По благословению Мефодия, митроополита Астанайского и Алматинского
15 (319), 30 июля 2006 г.
2000 год | 2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год
номера за все годы - щелкните на нужный год от РХ

"Никольский Благовест" содержит проповеди, сведения о всех православных праздниках, традициях, о православном богослужении, сведения об инославии, апологетику, месяцеслов на каждый день и многое другое.

Неделя 7-я по Пятидесятнице. Исцеление двух слепцов и немого. Житие Преподобного Серафима Саровского. Иеромонах Серафим Роуз: Бог есть огонь. Молитва Преподовному Серафиму Саровскому. Раззказ о помощи Преподобного Серафима Саровского "Езжай к Всецарице". Пророк Илия. Святая великомученица Марина. Об иконе Божией Матери Почаевской. Месяцеслов.

Неделя 7-я по Пятидесятнице.
Исцеление двух слепцов и немого.

о имя Отца и Сына и Святого Духа.

Раз за разом мы читаем и в Евангелии, и в Ветхом Завете о чудесах и, поистине, можем видеть их на протяжении веков в жизни Церкви: чудеса исцеления, чудеса обновления человеческой жизни силой Божией. И иногда люди все мы задаем себе вопрос: что такое чудо? Означает ли оно, что в момент его Бог насилует собственное творение, нарушает его законы, ломает что-то, Им Самим вызванное к жизни? Нет: если так, то это было бы магическим действием, это значило бы, что Бог сломил непослушное, подчинил силой то, что слабо по сравнению с Ним, Который силен.

Чудо нечто совершенно иное; чудо это момент, когда восстанавливается гармония, нарушенная человеческим грехом. Это может быть вспышка на мгновение, это может быть начало целой новой жизни: жизни гармонии между Богом и человеком, гармонии тварного мира со своим Творцом. В чуде восстанавливается то, что должно быть всегда; чудо не означает что-то неслыханное, неестественное, противное природе вещей, но наоборот, такое мгновение, когда Бог вступает в Свое творение и бывает им принят. И когда Он принят, Он может действовать в Своем творении свободно, державно.

Пример такого чуда мы видим в рассказе о том, что случилось в Кане Галилейской, когда Матерь Божия обратилась ко Христу и на этом убогом сельском празднике сказала Ему: У них вино кончилось!.. Сердца людей еще жаждали человеческой радости, а вещество радости иссякло. И Христос обращается к Ней: Что между Мной и Тобой, почему Ты Мне говоришь это?.. И Она не отвечает Ему прямо; Она обращается к слугам и говорит: Что бы Он ни сказал то сделайте... Она отзывается на вопрос Христов действием совершенной веры; Она неограниченно верит в Его мудрость и в Его любовь, и в Его Божественность. В это мгновение, потому что вера одного человека распахнула дверь для всякого, кто выполнит то, что ему сказано, Царство Божие водворяется, в мир вступает новое измерение вечности и бездонной глубины, и то, что было иначе невозможно, становится реальностью.

Здесь мы поставлены перед лицом тех необходимых условий, которые делают возможной эту восстановленную гармонию. Прежде всего, должна быть нужда, нужда реальная; не обязательно трагическая, она может быть и незатейливой, но она должна быть подлинной. Радость и горе, болезнь и подавленность в равной мере нуждаются быть приведенными в нечто большее, чем земля, в нечто такое же просторное и глубокое, как Божественная любовь и Божественная гармония.

Должна быть также беспомощность: пока мы думаем, что мы можем что-то сделать сами, мы не даем пути Богу. Мне вспоминаются слова одного западного святого, который говорил: когда мы в нужде, мы должны передать все попечение Богу, потому что тогда Он должен что-то сделать, чтобы спасти Свою честь... Да, пока мы воображаем себя хоть отчасти хозяевами положения, пока мы говорим: "Я сам, Ты только немножко помоги" мы не получим помощи, потому что эта помощь должна разметать все человеческие ухищрения.

И следующее это Божественное сострадание, о котором мы слышим так часто в Евангелии: "милосердова Господь"... Христос сострадает, Христос жалеет, и это значит, что Он посмотрел на этих людей, которые в нужде, которые ничем не могут облегчить свою нужду, и испытал боль в Своем Божественном сердце о том, что вот люди, чья жизнь должна быть полнотой и торжествующей радостью а они измучены нуждой. Иногда это голод, иногда болезнь, иногда грех, смерть, одиночество: что угодно, но Божия любовь может быть только или ликующей, торжествующей радостью или распинающей болью.

И вот, когда соприсутствуют все эти элементы, тогда устанавливается таинственная гармония между Божией скорбью и человеческой нуждой, человеческой беспомощностью и Божией силой, любовью Божией, которая выражается во всем: и в великом, и в малом.

Поэтому научимся такой чистоте сердца, такой чистоте ума, которая сделает нас способными обращаться к Богу с нашей нуждой, не пряча от Него своего лица: или, если.мы недостойны приступить к Нему, то приступим, припадая земно к Его ногам, и скажем: Господи! Я недостоин, я недостойна! Я недостоин стоять перед Тобой, я недостоин Твоей любви, недостоин Твоего милосердия, но вместе с этим я знаю Твою любовь еще больше, чем я знаю свое недостоинство; и вот, я прихожу к Тебе, потому что Ты любовь и победа, потому что в жизни и в смерти Твоего Единородного Сына Ты явил мне, как дорого Ты меня ценишь: цена мне вся Его жизнь, все страдание, вся смерть, сошествие во ад и ужас его, ради того, чтобы я только был спасен...

Станем же учиться этой творческой беспомощности, которая заключается в том, чтобы оставить всякую надежду на человеческую победу ради уверенного знания, что Бог может то, чего мы не можем. Пусть наша беспомощность будет прозрачностью, гибкостью, всецелым вниманием и вручением Богу наших нужд; нужды в вечной жизни, но и незатейливых нужд нашей человеческой хрупкости: нужды в поддержке, нужды в утешении, нужды в милости. И всегда Бог ответит: если хоть немножко можешь поверить, то все возможно. Аминь.

17 августа 1986 г.
Митрополит Сурожский Антоний
ВОСКРЕСНЫЕ ПРОПОВЕДИ

Житие

Преподобного Серафима Саровского

еликий светильник веры, украшение православной церкви, дивный старец Божий, равный по силе подвигов древним подвижникам, преподобный отец наш Серафим Саровский родился в г.Курске 19июля / 1 августа 1759 года (по другим источникам 1754 года) и во святом Крещении был наречен Прохором. Он происходил из благочестивой купеческой семьи и унаследовал от своих родителей лучшие их душевные качества.

Когда Прохору было 7 лет, его мать в один из обычных осмотров храма, который она достраивала после смерти мужа, взяла мальчика с собой на самый верх колокольни. По неосторожности он упал на землю. Неописуема была радость матери, когда она нашла сына целым и невредимым. В 10 лет Прохор начал учиться грамоте, но внезапно тяжело заболел. В это время ему первый раз явилась во сне Царица Небесная и обещала посетить его и исцелить от болезни. Через несколько дней по городу несли чудотворную Курскую икону Знамения Богоматери и крестный ход прошел двором Машинных. Мать вынесла больного сына, который, приложившись к иконе, скоро стал поправляться. Выздоровев, Прохор продолжал учение, с душевным расположением читал Библию и другие духовные книги.

На 17-м году жизни стремление покинуть мир и вступить на крестный путь иноческих подвигов окончательно утвердилось в душе юного Прохора. Посетив Киев, колыбель русского монашества, и получив благословение от прозорливого старца Досифея, Прохор 19-ти лет от роду накануне праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы пришел в Саровскую пустынь.

Настоятель о.Пахомий с любовью принял его в обитель. Он назначил ему келейное послушание у казначея О.Иосифа. Затем Прохор исполнял послушания в хлебне, просфорне, столярне, а также и на общих работах. Дремучий Саровский лес располагал к жизни уединенной, отшельнической. По благословению настоятеля молодой послушник устроил в лесу уединенную кущу и там занимался молитвенными подвигамиВ 1780-м году Прохор тяжело заболел. Строитель о.Пахомий и другие старцы с любовью ухаживали за ним. Однажды ему было видение Божией Матери и св. апостолов. После этого Прохор стал выздоравливать. В 1786 Прохор был пострижен в монашество с именем Серафим ("пламенный"). Посвященный в октябре 1786 года в сан иеродиакона, отец Серафим усилил духовные подвиги. Он имел такую великую любовь к Богу, ревность и усердие к служению, что не чувствовал утомления и жалел, что человек не может подобно ангелам непрерывно служить ТворцуНеоднократно отец Серафим удостаивался благодатных видений из духовного мира. Так, он видел святых ангелов, поющих и сослужащих братии, а в Великий Четверг сподобился видеть Спасителя, окруженного небесной славой. Однажды настоятель о.Пахомий и отец Серафим посетили Дивеево и навестили первоначальницу Дивеевской обители матушку Александру. Она по совету о.Пахомия стала просить о.Серафима не оставлять ее обители и помогать "как Царица Небесная Сама тогда наставить его на то изволит".В 1793г. его рукополагают в сан иеромонаха. После кончины о.Пахомия отец Серафим в 1794 году удалился на пустынножительство в дремучий Саровский лес.

Пятнадцать лет он провел в молитвенных подвигах, в полном безмолвии, соблюдая строгий пост, а также занимаясь телесными трудами.

В 1804г. на подвижника напали крестьяне с намерением его ограбить и нанесли ему тяжелые раны. Он с трудом добрался до монастыря, и здесь его вновь посетила Царица Небесная и исцелила. Подражая древним святым, великий Подвижник 1000 дней и ночей молился сто* на камне, с воздетыми к небу руками, повторяя молитву мытаря: "Боже, милостив буди мне грешному". В 1810г. преп. Серафим вернулся в Саровский монастырь и провел в своей келье в затворе 15 лет.

После явления Пресвятой Богородицы в 1825 году преп.Серафим начал принимать посетителей. И богатые и бедные, и знатные и простые ежедневно тысячами приходили к его келье и открывали свои скорби и нужды. Всех он встречал с любовью, радостно приветствуя: "Христос воскресе!", всех благословлял, назидал, больных исцелял, скорбных утешал. Радостное, мирное настроение духа он старался передавать и другимВ последние годы своей жизни по особому указанию Царицы Небесной, преп. Серафим занимался устройством в Дивееве девичьей общинки. Пресвятая Богородица Сама указала место для нее и как это место оградить валом и канавкой, дала для общины новый устав, и обещала Сама быть всегда Верховной Игуменией Дивеевской обители - Четвертого и последнего Своего Удела на земле. За полгода до смерти батюшка Серафим сказал сестрам: "...по мне, убогом Серафиме, другого отца не будет вам!".. Вручаю вас самой Царице Небесной "Умиление"(икона), Она вас не оставит". Батюшка завещал сестрам обители: "Когда меня не станет, ходите ко мне на гробик, ходите, как вам время есть, и чем чаще, тем лучше. Все, что ни есть у вас на душе, все, что бы ни случилось с вами, все, пришедши ко мне на гробик и припав к земле, как к живому, и расскажите. И услышу вас, и скорбь ваша пройдет; как с живым со мною говорите, и всегда я для вас жив буду..."

В день Благовещения 25 марта/7 апреля 1831 года преп. Серафим удостоился в своей монастырской келье посещения Богоматери и 12-ти святых дев. Пресвятая Владычица сказала: "Скоро, любимче мой, будешь с нами". Дивный подвижник скончался 2 января 1833 года, стоя в коленопреклоненной молитве перед образом Божией Матери "Умиление". Эту икону он называл "Всех радостей радость".

По материалам летописи Серафимо-Дивеевского монастыря

http://www.diveevo-sarov.narod.ru/zhitie.htm

Иеромонах Серафим Роуз
Бог есть огонь

ог есть огнь" - в этих словах избранник Божий преподобный Серафим Саровский напоминает нам не только о величии славы Божией, но и о наших cобственных возможностях и чаяниях, ибо никто не может приблизиться к Богу до тех пор, пока сам не станет огнем. Это не просто фигура речи, но духовная истина, засвидетельствованная жизнью многих святых. Христианских подвижников, которые должны были бы умереть зимой от морозов, согревала теплота внутреннего духовного огня, и даже мирянин Мотовилов по милости Божией сподобился ощутить такую теплоту в присутствии Преподобного Серафима и узреть святого как бы в центре ослепительного солнца.

Этот огонь, по словам преподобного Серафима, есть осязаемое проявление благодати Святого Духа. Он был дан апостолам во время Пятидесятницы и всякий раз дается каждому православному христианину при крещении. По нашей духовной слепоте и холодности мы не можем ни увидеть, ни почувствовать этого огня, исключая моменты особенно горячей молитвы и единения с Богом, но даже и в таких случаях в небольшой степени. Но никто не может приблизиться к Богу иначе как через этот огонь. Когда наши прародители были изгнаны из рая, Бог установил огненный меч, чтобы охранять Древо Жизни. И по сей день в молитвах перед Святым Причащением мы молимся о том, чтобы плод нового Древа Жизни - Пречистое Тело и Честная Кровь Господа нашего Иисуса Христа - не попалил нас за наше недостоинство. Преподобный Серафим говорил: "Бог наш есть огнь, попаляющий все нечистое, и никто нечистый телом или духом не может иметь части с Ним. Так что низвергнутый до ада будет чувствовать только боль в присутствии Бога; он нечист, и Божественный Огнь сжигает его и мучает. Но тот огнь, который пожирает недостойного, может также и пожрать нечистоту и сделать достойными тех, кто, хотя и недостойны, любят Бога и желают стать Его сынами. Мы молимся перед Святым Причастием: "Да будет мне Пречистое Твое Тело и Честная Кровь Твоя, Господи, огнем и светом, пожигающим мерзость грехов и язвы страстей, просвещающим всего меня, да прославлю Твое Божество". Преподобный Серафим сравнивает христианина с горящей свечой, которая воспламеняет другие свечи, причем ее собственный огонь не становится от этого меньше, и так распространяются небесные сокровища Божественной благодати. Таким и должен быть христианин - горящим любовью к Богу и желанием служить Ему и исполненным огненного присутствия Святого Духа. Если он станет такой горящей свечой в этой жизни, то в будущей жизни он будет еще более великим. Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их (Мф. 13, 43). По нашему недостоинству мы даже не можем и помыслить о таком состоянии, ибо, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9). Такое состояние есть цель и смысл христианской жизни - это то, для чего живет православный христианин.

http://agios. netda. ru/serqfim/prp 12_2. htm

Молитва
Преподобному Серафиму Саровскому

пречудный отче Серафиме, великий Саровский чудотворче, всем прибегающим к тебе скоро послушный помощниче! Во дни земнаго жития твоего никтоже от тебе тощ и неутешен отыде, но всем в сладость высть видение лика твоего и влагоуветлнвый глас словес твоих. К сим же и дар исцелений, дар прозрения, дар немощных душ врачевания овнлен в тебе явися. Егда же призва тя Бог от земных трудов к Невесному упокоению, николиже любы твоя преста от нас, и невозможно есть исчислити чудеса твоя, умножившаяся, яко звезды небесныя: се во по всем концем земли нашея людем Божиим являешися и даруеши им исцеления. Темже и мы вопием ти: о претихий и кроткий угодниче Божий, дерзновенный к Нему молитвенниче, николиже призывающия тя отреваяй! Вознеси о нас благомощную твою молитву ко Господу сил, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию да научит нас, бо еже безпреткновенно воити нам в вечное Невесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу во веки веков. Аминь.

http://www.lestovka.ru/shizhby.htm

Раззказ о помощи
Преподобного Серафима Саровского
"Езжай к Всецарице"

ыло это во время поездки в Дивеево. В то время у меня были сильные головные боли. Зашла на могилки Н. М. Мотовилова, схимонахини Марфы, Елены Мантуровой и первой игумений - матушки Александры. Приложились мы по очереди ко всем крестам. И так получилось, что в последнюю очередь подошли к могилке монахини Елены. Я ее на панихидах всегда поминаю. Запала она мне в душу, когда я читала "Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря". Когда целовала крест - как будто родного человека обняла: стояла и плакала. А когда выплакалась, так легко стало. Отошли мы немного. Идет навстречу монахиня. Остановилась напротив меня и приветствует нас: "Христос воскресе!" Это было на Крестопоклонной неделе Великим постом. Мы удивились: вроде пост - и такое приветствие. Монахиня объяснила нам, что батюшка Серафим так всех приветствовал. Спросила, как нас зовут. Мы ответили. И вдруг говорит мне: "Вот, Еленушка, в Москве есть храм "Всех святых" на Красносельской. Там есть икона "Всецарица", привезена с Афона. Она исцеляет от всех заболеваний, даже от рака. Поезжай туда, купи иконку, Акафист и по возможности читай каждый день, и все у тебя будет хорошо".

И я молилась батюшке Серафиму, чтобы он меня вылечил, плакала сильно, жаловалась.

Долго я не могла съездить к "Всецарице". Все же месяца через четыре съездила. Приехали на Акафист. Я все сделала, что мне матушка велела: купила Акафист, иконку. А службы в тот день почему-то не было. Я очень расстроилась. Но матушка, что работает в церкви, видя, что я вся в слезах, говорит: "Вы не расстраивайтесь, закажите молебен на завтра. А сейчас сами прочитайте Акафист". Мы приложились к иконе "Всецарица", и в тот момент какой-то трепет по мне прошел, что-то со мной произошло необыкновенное. Потом читали Акафист. А он не читался: как-то само собой мы начали его петь.

С нами ездила моя племянница Светлана. Перед дорогой она не могла нормально говорить -голос пропал. Пока ехали, она только "шипела". Мы еще смеялись над ней. А когда пели Акафист, она пела вместе со всеми, но никто не обратил на это внимания - не до того было.

После Акафиста матушки и маслица нам дали, и водички освященной. Царица Небесная так устроила. И когда вышли из храма, племянница мне и говорит: "Ты ничего не замечаешь?" Я отвечаю: "Нет". - "Мой голос, я говорю".

Помогла и мне наша Заступница. С тех пор таких сильных болей у меня не было. А до того очень мучилась - на обезболивающих уколах держалась.

http://www.rus-sky.com/miracles/

Пророк Илия

дин из величайших пророков и первый девственник Ветхого Завета. Он родился в Фесвии Галаадской в колене Левиином за 900 лет до Рождества Христова. Когда родился Илия, отцу его Соваку было видение, что благообразные мужи беседовали с младенцем, пеленали огнем и питали пламенем огненным. С юных лет он поселился в пустыне и жил в строгом подвиге поста и молитвы. Призван на пророческое служение в царствование царя Ахава-идолопоклонника, который поклонялся Ваалу (солнцу) и заставлял народ еврейский делать то же. Господь послал Илию к Ахаву и повелел предсказать ему, что если он и его народ не обратятся к истинному Богу, то его царство постигнет голод. Ахав не послушался пророка, и в стране настала засуха и большой голод. Во время голода Илия прожил год в пустыне, куда ему вороны носили пищу, и более двух лет у одной вдовы в г. Сарепте. Через три с .половиною года Илия вернулся в Израильское царство и сказал царю и всему народу, что все бедствия израильтян происходят оттого, что они забыли истинного Бога и стали поклоняться идолу Ваалу. Чтобы доказать заблуждение израильтян, Илия предложил сделать два жертвенника один Ваалу, а другой Богу, и сказал: "Принесем жертвы, и если огонь с неба сойдет на жертвенник Ваала, значит, он истинный Бог, а если нет, то идол" (см. 3 Цар. 18, 21-24). Сначала сделали жертвенник Ваалу, набросали дров, закололи быка, а жрецы Вааловы стали молиться своему идолу: "Ваал, Ваал, пошли нам с неба огонь". Но ответа никакого не было, и огонь с неба на Ваалов жертвенник не сошел. Вечером Илия сделал свой жертвенник, положил дрова полил их прежде водою и стал молиться Богу. И вдруг с неба упал огонь и попалил не только дрова и жертву, но и воду и камни жертвенника. Когда народ увидел это чудо, то прославил истинного Бога и снова в Него уверовал.

За свою пламенную ревность о Славе Божией пророк Илия был взят на небо живым в огненной колеснице. Свидетелем этого чудного восхождения был пророк Елисей. Затем в Преображении Господнем он явился вместе с пророком Моисеем и предстал пред Иисусом Христом, беседуя с ним на горе Фавор. По преданию Святой Церкви, пророк Илия будет Предтечею Страшного Второго Пришествия Христа на землю и во время проповеди примет телесную смерть.

Пророку Илии молятся о даровании дождя во время засухи.

http://days.pravoslavie.ru/Life/life6604.htm

Святая великомученица Марина

вятая великомученица Марина родилась в Малой Азии, в городе Антиохии в семье языческого жреца. В младенчестве она лишилась матери, и отец отдал ее на попечение кормилице, которая воспитала Марину в православной вере. Узнав о том, что дочь его стала христианкой, отец в негодовании отказался от нее. Во время гонения на христиан императора Диоклитиана (284-305) святая Марина в пятнадцатилетнем возрасте была схвачена и заключена в темницу. С твердым упованием на волю Божию и Его помощь готовилась юная узница к предстоящему подвигу. Правитель Олимврий, очарованный красотой девушки, пытался уговорить ее отречься от Христовой веры и стать его женой. Но святая, не колеблясь, отвергла льстивые предложения. Тогда разгневанный правитель предал святую мученицу истязаниям. Жестоко избитую, святую прибили гвоздями к доске и трезубцами рвали тело: Сам правитель, не выдержав ужаса этой пытки, закрыл лицо руками. Но святая мученица оставалась непоколебимой. Брошенная на ночь в темницу, она сподобилась Небесного посещения и была исцелена от ран. Привязав к дереву, мученицу опаляли огнем. Едва живая, святая молилась: "Господи, Ты сподобил меня за Имя Твое пройти через огонь, сподоби меня пройти и через воду святого Крещения".

Услышав слово "вода", правитель повелел утопить святую в огромной бочке. Мученица просила Господа, чтобы эта казнь стала для нее святым Крещением. Когда ее погружали в воду, внезапно засиял свет и белоснежная голубка опустилась с Неба, неся в клюве золотой венец. Узы, наложенные на святую Марину, сами собой развязались. Мученица стояла в купели Крещения славя Святую Троицу - Отца, Сына и Святого Духа. Святая Марина вышла из купели совершенно здоровой, без единого следа ожогов. Пораженный чудом народ стал славить Истинного Бога и многие уверовали. Это привело в ярость правителя, и он приказал уничтожать всех кто исповедует Имя Христа. Тогда погибло 15000 христиан, а святая мученица Марина была обезглавлена. Страдания великомученицы описал очевидец событий, по имени Феотим.

До взятия Константинополя крестоносцами в 1204 году мощи великомученицы Марины находились в монастыре Пантепонта. По другим сведениям, они находились в Антиохии до 908 года и оттуда были перенесены в Италию. Честная ее рука была перенесена на Афон в Ватопедскии монастырь.

http://days.pravoslavie.ru/

Об иконе Божией Матери Почаевской

очаевская гора, названная по селу Почаеву, находящемуся между городами Кременцем и Бродами, выше всех окружающих гор и известна образованною природою пещерою В этой пещере поселились два благочистивые инока. Но так как благочистивые подвиги не только очищают душу Божиею благодатью, но часто делают подвижников способными получать откровения, то один из подвижников Почаевской горы удостоился Божественного откровения Однажды после молитвы он вздумал взойти на верх горы. Вдруг он увидел в огненном столпе Пресвятую Богородицу стоящею на камне. Изумленный старец тотчас позвал жившего с ним инока. Это видел и пастух Иоанн Босой с бывшими с ним отроками, пасший стадо под горою Он поспешно пришел на гору и увидел там двух иноков, прославлявших Богоматерь за явление и благодеяния. Богоматерь на поверхности камня, на котором стояла, оставила след правой Своей стопы, наполненный прозрачною водою. С этого времени Почаевская гора сделалась селением Божественной славы, а след стопы Богоматери неоскудевающим источником чудес. В этой стопе Богоматери и до сих пор находится вода, никогда не уменьшается она и никогда не переливается.

Явление Богоматери на Почаевской горе было около 1340 года. В продолжении 200 лет на Почаевской горе не было ничего особенного.

В 1559 году на Волыни был проездом из Кшмтантинополя митрополит Неофит. Когда из и'.ччшя Козенских он проезжал через имение шины Анны Гойской, был приглашен Анною посетить ее дом; митрополит пробыл у нее некоторое время. При отьезде, не зная чем ишлагодарить Гойскую за гостеприимство, он благословил ее иконою Богоматери, которую вез из Константинополя.

Эта икона написана масляными красками в строговизантийском стиль, на простой липовой доске, которая, чтобы не гнулась, подбита снизу двумя дубовыми перекладинами. Икона первоначально была покрыта тонкой серебряной пластиной, украшенной наподобие ризы. Но от ветхости эта риза потерлась, так что местами на ней недоставало целых кусков, вследствие чего в последствии она была заменена новою ризою, сделанною из мелких жемчужин.

Почаевская икона изображает Богоматерь с Предвечным Младенцем на правой руке. В левой руке Своей Богоматерь держит плат, которым прикрыты ноги и спина Иисуса Христа. Богомладенец положил левую руку на плечо Богоматери, а правою благословляет. Матерь Божия преклонила Свою голову к головке Сына и таким образом выражает Свою сердечную любовь к Нему "милым и выразительным соединением Своего материнского лица с личиком Сыновним". Лик Богоматери написан только в пояс, и с левой стороны содержит обычную греко-славянскую надпись, в виде монограммы: Матерь Божия. Такая же монограмма находится и со стороны Спасителя: Иисус Христос. Кроме того на иконе Почаевской находится еще семь миниатюрных изображений святых угодников: два с правой стороны, два с левой стороны и три в нижней части. Из них по правую сторону изображен в рост святой пророк Илья, и под ним святой Мина; с левой -святой первомученник Стефан и под ним - преподобный Авраамий; нижние изображения представляют святых из лика женщин, и, подобно Богоматери, написаны также в пояс, а именно: в середине святая великомученица Екатерина, с правой стороны от нее - преподобная Пятница или Параскева, и с левой - святая Ирина.

Довольно один раз взглянуть на эту икону, чтобы понять, что это была домашняя икона, принадлежавшая благочестивому семейству, в котором предки или члены его носили имена святых, окружающих лик Богоматери. Но замечательно то, что во всех надписаниях, сохранившихся на той иконе, письмо и язык славянские: "образ Почаевский писан рукою русскою".

Как говорит предание, преосвященный Неофит привез с собою святую икону из Константинополя, куда он ездил для получения благословения от патриарха на путешествие; или, по всей вероятности, сам патриарх вызывал его к себе для сообщения поручений. И как родовую заветную святыню он взял с собою благодатную икону Пресвятой Богородицы, в благословение на дальний путь в пределы России, и затем всегда хранил ее при себе, пока, наконец, не было угодно Господу, чтобы за радушное гостеприимство она была оставлена на Волыни.

Долго находилась икона в доме Гойской, потом она перевезла ее в свое имение, бывшее недалеко от ГТочаевской горы. Служанки Гойской не раз видели эту икону в сиянии, каждый раз они об этом говорили госпоже, но та не верила им. Богоматерь не раз во сне являлась Гойской, но она, не верившая снам, не обращала внимания на эти явления. Наконец панна увидела не во сне, а наяву Богоматерь в сиянии и с этих пор стала более уважать святую икону, подаренную митрополитом Неофитом, и приказала, чтобы пред нею постоянно горела лампада. Через некоторое время от иконы начали совершаться чудеса. Панна дивилась благодати, происходившей от иконы Богоматери, но чтобы убедиться вполне в чудотворной силе иконы, она посоветовала своему брату Филиппу Казенскому, от рождения слепому, обратиться к Богоматери и усердно молить Ее об исцелении. Филипп послушался доброго совета сестры, стал молиться и получил зрение. Гойская, удивленная и обрадованная этим чудом, призвала иноков, священников и множество народа, и в 1597 году чудотворная икона Богоматери была с торжеством перенесена на Почаевскую гору и отдана на вечное хранение инокам, жившим в пещере.

На скале горы выстроили церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Гойская дала инокам на содержание вотчины с угодьями и лесами; церковь снабдила всем нужным и украсила. Икону Богоматери поставили в церкви как светильник, освещающий мир пресветлыми лучами своей благодати чудес.

В 1607 году число иноков увеличилось на горе; но страх и бедствия наполняли Волынь: татары опустошили все города и веси, людей или убивали или уводили в плен. Однажды татары проходили и мимо Почаевского монастыря. Один инок, не зная об этом, вышел из келий и, сходя с горы, молился. Тут неожиданно на него напал татарин и, видя, что он стар для работы, отсек ему голову. Старец, взяв свою голову, вошел на гору и, дойдя до иконы Богоматери, положил ее пред нею и скончался.

По смерти Анны Гойской, ее имение и Почаевская гора достались Андрею Ферелею, кастеляну Вольскому, Он, как лютеранин, ненавидел Почаевский монастырь и живших в нем иноков, а потому сильно притеснял их; отнял земли, пожертвованные Гойской, запретил даже давать воду, которую иноки брали в Почаев, вследствие недостатка воды в монастырском колодце, не допускал богомольцев на поклонение образу Богоматери и явно хулил Ее святую и чудотворную икону. Наконец, желая уничтожить Почаевскую обитель, он решил отнять у иноков оорач, думая, что, лишась образа, они разойдутся.

В 1623 году 19-го июля он послал своего слугу Григория Казенского с воинами разграбить Почаевскую обитель. Григорий, неожиданно ворвавшись в обитель, бросился в соборную церковь, где похитил не только икону Богоматери, но и все церковные драгоценности: сосуды, священные одежды, золото, серебро, жемчуга и все серебряные изображения, принесенные Богоматери исцеленными Ею. Все это Григорий принес Андрею Ферелею. Андрей, озлобленный против православной церкви и веры, не удовольствовался этим, но хотел надругаться над святынею. Он призвал свою жену, надел на нее священные одежды, дал в руки святой потир, и она при множестве гостей решилась хулить Богоматерь и Ее святую икону. Всемощная Царица Небесная наказала за это безумную. Ею тотчас овладел злой дух и стал жестоко мучить. Страшное наказание продолжалось до тех пор, пока икону не возвратили в Почаевский монастырь; но утварь и церковные сокровища остались в руках святотатца.

По возвращении в монастырь иконы Богоматери начали ежедневно совершаться множество чудес.

В 1664 году сын Жабоприцкого Симеон от тяжкой болезни лишился левого глаза: его покрыло бельмо. Родители, сильно опечаленные болезнью сына, слыша о чудесах от иконы Почаевской Богоматери, привезли больного в монастырь, упросили игумена омыть больной глаз водою из стопы Богоматери, воротились домой и к своей радости увидели, что бельмо сошло с глаза. Через несколько времени Симеон умер. Младенец лежал мертвым от ночи до полудня. Все это время бабка так молилась пред иконою Почаевской Богоматери: "Пречистая Дева в образе Почаевском, сего моего внука посвящаю Тебе, только яви благодать свою на нем; призри на слезы родителей его и соделаа его живым и здоровым". После этого умерший пролежал от ночи до полудня; в полдень он протянул руку и начал говорить со своей матерью, прося у ней есть и пить, и с этих пор стал здоров.

В 1664 году 19-го октября получил исцеление слуга православной помещицы Почаевской Хойнацкой, Чесниковой Бельзской. Этот слуга Давид Гайдук несколько лет страдал тяжким телесным недугом, с такою сильною головною болью, что ничего не мог видеть. Благочестивая помещица, сжалившись над несчастным страдальцем, послала в Почаевский монастырь своего слугу Симеона, с просьбою к игумену Ефрему Шацкому, чтобы он помолился за больного пред иконою Богоматери и дал ему святой воды от цельбоносной стопы для помазания его очей. Едва все это было исполнено, как его болезнь тотчас прекратилась, и он стал видеть так же хорошо, как будто больным никогда не был.

В 1674 году случилось замечательное избавление почаевского инока от татарской неволи заступлением Богоматери. Татары взяли в плен одного инока Почаевского монастыря. Долго он находился в плену и все работал, что ему ни велели; но во время работы он припоминал церковное пение и службу в Почаевской обители и сильно горевал, что не мог его слышать. В 1674 году при наступлении праздника Успения Богоматери, он говорил себе: "Теперь в Почаевском монастыре от разных стран собираются люди воздать поклонение Богоматери, и никто не лишен этой благодати, а я, грешный, хотя и из обители, в узах, далек и чужд от этого светлого праздника. Увы мне, окаянному! За грехи мои тяжкие узы тяготят ноги мои, но сердцем припадаю к Тебе, Мати Божия! Разреши узы мои, чтобы я предстал образу Твоему, и вместе с другими воздал Тебе славу". После молитвы инок как бы забылся, и вдруг он себя увидал на Почаевской горе у врат обители, в руках у.него были узы, в которых он был закован. С радостью вошел он в храм, со слезами пал пред святою иконою и возблагодарил Богоматерь за свое чудесное спасение.

продолжение следует...

Тропарь Серафиму" Саровскому чудотворцу:

От юности Христа возлюбил еси, преподобне, и Тому Единому пордвотати пламенне вожделел "и, в пустыннем житии твоем непрестанною молитвою и трудом подвизался еси, умиленным сердцем любовь Христову стяжав, Небесным Серафимом в песнословии в любви притекающим к тебе Христу подражателю, темже извбранник возлюблен Божия Матери явился еси, сего ради вопием ти: спасай нас молитвами твоими, радосте наша, теплый пред Богом заступниче, наш.

Месяцеслов

Воскресенье, 30 Июля 2006 года Неделя 7-я по Пятидесятнице. Память свв. отцев шести Вселенских Соборов, ш Вмц, Марины (Маргариты) (IV). Прп. Иринарха Соловецкого (1628). Перенесение мощей прп. Лазаря Галисийского.

Понедельник, 31 Июля 2006 года Седмица 8-я по Пятидесятнице. Мч. Емилиана (363). Мч. Иакинфа Амастридского (IV). Прп. Иоанна Многострадального, Печерского

Вторник, 1 Августа 2006 года. Обретение мощей прп. Серафима, Саровского чудотворца (1903).

Среда, 2 Августа 2006 года. Славного прор. Божия Илии (IX в. до Р.Х.).

Четверг, 3 Августа 2006 года. Пророка Иезекииля (VI в. до Р.Х.). Прпп. Симеона Салоса, Христа ради юродивого, и Иоанна, спостника его

Пятница, 4 Августа 2006 года. Мироносицы равноап. Марии Магдалины (I).

Суббота, 5 Августа 2006 года. Почаевской иконы Божией Матери (1675).. Иконы Божией Матери, именуемой "Всех скорбящих радосте" (с грошиками) (1888).

Начало богослужений, совершаемых в Свято-Никольском соборе: Божественная Литургия - в 8 часов, вечерние богослужения - в 17 чаcов.

версия для печати

Рассылка на новости сайта

Читателю предлагается три варианта:
1. Просмотр RSS-новостей сайта на Христианство.ру (для этого кликните на кнопке RSS и читайте страницу новостей)
2. Подписка через RSS, не требующая указания Е-мейл Для этого кликните на кнопке RSS и далее на кнопке "подписаться".
3. Если на странице RSS кнопка "подписаться" отсутствует, это означает, что Ваш браузер не поддерживает RSS Тогда подпишитесь на новости, введя свой Е-мейл ниже.
Рассылка еженедельная, объем не более 10 Кбайт.
Email:


Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет
Rambler's Top100

© Свято-Никольский собор, 2000 - 2010
При использовании материалов ссылка на "Никольский Благовест" с указанием URL
(http://www.nikolay.orthodoxy.ru http://www.nikolski.kz, http://nikolski-sobor.narod.ru) обязательна!

 

Сайт управляется системой uCoz