По благословению Мефодия, Митрополита Астанайского и Алматинского
4 (308), 2006 г.
2000 год | 2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год
номера за все годы - щелкните на нужный год от РХ

"Никольский Благовест" содержит проповеди, сведения о всех православных праздниках, традициях, о православном богослужении, сведения об инославии, апологетику, месяцеслов на каждый день и многое другое.

Месяцеслов.

ВОСКРЕСЕНЬЕ О РАССЛАБЛЕННОМ

3-е Воскресенье по Пасхе

(к Ин. 5, 1-15)

новь и вновь, из года в год те же самые евангельские отрывки читаются в церкви; и когда они возвращаются, всегда встает передо мной вопрос: А что ты сделал и течение целого года для того, чтобы этот отрывок Евангелия не был словом, сказанным тебе и не услышанным, не был словом, просто напрасно прозвучавшим?..

Сегодняшнее Евангелие говорит о парализованном человеке, который в течение многих лет не мог найти себе исцеление, потому что никто, ни один человек не нашелся за все эти годы, чтобы помочь ему опуститься в исцеляющие воды купели. И вот передо мной, как перед каждым из вас, вероятно, стоят два вопроса, и первый из них: Кто я?

С одной стороны, я тот человек, лишенный силы, который неспособен, не может найти себе исцеление своими силами. Сколько оцепенения в душе, сколько бессилия в воле, сколько бесчувствия в сердце, сколько тусклости в разуме каждого из нас, во мне... И вот, из года в год, когда-нибудь, хоть сегодня, враз, встает вопрос: Ты можешь исцелиться? - и ответ: Нет, не могу; силы нет, не могу взлететь душой к Богу, не могу собраться с силами - не могу; я парализован во всех отношениях...

И второй вопрос, уже двоякий: неужели нет никого около меня, кто помог бы мне ожить? Не опустив меня, конечно, в целительные воды, а, может быть, сказав животворное слово? Может быть, предложив, если я сам, один, не могу идти, меня поддержать, мне помочь хоть несколько шагов ступить - неужели нет никого?.. И если спросить себя - сколько есть таких голосов, сколько дружбы, сколько бодрящих слов, сколько слов, обращенных ко мне лично и к каждому из нас, к тебе Самим Спасителем Христом, которые могли бы тронуть душу так, чтобы она вздрогнула и стала живой... И обратная сторона этого второго вопроса: сколько вокруг меня людей, парализованных волей, сердцем, душой, которым я мог бы помочь ожить, встать, пойти, - а мне лень, мне некогда, я забываю... И когда я говорю "я" - то, по совести, я говорю о себе, но также, вероятно, о каждом из вас, кто слушает, кто слышит мое признание в косности...

И что же нам делать? Неужели снова ждать в течение года, чтобы те же слова прозвучали, чтобы снова Христос нам сказал те же слова и мы снова подумали: А, прошел год - и все одно и то же повторяется в церкви... Повторяется, да! - как в нашей жизни; если бы только мы ожили от первого слова, нам не нужно было бы его слышать вновь и вновь, мы бы это слово воплотили в себе, мы бы его пронесли через всю жизнь, как факел, и загорелись бы души вокруг нас, и ожили бы люди вокруг нас, и они тоже понесли бы благую, животворящую весть...

Вот, в течение недели, которая сегодня началась этим чтением, поставим перед собой вопрос о том, в чем моя немощь? Чем я парализован? Какой частью души? Что внесло этот паралич, это оцепенение в мою душу? -и отделаемся от этого с помощью Христа, с помощью любящих нас людей, собрав все свои силы. И спросим себя: кто около меня нуждается в той помощи, о которой я мечтаю, без которой я жить не могу?.. И не ожидая ничего, не ожидая, чтобы я сам стал живым, -попробую дать другому ту помощь, которая ему поможет ожить. Аминь.

Митрополит Сурожский Антоний. 27 апреля 1980 г.

Святитель Афанасий,
архиепископ Александрийский

вятитель Афанасий, архиепископ Александрийский, великий отец Церкви и столп Православия, родился около 297 года в городе Александрии в семье благочестивых христиан. Он получил хорошее светское образование, но еще более глубокие познания приобрел прилежным изучением Священного Писания. С отроческих лет будущий великий святитель Афанасий стал известен Александрийскому Патриарху, святому Александру (память 29 мая) при следующих обстоятельствах. Однажды группа детей, среди которых находился и отрок Афанасий, играла на берегу моря. Дети-христиане решили крестить своих сверстников-язычников. Отрок Афанасий, которого дети избрали "епископом", совершал крещение, в точности повторяя слова, слышанные им в церкви при этом таинстве. Все это наблюдал из окна Патриарх Александр. Потом он велел привести к себе детей и их родителей, долго беседовал с ними и, удостоверившись, что крещение, совершенное детьми в игре, было во всем согласно с церковным уставом, признал крещение действительным и дополнил его миропомазанием. С этого времени Патриарх наблюдал за духовным воспитанием юного Афанасия и со временем присоединил его к клиру, сначала чтецом, а затем посвятил в сан диакона. В этом сане святой Афанасий сопровождал Патриарха Александра в 325 году на I Вселенский Собор в Никее. На Соборе святой Афанасий выступал с опровержением ереси Ария. Эта речь была одобрена православными отцами Собора, а ариане - явные и скрытые - возненавидели Афанасия и на протяжении всей его жизни подвергали гонениям. После смерти святого Патриарха Александра, святой Афанасий был единодушно избран его преемником на Александрийскую кафедру. Он долго отказывался, считая себя недостойным, но по настоянию всего православного населения должен был согласиться, и в возрасте 28 лет был рукоположен в сан епископа и поставлен во главе Александрийской Церкви. 47 лет святитель Афанасий управлял Церковью, испытав за этот период много гонений и скорбей от своих противников. Несколько раз он изгонялся из Александрии и скрывался от ариан в пустынных местах, так как они многократно покушались убить Святителя. Святитель Афанасий провел в изгнаниях более 20 лет, то возвращаясь к своей пастве, то вновь подвергаясь ссылке. Был момент, когда он оставался единственным православным епископом, все же другие епископы уклонились в ересь. На лжесоборах епископов-ариан он был провозглашен лишенным епископского сана. Несмотря на многолетние гонения. Святитель продолжал твердо отстаивать чистоту православной веры и неустанно писал послания и трактаты против арианской ереси. Когда же Юлиан Отступник (361 - 363) начал гонение на христиан, то его гнев в первую очередь обрушился на святителя Афанасия, который почитался великим столпом Православия. Юлиан намеревался убить Святителя, чтобы нанести сокрушительный удар христианству, но вскоре сам бесславно погиб. Смертельно раненный стрелой во время сражения, он с отчаянием воскликнул: "Ты победил, Галилеянин". После смерти Юлиана святитель Афанасий управлял Александрийской Церковью семь лет и скончался в 373 году, в возрасте 76-ти лет.

Сохранились многочисленные творения святителя Афанасия: четыре "Слова", направленные против ереси ариан, а также письмо к Епиктету, епископу Коринфской Церкви, о Божественной и человеческой природе в Иисусе Христе, 4 письма к епископу Серапиону Тмуитскому о Божественности Святого Духа и равенстве Его с Отцом и Сыном - против ереси Македония. Сохранились также и другие сочинения апологетического характера в защиту Православия, в том числе письмо к императору Констанцию. Известны комментарии святителя Афанасия к Священному Писанию, книги нравоучительного характера и подробное жизнеописание преподобного Антония Великого (память 17 января), с которым святитель Афанасий был очень близок. Святитель Иоанн Златоуст советовал читать каждому православному христианину это житие. Память святителя Афанасия совершается также 18 января совместно с памятью святителя Кирилла Александрийского.

http://days.pravoslavie.ru/Life/life972.htm

Авва Афанасий

     1. Авва Афанасий сказал: Некоторые говорят: ныне нет мученического подвига. Несправедливо. Можно вступить в мученический подвиг под руководством совести. Умри греху, умертви уды твоя, яже на земли (Кол. 3, 5), и будешь мучеником по произволению. Мученики боролись с мучителями, царями и князьями: и ты имеешь мучителя, терзающего тебя - диавола, имеешь князей, преследующих тебя - демонов. Некогда были воздвигнуты диаволу и демонам капища и жертвенники, приносилось каждому кумиру ложному мерзостное идолослужение; уразумей, что и ныне могут быть в душе капище и жертвенник, может быть мысленный кумир. Капище - ненасытное сладострастие, жертвенник - сладострастные вожделения; кумир - дух вожделения. Работающий блуду и увлеченный сладострастием отвергся Иисуса, покланяется идолу, имеет в себе истукан Венеры - мерзостную плотскую страсть. Опять: если кто побеждается гневом и яростию, и не отсекает этих неистовых страстей, тот отрекся Иисуса, имеет своим Богом Марса, подчинил себя гневу, что служит знамением беснования. Другой сребролюбив: затворяя сердце свое для брата своего и не милуя ближнего своего, он отрекся Иисуса, - служит идолам, имеет в себе кумира - Аполлона, и покланяется твари, оставив Творца. Корень всем грехам - сребролюбие. Если удержишься и сохранишься от неистовых страстей, то ты попрал кумиров, отверг зловерие, соделался мучеником, исповедал святое исповедание.

     2. Говорил авва Афанасий: Отцы наши хранили воздержание и нестяжание, а мы расширили чрево наше и наши кладовые.

     3. Опять говорил: Отцы наши прилежали внимательной молитве в безмолвии, а мы заботимся наиболее о приготовлении пищи и о рукоделии.

святые благоверные князья Российские Борис и Глеб

"Отечник"
Игнатий Брянчанинов

ученики, святые благоверные князья Российские Борис и Глеб, во Святом Крещении Роман и Давид

Сыновья великого князя Владимира, по смерти которого были предательски убиты в 1015 году братом Святополком Окаянным, захватившим Киевский престол. Ярослав Мудрый в 1019 году нашел тела мучеников и похоронил в одной могиле. Хотя при обнаружении святых мощей начались многочисленные чудеса и исцеления, в Константинополе долго не соглашались на прославлении князей-мучеников, так как слишком недавно была просвещена христианством Русь, и греки сомневались, могли ли в ней уже явиться угодники Божии. Прославление и перенесение мощей первых русских страстотерпцев состоялось 24 июля-1078 года, в день убиения св. Бориса. Второе перенесение мощей свв. князей из Вышгорода в Киевскую церковь, посвященную их имени, произошло при великом князе Владимире Мономахе и празднуется 2/15 мая.

СПЕЦПЕРЕСЕЛЕНЦЫ В КАЗАХСТАНЕ

11 января 1931 года со страниц газеты "Правда" раздался один из самых зловещих призывов того времени: "Объявить кулачеству войну не на жизнь, а на смерть, и, в конце концов, смести его с лица земли". В результате объявленной войны свыше двадцати миллионов человек потеряло свой дом. На территорию Центрального Казахстана, в соответствии с решением ЦК ВКП(б) от 20 февраля 1931 года было вывезено около полумиллиона человек. Так начинается история Караганды.

На первых порах под усиленным конвоем в Акмолинск доставили только работоспособных мужчин. В течении трех месяцев они построили временную железную дорогу от Акмолинска до Караганды. Дневная норма работы для строителей железной дороги была 8 тонн грунта, зимой и летом. Инструмент - тачка, лом, кирка, совковая лопата. Не выполнившим норму урезали паек и люди падали замертво. Могилы им не копали, а клали прямо в железнодорожную насыпь, так что железная дорога от Акмолинска до Балхаша буквально на костях стоит. Начиная с июня 1931 года в Акмолинск начали прибывать под охраной ОГПУ эшелоны с семьями "раскулаченных". Везли их по жарким степям в наглухо закрытых вагонах, где для всего вагона стояла одна туалетная бочка, а норма питьевой воды была - кружка в сутки. Ехали в тех вагонах беременные женщины, кормящие матери, дети, старики. Уже в вагонах люди стали умирать и покойников везли вместе с живыми до места назначения. На южной окраине Акмолинска скопилось тогда столько народа, что власти оказались не в состоянии обеспечить их не только продуктами питания, но даже питьевой водой. Люди начали умирать от голода, жажды и болезней. По временной железной дороге из Акмолинска в Караганду 10 июля 1931 года прибыл первый эшелон с семьями спецпереселенцев. Люди, выброшенные  в голую степь, вынуждены были укрываться в наскоро вырытых ими же ямах, которые сверху накрывали ветхим тряпьем или же неким подобием циновок, сплетенных из степной травы и колючего караганника. Заселять переселенцев в наспех построенные бараки начали лишь в ноябре, когда уже выпал снег и морозы вступили в свои права. До заселения в бараки от голода и холода погибли почти все дети до шестилетнего возраста. За свою работу спецпереселенцы получали кусок хлеба да черпак жиденькой баланды. Потом их расселили по баракам, внутри которых не было даже деревянных нар. Площадь каждого барака была около пятидесяти квадратных метров. В первую осень и зиму от голода, холода и эпидемий погибло более половины людей. Многих переживших трагедию первой зимы покосил голод 1933 года. В результате в живых остались одна четвертая часть приехавших, четыреста тысяч полегло. Столь  чудовищное количество уничтоженных людей перепугало самих зачинщиков. По этой причине они уничтожили почти все архивы о спецпереселенцах

Об этом времени вспоминает Прокопенко Феодосия Федотовна: "В 1931 году нас привезли в Осакаровку, где была ровная степь. Пятьдесят тысяч человек было в этом поселке. Кругом милиция на лошадях охраняла, чтобы не убежали. А куда побежишь? Речка там Ишим. Оттуда брали пить, там и стирали. Бурьянчик собирали, варили и кушали. В степи мы вырыли яму, как погребок. Кое - чем накрыли, и там мы жили. Так жили все в первый год. Один колодец был на весь поселок, глубиной метров двадцать пять - он до сего времени стоит. День ночь стояли за водой. Мама пошлет с ведерочком, пойдешь, чтобы только детям больным принести воды. Туалетов не было, ров был такой, метров на тридцать выкопанный, общий для всех. И вот, люди стали умирать - повальная дизентерия. Каждый вечер ездила подвода, на нее покойников кидают, как чурбаки, и в ямы отвозят. Так было, что целыми семьями умирали. И наши дети начали болеть дизентерией. Температура высокая, врачей нет, губки лопаются, кровь бежит, смачиваем их водичкой. И вот, 31 августа умирает братик Женя, потом 11 сентября умирает Надя, сестренка, а 17 сентября утром умирает Варя. Только солнышко вышло. Поднялось наполовину, мы с мамой эту дыру открыли, лежим, умирает Варя. А солнышко только вышло всем диском, и Гриша, маленький самый, умирает. Гробов не было, ямы сами рыли и туда, в ямы, покойников бросали. У нас, спасибо ему, родной был с нашего хутора, дядя Петя. Царство ему Небесное. Он маме скажет: "Ты, Даша, не волнуйся, мы твоим детям корзинки сплетем", - там хворост был. И мама всех деток в корзинки. И мама просила ребят с того хутора: "Вы подройте под бочок, чтобы туда задвинуть корзинку". А тут еще кладут, еще, еще, и наверх еще, и еще, а потом уже засыпают. Из пятидесяти тысяч половина осталась или нет? А у нас остались Павлик, я и Ваня, и мама с нами.

Потом на работу стали ходить. Там дерн копали, а мы, подростки, в бричку впрягались, человек двенадцать, и тянули этот дерн на строительство - дома строили, стены клали из дерна. Но мы в эти первые дома не попали. А потом мама заболела тифом, лежала без сознания две недели, а мы сидели.

Зима началась, нас стало засыпать немножко снегом. А снег выпал, папа приехал к нам, выхлопотал на воссоединение. Папа стал работать, нам немножко полегче стало. Папа выложил дерном уголочек в норе и сверху яму накрыл дерном. Он привез с собой полушубок, который смогли передать ему в одиночку. И мы с братиком под этой шубой всю зиму лежали, потому что мы были раздетые, в чем забрали, в том и привезли. Простите, конечно, что скажу, считали, кто сколько блох поймает и убьет, блохи по нам лазили. Ели сухой паек, готовить там негде было. Чечевицу привезут, и мы жевали ее. Самой трудной была эта зима. Павлик и Ваня ее не пережили, и я одна осталась из всех детей, и папа с мамой. На второй год уже дома возвели; перегораживали их на пять квартир, и мы сами уже печку делали". [http://www.pravoslavie.ru/put/060502182547 - _ftn2#_ftn2[2]]

Феодосии Федотовне вторит иерей Иоанн Тимаков: "Нас привезли из Самарской губернии в степь, на место будущего поселка Новая Тихоновка в середине лета 1931 года. Я был молод, со мной была жена и маленький ребенок. Мы выкопали ямку в метр глубиной, попончиками крышу закрыли и мешок с багажом в головах. Наш младенец прожил в этой яме месяц и умер. А зимой, когда нас перевели в недостроенные бараки, у нас другой младенец родился. Первую зиму свирепствовал тиф, было очень холодно, на пайке жить было трудно, народ ослаб. В 31-м, в 32-м году погибли все дети и старики, и к 33-му году осталась одна молодежь, редко где старика увидишь. А потом и молодые стали умирать. В Тихоновке у нас по двести человек в день умирало. Три бригады копали могилы (два метра ширины, пять метров длины). Зашивали человека в попонку грязную и в яму бросали. Зимой могилы копать не успевали. Покойников складывали в кучи, величиною с дом, по пятьсот-семьсот человек в каждой куче лежало друг на друге, как дрова. Второй наш ребенок тоже умер. А мы с женой выжили благодаря тому, что продали ее пальто на лисьем меху, что ей еще от матери досталось, купили овса, толкли его, ели и чуть живенькие остались.

Я, в числе других спецпереселенцев, работал на Кировой шахте. От шахты до нашего поселка было восемь километров пути. И каждый день надо было ходить по степи туда и обратно. Работаешь в шахте - грунтовые воды, как дождь, льют с потолка. Выйдешь из шахты - весь мокрый. В галошах вода, портянки мокрые, только фуфайку сухую наденешь и бежишь в поселок по тридцатиградусному морозу. Пока прибежишь - одежда примерзнет к телу. Шахтеры шли с работы и замертво падали. И всю зиму на дороге лежали. Бывало, в пургу дороги не видно, а мертвецы вместо вешек лежат по степи. Их весной на телеги собирали. И сам я дошел до упаду. Домой едва живым стал доходить от слабости. Болел сильно - малокровие, рвоты. И долго просил я коменданта поселка разрешить нам перейти жить в землянку при шахте, с трудом выпросился. И когда мы туда перешли, стали жить уже как в раю. Мне не надо было ходить по шестнадцать километров. А выйду из шахты, через дорогу перейду - и прямо в землянку. Здесь я немного ожил". [http://www.pravoslavie.ru/put/060502182547 - _ftn3#_ftn3[3]]

Все те, кто выжили, стали патриотами своего города, почти никто из них не вернулся на  свою родину. Караганда стала их новой родиной.  

КАРЛАГ В СИСТЕМЕ ГУЛАГА

Массовые репрессии послужили началом образованию широкой сети концлагерей по всей стране. В 1929 по указанию Сталина был подготовлен план, а 7 апреля 1930 г. было принято специальное положение об исправительно-трудовых лагерях в СССР. Концентрационные лагеря были организованы на Колыме, в Магадане, Воркуте, Сибири, Урале, Казахстане и других малозаселенных регионах. Так возник знаменитый  ГУЛАГ.

ГУЛАГ, являясь огромной "империей" внутри Советского Союза состоял из 53 лагерей, 425 исправительно-трудовых лагерей, 172 лагерей, работающих на стройках и хозяйствах ведомств, и 50 колоний для несовершеннолетних. По отчету, общее число заключенных на 1 марта 1940 года определяется в 1.668.200 человек.

История Карлага неотделима  от истории ГУЛАГа. В мае 1930 года было принято постановление СНК СССР  "Об организации Казахского исправительно-трудового лагеря (КазИТЛАГ)". В документе говорится: "Учитывая политическо-хозяйственное и аграрно-культурное значение, создаваемое лагерями особого назначения ОГПУ в Казахстане, при лагере принудительных работ в Каркаралинском округе большого комбинированного совхоза, Совнарком постановляет:

1.Согласиться с заключением Наркомзема, и просьбу Казахского управления лагерями особого назначения  ОГПУ  об отводе сплошного земельного массива площадью в 110.000 га, кроме территории и строений Кояндинской ярмарки, в бессрочное и безвозмездное пользование - удовлетворить.

2. Наркомзему  КазССР немедленно произвести землеустройство отчуждаемой площади, выделив для производства технический персонал. Работу произвести рабочей силой и средствами  Управления лагерями особого назначения  ОГПУ  в Казахстане". [http://www.pravoslavie.ru/put/060502182547 - _ftn4#_ftn4[4]   ]

Через год, 19 декабря 1931 года, последовало решение о реорганизации первого отделения КазИТЛАГа - совхоза "Гигант" в отдельный Карагандинский исправительно-трудовой лагерь ОГПУ, именуемый сокращенно "Карлаг ОГПУ", с непосредственным подчинением  ГУЛАГу и местонахождением Управления лагеря в селе Долинское.

В докладной записке на имя Кобулова начальник оперативно-чекистского отдела Карлага дает характеристику вверенного ему объекта: "Протяжение территории лагеря с  севера на юг составляла 300 км., с востока на запад - 200 км. Кроме того, вне этой территории  имелось два отделения: Акмолинское, расположенное в 350 км от центра лагеря с количеством заключенных 2323 человек, и Балхашское отделение, расположенное в 650 км от центра лагеря с количеством заключенных в 772 человек". [http://www.pravoslavie.ru/put/060502182547 - _ftn5#_ftn5[5]]

Одной из главных целей организации Карлага было создание крупной продовольственной базы для бурно развивающейся угольно-металлургической промышленности Центрального Казахстана. Для создания и развития этих отраслей промышленности необходима была рабочая сила. После выселения местного населения с территории, выделенной под владения Карлага, пустующие земли заняли многочисленные  колонны заключенных. Они строили железную дорогу,  бараки для заключенных, казармы для ВОХРа, дома для начальствующего состава. Управление Карлага  подчинялось только ГУЛАГу  ОГПУ (НКВД) в Москве. По существу, это было государство в государстве. Оно располагало реальной властью, орудием, транспортными средствами, содержало почту и телеграф. Его многочисленные отделения были увязаны в единый хозяйственный механизм, со своим государственным планом. Структура Карлага была довольно громоздкой и имела многочисленные отделы: административно-хозяйственный (АХО), учетно-распределительный (УРО), контрольно-плановый (КПО), культурно-воспитательный (КВО), отдел кадров для вольнонаемных, снабжения, торговли, оперчекистский, финансовый, транспортный, политотдел. Ежемесячно каждый отдел отправлял в ГУЛАГ до 17 видов отчетности. В период апогея своего развития в 1953 году лагерь имел 26 отделений, 192 лагерные точки. Каждое отделение, в свою очередь, распределено на ряд хозяйственных подразделений, именуемых участками, точками, фермами. В лагере к 1953 году было 106 животноводческих ферм, 7 огородных и 10 пахотных участков. Заключенные были размещены по всей территории Карлага, отделения и участки располагались от центра на расстоянии от 5 до 650 км. Территория Карлага в 50-х годах занимала 2.087.646 га или 20876 кв.км. Общая численность заключенных по годам выглядит следующим образом: 1931 г. - 21329 чел., 1935 г. - 25127 чел., 1940 г.- 34536 чел., 1942 г.- 42586 чел., 1944 г. - 50425 чел., 1945 г. - 53946 чел., 1947 г. - 60745 чел., 1948 г. - 63044 чел., 1950 г.- 66208 человек. За весь период  существования Карлага в нем побывали более 1 млн. человек.

По свидетельству оставшихся в живых очевидцев, дела осужденных в лагере рассматривались без прокурора и адвоката, следствию отводилось не более десяти дней. Сроки набавлялись сразу же, приговор к высшей мере наказания - расстрелу - приводился  в исполнение немедленно, обжалование и помилование не допускались. Судебными "тройками" и  "особыми совещаниями" НКВД по Карагандинской области за 1937 - 1938 г.  было расстреляно 1495 человек. 

Естественно, таких "социально опасных" людей содержали в жестких условиях. Приведем один из документов, которому нельзя не верить, ибо исходит он от тех самых людей, которые распоряжались судьбами заключенных. Документ датирован 3 февраля 1941 г. Комиссия под председательством начальника 2-го отдела управления Карлага Т. Успарк и членов: зам. начальника сельхозотдела Сорокина, начальника штаба ВОХР Артемова и инженера ДСО Половникова произвела всестороннее обследование лагерных пунктов строительства Жартасской плотины на предмет выявления причин отставания по завершению строительства. В разделе акта о бытовых условиях заключенных говорится: "Во всех бараках, землянках, где живут заключенные - низкая температура, сыро, нет достаточного воздуха и света, имели место случаи отсутствия топлива по 2 - 3-е суток, люди совершенно не раздеваются, спят на нарах без постельных принадлежностей. Имеющаяся на участке сушилка не оборудована, плохо отапливается, сдаваемое для сушки обмундирование за ночь не просушивалось. На других участках сушилок вообще нет. Заключенные, используемые на работах по снегозадержанию, приходят в бараки в совершенно мокрых одеждах, а на утро в такой же одежде выходят на работу. Заключенные обеспечены обмундированием только на 40-45%, и то оно в ветхом состоянии, рваное, требующее ремонта. Имели место такие факты, когда отдельные заключенные получали у врача освобождение от работы, в этих случаях больных заключенных раздевали и вещедовольствие передавалось другим". [ http://www.pravoslavie.ru/put/060502182547 - _ftn6#_ftn6[6] ]

Подобное происходило и в Кызылтаусском лагерном отделении. В документе работников лагеря от 5-го февраля 1941 года указывается: "Заключенные размещены в двух стандартных бараках, стены бараков саманные, внутреннее оборудование - двойные нары, полы земляные. Зимних рам нет, грязно, в особенности земляной пол, между нарами - грязь, сыро. Печи в бараках отапливаются не ежедневно. В мужском бараке температура воздуха +4o, в женском +16o. У многих заключенных не имеется постельных принадлежностей. Баня, прачечная, дезкамера, ввиду отсутствия топлива, работают с большими перебоями. Обнаружена массовая вшивость, недостаток белья, которое не меняется и не стирается. Кипяченая вода, как в бараках, так и на работах, отсутствует. На работах даже нет сырой воды. Заключенные вместо питьевой воды едят снег. Имеется случай не выхода на работу заключенных из-за отсутствия одежды и обуви. Они актируются как отказчики от работы, которым выдается паек отказчика, и даже отправляются в ШИЗО. В лагерных подразделениях имеется 45 штрафных изоляторов, из которых 41 не отвечает требованию". [http://www.pravoslavie.ru/put/060502182547 - _ftn7#_ftn7[7] ]

Питание заключенных было плохим. В "Акте о питании заключенных" говорится: "Нормы питания заключенных были занижены. Питание по качеству не соответствует по калорийности. При ранее существовавших нормах имелась возможность кормить людей три раза, путем подвозки на трассу второго завтрака, а в настоящее время в связи с уменьшением норм получают пищу только два раза в день, то есть в семь утра завтрак, в девятнадцать часов - обед. Этот перерыв с 7 часов утра до 7 часов вечера отражается на производительности труда, как следствие этого - снижение норм выработки. Следует отметить, что нормы жиров также снижены на 50%". [http://www.pravoslavie.ru/put/060502182547 - _ftn8#_ftn8[8] ]

В основном дневной рацион был таковым: хлеб 450 гр. в сутки, суп из различных круп, но в основном из ячменя и овса, такая же каша. Питание было двухразовым, хлеб выдавался раз в день. Рабочий день в лагере продолжался 12 часов, в осенне-зимний период, в местах, где не было освещения, сокращался до 10 часов. В военное время были отменены выходные дни.

Себестоимость содержания одного заключенного в 1942 году в лагере составляла 5 руб. 17 коп. Низкая калорийность питания, тяжелый физический труд, высокий процент заболеваемости, дистрофия, туберкулез были главными причинами смерти заключенных. В таких условиях многие умирали. В архивах УВД КО приводятся данные физического состояния заключенных по годам. Так, на 1-е марта 1945 года лагерный контингент характеризуется: всего заключенных - 53782 чел. Из них первая - категория физически здоровые люди 5575 чел. (10,35%). Вторая категория - ослабленные 15525 чел. (28,85%). Третья категория - больные, временно не работающие люди 21607 чел (40,2%). Четвертая категория - не работающие инвалиды - 5616 чел (10,45%). Пятая категория - больные инвалиды - 9460 чел. (10,15%). Вот что пишет в своей докладной записки в ГУЛАГ от 18-го февраля 1943 года начальник оперативно-чекистского отдела Карлага Ялошкевич: "Большой процент смертности падает на простудные заболевания и на истощения. Больные с высокой температурой по несколько дней задерживаются в холодных бараках и часто доставляются в больницу в уже очень тяжелом состоянии, а отдельные заключенные там же в бараках и умирают, не получив какой-либо мед. помощи". [http://www.pravoslavie.ru/put/060502182547 - _ftn9#_ftn9[9] ]

Но большая часть заключенных умирала от голода. Бывший карлаговец  А. Пфайфер в своих воспоминаниях о жизни в лагере пишет: "Все десять лет моего заключения - это постоянная борьба за существование, борьба с голодом. Голод день за днем, год за годом, страшнее всех стихийных бедствий. Голод - это физическая и моральная деградация человеческого существа. Голодная смерть тем страшнее, что способна пожирать миллион людей. Таким образом, в Карлаге, как и по всему ГУЛАГу, погибло больше людей от голода и болезней, чем было расстреляно". [http://www.pravoslavie.ru/put/060502182547 - _ftn10#_ftn10[10] ]

Санитарная служба лагеря имела 50 стационаров и полустационаров на 3600 коек, при средней обеспеченности лечебной площади до 3 кв.м. на одного больного. За шесть месяцев 1942 - 1943 гг. было госпитализировано 17042 человека, из них 3372 человека умерло. Такой же, в среднем, процент был и последующие годы.

Продолжение следует...

18 мая Родился великий Князь Николай Александрович.

В МОСКОВСКОЙ ЦЕРКВИ ЗАМИРОТОЧИЛ

БЮСТ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ II

МАРИНА МОРГУНОВА, фото Владимира Ламзина

КАПЕЛЬКИ душистого желтого мира, проступившие на бюсте, кто-то из прихожан заметил совершенно случайно.

а этот мраморный бюст, что стоит во дворе старинной церкви, последнего российского царя - деньги прихожане собирали вскладчину всем миром.

Миро истекает главным образом с левой стороны бюста. Оно появляется в районе височной области Николая и стекает к подбородку. Тыльная же сторона памятника остается всегда сухой.

Практически одновременно с тем, как во дворе церкви замироточил бюст царя, начали источать душистое миро и пять икон, на которых изображены сам Николай II, императрица Александра Федоровна и их дети.

Икона
Интересна история их происхождения: написал иконы еще до канонизации императорской семьи петербургский монах Григорий. И перец смертью передал их настоятелю маленькой церквушки в городе Клине. Поскольку в церкви разместить довольно внушительного размера иконы было негде, тот их держал какое-то время у себя дома. А потом, каким-то образом узнав, что в Москве есть храм Николая Чудотворца, настоятель которого трепетно относится к царской семье и всему, что с нею связано, - передал отцу Виктору.

- Многие приходят посмотреть на этот божий знак, - говорит отец Виктор. - Некоторые скептики специально приходят убедиться в том, что чудо - реальность, а не чей-то вымысел. Надеюсь, что кто-то из них после этого обратится к Богу или, по крайней мере, задумается о своих грехах.

по материалам альманаха ЖИЗНЬ №85(172), от 15 мая 2002

Молитва Святому

Царю мученику Николаю

О, святый страстотерпче царю мучениче Николае! Господь тя избра помазанника Своего, во еже милостивно и право судити людем твоим и хранителем Церкве Православныя быти. Сего ради со страхом Божиим царское служение и о душах попечение совершал еси. Господь же, испытуя тя, яко Иова Многострадальнаго, попусти ти поношения, скорби горькия, измену, предательство, ближних отчуждение и в душевных муках земнаго царства оставление. Вся сия ради блага России, яко верный сын ея, претерпев, и, яко истинный раб Христов, мученическую кончину прием, Небеснаго Царства достигл еси, идеже наслаждаешися Вышния славы у Престола всех Царя, купно со святою супружницею твоею царицею Александрою и царственными чады Алексием, Ольгою, Татианою, Мариею и Анастасиею. Ныне, имея дерзновение велие у Христа Царя, моли, да простит Господь грех отступления народа нашего и подаст грехов прощение и на всякую добродетель наставит нас, да стяжим смирение, кротость и любовь и сподобимся Небеснаго Царствия, идеже купно с тобою и всеми святыми новомученики и исповедники Российскими прославим Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва из акафиста

Икона Божией Матери,

именуемая "Нечаянная Радость"

Икона Божией Матери, именуемая "Нечаянная Радость", пишется так: в комнате, вверху икона Божией Матери, а внизу около нее коленопреклоненно молящийся юноша. Предание об исцелении некоего юноши от плотской страсти через эту святую икону описано в книге святителя Димитрия Ростовского. "Руно Орошенное". Юноша молился по привычке перед образом Пречистой и вдруг увидел, что изображение ожило, язвы Господа Иисуса раскрылись и кровоточат. В страхе он воскликнул: "О Госпожа, кто это сделал?" На что Богородица отвечала: "Ты и прочие грешники грехами своими вновь распинаете Сына Моего". Тогда только раскрылась перед ним бездна его грехопадения, долго молил он в слезах Богородицу и Спасителя о помиловании. Наконец, была дана ему нечаянная им уже радость. [ http://days.pravoslavie.ru/Life/life3093.htm ]

Храм иконы Божией Матери

"Нечаянная радость"

в Марьиной роще

Храм был построен в 1899-1904 г. на средства жителей Марьиной рощи на земле, подаренной графом А.Д. Шереметевым. Архитектура выдержана в стиле древнерусских храмов 17 в. Храм не закрывался.

1/14 мая

Святая благоверная

царица Тамара Великая

Благоверная царица Грузии Тамара Великая родилась ок. 1165 года. Происходила из древней грузинской династии Багратидов и с 1178 года являлась соправительницей своего отца, Георгия III. Время царствования святой Тамары известно как золотой век грузинской истории: царица Тамара отличалась высоким благочестием и, продолжая начинания своего деда. святого благоверного царя Давида III Возобновителя, способствовала широкому распространению веры Христовой по всей Грузии, строительству храмов и монастырей. В 1204 г. правитель Румского султаната Рукн-эд-Дин обратился к царице Тамаре с требованием отказа Грузии от христианства и принятия ислама. Царица Тамара отвергла это требование, и в исторической битве близ Басиани грузинское войско разбило коалицию мусульманских государств. Мудрое правление благоверной царицы Тамары снискало ей всенародную любовь. Последние годы жизни она провела в пещерном монастыре Вардзиа. Благоверная царица имела келлию, сообщавшуюся посредством оконца с храмом, из которой она могла возносить молитвы к Богу во время Богослужений. Скончалась мирно в 1213 году и была причислена к лику святых. Память ее празднуется дважды: 1 мая - день преставления, и вторично в Неделю жен-мироносиц.

Тропарь Тамаре, царице Грузинской, блгв

Во святых дивная, Иверии светило, благоверная царице Тамаро, на горах высоких храмы воздвигшая, да в них моления возсылают ко Господу, мольбами твоими крепость даровавшая воем христолюбивых людей страны Иверския, десницею же своею полчища агарянская ниспровергшая, моли Христа Бога спастися душам нашим.

2/15 мая день тезоименитства отмечает эконом Свято-Никольского собора игумен Глеб (Белянок). Прихожане и клир сердечно поздравляют дорогого отца Глеба и желают ему крепкого здоровья, неоскудевающей помощи Божьей и его ангела во всех благих начинаниях. Многих, благословенных и спасительных лет!

5/18 мая. Молитва Пресвятой Богородице перед иконой Её "Неупиваемая Чаша":

О, премилосердная Владычице! К твоему заступлению ныне прибегаем, молений наших не презри, но милостиво услыши нас: жен, детей, матерей, и тяжким недугом пианства одержимых, и того ради от матери своея - Церкви Христовой и спасения отпадающих, братьев и сестер и сродник наших исцели. О, милостивая Мати Божия, коснись сердец их и скоро возстави от падений греховных, ко спасительному воздержанию приведи их. Умоли Сына Твоего, Христа Бога нашего, да простит нам согрешения наша и не отвратит милости Своей от людей Своих, но да укрепит нас в трезвении и целомудрии. Приими, Пресвятая Богородице, молитвы матерей, о чадах своих слезы проливающих, жен, о мужех своих рыдающих, чад, сирых и убогих, заблуждшими оставленных, и всех нас, к иконе Твоей припадающих. И да приидет сей вопль наш, молитвами Твоими, ко Престолу Всевышняго. Покрый и соблюди нас от лукавого ловления и всех козней вражиих, в страшный же час исхода нашего помоги пройти непреткновенно воздушные мытарства, молитвами Твоими избави нас вечнаго осуждения, да покроет нас милость Божия в нескончаемые веки веков. Аминь.

Месяцеслов

Воскресенье, 14 Мая 2006 года Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном
Сщмч. Макария, митр. Киевского (1497). СВ. Тамары, царицы Грузинской.

Понедельник, 15 Мая. Свт. Афанасия Великого, архиеп. Александрийского (373). Перенесение мощей блгвв. князей страстотерпцев Бориса и Глеба, во святом Крещении Романа и Давида (1072 и 1115).

 

Вторник, 16 Мая. Мчч. Тимофея чтеца и Мавры (ок. 286). + Прп. Феодосия, игумена Киево-Печерского (1074).

Среда, 17 Мая. Мц. Пелагии, девы Тарсийской (ок. 290) Перенес. мощей прав. Лазаря и равноап. Марии Магдалины

Четверг, 18 Мая. Вмц. Ирины (I-II). Иконы Божией Матери "Неупиваемая чаша" (1878).

Пятница, 19 Мая. Прав. Иова Многострадального (ок. 2000-1500 гг. до Р.Х.).

Суббота, 20 Мая. Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме (351)

 

версия для печати

Рассылка на новости сайта

Читателю предлагается три варианта:
1. Просмотр RSS-новостей сайта на Христианство.ру (для этого кликните на кнопке RSS и читайте страницу новостей)
2. Подписка через RSS, не требующая указания Е-мейл Для этого кликните на кнопке RSS и далее на кнопке "подписаться".
3. Если на странице RSS кнопка "подписаться" отсутствует, это означает, что Ваш браузер не поддерживает RSS Тогда подпишитесь на новости, введя свой Е-мейл ниже.
Рассылка еженедельная, объем не более 10 Кбайт.
Email:


Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет
Rambler's Top100

© Свято-Никольский собор, 2000 - 2010
При использовании материалов ссылка на "Никольский Благовест" с указанием URL
(http://www.nikolay.orthodoxy.ru http://www.nikolski.kz, http://nikolski-sobor.narod.ru) обязательна!

 

Сайт управляется системой uCoz