По благословению Мефодия, Митрополита Астанайского и Алматинского
30 (334), 12 ноября 2006 г.
2000 год | 2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год
номера за все годы - щелкните на нужный год от РХ

"Никольский Благовест" содержит проповеди, сведения о всех православных праздниках, традициях, о православном богослужении, сведения об инославии, апологетику, месяцеслов на каждый день и многое другое.

Слово пастыря. Проповедь в Неделю 21-ю по Пятидесятнице. Святые Косма и Дамиан Азийские. Житие святого Ионы, архиепископа Новгородского. Таинство Венчания. Вопросы и ответы. Месяцеслов.

СЛОВО ПАСТЫРЯ
Проповедь в Неделю 21-ю по Пятидесятнице

о имя Отца и Сына и Святого Духа!

В этот воскресный день Святая Церковь вновь напомнила нам о том чудесном событии, которое было совершено Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом в земле Гадаринской. Апостол Лука, Евангелие которого нам было предложено за этой Божественной Литургией, рассказал о том, как некогда Господь со своими учениками приплыл в Гадаринскую землю. Здесь в стороне от города, на кладбище проживал один бесноватый человек. Не случайно этот человек проживал вне города, потому что его беснование настолько было ужасным, что люди не могли находиться рядом с ним. Поэтому он жил среди могильных склепов. Когда Господь высадился из лодки на берег, бесноватый обратился к Христу со словами: "Зачем ты пришел мучить меня, Иисус Сын Давидов?" Господь, обращаясь к этому человеку, просит назвать его имя. И тогда бесноватый отвечает, что имя ему легион. Мы даже не можем себе представить, какое огромное количество духов злобы и тьмы находилось в этом человеке. Господь исцеляет его, изгоняя из него демонов. Бесы попросили Христа войти в стадо свиней, пасущееся неподалеку, после чего это стадо низвергнулось в пучину морскую и погибло в ней. Когда услышавшие об этом чуде гадаринцы пришли на это место, то увидели следующую картину: некогда бесноватый человек как кроткий ребенок сидел у ног Христа и внимательно слушал Его вечно живые глаголы.

Почему Святая Церковь из года в год в этот воскресный день предлагает нашему благочестивому вниманию этот евангельский сюжет? Здесь несколько причин. Во-первых, чтобы уверить всех нас в существовании не только добрых, светлых духов, которых мы именуем ангельским миром, но также в существовании духов злобы - демонов. Во-вторых, Церковь учит нас, что хотя злые духи существуют вне человека и помимо воли человека, они имеют возможность влияния на человека. Мы знаем из истории Ветхого и Нового завета, как пагубно враг рода человеческого влияет на людей. Мы знаем это не только из истории, но и из опыта своей жизни. Всем нам хорошо известно, как лукавый действует против каждого из нас. У апостола Павла есть такое выражение: "То доброе, что хочу, не делаю, а то злое, что не хочу, совершаю". Доброе происходит от Бога, а все злое - от дьявола. Дьявол настолько может влиять на нас, что, поддаваясь ему, мы чаще совершаем в жизни зло. Слава Богу, мы не страдаем так от демонов, как этот евангельский бесноватый. Но многие и ныне знают о существовании таких людей, которые называются бесноватыми.

Кто-то может быть скажет: "Меня демон, слава Богу, так не мучает, а значит, я не нахожусь под его воздействием или влиянием". Но так ли это? К сожалению, все мы с вами в той или иной мере являемся бесноватыми. Я хочу привести одно высказывание святого праведного Иоанна Кронштадтского: "Когда ощутишь, что в сердце твоем не стало мира из-за пристрастия к чему-нибудь житейскому, а вместо того в нем дышит раздражительность и злоба, стань тот час на стражу сердца и не давай наполнить его дьявольскому огню. Молись сердечно молитвою и укрепляй Божиею силою страстное нетерпеливое сердце твое. Будь твердо уверен, что злодышащее раздражение сердца есть дело врага рода человеческого". Какой из этих слов мы можем сделать вывод? Всякий раз, когда мы уклоняемся от Бога, когда наше сердце наполняется злобой, ненавистью, раздражением, лукавством - все это есть влияние на нас врага рода человеческого. Но если дьявол может влиять на нас и если эти прилоги вражеские могут проникать в наше сознание, а затем, если мы не стоим на страже нашего сознания овладевать нашими чувствами, проникая в глубину сердца, приводя нас к совершению греха, то что же тогда нам делать? В чем может проявляться наша сила? Где тот фундамент, опираясь на который, мы можем противопоставить себя самым злейшим нападкам врага? Сегодняшнее Евангелие дает нам ответ на этот вопрос. Наш фундамент - это Христос. Не случайно, бесноватый идет навстречу Христу. Не осознавая еще в глубине души своей, он все-таки понимает, что только во Христе он может найти спасение. Тот же святой Иоанн Кронштадтский учит нас, чтобы мы всякий раз, когда чувствуем влияние лукавого, сразу без всякого промедления обращались к Богу. Но, к сожалению, мы увлекаемся тем, что нам предлагает дьявол. Даже совершая молитву в храме, мы очень часто уклоняемся от неё. Что-то возникло в нашем сознании и нам кажется, что это наши мысли, но на самом деле эта мысль пришла от лукавого. И вместо того, чтобы отбросить ее, мы останавливаем на ней наше внимание. Мы в этот момент о Боге забыли, и забыли, для чего мы совершаем молитву и зачем пришли в храм.
Братия и сестры, будем полагать все свои силы, дабы не дать никакой возможности врагу рода человеческого овладеть нашим сердцем и душой, постоянно призывая на помощь нам нашего Господа. Тогда вместе с праведным Иоанном Кронштадтским мы сможем сказать: "Владыко мой, Господи Иисусе Христе, мой скорый и пребыстрый не постыжающий Заступниче, благодарю от всего сердца моего, что Ты внял мне милостиво, когда я в омрачении и тесноте и пламени вражием воззвал к Тебе. Пребыстро, державно, благостно избавил меня от врагов моих и даровал сердцу моему пространство легкостью света. О, Владыко, как я бедствовал от козней врага. Как благовременно явил Ты мне помощь и как явна была Твоя всемогущая держава. Славлю благость Твою, благопослушливый
Владыко надежды и отчаянья, славлю Тебя, что Ты не посрамил лица моего в конец, но милостиво от омрачения и безчестия адского избавил меня. Как же после этого я могу когда-либо отчаиваться? Услыши и помилуй меня окаянного". Итак, постоянно будем просить помощи нашего Господа, ибо и по словам святого Иоанна Кассиана: "Никто из святых не мог бы выдержать злость демонов, устоять против их наветов и свирепой ярости, если бы не был всегда присущ нам милостивый Заступник и подвигоположник Христос, не уравнивал силы борющихся, не отражал и не обуздывал беспорядочные набеги врагов".

У одного из замечательных русских классиков Ф. М. Достоевского есть замечательное высказывание: "Дьявол постоянно борется с Богом, а полем борьбы является сердце человеческое".  Мы с вами не сторонние наблюдатели этой борьбы, мы соучастники. И  страшиться этого мы не должны, потому что в этой борьбе вместе с нами наш Господь. Если кто-то говорит: "Я стараюсь приложить все силы, чтобы не совершать греха, но у меня ничего не получается", - то человек лукавит. Если мы по-настоящему противопоставим себя врагу, с молитвенным упованием на милосердие Божие, то мы сможем побороть воюющего против нас врага.

Конечно, образ этого врага ужасен. Апостол Павел в одном из своих посланий сравнивает его со львом рыкающим, который ходит и ищет, кого поглотить. Но даже этого страшного рычащего льва мы не должны страшиться и бояться, потому что вместе с нами по жизни идет Господь и Спаситель наш Иисус Христос. Помните то обетование, которое даровал Господь каждому из нас? "Именем моим бесы ижденут". Поэтому мы должны постоянно призывать на помощь Христа.

Есть у нас с вами и другое весьма великое оружие, которым мы можем побеждать врага рода человеческого. Это Крест Христов. Святая Церковь  в одном из песнопений говорит: "Господи, оружие на дьявола Крест Твой дал еси нам. Трепещет бо и трясется, не терпя взирати на силу его". Но для того, чтобы эта непобедимая и божественная сила Креста Господня была спасительна для нас, мы должны очень серьезно и с глубоким благоговением относится к Кресту. Я имею в виду то крестное знамение, которым все мы осеняем себя во время совершения молитвы. К сожалению, мы подчас очень небрежно совершаем крестное знамение. Создается впечатления, глядя на иного человека, что он просто каких - то насекомых от себя отгоняет, но не крестится. Но ведь в Церкви Христовой нет ничего случайного и второстепенного. Складывая, к примеру, три перста вместе, мы исповедуем свою веру в Единосущную и Животворящую Троицу. А если это символ нашей веры, разве можем мы эти персты складывать небрежно? Когда мы будем с благоговением и вниманием относиться к крестному знамению, оно может нам действительно помочь.

Не должны мы бояться нападок врага рода человеческого. К тому же, он не так и силен. Его сила заключается в нашей слабости. Оттого, что мы слабы и не готовы бороться с ним, он кажется сильным. Я хочу напомнить, что мы с вами не только христиане, не только верующие, но все мы еще воины Христовы.  А воин должен постоянной как часовой стоять на страже, не давая врагу возможности проникнуть в свое сознание и сердце. Будем постоянно молиться Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу, будем постоянно с благоговением осенять себя крестным знамением и будем сохранить дар Святого Причащения Животворящего Тела и Крови Христовой, чтобы силою Божией, достойно участвуя в той борьбе, которая постоянно совершается между дьяволом и Богом, все мы стали победителями в ней. Аминь.

Святые Косма и Дамиан Азийские

Святые Косьма и Дамиан

вятые бессребреники Косма и Дамиан были родные братья, родившиеся в Асии (часть Малой Азии). Ни время их рождения, ни время смерти не известно. Несомненно только то, что они жили не позднее IV века.

Отец их был грек и язычник, мать - христианка по имени Феодотия. Воспитанием детей занималась мать. С самого младенчества детям внушались почитание Иисуса Христа и любовь к добродетели. Позже дети были отданы на обучение врачебной науке.

Господь даровал им искусство исцелений. Болезни прекращались, как скоро начинали лечить Косма и Дамиан, что привлекало к ним множество больных. Никаких знаков благодарности за свои труды святые не принимали, проповедуя заповедь Спасителя: "больных исцеляйте, прокажённых очищайте, мёртвых воскрешайте, бесов изгоняйте: даром получили, даром отдайте (Мф. 10, 8)". Косме и Дамиану приписывают чудодейственные хирургические операции, одна из которых изображена на полотне испанского художника Фернандо дель Ринкони. В зону ампутации бедра осуществляется аллогенная трансплантация конечности, взятой у погибшего чернокожего мавра. Аналогичный сюжет представлен на картинах художников Лос Балбасеса и Амбруаза Франкена, датированных концом XVI века.

Святые Косьма и Дамиан

Этот эпизод описан в тексте инкунабулы из жизни святых, который появился в Аугсбурге в 1489 году, следующим образом: "Один человек страдал заболеванием ноги. Лекарства не помогали. Однажды во сне ему явились оба святых. С собой у них были хирургические инструмента и мазь. Один спросил другого: "Где нам взять ногу, чтобы заменить эту?" Тот отвечал: "Сегодня будут хоронить чёрного мавра со здоровой ногой". Первый сказал: "Принеси её". Он отрезал ногу мавра, приставил её к ноге больного и обильно наложил мазь. А больную ногу положили мавру в гроб. Когда пациент проснулся, боли как не бывало. Он встал и приказал слугам принести свечи. Он повсюду рассказывал, что с ним произошло. Люди сбежались к гробу мавра и увидели отрезанную ногу. Они радовались свершившемуся чуду и с жаром благодарили Бога и святых Косму и Дамиана".

Для нас остаётся загадкой, почему же Косма и Дамиан отрезали ногу именно у чернокожего мавра. Возможно, это просто случайность. Может быть, такой поступок был продиктован представлениями того времени о том, что чернокожие (мавры) не были христианами и должны были служить людям белой расы, в том числе быть поставщиками отдельных органов.

Косма и Дамиан врачевали не только людей, но и оказывали ветеринарную помощь, руководствуясь словом Божиим "Праведник милует души скотов" (Притч. 12, 10). По легенде, одним из вылеченных ими животных был верблюд, в которого "разбил Диавол". Позже животное, как это всегда бывает, не осталось неблагодарным к ним. После смерти святых братьев никто не знал, как их хоронить из-за существовавших между ними разногласий, возникших из-за даров излеченной ими женщины. Но тут свершилось чудо: к людям пришёл верблюд, которого святые спасли когда-то от бешенства, и человеческим голосом сказал, чтобы положили Дамиана рядом с Космой.

Этот сюжет нашёл своё отражение в известной картине итальянского художника эпохи Возрождения, монаха Фра Джованни Анжелико да Фьезоли "Погребение святых Космы и Дамиана". Последний не раз обращался к этой теме. Согласно "Житиям Святых", пик врачебной славы Космы и Дамиана пришёлся на период царствования "гонителей и мучителей христианских", царей Диоклитиана и Максимиана. В городе Киликия врачи предстали перед игемоном Лисием, который потребовал принести жертву идолам. Они категорически отказались это сделать и были вместе со своими братьями (Леонтий, Анфим, Евтропий) "усечены мечом". Мощи святых были погребены на месте, называемом Фереман (ныне не существует, разрушен турками).

Судя по описаниям, они скончались в средних летах. Память их совершается православной церковью 17 октября (старый стиль) , т.е. 30 октября по новому стилю. Церковь чтит их как добрых врачей, заступников больных перед Богом, а также как покровителей святости христианского брака.

http://www.volgograd.ru/theme/medic/?pub_id=23644

Житие святого Ионы,
архиепископа Новгородского

Святой Иона, архиепископ Новгородский

вятой Иона, в миру Иоанн, родился в конце XIV столетия. Когда ему было три года, его мать по воле Божией, предала Господу свою душу, а через четыре года после этого семилетний отрок остался полным сиротою. Но Господь не оставил его без Своего попечения. Он вложил мысль одной добродетельной вдовице Наталии Медоварцевой взять к себе бедного сироту на воспитание. С материнским попечением она заботилась об отроке Иоанне, который от рождения был слаб здоровьем и требовал хорошего и бдительного ухода. Наталья Медоварцева кормила, одевала отрока. Не оставила она его и без пищи духовной: она отдала его на обучение одному дьяку, у которого училось много других детей. Слабый от рождения, робкий вследствие бедности, святой отрок с самого поступления в училище сильно отличался от своих товарищей. Он не принимал участия в шумных детских играх, любил тишину и уединение, со всем усердием и старанием стал учиться и своими быстрыми успехами и добрым нравом все сильнее снискивал себе любовь у своей приемной матери.

Однажды товарищи святого Иоанна после вечерни стали играть на улице. Благочестивый отрок был тут же. Он не принимал участия в игре своих сверстников, а только наблюдал за ними. В это время на улице показался какой-то не известный до этих пор в Новгороде человек, который походил на юродивого. Это был святой Михаил Клопский1. Пришедший из далекой области, никому еще до этих пор не известный в Новгороде, никого из жителей не знавший, он в первый раз был в Новгороде, еще до поступления своего в Клопский монастырь. Завидев человека, идущего в странном одеянии, дети толпой кинулись к нему и стали рассматривать его. Наиболее резвые стали смеяться над святым мужем, а иные даже бросали ему под ноги камни и сор. Святой Иоанн стоял вдали на улице. День клонился к вечеру. Уже сумерки спустились на землю и все окружающее стало скрываться во мраке. Но светло и ясно провидел святой Михаил будущее блаженного отрока. Не обращая внимания на шум и шалости детей, он направляется к Иоанну, берет его за волосы и, приподняв его выше себя, говорит: "Иван, прилежно изучай книги: быть тебе архиепископом в Великом Новгороде!"

После этого он обнял ребенка, поцеловал его и удалился. Так святой Михаил, не зная прежде имени ребенка, предрек то, что действительно исполнилось через 50 лет, спустя 4 года после блаженной кончины самого святого Михаила.

Между тем отрок Иоанн, достигнув совершеннолетнего возраста, решился посвятить себя служению Господу. Еще с самого детства он строго соблюдал все заповеди Христовы и любил уединение. Теперь он вознамерился принять на себя иноческое пострижение. В 50 верстах от Новгорода среди больших лесов, вдали от человеческого жилища, находилась Отняя пустынь. Сюда-то и поступил святой Иоанн. Архимандрит этой обители Харитон с любовью принял прибывшего и постриг его в иноки, дав ему имя Ионы. Строгую и суровую жизнь, исполненную великих иноческих подвигов, стал вести святой Иона. Его подвиги изумляли братию, так что иноки после смерти Харитона избрали единодушно святого Иону игуменом своей обители. На новой должности блаженный показал себя мудрым правителем, настоящим пастырем, кротким руководителем и опытным наставником. Слава о его трудах и подвигах быстро распространялась; вскоре о нем стало известно и в Великом Новгороде. Многие жители Новгорода и других мест стали приходить к святому, назидались его мудрыми наставлениями, просили его молитв и благословения. Многие стали делать пожертвования в обитель, так что под мудрым управлением святого Ионы скудная и бедная доселе средствами Отняя обитель стала процветать, число иноков ее умножалось, и все они подражали по мере сил своих святому Ионе.

Святой Иона, архиепископ Новгородский

В 1458 году скончался святитель Новгородский Евфимий. Оплакиваемый всем народом, этот пастырь, пользовавшийся любовью и уважением, был с честью похоронен2. Новгородские граждане единодушно желали видеть на архипастырском престоле святого Иону. Тягостно было ему оставлять тихую Отнюю пустынь, но он не решался противиться желанию народному. В 1458 г. он прибыл в Новгород, а в 1459 г. был возведен в сан архиепископа Новгородского всероссийским митрополитом святым Ионою3. Новый архиепископ был украшен всеми добродетелями, так что новгородцы увидели в нем вполне достойного преемника почившего святителя Евфимия. Святой муж отличался своей любовью к пастве, особенно же он защищал бедных и сирых, памятуя о своем сиротстве. На нем вполне исполнились слова Иова: "Благословение погибавшего приходило на меня, и сердцу вдовы доставлял я радость. Я был глазами слепому и ногами хромому" (Иов 29,13- 15). Не было человека, который бы мог дурно отозваться о святителе; все любили и желали его видеть, все, кто слышал его, получали наслаждение. Занимая такой высокий престол, он был со всеми кроток и прост. Всем он старался оказать какое-либо добро, дать мудрый совет. Не только одни новгородцы уважали своего владыку, но даже и московские князья любили святого Иону, почитали его и нередко посылали ему послания и получали от него совет. Ибо часто святитель пророчески предсказывал будущее, и слово его всегда в точности исполнялось. А в то время московские князья Василий Темный и сын его Иоанн III4 особенно недоверчиво относились к новгородцам, которые не могли забыть о прежней своей независимости от Москвы и посему не раз навлекали на себя гнев царский. Святитель Иона, пользовавшийся таким уважением у великих князей московских, защищал своих сограждан и смягчал царский гнев. Сами новгородцы просили у него ходатайства перед князьями московскими; часто также он своим властным словом прекращал их постоянные неурядицы и взаимные раздоры.

Святителю приходилось нередко вступать в дела гражданские. Вскоре после его вступления на престол начались нестроения и в Церкви. Из Рима прибыл в Литву ученик лжемитрополита Исидора и вступил в управление западнорусской церковью. В Москве был созван собор, где было постановлено - не признавать его митрополитом. Сам Новгородский пастырь не был в Москве на этом соборе. Но митрополит московский прислал ему соборное определение и увещевал его крепко стоять за православие, укреплять в истинной вере свою паству, а заблудших убеждать и обращать к истине.

Часто святителю приходилось усовещивать своих сограждан. В 1460 году в Новгород прибыл великий князь Московский Василий с двумя своими сыновьями, Юрием и Андреем. На этот раз он прибыл в Новгород с миром, ибо желал поклониться новгородским чудотворцам и собрать подать с жителей. Несколько лет тому назад он же приходил под Новгород с сильным войском и наказал новгородцев за их приязнь к его врагам. Некоторые жители, помня это, составили дерзкий замысел умертвить князя. Когда святитель узнал о таком безумном намерении, он немедленно явился в собрание заговорщиков. "Безумцы, - сказал им святитель, - что вы замыслили? Если вы и убьете великого князя, то чего вы добьетесь? Только одно несчастие и бедствие навлечете на Новгород. Его старший сын Иоанн, сведав о вашем злодействе, немедленно явится с сильным войском и опустошит страну".

Это увещание сильно подействовало на заговорщиков; они сами ясно поняли свое положение.

Новгородцы с честью приняли великого князя. Святитель также оказывал ему свое уважение. Великий князь часто беседовал с блаженным архипастырем и исполнял все его советы. Он полюбил его, как своего отца, и слушал его во всем. Особенно он уважал святителя за его добродетельную жизнь. Во время пребывания в Новгороде великого князя произошло дивное исцеление княжеского постельничего у раки мощей святого Варлаама Хутынского5. Этот молодой человек из рода бояр рязанских внезапно сильно занемог. Силы его быстро истощались. Наконец, он, казалось, совсем умер. Когда его поднесли к раке мощей святого Варлаама, он вдруг ожил и стал совершенно здоровым. Это удивительное чудо произошло на глазах самого великого князя, его бояр и других лиц. Прибывшие в Новгород признали, что этот город пользуется особенным покровительством свыше. Святитель Иона тут же повелел записать это чудо на память потомкам и возложил это дело на прибывшего со Святой горы Пахомия Логофета. Спустя некоторое время князь отправился обратно в Москву. Прощаясь со святым пастырем, великий князь приглашал его на совещание в Москву.

Немало трудов понес святой Иона. Своим мудрым словом, своей любовью, он не раз погашал раздор между новгородцами и псковичами. Жители Пскова, тяготясь зависимостью от новгородского владыки, стали просить, чтобы великий князь назначил им в Псков особого епископа. Они даже захватили часть земель и угодий, которые принадлежали архиепископу Новгородскому. Но великий князь не исполнил их просьбы, повелев им во всем повиноваться блаженному святителю новгородскому и возвратить несправедливо ими захваченное. Псковичи так и сделали. Много содействовал этому своим примером и сам святой Иона. Он даже не потребовал от псковичей никакого вознаграждения за убытки, причиненные ими архиерейской кафедре. Видя его любовь и бескорыстие, большая часть псковичей стала еще больше уважать его и оказывать ему должную честь.

Святой Иона много заботился о построении и украшении храмов Божиих. Кроме построения храма в честь преподобного Сергия Радонежского, святитель заботился о своей любимой Отней обители, где начались его иноческие труды и подвиги. Он построил здесь каменный храм во имя Трех Святителей и великолепно его украсил. Для этого он вызвал самых лучших иконописцев и щедро расточал свое имение, чтобы обильно снабдить новый храм священными предметами и книгами. К этой церкви он пристроил еще другую в честь Крестителя Господня Иоанна Предтечи, имя которого он носил еще в миру. В этом храме он собственными руками ископал себе могилу и завещал предать здесь погребению свое тело. В Отней обители святой архипастырь построил еще храм во имя святителя Николая. В самом Новгороде он возобновил и украсил Димитриевскую церковь на Торговой стороне, по преданию, первоначально построенную в память победы Димитрия Донского над Мамаем.

За благочестивую жизнь мудрого святителя уважали не только великие князья московские, но даже тверские, смоленские, полоцкие и литовские. Новгородская область, управляемая святым Ионою, пользовалась во все время святительства этого блаженного миром и особым покровительством свыше. Граждане, внимая его поучениям, имели любовь друг к другу; даже самая земля отличалась тогда особенным плодородием. Все это было по молитвам святого. Только однажды новгородская и псковская земля подверглась страшному бедствию. С конца 1466 года открылось моровое поветрие, которое известно под именем "Симоновского мора". У больных опухали железы и на третий или четвертый день они умирали. В следующем 1467 г. болезнь вспыхнула с новой силой. Во всей новгородской земле умерло 220 652 человека. Великая скорбь и смятение охватили жителей. Но еще более болел душой за своих духовных чад сам архипастырь. Он утешал их и непрестанно молился Господу о прекращении этого страшного бедствия. И молитва его была услышана. В Неревском конце при Зверинском монастыре было устроено большое кладбище для погребения умерших. Однажды во время молитвы святитель услышал глас: "Ступай с крестами в сопровождении всего освященного собора в Неревский конец в Зверин монастырь в храм Покрова Пресвятая Богородицы на кладбище. Ступай туда, где явился образ святого праведного Симеона Богоприимца. Поставь там в честь его храм, и мор прекратится".

Святитель возвестил об этом гражданам, и утром, 1 октября, в день памяти Покрова Пресвятая Богородицы, новгородцы были свидетелями нового дивного чуда. В этот день святитель со всем своим клиром и гражданами направился в указанное место и, преклонив колена перед иконою Симеона Богоприимца, со слезами молился Господу об утолении гнева небесного. В это время народ стал сносить бревна, и в один день была построена церковь. Святой Иона в тот же день освятил ее и совершил в ней Божественную литургию. С того дня моровое поветрие прекратилось. В следующем 1468 г. святитель Иона на месте этой деревянной церкви воздвиг каменный храм в честь праведного Симеона, который сохраняется и до сего дня, свидетельствуя о неизреченной милости Божией.

В то время начал основываться Соловецкий монастырь. Святитель Иона оказывал великую помощь и содействие новой обители. Вместе с мирскими властями Новгорода он дал святому Зосиме грамоту, по которой отдавал во владение новой обители весь Соловецкий остров со всеми угодьями.

Много добра оказывал всем новгородский святитель; немало трудов ему пришлось перенести. Чувствуя приближение своей кончины, он написал духовную, где завешал похоронить тело его в Отней обители. Причастившись Святых Таин, он мирно отошел ко Господу 5 ноября 1470 года. С подобающей честью новгородская паства предала погребению тело своего любимого пастыря, наставника и заступника. Честное тело его было положено в Отней обители в могиле, приготовленной им самим при церкви святого Иоанна Предтечи. До сорока дней братия не закрывали землей могилу. Господу было угодно прославить нетлением останки Своего славного угодника. Братия Отенской обители и другие лица сильно дивились, когда видели, что тело святителя не издавало ни малейшего запаха тления. Уже прошло сорок дней со дня кончины праведника, но никто не ощущал запаха гниения. Тогда братия, твердо веруя, что Господу будет угодно открыть мощи Своего угодника, не покрыли гробницы землей, а только сделали из дерева поверх могилы возвышение. Это чудо было тем более удивительно, что место, где стояла церковь, было низко и земля там была влажна и сыра.

Действительно, надежды верующих не были напрасны. Прошло уже около ста лет, когда Господь благоизволил чудесно прославить Своего верного служителя и подвижника Это было самое тяжелое время для жителей Новгорода. При царе Иоанне Васильевиче Грозном и при архиепископе новгородском Леониде 13 сентября утром в Отенской обители вдруг загорелась хлебопекарня. Сильный ветер много способствовал пожару. Пламя, охватив все монастырские храмы, с неудержимой силой распространялось все далее и далее. Огонь даже охватил Предтеченскую церковь, где была гробница с мощами святого Ионы. Видя такую опасность, двое простых людей, чтивших память святого архиепископа, бросились в Предтеченскую церковь, разобрали деревянное покрытие над гробницей и вынесли ее на монастырскую площадь. Тяжелый дубовый гроб показался им необыкновенно легким. Между тем огонь охватил все здания, бывшие около монастырской площадки, так что грозил самим мощам. Но удивительное зрелище представилось тогда всем: огонь почти совсем окружил гробницу, но нимало ее не повредил. Некоторые пытались было унести гробницу, но не могли ее поднять. Тогда все поняли, что сам Господь невидимой Своей силой хранит мощи святого от огня.

Милосердый Господь благоволил и по смерти святителя прославлять его: от гроба его истекает река чудотворений. Всякий, кто припадал к раке мощей его или с верою призывал в молитвах его святое имя, получал исцеление, каким бы ни был одержим недугом. Упомянем здесь о важнейших чудотворениях святого Ионы.

Инок Отенской обители Сильвестр с послушником Климом был однажды послан в Москву для подтверждения прежних царских грамот, которые он вез с собой. От Вышнего Волочка посланные отправились далее на лодке. Вместе с ними ехал один богатый купец. Кормчий, побуждаемый диаволом, решил воспользоваться деньгами, которые имел при себе купец. В бурном месте реки он направил лодку на камень. Лодка опрокинулась, и все, бывшие в ней, упали в воду. Кормчий за свой злой умысел был наказан праведным судом Божиим: он потонул, все же прочие стали один за другим выплывать к берегу. Спасся и послушник Клим. Наконец все собрались на берегу, не видно было только одного инока Сильвестра. Он не умел плавать. Все уже были уверены, что он погиб, как вдруг увидели свою лодку, прибитую волнами к берегу и в ней старца Сильвестра. Это чудо поразило всех. Радовались иноки о своем спасении; одно печалило их: царские грамоты вместе с другими вещами пропали при крушении. Немало горевали они о том и взывали к святителю Ионе, прося его помочь им, и молитвы их были услышаны: при вечернем сумраке они заметили на поверхности реки какой-то плывший к берегу предмет. Осенив себя крестным знамением, Клим бросился в волны и, подплыв, к великой своей радости, увидел кожаную сумку, в которой они везли царские грамоты. Вода чудным образом не испортила грамот; даже подписи царские были в полной сохранности. Возблагодарив Господа и Его угодника святого Иону, они отправились в дальнейший путь и, прибыв в Москву, скоро с успехом исполнили возложенное на них дело.

Однажды, в смутное время, по реке Волхову плыли казаки, которые опустошали деревни и грабили жителей, не щадя никого. Они приблизились к монастырскому селению и уже намеревались напасть на него. Атаман спросил: кому принадлежит это селение? Один крестьянин, по имени Георгий, ответствовал: "Это селение принадлежит Отенской обители, святому отцу и великому чудотворцу Ионе, архиепископу новгородскому".

Услышав имя святителя, атаман строго наказал своим товарищам - никого и ничего не трогать в этом селении. Когда его спросили, почему он запрещает им это, он сказал: "Однажды на меня прогневался государь и велел казнить меня смертью, а я, окаянный, вспомнив о великом и милостивом чудотворца Ионе, со всем усердием, как только мог, вознес к нему свою недостойную молитву, чтобы он защитил меня от царского гнева. В это самое время и было получено от царя повеление об отмене моей казни. С той поры я постоянно благодарю своего скорого заступника святого Иону".

Много и других чудес произошло от мощей святого Ионы. Будем и мы всегда призывать в молитвах этого славного святителя, славя Триединого Бога. Аминь.

Тропарь святителю Иоанну, архиепископу Новгородскому

Тропарь, глас 5

Исправление веры, и образ кротости, и якоже сад посреде рая, преподобными делы твоими мир просвещаеши, и сего ради к честней раце твоей любовию прикасаемся, и верно вопием: предстани в помощь воспевающым память твою светоносную, отче Ионо, и моли спастися душам нашим.

Кондак, глас 5

Свыше приял еси божественную благодать, ходатайствовати Богу и человеком, яко архиерей возношение вознося, и мир людем твоим снося, и обилие плодов, Ионо блаженне: ты бо еси великаго Новаграда похвала, и сущих о нем радость.

Таинство Венчания

Венчание - это таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей. Желающие венчаться должны быть верующими крещеными православными христианами. Они должны глубоко осознавать, что самовольное расторжение брака, утвержденного Богом, также как и нарушение обета верности, есть безусловный грех.

КАК ГОТОВИТЬСЯ К ТАИНСТВУ ВЕНЧАНИЯ

Таинство венчания

рачная жизнь должна начинаться с духовного приготовления. Жених и невеста до брака непременно должны исповедаться и причаститься Святых Тайн. Желательно, чтобы они за три-четыре дня до этого дня подготовили себя к Таинствам исповеди и причастия. Для браковенчания нужно приготовить две иконы - Спасителя и Божией Матери, которыми во время Таинства благословляют жениха и невесту. Раньше эти иконы брались из родительских домов, они передавались как домашняя святыня от родителей к детям. Иконы приносятся родителями, а если они не участвуют в Таинстве венчания - женихом и невестой.

Жених и невеста приобретают обручальные кольца. Кольцо - знак вечности и неразрывности брачного союза. Одно из колец должно быть золотым, а другое серебряным. Золотое кольцо символизирует своим блеском солнце, свету которого уподобляется муж в брачном союзе; серебряное - подобие луны, меньшего светила, блистающего отраженным солнечным светом. Теперь для обоих брачующихся покупаются, как правило, золотые кольца. Кольца могут иметь также украшения из драгоценных камней. Но все же главное приготовление к предстоящему таинству - это говение. Святая Церковь рекомендует вступающим в брак подготовить себя к нему подвигом поста, молитвы, покаяния и причащения. День и время венчания будущие супруги должны обговорить со священником заранее и лично. Перед венчанием необходимо исповедоваться и причаститься Святых Христовых Тайн Возможно совершить это не в самый день Венчания. Желательно пригласить двух свидетелей.

Для совершения таинства Венчания нужно иметь:

КАК ПРОИСХОДИТ ОБРУЧЕНИЕ

Таинство венчания - кликните для увеличения

енчанию предшествует обручение. Обручение совершается в ознаменование того, что брак совершается перед лицом Божиим, в Его присутствии, по Его всеблагому Промыслу и усмотрению, когда пред Ним скрепляются взаимные обещания вступающих в брак. Обручение совершается после Божественной Литургии. Этим жениху и невесте внушается важность Таинства брака, подчеркивается, с каким благоговением и трепетом, с какой душевной чистотой они должны приступить к его заключению. То, что обручение совершается в храме, означает, что муж принимает жену от Самого Господа. Чтобы яснее внушить, что обручение совершается перед лицом Божиим, Церковь повелевает обручающимся предстать перед святыми дверями храма, тогда как священник, изображающий в это время Самого Господа Иисуса Христа, находится в святилище, или в алтаре. Священник вводит жениха и невесту в храм в ознаменование того, что венчающиеся подобно первозданным прародителям Адаму и Еве начинают с этой минуты перед лицом Самого Бога, в Его Святой Церкви, свою новую и святую жизнь в чистом супружестве. Обряд начинается каждением в подражание благочестивому Товии, который возжег печень и сердце рыбы, чтобы дымом и молитвою отогнать демона, враждебного честным бракам (см.: Тов. 8, 2). Священник трижды благословляет сначала жениха, потом невесту, произнося: "Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа" и дает им зажженные свечи. На каждое благословение сначала жених, потом невеста трижды осеняют себя крестным знамением и принимают от священника свечи.

Троекратное осенение крестным знамением и вручение жениху и невесте зажженных свеч есть начало духовного торжества. Зажженные свечи, которые держат в руках жених и невеста, знаменуют ту любовь, которую они отныне должны питать друг к другу и которая должна быть пламенна и чиста. Зажженные свечи знаменуют также целомудрие жениха и невесты и пребывающую благодать Божию. Крестовидное каждение означает невидимое, таинственное присутствие с нами благодати Духа Святого, освящающего нас и совершающего святые таинства Церкви. По обычаю Церкви, всякое священнодействие начинается славословием Богу, а при совершении брака оно имеет и особое значение: брачующимся брак их представляется делом великим и святым, таким, через которое славословится и благословляется имя Божие. (Возглас: "Благословен Бог наш".). Мир от Бога необходим брачующимся, и сочетаются они в мире, для мира и единомыслия. (Диакон возглашает: "Миром Господу помолимся. О свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся".). Затем диакон произносит, между другими обычными молениями, моления о брачующихся от лица всех присутствующих в храме. Первая молитва Святой Церкви о женихе и невесте - это молитва о ныне обручающихся и о спасении их. Святая Церковь молит Господа за жениха и невесту, вступающих в брак. Цель супружества - благословенное рождение детей для продолжения рода человеческого. Вместе с тем Святая Церковь произносит моление, чтобы Господь исполнил любое прошение жениха и невесты, относящееся к их спасению. Священник, как совершитель Таинства брака, произносит вслух молитву к Господу о том, чтобы Он Сам благословил жениха и невесту на всякое благое дело. Затем священник, преподав мир всем, повелевает жениху и невесте и всем присутствующим в храме преклонить головы свои пред Господом, в ожидании от него духовного благословения, а сам тайно читает молитву.

Эта молитва возносится к Господу Иисусу Христу, Жениху Святой Церкви, которую Он обручил Себе.

После этого священник берет кольца со святого престола и надевает сначала кольцо жениху, трижды осеняя его крестообразно, говоря: "Обручается раб Божий (имя жениха) рабе Божией (имя невесты) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа". Потом надевает кольцо невесте, также с троекратным осенением ее, и произносит слова: "Обручается раба Божия (имя невесты) рабу Божиему (имя жениха) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа". Кольца имеют при обручении очень важное значение: это не просто дар жениха невесте, а знак неразрывного, вечного союза между ними. Кольца кладутся на правую сторону святого престола, как бы перед лицом Самого Господа Иисуса Христа. Этим подчеркивается, что через прикосновение к святому престолу и возлежание на нем они могут принять силу освящения и низвести на брачующихся благословение Божие. Кольца на святом престоле лежат рядом, выражая тем самым взаимную любовь и единение в вере жениха и невесты. После благословения священника жених и невеста меняются кольцами. Жених надевает свое кольцо на руку невесте в знак любви и готовности жертвовать всем жене своей и помогать ей всю жизнь; невеста надевает свое кольцо на руку жениху в знак своей любви и преданности, в знак готовности принимать от него помощь всю жизнь. Такой обмен производится трижды в честь и славу Пресвятой Троицы, Которая все совершает и утверждает (иногда кольца меняет сам священник).Затем священник снова молит Господа о том, чтобы Он Сам благословил и утвердил Обручение, Сам осенил положение колец благословением небесным и послал им Ангела хранителя и руководителя в новой их жизни. На этом обручение заканчивается.

КАК СОВЕРШАЕТСЯ ВЕНЧАНИЕ

Таинство венчания

ених и невеста, держа в руках зажженные свечи, изображающие духовный свет таинства, торжественно входят на середину храма. Им предшествует священник с кадильницей, указывая этим, что на жизненном пути они должны следовать по заповедям Господним, а добрые дела их будут, как фимиам, возноситься к Богу Хор встречает их пением псалма 127, в котором пророк-псалмопевец Давид прославляет благословлённое Богом супружество; перед каждым стихом хор поет: "Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе".

Жених и невеста становятся на разостланный на полу плат (белый или розовый) перед аналоем, на котором лежат крест, Евангелие и венцы. Жених и невеста перед лицом всей Церкви еще раз подтверждают свободное и непринужденное желание вступить в брак и отсутствие в прошлом со стороны каждого из них обещания третьему лицу вступить с ним в брак.

Священник спрашивает жениха: "Имаши ли (имя), произволение благое и непринужденное, и крепкую мысль, пояти себе в жену сию (имя), юже зде пред тобою видиши". ( "Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть мужем этой (имя невесты), которую видишь здесь перед собою?")

И жених отвечает: "Имам, честный отче" ("Имею, честный отче"). И священник дальше спрашивает: "Не обещался ли еси иной невесте" ("Не связан ли ты обещанием другой невесте?"). И жених отвечает: "Не обещахся, честный отче" ("Нет, не связан").

Потом такой же вопрос обращен к невесте: "Имаши ли произволение благое и непринужденное, и твердую мысль, пояти себе в мужи сего (имя), егоже пред тобою зде видиши" (""Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть женою этого (имя жениха), которого видишь перед собою?") и "Не обещалася ли еси иному мужу" ("Не связана ли обещанием другому жениху?")- "Нет, не связана".

Итак, жених и невеста подтвердили перед Богом и Церковью добровольность и нерушимость своего намерения вступить в супружество. Такое волеизъявление в нехристианском браке является решающим принципом. В христианском браке оно-главное условие для естественного (по плоти) брака, условие, после которого он должен считаться заключенным.

Теперь только, после заключения этого естественного брака, начинается таинственное освящение супружества Божественною благодатью - чин венчания. Начинается венчание литургическим возгласом: "Благословенно Царство...", которым провозглашается сопричастность брачующихся Царству Божиему.

После краткой ектений о благосостоянии душевном и телесном жениха и невесты священник произносит три пространные молитвы.

Первая молитва обращена к Господу Иисусу Христу. Священник молится: "Благослови брак сей: и подай рабам Твоим сим жизнь мирную, долгоденствие, любовь друг к другу в союзе мира, семя долгожизненное неувядаемый венец славы; сподоби их увидеть чада чад своих, ложе их сохрани ненаветным. И даруй им от росы небесной свыше, и от тука земного; исполни дома их пшеницы, вина и елея, и всякой благостыни, так чтобы они делились избытками с нуждающимися, даруй и тем, которые теперь с нами, все, потребное ко спасению".

Во второй молитве священник молит Триединого Господа, чтобы Он благословил, сохранил и помянул брачующихся. "Даруй им плод чрева, доброчадие, единомыслие в душах, возвысь их, как кедры ливанские" как виноградную лозу с прекрасными ветвями, даруй им семя колосистое, дабы они, имея довольство во всем, изобиловали на всякое благое дело и Тебе благоугодное. И да узрят они сыновей от сынов своих, как молодые отпрыски маслины, вокруг ствола своего и благоугодивши пред Тобою, да воссияют как светила на небе в Тебе, Господе нашем".

Затем, в третьей молитве, священник еще раз обращается к Триединому Богу и умоляет Его, чтобы Он, сотворивший человека и потом из ребра его создавший жену в помощницы ему, ниспослал и ныне руку Свою от святого жилища Своего, и сочетал брачующихся, венчал их в плоть едину, и даровал им плод чрева.

После этих молитв наступают важнейшие минуты венчания. То, о чем священник молил Господа Бога пред лицом всей церкви и вместе со всею церковью - о благословении Божием, - теперь видимо совершается над брачующимися, скрепляет и освящает их супружеский союз.

Священник, взяв венец, знаменует им крестообразно жениха и дает ему целовать образ Спасителя, прикрепленный к передней части венца. Венчая жениха, священник произносит: "Венчается раб Божий (имя рек) рабе Божией (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа".

Благословив таким же образом невесту и дав ей приложиться к образу Пресвятой Богородицы, украшающему ее венец, священник венчает ее, произнося: "Венчается раба Божия (имя рек) рабу Божию (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа".

Украшенные венцами, жених и невеста предстоят лицу Самого Бога, лицу всей Церкви Небесной и земной и ожидают благословения Божия. Настает торжественнейшая, святейшая минута венчания! Священник говорит: "Господи, Боже наш, славою и честью венчай их!". При этих словах он, от лица Бога, благословляет их. Это молитвенное возглашение священник произносит трижды и трижды благословляет жениха и невесту. Все присутствующие в храме должны усиливать молитву священника, во глубине души должны повторять за ним: "Господи, Боже наш! Славою и честью венчай их!". Возложение венцов и слова священника:

"Господи наш, славою и честью венчай их" - запечатлевают Таинство брака. Церковь, благословляя брак, провозглашает венчающихся родоначальниками новой христианской семьи - малой, домашней церкви, указывая им путь в Царство Божие и знаменуя вечность их союза, нерасторжимость его, как сказал Господь: Что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19, 6).

Затем читается Послание к Ефесянам святого апостола Павла (5, 20-33), где брачный союз уподобляется союзу Христа и Церкви, за которую предал Себя возлюбивший ее Спаситель. Любовь мужа к жене-это подобие любви Христа к Церкви, а любовно-смиренное повиновение жены мужу-подобие отношения Церкви ко Христу Это-взаимная любовь до самоотвержения, готовность пожертвовать собою по образу Христа, отдавшего Себя на распятие за грешных людей, и по образу истинных последователей Его, страданиями и мученической смертью подтвердивших свою верность и любовь к Господу.

Последнее изречение апостола: а жена да боится своего мужа - призывает не к страху слабого перед сильным, не к боязни рабыни по отношению к господину, но к страху опечалить любящего человека, нарушить единение душ и телес. Тот же страх лишиться любви, а значит, присутствия Божия в семейной жизни, должен испытывать и муж, глава которому - Христос. В другом послании апостол Павел говорит: Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим (1 Кор. 7, 4-5).

Муж и жена - члены Церкви и, будучи частицами полноты церковной, равны между собой, повинуясь Господу Иисусу Христу.

После Апостола читается Евангелие от Иоанна (2, 1-11). В нем благовествуется о Божием благословении супружеского союза и освящении его. Чудо претворения воды в вино Спасителем прообразовало действие благодати таинства, которым земная супружеская любовь возвышается до любви небесной, соединяющей души о Господе. О нравственной перемене, необходимой для этого, говорит святой Андрей Критский "Брак честен и ложе непорочно, ибо Христос благословил их в Кане на браке, вкушая пищу плотию и претворив воду в вино,- явив это первое чудо, чтобы ты, душа, изменилась" (Великий канон, в русском переводе, тропарь 4, песнь 9).

После прочтения Евангелия произносятся от лица Церкви краткое прошение о новобрачных и молитва священника, в которой мы молимся Господу о том, чтобы Он сохранил сочетавшихся в мире и единомыслии, чтобы брак их был честным, ложе их - нескверным, сожительство непорочным, чтобы сподобил их дожить до старости при исполнении от чистого сердца заповедей Его.

Священник возглашает: "И сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати...". И новобрачные вместе со всеми присутствующими поют молитву "Отче наш", основание и венец всех молитв, заповеданную нам Самим Спасителем. В устах бракосочетавшихся она выражает решимость служить Господу своею малой церковью, так чтобы и через них на земле воля Его исполнялась и царила в их семейной жизни. В знак покорности и преданности Господу они преклоняют головы под венцами.

После молитвы Господней иерей прославляет Царство, силу и славу Отца, и Сына, и Святого Духа, и, преподав мир, повелевает преклонить головы пред Богом, как пред Царем и Владыкою и вместе с тем и перед Отцом нашим. Затем приносится чаша с красным вином, или, вернее, чаша общения, и священник благословляет ее на взаимное общение мужа и жены. Вино при венчании подается в знак радости и веселья, напоминая о чудесном превращении воды в вино, совершенном Иисусом Христом в Кане Галилейской.

Священник троекратно дает молодой паре испить вина из общей чаши - сначала мужу, как главе семьи, потом жене. Обычно вино отпивают по три маленьких глоточка: сначала муж, потом жена.

Преподав общую чашу, священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрывает руки их епитрахилью и поверх нее кладет свою руку Это означает, что через руку священника муж получает жену от самой Церкви, соединяющей их во Христе навеки. Священник трижды обводит новобрачных вокруг аналоя.

При первом обхождении поется тропарь "Исаие, ликуй...", в котором прославляется таинство воплощения Сына Божия Еммануила от Неискусобрачной Марии.

При втором обхождении поется тропарь "Святии мученицы". Увенчанные венцами, как победители земных страстей, они являют образ духовного брака верующей души с Господом.

Наконец, в третьем тропаре, который поется при последнем обхождении аналоя, прославляется Христос как радость и слава новобрачных, надежда их во всех обстоятельствах жизни: "Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвале, мучеников радование, ихже проповедь. Троица Единосущная".

Это круговое хождение означает вечное шествие, которое началось в этот день для этой четы. Супружество их будет вечным шествием рука об руку, продолжением и явлением совершенного сегодня таинства. Помня об общем кресте, возложенном сегодня на них, "тяготы друг друга нося", они всегда будут исполнены благодатной радости этого дня. По окончании торжественного шествия священник снимает венцы с супругов, приветствуя их словами, исполненными патриархальной простоты и потому особенно торжественными:

"Возвеличися, женише, якоже Авраам, и благословися якоже Исаак, и умножися якоже Иаков, ходяй в мире и делаяй в правде заповеди Божия".

"И ты, невесто, возвеличися якоже Сарра, и возвеселися якоже Ревекка, и умножися якоже Рахиль, веселящися о своем муже, хранящи пределы закона, зане тако благоволи Бог".

Затем в двух последующих молитвах священник просит Господа, благословившего брак в Кане Галилейской, воспринять и венцы новобрачных неоскверненными и непорочными в Царствии Своем. Во второй молитве, читаемой священником, с приклонением голов новобрачных, эти прошения запечатлеваются именем Пресвятой Троицы и иерейским благословением. По окончании ее новобрачные целомудренным поцелуем свидетельствуют святую и чистую любовь друг к другу.

Далее, согласно обычаю, новобрачных подводят к царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста - образ Божией Матери; затем они меняются местами и прикладываются соответственно: жених - к иконе Божией Матери, а невеста - к иконе Спасителя. Здесь же священник дает им крест для целования и вручает им две иконы: жениху - образ Спасителя, невесте - образ Пресвятой Богородицы.

КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ СВАДЕБНАЯ ТРАПЕЗА

оржественно и радостно совершается Таинство брака. От множества народа: близких, родных и знакомых, - от блеска свеч, от церковного пения как-то невольно становится празднично и весело на душе. После венчания молодые, родители, свидетели, гости продолжают праздник за столом.

Но как же неприлично при этом ведут себя иногда некоторые приглашенные. Нередко здесь упиваются, произносят бесстыдные речи, поют нескромные песни, дико отплясывают. Такое поведение было бы позорным даже для язычника, "неведущаго Бога и Христа Его", а не только для нас, христиан. Святая Церковь предостерегает от такого поведения. В 53-м правиле Лаодикийского Собора сказано: "Не подобает на браки ходящим (то есть даже родственникам жениха и невесты и гостям) скакати или плясати, но скромно вечеряти и обедати, как прилично христианам". Брачный пир должен быть скромен и тих, должен быть чужд всякого невоздержания и неприличия. Такое тихое и скромное пиршество благословит и Сам Господь, освятивший брак в Кане Галилейской Своим присутствием и совершением первого чуда.

ЧТО МОЖЕТ ПРЕПЯТСТВОВАТЬ ХРИСТИАНСКОМУ БРАКУ

ачастую готовящиеся к венчанию сначала регистрируют гражданский брак в загсе. Православная Церковь считает гражданский брак лишенным благодати, но как факт признает и не считает его незаконным блудным сожительством. Тем не менее условия заключения брака по гражданскому законодательству и по церковным канонам имеют различия. Однако не всякий гражданский брак может быть освящен в церкви.

Церковь не допускает вступление в брак более трех раз. По гражданскому законодательству разрешен четвертый и пятый брак, которые Церковь не благословляет.

Не благословляется брак, если один из брачующихся (и тем более оба) объявляет себя атеистом и говорит, что он пришел на венчание лишь по настоянию супруга или родителей.

Не разрешается венчание, если хотя бы один из супругов некрещен и не собирается принять крещения перед венчанием.

Венчание невозможно, если один из будущих супругов фактически состоит в браке с другим лицом. Сначала нужно расторгнуть гражданский брак, а если брак был церковный, обязательно взять разрешение архиерея на расторжение его и благословление на вступление в новый брак.

Еще одно препятствие к совершению браковенчания - кровное родство жениха и невесты и родство духовное, обретенное через восприемничество при крещении.

КОГДА НЕ СОВЕРШАЕТСЯ БРАКОВЕНЧАНИЕ

огласно каноническим правилам, не разрешается совершать венчание в течение всех четырех постов, в сырную седмицу, Пасхальную седмицу, в период от Рождества Христова до Богоявления (Святки). По благочестивому обычаю не принято совершать браки в субботу, а также накануне двунадесятых, великих и храмовых праздников, дабы предпраздничный вечер не проходил в шумном веселии и развлечениях. Кроме того, в Русской Православной Церкви браковенчание не совершается по вторникам и четвергам (накануне постных дней - среды и пятницы), накануне и в дни Усекновения главы Иоанна Предтечи (29 августа/11 сентября) и Воздвижения Креста Господня (14/27 сентября). Исключения из этих правил могут быть сделаны по нужде только правящим архиереем.

http://www.pravmir.ru/article_715.html

Вопросы и ответы

Почему Воскресное Чтение Евангелия на Литургии совпадает с Уставом Евангельских чтений только с 1 по 16 Неделю по Пятидесятнице, а с 17 недели Чтение Евангелия согласно всем Календарям не соответствует Уставу и в дальнейшем все Евангельские чтения смещены на неделю?

прот. Владимир

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров)

ачалом круга чтений недельных Евангелий за Литургией является день святой Пасхи. Должно быть прочитано 50 рядовых зачал. В разные годы количество дней от одной Пасхи до следующей бывает неодинаковым. В продолжение одного календарного года может быть две Пасхи. Поэтому устав определяет: Пасха внутрь (если в течение гражданского года бывает две Пасхи) и вне Пасха (когда в один гражданский год бывает одна Пасха). Если бывает Пасха вне, то для некоторых недель может не доставать рядовых зачал. В этих случаях бывает отступка - возвращение пред Неделею мытаря и фарисея назад к прежде читанным рядовым зачалам по прочтении всех назначенных евангельских чтений  32-х недель после Пятидесятницы.

В те годы, когда бывает Пасха внутрь, в церковном году число недель не соответствует назначенным рядовым зачалам. Их оказывается больше. Тогда они оказываются непрочитанными в этом году. Чтение Евангелия от Луки начинается после 17-й недели с понедельника 18-й седмицы. В 2006 году 18 сентября (1 октября) в 16-ю неделю на Литургии согласно уставу чтений недельных Евангелий было прочитано 105-е зачало Евангелия от Матфея (25:14-30). В следующую неделю 25 сентября (8 октября) за воскресной Литургией согласно порядку недельных чтений должно было читаться 62-е зачало Евангелия от Матфея (15:21-28) о чудесном исцелении дочери жены хананейской, но оно было опущено. Вместо него читалось Евангелие от Луки (5:1-11) о чудесном улове рыб и призвании к апостольскому служению Петра, Иоанна и Иакова. Поэтому произошло расхождение на одну неделю, которое будет сохраняться и в дальнейшем.

http://www.pravoslavie.ru

Месяцеслов

версия для печати

Рассылка на новости сайта

Читателю предлагается три варианта:
1. Просмотр RSS-новостей сайта на Христианство.ру (для этого кликните на кнопке RSS и читайте страницу новостей)
2. Подписка через RSS, не требующая указания Е-мейл Для этого кликните на кнопке RSS и далее на кнопке "подписаться".
3. Если на странице RSS кнопка "подписаться" отсутствует, это означает, что Ваш браузер не поддерживает RSS Тогда подпишитесь на новости, введя свой Е-мейл ниже.
Рассылка еженедельная, объем не более 10 Кбайт.
Email:


Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет
Rambler's Top100

© Свято-Никольский собор, 2000 - 2010
При использовании материалов ссылка на "Никольский Благовест" с указанием URL
(http://www.nikolay.orthodoxy.ru http://www.nikolski.kz, http://nikolski-sobor.narod.ru) обязательна!

 

Сайт управляется системой uCoz