По благословению Мефодия, Митрополита Астанайского и Алматинского
29 (333), 5 ноября 2006 г.
2000 год | 2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год
номера за все годы - щелкните на нужный год от РХ

"Никольский Благовест" содержит проповеди, сведения о всех православных праздниках, традициях, о православном богослужении, сведения об инославии, апологетику, месяцеслов на каждый день и многое другое.

О Богатстве. Житие Димитрия Солунского. Икона Божией Матери "Всех скорбящих Радость". Святыня молодого Петербурга. День памяти Иова Почаевского. Святой апостол Иаков. Месяцеслов.

СЛОВО ПАСТЫРЯ
О Богатстве

ыне читано Евангелие от святого Луки о безумном, самолюбивом богаче, который собирал только для себя и из своего богатства не уделял нуждающимся (Лк. 12,16-21). Это притча, поэтому смысл ее, очевидно, гораздо шире, чем представляется с первого раза, и под богатым человеком должно разуметь людей всякого чина, звания и состояния, наделенных от Бога всяким добром и довольством материальным, а не одних землевладельцев и людей податного состояния; равно и под хорошим урожаем поля должно разуметь не одни естественные, растительные продукты, т. е. пшеницу, рожь и прочее, а всякое материальное довольство: богатое наследство, большое жалованье, получаемое из государственной казны, богатые доходы, доставляемые каким- либо местом или должностью, прямые или косвенные, явные или тайные, хорошую прибыльную торговлю, хороший доход от отдачи  внаем домов, прибыльное ремесло и прочее. Таким образом, эта притча, как сеть, захватывает собой весьма многих, и, словом сказать, всех тех, которые имеют хорошие средства к жизни.

Чего же от нас хочет и требует наш божественный Учитель - Господь Иисус Христос в этой притче? Хочет и требует от нас того, чтобы мы не сами только лично пользовались дарами Божиими к своему лишь удовольствию, для удовлетворения своих только животных потребностей, привычек, страстей и похотей, а делились, непременно делились своим добром по средствам с неимущими и нуждающимися, которых так много везде, потому что всякого рода материальное довольство Господь посылает нам не для нас одних, а в лице нас и для  ближних наших. У тебя лежит множество даров Божиих, данных тебе сколько для тебя, столько и для общего блага, и они лежат без всякой пользы, и ты превращаешь источник благословения Божия в источник проклятия; ты ругаешься над благостью и щедротами Божиими, ты друг общего завистника и врага - диавола, ибо ты враг Богу и людям, потому что губишь многих своим жестокосердием. Эта истина, многим кажущаяся странной, так  ясна, что говорит сама за себя, и  человеку, прямо смотрящему на дело, не имеющему своих предвзятых мыслей и ложных убеждений, нет нужды  ее  объяснять и доказывать, ибо все мы, богатые, равно как и бедные, знатные и простые, образованные и необразованные, - все ближние друг другу, как  происшедшие от одной крови, члены одной великой Божией семьи, члены если не одной Церкви, то одного государства, члены одного общего отечества, имеем одного царя - отца, пекущегося равно о благе всех своих подданных, для которого верх желаний есть то, чтобы все вообще были довольны и благосостоятельны, все трудились на пользу общества и каждый  в свою собственную. Но крайнее самолюбие наше, по которому мы свое добро материальное привыкли считать исключительно своим, ложный взгляд на отношения наши к другим и строго судейский, односторонний взгляд на ближних наших, требующих нашей помощи, идут наперекор указанной истине, и многие, многие говорят: "Мое - только для меня и ни для кого больше, другим до него дела нет", хотя очевидно, что такое убеждение ложно и крайне негуманно, т. е. нечеловеколюбиво. Докажем на основании разума и слово Божия несостоятельность его и затем выведем заключение, что должно нам не для себя только собирать, а и в  Бога богатеть, т. е. богатеть милосердием, правдой и вообще добрыми делами.

Во-первых, во всей природе, во всем видимом мире мы замечаем взаимность и общительность. Солнце с высоты небесной освещает, согревает и оживотворяет всю землю, всех тварей, им же несть числа; воздух проникает всех и все - мы все дышим и питаемся им каждую минуту; ветры, попеременно дующие со всех сторон, производят в разных местах благодетельную перемену воздуха, очищают, оздоровляют его; реки, орошая разные местности, по коим они протекают, приносят людям и животным многоразличную пользу. Пчелы собирают с цветов благоухающий, здоровый и питательный сок, слагают его в соты и образуют мед, коим пользуются многие люди; шелковичный червь прядет коконы, или шелковые нити, и человек употребляет их па свои изделия. Люди паук и искусств, ремесел, земледельческого дела, торговли, промышленности делятся с другими людьми сокровищами своими; воинство полагает за веру, царя и отечество жизнь свою - всё и все находятся во взаимодействии и сообщительности. А вот у тебя лежат большие суммы денег, коих хватило бы на прокормление тысячи людей, - что в них пользы? Неужели только имущество, деньги, хлеб, одежда, жилища будут одним лишь нашим достоянием,  и мы не будем им охотно делиться с нуждающимися братьями нашими? Помилуйте, братья мои, да это противно природе и разуму нашему. Как вся природа делится с нами своими сокровищами, богатствами, так и мы взаимно должны делиться друг с другом своим достоянием для блага общего.

Во-вторых, так как мы все, поелику христиане, составляем собой сочленение духовного тела Церкви, которой Глава - Иисус Христос, Кормчий, или Правитель, Дух Святой, то поэтому мы обязаны заботиться духовно и материально не о себе только, а и о других членах тела, по слову апостола Павла: Страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. И вы тело Христово, а порознь члены (1 Кор. 12, 26-27). Церковь и государство - живой организм, но в нем есть члены болезненные, малосильные, малоспособные или не имеющие труда и не могущие добыть его. Если же так, то как богатому не позаботиться о бедных - богатому всякого звания: духовному ли, купцу ли, человеку светского или военного звания, ученому или начальствующему во всяком звании или богатому ремесленнику? И в этом случае высшие или высокопоставленные лица, как более образованные, должны подавать собой пример низшим, по слову апостола: Должны есмы мы сильный немощи немощных носити, и не себе угождати (Рим. 15, 1). Если сильные, знатные, высокопоставленные лица или богатые будут только себе угождать, не заботясь о бедных и немощных, то что сделать могут в пользу их люди, хотя и с добрыми намерениями, желаниями, предприятиями, но несильные по власти и капиталу? Вот, например, у нас в Кронштадте есть бедное, непривилегированное сословие приписных мещан, у которых нет ни дела, ни денег, ни пищи, ни одежды, ни жилища, ни малейшего нравственного голоса к защите себя, но которые могли бы быть полезны, если бы люди, которые почтены властью, обратили на них отеческое внимание. Скажите, что с ними будет в конце концов, если не будут обращать на них внимания сильные во граде? Или они должны будут исчахнуть и преждевременно умереть от голода и холода, или они будут прибегать к противозаконным средствам приобретения, чтобы не умереть с голоду? И уж если знатным и богатым не угодно уделять им необходимое для жизни из житниц или из богатых сокровищниц своих, то по крайней мере нужно общими силами позаботиться о помещении их и о занятии их трудами по силам их, об общем содействии им. Ведь они тоже христиане, что и мы; подданные и дети того же государя, как и мы; члены того же общества, как и мы. Между тем они, члены наши, по какому-то странному нерадению и жестокосердию общества остаются доселе без всякого призрения.

О самолюбие, о гордость, о жестокосердие, о снедающая корысть надменных своим ложным просвещением людей! Что значит просвещение научное без любви христианской? Ничто. Мудрость мира сего есть безумие пред Богом (1 Кор. 3, 19).

Смирись, кичливый ум, пред учением Евангелия и пред нищетой Христовой, сойди со своего пьедестала, стань пониже, подойди к этим бедным, коих  Сам Христос не стыдится называть Своей братией, и протяни им руку помощи; не себе только собирай, не своим только прихотям удовлетворяй, а и в Бога богатей делами добрыми, которые и по смерти пойдут вслед за тобой. Итак, и природа, и разум, и слово Божие внушают нам быть общительными с ближними в своем имуществе, податливыми, без роптания, без скупости, охотно, с усердием, кротко и смиренно, благодушно помогать бедным, как братьям о Христе и как членам гражданского общества. Аминь.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

ЖИТИЕ ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО

Димитрий Солунский

лагослови, отче!

Максимиан Геркулий, замирив Готов и Сарматов и обратив их в данников римлянам, пришел в Селунский град и остался там, зловерный и богохульный человек, погруженный в пучину суеверий. Торжествовало тогда суеверное поклонение идолам и кумирам, и повсеместно их чтили, а служителей бога преследовали и без вины истребляли служивших истинной премудрости. Был среди них блаженный Димитрий, всем известный тем, что не ведал он страха и не терялся перед невзгодами. С юных лет отличался он житием чистым и беспорочным, в душе же хранил слово спасения, и, делясь им с приходящими к нему, поучал с радостью, и убеждал, и проповедовал, следуя апостольской заповеди блаженного Павла к святому Тимофею, который писал и наставлял поступать так во время благоприятное и в безвременье.

Этот же блаженный Димитрий был из рода славных вельмож и сенаторов, отслужив первоначально эксцептором, стал анфипатом в Элладе и оратионипата получил от царя Максимиана. Но тот Димитрий ни во что не ставил земную славу, но следовал животворящему слову, говоря, что человека, погибшего и своими беззакониями умерщвленного, премудрое божественное Слово своим пришествием во плоти отторгло от заблуждений и очистило от всякого безумия и от всякого мрака, свет же воссиял нам и настал день освобождения в душах, принявших его, принесло Слово то правду и кротость, любовь, надежду, созидая нам жизнь вечную, временное отметая, даря нам вечное нетленное обручение, восстание из мертвых, ходатайствуя за наше возвращение в рай.

Тогда приказал царь горожанам разыскивать христиан. И схватили блаженного Димитрия, не обратившимся в бегство был он схвачен, а когда служил обычную службу богу со своими единоверцами. И привели его к богохульному Максимиану, словно некую великую добычу, думая, что этим покажут себя лучшими друзьями царя; и чтобы не скрылся никто из христиан, выдавали ему даже вельмож.

Случилось так, что царь в это время направлялся в городской театр, который именуют стадион, чтобы посмотреть на единоборство гладиаторов. Здесь была для него сооружена на высоте огражденная досками арена, на которую поднимались и на виду у всех боролись друг с другом, ибо было для него радостью видеть, как проливается человеческая кровь.

Не было, однако, поводом для печали или скорби это зрелище, ибо любил он одного из борцов, по имени Луй, вандала родом, отличавшегося силой и огромным ростом, который не только в Риме убил многих в поединках, но и в Сермии и в Селуньском граде, спешил на доски арены, чтобы благодаря великому умению и навыкам убивать многих людей.

Так как не было никого, кто бы решился выступить против него и все боялись его, то среди первых почитал его царь и очень любил, и взирал на него с радостью, и восхвалял его, и дивился огромному его росту, и хвастался его гордыней. Когда оказался Максимиан возле театра и сошел с колесницы, тогда и поведали ему и привели блаженного Димитрия. Расспросили его, продолжает ли он поклоняться Христу, и узнали, что и других учит поклоняться распятому Христу.

Увидел же царь дерзость его, называющего себя христианином и всею душою желающего все претерпеть во имя Господа нашего Иисуса Христа, и прекрасное лицо его. Но, будучи полон ожидания предстоящего зрелища, повелел заключить мученика в печных каморах народной бани, находившейся поблизости от театра. Находясь там, увидел Димитрий змею, называемую скорпионом, выползшую под ногами у него и хотевшую ужалить святого, осенив ее знамением честного креста и плюнув на нее, он умертвил ее. Тогда же ангел Господень, придя, венец возложил на голову святого мученика и возвестил ему: "Мир тебе, страстотерпец Христов! Мужайся и крепись!"

Царь же, придя на стадион, воссел, приказал ввести Луя, и воззвал через глашатаев к народу, приглашая желающего с ним бороться и предлагая победителю дары и много золота. И тут один юноша из толпы, прекрасный видом и еще юный годами, по имени Нестор, едва начавший обрастать бородой. известный славному мученику Димитрию (ибо видели чудеса, им творимые, многие, приходящие к нему и наученные им чтить Христа и поклоняться тому), пришел в то место, где сидел под стражей святой, и, припав к ногам его, сказал: "Раб Божий Димитрий! Хочу с Луем бороться, так помолись же обо мне Христу!" Святой же осенил знамением Христовым и чело его и грудь и отпустил его, сказав: "И Луя одолеешь и за Христа будешь замучен".

Направился Нестор на стадион и, сбежав по ступеням, сбросил с себя одежду и предстал перед Максимианом; удивленный же царь подозвал к себе выскочившего юношу и стал уговаривать его, говоря: "Юноша! Понимаю я, что скудость средств твоих разбудила в тебе такую дерзость, что или - победив - в тот же час получишь богатство, или же, потерпев неудачу, и нищеты, тебя терзающей, лишишься и жизни. Я же, жалея молодость твою и юность, за одну отвагу твою дам тебе почетную и достаточную награду, и иди, сохранив жизнь и обретя злато. Лую же не противься, ибо убил он многих более сильных, чем ты".

Услышав это, Нестор не взял даров царских и не испугался похвал Лую, а ответил царю: "Не золота хочу, - сказал, - и не из-за него вышел на поединок, а хочу погубить Луя. Не хочу я иначе жить, и не за богатством пришел, но хочу сокрушить Луеву славу". Тогда царь и приближенные его возмутились, услышав это, не стерпели дерзости юноши, и воззвал царь и возопил, подбодряя Луя.

Нестор же, осенив грудь свою знамением животворящего креста, взял сулицу, и возвел глаза к небу, и произнес: "Бог Димитрия, раба твоего, ради возлюбленного твоего сына Иисуса Христа, ты, покоривший иноплеменника Голиафа верному тебе Давиду, ниспровергни дерзость Луя и Максимиана мучителя!" И выскочил на середину арены, и начался поединок, и смертельную рану в сердце получил Луи, и был убит. Немалую душевную травму он нанес тем царю. А Нестор прославил бога, ибо молитвой святого Димитрия убит был иноплеменник.

Максимиан тогда вскочил со своего трона и печальный возвратился в царский свой дворец, говоря: "Если бы не было чародеяния каких-то богов, то не был бы Луи, отличавшийся таким мужеством, убит этим юношей". И призвал к себе мучитель Нестора и сказал ему: "Скажи мне, юноша, какие чары ты использовал или кого имея в помощниках Луя убил?" Отвечал Нестор: "Никаких чар не было, и без какого-либо обмана он убит, но бог Димитрия и бог христианский послал ангела своего и убил моей рукой кичливого гордеца". Разгневался царь и приказал отвести его как христианина в западную часть города, к так называемым Золотым воротам, чтобы тут отрубил ему голову своим мечом Минукиан протиктор. И так увенчан был Нестор венцом мученика.

Некие же вельможи стали наговаривать царю на Димитрия и убеждать его в том, что Димитрий - причина гибели Луя. Тогда очень разгневался царь и сказал: "Не к добру была наша встреча, когда встретились мы на пути моем к театру". И приказал в той каморе, где находился под стражей святой, заколоть его копьями. И так был убит преславный мученик и окончил в страданиях жизнь, исполненную благой веры. Лупп же, раб и слуга святого Димитрия, предстоявший ему, взяв орарион святого, собрал в него кровь его.

И взяв царский перстень, который он (Димитрий) носил на руке, обмакнул его в святой крови и стал исцелять им одержимых различными недугами и страдающих от нечистых духов исцелял молитвами и посещением святого и благодатью, которой обладал перстень его, так что весть о том разнеслась по всему граду Селунскому. Услышав о нем, что исцеляет он больных, приказал царь казнить и Луппа в городском трибунале в один из дней, когда застали его в окружении других верующих Христу.

Пресвятое же тело славного Димитрия было брошено убийцами без присмотра, и тогда некие от братьев благочестивых, взяв ночью, ибо боялись они царя, и раскопав как смогли землю там, где оно было брошено, присыпали его землей, чтобы не причинили ему никакого вреда кровожадные звери. И никто не позаботился о том, чтобы перенести тело святого, но осталось оно на том же месте, и знамения и исцеления бывали на месте том, и божьим даром получали приходившие к нему с верой, и постоянно все радовались здесь, и разнеслась слава по всей Македонии и Фессалии о чудесах, творимых святым мучеником.

Когда же изгнана была ложная вера в кумиры и просияла непорочная и православная христианская вера, Леонт, некий славный муж, управлявший иллирийской епархией, отправился в Дакию, и тяжело заболел, и на носилках был принесен в Селунский град своими рабами, и положен на том честном месте, где под землей покоилось тело святого; и положен как раз над целящим гробом святого. И тотчас выздоровел, так что удивился и сам он и приближенные его скорому пришествию мученика, и воздали хвалу богу и преславному мученику Димитрию. И тогда Леонт, разрушив печи и разломав бассейны для горячей воды, и стены, с бывшими возле городскими воротами, создал между общественной баней и театром всечестный храм во славу великого мученика Христова, всячески его украсив.

Собравшись возвращаться в Иллирию, пожелал он взять что-либо от мощей святого, чтобы и там церковь создать в его имя, но преславный страстотерпец Христов Димитрий явился ночью ему, и запретил это делать. Тогда взял он хламиду, обагренную святой кровью его, и часть орария его, и изготовил ковчег серебряный и положил все это в него. Когда же отправился Леонт в путь, стояла зима, и разлилась река Дунай, так что нельзя было переправиться через нее на лодке, и так как несколько дней не спадала вода и препятствовала дальнейшему пути, в печали пребывал епарх.

И увидел во сне славного мученика, возвестившего ему: "Всю печаль и сомнения свои отринь и возьми то, что несешь, и без помехи перейдешь реку". Наутро же Леонт сел на коня своего, держа в руках честной ковчег, и без помех переправился через реку. И так, придя в Сермий, положил здесь честной ковчег со святыми реликвиями, находившимися в нем, и возвел здесь честную церковь во имя преславного Христова мученика Димитрия подле честной церкви святой мученицы Анастасии. Многие же чудеса и исцеления Господь сотворил там, где останавливались на пути колесницы и кони, благодатью и щедротами и человеколюбьем единородного Сына божьего, с ним же Отцу слава со Святым Духом и ныне, всегда и в века!

ЧУДО СВЯТОГО ДИМИТРИЯ, КАК ВИДЕЛ СЛУГА ЕГО ПРИШЕДШЕГО К НЕМУ АНГЕЛА

а рассвете третьего дня той войны, в который снизошла на горожан от бога отвага, как об этом говорилось прежде, некий муж, знатный родом, известный жизнью своей, смиренный сердцем, славный и отмеченный саном иллюстрия, о таких сказано в Писании: "Беззлобные и прямодушные пойдут за мной", увидел, как говорил он - во сне (о чем доподлинно рассказывал своим близким), и ужаснулся, видя, что стоит он перед притвором святой церкви славного мученика Димитрия. "И вот, - рассказывал, - два красивых высоких мужа явились передо мной и вошли снаружи в притвор, так что я принял их за посланцев императора. Один же из них громко возгласил: "Где господин дома этого?"" Появился в средних дверях церковных один из слуг и сказал в ответ: "Зачем нужен он вам?"

Они же сказали: "Владыка наш послал сообщить ему нечто". Слуга же тот показал им на святую раку церковную, говоря: "Здесь он". Мужи же те, видом подобные ангелам божьим, подошли к тому месту и сказали слуге: "Иди, возвести ему о нас". Я же, одержим страхом, пойдя следом за ними из притвора, встал у одной из колонн возле святой раки, желая узнать, что хотят поведать от царя святому. Слуга же постучал в дверцы раки, и тотчас же открыл их изнутри славный мученик Христов и встал у дверей, так что и мне, недостойному, было видно его. Я же пал ниц не в силах зреть ангелоподобный лик его: был он видом похож на изображение на древних иконах, а лицо его сияло, словно испускало солнечные лучи. И лежал я ничком, и озарилось мое лицо излучаемым им светом. И так, лежа, внимательно слушал я, о чем будут они говорить между собой, и услышал, как целовали сердечно святого эти мужи.

Он же сказал им: "Благодать с вами! Во имя чего потрудились прийти ко мне?" Отвечали ему мужи: "Владыка наш послал нас к святости твоей и так говорит тебе: "Скорее изыди и шествуй ко мне, ибо город будет предан врагам". Я же, услышав это, пришел в смятение, и охватила меня печаль; приподнявшись немного, увидел я человеколюбное и ласковое лицо мученика, поистине милосердного и градолюбца, удрученное печалью, и грустное и к земле склоненное. Прошло немало времени в молчании долгом, и видел я, как слезы текли по богоподобным щекам, так что слуга сказал мужам: "Зачем так опечалили господина моего? Поистине, если бы раньше знал о словах ваших, не сказал бы о вас моему господину". Тогда отверз святой свои богословесные уста и сказал слуге: "Не трогай их, они - друзья мои, и что приказано им, то мне и говорят".

И сказал им: "Действительно ли такую весть прислал мне владыка мой? Так ли изволило владычество его, что такой город, уже столькими поколениями во имя пота его и крови, истекавшей из его честных ребер, утвердившийся в вере, ныне будет растерзан свирепыми этими зверями? Таково ли желание человеколюбия его?" Отвечали светлые мужи: "Если бы не угодно ему было, не отправил бы нас к благочестивой душе твоей". И тогда опечалился очень Димитрий, и долго покачивал головой, и, пораздумав, с великой печалью изрек ответ. И непрестанные вздохи его, и слова, и тихий голос свидетельствовали, что в великой скорби он из-за любви к своему отечеству. Ответил же он мужам: "Идите, братья, скажите благому моему владыке так: говорит твой истинный раб Димитрий: "Ты, владыка, господин и мне, и городу, и всему миру, и как властитель повелел мне здесь пребывать с рабами твоими. Как же могу я их оставить в такой беде и нужде и уйти? И с каким лицом увижу я гибель отечества своего? Какая будет жизнь горожанам моим гибнущим? Но напротив - как пребывал я с ними и душой радовался, так и теперь их, в беде оказавшихся, не оставлю. Или спасутся они - и я спасен буду, или погибнут - погибну и умру с ними. Ты ведь сам, владыка, положил душу свою - словно хороший пастух - за овец своих. Поистине знаю я, что не превозмогли грехи наши милосердия твоего, ибо милость твоя к нам велика, и ярость твоя праведная требует нашего обращения, а не гибели. Владей всеми, благой владыка, и что повелишь, то и сделай нам. Я же, как сказал: если спасутся они - спасен буду, если погибнут - умру с ними".

Когда сказал так милосердный мученик, душа моя отчаявшаяся немного воспрянула от охватившей ее печали. Отвечали же мужи, говоря святому: "Это ли велишь нам сказать владыке?" Отвечал святой: "Да, молю вас". Спросили же они: "Так почему же не идешь с нами? Берегись, а вдруг не смилуется пославший нас, раз ты его ослушался". Отвечал святой: "Я знаю: всегда гнев его предваряют милосердие и благость его". Таков ответ дал и, сказав так, поцеловал он светлых мужей и, серебряные двери затворив, в которых стоял, остался внутри, не ушел от нас благодатью Христовой. И тут - сказал иллюстрий - я, грешный, почувствовал, что пришел в себя и не сплю".

Увидев же все это, тот добродетельный и боголюбивый муж тотчас же побежал по городу, убеждая горожан и только одно им говоря: "Наберитесь мужества, братья, святой страстотерпец с нами помощью Христовой, и не коснется нас зло". С того момента, как было написано, в доблесть облеклись горожане и на врагов стали нападать и те, кто не решались прежде и голоса подать из-за великого страха.

Впоследствии иллюстрий близким своим поведал особо о рассказанном ранее видении. И так, побуждаемый нами, поведал истинную причину того, почему ходил он по городским улицам, убеждая всех, что спасен будет город. Так показал нам славный мученик Димитрий и сотворил, что видение сбылось в действительности, так какую же хвалу и славословие ему перед Богом воздадим? Какие почести и благодарение принесем славному мученику, сравнимые с милосердным его решением, когда он премногими своими щедротами уподобился Господу богу Спасу нашему и душу свою положил за нас, недостойных, грешных, и не только ослушался повеления божьего, надеясь на божье человеколюбие, но и умереть с нами, многомилосердный, обещал. О душа святая, и градолюбивая, и щедрая! О мудрость богоданная и совет богоугодный, деяние боголепное!

Так как постиг ты бога всех, что не губит он праведника с нечестивыми, не оставляет жезла грешника на жребии праведника, то, видя наши грехи, все превосходящие по силе своей, и хотя побоялся, как думаю, что за нас моля, ослушаешься богоданной воли, все же, поразмыслив, совершил: остался в дому своем и не покинул город, чтобы ни самому не испытать никакого зла, ни городу - напасти от поганых. Вот так же, если венец, скованный из нечистого золота, но украшенный только одним драгоценным камнем, захочет переплавить управитель дома, чтобы очистить загрязненное золото, то не даст того совершить господин, ибо, очищая золото, сверкание камня погубит. Вот так и тогда: хотя многократно мы были смерти достойны из-за наших многочисленных прегрешений, не погубил города Господь, чтобы не случилось чего-либо со страстотерпцем, пребывающим с нами, недостойными.

Так помолимся же все истово, возлюбленные, и путь наш на благие дела направим, молитвами и деяниями удержим мученика навсегда остаться с нами. Всем этим и божью милость без сомнения обретем, ибо Димитрий спасает нас и хранит от первого из умозрительных врагов - дьявола, избавляет нас от вечной муки и ходатайствует за нас о царстве небесном. Молю же, братья, всем собором вашим, всей силой души возопить к щедрому богу о богохранимом городе нашем, и о всех христианах, и обо мне, и о ничтожестве моем, как о недоноске, о ниспослании мне благодати, ибо гражданина и помощника и в боге владыки нашего преславного мученика Димитрия благо чудотворения я описал, хоть кратко, но истинно, и приятно слуху вашему, Христа ради Иисуса, Господа нашего, истинного бога, с ним же царствует над всеми бог Отец с животворящим его Духом. Слава и честь и поклонение от всех сотворенных им возносятся искони, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь

Икона Божией Матери Всех скорбящих радосте

Икона Божией Матери "Всех скорбящих Радость"

е одно столетие обращаются православные с молитвой к образу Божией Матери "Всех скорбящих Радость", чудотворениями прославились эти иконы в Москве, Петербурге, Тобольске, Твери, Киеве, Воронеже, Нижнем Новгороде, Пскове и других городах России.

"О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, вышши еси всех Ангел и Архангел и всея твари честнейши. Помощница еси обидимых, ненадеющихся надеяние, убогих заступница, печальных утешение, алчущих кормительница, нагих одеяние, больных исцеление, грешных спасение. Христиан всех поможение и заступление".

Сообразно словам молитвы изображается Пресвятая Матерь Божия на иконах "Всех скорбящих Радость": окруженная теми, кто нуждается в ее помощи - нагими, обидимыми, алчущими. Ангелы, посылаемые Владычицей для утоления страдания людского, указывают страждущим на Богоматерь, как на единственную Помощницу в скорбях. Сама Богородица предстает на иконах "Всех скорбящих Радость" во весь рост, или в красно-синем одеянии и белом плате на голове, или в царских одеждах и короне. На некоторых иконах Она держит на руках Предвечного Младенца.

История иконы

Икона Божией Матери Всех скорбящих радосте

История иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" берет начало в XVII веке. С 1643 г. икона находилась в Москве, в Преображенской церкви на Ордынке. Она была написана на кипарисной доске, на наложенном поверх нее загрунтованном холсте. Богоматерь предстает на ней с Младенцем на левой руке, в окружении страждущих и ангелов. С обеих сторон помещена надпись: "Тя, исплетшую мирови венец, песнословим! Радуйся, Лествице небесная, по Ней же сниде Бог! Радуйся, неувядаемая Розго!"

Прославление этой иконы началось в царствование Иоанна и Петра Алексеевичей, с тех пор как в 1688 г. от нее совершилось чудесное исцеление Евфимии, родной сестры патриарха Иоакима (1674-1690).

Чудо исцеления

Евфимия жестоко страдала от раны в боку и уже ждала смерти, но не теряла надежды на Божественную помощь. Однажды, после приобщения Святых Тайн, она с великой верой стала взывать к Пресвятой Богородице: "Услыши меня, Всемилостивая Владычица! Весь мир Тобой хвалится, и все приемлют нескудныя милости Твои. Достойна я наказания по беззакониям моим, но накажи меня не гневом Твоим. Призри на лютую немощь мою и помилуй меня". После этой молитвы больная услышала голос: "Евфимия, отчего в страдании твоем не прибегаешь ты к общей Целительнице всех?"

"Где же найти мне такую Целительницу?" - отвечала изумленная Евфимия. И был ей ответ: "Есть в храме Преображения Сына Моего образ Мой, именуемый "Всех скорбящих Радость". Стоит он на левой стороне в трапезе, где обыкновенно становятся женщины. Призови к себе из этой церкви священника с этим образом, и когда он отслужит молебен с водосвятием, ты получишь исцеление. Не забывай же тогда Моего к тебе милосердия и исповедуй его в прославление имени Моего".

Когда Евфимия оправилась от волнения, произведенного чудесным явлением, и узнала от родственников, что действительно в храме Преображения на Ордынке есть икона Богоматери "Всех скорбящих Радость", она призвала священника с иконой к себе в дом. По совершении водосвятного молебна Евфимия совершенно исцелилась.

В память совершившегося, в день исцеления, 24 октября (6 ноября по новому стилю), установлено празднование иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость".

Святыня молодого Петербурга

О дальнейшей судьбе иконы автор XIX века пишет так: "Есть мнение, что первоначальный образ Богоматери "Всех скорбящих Радость" перевезен был в Петербург царевной Натальей Алексеевной и есть именно тот образ, который стоит в Скорбященской церкви, на Шпалерной. Но, кажется, ближе к истине те, которые утверждают, что первоначальный образ остался в Москве".

Как бы то ни было, в 1711 году чудотворный образ Божией Матери "Всех скорбящих Радость" или точный список с него царевна Наталья Алексеевна, родная сестра императора Петра Великого, привезла в строящийся Петербург. Во время войны с турками этот образ находился в рядах русского войска. Когда царь возвратился в столицу, то в память избавления своего от опасности при реке Прут он устроил во дворце сестры на Шпалерной улице храм Воскресения Христова и поместил там икону. Впоследствии, при царице Елизавете Петровне, на месте прежнего домового храма воздвигли каменную церковь, ставшую приходской.

На поклонение чудотворному образу Божией Матери "Всех скорбящих Радость" со всех сторон стекались ищущие покрова Владычицы, двери храма были открыты для богомольцев с раннего утра до позднего вечера. К иконе прибегали и особы царского семейства - Екатерина I, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна, Екатерина II, Павел I, Мария Федоровна, другие члены Царствующего Дома и Императорского Двора. Так, Екатерина Великая особо почитала образ с тех пор, как по молитвенному заступлению Царицы Небесной в Санкт-Петербурге прекратилась эпидемия оспы, угрожавшая жизни наследника престола Павла Петровича.

В ХХ веке, в советское время, чудотворная икона Божией Матери "Всех скорбящих Радость" была перенесена в Спасо-Преображенский Собор. А в храме на Шпалерной ныне находится другая икона Богоматери "Всех скорбящих Радость", датируемая приблизительно серединой XVII века.

Прославление "Богородицы с грошиками"

Ровно через 200 лет после исцеления Евфимии в Санкт-Петербурге прославилась другая икона Божией Матери "Всех скорбящих Радость" - так называемая "Богородица с грошиками" из часовни у Стеклянного завода.

По преданию, в давние времена в деревне Клочки, где после построили Стеклянный завод, волны Невы вынесли на берег образ Богородицы "Всех скорбящих Радость". На этом месте для образа выстроили часовню. 23 июля 1888 года разразилась страшная гроза, молния ударила в часовню, обожгла внутренние стены и иконы, но не коснулась образа Богоматери. Икона оказалась на полу от удара, но лик Богоматери, давно потемневший от времени и копоти, просветлел и обновился. Двенадцать медных монет из разбитой кружки для подаяний оказались навсегда прикрепленными в разных местах к образу. Весть о чудесном сохранении образа разнеслась по всей столице, почитание его росло день ото дня, и милость Божия прославила икону дивными чудотворениями.

http://www.bcex.ru/?page=0310
Храм иконы Божией Матери
"Всех скорбящих Радость"
на Шпалерной улице

 

Тропарь, глас 2

Всех скорбящих Радосте и обидимых Заступнице, алчущих Питательнице, странных Утешение, обуреваемых Пристанище, больных Посещение, немощных Покрове и Заступнице, Жезле старости, Мати Бога Вышняго, Ты еси Пречистая, потщися, молимся, спастися рабом Твоим.

Кондак, глас 6

Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице: Ты нам помози: на Тебе надеемся, и Тобою хвалимся: Твои бо есмы раби, да не постыдимся.

Величание

Достойно есть величати Тя, Богородице, честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим.

Молитва

Царице моя преблагая, надеждо моя, Богородице, приятелище сирых и странных предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь: помози ми яко немощну, окорми мя яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши: яко не имам иныя помощи, разве Тебе, ни иныя предстательницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.

 

10 НОЯБРЯ - ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНОГО ИОВА, ИГУМЕНА ПОЧАЕВСКОГО.

Преподобный Иов, игумен Почаевский

реподобный Иов родился в 1550 г. в Галиции и назывался в миру Иоанн Железо. В десять лет Иоанн поступил в Угорницкий монастырь. С самого раннего возраста он так преуспевал в иноческих подвигах, что уже в 12 лет был пострижен в мантию с именем Иова, затем, по достижении совершеннолетия, возведен в священнический сан, а тридцати лет удостоился великой схимы. При этом ему было возвращено имя Иоанн, но канонизирован святой под именем Иова.

Годы жизни преподобного пришлись на тяжелые для Православия времена на его Родине. После Люблинской унии, воссоединения Поль- ши и Литвы, под давлением польского правительства православные епископы согласились признать власть папы на соборе в Брест-Литовском. Верующие, согласившиеся с унией, стали сохранившими православный обряд католиками, а те, кто остался верен Православию, терпели различные гонения и притеснения. Многие уходили в степь и образовывали казацкие войска, другие объединялись в церковные братства под защитой вельмож, оставшихся православными. Самым видным из них был князь Константин Осторожский, основавший в своем городе Духовную академию и типографию. С этим выдающимся деятелем и познакомился однажды преподобный Иов. По просьбе князя он был переведен в находившийся в его владениях Дубенский монастырь, где стал настоятелем и много писал в защиту Православия.

В начале XVII века, в поисках уединения, преподобный удалился на Почаевскую гору и поселился в пещере неподалеку от древней Успенской обители, знаменитой своей чудотворной Почаевской иконой Божией Матери. Но и здесь, братия, полюбив святого отшельника, избрала его игуменом.

Преподобный Иов был великим молитвенником, делателем Иисусовой молитвы. По свидетельству Досифея, ученика преподобного, однажды, когда тот молился, "вдруг облистал его свет благодати Божией, сиявший по всей церкви в течение двух часов непрестанно". Одновременно с суровой подвижнической жизнью почаевский игумен много заботился о монастыре: ввел общежительный устав, воздвиг Свято-Троицкий собор и еще шесть небольших церквей, создал знаменитую Почаевскую типографию. Кроме того преподобный продолжал писать в защиту Православия, а в 1628 г. он участвовал в Киевском Соборе, созванном против унии.

Преставился преподобный Иов в 1651 г., прожив 101 год. Пятьдесят из них он управлял Почаевской обителью. Мощи подвижника были открыты через восемь лет, после трехкратного его явления Киевскому митрополиту Дионисию. В 1721 г. Почаевским монастырем завладели униаты. Чудотворную икону Богородицы они чтили, но доступ верующим к мощам преподобного закрыли. Однако через двадцать лет они изменили свое решение, так как от мощей игумена происходило множество чудес. В 1831 г., когда униаты присоединились к Православной Церкви, честные мощи преподобного Иова были вновь торжественно открыты для поклонения, а Почаевский монастырь объявлен Лаврой.

http://www.orthodox-ural.ru/2002/41/k10iov.shtml

Православная газета

Монастырь святой Параскевы Пятницы

Параскева Пятница

рым наполнен легендами. Особенно ощущаешь это, когда подъезжаешь к Топловскому монастырю. Здесь, по преданию, казнили преподобномученицу Параскеву Пятницу. К монастырю нужно долго подниматься по пыльной крутой змеящейся дороге, вокруг которой густой стеной встали в безветрии, не шелохнувшись, непривычно высокие, какие-то сказочные деревья. Монастырь поражает своей легкой, ажурной красотой, прозрачнейшим звонким воздухом, живописными взгорками и тропками. Поневоле человеком овладевает легкая эйфория (как и положено в высокогорной местности, по сведениям медицины). Даже пожилые люди почти без одышки, трогательно взявшись за руки, идут по крутым горным тропам - то к источнику св. Георгия Победоносца (снова предание: в давнее время люди то и дело видели здесь в горах всадника со знакомым иконописным копьем), то к пещере фактической основательницы монастыря - болгарки Константины.

Святость и благодатность места ощущается сразу. Жаль только, что туристов здесь многовато. Эти не идут пешком в обитель, сгорбившись от котомок и рюкзаков, а комфортно подъезжают к красивым вратам монастыря на шикарных автобусах и автомобилях. Монастырь и парковку приготовил им прекрасную. Выходят в коротких шортах мужчины - и им сразу выдают цветные халаты, полы которых ниже колен. А при обилии таких полуфантастических фигур - на ум приходит известное произведение Антона Павловича Чехова. Ощущение такое, что все мы - в больничной палате. Да ведь так оно отчасти и есть. Пришли и приехали мы все сюда - лечиться духовно, избавляться от грехов. Ибо кто ныне здоров? Времена-то последние.

Преподобномученица Параскева

И лечит здесь всех святая Параскева. Святая родилась в Риме во II веке. Ее родители-христиане долго не имели детей и молитвами испросили у Господа единственное чадо - дщерь, которую назвали Параскевою в честь дня ее рождения - по-гречески Пятницы. После смерти родителей, раздав имущество нищим, Параскева оставила мир и посвятила себя проповеди Христова Евангелия языческим народам. В Риме, центре язычества и языческой образованности, она сподобилась претерпеть первые страдания за имя Христово и обратила многих язычников в христианскую веру.

Император Антонин повелел предать Параскеву мучениям: на главу ее был возложен раскаленный медный шлем, а сама она была ввержена в котел, наполненный кипящей смолой и маслом, но святая осталась невредимой. Царь усомнился, действительно ли горячи смола и масло, и велел Параскеве плеснуть на него расплавленною жидкостью. Святая плеснула рукою; от страшной боли царь мгновенно ослеп. Тогда он взмолился к святой: "Раба истинного Бога, помилуй меня и возврати свет очам моим, чтобы мог я уверовать в Бога, Которого ты проповедуешь!" Святая просветила царя и бывших с ним учением христианской веры, была отпущена с миром и пошла проповедовать учение Христово в другие страны. В граде, где царствовал некто Тарасий, за проповедь благовестия Христова царь предал ее многим страшным мучениям. Видя, что ничто не может отвратить святую от веры во Христа, Тарасий приказал отсечь честную ее главу. Так святая Параскева запечатлела свои апостольские труды мученическою смертью за имя Христово.

Источники

На месте казни забил источник. Тот самый, к которому едут многие страждущие и недугующие. Святой источник отделан местным гранитом, около него устроена часовенка с иконостасом. 25 июля, накануне храмового праздника, сюда на Всенощное бдение собирается много народа: приходят из окрестных селений и приезжают издалека.

Рядом - закрытая, в мраморе, купальня, в которую с гор впадают еще два

целебных источника - Св. Георгия Победоносца и Трех Святителей. Огромный беломраморный Ангел из кувшина льет воду в купальню. Вода из источника св. Параскевы Пятницы хорошо помогает при глазных болезнях. Недаром на иконе мы видим св. Параскеву с блюдом в руках. В блюде - человеческие глаза. Это ее дар нам - да прозреем. Прозревают и духовно, и телесно. У одной женщины выпали все ресницы и стало падать зрение, врачи не могли помочь ничем. Она приехала в монастырь, и лишь источник св. Параскевы Пятницы помог ей восстановить зрение. Другие два источника помогают при болезнях суставов и при нервных болезнях. Источники славятся во всей Тавриде, сюда приезжают не только страждущие христиане, но и иноверцы.

Ко мне подошла женщина, по виду иностранка, и на чистом русском языке рассказала странную историю. Лет двадцать назад она из Киева уехала в Швейцарию. Вышла замуж, родилась дочь. Девочка прекрасно закончила школу - первой ученицей. Так же стала учиться и в университете в Цюрихе. Но чем дальше, тем более проявлялась в ней одержимость бесами. О монастыре бедная мать услышала в Италии, где тоже искала духовной помощи, но тщетно. Прямо из Италии прибыла в Топловский монастырь. Девушка очень красивая и очень гордая. Ей сразу стало неуютно на этом святом месте, и она стала проситься обратно: "Мама, поедемте в Цюрих, в Цюрихе хорошо". Недаром иеромонах Савватий, духовник монастыря, говорит, что одержимые сразу чувствуют себя в монастыре неуютно, и лишь потом, когда они причастятся, поживут в монастыре, искупаются в источнике, походят на службы, может наступить исцеление. Еще полдня девочка боролась с собой. Я видел, как она в своей красивой швейцарской курточке старательно помогала монашкам красить стены храма святой Параскевы. Работы она не боялась. А вот бесы, взявшие ее душу в плен, - те сильно боялись святой Параскевы. К вечеру я увидел, как мать и дочь садились в машину: не выдержали, к сожалению. Помоги им Господь!

В монастыре ведется тетрадь, в которую записываются случаи исцеления.

"Сентябрь 2000 г. Несколько лет тому назад в одной семье тяжело заболел отец. Его дочь взмолилась ко Господу: "Господи, не забирай отца, раздели болезнь и для меня". И тут же ей стало плохо. Положили в больницу, и после взятия пункции она не поднялась. Диагноз - рассеянный склероз. Шесть лет она была прикована к постели. Высохла. Остались одни косточки. На праздник Всех скорбящих Радосте я, недостойная Василисса, привезла ее в Топловский монастырь - Господь меня сподобил. После окунания в Святой купели больная Елена встала на ноги и пошла. Также к ней вернулся дар речи. Благодарим Господа и Матерь Божию за чудесное исцеление.

Адамовы, Севастополь.

История. Легенды и были

фициально Топловский женский монастырь святой Параскевы основан по ходатайству Таврического епископа Алексия 25 сентября 1864 года. Но народная легенда а вместе с тем и народные подвиги, словно камни, лежат в основании монастыря св. Параскевы. С конца 50-х годов XIX века вблизи с. Топлы Феодосийского уезда жила благочестивая болгарская девушка по имени Константина. Услышав Небесный глас, ушла из дома и стала отшельницей, пребывая в посте и молитве. Семь лет она прожила в пещере, одеждой ее было рубище.

Мне довелось побывать в этой пещере, которую считают своим долгом посетить все паломники. Многие так и считают, что побывали в гостях у монахини Константины. Но это не совсем так. Ее пещерка, вырытая своими руками, не сохранилась. Пещера была довольно маленькая, так что Константина едва могла влезть в нее, укрываясь на ночь от холода. Нынешняя же пещера - это длинный, довольно узкий и тесный ход, уставленный иконами, свечами и горящими лампадами. Стены сырые, с висящими капельками выступающей росы. И все же молиться здесь легко, благодать необыкновенная. Пещера эта была вырублена уже в годы существования монастыря. Здесь в уединении молились схимницы.

Потом из пещеры Константина перебралась к источнику св. Параскевы, где поселилась в землянке. Сначала одна, а затем к ней присоединилось несколько женщин. Над источником стояла часовенка, но Константина денно и нощно молилась, чтобы была построена настоящая церковь. В конце жизни Константина приняла полный монашеский постриг и была наречена Параскевой. Она и стала первой настоятельницей монастыря и умерла в глубокой старости в 1874 году. Следующей значительной фигурой в истории монастыря стала игумения Параскева, в миру Ольга Родимцева, из купеческой семьи. Став настоятельницей, Параскева добилась процветания Топловской обители. Ни одному крымскому монастырю не жертвовали так много, как монастырю св. Параскевы. За труды на пользу монастыря матушка Параскева в 1894 г. была удостоена высокой награды - наперсного креста.

А дальше, с приходом большевиков, началась трагедия монастыря. Монастырь был закрыт 29 апреля 1923 года, но монахини продолжали жить в его стенах под видом женской сельскохозяйственной артели. Так прошло шесть лет. Но 7 сентября 1928 года артель, как "лжекооперативная организация", была ликвидирована. В 1929 году на части территории обители был основан совхоз под откровенно циничным названием "Безбожник". Престарелая игумения Параскева скончалась от сердечного приступа в день окончательной ликвидации монастыря. На ее могильной плите можно прочесть надпись: "Матушка игуменья Параскева Родимцева, строительница Топловской обители, потрудившаяся в ней 53 года. Род. 1849 г. + 3 дек. 1928 на 80-м году. Возлюбленной о Господе матери и мудрой наставнице от горячо любящих сестер". Длинной вереницей проходят к этой плите, а затем и к могилке паломники. Идут со свечами в руках, оставляют на могилке записки. Матушку народ почитает святой. Более того, в храме стоит рака, готовая принять мощи святой. Вопросы о канонизации, как известно, решаются нескоро. Но монахини верят, что настанет день, когда произойдет прославление матушки Параскевы в лике святых. Любовь Ивановна Нерук из Мариуполя свидетельствует: "Я приехала в монастырь 7 июня 2001 года, пошла на кладбище поклониться матушке игуменье Параскеве, принесла зажженные свечи. Но они на пути к могилке потухли. Я поскорбела, что потухли свечи, решила их просто незажженные поставить на могилку. Но когда поставила - они сами зажглись". Недаром в духовном завещании матушка Параскева писала, что обитель создана не на время, а на вечность. Через 64 года, 8 августа 1992 года, в день святой преподобномученницы Параскевы, близ игуменского корпуса совершилась первая Божественная литургия.

Монастырь был вновь открыт в 1993 году. В 1998 году в сан игумении была возведена монахиня Параскева (в миру Нина Михайловна Тищенко). Она и поныне мудро и с любовью опекает жизнь чудесной крымской обители. Не перечислить того, что сегодня делается в обители, какие происходят изменения. На вечерней службе матушка сама помазывала маслицем всех: и монахинь, и мирян, всех благословляла с любовью.

Насельницы монастыря восстановили храм во имя святой Параскевы, построили часовню над источником и купальню. Как и прежде, сестрами читается Неусыпаемая Псалтирь. Одному Богу известно, сколько душ спасают монастырские молитвы, скольким дают благодать и облегчение.

http://www.cofe.ru/blagovest/article.asp
Монастырь святой Параскевы Пятницы Благовест

Святой апостол Иаков
5 нояб. (23 окт. по церк. кал.)

Святой апостол Яков

постол Павел в послании к Галатам пишет, что вместе с апостолом Петром почитались столпами Церкви и апостолы Иаков и Иоанн. Святой Иаков был сыном Иосифа Обручника от его первой жены и потому в Евангелии называется братом Господним. Согласно преданию Господь Иисус Христос явился ему после Своего воскресения и поставил его епископом Иерусалимской церкви. Таким образом, на долю апостола Иакова выпала особенная деятельность: он не путешествовал с проповедью по разным странам, как остальные апостолы, а учил и священнодействовал в Иерусалиме, имеющем столь важное значение для христианского мира.

Как глава Иерусалимской церкви, он председательствовал на Апостольском соборе в Иерусалиме в 51-ом году. Голос его здесь фактически был решающим, и предложение, сделанное им, стало резолюцией Апостольского собора (Деян., 15-я глава). Это обстоятельство имеет важное значение, ввиду притязаний католиков возвысить апостола Петра на степень главы Церкви для того, чтобы затем утвердить это главенство за Римским папой.

Значение апостола Иакова еще более укрепляла его подвижническая жизнь. Он был строгий девственник, не пил ни вина, ни других спиртных напитков, воздерживался от мяса, носил одежду только льняную. Имел он обыкновение уединяться для молитвы в храме, и там коленопреклонно молился о своем народе. Он так часто простирался на землю в молитве, что кожа на коленях его огрубела.

Служение апостола Иакова было трудным, поскольку он находился среди множества самых ярых врагов христианства. Но он поступал с таким благоразумием и справедливостью, что его уважали не только христиане, но и иудеи, и называли опорой народа и праведником. Пребывая в должности Иерусалимского епископа около 30-ти лет, он распространил и утвердил святую веру в Иерусалиме и во всей Палестине. Когда апостол Павел в последнее свое путешествие посетил апостола Иакова, то в то время собрались к нему пресвитеры, и об успехах христианской проповеди среди евреев передали ему следующими словами: "Видишь, брат, сколько тысяч уверовавших иудеев, и все они ревнители закона" (Деян. 21:20). Многие из евреев обращались к Церкви по одному доверию к слову праведника.

Наблюдая такое влияние апостола на народ, иудейские начальники стали опасаться, как бы весь народ не обратился ко Христу, и решили воспользоваться промежутком времени между отъездом прокурора Феста и прибытием на его место Альбина (62 г. после Р.Х.) для того, чтобы или склонить Иакова к отречению от Христа, или умертвить его. Первосвященником в это время был безбожный саддукей Анан. При большом стечении народа апостола ввели на портик храма, и после нескольких льстивых слов пренебрежительно спросили: "Скажи нам о Распятом?" - "Вы спрашиваете меня об Иисусе? - громко сказал праведник. - Он сидит на Небесах одесную Всевышней силы и снова придет на облаках небесных." В толпе оказалось много христиан, которые радостно воскликнули: "Осанна Сыну Давидову!" Первосвященники же и книжники закричали: "О, и сам праведник в заблуждении!" - и сбросили его на землю. Иаков мог еще подняться на колени и сказал: "Господи, прости их! Они не ведают, что творят." "Побьем его камнями," - закричали его враги. Один священник из племени Рихава (они не пили вина, жили в палатках, не сеяли ни пшеницы, ни винограда) начал уговаривать их: "Что вы делаете? Видите: праведник за вас молится." Но в эту минуту один изувер, по ремеслу суконщик, ударил своим вальком апостола по голове и умертвил его. Вместе с ним было умерщвлено много христиан.

Иудейский историк Иосиф Флавий, перечисляя причины падения Иерусалима, говорит, что Господь наказал евреев, между прочим, за убиение праведного Иакова. Апостол Иаков незадолго до своей смерти написал соборное послание. Главная цель послания - утешить и укрепить обращенных к вере иудеев в страданиях, которые предстояли им, и предостеречь их от заблуждения, будто бы одна вера может спасти человека. Святой Апостол объясняет, что вера, не сопровождаемая добрыми делами, - мертва и не приводит ко спасению. Церковное предание приписывает апостолу Иакову составление древнейшего чина Божественной литургии.

 

Тропарь:

Яко Господень ученик, восприял еси праведне Евангелие: яко мученик имаши, еже неописанное; дерзновение, яко брат Божий: еже молитися, яко иерарх. Моли Христа Бога, спастися душам нашим.

Месяцеслов

версия для печати

Рассылка на новости сайта

Читателю предлагается три варианта:
1. Просмотр RSS-новостей сайта на Христианство.ру (для этого кликните на кнопке RSS и читайте страницу новостей)
2. Подписка через RSS, не требующая указания Е-мейл Для этого кликните на кнопке RSS и далее на кнопке "подписаться".
3. Если на странице RSS кнопка "подписаться" отсутствует, это означает, что Ваш браузер не поддерживает RSS Тогда подпишитесь на новости, введя свой Е-мейл ниже.
Рассылка еженедельная, объем не более 10 Кбайт.
Email:


Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет
Rambler's Top100

© Свято-Никольский собор, 2000 - 2010
При использовании материалов ссылка на "Никольский Благовест" с указанием URL
(http://www.nikolay.orthodoxy.ru http://www.nikolski.kz, http://nikolski-sobor.narod.ru) обязательна!

 

Сайт управляется системой uCoz