По благословению Мефодия, Митрополита Астанайского и Алматинского
49 (353), 25 марта 2007 г.
2000 год | 2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год | 2007 год
номера за все годы - щелкните на нужный год от РХ

"Никольский Благовест" содержит проповеди, сведения о всех православных праздниках, традициях, о православном богослужении, сведения об инославии, апологетику, месяцеслов на каждый день и многое другое.

5-я неделя Великого Поста, преп. Марии Египетской. Святой Григорий Двоеслов, папа римский. Слово на Пассии в Неделю 5-ю Великого Поста. Алексий, человек Божий. Синаксарь в Лазареву субботу. Преподобный Силуан Афонский о познании воли Божией. Месяцеслов.

НЕДЕЛЯ 5-Я ВЕЛИКОГО ПОСТА

ПРЕПОДОБНОЙ МАРИИ ЕГИПЕТСКОЙ

о имя Отца и Сына и Святого Духа!

Этот воскресный день Святая Церковь посвящает сугубому прославлению преподобной Марии Египетской. Остается одна седмица до нашего вхождения в страстные дни. Заканчивается святая Четыредесятница. И не случайно сегодня в канун Страстной седмицы мы вспоминаем Марию Египетскую. Преп. Мария явила всем нам величайший образец покаяния. Мы же, взирая на подвиг ее жизни, насколько это возможно, должны научиться истинному покаянию, потому что без покаяния нет спасения.

Сегодня за Божественной литургией читалось сразу два отрывка из Евангелия. Но по своему смыслу они похожи, хотя их сюжеты разные. Один из них напомнил нам о беседе Христа с учениками, во время которой Господь сказал: "Се восходим в Иерусалим". Тогда эти слова Христа не возымели должного воздействия на учеников. Они привыкли приходить в этот город вместе со своим Божественным Учителем для того, чтобы там молиться в храме. Не вызвали никакого удивления эти слова Христа еще и потому, что приближался праздник Пасхи. И все иудеи по обычаю стекались в Иерусалим для встречи этого праздника. Но Господь разъясняет своим ученикам, для чего Он в этот раз идет в Иерусалим. Он говорит им о том, что Он будет предан в руки грешников, будет оплеван и мучим, будет распят и умрет на Кресте, но и Воскреснет. К сожалению, тогда ученики так до конца и не поняли, о чем говорил их Учитель. Они тогда еще не понимали, для чего Христос пришел на землю и стал Человеком. Но мы то хорошо знаем, для чего все это совершал Спаситель. Мы знаем, что все это совершалось ради нас и нашего спасения, ради того, чтобы избавить человека от греха, проклятия и смерти.

Остается одна седмица и Святая Четыредесятница завершится. По ее завершении начнется Страстная седмица. Нам остается совсем немного времени, чтобы обратить внимание на самих себя. Поэтому Святая Церковь сегодня в канун Страстной седмицы напоминает нам о преп. Марии Египетской, чтобы всем нам достойно вместе со Спасителем пройти путем Его страстей, помогая Ему, как Симон Киринейский, нести Его Крест. А ведь это наш с вами крест! Мы своими грехами взвалили его на плечи Своего Господа. И мы должны помочь Ему нести этот крест. Для того, чтобы мы достойно могли помочь своему Господу, всем нам необходимо научиться по-настоящему каяться.

К сожалению, несмотря на то, что все мы постоянно ходим на исповедь, в нас ничего не меняется. Причина этого заключается в том, что мы не знаем, что такое покаяние. Нам кажется, что покаяние, это лишь перечисление перед священником наших грехов, которые мы совершаем. Но это еще не полное покаяние. Вы замечали, что, сколько бы мы не называли свои грехи пред священником, мы вновь их совершаем. В этой связи мне вспоминается один рассказ. Старшая сестра спрашивает своего брата, для чего он кается. И мальчик говорит, что он кается для того, чтобы, скинув с себя груз грехов, освободить место для новых. Этот рассказ про нас с вами. Вся беда в том, что мы не понимаем, что такое грех. Нам кажется, что грех - это нарушение закона Божия. Но грех - это не только убийство свой души, убийство другого человека, но и убийство Христа, потому что это предательство и отступление от нашего Господа. Мы вновь убиваем Христа на кресте. Надо научиться осознавать грех как выбор между Богом и дьяволом. Мы часто разделяем грехи на малые и большие, а для Бога любой грех есть мерзость. Совершая грех, мы продолжаем верить в Бога, ходить в храм Божий и нам кажется, что ничего страшного не произошло, ведь большинство людей так живет. Приду на исповедь, покаюсь, и Господь простит. Конечно, Бог нас бесконечно любит и готов всегда простить. Но давайте спросим самих себя, какой ценой прощает Бог. Серафим Саровский в беседе с одним человеком говорил, что Господь готов простить нам любой грех, лишь бы мы обратились к Нему с покаянием, с просьбой, чтобы Он очистил нашу душу от скверны. Но затем преподобный говорит: но задумывался ли ты, какой ценой прощает Бог. А эта цена - Его крестная смерть. Христос прощает нас, как прощал и тех, кто распинал Его. Он просил Своего небесного Отца: "Боже, прости им, ибо не ведают, что творят". Но "не ведают, что творят" - это относилось к тем, кто жил две тысячи лет назад, а мы-то ведаем, что творим и, тем не менее, все равно совершаем грехи.

Есть такая притча. Один молодой человек часто согрешал. И всякий раз, когда он совершал грех, его отец брал гвоздь и вбивал его в доску. Доска, вероятно, была внушительных размеров, потому что много грехов совершил этот молодой человек, но однажды наступил момент, когда не осталось места на доске. Тогда отец пришел к сыну, и говорит: твоя жизнь подобно этой доске, на ней не осталось места для гвоздей, вот так и твоя душа вся изранена грехом. Покайся, исправься. Эти слова сильно подействовали на сына, и он дал обет исправить свою жизнь. После каждого богоугодного дела отец вынимал по одному гвоздю из доски. И наступил тот долгожданный момент, когда в доске не осталось ни одного гвоздя. Но эту доску уже невозможно было ни к чему применить. Однако совершенно иначе поступает с нами Господь, если мы готовы исправиться. Господь Своей благодатью исцеляет нашу душу так, что на ней не останется ни одной раны. Но готовы ли мы к такому исцелению? Вот преподобная Мария Египетская была готова к такому исцелению, но каким трудом ей далось это исцеление. Она много грешила до того момента, пока не смогла увидеть и поклониться Кресту Господню. И нам Церковь уже являла Крест на крестопоклонной неделе, чтобы мы, взирая на него, обратили внимание на свою душу, и черпая благодатные силы от Креста Господня, могли получить исцеление от тех многих ран нашей души.

По учению Церкви, три воли действует в этом мире. Одна воля Божья, Господь, призывая нас к Себе, говорит нам: "Чадо, дай мне свое сердце". Вторая воля сатанинская, которая действует совсем иначе. Сколько хитрости он применяет, чтобы уловить нас в свою сеть. Третья воля - наша человеческая. От нас с вами зависит, кого выбрать в своей жизни - Бога или дьявола, за кем пойти. Или мы станем по благодати сынами Божиими или богоборцами. Нам иногда кажется, что есть еще третий путь, по которому можно пройти, но это самообман. Есть путь, ведущий к Богу, и путь, ведущий от Бога. Третьего не дано.

Мы совершаем грехи оттого, что не имеем достаточно любви к Богу. Когда кто-либо по-настоящему любит, то старается не совершать даже самый незначительный дурной поступок, потому что он может ранить им другого человека. Вот если бы мы так любили Бога, были бы готовы жертвовать собой ради Бога и боялись бы хоть чем-то Его огорчить, это была бы настоящая любовь.

Но вернемся к покаянию. Что же такое покаяние? Это состояние, в котором человек должен пребывать постоянно. Это переосмысление всего пережитого. Когда мы приходим на исповедь, разве мы переоцениваем свою жизнь? Мы просто перечисляем грехи, не зная порой, в чем каяться. Покаяние - это отказ от самого себя и начало новой жизни, это выстраданное новое миропонимание. Покаяние - это приобретение новых ценностей. А иначе без конца будем каяться и грешить. Мария Египетская, однажды осознав свой грех, сделал все для того, чтобы никогда не возвращаться к нему. Вот и мы с вами должны поставить ту же цель и приложить все усилия, чтобы достичь ее. И тогда праздник Пасхи приобретет для нас совсем иное значение. Тогда мы по-настоящему сможем увидеть не только Воскресшего Христа, но и свои воскресшие от греха души. Аминь.

Протоиерей Валерий Захаров, 2005г.

 

ПРЕПОДОБНАЯ МАРИЯ ЕГИПЕТСКАЯ

И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПРЕСС.

Память Марии Египетской совершается в неделю пятую Великого поста, в этом году - 25 марта.

амять преподобной Марии Египетской - извечного идеала православной аскезы - указывает на беспредельность человеческого совершенствования на пути к Богу. Духовное преображение, явленное преподобной Марией, показывает возможность обрести то, что, по обычным человеческим меркам, обрести невозможно, и избавиться от того, от чего, по тем же меркам, избавляться не только невозможно, но и не нужно. Это праздник, для которого исключена опасность превратиться в какие-нибудь народно-фольклорные или массово-популистские торжества - таковая "социальная нагрузка" может накладываться на Пасху, Рождество, Крещение или еще какие-либо праздники, но только не на память преподобной Марии Египетской.

          Память событий, связанных с жизнью великой пустынницы, вносит острейший контраст между ориентирами Церкви и ориентирами общества - так сказать, сверхвысоковольтную разность потенциалов между двумя "мирами": христианским и светским, у которых есть разные полюса.

И эта острота со временем только обостряется. Пожалуй, справедливо будет сказать, что от христиан с каждым годом требуется все больше внутреннего исповедания веры для того, чтобы не забыть, где истинная реальность, а где рекламно-эрзацевый мир постсексуальной революции с православными "брендами". Ведь с позиций современного цивилизованного общества, воздержание от сексуальных отношений не только не нужно, но просто вредно, и, в частности, поэтому Марии Египетской нет места в "святцах секулярного мира", куда усиленно пытаются затащить святого Валентина. С позиций светского общества, преподобная Мария Египетская, если говорить о втором периоде ее жизни, - не иначе как мазохистка с нарушенной психикой. Зато применительно к первому периоду - как раз нормальная "незакрепощенная" или, как говорят, "реализовавшая себя" женщина, берущая от жизни то, что необходимо от нее брать, прежде всего, секс.

Ведь сам секс сегодня, с одной стороны, провозглашается самоцелью - "высшим моментом наслаждения", с другой, оказывается удобным средством для выколачивания финансов с податливого населения.

Интересно, что в наше время толерантности и борьбы за свободу человека "сексуальный молох" не дает человеку выбора. Кто бы вы ни были и какие бы взгляды ни разделяли - на улицах современных city вас заставят столкнуться взглядом с эротической рекламой, вам предложат "сексуальные услуги" по интернету, вам покажут "клубничную сценку" по телевизору. С той же степенью "свободы" вы сможете проехать до дома в метро, прочесть газету, купить тот или иной товар. Ведь, взглянув почти на любой коммерческий лоток, вы увидите брелки с сексуальными картинками, презервативы, секс-журналы, да еще по соседству с маленькими иконами, крестиками и "распятиями".

Да, со всей горькой очевидностью нельзя не признать, что рекламно-потребительский подход находит в торговле блудом, пожалуй, великолепную область для того, чтобы паразитировать на данных Богом ресурсах. Сексобесие задействовало не только сферу материального, но и "религиозного производства". Заявления лидера какого-нибудь нео-религиозного течения о том, что "секс - ступень к Богу", как, например, это делал популярный ныне Ошо Раджниш, - уже не новость. Но коллизия состоит в том, что общество не может оставить в покое и христианство.

Так, от англиканской Церкви требуют отменить запрет на секс до брака. И она уже всерьез задумалась о том, как признать блуд "промежуточным этапом от холостяцкого состояния к браку". В частности, доклад "Сожительство: отражение в христианстве", подготовленный для экстраполяции сексуальной революции на Церковь, направляется на днях во все приходы для обсуждения всеми клириками Церкви Англии.

Но как же быть тем, кто, испытывая на себе весь "гуманистический" цивилизационный пресс, все же желает следовать словам Христа, тем, кто, находясь повседневно в рекламно-потребительской реальности, еще взыскует реальности духа? И что делать, чтобы, в ходе бесконечной внутренней борьбы с этим добровольно-принудительным "миром свободы", не сделать его объектом ненависти?

В ответ на этот вопрос, наверное, можно привести пророчество святых скитских отцов, вопрошавших "о последнем роде": ":Что сделали мы? На это отвечал один из них великой жизни Авва, по имени Сирион: мы сохранили заповеди Божии. Его спросили: а что сделают люди, которые будут жить после нас? Авва отвечал: они сделают половину нашего дела. Его спросили еще: а которые будут жить после них, те что сделают? Они совсем ничего не сделают. Придут на них искушения, и те, которые в то время окажутся добрыми (dokimoi) , будут больше нас и отцов наших".

Антон Виноградский

http://orthodox.etel.ru/2004/11/mariya.shtml

 

Святой Григорий Двоеслов,
папа римский

ригорий святой, папа римский, ради прекрасных бесед своих прозванный Двоесловом или Беседником, родился в древнем Риме, от отца Гордиана и матери блаженной Сильвии, происходивших из сенатского рода, богатого и честного.

По смерти своего отца он начал раздавать оставшееся после него богатое имение на милостыню и создание святых обителей. В Сицилии устроил он шесть монастырей и снабдил их всем потребным, а седьмой создал в Риме, в самом городе, в честь святого апостола Андрея, превратив в монастырь дом свой, бывший на горе, близ церкви святых мучеников Иоанна и Павла. В этом монастыре он принял пострижение.

Однажды, когда он сидел в своей келии и по обычаю писал книги, к нему пришел нищий (был же то ангел Господень во образе нищего) и сказал ему:

- Помоги мне, раб Бога Вышняго, я - корабельщик и потерпел крушение; в море погибло не только мое добро - все, что было у меня, но и чужое.

Поболел о нем сердцем св. Григорий, призвал служащего ему брата и велел дать тому человеку шесть золотых монет. Получив их, нищий ушел.

Немного спустя, в тот же день пришел опять тот же нищий к блаженному, говоря:

- Помоги мне, раб Божий: моя потеря велика, а ты дал мне мало!

Святой, призвав опять своего служителя, сказал ему:

- Подай ему, брат, еще шесть золотых.

Итак, тот нищий взял у святого в один день двенадцать золотых и ушел.

Но вскоре пришел он в третий раз, взывая к святому:

- Помилосердуй о мне, отец мой, подай мне от щедрот твоих, ибо очень уж много чужого богатства потопил я в море.

И сказал святой Григорий служителю своему:

- Пойди, брат мой, дай просящему еще шесть золотых.

Брат отвечал:

- Поверь мне, честный отец, у нас не осталось ни одной монеты.

- Нет ли чего другого подать ему, одежды или утвари?

- У нас нет ничего, - отвечал служитель, - кроме серебряного сосуда, в котором великая госпожа, мать твоя, по обычаю прислала тебе квашеного сочива.

Григорий сказал:

- Подай, брат мой, нищему и это блюдо, чтобы отошел он от нас без печали, ибо он ищет утешения в беде своей.

И убогий взял сосуд и отошел с радостию, но никогда уже больше не приходил явно в образе нищего просить милостыню, но невидимо пребывал при святом, храня его и помогая ему во всем: с силою чудесной благодати приставлен был к святому ангел Господень, и этою благодатию стал потом славен святой Григорий, и много чудес совершалось в его обители.

Когда умер папа римский Пелагий, все единогласно избрали на престол святого Григория; а он, избегая такого великого сана и почестей человеческих, покинул Рим и скрывался в пустынных местах. Весь народ искал желанного пастыря Григория, и не находил его, и великая была в том скорбь, и прилежные творили к Богу молитвы, да явит Он им раба Своего.

И тогда сошел с неба всем видимый огненный столб на то место, где скрывался в пустынных горах святой Григорий. И все поняли, что ради Григория низошел тот небесный столб, и потекли туда и нашли его. О, с какою неизреченною радостью повели его в Рим, хотя не было на то его воли.

Григорий святой был поставлен папою древнему Риму в царство Маврикия.

Однажды он поручил своему казначею призвать к трапезе двенадцать странников, и когда сел с ними обедать и посмотрел на них, Григорий увидел, что их было тринадцать. Тогда, призвав казначея, он тихо спросил его:

- Не двенадцать ли я велел тебе призвать, зачем же ты, против воли моей, призвал тринадцать?

Устрашился казначей и отвечал ему:

- Поверь мне, владыко честный: здесь только двенадцать их! - ибо ни ему, ни другому кому, кроме папы, не виден был тринадцатый странник.

Во время трапезы часто взирал папа на тринадцатого, сидевшего в конце стола, и образ странника изменялся: то являлся он старым и бедным, то молодым юношей.

Когда встали из-за трапезы, святой папа Григорий отпустил всех, а удержал только тринадцатого, чудного видом. Он взял его за руку, ввел в келию и спросил:

- Заклинаю тебя великою силою Господа Вседержителя, поведай мне, кто ты и как имя твое?

Странник отвечал:

- Зачем ты спрашиваешь меня о имени моем: оно чудно. Узнай же меня. Помнишь, я тот нищий корабельщик, пришедший к тебе в монастырь святого Андрея, когда ты сидел за писаниями в твоей келии, и ты дал мне двенадцать золотых монет и серебряный сосуд, который прислала тебе с квашеным сочивом мать твоя, блаженная Сильвия. Знай, что с того дня, когда ты протянул мне то подаяние от любви твоей и распространившегося милосердием сердца твоего, Господь нарек тебя первопрестольником святой Своей Церкви, за которую излиял Он кровь Свою, и наследником святого апостола Петра, которого добродетелям ты подражаешь.

В другой день, служа "странным людям" за трапезою, Григорий хотел подать, по смиренному обычаю своему, воды на руки одному из них, и только что обернулся за водоносом, как тот, которому хотел он служить, исчез, и не мог найти его Григорий, как ни искал.

В ту же ночь в сонном видении явился ему Господь и сказал:

- В прочие дни ты принимал членов моего великого тела, в лице нищих, а вчера принял Меня Самого.

Нельзя умолчать и о странном чуде с пречистым таинством Христовым, бывшим по молитвам этого великого Божия архиерея.

Одна знатная в Риме женщина принесла к божественному алтарю просфоры, а литургию совершал сам святейший папа Григорий. И когда преподавал он людям божественное причащение, приступила к причастию и та женщина, и, слыша, как папа произносил, что приобщаются люди животворящего тела Господа нашего Иисуса Христа, она засмеялась. Отведя руку свою, папа спросил, отчего смеется она.

- Странно мне, - отвечала женщина, - что хлеб, который я сама испекла своими руками из муки, ты называешь телом Христовым.

И, видя неверие ее, помолился святой к Богу; образ хлеба преложился в истинный образ тела человеческого, и увидела жена в крови плоть человеческую, и не только жена, но и все бывшие в церкви люди видели то чудо и славили Христа, и утверждались в вере. И опять помолился святой, и вид тела стал видом хлеба, и приобщилась та женщина со страхом и несомненною верою, принимая хлеб, как тело Христово, и вино, как кровь Христову

ЦЕРКОВЬ ХРИСТОВА

Рассказы из истории христианской Церкви

Георгий Орлов

Слово на Пассии в Неделю 5-ю Великого Поста

8 апреля/26 марта 1979 г.

огда мы с благоговейным вниманием слушаем евангельские повествования о последних днях земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, сердце наше наполняется чувствами любви и благодарности Тому, Кто, "нас ради человек и нашего ради спасения", "будучи Образом Божиим ... смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной" (Фил. 2,6.8).

"Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Ин. 15, 13). А Он, исполняя волю Своего Небесного Отца, "не вспомнил нашего зла, но с долготерпением снес его и Сам принял на Себя грехи наши" (Послание к Диогену, 9). Испив чашу безмерных страданий, Он умер на древе Крестном, "дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин. 3, 16).

Научая Своих слушателей закону высшей нравственности, Господь говорил им: "любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас" (Мф. 5,44). И все это Он исполнил Сам, и исполнил в такой совершенной степени, что с Его искупительной жертвой не может сравниться никакой, даже самый высокий и самый благородный по обычным человеческим понятиям подвиг.

Евангелисты сообщают нам, что смерть невинного Божественного Страдальца вызвала потрясение и в неодушевленной природе, и в человеческих сердцах, не до конца омраченных жестокостью и злобой и не утративших еще способности к раскаянию и состраданию. "От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого" (Мф. 27,45). В самый же момент смерти Господа "земля потряслась; и камни расселись" (Мф. 27,51). Пораженный происходившим сотник исповедал, что Распятый был праведник и воистину Сын Божий (Лк. 23,47; Мф. 27,54). А народ, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь (Лк. 23,48).

Вдохновенный песнописец так говорит нам об этих физических потрясениях и нравственных переживаниях: "Вся тварь изменяшеся страхом, зрящи Тя на кресте висяща, Христе: солнце омрачашеся и земли основания сотрясахуся; вся сострадаху Создавшему вся. Волею нас ради претерпевый, Господи, слава Тебе" (Стих, на "Господи, воззвах" 1-я в Пяток вечера Страстной седмицы).

Мы уже останавливались на сохраненных в евангельских повествованиях подробностях, в которых изображены поступки и поведение людей, бывших участниками или свидетелями событий, происшедших в те дни и часы, и которые побуждают нас оглянуться на самих себя, на собственное поведение и поступки.

Приблизимся теперь мысленно к самому подножию Креста Христова на Голгофе. По обе стороны Распятого Господа и Спасителя нашего мы видим так же распятых и тяжко страдающих разбойников. Оба они, в отличие от чистого и непорочного Агнца-Христа, добровольно подъявшего на Себя крестный подвиг ради спасения людей, были подвергнуты страшной смертной казни на кресте за свои многочисленные преступления. Но как различно их поведение после того, как оба они услышали кроткую и тихую, полную любви и всепрощения молитву Господа за Его распинателей: "Отче! прости им, ибо не знают, что делают" (Лк. 23,34).

Один из разбойников, не умолкая, хулил Спасителя, злословил Ею, изливая свою лютую злобу против всех на свете в издевательском требовании, обращенном ко Христу: "если Ты Христос, спаси Себя и нас" (Лк. 23,39). Другой же, до глубины души пораженный кротостью Спасителя, нашел в себе мужество осудить всю свою преступную жизнь и покаянной молитвой приобрел себе прощение, удостоившись услышать столь неожиданные и столь спасительные слова: "истинно говорю тебе, ныне же будешь со мною в раю" (Лк. 23, 42-43).

Кресты двух разбойников - это не просто историческая подробность того, что происходило на Голгофе. Это также и показанные нам два различных образа или вида отношения человека-грешника к своему жизненному кресту.

Каждый из нас, чтобы очиститься от всего, что соделано скверного, греховного, нравственно-преступного и чтобы приготовить себя к будущей вечной жизни в Небесном Царстве, куда не войдет "ничто нечистое" (Откр. 21,27), должен пройти здесь, на земле, определенный нам Промыслом Божиим путь жизненных испытаний, скорбен и лишений, должен - по образному выражению Самого Господа - взять крест свой и следовать за Ним: следовать в жизни и в смерти, проявляя терпение, кротость и послушание благодеющей нам воле Божией.

И вспоминая теперь о двух разбойниках, распятых одесную и ошую Христа, не следует ли задуматься о множестве наших грехов и тяжести вины пред Богом? Не следует ли нам также честно отдать себе отчет в том, кому из двух разбойников мы подражаем? Что более характерно для нашего поведения: смиренное сознание своей виновности или холодность окаменевшего сердца? Что чаще исходит из наших уст во время жизненных невзгод и испытаний: молитва о прощении грехов и о небесной помощи, или слова недовольства и ропота на судьбу?

И наконец, обратим наш взор на то, что происходило в самые последние мгновения земной жизни Господа Иисуса Христа. "Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе" (Ин. 19, 26-27).

Святая Православная Церковь издревле видела в этом предсмертном завещании Спасителя глубокий и весьма утешительный для нашего сердца внутренний смысл. Своими словами Господь вверил попечению Своей Пречистой Матери весь христианский род, всех тех, кто - где бы ив каком бы веке они ни жили - будут прибегать к Ней, прося Ее о помощи и заступления. Матерь Божия, прошедшая у Креста Своего Возлюбленного Сына чрез горнило великих страданий, сердце Которой исполнено любви к Богу, глубочайшего смирения и послушания Его воле, стала, по силе Его завещания, нашей общей любвеобильной Матерью, "Отрадой и Утешением", "Радостью всех скорбящих", Путеводительницей ко спасению, - Той, Которую поистине ублажали, ублажают и будут ублажать все роды.

У спасительной Голгофы мы можем получить многие духовно-нравственные назидания. Но и того немногого, о чем мы вспомнили сейчас, достаточно, чтобы расположить наш ум к благоговейным размышлениям о глубине богатства и премудрости и разума Божия (Рим. 11,33) и наполнить сердце наше чувствами любви и благодарности к благодеющему нам Богу и Спасителю.

Будем же хранить эти добрые мысли и возгревать эти святые чувства, помогающие нам удаляться от всего греховного и порочного. Будем очищать себя от всякой скверны плоти и духа, дабы, совершая святыню в страхе Божием, мы были удостоены светлой радости в дни Св. Пасхи "со всеми неизменно любящими Господа нашего Иисуса Христа" (Ефес. 6,24). Аминь.

http://www.spbda.ru/reading/11.php?part=1&page=17

Официальный сайт Санкт-Петербургской Православной Духовной академии

О ПОЗНАНИИ ВОЛИ БОЖИЕЙ

Преподобный Силуан Афонский.

рагоценнее всего на свете - знать Бога и разуметь, хотя бы отчасти, волю Его.

Познавшая Бога душа - во всем должна предаться на волю Божию и жить пред Ним в страхе и любви. В любви, потому что Господь есть любовь. В страхе, потому что должно бояться, как бы не оскорбить Бога каким-либо плохим помыслом.

О Господи, силою благодати Святого Духа сподоби нас жить по Твоей святой воле.

Когда благодать с нами, тогда мы сильны духом; но когда теряем ее, тогда видим свою немощь; видим, что без Бога мы и помыслить хорошего не можем.

Боже Милосердный, Ты знаешь немощь нашу. Молю Тебя: дай мне смиренного духа, ибо по милосердию Своему смиренной душе Ты даешь силы жить по воле Твоей; Ты открываешь ей все тайны Свои; Ты даешь ей познать Себя и как бесконечно Ты нас любишь.

http://www.pravoslavie.ru/put/070309121500

АЛЕКСИЙ, ЧЕЛОВЕК БОЖИЙ

лексий, человек Божий - относится к числу самых любимых православных святых. Родился он в Риме. С ранней юности полностью отдал свою жизнь подлинному служению Богу. Он тайно покидает Рим и плывет в Месопотамию в город Едессу, где хранился Нерукотворный образ Спасителя. Здесь, отдав все свое имущество нуждающимся, становится нищим, просящим подаяния. Святой посещает храм Божий и каждое воскресенье причащается Св. Тайн Господних. Всемилостивая Матерь Божия через сонное видение возвестила пономарю местной церкви, что на паперти сидит истинно Божий человек. Но св. Алексий не хотел никакой славы и бежал из Едессы на корабле в Рим. Не узнанный никем, семнадцать лет служил он у своих собственных родителей, перенося все обиды и насмешки от других слуг своего же отца. Все стало ясно только при погребении святого, когда была прочитана сжатая в его руке прощальная записка. У русских этот святой назывался Теплым, потому что около дня его памяти усиливается весенняя теплота и вследствие того начинает таять снег на горах и стекает в виде ручейков и потоков в низменные места. Поэтому и замечает народ: "Алексея человека Божия - с гор потоки". Память прп. Алексию отмечается 17/30 марта.

то было в IV веке на востоке великой Римской империи. Глубокой южной ночью в город Эдесса тихо пришел странник.

Однажды утром сторож-привратник при церкви Пресвятыя Богородицы увидел нищего, который, пав на колени, долго смиренно молился на паперти.

Каждое утро у церкви много собиралось нищих, убогих, обезсиленных, и сторож уже пригляделся к ним. Однако этого странника он видел впервые: он был бос, иссушен постом и солнцем, одет в грубую нищенскую одежду и не имел при себе ничего как пустынножитель. Он ни с кем не разговаривал и ничего не рассказывал о себе.

Сторож думал, что странник скоро уйдет. Но он остался при церкви. Проводил тут дни и ночи уже целую неделю. Никто усерднее его не молился, никто не был смиреннее его. Так он постоянно пребывал на паперти уже несколько месяцев, каждое воскресенье причащался Святых Тайн. Глубокими темными ночами, когда стихал шум на улицах Эдессы и слышались только заунывные звуки цикад, странник вспоминал свою прошлую жизнь, детство..."

"Лицевое житие святого Алексия, человека Божия"

В.Успенский. Н.Воробьев. СПб., 1906 г

ТРОПАРЬ, глас 4:

Возвысився на добродетель и ум очистив,/ к Желанному и Крайнему достигл еси,/ безстрастием же украсив житие твое,/ и пощение изрядное восприим совестию чистою,/ в молитвах яко безплотен пребывая,/ возсиял еси яко солнце в мiре,/ преблаженне Алексие.

КОНДАК, глас 2:

Дом родителей твоих яко чужд имев, водворился еси в нем нищеобразно: и по преставлении венец прием славы, дивен на земли явился еси Алексие человече Божий, ангелом и человеком радование.

МОЛИТВА

О великий Христов угодниче, святый человече Божий Алексие, душею на небеси престолу Господню предстояй, на земли же данною ти свыше благодатию различная совершали чудеса! Призри милостиво на предстоящия святей иконе твоей люди, умиленно молящияся и просящия от тебе помощи и заступления. Простри молитвенно ко Господу Богу честнии руце твои и испроси нам от Него оставление согрешений наших вольных и невольных, в недузех страждущим исцеление, напаствуемым заступление, скорбящим утешение, бедствующим скорую помощь, семьям христианским вразумление и укрепление, всем же чтущим тя мирную и христианскую живота кончину и добрый ответ на Страшнем Суде Христове. Ей, угодниче Божий, не посрами упования нашего, но буди нам помощник и покровитель во спасение, да, твоими молитвами получившее благодать и милость от Господа, прославим человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго и покланяемаго Бога, и твое святое заступление, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

СИНАКСАРЬ В ЛАЗАРЕВУ СУББОТУ

Стихи:
Ты плачешь, Иисусе, - это от человеческой природы,
А друга воскрешаешь - Божественной (Твоею) силой.

этот день мы празднуем воскрешение святого праведного Лазаря Четверодневного, друга Христова. Он был по рождению иудей, по вероисповеданию - фарисей, сын фарисея Симона, как где-то говорится, родом из Вифании. Когда же Господь наш Иисус Христос совершал Свой земной путь ради спасения человеческого рода, Лазарь стал Его другом таким образом. Поскольку Христос часто беседовал с Симоном, ибо и тот чаял воскресения мертвых, и много раз приходил в их дом, то Лазарь вместе с двумя своими сестрами, Марфой и Марией, полюбился Ему как родной.

Приближались спасительные Страсти Христовы, когда уже подобало тайне воскресения открыться с достоверностью. Иисус пребывал за Иорданом, прежде воскресив из мертвых дочь Иаира и сына вдовы (наинской). Друг же Его Лазарь, тяжело заболев, умер. Иисус, хотя и не был там, говорит ученикам: Лазарь, друг наш, уснул, а через некоторое время снова сказал: Лазарь умер (Ин. 11: 11, 14). Позванный сестрами его, Иисус, оставив Иордан, пришел в Вифанию. Вифания же была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати (Ин. 11, 18). И встретили Его сестры Лазаря, говоря: "Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат наш. Но и теперь, если Тебе угодно, Ты воздвигнешь его, ибо (все) можешь" (ср.: Ин. 11, 21-22). Иисус спросил иудеев: где вы положили его? (Ин. 11, 34). Тогда все пошли ко гробу. Когда же хотели отвалить камень, Марфа говорит: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе (Ин. 11, 39). Иисус, помолившись и прослезившись над лежащим, воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон (Ин. 11, 43). И тотчас вышел умерший, его развязали, и он пошел домой.

Это неслыханное чудо возбудило у иудеев зависть, и они решили убить Иисуса; но Тот снова, уклонившись от них, ушел. Первосвященники же задумали убить и Лазаря, так как многие, видя его, уверовали во Христа. Но Лазарь, узнав об их замысле, удалился на остров Кипр и жил там, а впоследствии апостолами был поставлен епископом города Китий[1]; пожив свято и богоугодно, он через тридцать лет после того, как ожил, снова умер и был погребен на Кипре, совершив (при этом) многие чудеса. Предание говорит, что после воскрешения он хранил строгое воздержание и что (епископский) омофор подарила ему Пречистая Матерь Божия, сделав Своими руками. Император Лев Мудрый после одного божественного видения перенес честные и святые мощи Лазаря с Кипра в Константинополь, в созданный царем храм во имя этого святого, с почестями положив их в драгоценной раке справа от входа, напротив святого алтаря. И теперь еще честные его мощи пребывают там, источая какое-то неизъяснимое благоухание.

Праздновать же в сегодняшний день воскрешение Лазаря установили святые и богоносные отцы наши, а скорее святые апостолы, после сорокадневного поста для очищения намереваясь священнодействовать святые Страсти Господа нашего Иисуса Христа. Поскольку они считали воскрешение Лазаря первым и основным поводом для злоумышления иудеев против Христа, то и поместили здесь это необычайное чудо, которое описывает один евангелист Иоанн[2], в то время как другие евангелисты опускают, - ведь (при них) Лазарь был еще жив, и его можно было реально видеть. Ибо тогда необходимо было доказать[3], что Христос - Сын Божий и Бог, что Он воскрес и будет воскресение мертвых, в чем лучше всего убеждал Лазарь. - Говорят, будто для (уверения в этом) и все Евангелие (от Иоанна) было написано, так как другие евангелисты вовсе не упоминают о безначальном рождении Христа.

Лазарь ничего не поведал о находящемся в аду, поскольку ему или не пришлось видеть тамошнего, или повелено было молчать об увиденном.

Отсюда и любой человек, недавно умерший, называется лазарем, и погребальная одежда называется таинственным словом лазарома[4], - чтобы напоминать о первом Лазаре. Ибо как тот по слову Христа восстал и вновь ожил, так и этот, хотя и умер, но будет жить вечно, воскреснув при последней трубе.

Христе Боже, молитвами друга Твоего Лазаря помилуй нас. Аминь.

http://www.pravoslavie.ru/put/060413183

Слово на Литургии в Лазареву субботу

22 апреля 1978 г.

ушеполезную совершивше четыредесятницу, просим и святую седмицу страсти Твоея видети, Человеколюбие!"

Сорок дней подряд вела нас Св. Церковь путем подвига молитвы и воздержания к священным дням Страстной, а затем и Пасхальной седмиц, чтобы теперь возвести на высокую гору боговедения, где, поклоняясь Триединому Богу любви и приникая к источникам божественной мудрости, могли бы мы, в меру духовных сил наших, приобщиться к начаткам нескончаемой радости будущего века.

И вот мы уже у подножия этой мысленной горы! Не у той древней Синайской горы, к которой запрещено было сынам Израиля даже прикасаться под страхом неминуемой смерти, а у святой Горы Божией, подняться на которую приглашает голос великого пророка Божия, Иеремии: "вставайте, и взойдем на Сион к Господу, Богу нашему" (Иер. 31, 6).

Гора эта, как и древний Синай, как бы окутана еще дымкой облаков, прикрывающих от наших взоров область спасительной тайны, и на вершине ее блещут огнезрачные молнии божественных озарений. Но облака эти уже готовы рассеяться по мере нашего восхождения, чтобы дать возможность приблизиться к нерукотворенному храму славы Божией. И эти молнии не опалят нас своим священным огнем, а лишь осветят величайшую святыню крестного богочеловеческого подвига, дабы, благоговейно поклонившись ей, мы могли невозбранно, с чувством глубочайшей благодарности, созерцать красоту Господню (Пс. 26,4), открывшуюся в событиях Сионской горницы и Голгофы.

В преддверии этих спасительных событий Церковь напоминает о чудесном воскрешении друга Христова Лазаря четверодневного и открывает самую сущность того, что предстоит нам вспомнить и вновь пережить и перечувствовать в дни великой Страстной седмицы и светлого праздника Пасхи. Она говорит нам о величайшей ПОБЕДЕ Того, Кто есть "всех радость, истина, свет, жизнь мира и воскресение",- о ПОБЕДЕ над самыми страшными и самыми могущественными врагами человека и человечества: над силами зла (Ин. 12,31), греха и смерти (1 Кор. 15, 25-26).

Радостна бывает победа над лютым и безжалостным врагом, одержанная ценой великого самопожертвования и героизма. С любовью и ликованием встречает народ своих мужественных воинов - победителей, грудью защищавших свою Отчизну, и имена их будут долго жить в благодарной памяти потомков. Но радость эта неразлучна с печалью о том, что никто и ничто уже не в силах вернуть к земной жизни павших на поле брани - горячо любимых и безмерно дорогих сердцу сыновей, мужей, братьев и отцов.

И обычная смерть близкого человека приносит с собой трудно утолимую печаль, великое, подчас неизбывное, горе! "Плачу и рыдаю, егда помышляю смерть, и вижду во гробех лежащую по образу Божию созданную нашу красоту, безобразну, бесславну, не имущую вида..."

И вот мы узнаем, и не просто узнаем, но и получаем твердое заверение, что ценой искупительных страданий и крестного подвига Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа приобретена для нас полная победа над смертью - этим лютейшим и жесточайшим врагом всего человеческого рода.

Властным словом Своим Господь воскрешает четверодневного мертвеца, исхищает Своего друга из объятий смерти. "Кто видел, кто слышал, - восклицает, говоря об этом чуде, св. Андрей Критский,- чтобы воскрес умерший, тело которого подверглось разложению!? Воскрешали мертвых и пророки, Илия и Елисей, - но воскрешали не из гроба и не в четвертый день" (Канон на повеч. пятка ваий, п. 4, тр. 6-й).

Конечно, человек, который не в силах видеть в евангельском повествовании более, чем простую легенду, может сказать: что же изменилось в этом мире после возникновения христианства? люди по-прежнему умирают, и никто из умерших не возвращался обратно! Мы знаем, что еще древний мудрец так выражал мысли людей, не имеющих надежды на будущую жизнь: "коротка и прискорбна наша жизнь, и нет человеку спасения от смерти . . . случайно мы рождены и после "будем как небывшие . . . жизнь наша . . . рассеется, как туман, разогнанный лучами солнца" (Прем. Сол. 2, 1-2.4).

В притче о богатом и Лазаре возвещается нам печальная истина, что люди, преданные исключительно земным интересам, утрачивают способность верить не только сокровенным тайнам, но и тому, что произошло бы у них прямо на глазах, со всей очевидностью. "Если бы кто и из мертвых воскрес, - говорит о таких патриарх Авраам,- не поверят" (Лк. 16,31).

Совсем иначе смотрит на вещи христианин, для которого слово Божие живо и действенно (Евр. 4, 12). Знает он, что Бог не человек, чтоб Ему лгать (Числ. 23, 19), и что все сказанное Им сбудется в свое время. Твердо верит он, что пришествие в мир воплотившегося Единородного Сына Божия внесло коренную перемену в жизнь и судьбы человечества. И если вошедшая в мир чрез грех первых людей смерть царствовала от Адама над всем без изъятия человечеством, то Господь Иисус Христос силой Своего божественного всемогущества и нравственным величием Своего искупительного подвига лишил силы имеющего державу смерти, то есть диавола (Евр. 2, 14), избавил нас от неизбежного рабства греху и, даровав необходимые благодатные силы для глубокого духовного обновления, открыл нам надежный доступ к спасению и вечной жизни.

Ближайшей целью воскрешения Лазаря было укрепление веры учеников Христовых в то, что Сыну Человеческому надлежит не только много пострадать и быть уничижену (Мк. 9, 12), но и воистину воскреснуть из мертвых в третий день (Лк. 24, 46). Тот, Кто мог воскресить четверодневного мертвеца, не мог Сам стать бессильной добычей смерти! Уже одно это сознание не позволило ученикам в часы страшных недоумений полностью утратить всю энергию своей веры. Вера их, испытанная в горниле тяжких искушений, поистине оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота (1 Петр. 1,7) и соделала их достойными того, чтобы стать свидетелями и благовестниками величайшего события Воскресения Христова.

Воскресение Христово есть самый верный залог и самая надежная гарантия и нашего будущего воскресения. "Христос воскрес из мертвых, Первенец из умерших... Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут" (1 Кор. 15,20.22). Все те, кто действительно будут "Христовыми", последуют за Христом, будут верны Ему в жизни и смерти!... И оживут они не для того, чтобы вновь вернуться в условия земной жизни с ее ограниченными интересами, непрочными радостями, с ее болезнями и печалями, но для того, чтоб навеки соединиться со Христом, со всеми святыми Его и с теми близкими любимыми, с кем на время разлучает нас телесная смерть.

Впрочем, слово Божие предупреждает нас, что всеобщее телесное воскресение будет двоякого рода. Когда "все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия", то "изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения" (Ин. 5, 28-29). Значит, телесно воскреснуть можно не только для вечной блаженной жизни, но и для вечной смерти, для того опустошенного и безрадостного вечного бытия, которое в Священном Писании, в отличие от "лучшего воскресения" (Евр. 11,35) праведников, именуется вечной погибелыо (2 Сол. 1,9), духовной или "второй смертью" (Откр. 20,14).

ПОБЕДА над смертью, одержанная Господом Иисусом Христом, состоит не только в том, что действием всемогущества Божия некогда произойдет телесное воскресение всех умерших, "праведных и неправедных" (Деян. 24, 15), но и в том, что при наличии доброй воли каждый верующий в Единородного Сына Божия, при содействии божественной благодати, чрез подвиг духовно-нравственной жизни получил полную возможность избавиться и от вечной духовной смерти, составляющей неизбежный удел нераскаянных и ожесточившихся грешников.

Нам открыто, что, как жизнь во Христе, так и смерть духовная в полной мере раскроется в будущем веке после великого судного дня, на котором каждый получит соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое (2 Кор. 5, 10). Но начинаются они еще здесь, на земле. "Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление; а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную" (Гал. 6,7-8). "Жизнь грешников, - говорит преп. Ефрем Сирии, - есть смерть, потому что томятся они тлением и смертью, живя, чтобы умереть для вечного мучения". Напротив, "кто приобрел высший образ мыслей, тот еще здесь предвкушает Царство Небесное, начинает жить блаженной жизнью, ожидая себе блаженства, уготованного любящим Бога".

Здесь же, на земле возможен для человека и переход из смерти духовной к жизни во Христе, который тайнозритель св. апостол и евангелист Иоанн Богослов называет в своем Откровении "первым воскресением" (Откр.* 20, 5). Раскрывая эту радостную для нас истину, преп. Макарий Египетский говорит: "воскресение умерщвленных душ бывает еще ныне, а воскресение тел будет при кончине века".

Итак, возлюбленные, сегодня в событии воскрешения Лазаря четверодневного Св. Церковь указывает нам прообраз нашего будущего воскресения. "Общее воскресение, прежде Твоея страсти, уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже!" Но, не останавливаясь на этой мысли о телесном воскресении как о действии всемогущества Божия, Св. Церковь вводит нас в область и более глубокой тайны. Она свидетельствует, что Грядущий на вольную страсть, нашего ради спасения, Господь наш Иисус Христос есть ПОБЕДИТЕЛЬ СМЕРТИ не только телесной, но и духовной, есть Первенец мертвых, умирающих о Господе. И потому в радости об этой величайшей победе и в надежде на божественные обетования, дарованные нам о Христе Искупителе нашем, с символами этой радости и этой надежды в руках, мы, подобно ликующему народу, встречавшему Господа при вступлении Его во святой город, в канун великой Страстной седмицы взываем из глубины благодарного сердца: "Осанна в вышних! Благословен Грядый во имя Господне!" Аминь.

http://www.spbda.ru/reading/11.php?part=1&page=20

Официальный сайт Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии

ТРОПАРЬ ЛАЗАРЕВОЙ СУББОТЫ

Общее воскресение прежде
Твоея Страсти уверяя
из мертвых воздвигл еси
Лазаря, Христе Боже
Тем же и мы, яко отроцы
победы знамения носяще,
Тебе, победителю смерти
вопием: осанна в вышних,
благословен Грядый
во имя Господне

Месяцеслов

Воскресенье, 25 Марта 2007 года.

Неделя 5-я Великого поста

Прп. Марии Египетской. Прп. Феофана исп., Сигрианского. Прав. Финееса. Свт. Григория Двоеслова, папы Римского. Прп. Симеона Нового Богослова. Литургия св. Василия Великого.

Понедельник, 26 Марта 2007 года.

6-я седмица Великого поста (ваий).

Перенесение мощей свт. Никифора, патр. Константинопольского. Мч. Савина Египетского. Мч. Александра Македонского. Мц. Христины Персидской.

Вторник, 27 Марта 2007 года.

Прп. Венедикта Нурсийского. Свт. Феогноста, митр. Киевского и всея России. Блгв. вел. кн. Ростислава-Михаила Мстиславича. Феодоровской-Комстромской иконы Божией Матери.

Среда, 28 Марта 2007 года.

Мч. Агапия и с ним 7-ми мчч.. Мч. Никандра Египетского. Прп. Никандра Городнеозерского. Новомч. Мануила Критского Литургия Преждеосвященных Даров.

Четверг, 29 Марта 2007 года.

Мч. Савина Египетского. Мч. Папы Ликаонского. Свт. Серапиона, архиеп. Новгородского. Ап. от 70-ти Аристовула, еп. Вританийского.

Пятница, 30 Марта 2007 года.

Прп. Алексия, человека Божия. Прп. Макария, игум. Калязинского, чудотворца. Мч. Марина. Прп. Патрика (Патрикия), просветителя Ирландии. Литургия Преждеосвященных Даров.

Суббота, 31 Марта 2007 года. Лазарева суббота, воскрешение прав.Лазаря Свт. Кирилла. архиеп. Иерусалимского. Мчч. Трофима и Евкарпия Никомидийских. Прп. Анина монаха. Мч. короля Эдуарда.

версия для печати

Рассылка на новости сайта

Читателю предлагается три варианта:
1. Просмотр RSS-новостей сайта на Христианство.ру (для этого кликните на кнопке RSS и читайте страницу новостей)
2. Подписка через RSS, не требующая указания Е-мейл Для этого кликните на кнопке RSS и далее на кнопке "подписаться".
3. Если на странице RSS кнопка "подписаться" отсутствует, это означает, что Ваш браузер не поддерживает RSS Тогда подпишитесь на новости, введя свой Е-мейл ниже.
Рассылка еженедельная, объем не более 10 Кбайт.
Email:


Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет
Rambler's Top100

© Свято-Никольский собор, 2000 - 2010
При использовании материалов ссылка на "Никольский Благовест" с указанием URL
(http://www.nikolay.orthodoxy.ru http://www.nikolski.kz, http://nikolski-sobor.narod.ru) обязательна!

 

Сайт управляется системой uCoz