По благословению Мефодия, Митрополита Астанайского и Алматинского
42 (302), 2006 г.
2000 год | 2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год
номера за все годы - щелкните на нужный год от РХ

"Никольский Благовест" содержит проповеди, сведения о всех православных праздниках, традициях, о православном богослужении, сведения об инославии, апологетику, месяцеслов на каждый день и многое другое.

Неделя 4-я Великого Поста, Преподобного Иоанна Лествичника. Слово пастыря. Месяцеслов.

Неделя 4-я Великого Поста,

Преподобного Иоанна Лествичника

СЛОВО ПАСТЫРЯ

Благовещение

о имя Отца и Сына и Святого Духа!

"Верую, Господи, помоги моему неверию!" Эти слова мы слышали сегодня при чтении Священного Писания за Божественной Литургии. Они принадлежат отцу того молодого человека, которого ныне исцеляет Господь Иисус Христос. Христос подходил к тому месту, где ожидали Его ученики. До прихода Христа к ним также была обращена просьба отца об исцелении его больного сына. Господь видел смущение учеников, которые не могли совершить этого исцеления, хотя и получили уже дар исцелять больных и воскрешать мертвых. Господь видел и смущение отца больного, и видел насмешки той толпы, которая окружала учеников. Когда Господь подошел, то услышал просьбу несчастного отца об исцелении его больного сына. Христос говорит отцу: "Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему". (Мр. 9,24) Тогда отец и произносит эти всем нам хорошо известные слова: "Верую, Господи, помоги моему неверию!" Очень непросто было произнести эти слова отцу больного человека. Во-первых, ученики не могли ничего сделать, во-вторых, людская толпа не способствовала проявлению твердой веры в сердце этого человека. Всем своим поведением окружающие люди более способствовали возникновению неверия в то, что это чудо может совершиться. Тем не менее, отец свидетельствует о своей вере во Христа. И Господь, действительно, совершает чудо исцеления расслабленного юноши, который был одержим демоном. Когда ученики спросили Христа, почему они не могли совершить исцеление этого больного, Господь сказал, что это возможно было совершить только молитвой и постом. Не случайно в 4-ю Неделю Великого поста Святая Церковь предлагает нам это повествование.

Из этого евангельского сюжета мы с вами должны, прежде всего, научиться такой же твердой вере, какую имел и исповедовал отец больного юноши. Кроме того, не только для Своих учеников Господь сказал: "Сие возможно молитвой и постом". А что возможно молитвой и постом? Тот подвиг, который все мы ныне совершаем - подвиг, который является нашим добровольным крестоношением. Только вчера мы завершили крестопоклонную седмицу, когда мы говорили о необходимости каждому верующему нести свой крест. Все мы должны добровольно, безропотно с упованием на всеблагую и совершенную волю Божию нести свой жизненный крест. А это возможно только молитвой и постом.

Сегодня Святая Церковь напоминает нам и об одном из выдающихся своих подвижников - преподобном Иоанне Лествичнике, которой был игуменом Синайской горы. Этот преподобный отец жил и подвизался в 6 веке, но память о нем не только жива в сердцах верующих людей. Образ этого святого отца побуждает и нас стремиться подражать тому, как необходимо жить и трудиться во имя Христово. Из его жития мы знаем, что когда ему исполнилось 16 лет, он ушел из дома и поселился в одном из монастырей у подножия Синайской горы. В этом монастыре Иоанн прожил около 20 лет, и затем принял решение удалиться от мира, затворив себя в пещере. И так, совершенно удаленный от мира, он прожил еще 40 лет. И когда ему исполнилось 75 лет, иноки, знающие о его подвиге, обратились к нему с просьбой дать им назидательные советы для благоуспешного прохождения иноческого пути. И эти советы милостью Божией дошли и до нас в той книге, которая большинству из нас хорошо известна. Называется она "Лествица", потому что в ней содержится 30 глав как тридцать ступеней, поднимаясь по которым человек восходит от земли к Небу. Не случайно возникло это наименование - "Лествица". Преподобный Иоанн жил у подножия Синайской горы, где когда-то Господь даровал богоизбранному еврейскому народу заповеди. В то время, когда жил прп. Иоанн, на вершине Синайской горы был монастырь святой Екатерины, который посещали многие иноки, в том числе и Иоанн. Восхождение на эту гору и ныне требует от человека много усилий: несколько часов паломник идет по тропе, которая резко поднимается в гору. Высоко наверху, когда уже все силы на исходе, эта тропа сужается и становится подобно лестнице. Возможно, воспоминание об этих ступенях побудило Иоанна свой труд так называть "Лествица".

Эта книга преподобного Иоанна Летсвичника помогает и ныне живущим совершать свое восхождение от той бренной земной окружающей нас жизни к своему Творцу и Создателю. Преподобный Иоанн дает нам самые различные советы: о том, как должен подвизаться человек, искренне и глубоко верующий в Бога. Может быть, далеко не все эти советы применимы к нашей жизни, потому что эти советы преподобный дает тем, кто целиком и полностью посвятил себя Богу, уйдя из мира. Мы с вами продолжаем жить в миру. Но это не значит, что эти советы нам не обязательно знать и руководствоваться ими. Может быть, не все мы можем исполнить в своей земной жизни, но будет весьма полезно для нас познакомиться с назиданиями преподобного Иоанна. Раньше для многих христиан вменялось в обязательное правило во время Великого поста прочитать или вновь перечитать эту замечательную книгу. Время не позволит нам сейчас познакомиться со всеми советами и назиданиями, с которыми и к нам обращается преподобный Иоанн, но на некоторые из них я бы хотел обратить ваше внимание.
Все мы именуемся христианами, но задумываемся ли мы о смысле этого высочайшего звания? По преподобному Иоанну, "христианин есть тот, кто сколько возможно человеку, подражает Христу делами и помышлениями, право и непорочно веруя во Святую Троицу". А теперь попробуем эти слова приложить к самим себе. Стремимся ли мы подражать Христу делами и помышлениями и веруем ли право и непорочно? "Христианин есть тот, кто пользуется всем естественным и безгрешным и по силе своей старается сделать добро, а воздержник тот, кто посреди искушений, сетей и молвы всеми силами пытается подражать нравам свободного от всего такого". Конечно, все эти характеристики далеки от того, что мы совершаем в нашей жизни. Но если мы именуем себя христианами, то должны быть и боголюбцами и воздержниками, а также должны совершать добро и ревновать добрым нравам.

Вспомним сегодня и о покаянии, которое все мы должны принести нашему Господу, особенно в эти дни Великого поста. Что есть истинное покаяние по учению прп. Иоанна Лествичника? "Покаяние - это возобновление крещения. Покаяние - есть завет с Богом об исправлении жизни. Покаяние - есть приобретение смирения. Покаяние есть всегдашнее отвержение телесного утешения. Покаяние есть помысел самоосуждения и попечения о себе, свободное от внешних попечений. Покаяние есть дочь надежды и отвержение отчаяния. Покаяние есть примирение с Господом через совершение благих дел, противных прежним грехам. Покаяние есть очищение совести. Покаяние есть добровольное терпение всего скорбного, кающийся есть изобретатель наказаний для самого себя. Покаяние есть крепкое утеснение чрева, уязвление души в глубоком чувстве". Если мы хотим принести Богу искренне и чистосердечное покаяние  в надежде, что Господь простит нам и оставит многие согрешения наши, то мы должны не формально приступить к исповеди, но изменить свою жизнь и направить ее на исполнение заповедей Христовых. Вот к чему всех нас призывает преподобный Иоанн Лествичник.

Конечно, во время поста мы должны также серьезно задуматься над смыслом молитвы. Мы всегда должны совершать молитву: утром после сна, в течение всего дня, и когда ко сну отходим. Как учит нас молиться преподобный Иоанн? "Мы, которые грядем предстать Царю и Богу, беседовать с Ним, всякая молитва есть ни что иное, как наш разговор с Богом. Мы не неготовые должны исходить в путь сей, дабы Он издалече узрев нас, не имеющих оружия и одеяния, которое должны иметь предстоящие царю, не повелел своим рабам  связать нас и далече от венца своего отринуть, а прошения наши разодрать и бросить нам в лицо". Какую страшную картину рисует преподобный! Он говорит о тех, кто не приготовив себя внешне и внутренне, становится на молитву. Но, к сожалению, мы часто совершаем молитву без подготовки к этому важному делу. Посмотрите, как музыкант, прежде чем сыграть что-нибудь, тщательно настраивает свой инструмент. Почему мы, готовясь предстать перед Богом, не настраиваем себя на эту встречу? Преподобный Иоанн потому и говорит, что если мы приступаем к молитве, не подготовив себя к этому, то Господь наши прошения раздерет и бросит нам в лицо. Да не будет этого с нами.

Вот еще одно наставление преподобного Иоанна: "Не употребляй в молитве твоей премудрость выражений, ибо часто простой и неухищренный лепет детей был угоден Небесному Отцу". Это к вопросу о том, как и какими словами нам молиться. "Не старайся многословить, беседуя с Богом, чтобы ум твой не расточился на изыскания слов. Одно слово мытаря умилостивило Бога, и одно изречение, исполненное веры, спасло разбойника. Если ты в каком-либо слове молитвы почувствуешь особенную сладость и умиление, то остановись на нем, ибо тогда и ангел-хранитель наш молится с нами".
Не могу сегодня умолчать еще об одной добродетели, называемой любовью. Мы много говорим о любви, но как мало любви в нашей жизни
, в наших поступках, словах. Прежде всего, мы должны возлюбить Бога всем сердцем своим, а потом и ближнего своего как самого себя. Преподобный Иоанн говорит, что "любящий Бога прежде возлюбит брата своего. Второе служит доказательством первого. Любящий ближнего никогда не может терпеть клеветников, но убегает от них как от огня". Но как часто мы готовы даже всего себя отдать клевете. А это есть тягчайший грех. Не случайно есть заповедь: "Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложного".

"Любовь - есть подательница пророчества. Любовь - виновница чудотворений. Любовь - бездна осияния, источник  огня в сердце, который чем более истекает, тем более распаляет жар души. Любовь - утверждение ангелов и вечное преуспеяние". Внимательно вслушаемся в эти слова назидания и постараемся применить их в своей христианской жизни.

Заканчивает свой труд прп. Иоанн  таким наставлением: "Восходите, братья, восходите усердно, полагая восхождение в сердце своем и внимая пророку, который говорит: "Прииде, взыдем на гору Господню и в дом Бога нашего, совершающего нози наши яко елени и на высоких поставляющего, дабы нам соделаться победителями на пути Его. Теките, умоляю вас, с апостолом сказавшим: "Потщимся, дондеже достигнем вси соединения веры и познания Божия в мужа совершенна в меру возраста исполнения Христова. Христос же, крестившись в три десятка лет видимого возраста, получил тридесятую ступень духовной сей лестницы, ибо любовь есть Бог. Ему хвала, Ему держава и Ему сила, в Нем начало всех благ. Есть и было, и будет в бесконечные веки".
Остается совсем немного времени Великого поста. Давайте в это оставшееся время постараемся, как учит нас прп. Иоанн, принести Богу искреннее чистосердечное покаяние, которое заключается в исправлении нашей жизни, изменении нашего ума. Давайте хотя одну молитву в этот пост научимся произносить так, чтобы она исходила не только из наших уст, но из глубины нашего сердца. И давайте научимся по-настоящему любить Бога и окружающих нас людей. Аминь.

Протоиерей Валерий Захаров
17 апреля  2005 г

Благовещение Пресвятой Богородицы

Благовещение

о имя Отца и Сына и Святого Духа!

Ныне особо радостно ликует как небесная, так и земная Церковь. Сегодня день особенной духовной радости оттого, что Господь не оставляет падшего человека. Несмотря на то что человек не исполнил заповедь Божию и через грех отпал от Бога, Господь не оставил Свое творение. И уже первому человеку Адаму Он дает первое благовествование о том, что  наступит время, когда "семя жены сотрет главу змия". Т.е. наступит то время, когда в грешный и падший мир придет Господь Мессия для того, чтобы избавить человека от его греха, от Божественного проклятия и пришедшей в мир из-за этого проклятия смерти. И ныне исполняется это первое Божественное Евангелие. В небольшой галилейский город Назарет приходит божественный вестник, который возвещает Деве Марии величайшую радость о том, что наступает время, когда в мир приходит Господь. И мы слышим удивительный ответ юной Девы архангелу Гавриилу. Вслушайтесь в эти слова, исполненные глубочайшего смирения: "Се раба Господня, буди мне по глаголу твоему".

Святитель Филарет Московский, обращая внимание на эти слова Девы Марии, говорит: "Как схожи они с теми словами, которые Господь произносил в самом начале творения этого мира. Он сказал: "Да будет свет", и стало так по слову Божию. И вот здесь Дева Мария говорит такие же слова "Да будет". Митрополит Филарет отмечает, что если при творении мира слово Творца "Да будет" низвело этот мир, то теперь слово "Да будет" низводит в этот мир своего Творца.

Архангел Гавриил

Сегодня наши сердца наполняются неизреченной духовной радостью оттого, что Господь рядом со Своим созданием, Он становится подобным, кроме греха, нам для того, чтобы нас сделать богами по благодати. Он нисходит с Неба, чтобы нас возвести на Небо. От того и наполняются сердца всех верующих людей несказанной неземной радостью. Но мы также знаем, что радость Благовещения предвещает и Крест. Есть Предание Церкви, свидетельствующее о втором благовещении. Это благовещение именуется страстным или крестным. Даже есть такая икона в Православной Церкви, на которой изображена Божия Матерь с младенцем на руках и  рядом Архангел Гавриил, но не с лилией в руке, как мы привыкли видеть его на иконе Благовещения, а с крестом. Архангел Гавриил возвещает не только о том, что родится Спаситель мира, но и о том, что этому Спасителю надлежит  пострадать, быть распятым, умереть за грехи мира и воскреснуть.

Действительно, радость  праздника Благовещения заставляет нас задуматься и о том величайшем подвиге, который ради нас и ради нашего спасения совершает Господь. И этот спасительный подвиг Господь совершает оттого, что Он любит Свое создание, оттого, что Он любит каждого в отдельности взятого человека и ради этой любви и приходит в этот мир, берет крест, с крестом восходит  на Голгофу и принимает на кресте позорную смерть, чтобы Своей Божественной Кровью омыть человеческие грехи. И через Свое Воскресение даровать жизнь вечную каждому человеку. Неизреченна любовь Божия к нам. Мы своим человеческим умом никогда не сможем постичь глубину этой Божественной любви. Об  этой любви очень хорошо говорится в Священном Писании: "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына  Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин. 3,16). Если Господь любит так каждого из нас, если по своей любви Бог становится человеком, то и мы должны стремиться к тому, чтобы в нашем сердце рождалась ответная любовь к Господу. Кто-то может сказать: "А разве я не люблю Бога? Конечно, люблю. И свидетельством моей любви является то, что я сегодня не занимаюсь своими домашними делами, а пришел в храм Божий, чтобы воздать славу Творцу. И не просто пришел, но еще и свечку поставил, и все иконы, находящиеся в храме облобызал. Разве я тем самым не выражаю любовь к Богу?" Конечно, похвально, что мы в этот праздничный день оставили все свои дела и устремили свои стопы в храм Божий, понудили себя в течение нескольких часов здесь предстоять перед Богом. Но ведь не только в этом выражается наша любовь к Богу. Выражение нашей любви заключается в исполнении заповедей Божиих. Господь, задавая  вопрос ученикам: "Кто меня любит?", Сам же дает ответ на него: "Кто заповеди Мои соблюдет". Разве угодно Богу, что мы в праздничные и воскресные дни приходим в церковь, ставим свечи, лобызаем святые образа, но при этом живем жизнью мира, забывая о своем высочайшем христианском предназначении.

Мы забываем, что мы все дети Божии, что мы должны своей жизнью показывать пример исполнения воли Божией, т.е. заповедей Божиих. А ведь получается так, что нами-христианами, а не  внешним миром, который, может быть, еще не познал Христа, постоянно нарушаются заповеди Божии. Я не оговорился, сказав "постоянно", потому что каждый день вместо того, чтобы приближаться к Богу, отвечая ему нашей любовью на Его любовь, мы распинаем нашего Бога. Не просто удаляемся от Него в далекую страну греха, а распинаем Его, вновь и вновь возводя Его на Голгофу, потому что каждый наш грех, малый или большой, есть новый гвоздь, которым мы прибиваем нашего Спасителя ко Кресту. Как страшно должно быть нам от этого. Не так мы должны с вами жить, если хотим быть достойными христианами, достойными детьми нашего Господа.
 Ради меня Господь приходит в этот мир, ради меня берет крест и восходит на Голгофу, чтобы ради меня принять смерть и Своею смертью победить мою смерть. И Своею Пречистою Кровью омыть мой грех, чтобы разрушить то средостение, которое я, а не посторонний человек, воздвиг между собою и Творцом.

Вот о чем нам в этот праздничный день напоминает святая Христова Православная Церковь. Напоминает о нашем участии в том величайшем жертвенном подвиге, который ради нас совершает Господь. Мы должны осознать, что если мы называем себя христианами, то должны на путях нашей земной жизни, неся свой крест, также как Господь прийти на Голгофу, чтобы сораспяться греху. И жить для Бога.
Но  это невозможно без стяжания добродетели, которая практически у всех нас отсутствует, называемой смирением. Все мы, хотим того или не хотим, очень самолюбивы. Тронь любого из нас, ведь обидимся. Мало того, сколько гнилых слов изольется из наших уст в адрес того человека, от кого, как нам кажется, наступила обида. Но посмотрите на Божью Матерь. Какие слова мы сегодня слышали исходящими из Ее уст? "Се раба Господня". Какое величайшее смирение в этом ответе Пресвятой Девы. Если бы мы также могли  говорить в своей жизни: "Я раб Божий и готов все претерпеть в своей жизни, потому что знаю, что все, что Ты мне посылаешь, служит моему спасению".

Конечно, стяжать смирение не просто, но без него невозможно взойти на Небо. В заповедях блаженств смирение стоит на первой ступеньке восхождения на Небо. Не вступив на эту первую ступеньку, т.е. не стяжав смирения, никто не сможет подняться дальше. Так что если мы хотим с вами не только именоваться детьми Божиими, но быть ими на самом деле, мы должны постараться стяжать в своем сердце смирение, которое рождает ответную любовь к Богу. Гордость никогда не даст родиться в нашем сердце ответной любви, гордый человек не способен на любовь. И потому среди святых подвижников веры и благочестия нет ни одного гордого, но только смиренные. Если в нас нет смирения, то тот  подвиг, который ради нас приходит в этот мир совершить Господь, будет тщетным, не спасительным для нас.

Пусть не только в этот праздничный день, но и всегда мы, обращаясь к Божией Матери, будем молить Ее о том, чтобы тот подвиг, который Ее Божественный Сын совершил ради нас и ради нашего спасения, те страдания и то Воскресение Его, были спасительны для нас с вами. А спасительны они будут лишь тогда, когда мы научимся отвечать своею любовью на Божественную любовь. А это возможно, когда мы сможем стяжать смирение, побеждая гордость. Ради этого  сегодня Архангел Гавриил приходит к Деве Марии и говорит Ей: "Радуйся, благодатная, Господь с тобою". А если Господь с Божией Матерью, то Он и вместе с нами. Вот об этом всем нам сегодня для нашего спасения напоминает Святая Христова Православная Церковь. Аминь.

Протоиерей Валерий Захаров.
7 апреля  2005 г.

 

Тропарь праздника

Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление; Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, благодатная, Господь с Тобою!

"Ныне начало нашего спасения и обнаружение тайны, которая предуставлена была прежде всех веков: Сын Божий - Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Поэтому и мы с ним Богородице воскликнем: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!"

Кондак праздника

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная воспесуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

"Тебе, высшей Военачальнице, избавившись от бед, мы, недостойные рабы Твои, Богородица, воспеваем победную и благодарственную песнь. Ты же, как имеющая силу непобедимую, освобождай нас от всяких бед, чтобы мы взывали к Тебе: радуйся Невеста, в брак не вступившая!"

СРЕДА 5-Й СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА

Познай, что ты согрешил и загладишь грехи свои.

Преподобный Нил Синайский

среду вечером в православных храмах совершается особая служба - "Мариино стояние". На этой службе единственный раз в году прочитывается целиком Великий канон Андрея Критского, который звучал по частям с понедельника по четверг первой седмицы Великого Поста и канон преподобной Марии Египетской. По этой особенности утреннее Богослужение четвертка называется Андреевским стоянием и стоянием Марии Египетской. В каноне собраны и изложены все побуждения к посту и покаянию, - и Святая Церковь повторяет его теперь в полном составе, чтобы вдохнуть в нас новые силы к успешному окончанию поста. Для этой же цели - возбуждения и сил, и внимания кающихся - служит и чтение жития преподобной Марии Египетской.

 

Тропари преподобной Марии Египетской из Великого канона

Всем усердием и любовию притекла еси Христу, первый греха путь отвращши, и в пустынях непроходимых питающися, и Того чисте совершающи Божественныя заповеди.

"Отвратившись от прежней греховной жизни, ты со всем усердием и любовью прибегла ко Христу, пребывая в безлюдной пустыне и в чистоте исполняя Его Божественные заповеди".

Да страстей пламень угасиши, слез капли источала еси присно, Марие, душею распаляема, ихже благодать подаждь и мне, твоему рабу.

"Чтобы угасить огонь страстей, ты, Мария, горя сердцем, постоянно проливала потоки слез, благодать которых даруй и мне, твоему рабу".

Житие преподобной

Марии Египетской

реподобная Мария была египетской подвижницей. Вот как сама она открыла свою жизнь святому Зосиме, который незадолго до ее смерти встретил ее в пустыне. "В 12 лет я ушла из дома родителей в Александрию, где начала вести порочную жизнь. Однажды с народною толпою отправилась я в Иерусалим на праздник Воздвижения креста Господня. Во время плавания я соблазнила многих путешественников. Прибыв в Иерусалим, я хотела идти с народом в церковь, но какая-то невидимая сила удерживала меня. Я стала размышлять, почему я не могу войти в церковь, когда входят другие. Тогда свет Божий озарил мое сердце, и я поняла, что грехи мои не пускают меня в храм Божий. Долго я плакала и вдруг, подняв глаза к верху, увидела на стене образ Пресвятой Богородицы. Я стала умолять Пресвятую Богородицу простить меня и допустить в церковь, чтобы поклониться Кресту Христову. И что же? После молитвы я свободно вошла в церковь, поклонилась Святому Кресту и, воротившись к иконе, стала просить Богородицу наставить меня на путь спасения. Тогда я услышала голос: "Ступай за Иордан, и там найдешь покой для души твоей!" Я послушалась голоса и через три дня дошла до монастыря святого Иоанна Предтечи, близ реки Иордана. Выкупавшись в святой реке, я вошла в церковь, приобщилась Святых Тайн и потом, перейдя реку, поселилась в здешней пустыне. Здесь я прожила 40 лет, питалась кореньями, терпела страшный голод. Иногда я мучилась, воспоминая о сладкой пищи, которую всегда имела в Египте. Иногда не было и простой воды, а мне хотелось тех дорогих вин, которые я пила прежде без меры. Язык мой против моей воли настраивался повторять те безумные песни, которые прежде утешали меня. Страшно я боролась со своими злыми навыками. Случалось, что падала на землю от изнеможения. Платье мое истлело от времени, тело то страдало от холода, то горело от зноя. Но через 17 лет наступило время покоя". Рассказав свою жизнь, святая Мария просила Зосиму, что бы он в будущем году, в Великий четверг, принес из монастыря Святые Дары и причастил ее в тот самый день, в который Господь причащал Своих учеников. Святой Зосима, придя в пустыню, долго молился и ждал святую подвижницу. Наконец, увидел, что она подошла к реке и, перекрестив ее, пошла по воде. Старец изумился и хотел поклониться Марии в ноги, но она сказала: "Что ты делаешь? Ты священник и в руках у тебя Святые Дары?" Причастившись, святая подвижница просила еще раз придти к ней в пустыню; Зосима явился через год и нашел ее уже умершею. Возле ее на песке были начертаны слова: "Отец Зосима! Похорони здесь тело смиренной Марии, умершей 1 апреля". Это было 1 апреля 524 года, в самый день ее причащения. Память святой Марии, кроме 1 апреля (14 апреля по новому стилю), чтится в воскресенье и четверг 5-й недели Великого Поста. Чтится в это время для того, чтобы показать в ней кающимся грешникам высокий пример покаяния. Мощи святой Марии частями находятся в разных городах Европы.

http://www.pravoslavie.ru/kalend1/post/sr5.htm

26 марта/8 апреля.
Собор Архангела Гавриила

рхангел Гавриил был избран Господом для того, чтобы благовестить Деве Марии, а с Нею и всем людям великую радость о Воплощении Сына Божия. Поэтому на следующий день после Благовещения, прославив Пречистую Деву, мы благодарим Господа и почитаем Его посланника Архангела Гавриила, послужившего таинству нашего спасения.

Святой Архистратиг Гавриил - служитель Божественного Всемогущества. Он возвещал ветхозаветному человечеству о будущем воплощении Сына Божия: вдохновлял пророка Моисея при написании книги Бытия; пророку Даниилу возвещал о грядущих судьбах еврейского народа (Дан. 8, 16; Дан. 9, 21 - 24); являлся праведной Анне с вестью о рождении от нее Преблагословенной Девы Марии. Святой Архистратиг Гавриил неотступно пребывал со святой Отроковицей Марией в Иерусалимском храме и впоследствии охранял Ее во все время земной жизни. Он явился священнику Захарии, предсказав рождение Предтечи Господня - Иоанна Крестителя. Господь посылал его к святому Иосифу Обручнику: он явился ему во сне, чтобы открыть ему тайну воплощения Сына Божия от Пресвятой Девы Марии, предупредил о замыслах Ирода и повелел бежать в Египет с Младенцем и Богородицей. Когда Господь перед Своими страданиями молился в Гефсиманском саду до кровавого пота, на укрепление Его, по Церковному Преданию, был послан с Небес Архангел Гавриил, имя которого означает "Крепость Божия" (Лк. 22, 43). Жены-мироносицы услышали от Архистратига радостную весть о Воскресении Христовом.

Вспоминая в этот день многократные явления святого Архистратига Гавриила и его ревностное исполнение Божественной воли, исповедуя его ходатайство пред Господом о христианах, Православная Церковь призывает своих чад с верой и усердием прибегать в молитвах к великому Ангелу.

http://days.pravoslavie.ru/Life/life709.htm

21марта/3 апреля - день памяти преподобного Серафима Вырицкого.

Предлагаем Вашему вниманию его духовное завещание. Этот текст, написанный в стихотворной форме, отец Серафим адресовал одному из своих духовных чад - епископу, находящемуся в заключении. В нем - отблеск глубочайшей молитвенной тайны, раскрываемой в беседе Бога с душою человека. Это духовное завещание старца, обращенное и ко всем нам.

Преподобный Серафим Вырицкий

ОТ МЕНЯ ЭТО БЫЛО

По благословению
высокопреосвященного Амвросия,
архиепископа Ивановского и Кинешемского

(духовное завещание)

умал ли ты когда-либо, что всё, касающееся тебя, касается и Меня?

Ибо касающееся тебя касается зеницы ока Моего.

Ты дорог в очах Моих, многоценен, и Я возлюбил тебя, и поэтому для Меня составляет особую отраду воспитывать тебя.

Когда искушения восстанут на тебя, и враг придет, как река,

Я хочу, чтобы ты знал, что От Меня это было.

Что твоя немощь нуждается в Моей силе и что безопасность твоя заключается в том, чтобы дать Мне возможность бороться за тебя.

Находишься ли ты в трудных обстоятельствах, среди людей, которые тебя не понимают, которые не считаются с тем, что тебе приятно, которые тебя отстраняют, -

От Меня это было.

Я - Бог твой, располагающий обстоятельствами.

Ты не случайно оказался на твоем месте, это то самое место, которое Я тебе назначил.

Не просил ли ты, чтобы Я научил тебя смирению, - так вот смотри, Я поставил тебя как раз в ту среду, в ту школу, где этот урок изучается.

Твоя среда и живущие с тобою только выполняют Мою волю.

Находишься ли ты в денежном затруднении, тебе трудно сводить концы с концами, знай, что От Меня это было.

Ибо Я располагаю твоими материальными средствами.

Я хочу, чтобы Ты прибегал ко Мне и был бы в зависимости от меня.

Мои запасы неистощимы.

Я хочу, чтобы ты убеждался в верности Моей и Моих обетований.

Да не будет того, чтобы тебе могли сказать о нужде твоей: "Вы не верили Господу Богу вашему"

[Втор. 8, 12-13].

Переживаешь ли ты ночь скорбей, ты разлучен с близкими и дорогими сердцу твоему, - От Меня это было.

Я - муж скорбей, изведавший болезни, Я допустил это, чтобы ты обратился ко Мне и во Мне мог найти утешение вечное.

Обманулся ли ты в друге твоем, в ком-нибудь, кому открыл сердце свое, -

От Меня это было.

Я допустил этому разочарованию коснуться тебя, чтобы ты познал, что лучший друг твой есть Господь.

Я хочу, чтобы ты все приносил ко Мне и говорил Мне.

Наклеветал ли кто на тебя предоставь это Мне и прильни ближе ко Мне, убежищу твоему, душою твоею, чтобы укрыться от "пререкания языков".

Я изведу, как свет, правду твою и судьбу твою, яко полудне

[Пс. 36, 6].

Разрушились ли планы твои, поник ли ты душою и устал -

От Меня это было.

Ты создавал себе свои планы и принес их Мне, чтобы я благословил их.

Но я хочу, чтобы ты предоставил Мне распоряжаться обстоятельствами твоей жизни, и тогда ответственность за все будет на Мне, ибо слишком тяжело для тебя это, и ты один не можешь справиться с ними, так как ты только орудие, а не действующее лицо.

Посетили ли тебя неожиданные неудачи житейские и уныние охватило сердце твое, знай -

От Меня это было.

Ибо Я хочу, чтобы сердце твое и душа твоя были всегда пламенеющими пред очами Моими и побеждали бы именем Моим всякое малодушие.

Не получаешь ты долго известий от близких и дорогих тебе людей и по малодушию твоему впадаешь в отчаяние и ропот, знай -

От Меня это было.

Ибо этим томлением твоего духа Я испытываю крепость веры твоей в непреложность обетования,силу дерзновенной твоей молитвы о сих близких тебе.

Ибо не ты ли вручил их Покрову Матери Моея Пречистыя, не ты ли некогда
возлагал заботу о них Моей промыслительной любви.

Посетила ли тебя тяжкая болезнь, временная или неисцельная, и ты оказался прикованным к одру своему -

От Меня это было.

Ибо Я хочу, чтобы ты познал Меня еще глубже в немощах своих телесных
и не роптал бы за сие ниспосланное тебе испытание, не старался проникнуть в Мои планы спасения душ человеческих различными путями, но безропотно и покорно преклонил бы выю твою под благость Мoю к тебе.

Мечтал ли ты сотворить какое-либо особенное дело для Меня и вместо того слег на одр болезни и немощи -

От Меня это было.

Ибо тогда ты был бы погружен в дела свои и Я не мог бы привлечь мысли твои к Себе, а Я хочу научить тебя самым глубоким мыслям, что ты на службе у Меня.

Я хочу научить тебя сознавать, что ты - ничто.

Некоторые из лучших соработников Моих суть те, которые отрезаны от живой деятельности, чтобы им научиться владеть оружием непрестанной молитвы.

Призван ли ты неожиданно занять трудное и ответственное положение, иди полагаясь на Меня.

Я вверяю тебе эти трудности, ибо за это благословит тебя Господь Бог твой
во всех делах твоих, на всех путях твоих, всем, что будет делаться твоими руками.
В сей день даю в руку твою этот сосуд священного елея.

Пользуйся им свободно, дитя Мое.

Каждое возникающее затруднение, каждое оскорбляющее тебя слово, каждая помеха в твоей работе, которая могла бы вызвать чувство досады и разочарования, каждое откровение твоей немощи и неспособности пусть будут помазаны этим елеем -

От Меня это было.

Помни, что всякая помеха есть Божие наставление, и потому положи в сердце свое слово, которое Я объявил тебе в сей день, -

От Меня это было.

Храни их, знай и помни - всегда, что всякое жало притупится, когда ты научишься во всем видеть Меня.

Все послано Мною для совершенствования души твоей, -

От Меня это было.

26 марта/8 апреля. Святые мученицы Алла и Лариса пострадали с другими мучениками в первой половине IV века в Готфии, где они по приказу царя Унгерика были сожжены в храме во время церковной службы.

Св. Гаафа, супруга другого готского царя, вместе со своей дочерью Дуклидой собрала останки святых мучеников и удалилась с ними в Кизик (в Крыму). Когда Гаафа возвратилась в Готфию, разъяренные язычники забросали ее камнями. Ее же дочь, св. Дуклида, мирно скончалась в Кизике.

Месяцеслов

Воскресенье, 2 Апреля 2006 года. Неделя 4-я Великого поста. Прп. Иоанна Лествичника. Мц. Фотины (Светланы) Самаряныни, ее сыновей .

Понедельник, 3 Апреля. 5-я седмица Великого поста. Прп. Иакова, еп., исп. (VIII-IX). Свт. Кирилла, еп. Катанского (I-II).

Вторник, 4 Апреля. Сщмч. Василия, пресвитера Анкирского (362-363). Мц. Дросиды Антиохийской, дщери царя Траяна (104-117). Прп. Исаакия Далматского (IV).

Среда, 5 Апреля. Прмч. Никона еп. и 200-ти учеников его (251). Мчч. Филита, Лидии, жены его, Македона, Феопрепия, Кронида и Амфилохия (117-138).

Четверг, 6 Апреля. Предпразднство Благовещения Пресвятой Богородицы. Прп. Захарии монаха, иже в Латре.. Иконы Божией Матери, именуемой "Тучная Гора".

Пятница, 7 Апреля. Благовещение Пресвятой Богородицы. Преставление свт. Тихона, патрираха Московского и всея Руси (1925). Иконы Благовещения Божией Матери (XVI).

Суббота, 8 Апреля. Собор Архангела Гавриила. Мчч. Вафусия и Верка пресвитеров, Арпилы монаха, мирян: Авива, Агна, Реаса, Игафракса, Искоя, Силы, Сигица, Сонирила, Суимвла, Ферма, Филла и мцц. Анны, Аллы, Ларисы, Моико, Мамики, Уирко, Анимаисы (Анимаиды), Гаафы, царицы Готфской и Дуклиды (ок. 375).

версия для печати

Рассылка на новости сайта

Читателю предлагается три варианта:
1. Просмотр RSS-новостей сайта на Христианство.ру (для этого кликните на кнопке RSS и читайте страницу новостей)
2. Подписка через RSS, не требующая указания Е-мейл Для этого кликните на кнопке RSS и далее на кнопке "подписаться".
3. Если на странице RSS кнопка "подписаться" отсутствует, это означает, что Ваш браузер не поддерживает RSS Тогда подпишитесь на новости, введя свой Е-мейл ниже.
Рассылка еженедельная, объем не более 10 Кбайт.
Email:


Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет
Rambler's Top100

© Свято-Никольский собор, 2000 - 2010
При использовании материалов ссылка на "Никольский Благовест" с указанием URL
(http://www.nikolay.orthodoxy.ru http://www.nikolski.kz, http://nikolski-sobor.narod.ru) обязательна!

 

Сайт управляется системой uCoz