечимым недугом, из-за которого ему приходится ослаблять Великий пост, все же каждый раз испрашивает на это благословение у духовника, поскольку считает, что это приносит ему духовную пользу: заставляет не забывать, что ослабление  поста даже по  болезни - это,  хоть и простительное, но все-таки нарушение церковных правил.  К тому же смиренное испрашивание благословения не дает ему привыкнуть к нарушению поста как к норме

 

2/15 марта.

Святитель Арсений,
епископ Тверской

вятитель Арсений происходил из знатной и богатой тверской семьи. После смерти родителей он освободил всех своих рабов, имущество раздал бедным и принял постриг в Киево-Печерской Лавре. Вскоре он сделался архидьяконом и письмоводителем митрополита, а в 1391 году по просьбе князя и граждан возведен в сан епископа Тверского. Став епископом, Арсений усилил свои иноческие подвиги. В окрестностях Твери основал Желтиков монастырь и устроил себе там собсвенноручно каменный гроб, где и был впоследствии погребен (1409).

Св. Арсений уже при жизни был чудотворцем, и к нему стекались жаждущие исцеления. На одних больных возлагал руки, над другими читал молитвы, иных благословлял и окроплял святой водой или помазывал елеем -всех исцелял он усердной молитвой к Господу.

На погребении святителя присутствовало много недужных; они просили его об исцелении - и получали облегчение от своих недугов.

Наиболее замечательное и разительное из чудес святого Арсения произошло в 1566 году. В то время в Твери проживал один рыболов, по имени Терентий. Сначала он имел великую веру ко святому Арсению, а потом впал в неверие и подвергся исступлению ума. Родители привезли его в Желтикову обитель, надеясь, что сын их здесь получит исцеление. Но он умер. Спустя два дня внесли его тело в храм Пречистой Богородицы, где почивали святые мощи. Родители сильно скорбели, даже роптали на святителя:

- Мы надеялись получить от тебя милость, а сын наш умер. Погасает у нас усердие к тебе, и вера наша оскудевает.

Не потерпел Господь таких укорительных речей на Своего угодника. Во время чтения Евангелия мертвец вдруг поднялся и стал горького плакать о своем прегрешении. Каялись и родители Терентия в своем ропоте на святого.

Акакий, бывший тогда епископом Тверским, муж праведный и благочестивый, сам видел воскресшего и удостоверился в действительности происшествия.

Тропарь святителю Арсению, глас 8-й:

Благочестно пожив во святительстве, люди просветил еси учением твоим: и о храме Пречистыя вельми подвизався, и любитель монахов быв, сего ради от Христа паствы твоея венец приял еси: темже яко апостольскаго престола наместника и святителя великаго чтуще тя, молим чада твоя, блаженне: от всех бед избави нас, якоже ко Христу молитвами твоими, святителю Христов Арсение, отче наш.

4/17 марта.

Преподобный Герасим Иорданский

ыл родом из г. Ликии (Каппадокия, Малая Азия). Уже и юности он решил оставить мирскую жизнь и посвятить себя служению Богу. Приняв монашество, он ушел в Египет, в Фиваидскую пустыню. Затем, по прошествия многих лет, святой пришел в Палестину и поселился в Иорданской пустыне. Здесь преподобный Герасим устроил обитель, устав которой отличался большой строгостью. Сам настоятель являл братии замечательный пример совершенного подвижничества и воздержания. Во время Великого поста преподобный ничего не вкушал до самого светлого дня Воскресения Христова, когда причащался Божественных Тайн. Во время кончины святого Евфимия Великого (+ 473 г.) преподобному Герасиму было открыто, как душу усопшего Ангелы возносили на небо.

Святой подвижник встретил в пустыне раненого льва и вылечил его. В благодарность, лев стал служить старцу как домашнее животное до самой его кончины, после которой и сам умер на могиле и был зарыт близ гроба святого. Преподобный Герасим мирно отошел ко Господу в 451 г.

http://days.pravoslavie.ru/Life/life6530.htm

ТАИНСТВО ПОКАЯНИЯ

Покаяние есть таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прошения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Господом Иисусом Христом.

Православный катехизис

...Покайтесь и обратитесь от всех преступлений ваших... Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух...

[Иез. 18, 30-31]

осподь Иисус Христос сказал, обращаясь к ученикам Своим: "Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе" (Мф. 18, 18). И в другом месте Cnacитель, дунув, сказал апостолам: "Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся" (Ин. 20, 22-23). Апостолы же, исполняя волю Господа, передали эту власть своим преемникам - пастырям Церкви Христовой, и по сей день каждый верующий православно и исповедующий чистосердечно пред православным священником свои грехи может получить через его молитву разрешение, прощение, полное отпущение их.

В этом и состоит суть таинства покаяния. Для того чтобы это таинство свершилось, необходимо со стороны кающегося искреннее покаяние, раскаяние в своих грехах, желание оставить грех, не повторять его, вера в то, что таинство покаяния имеет силу очистить и смыть по молитве священника чистосердечно исповеданные грехи; необходимо также условие, чтобы исповедь принимал православный иерей - служитель истинной Христовой Церкви, которая одна только хранит полноту благодати, дарованной нам Богом.

Хотя в таинстве крещения христианин и получает прощение всех грехов своих, но в последующей жизни в непрерывной борьбе с грехом не обходится без временных поражений, падений, отступлений под влиянием внешних соблазнов и собственных страстей. Потому-то и принуждается каждый верующий к частому, по возможности, исповеданию своих грехов. Но что должно особенно нас подталкивать на покаяние? Какого рода мысли и рассуждения призывают верующего скорее спешить прибегнуть к этому святому таинству? Это та духовная мука, боль, страдание, которые вызывают в душе всякий грех и всякое прегрешение; как больной зуб иногда своей заунывной болью лишает человека возможности мирно совершать свои дела, но всего его истомляет и мучает, лишает сна и покоя, так и греховная заноза в душе всю жизнь человека омрачает, лишает его духовной радости, мира, благорасположения. Часто соделанный умом грех не вспоминается, даже едва ли осознается как грех, а душа чутко помнит, ощущает в себе яд его, томится, страдает, болезнует, и весь человек исполняется какой-то тоской, тревогой, унынием. Накопившиеся грехи и прегрешения, не снятые с совести (не только крупные, но и многие мелкие), тяготят ее так, что человек начинает чувствовать какой-то необычный страх, ему все начинает казаться, что с ним вот-вот должно произойти что-то дурное, то вдруг он впадает в какие-то нервные срывы, раздражения, ощущает частое беспокойство, не имеет внутренней твердости, как бы не способен владеть собой и т. п. Часто причины всего происходящего сам он не понимает, а она в том, что на совести человека - неисповеданные грехи По милости Божией эти скорбные ощущения напоминают нам о них, чтобы мы, озадаченные таким бедственным состоянием души своей, пришли к сознанию необходимости исторгнуть из нее весь яд, т. е. обратились к святому таинству покаяния и этим бы избавились от всех тех мук, которые ожидают после Страшного суда Божия всякого грешника, неочистившегося здесь, в этой жизни. То, что грех уже до Страшного суда так мучает, жжет, томит человека, само за себя говорит, что свойство греха есть мучить, терзать, грызть, жечь, изводить, истаивать душу; и там, где окажутся грешники со своими грехами после кончины мира, это свойство греха расширится и усугубится бесконечно; так что это томление сейчас, здесь, на земле - только мягкое предупреждение, вразумление, напоминание душе о вечных муках грешников.

Важно и полезно помнить и такую вещь: когда душа христианина отойдет от тела, то первые два дня она находится вблизи тех мест, где жил человек, но на третий день, уже сопровождаемая Ангелом хранителем отводится от земли на небо на поклонение Самому Господу и для частного суда над ней, для того чтобы душе было определено место до всеобщего воскресения и Страшного суда - уже окончательного над всем миром. Вот тогда-то, в третий день по разлучении от тела, для души наступает очень страшный и решающий момент: во время восхождения души на небо приступают к ней злые духи - бесы со своими князьями во главе, областью которых является воздушное пространство, и начинают предъявлять Ангелу, сопровождающему душу христианина, свои права на владение его душой, они начинают выкрикивать разного рода обвинения - вспоминать все грехи, соделанные человеком, вспоминают при этом многие такие точные подробности, которые едва замечались соделавшим их во время земной жизни, различные нарушения, даже просто соблазнительные слова, сказанные когда-то умершим мимолетно. И все это, оказывается, тщательно было записано у злых наших врагов и прибережено на последний день, чтобы всей этой массой срамных поступков смутить душу, отнять у нее всякую надежду на спасение. Все соделанное оказывается тогда уже важным, всякая мелочь становится тогда поперек дороги бедной душе, желающей скорее вырваться, проскочить мимо этих гнусных обвинителей. Делают это бесы по своей завистливости, так как сами не могут и не желают покаяться и страшно негодуют, когда видят, как сыны человеческие через покаяние восходят на небо и избегают ада, уготованного злым духам и их служителям, вот они и рады всеми правдами и неправдами задержать душу. Они так наглы, что не только все вспоминают до малейших деталей, но даже явно лгут, клевещут, хотя и знают, что эта клевета Праведным Судией не примется во внимание, однако, желая хотя бы просто смутить душу отчаянием, говорят то, чего не было. Но дело в том, что те грехи, которые были исповеданы человеком при жизни в таинстве покаяния и разрешены священником, эти бесы даже не могут вспомнить, в их черных списках записи этих грехов в момент их исповедания совершенно исчезают - никто и никогда не вспомнит душе грех, соделанный в этой жизни, но очищенный в таинстве Покаяния, - такова сила этого таинства!

Очень полезно перед исповедью прочитать подробное житие преподобной Феодоры Цареградской (память 30 декабря по ст. ст.). Она приняла монашество и проходила свой подвиг под руководством прп. Василия Нового (память 26 марта). Скончалась в 940 году. Ученик св. Василия, Григорий, по смерти Феодоры с мольбой просил старца открыть ему загробную участь старицы. И вот по святым молитвам преподобного отца открылось его ученику чудесное видение: он беседовал с преподобной Феодорой, и она поведала Григорию о том, что происходило с ней в момент смерти и после, когда душа ее проходила страшные испытания. Она подробно описала, как к ней придирались злые духи, как разбирали все стороны ее жизни на земле, как даже делятся враги наши на группы, каждая из которых специализируется на определенном виде греха, или, как их называют, на мытарства. Итак, на каждом мытарстве душу встречают бесы, которые в жизни сей искушают людей определенным грехом, например: на мытарстве блуда - те духи, которые соблазняли людей в грех блуда; на мытарстве осуждения и клеветы - которые соблазняли человека этим грехом. По роду греха бесы имеют и вид свой, т. е. чем отвратительнее грех, тем они гнуснее и наглее. И к какому мытарству душа ближе и сроднее по делам своим, там на нее и нападают с большим остервенением. И если не найдется душе, чем покрыть эти обвинения, то она низвергается прямо в ад и там бывает затворена до общего воскресения.

Помни все это и несомненно веруй этому учению о прохождении душой мытарств, так как это принято всей святой нашей Церковью и об этих страшных истязаниях можно найти очень много упоминаний у святых отцов, да и в Священном Писании, например, в Псалтири часто святой пророк Давид говорит от лица души, проходящей этот путь "посреде сени смертныя", молящейся ко Господу об избавлении от врагов своих, - например, в псалме 26-м: "Не предаждь мене в души стужающих ми: яко восташана мя свидетеле неправеднии и солга неправда себе", и многие другие подобные места в Священном Писании и у отцов Церкви напоминают с том, как страшно и трепетно будет нам в момент прохождения этих мытарств. Потому как полезно заранее, пока еще нам даны сроки, приготовиться к смертному часу, внимательно рассмотреть все свои грехи, руководствуясь, может быть, именно теми пунктами, по которым, как указала мать Феодора, злые духи мытарят душу. Итак, отнимем заблаговременно у злых демонов все, что в их лапах может послужить орудием наших терзаний и мучений!

Практически таинство покаяния совершается так: вначале священник молится с желающими исповедоваться, затем уже по одному подходят к аналою, на котором лежат святые Евангелие и крест, делают поклон к алтарю или ко кресту и Евангелию, затем становятся перед аналоем, склонив голову, или же на колени (но это не обязательно), после чего священник читает краткое увещевание, обращение к кающемуся, в котором кратко, но глубоко содержательно напоминается о смысле исповеди, об ответственности исповедующегося, о том, что он стоит перед Самим Господом и священник - лишь свидетель таинственной беседы его с Богом. Вот это обращение в переводе на русский язык: "Дитя мое, Христос невидимо стоит перед тобою, принимая исповедь твою. Не стыдись, не бойся и не скрывай что-либо от меня, но скажи все, чем согрешил, не смущаясь, и примешь оставление грехов от Господа нашего Иисуса Христа. Вот и икона Его пред нами: я же только свидетель, и все, что скажешь мне, засвидетельствую пред Ним. Если же скроешь что-нибудь от меня, грех твой усугубится. Пойми же, что раз уж ты пришел в лечебницу, так не уйди из нее неисцеленным". После этого исповедующийся должен прочесть Символ веры и этим засвидетельствовать свое православное исповедание. Но теперь чаще обращение к исповеднику и Символ веры читаются священником, перед тем как начнут уже по отдельности подходить к нему.

Иногда, если сам человек не может начать исповедовать свои грехи, священник задает вопросы. Причем первые вопросы, как они расположены в Требнике, - вопросы о вере, о православном исповедании, о верности Святой Православной Церкви. Без веры в святость догматов и преданий Церкви или при каких-либо сомнениях в них, а также при принятии желающим исповедаться каких-либо еретических учений, отступлений - вся дальнейшая исповедь теряет смысл. Потому первые вопросы примерно такого содержания: "Скажи мне, чадо, веруешь ли ты всему тому, что Церковь Православная предала и научила, и не сомневаешься ли в каком-либо ее Предании (учении)?", "Не был ли ты еретик, или отступник, не держался ли с ними, посещая их сборища, слушая их поучения или читая их книги?"

Итак, прежде всего надо, чтобы кающийся твердо и решительно исповедал в сердце своем православную веру и покаялся во всех своих сомнениях, колебаниях, уклонениях от чистоты ее. Особенно важно решительно и чистосердечно покаяться во всех тех неправославных учениях и верованиях, к которым имел причастность или доверие до обращения к покаянию. Только после этого возможна дальнейшая исповедь.

Полезно при этом составить приблизительный план для себя - какие грехи исповедовать, чтобы не забыть потом на исповеди, но надо будет не просто прочитать с листка бумаги о своих язвах, а с чувством вины и раскаяния открыть их пред Богом, вынимать их из своей души, как каких-нибудь гадких змей, и с чувством отвращения избавляться от них (сравни этот список грехов с теми списками, которые будут держать злые духи на мытарствах, и заметь: чем тщательнее ты сам обличишь себя, тем меньше страниц обнаружится в тех демонских писаниях). При этом, конечно, каждое извлечение такой мерзости и выведение ее на свет будет сопровождаться и некоторым чувством стыда, и некоторой робостью, будет происходить и разное борение в душе. Но не так ли чувствует себя человек, приходящий к врачу с какой-нибудь отвратительной болезнью, - и стыд, и робость, и страх боли, но желание здоровья побеждает все?!. Тем более жажда духовных благ должна придавать большее мужество. И здесь - чем больше борьба, чем больше стыд, робость, страх мешают исповедоваться, тем более важно и необходимо во что бы то ни стало преодолеть их, ведь эти чувства сами уже являются духовными изъянами и доказывают только то, что страсти и грехи крепко цепляются и сопротивляются, не желая быть объявленными, так как быть объявленными - уже для них почти полное поражение, а для души начало исцеления, но тем большее облегчение душе и радость после того, как постыдный грех обличен, вынут из своего гнезда. Так что духовная борьба с грехом не может проходить без труда и боли. Мы так сживаемся с греховными навыками и мыслями, что расстаться с ними - то же, что отсечь у живого тела руку или извлечь глаз из глазницы. Но важно извлечь все целиком, сполна высосать яд из раны, желая только одного - очистить душу, не боясь боли и смрада, все повергнуть пред Господом, все безобразие души своей пред милосердным Врачом душ и телес. И знай твердо: и Сам Господь, и служитель Его - исповедующий тебя иерей, как бы ни был отвратителен твой внутренний греховный мир, только радуются, когда ты от него решительно отрекаешься, - на душе священника радость о покаявшемся. Не позволяй себе думать о том, что священник может потерять к тебе расположение или начнет презирать тебя - нет! Так не бывает - любой священник после искренней исповеди еще более располагается к исповедующемуся, гораздо ближе и заботливей начинает относиться к нему. Знай это!

Архимандрит Лазарь
"Грех и покаяние последних времен. О тайных недугах души."

О молитве

олитва, по качеству своему, есть пребывание и соединение человека с Богом; по действию же, она есть утверждение мира, примирение с Богом, матерь и вместе дщерь слез, умилостивление о грехах, мост для перехождения искушений, стена, защищающая от скорбей, сокрушение браней, дело Ангелов, пища всех бесплотных, будущее веселие, бесконечное делание, источник добродетелей, виновница дарований, невидимое преуспеяние, пища души, просвещение ума, секира отчаянию, указание надежды, уничтожение печали, богатство монахов, сокровище безмолвников, укрощение гнева, зеркало духовного возрастания, познание преуспеяния, обнаружение душевного устроения, предвозвестница будущего воздаяния, знамение славы. Молитва истинно молящемуся есть суд, судилище и престол Судии прежде Страшного Суда.

Восстанем и услышим, что сия священная царица добродетелей высоким гласом к нам взывает и говорит: "Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возмите иго Мое на себя и найдете покой душам вашим и исцеление язвам вашим; ибо иго Мое благо, и исцеляет великие согрешения" (Мф. 11, 28).

Мы, которые грядем предстать Царю и Богу, беседовать с Ним, не неготовые должны исходить в путь сей, чтобы Он издалеча узрев нас, не имеющих оружия и одеяния, которые должны иметь предстоящие царю, не повелел Своим рабам и служителям связать нас, и далече от лица Своего отринуть, а прошения наши разодрать, и бросить нам в лице.

Когда идешь предстать пред Господом, да будет вся риза души твоей соткана из нитей, вернее же сказать, из залога непамятозлобия. Если не так, то не получишь от молитвы никакой пользы.

Вся ткань молитвы твоей да будет немногосложна; ибо мытарь и блудный сын одним словом умилостивили Бога.

Преподобный Иоанн Лествичник

 

"Как преклонить на милость Господа? - спрашивает Святитель Иоанн Златоуст и отвечает. - Вот как! Водрузим молитву в сердце своем, и к ней приложим смирение и кротость".

Особенно ценна для Бога молитва, исходящая от чистого сердца. Бог хочет именно нашего сердца. "Сын Мой! Отдай сердце твое Мне", - взывает Он к человеку (Притч. 23, 26). "Молитва скороуслышана есть та, - пишет святитель Иоанн Златоуст, - которая из благого сердца исходит".

"Как из облака молния, так из молитвы свет истины и разумения. "

Святитель Филарет, митрополит Московский

1/14 марта
Преподобномученица Евдокия

вятая Евдокия была самарянкой по рождению. Жила она в Илиополе Финикийском во времена Римского императора Траяна (89-117 гг.). Отличаясь в молодости редкой красотой и стройностью, Евдокия вела греховную жизнь, торгуя своим телом. Богатые женихи и поклонники приезжали к Евдокии из разных стран, так что она со временем стала очень состоятельной и пользовалась почетом у местных властей.

Господь, желая спасти душу Евдокии от вечной погибели, устроил так, что один престарелый инок по имени Герман посетил местность, где жила Евдокия. Герман имел обычай вслух читать Священное Писание, и Евдокия случайно услышала, когда он читал предсказания о Втором пришествии Христа и о Страшном суде.

Это чтение произвело большое впечатление и смутило Евдокию, так как она поняла, что именно ее, грешницу, ожидают наказания, предсказанные в Библии. Познакомившись с монахом Германом, Евдокия узнала от него о христианской вере и о загробной жизни. Слова монаха пали на добрую почву. Уверовав во Христа всем сердцем, Евдокия приняла крещение, все свои сокровища раздала бедным и приняла монашеский постриг в ближайшем монастыре.

Живя много лет в этой обители, Евдокия всецело посвятила себя подвигам поста, молитвы и очищения души. С годами она достигла духовной зрелости и была возведена в игуменьи своей обители. Приняв начальственную должность, Евдокия направила свои силы на добрые дела. Она кормила и одевала странников, посещавших ее обитель, исцеляла больных своими молитвами.

Так Евдокия 56 лет подвизалась в добрых делах и иноческих подвигах. В 152 году, при императоре Антонине, она мученически закончила свою праведную жизнь. За распространение христианской веры Евдокию оклеветали в колдовстве и обмане. Без судебного разбирательства ее отвели на место казни и обезглавили.

Так святая Евдокия за свои монашеские подвиги, за добрые дела и за мученическую смерть заслужила себе тройной венец в Царствии Небесном.

http://days.pravoslavie.ru/Life/life6562.htm

4/17 марта.
Cвятой благоверный князь
Даниил Московский

одился в 1261 году и был четвертым сыном святого великого князя Александра Невского. В жизни св. благоверный князь Даниил отличался благочестием, кротостью и миролюбием.

Во все дни его жизни никто не нанес ущерба державе его, и сам он не покушался насилием приобретать чужие области, благодаря Бога за данное ему в жребий благословенное наследие - державу преславного града Москвы. Со времен блаженного князя Даниила честь и слава первокняжения и первосвятительства начали приближаться к боголюбивому граду Москве. В 1302 г. Московское княжество увеличилось за счет мирного присоединения Переяславского княжества. Однако св. князь не услаждался властолюбием, но, ограждаясь страхом Божиим, преуспевал в братолюбии.

Богоугодно господствуя в Московских пределах, св. князь Даниил построил за Москвой-рекой монастырь, который стал называться по его имени Даниловский. В этом монастыре сам князь принял иноческое пострижение. Приняв схиму, св. благоверный князь на 42 году жизни мирно отошел ко Господу 4 марта 1303 года. 30 августа 1652 года мощи его были обретены нетленными.

http://days.pravoslavie.ru/Life/life6547.htm

5/18 марта - поминовение усопших.

Стихира при отпевании

Прошу всех и молю: непрестанно о мне молитеся Христу Богу, да не низведен буду по грехам моим на место мучения, но да вчинит мя, идеже свет животный.

Тропарь, глас 4

Воспитавшейся во храме во святая святых, одеянней верою и премудростию и безмерным девством, Архистратиг Гавриил принесе с Небесе целование и, еже радуйся, радуйся, Благословенная, радуйся, Препрославленная, Господь с Тобою.

 

О поминании усопших

Ничего безрассудного, ничего бесполезного не передано от Христовых проповедников и учеников и не принято преемственно Церковью Божией; совершать поминовение усопших в правой вере при Божественном и преславном Таинстве - дело весьма Богоугодное и полезное.

Святитель Григорий Нисский

Если всепроницательная Премудрость Божия не возбраняет молиться за умерших, не значит ли это, что еще позволено бросить веревку, хотя не всегда достаточно надежную, но иногда, а может быть и часто, спасительную для душ, отпавших от берега временной жизни, но не достигших вечного пристанища? Спасительную для тех душ, которые колеблются над бездной между телесной смертью и Последним Судом Христовым, то поднимаясь верой, то погружаясь делами, недостойными ее, то возвышаясь благодатью, то низводясь останками поврежденной природы, то возносясь Божественным желанием, то запутываясь в грубой, еще не совсем совлеченной одежде земных помышлений...

Святитель Филарет, митрополит Московский

Мы веруем, что души людей, впадших в смертные грехи и при смерти не отчаявшихся, но покаявшихся еще до разлучения с настоящей жизнью, только не успевших принести никаких плодов покаяния (такими плодами могли быть их молитвы, слезы, коленопреклонения при молитвенных бдениях, сокрушения, утешение бедных и выражение в поступках любви к Богу и ближним), - души таких людей нисходят в ад и терпят за учиненные ими грехи наказания, не лишаясь, впрочем, надежды на облегчение. Облегчение же они получают по бесконечной Благости Божией через молитвы священников и благотворения, совершаемые за умерших, а особенно силою Бескровной Жертвы, которую, в частности, приносит священнослужитель для каждого христианина за его близких, и вообще за всех повседневно приносит Кафолическая и Апостольская Церковь.

Послание Восточных Патриархов

Иерей смирено молит Благость Божию, чтобы Он отпустил умершему прегрешения, случившиеся по немощи человеческой, принял лоно Авраама, Исаака и Иакова в место "отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание", презирая своим человеколюбием всякий грех, соделанный ушедшим от жизни. Ибо никто не чист от греха, как говорят пророки.

Священномученик Дионисий Ареопагит

Не странно ли? Когда ты отдаешь дочь в замужество, не почитаешь несчастием, если муж отходит с нею в дальнюю сторону и там живет счастливо; потому что скорбь разлуки облегчается слухом о их благополучии; а здесь, когда не человек, но Сам Господь берет к себе твоего родственника, ты печалишься и сетуешь!

Святитель Иоанн Златоуст

Ты плачешь о том, что умерший оставил тебя, а не думаешь о тех, кого он нашел.

Святитель Филарет, митрополит Московский

 

"Существование Библии является наибольшим, наивысшим благословением, какое только человечество когда-либо испытало".

Священник Михаил, "О упокоении усопших"

 

"Все книги, которые я читал, не дали мне того утешения, которое мне дало Слово Божее: "Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мною". [Пс.22:4]"

Иммануил Кант, философ.

 

"В сравнении с Библией всё человеческие книги являются малыми планетами, которые свой свет и блеск получают от Солнца".

Роберт Бойль, ученый, химик.

 

"Велик наш Господь и велика держава Его, И премудрости Его нет конца. Хвалите Его солнце, луна и звёзды, и планеты, - на каком бы языке восхваление не происходило. А также вы, свидетели Его открытых истин, и ты, душа моя, воспевай честь и славу Господу всю твою жизнь".

Иоганн Кеплер, ученый, астроном.

 

"Именно мои работы привели меня к Богу, к вере".

Анри Беккерель, французский физик, предвестник открытия радиоактивности.

 

"Священное Писание никогда не может ни лгать, ни ошибаться. Всё, что оно говорит, совершенно непреложно. Как оно, так и природа, созданы божественным Словом: Библия - по внушению Духа Святого, а природа - к исполнению Божественных велений".

Галилео Галилей, итальянский физик, математик, астроном, поэт.

 

Месяцеслов

Икона Божией Матери - Державная
Икона Божией Матери "Державная"

Воскресенье, 12 марта 2006 года. Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия. Глас 5-й.

Прп. Прокопия Декаполита, исп. (ок. 750).

Прп. Тита, пресвитера Печерского, в Ближних пещерах (1190). Прп. Тита Печерского, бывшего воина, в Дальних пещерах (XIV). Прп. Фалалея Сирийского (ок. 460).

Иконы Божией Матери Кипрской в с. Стромынь Московской обл. (переходящее празднование в 1-ю Неделю Великого поста).

Понедельник, 13 марта. Седмица 2-я Великого поста. Прп. Василия исп. (750). Сщмч. Арсения, митр. Ростовского (1772). Прп. Кассиана Римлянина (435) (память переносится с 29 февраля).

Блж. Николая, Христа ради юродивого, Псковского (1576). Сщмч. Протерия, патриарха Александрийского (457). Сщмч. Нестора, еп. Магиддийского (250). Прпп. жен Марины и Киры (ок. 450). Прп. Иоанна, нареченного Варсонофием, еп. Дамасского (V); мч. Феоктириста (VIII) (памяти переносятся с 29 февраля).

Девпетерувской иконы Божией Матери (1392) (переносится с 29 февраля

Вторник, 14 марта. Прмц. Евдокии (ок. 160-170). Прмц. Ольги (1937); сщмчч. Василия, Петра, Иоанна, Вениамина, Михаила пресвитеров, прмч. Антония, прмцц. Анны, Дарий, Евдокии, Александры, мч. Василия, иц. Надежды (1938); сщмч. Александра пресвитера (1942).

Прп. Мартирия Зеленецкого (1603). Мчч. Нестора и Тривимия (III). Мц. Антонины (III-IV). Мчч. Маркелла и Антония. Прп. Домнины Сирийской (ок. 450-460).

Среда, 15 Марта. Иконы Божией Матери, именуемой "Державная" (1917). Сщмч. Феодота, еп. Киринейского (ок. 326). Свт. Арсения, еп. Тверского (1409).

Мц. Евфалии (257). Мч.Троадия(Ш). Прп. Агафона Египетского (V). Мчч. 440 Италийских (579).

Икона Божией Матери - Воспитание
Икона Божией Матери "Воспитание"

Четверг, 16 Марта. Мчч. Евтропия, Клеонйка и Василиска (ок. 308). Мч. Михаила (1938).

Прп. Пиамы девы (337). Свв. Зинона и Зоила.

Волоколамской иконы Божией Матери (1572)

Пятница, 17 Марта Прп. Герасима, иже на Иордане (475). Прп. Герасима Вологодского (1178). Блгб. кн. Даниила Московского (1303). Сщмч. Александра пресвитера (1938).

Блгв. кн. Василия (Василько) Ростовского (1238). Прмч. Иоасафа Снетногорского, Псковского (1299). Мчч. Павла и Иулиании (ок. 273). Прп. Иакова постника (VI). Перенесение мощей блгв. кн. Вячеслава Чешского (938). Свт. Григория, еп. Констанции Кипрской

Суббота, 11 Марта. Мч. Конона Исаврийского (I). Сщмч. Иоанна пресвитера и прмчч. Мардария и Феофана (1938).

Обретение мощей блгвв. кнн. Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина, Ярославских чудотворцев (1463). Прмч. Адриана Пошехонского, Ярославского (1550). Мч. Онисия (1).Мч. Канона градаря (огородника). Мц. Ираиды. Мч. Евлогия, иже в Палестине. Мч. Евлампия. Прп. Марка. Прп. Исихия (ок.790). Иконы Божьей Матери, именуемой "Воспитание". Поминовение усопших.

версия для печати

Рассылка на новости сайта

Читателю предлагается три варианта:
1. Просмотр RSS-новостей сайта на Христианство.ру (для этого кликните на кнопке RSS и читайте страницу новостей)
2. Подписка через RSS, не требующая указания Е-мейл Для этого кликните на кнопке RSS и далее на кнопке "подписаться".
3. Если на странице RSS кнопка "подписаться" отсутствует, это означает, что Ваш браузер не поддерживает RSS Тогда подпишитесь на новости, введя свой Е-мейл ниже.
Рассылка еженедельная, объем не более 10 Кбайт.
Email:


Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет
Rambler's Top100

© Свято-Никольский собор, 2000 - 2010
При использовании материалов ссылка на "Никольский Благовест" с указанием URL
(http://www.nikolay.orthodoxy.ru http://www.nikolski.kz, http://nikolski-sobor.narod.ru) обязательна!

 

Сайт управляется системой uCoz