По благословению Мефодия, Митрополита Астанайского и Алматинского
44 (348), 18 февраля 2007 г.
2000 год | 2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год | 2007 год
номера за все годы - щелкните на нужный год от РХ

"Никольский Благовест" содержит проповеди, сведения о всех православных праздниках, традициях, о православном богослужении, сведения об инославии, апологетику, месяцеслов на каждый день и многое другое.

Первая неделя Великого поста, сыропустная. Молитва и акафист перед иконой "Взыскание погибших". Из поучения Иоанна Златоуста: Прощеное воскресенье. О посте и пользе его. О посте и покаянии - архимандрит Кирилл. Первые дни Великого поста. Триодная память Феодора Тирона. Месяцеслов.

Тропарь

Взыщи нас погибающих, Пресвятая Дево,
не по грехом бо нашим наказуеши нас,
но по человеколюбию милуеши:
избави нас от ада, болезни и нужды
и спаси нас.

Молитва перед иконой "Взыскание погибших"

Заступнице усердная, благоутробная Господа Мати!
К Тебе прибегаю аз окаянный и паче всех человек грешнейший,
вонми гласу моления моего и вопль мой и стенание услыши.
Яко беззакония моя превзыдоша главу мою, и аз,
якоже корабль в пучине, погружаюся в море грехов моих.
Но Ты, Всеблагая и Милосердая Владычице,
не презри мене отчаяннаго и во гресех погибающаго,
помилуй мя, кающагося во злых делех моих,
и обрати на путь правый заблуждшую окаянную душу мою.
На Тебе, Владычице моя Богородице, возлагаю все упование мое.
Ты, Мати Божия, сохрани и соблюди мя под кровом Твоим,
ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Икона Божией Матери ВЗЫСКАНИЕ ПОГИБШИХ

Акафист Божией Матери пред Ея иконой
"Взыскание погибших"

Прощеное воскресенье
Из поучения святителя Иоанна Златоуста
на Евангелие о прощении обид. Мф. 6:14-15

бо, если вы будете, говорит Господь, прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный. А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших [Мф. 6:14-15]. :Чтобы быть сыном Божиим, для того нужна не благодать только, но и дела. А ничто так не уподобляет нас Богу, как то, когда мы прощаем людей злых, которые обижают нас. :Итак, какого будут достойны наказания те, которые, не взирая на все это, не только сами не прощают, но и Бога просят об отмщении врагам и таким образом совершенно нарушают закон о незлобии, тогда как Бог все делает и устрояет для того, чтобы нам не враждовать между собою? Корень всякого добра есть любовь; потому-то Он и уничтожает все, что может вредить любви, и всеми способами старается соединить нас между собою. Подлинно, совершенно никто - ни отец, ни мать, ни друг, ни другой кто-либо не любит нас столько, сколько сотворивший нас Бог. :Если же ты мне укажешь на болезни, печали и прочие бедствия жизни, то подумай, сколько ты оскорбляешь Его каждый день, - и тогда не станешь дивиться, если тебя постигнут и еще большие бедствия; напротив, ты станешь дивиться и изумляться тогда, когда тебе случится наслаждаться каким-либо благом. :Хотя мне и неизвестно, в чем каждый из нас согрешил, однако грехов так много, что и не зная всего совершенно можно указать на многие из них. Кто из вас, например, не ленился на молитве? Кто не гордился? Кто не тщеславился? Кто не сказал оскорбительного слова брату? Кто не допустил злого пожелания? Кто не посмотрел бесстыдными глазами? Кто не вспомнил о враге с возмущением духа, и сердца своего не наполнил надменностью? :И однако Бог, желая, чтобы мы освободились от столь многих и великих грехов, предложил нам путь краткий, легкий и удобный. Какой, в самом деле, труд - простить оскорбившему? Не прощение, но хранение вражды составляет труд. Напротив, освободиться от гнева и весьма легко тому, кто захочет, и это же доставляет спокойствие.

Итак, перестанем страдать памятозлобием; будем оказывать оскорбившим нас благорасположение, которое заповедано нам Господом, чтобы сделаться нам подобными небесному Отцу нашему. А освободимся мы от этой болезни, если будем помнить о своих грехах, если строго будем исследовать все беззакония наши - и внутренние и внешние, и те, которые делаем не торжище, и те, которые совершаем в церкви. Ведь и за одно только непристойное поведение в церкви мы можем оказаться достойными крайнего наказания. В самом деле, в то время, как поют псалмы пророки, песнословят апостолы, и сам Бог говорит, мы рассеиваемся по предметам внешним, производим шум разговорами о житейских делах, и для слушания законов Божиих не хотим уделить и такого внимания, какое оказывают зрители на зрелищах, когда читаются царские указы.

Итак, приняв все это в соображение, выбросим из сердец яд, разрушим вражду, станем возносить приличные нам молитвы; вместо демонского зверства восприимем ангельскую кротость, и как бы тяжко мы ни были оскорблены, представим себе собственные наши согрешения, вспомним о награде, какая ожидает нас за соблюдение этой заповеди, и умягчим гнев, укротим волны, чтобы нам и настоящую жизнь пройти безмятежно, и по отшествии туда, найти для себя Господа таковым, каковыми мы были к собратьям своим. Если это тяжко и страшно, то постараемся сделать легким и вожделенным, отверзем для себя светлые двери дерзновения к Богу, и чего не могли совершать воздержанием от грехов, будем достигать кротостью к оскорбившим нас (это не тяжко и не трудно), и благодетельствуя врагам своим, будем предуготовлять себе самим великую милость. Таким образом и в настоящей жизни все нас возлюбят, и прежде всех Бог нас возлюбит и увенчает, и удостоит всех будущих благ, которые получить да сподобимся все мы благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков.

Аминь.

http://www.eparhia-saratov.ru/txts/holidays/01pdp/_47.html

Слово во вторник 1-й седмицы Великого поста
за великим повечерием
О посте и пользе его

Се, ныне время благоприятно, се, ныне дни спасения.

(ср.: 2 Кор. 6, 2

о имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братия и сестры, мы с вами вступили в подвиг Великого спасительного поста, который установлен Церковью в подражание примеру Самого Господа Иисуса Христа, ибо Он ради нашего спасения постился сорок дней, не вкушая в это время никакой пищи и не принимая никакого пития. Так и нам, Его последователям, Святая Православная Церковь строго заповедала хранить святое воздержание, духовное и телесное, в течение четыредесяти дней, начиная со вчерашнего дня, называемого Чистым понедельником, и до пятницы шестой, или Вербной, седмицы. Оттого сей наступивший пост называется у нас Святою и Великою Четыредесятницею.

Святая Церковь в эти великие покаянные дни облеклась в траурную одежду и особою службою, молитвословиями, песнопениями, постовым колокольным звоном выражает, что она в эти дни сокрушается, сетует, плачет о своих чадах, призывая к этому и нас с вами. Подобно тому как евреи, лишившиеся своего отечества, плакали на реках вавилонских, так и мы призываемся в эти святые дни оплакивать утрату своего Небесного Отечества, которого мы лишились по нашим грехам и беззакониям.

Оплакивание грехов Церковь соединила с постом, ибо он окрыляет наше покаяние и возносит его к Престолу Божию. Подвиг поста - дело святое и весьма древнее. "Пост - дар древний, неветшающий, нестареющий, но непосредственно обновляемый, цветущий во всей красоте", - говорит святитель Василий Великий. Думаешь ли, что древность его считают со времени происхождения Закона? Пост старше Закона. Пост - не новое изобретение, но драгоценность Отцов. Все отличающееся древностью почтенно. Уважь седину поста, он современен человечеству. Пост узаконен в раю. Первую заповедь принял Адам: От древа же, еже разумети доброе и лукавое, не снесте (Быт. 2, 17). А сие не снесте есть узаконение поста и воздержания. Если бы постилась Ева и не вкусила с древа, то мы не имели бы теперь нужды в этом посте. Мы, поврежденные грехом, уврачуемся покаянием, а покаяние без поста не действенно. Проклята земля: тернии и волчцы возрастит тебе (ср.: Быт. 3, 17-18) - велено сокрушаться духом, а не предаваться роскоши. Постом оправдись пред Богом.

Но и самое пребывание в раю есть образ поста, потому что, довольствуясь малым, жившие в раю не употребляли ни вина, ни мяса животных, что делает мутным человеческий ум. Уже после потопа узнали люди вино и мясо, а до потопа сего не было. Когда не стало надежды на совершенство, тогда было дозволено наслаждение.

Все святые соблюдали пост как отеческое некое наследие, передаваемое от отца сыну и преемственно получаемое, так что стяжание сие по порядку преемства сохранилось и до нас. Сорок дней постился Моисей на Синае, и пост соделал святого Пророка законодателем, и он удостоился пребывания с Богом и получил от Него Закон для израильского народа.

Но благодаря невоздержанию, ненасытности чрева израильтян этот же Закон, написанный на скрижалях Самим Богом, был святым пророком Моисеем сокрушен. Благодаря ненасытности своего чрева народ израильский предался идолослужению и через то лишился благоволения Божия.

Невоздержание Исава сделало его рабом брату, потому что он за одну снедь продал свое первенство. Молитва преподобной Анны, соединенная с постом, даровала ей благодатное дитя: святого пророка Самуила. Пост сделал неодолимым Самсона, и, пока он не был разлучен с ним, враги падали тысячами, городские врата исторгались и львы не выдерживали крепости рук его. Но когда овладели им пьянство и блуд, он был уловлен неприятелями и, лишенный очей, выставлен на посмешище детям иноплеменников.

Постившийся Илия заключил небо на три года и на шесть месяцев. Поскольку он видел, что от пресыщения рождается в народе много наглости и зла, то по необходимости, чтобы исцелить его от порока роскоши и распутной жизни, наложил на него невольный пост - голод, который остановил без меры уже разлившийся грех; постом, как бы прижиганием каким или сечением, прервал он дальнейшее распространение зла.

Пост соделал святого пророка Илию зрителем великого видения, ибо, сорокадневным постом очистив душу, он удостоился на Хориве видеть Господа. Через пост святой пророк Илия возвратил вдовице умершего ее сына.

"Пост, - говорит святитель Василий Великий, - рождает пророков, укрепляет сильных, пост умудряет законодателей". Пост - добрая стража душ, надежный сожитель телу, училище подвижников. Он отражает искушения, он - сожитель трезвости и целомудрия. Пост предпосылает молитву на Небо, делаясь для нее как бы крыльями при восхождении гор!е. Пост - матерь здравия, воспитатель юности, украшение старцев, добрый спутник путешествующих, надежный сожитель супругам. Муж не подозревает измены в супружеской верности, видя, что жена свыклась с постом. Жена не снедается ревностью, примечая, что муж возлюбил пост.

Муж желаний, святой пророк Даниил, который три седмицы не ел хлеба и воды не пил, своим постом заградил уста львов; они не могли ему причинить никакого зла, когда он был брошен к ним в ров.

Польза поста открыта всякому роду жизни, всякому состоянию тела: пост везде приличен и во всякое время. Пост охраняет младенцев, уцеломудривает юного, делает почтенным старца, ибо седина, украшенная постом, достойнее уважения. Пост - самое приличное убранство женщин, узда в цвете лет, охранение супружества, воспитатель девства. Постом изгоняются нескромные речи, и песни, и насмешки.

Если бы пост владычествовал во вселенной, то был бы во всей вселенной глубокий мир, и не было бы восстания одного народа на другой, и жизнь не была бы столь плачевна и исполнена скорби, потому что пост, научая людей воздержанию от излишества в яствах, научал бы и совершенному удалению от пороков: сребролюбия, любостяжательности, тщеславия и других злых страстей, и жизнь протекала бы в глубоком мире и душевном безмятежии. Теперь же люди, гоняющиеся за роскошью как за блаженством жизни, ввели этот великий рой зол. Роскошная жизнь богача ввергла его в геенну огненную, а Лазарь чрез пост взошел на Небо, упокоился на лоне Авраамовом. У постящегося и цвет лица почтенный (он не переходит в бесстыдную багровость), взор у него кроткий, походка степенная, лицо осмысленное, в сердце - чистота. Все святые, от века прославленные, любили пост и соблюдали его. Жизнь святого Иоанна Предтечи была сплошным постом. Святой апостол Павел постился, и пост возвел его на третье Небо. Но для нас важнее всего, что пост этот освящен Самим Господом, постившимся сорок дней.

Наш дух постоянно противоборствует плоти, они друг другу противятся, поэтому, если хочешь, чтобы дух твой был крепким, обуздай плоть постом. Апостол Павел говорит: Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется (2 Кор. 4, 16). Никто при обильной пище и непрестанной роскоши не принимал духовного дарования. Если бы ниневитяне не постились, то не избежали бы угрожавшего им наказания. Евреи, когда питались манною и водою из камня, то побеждали врагов и были все здравы, а когда их сердце захотело мяса и вспомнили они о котлах египетских, то не увидели они Земли Обетованной.

Пост есть оружие для ополчения против демонов. Но пост не нужно ограничивать одним только воздержанием от пищи, потому что истинный пост есть устранение от злых дел. Прости ближнему оскорбления, воздержись от нанесения ближнему обид, воздержись от раздражения, от несмысленной скорби, от страха, гнева и т. д.

Будешь прощать другим обиды, погрешности, досаждения, излишние беспокойства, и тебе будут прощены твои грехи. Господь будет прощать твои погрешности, и будешь сподобляться от Него великих милостей. Ты простишь немногие грехи ближнему твоему, а тебе Бог простит бесчисленные прегрешения. Ты простишь сто динариев, а Он простит тебе тьму талантов. Итак, не будем слушаться диавола, научающего нас держать в душе зло на ближнего, но будем в простоте сердца прощать ближнему обиды, причиняемые им тоже по наущению диавола.

Никто да не мыслит зла друг на друга, никто да не увлекается злой подозрительностию относительно брата своего, ибо это - прелесть врага нашего спасения, всемерно усиливающегося разрушить в нас союз любви и братства и насадить демонскую вражду и неприязнь. Будем помнить заповедь Спасителя: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга (Ин. 13, 34), а также и то, что любящий другого исполнил закон; итак любовь есть исполнение закона (Рим. 13, 8, 10). Вступать в подвиг поста мы должны, по заповеди Господней (см.: Мф. 6, 16), не с унылым лицом, но с лицами бодрыми как истинные воины Христовы, выступающие на борьбу с грехом и своею плотью при помощи и содействии благодати Божией. Помажь голову твою елеем милостыни и водою чистоты умой душу твою, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6, 17, 18). Вместе с тем Господь научает нас отрешать свои сердца от земных сокровищ и от земных пристрастий и побуждает желать и искать сокровищ Небесных.

Они - Небесного происхождения и оттого бессмертны, а земные блага, как грубые, тленные и преходящие, недостойны нас, сотворенных по образу и подобию Божию и искупленных бесценною Кровию Господа нашего Иисуса Христа для наслаждения благами духовными и вечными. Прилепляясь же сердцами к земным благам, мы чрез то и сердца свои делаем земными, грубыми, низкими, страстными, и себя - неспособными любить Бога и ближнего, тогда как в любви состоит главная цель и обязанность нашей жизни. Аминь.

1961 г 

Слово в среду 1-й седмицы Великого поста за великим повечерием

О посте и покаянии

Се, ныне время благоприятно, се, ныне день спасения.

(2 Кор. 6, 2

о имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Возлюбленные во Христе братия и сестры! Вступая в подвиг Святой Четыредесятницы, мы должны от всей души благодарить Господа за то, что Он, милосердный, желающий всем спасения, сподобил нас и в этом году дожить до святых дней Великого поста, и здесь, под сводами этого древнего храма, молиться и назидаться умилительными великопостными песнопениями, и, испытывая самих себя, приносить Богу покаяние в своих грехах. Святая Церковь облеклась сейчас в траурное одеяние и медленным, протяжным колокольным звоном, трогательными постовыми песнопениями и молитвами зовет нас к покаянию, стараясь пробудить нашу спящую совесть и возбудить в нас ревность ко исправлению. Подобно тому как весною все естество животных, птиц и деревьев снимает с себя старый покров и облекается в новое прекрасное одеяние, так и мы должны в эти святые дни очистить себя, совлечься грязного рубища греха - постом, молитвою и покаянием - и облечь свои души в чистые одежды, благоприятные Господу.

Душе моя, душе моя, востани, что спиши? конец приближается, и имаши смутитися. Воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый и вся исполняяй[I] Так обращается к душе своей преподобный Андрей Критский в умилительном своем Каноне, который мы слышали за вечерним богослужением. С этими же словами обратимся и мы, дорогие, к своей спящей душе и постараемся разбудить ее от тяжкого, греховного сна.

Душе моя, душе моя, востани! Востани от влечения своего и пристрастия к земному. Ведь ты создана не для земли, но для Неба, не для порабощения себя страстям, но для прославления Творца своего и Искупителя.

Душе моя, душе моя, востани, что спиши! Посмотри, как ждут твоего пробуждения твой Искупитель и Создатель Господь Иисус Христос, твоя Путеводительница, Небесная Мать, Преблагословенная Богородица, твой Ангел Хранитель и все святые! Они говорят тебе, бедная душа: "Подними свой взор от земли на Небо, востани от греховного сна! Тебе ли сейчас спать, когда о тебе проявляют такую заботу твои нежные, искренние друзья и хотят тебя, больную, врачевать молитвами и Таинствами, тогда как враг твой усыпляет и старается погубить тебя!"

Душе моя, душе моя, востани, что спиши? конец приближается! Зачем ты не радеешь о себе, бедная душа моя, зачем проводишь в рассеянии немногие дни жизни своей? Разве не знаешь, что скоро, скоро тебя позовут на испытание, которое будет на Страшном Суде Божием? Страшен, поистине страшен будет Суд сей, хотя Господь благ и милостив. Ибо Тот же Иисус, Который ныне милостиво к Себе всех призывает, тогда отошлет от Себя всех нераскаянных грешников, говоря: Не знаю вас, отойдите от Меня все делающие беззаконие (ср.: Мф. 7, 23; Лк. 13, 27). Конец приближается. Не знаешь разве, бедная душа моя, что человек, едва только успеет одною ногою вступить в этот мир, другою ногою уже стоит во гробе? Первый час земной жизни уже есть ступень, приближающая нас к смерти. Прошел день, и мы более приблизились к смерти, а прошел год, и мы еще ближе подошли к пределу своей жизни. Время сейчас бежит с ужасающею быстротою, мелькают не только часы и дни, но и месяцы, и годы, а ты, бедная душа, дремлешь и не чувствуешь, что смерть незаметно быстрыми шагами к тебе приближается.

Если души праведных не без страха и смущения помышляли о грядущей смерти, то какое же будешь испытывать смущение ты, когда придет тебе пора разлучаться от тела! Настанет тот страшный день и час, когда ты действительно смутишься; никто тогда тебя не защитит: ни родные, ни брат, ни отец, но предстанут вместе с тобой тогда только одни дела твои. И вот тогда устрашишься и смутишься ты своих мерзких земных дел, которые со всею ясностью откроются пред тобою. Пожелаешь исправиться, но уже поздно будет, будешь вопиять о помиловании, но двери покаяния тогда затворятся, и будешь ты мучиться вечно.

Но воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый и вся исполняяй! Пока двери покаяния для нас открыты, поспешим, дорогие, к этому Таинству и воспользуемся его благодатными врачеваниями. Иного пути ко спасению, кроме покаяния, для нас нет! Все мы грешники. Нет ни одного человека, который бы пожил и не согрешил. Грешим мы ежечасно и словом, и делом, и помышлением, и всеми чувствами, волею и неволею, ведением и неведением, и во дни, и в нощи. Таинство Покаяния есть лествица, возводящая нас туда, откуда мы ниспали.

К покаянию мы должны располагаться не слепым подражанием примеру других, не безотчетным последованием издавна заведенному обычаю, а сознанием своей греховности и отвращением ко греху. Кто обращается к покаянию, следуя давно заведенному обычаю, подражая примеру других, того покаяние всегда оказывается бесплодным, такой человек каждый раз кается, но в жизни своей нимало не исправляется: едва только выйдет он из сей купели, как опять погружается в греховную тину и принимается за свои беззаконные дела.

Прибегающий же к покаянию от сознания гибельности своего греховного состояния и отвращения ко греху сгорает от желания развязаться с грехом, оставить путь порока и встать на путь добродетели.

Что, например, побудило блудного сына возвратиться с чужбины к своему сердобольному отцу? Не сознание ли своего безвыходного положения, не омерзение ли к своей развращенной жизни, заставившей его изнывать от голода? Да. Пришедши в себя, повествует Евангелие, он сказал: Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою (Лк. 15, 17-18). "Познай, что ты согрешил и что грех есть ужасное зло, и у тебя родится желание загладить его", - учит преподобный Нил Синайский. Признав себя великими грешниками, мы не должны в своих грехопадениях винить других, а только - самих себя.

Пытались наши прародители слагать вину один на другого: Адам на Еву, Ева на змия и диавола, но Бог не принял во внимание их оправданий и воздал каждому из них должное наказание. Ни соблазны мира, ни совращения злых людей, ни диавольские искушения не могут вовлечь нас в грех, если не будет на то нашего злого произволения.

Напрасно некоторые оправдывают себя в своих падениях немощью собственного естества и общею слабостью человеческою или еще тем, что "так поступают все". Священное Писание нас удостоверяет, что чем мы немощнее, тем бываем лучше и способнее к доброделанию, тогда благодать больше преизобилует. Сила Моя совершается в немощи, - сказал Господь святому апостолу Павлу (2 Кор. 12, 9), в то время как разврат воцаряется тогда, когда преизбыточествуют физические силы, как было это пред потопом в пору пребывания на земле исполинов. Грех не становится меньшим от того, что он - общий; напротив, именно тогда гнев Божий больше возгорается. Если бы Ной жил так, как жили его современники, то и он бы погиб в водах потопных: для всех нечестивцев достанет места в аду.

Всего лучше и надежнее в своих грехопадениях во всем осуждать только самих себя, укорять за все одних себя. Самоосуждение отвратит от нас строгость суда Божия, преклонит к нам Его милость и исходатайствует нам прощение во грехах. "Тот на добром пути и может ожидать себе прощения во грехах, кто сам собою недоволен: у Праведного и Милосердного Судии тот себя извиняет, кто обвиняет себя", - пишет блаженный Августин. "Если душа обвиняет себя пред Богом, Господь ее возлюбит", - говорит преподобный Пимен Великий. За что подвергся осуждению от Бога фарисей? Не за самооправдание ли? Чем снискал себе благоволение мытарь? Не самоосуждением ли?

При самоосуждении себя за грехи мы должны сердечно сокрушаться о них и проливать по мере беззаконий своих горькие слезы. "Кто хочет очиститься от грехов своих, слезами очищается от них", - учит авва Пимен. Временным плачем мы можем сохранить себя от плача вечного. "Кто не плачет о себе здесь, тот вечно будет плакать там. Итак, необходимо плакать: или здесь - добровольно, или там - от мучений", - говорит тот же великий Отец.

Если падение наше невелико, довольно для нас немногих слез, если же падение велико, то должен быть поток слезный. Блажен, кто постоянно оплакивает свои грехи. Как после проливного дождя воздух делается чистым и приятным, так и по пролитии слез настает тишина и ясность и мрак греховный рассеивается. И как не плакать о своих грехах, когда чрез грех мы навлекаем на себя гнев Отца Небесного, становимся распинателями Христовыми, оскорбляем Духа Святаго, вооружаем против себя Небесных Ангелов и всю тварь, небо и землю, порабощаем себя исконному врагу диаволу, губим душу и тело, становимся общниками с бесами и готовим себе ад с вечными и нескончаемыми мучениями! Можно ли после этого не оплакивать своих грехов? Апостол Петр во все последующее за отречением время не мог равнодушно слышать полуночного пения петуха, но тотчас вставал и проливал горькие слезы, молил Господа не помянуть тяжкого греха его. Пребывая в таком настроении, он сохранил себя верным и преданным Господу до самой мученической своей смерти. Напротив, наша бесчувственность ко греху прямо говорит о нашем нежелании расстаться с ним. Святой Марк Подвижник пишет: "Если кто впадет в какое-либо прегрешение и не будет печалиться по мере оного, то легко опять впадет в ту же сеть". Поэтому-то Господь не столько отвращается грешащих, сколько тех, которые, учинив грех, не хотят исправиться. "Бога раздражают не столько соделанные нами грехи, сколько наше нежелание перемениться", - говорит святитель Иоанн Златоуст.

Впрочем сокрушаясь о грехах, мы не должны неумеренно предаваться скорби, потому что и неумеренная печаль о грехах становится гибельной. Не должно доходить до отчаяния от представления множества и великости грехов своих: отчаяние есть дело сатанинское - может свести нас в самую бездну зла, поселить в душе ад прежде, нежели низведет ее в ад. Сколько бы грехов ни было и как бы они ни были тяжки, милосердия у Бога еще более. Хотя бы грехи наши равнялись грехам всего мира, и тогда отчаиваться не надо, потому что Спаситель наш есть Агнец Божий, вземлющий грехи всего мира.

Кровь Иисуса Христа сильна очистить нас от всякого греха, лишь бы только наше покаяние сопровождалось твердою верой в Божественность Его, распятого за нас, и крепким упованием на искупительную силу принятой Им за грехи человеческие крестной смерти. Чем спаслись разбойники, блудники, мытари и другие тяжкие грешники? Не слезным ли покаянием, соединенным с верою в Искупителя и надеждою на милосердие Божие? Напротив, отчего погибли братоубийца Каин и Иуда-предатель? Оттого, что отчаялись в прощении грехов своих. А значит, губит человека не великость грехов, но нераскаянное и ожесточенное сердце.

Сознав свои грехи, осуждая в них самих только себя и плача о них, мы должны свой плач, соединенный с верою в Искупителя мира, исповедать пред священником, который получил от Бога власть быть посредником между Ним и людьми и вязать и разрешать грехи. Чрез исповедь пред священником мы как бы извергаем из себя яд греховный, которым нас ужалил змей. Напротив, нераскаянный грех остается неразрешенным и гнездится в душе нашей к большему ее растлению. Как рак разъедает все члены, если опухоль в самом начале не удалить, так разъедает душу и грех нераскаянный. Стыдиться исповедовать свои грехи пред священником не надо, потому что и священник немощный человек и также имеет слабости. Притом исповедуемый ему грех священник никому не должен открывать. По правилам это остается тайною для всех. Исповедав свои грехи пред священником и получив чрез него прощение их Богом, мы должны постараться уже не повторять их больше, иначе наше покаяние будет не более как лицемерие и лукавство пред Господом.

Блаженный Августин пишет: "Благо исповедывание грехов, когда следует затем исправление. Но что пользы открывать врачу язвы и не употреблять целительных средств?" В таком случае Господь поступит с нами так же, как поступил в Евангелии царь с немилосердным должником (см.: Мф. 18, 23-34), и лишит нас дарованного нам прощения, и мы останемся неоплатными должниками пред Ним. Когда же мы после исповедания чувствуем такое отвращение ко греху и омерзение, что согласны лучше умереть, нежели снова произвольно согрешить пред Господом, тогда можем верить, что грехи нам действительно прощены, учит святитель Василий Великий.

Чтобы нам вернее сохранить себя после исповеди от повторения грехов, потщимся, особенно на первых порах, пока мы еще не окрепли нравственно, избегать встречи со грехом: удаляться тех лиц и тех мест, какие могут подать нам повод к падению. Преподобная Мария Египетская после исповедания своих грехов в Иерусалиме не воротилась обратно в Египет, а пошла и поселилась в пустыне заиорданской, боясь, чтобы не пасть опять в те же грехи. Так надо поступать и всякому. Но если по немощи нашей и придется нам опять пасть в те же грехи, в которых милосердие Божие простило нас, то мы не должны отчаиваться. Ибо если и тысячу раз согрешим, но потом опять прибегнем к покаянию, то снова очистимся от скверн и от соделанных нами беззаконий. Господь заповедал апостолу Петру прощать брату своему семьдесят крат седмерицею (см.: Мф. 18, 22), тем более Он Сам так поступит.

Некий брат однажды спросил авву Сисоя: "Авва, что мне делать, я пал?" Старец отвечал: "Встань". Брат сказал: "Я встал и опять пал". "И опять встань", - снова отвечал старец. Брат спросил: "Доколе же это будет?" - "Пока не будешь взят от жизни сей добрым или порочным, - сказал старец, - ибо кто каким тогда окажется, тот таким и пойдет".

Надежда на покаяние только тогда не принесет нам никакой пользы, когда мы окажемся во аде. Вот там это лекарство будет бессильно. А пока мы живем, то, хотя бы прибегли мы к покаянию и в глубокой старости или даже во вратах самой смерти, при последнем уже издыхании, Господь не отринет нашего покаяния, учит святитель Иоанн Златоуст. Святитель Василий Великий говорит, что пост современен человечеству, потому что уже в раю была дана заповедь о посте. Заповедью о невкушении плодов с древа познания добра и зла Господь установил в раю пост, и если бы наши прародители его соблюли, то не пришлось бы соблюдать его нам.

Пост есть матерь целомудрия, юношества охранение и украшение девства. При таком значении поста нам ли, грешным, не соблюдать его! Очистим свою душу постом и покаянием от всякой греховной скверны, и тогда Господь придет к нам и приведет с Собою светлое Царство благодати христианских добродетелей, и с радостью мы воскликнем, как воскликнула Пречистая Дева: Величит душа моя Господа, и возрадовася дух мой о Бозе Спасе моем! (ср.: Лк. 1, 46-47). Даруй же нам всем, Господи, спасительно провести время поста и покаяния и, доживши, с духовною радостью встретить Светлое Христово Воскресение. Аминь.

1964 г
Архимандрит Кирилл
"Время покаяния"

Первые дни Великого поста

ервые дни Великого поста, проведенные в Свято-Троицком монастыре, оставляют особое впечатление на сердцах многих людей, запоминаются паломникам и новопоступившим семинаристам, многим из которых раньше не приходилось сталкиваться с жизнью монастыря, с его уставами и порядками. Редко где на приходах можно встретить столь полный круг богослужений первой седмицы Великого поста и вообще всего церковного года. Службы Чистой седмицы, о которой здесь идет речь, взаимосвязаны между собою самым тесным образом и любое их сокращение (включая даже опущение великопостных часов с их поучениями) отнимает от богомольца часть той духовной силы, которую они в себе содержат; ослабляют эту силу духа и различные житейские заботы. Вот почему в монастыре в течение этой седмицы отменяются все послушания, а в семинарии ч занятия. В поисках отрешения от своих мирских забот и ради сей богослужебной полноты из года в год в Джорданвиль приезжают богомольцы из разных мест Зарубежья и проводят здесь нередко по целой неделе (особенно на Чистой и Страстной седмицах) и, кажется, не без духовной пользы, ибо великие тайны открывает перед человеком сия богоспасаемая Святая Четыредесятница...

Великий пост наступает в монастыре вечером в Сыропустное Воскресенье. Общая вечерня в этот день начинается торжественно, архиерейским чином. Благолепно совершается вход, Первоиерарх осеняет всех дикирием и трикирием... Но вот, стихают голоса духовенства, поющего вечернее песнопение Пресвятой Троице и воздух собора наполняется кротким, грустным пением великого прокимна "Не отврати лица Твоего от отрока Твоего". С чтением "Сподоби Господи" Великая Четыредесятница литургически вступает в свои права: погасает свет, духовенство меняет свои золотые облачения на черные, аналои в храме облекаются в траурные цвета, ектеньи теряют свой праздничный мажорный оттенок. Все теперь напоминает о наступающем времени поста и покаяния.

С закатом солнца звонарь собирает народ на повечерие с "чином прощения". Собираются почти все без исключения: братия и семинаристы, регулярные прихожане, благочестивые жители окрестностей, паломники. Служат архимандриты, протоиереи, иеромонахи... Во главе всех предстоит настоятель, митрополит Лавр. Служба идет своим чредом. Выходит Владыка с проповедью о смысле предстоящего чина, сам просит у всех прощения. Братия, по древней монашеской традиции, запевает пасхальные стихиры; начинается "чин прощения". Сначала священнослужители, а потом и все молящиеся - по очереди до земли кланяются друг другу и становятся один за другим, таким образом формируя кругообразную цепочку длиною во весь храм. Цепочка эта продолжает расти и вскоре начинает завиваться в два и даже в три ряда так, что в храме уже почти не остается места для совершения земных поклонов. Пение пасхальных песнопений в полумраке собора постепенно переливается в отдельные, попеременные возгласы "Прости меня грешного", "Бог простит", "Христос посреди нас!" И, действительно, невольно появляется чувство церковного единства, соборности всех во Имя Христово...

Понедельник первой седмицы поста начинается в половине пятого утра ударами в деревянное монастырское било. На дворе еще темно... Вот, один за одним собираются в храм на утренние молитвы и полунощницу черноризцы и воспитанники семинарии.

Утреня... Грустным гласом при свете редких свечей тянет братский хор "Аллилуия" и столь трогательными в этой ночной тишине кажутся слова прокимна "от нощи утренюет дух мой к тебе, Боже". Читаются все три уставные кафизмы и в конце каждой братия слушает поучения святых отцов. Во время пения покаянного трипеснца в окна собора незаметно начинает прокрадываться заря. С восходом солнца удивительно совпадают слова светильна, возглашаемые канонархом: "Свет возсияй миру Твоему, во тме душу мою сущую от всякаго греха очисти". И тут же, как бы вдохновленный первыми солнечными лучами, иеромонах восклицает: "Слава Тебе, показавшему нам свет!"

За первым часом следует небольшой перерыв. Выходя из храма и вдохнув холодного весеннего воздуха, при виде запорошенных деревьев и снежных сугробов и при сознании того, что все послушания и занятия на этой неделе отменены, появляется некое ощущение свободы от земной суеты и попечений, какая-то легкость и возвышенность царит в душе. Физическое утомление подавляется жаждой потрудиться ради Господа.

По прошествии получаса вновь все собираются в храм на службу великопостных часов и вечерни. Каждый час имеет свою кафизму, свое поучение. Характерной чертой великопостной вечерни является чтение паремий, или ветхозаветных чтений, из книги Бытия и Притчей Соломоновых. Первая рисует нам картину сотворения человека, его падение и страдание на земле, но в то же время дает и надежду на спасение в лице Искупителя. Этим как бы и нас, непрестанно отпадающих от Господа, Церковь призывает не отчаиваться при сознании своей немощи, а иметь твердую веру в Спасителя, подобно патриарху Аврааму. Из притчей же Соломоновых мы черпаем добрые отеческие наставления на исправление и достижение нравственного совершенства. Вечерня в соборе оканчивается поминовением усопших в притворе и чтением помянников с именами "почивших во Христе братий наших".

Устав Свято-Троицкого монастыря позволяет скромную трапезу после вечерни, обычно заканчивающейся к часу дня. Как в первый, так и в последующие дни Чистой седмицы, на стол подается хлеб, отваренный в мундире картофель и квашеная капуста. Во дни, когда бывает литургия Преждеосвященных Даров (среда и пятница), подается также теплый овощной суп.

После трапезы у братии бывает несколько свободных часов, во время которых некоторые из них отдыхают, а другие прогуливаются по заснеженным монастырским дорожкам, наслаждаясь затянувшейся живописной Джорданвильской зимой.

Повечерие с чтением канона св. Андрея Критского. Эта служба совершается в первые четыре дня Чистой седмицы и по здешнему обычаю Великий канон читается архиереем. На шестой песни оба хора сходятся на середину храма для пения кондака. "Душе моя! восстани, что спиши" - поет братия, как бы пробуждая сердца людей, стоящих в погруженном в вечерние сумерки храме. В конце повечерия все прикладываются к ликам святых и испрашивают благословения у настоятеля на грядущую ночь.

Во второй, третий и четвертый дни Великого поста, как и в понедельник, за кафизмами на утрени и часах читаются поучения свв. отцов о духовной брани, о гордости и опасности осуждения, о плотских грехах и о важности воздержания. Затрагиваются темы правильного поведения в храме и вообще правила монастырской жизни. Церковь, устами таких отцов-подвижников как Иоанн Лествичник, Ефрем Сирин, Палладий Еленопольский и Феодор Студит, старается нас предупредить, вразумить, поддержать в том нелегком подвиге, который нам предстоит пройти Великим постом.

Особенно благолепной и воодушевленной бывает на первой неделе поста Литургия Преждеосвященных Даров. Архиерей у престола в полном облачении. Вот, тихо начинает разливаться во все концы храма грустное "Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою". С особенным великолепием исполняется и херувимская песнь "Ныне силы небесныя" Львовского. В пятницу к литургии также прибавляется молебное пение наступающего дня в честь великомученика Феодора Тирона. По прочтении священнослужителями канона благословляется коливо (кутья), которое в тот же день положено вкушать за трапезой в память избавления христиан от осквернения идоложертвенной кровью при Юлиане Отступнике предстательством мученика Феодора.

В субботу на утрени уже явно чувствуется заключение первой недели Великого Поста и вместе с Церковью мы восклицаем: "Субботствуем человецы днесь, от трудов вчерашних почивше". В этот день служится литургия св. Златоуста и по монастырскому обычаю все насельники монастыря, поисповедавшись накануне, приобщаются Святых Таин Христовых. По отпусте Владыка митрополит поздравляет всех с причащением и с успешным завершением первой недели поста, призывая богомольцев возблагодарить Бога за данную им возможность не сокращая типикона отслужить все службы уходящей седмицы. В трапезной в этот день обычно бывает небольшое постное "утешение" для всех, строго постившихся в эти дни. Заключается первая седмица Великого поста в воскресенье, празднованием Торжества Православия и молебным пением в конце обедни, соединяемым с т.н. "чином Православия". Чин был совершен протодиаконом Иосифом Ярощуком.

"Дай Бог всем сил и усердия, чтобы дожить до светлого дня Святой Пасхи" (митрополит Лавр, март 2003)

Чтец Виталий Ефименков
Джорданвиль

Триодная память
мученика Феодора Тирона
2 марта (17 февраля), в субботу первой седмицы Великого Поста

субботу первой седмицы Великого Поста Православная Церковь чтит святого мученика Феодора Тирона (+ ок. 306; пам. 17 февр.). Поскольку вечернее Богослужение субботы творится накануне, то уже в пятницу после Литургии Преждеосвященных Даров совершается молебен, на котором читается особый канон мученику Феодору Тирону. В Синаксаре службы говорится о событиях, происходивших в Константинополе при императоре Юлиане Отступнике (361-363). Желая досадить христианам, он повелел осквернить идоложертвенной кровью пищу, продаваемую на столичных рынках; таким образом постившиеся всю первую седмицу Великого Поста христиане невольно стали бы жертвой языческих скверн. Но Господь "архиерею Евдоксию, аще и неправому и неправославному бывающу, посылает великаго Своего страстотерпца Феодора, от тиронскаго чина, Тирона именуема" [1]. Явившийся в чудесном явлении святой мученик повелел не покупать продукты, но готовить коливо, "сице бо мы во Евхаитех глаголати обыкохом" [2]. Благодаря этому верующий народ был избавлен "невредимо от врага и преступника коварства" [3]. Это событие отмечается ежегодно на первой седмице Великого Поста. "Оттоле убо вернии даже и до ныне чудо обновляюще, да не забвено толикое дело мученика временем будет, великаго Феодора коливами почитаем" [4]. Так, наряду с минейной памятью мученика Тирона появилась в православном календаре также и триодная память ему.

Мученик Феодор Тирон пострадал при императорах Максимиане и Максимине, служа воином в г. Амасии в Малой Азии. Он воспротивился повелению вкусить идоложертвенную пищу, за что принял мученическую кончину 17 февраля 306 года и был погребен в Евхаитах Амасийских. Его именование тирон в отличие, например, от стратилата, означает "молодой воин" [5], то есть новобранец. Будучи новобранцем как солдат, он явил себя адамантом Христовой веры. Прошло немного времени после его мученической кончины - и христианство стало дозволенной и негонимой религией, а на политической карте мира того времени появилось новое государство - Византия. Когда к власти в Константинополе пришел император Юлиан Отступник, который решил осквернить пищу, то Господь через святого мученика защитил христиан, не подозревавших об ожидавшем их коварстве.

В явлении мученика Феодора сказывается его особое заступничество, смысл которого, как нам представляется, заключается в следующем. В 362 году Пасха была 31 марта [6], а первое воскресение Великого Поста пришлось на 17 февраля, когда Церковь отмечает память мученической кончины мученика Феодора Тирона. Таким образом, святой мученик явился Предстоятелю Византийской Церкви с предупреждением верующим людям о грозящем им бедствии в день своей памяти. Эта особенность наталкивает на некоторые размышления. У христианина бывает три рождения: пришествие в этот мир, рождение свыше водою и духом через Крещение (Ин 3:3-5) и кончина - как рождение в вечную жизнь. Существуют различные формы почитания святых: мы чтим святых, имена которых мы носим; обращаемся за помощью к святым, которые имеют особую благодать помогать в определенных обстоятельствах; наконец, чтим тех святых, в дни памяти которых произошли важнейшие события [7]. Можно привести примеры особенного почитания святых, в день памяти которых совершилось важное событие. Это явление неоднократно подчеркивается в житии благоверного князя Довмонта Псковского (+1299; пам. 20 мая). Так, например, об одной его победе говорится, что она свершилась "пособием Святыа Троици, и славнаго великаго воина Георгиа, и молитвою благовернаго князя Всеволода, месяца априля в 23 день, на память святого славнаго мученика Христова Георгиа. И възвратишася с радостию великою въ град во Псков, и бысть радость и веселие въ граде во Пскове о пособии Святыа Троица и святого воина Христова мученика Георгиа" [8]. Интересен еще один пример. В 1825 году Пречистая Дева явилась преподобному Серафиму (+1833; пам. 2 янв.), пребывавшему в затворе, и повелела ему выйти из него и принимать людей. Это произошло 25 ноября, в день памяти святителей Петра Александрийского и Климента Римского, которые и сопровождали Богоматерь во время Ее чудесного явления святому подвижнику [9]. Эти два события из русской истории, относящиеся к XIII и XIX векам, свидетельствуют о почитании в земной Церкви святых, в день памяти которых произошло важное событие; знаменателен этот день также и в Церкви небесной. Подобным образом и мученик Феодор Тирон в день своей памяти явил милость христианам, которым грозило поругание.

Описываемое нами событие IV века можно представить так. Цесарь Юлиан, племянник императора Константина (+337; пам. 21 мая), выступил из Галлии во главе мятежных легионов как узурпатор власти, но в связи с последовавшей вскоре смертью Констанция "11 декабря 361 г. Юлиан вступил в Константинополь как прямой и законный наследник римских императоров" [10]. Симпатизируя язычеству, он явился отступником от Православия и вошел в историю с именем Отступник. С наступлением Великого Поста он решил надругаться над верой христиан, сделав распоряжение окропить идоложертвенной кровью продукты, которые будут покупать христиане [11]. Это распоряжение было приурочено к началу Великого Поста, "понеже бо сию неделю первую христиане благочестно почитают и тщется сохранятисе от скверни и чисти быти паче инех дний постных" [12]. Христиане же, проходя время поста, были предупреждены чудесно явившимся святым мучеником о необходимости избегать покупок продуктов в эти дни, что произошло в первое воскресение Великого Поста, в день его памяти. Таким образом верующие христиане не были посрамлены в своем уповании. Понятно поэтому, почему перед своей гибелью 26 июня 363 года во время битвы с персами близ Ктесифона Юлиан воскликнул: "Ты победил меня, Галилеянин".

О явлении мученика Феодора Тирона Константинопольский Патриарх Нектарий (381-397) говорит в своем слове [13], которое сохранилось в древнем переводе. Первосвятитель обращает внимание на значение имени святого (Феодор - Божий дар), "иже вьистину Божий дар на спасение наше и веры" [14]. Автор говорит: "Тем же на всяко лето оттоле даже и до днешняго дне, яже о чюдеси приснопаметного мученика Феодора паметь вьсемь верным поставише благочестно почитати, рекше еже мы ныня творим праздник, еже ради сице нам бысть мученик теплый помощник и от злочестивые веры злочестнаго советы потребление" [15].

Триодное поминовение мученика Феодора знаменовало собой торжество Православия над коварством язычества. В IX веке в первое великопостное воскресение стали отмечать победу Православия над иконоборчеством [16], а память мученика Феодора была перенесена на предыдущий день, однако идея первого великопостного воскресения сохранилась - это Торжество Православия. В этом, можно сказать, исполнялось обетование Христа, Который учил: Егда же поститеся, не будите якоже лицемери сетующе <...> Ты же постяся помажи главу твою и лице твое умый, яко да не явишися человеком постяся (Мф 6:16-18).

Явление святого мученика прославляется в песнопениях Триоди. В стихирах на Господи воззвах мученику Феодору говорится: Радуйся страстотерпче непобедимый, прещения мучителей на земли разоривый [17]. "От скверных жертв оскверенными брашны окушашеся осквернити: но ты онаго ухищрение мудрейшим разрушил еси умышлением, во сне предстал еси тогдашнему архиерею и глубокое разума открывая и безместное начинание являя" [18]. Канон, читаемый на молебне после Литургии Преждеосвященных Даров, имеет следующее надписание: "Творение Иоанна Дамаскина, егоже краестрочие: Божиих тя пою даров тезоимените" [19]. В нем преподобный Иоанн Дамаскин (+ ок. 789; пам. 4 дек.) прославляет мученический подвиг святого Феодора Тирона [20]. На субботней утрени в Триоди помещены два канона. Первый имеет следующее надписание: "Канон, его же краестрочие: Тирон преславный, слава первей субботе. В первых же тропарех канона иное краегранесие. Канон творение Иоанна, митрополита Евхаитского" [21]. Второй канон имеет более краткое надписание: "Иный канон того же Евхаитского". Таким образом, иерарх-гимнограф святитель Иоанн Евхаитский (+ ок. 1095) подвизался на кафедре в городе, где в начале IV века пострадал мученик Феодор [22]. В канонах прославляется значение имени мученика Феодора, его мученическое страдание, а также избавление от совета нечестивейшаго. "От вышних помощник посылается яко скорее на землю, страстотерпец Феодор, и пастыреначальнику является, разрешение научая беззаконного совета" [23]. "Коль сладкое, и великое, и радостное нынешнее торжество! Еже мучеников нам доблейший и превелий ныне вообрази, единем чудесем от нечистых чистыя люди Христовы совершив" [24].

Явление мученика Феодора при Юлиане Отступнике, несомненно, способствовало распространению его почитания [25]. Память Феодора Тирона - хронологически первая триодная память святого, и она открывала первое воскресение Великого Поста [26]. Его память определяет именование первой седмицы Великого Поста, которую на Руси в древности иногда называли Федоровой неделей. В зависимости от года минейная и триодная памяти мученика Феодора Тирона могут расходиться или сходиться, иногда совпадая.

Слово мученику Феодору Константинопольский Патриарх Нектарий заканчивает следующими словами: "Мы же мученику с сими победную песнь воспоим и чюдеси присно обнавляти паметь сами приносеще добропобедному мученику Феодору верно возопиим: О мучеником светлость и святим красота; о Божий дар воистину; о хранителю и предпособниче верным неотступниче. Не забывай нас убогых и смереных, но всегда присно молитисе не престай о нас, пречюдне, ни пакы иже повсегда мысльнаго душам нашим Иулияна, иже тогда и ныня злоначелнаго врага борущаго нас, да не презриши, пречестне" [27].

Архимандрит Макарий (Веретенников)
"Альфа и Омега", № 33

Тропарь Феодору Тирону

Велия веры исправления
во источнице пламене, яко на воде упокоения
святый мученик Феодор радовашеся,
огнем бо всесожжегся,
яко хлеб сладкий Троице принесеся.
Того молитвами, Христе Боже,
спаси души наша

Месяцеслов

 Воскресенье, 18 Февраля 2007 года. Неделя об изгнании Адама из рая (сыропустная)

Прощеное воскресенье. Заговенье на Великий пост. Мц. Агафии. Свт. Феодосия, архиеп. Черниговского. Елецкой-Черниговской, Сицилийской, или Дивногорской, и именуемой "Взыскание погибших" икон Божией Матери.

Понедельник, 19 Февраля 2007 года. 1-я седмица Великого поста, чистый понедельник.

Чистый понедельник. Начало Великого поста. (В понедельник, вторник, среду и четверток 1-ой седмицы Великого поста на Великом повечерии читается канон свт. Андрея Критского.) Прп. Вукола, еп. Смирнского. Прпп. Варсонофия Великого и Иоанна Пророка. Свт. Фотия, патриарха Константинопольского. Мцц. Марфы, Марии и брата их прмч. Ликариона отрока.

Вторник, 20 Февраля 2007 года.

Прп. Парфения, еп. Лампсакийского. Прп. Луки Елладского. Мчч. 1003 Никомидийских

Среда, 21 Февраля 2007 года.

Вмч. Феодора Стратилата и прор. Захарии Серповидца из 12-ти. Свт. Саввы II, архиеп. Сербского.

Литургия Преждеосвященных Даров.

Четверг, 22 Февраля 2007 года.

Мч. Никифора, из Антиохии Сирской. Обретение мощей свт. Иннокентия, еп. Иркутского. Прп. Панкратия Печерского, в Дальних пещерах. Прпп. Никифора и Геннадия.

Пятница, 23 Февраля 2007 года.

Сщмч. Харалампия и с ним мчч. Порфирия, Ваптоса и 3-х мучениц. Блгв. кн. Анны Новгородской. Прп. Прохора Печерского, в Ближних пещерах. Прп. Лонгина Коряжемского. Мцц. дев Еннафы, Валентины и Павлы. Иконы Божией Матери "Огневидная" Литургия Преждеосвященных Даров

Суббота, 24 Февраля 2007 года.

Вмч. Феодора Тирона. Сщмч. Власия, еп. Севастийского. Блгв. кн. Всеволода, во св. Крещении Гавриила, Псковского. с Прп. Димитрия Прилуцкого, Вологодского. Прав. Феодоры, царицы греческой, восстановившей почитание святых икон. На этот день переносится празднование Иверской иконы Божией Матери.

версия для печати

Рассылка на новости сайта

Читателю предлагается три варианта:
1. Просмотр RSS-новостей сайта на Христианство.ру (для этого кликните на кнопке RSS и читайте страницу новостей)
2. Подписка через RSS, не требующая указания Е-мейл Для этого кликните на кнопке RSS и далее на кнопке "подписаться".
3. Если на странице RSS кнопка "подписаться" отсутствует, это означает, что Ваш браузер не поддерживает RSS Тогда подпишитесь на новости, введя свой Е-мейл ниже.
Рассылка еженедельная, объем не более 10 Кбайт.
Email:


Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет
Rambler's Top100

© Свято-Никольский собор, 2000 - 2010
При использовании материалов ссылка на "Никольский Благовест" с указанием URL
(http://www.nikolay.orthodoxy.ru http://www.nikolski.kz, http://nikolski-sobor.narod.ru) обязательна!

 

Сайт управляется системой uCoz