По благословению Мефодия, Митрополита Астанайского и Алматинского
23 (377), 2007 г.
2000 год | 2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год | 2007 год
номера за все годы - щелкните на нужный год от РХ

"Никольский Благовест" содержит проповеди, сведения о всех православных праздниках, традициях, о православном богослужении, сведения об инославии, апологетику, месяцеслов на каждый день и многое другое.

Неделя 15-я по Пятидесятнице. Усекновение главы Пророка и Предтечи Иоанна. Девять заповедей блаженства. Празднование Начала индикта церковного новолетия. Начало церковного года. Преподобный Симеон Столпник. Месяцеслов.

Величание
Величаем тя, Крестителю Спасов Иоанне,
и почитаем вси честныя твоея главы усекновение

15 Неделя по Пятидесятнице

[Мф., 92 зач., 22, 35-46]

 В то время некий законник подошел к Иисусу, и, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их: что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов. Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему? И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его.

этом Евангелии нам говорится о тайне любви, об ответственности нашей в употреблении святых слов. Таких, как слово "любовь". Накануне страданий Христовых, накануне Креста Господня, когда первосвященники, книжники и фарисеи, знатоки Священного Писания, приступают ко Господу, стараясь уловить Его. И один из них, из этих законников-богословов, спрашивает Господа, какая заповедь наибольшая. Может, не все знают, что книжники учили, что если внимательно изучать закон, то в нем можно насчитать 613 заповедей. 248 из них являются утвердительными, то есть говорящими о том, что надо делать, а остальные 365 - отрицательными, предупреждающими, чего делать не должно.

Что об этом думает Христос? К Нему обращается профессор богословия, и мы не слышим интонации его голоса - с почтением он обращается ко Христу или с торжествующей насмешкой. Если Господь возвысит одну заповедь, то Он умалит другие, а все заповеди равноценны пред Богом, говорят они. И Христос говорит о любви не потому, что эта заповедь исключает другие, а потому что она включает в себя все заповеди.

Христос не противопоставляет любовь закону, но показывает, какая величайшая заповедь сокрыта внутри закона, какое сокровище хранится в его глубине. Весь закон и пророки, говорит Он, утверждаются на этих двух заповедях. Это значит, что все Писание лишается смысла - все заповеди - если нет в них любви, по крайней мере, устремленности к любви.

Мы знаем, как слово Божие говорит нам о любви. Действительно, Бог наш есть любовь. Все в мире - и небо, и земля, не только закон и пророки - утверждается на любви. Убери закон любви, и все рассыплется. Все пророки говорят о любви и живы любовью, потому что только любовь зряча. Только любовью можно видеть то, что происходит здесь, на земле, и в вечности. И только любовь делает законными отношения между людьми. И ничто не является в нашей вере истинным и православным, если на первом месте не стоит любовь.

Святые отцы говорят, что любовь - это главная крепость. Только в ней может обретать безопасность воинство Христово, то есть мы, ищущие Господа. Любовь - это самая главная тайна человека. Что такое человек? Это существо, созданное Богом для любви. И потому так возненавидел сатана человека.

Короткое и сладкое слово "любовь". Сладкое, как "Иисусе Сладчайший", как имя Божие сладкое. В любви - исполнение всего закона, и иго заповедей с любовью воистину легко. Господь говорит: "Возьмите иго Мое на себя" - и если бы мы среди этого страшного мира научились ходить этим древним и вечно новым путем, то уже здесь, на земле, мы "обрели бы покой душам нашим".

И вот, мы слышим в Евангелии сегодня, как книжники и фарисеи, ветхозаветные богословы, умолкают после такого ответа Спасителя. А Он в Свою очередь задает им Свой вопрос: "Что вы думаете о Христе, Чей Он Сын?" Вопрос, ответ на который известен им был лучше всего, потому что они каждый день в катехизисе несколько раз повторяли, что Христос - это Сын Давидов. Это, в конце концов, перифраз "Сын Давидов - Помазанник", то есть Христос. Поэтому для них не составляет никакого труда ответить на вопрос Спасителя.

Но если Христос - Сын Давидов, спрашивает их Господь, то почему же Давид называет Его Господом? Все мы можем прочитать это в 109 псалме. И ясно, что ответ, который они дают - недостаточный, неадекватный. В самом деле, когда какой отец обращался к своему сыну как к Господу? И для тех, кто не знают Божественности Христа, это не может не быть абсурдом.

Поэтому они молчат - они не знают, что отвечать Господу. Либо молчат, потому что в нечестии своем не желают признать Мессию Богом. Так далеко зашло их богословие, что они уподобляются самому сатане, который цитирует Священное Писание.

А для нас, знающих Бога, ответ - по дару Божию, по дару Христовой любви, по дару Духа Святого, так же как это было Духом Святым дано Давиду исповедовать Христа Господом - ответ совершенно ясен. Как Бог - Христос Господь для Давида, а как человек - Он Сын Давидов. То, что Он Сын Давидов, можно узнать, изучив родословные, а то, что Он Бог, невозможно никаким умом постичь.

Именно потому, что Господь наш Иисус Христос - Господь для Давида, можем мы постигать, что Он Сын Давидов. Постигать тайну Его Божественного истощания, тайну Его любви, когда Он становится человеком, когда Он принимает весь путь человеческий до конца, до смерти крестной.

Господь заграждает уста этим лжебогословам, "и с того дня, - как говорит Евангелие, - никто из них уже не спрашивал Его ни о чем". Не смел Его спрашивать. Можно было бы, конечно, спрашивать о многом, если бы тот же самый вопрос был задан бы по-другому. Потому что если бы они искали истину, услышав это, они бы задавали еще и еще вопросы, и самый главный вопрос они бы задали: что же нам делать, чтобы спастись? Но поскольку цель у них была другая, то они отошли от Него.

О чем говорит нам сегодня слово Божие? О том, что все христиане без исключения призваны быть богословами, не уступающими ни в чем книжным богословам. Оттого, что они помазаны тем же помазанием, каким был помазан Христос - Духом Святым по дару Христа, по дару Креста Его, по дару Его любви к нам. Наше слово о Боге будет только тогда истинным, когда мы имеем любовь ко Господу. Есть два способа изучения богословия. Одно внешнее знание, книжное. Книги нужно читать, каждый кто сколько может вместить, но есть и другой способ - это когда жизнь наша, согласная с самой главной тайной Христа, с Его Крестом, с Его любовью, постигает непостижимое ни для какого ума.

Что вы думаете о Христе? - спрашивает Господь, в конце концов, каждого человека. Потому что каждый человек (не только христиане) говорит свое слово о Боге. Одни не думают о Нем совсем ничего, даже христианские богословы могут ничего не думать о Нем. Другие могут умалять Его честь и достоинство. Мы знаем, какие еретики были в Церкви Христовой и какие доныне есть. Третьи могут быть злобно настроены против Него, как вот эти богословы книжники. И так каждый человек, так или иначе, оказывается богословом.

Для тех, кто уверовал во Христа, Господь драгоценен. И то, что они думают о Христе, драгоценно. Будь это смиренные рыбаки апостолы. Апостол Иоанн Богослов - его Евангелие, его Апокалипсис, его Послания - все свет Духа Святого и любовь Божественная. Или преподобный Силуан Афонский, память которого недавно совершалась, - простой тамбовский крестьянин, который пишет такие поразительные слова о Боге. И день, и ночь плачет его душа о Христе и о том, что другие люди не думают об этом, и поэтому теряют все и погибают.

Сегодня Святая Церковь предупреждает нас против внешнего богословия, не потому что оно плохо, а потому что существует опасность так называемого интеллектуализма, когда все пропускают только через голову, а не через душу и сердце. Такие богословы могут быть очень образованными людьми, они могут очень хорошо говорить, но самого главного нет в их слове. С одной стороны существует опасность богословского невежества, с другой - дерзкая попытка познать истину одним умом.

Мы должны всегда помнить, что главное, определяющее нашу мысль, наш дух и наше исповедание веры - это поклонение Кресту Христову. Если оно подлинно, то открывается нам любовь Божия, даруется нам благодать Духа Святого, через которую мы познаем все тайны жизни - и кто был и есть, и во веки будет Спаситель наш Мессия Христос.

Мы видим сегодня эту полноту и неповрежденность исповедания истины по тому сонму, недавно прославленному, новых мучеников и исповедников Российских. По тому множеству святых угодников Божиих, которые все изображаются с крестом. Каждый из них держит в кресте всю тайну богословия, всю тайну того, Кто есть Христос и по человечеству, и по Божеству, и приобщенность этому богословию. И мы должны увидеть славу, которую хранит наша Церковь, и быть достойными этой славы, этого богословия.

Еще и еще раз скажем: нелепо думать, что кто-то здесь будто бы выступает против внешнего знания. Но только любовью можно постигнуть, почему Давид называет Христа Господом. Только благодатью Креста, когда мы всей жизнью приносим Ему поклонение.

Крест - это то, где соединяются неразрывно истина и любовь, потому что мы знаем, сколько любви погибает в мире без истины. Крест - это самая мудрая книга, какую только можно прочесть. Кто не знает этой книги, тот невежда, даже если он знает наизусть все Священное Писание. Подлинные богословы только те, кто любят эту Книгу, учатся у нее, углубляются в нее. Все горькое, что есть в этой Книге, не будет никогда достаточным для того, кто хочет насытиться ее сладостью, потому что эта сладость - Христова истина и любовь.

Проповеди Протоиерея Александра Шаргунова

http://www.moral.ru/propoved/06_Evang-15-P.html

ДЕВЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ БЛАЖЕНСТВА

1. Блаженны нищии духом, ибо их есть Царство Небесное.

Желающие блаженства, т. е. быть в высшей степени счастливыми и угодными Богу, должны быть нищие духом (смиренные, сознающие свое несовершенство и недостоинство перед Богом и никогда не думающие о том, что они лучше или святее других).

2.Блаженны плачущие, ибо они утешаться.

Плач, о котором здесь говорится, есть, прежде всего, истинная скорбь сердца и покаянные слёзы о содеянных грехах. Могут быть духовно благотворны и скорбь, и слёзы, вызываемые постигшими нас несчастьями. Если только эти слёзы и скорбь проникнуты верою, упованием, терпением и преданностью воле Божией.

3.Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Желающие блаженства должны быть кроткими. Кроткие - это такие люди, которые стараются, чтобы никогда не раздражать и ничем не раздражаться. Это незлобивые, терпеливые в отношении друг друга, не ропщущие на Бога люди. Кроткие наследуют землю, т.е. Царство Небесное.

4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

Алчущие и жаждущие правды - это те, которые, подобно пищи и питья для тела, желают спасения для души - оправдания через веру в Иисуса Христа, и они получат желаемые ими оправдание и спасение. Под насыщением здесь подразумевается насыщение духовное, состоящее во внутреннем, душевном мире, в спокойствии совести, в оправдании и помиловании. Насыщение в земной жизни бывает только отчасти.

5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Милостивые - это те, которые творят милосердные дела и знают настоящее сострадание к ближнему. Милостивым Господь обещает в награду, что они сами будут помилованы на будущем Суде Христовом.

6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Чистосердечие или искренность, согласно которым человек не показывает лицемерно добрых расположений, не имея их в сердце, но добрые расположения сердца проявляет в добрых поступках, есть только низшая степень чистоты сердца. Высшая степень чистоты сердца достигается постоянным и неослабленным подвигом бодрствования над самим собой, изгоняя из сердца своего всякое незаконное желание и помышление и всякое пристрастие к земным предметам и непрестанно сохраняя в сердце памятование о Боге и Господе Иисусе Христе с верой и любовью к Нему. Чистые сердцем узрят Бога, т.е. получат высочайшую степень Вечного блаженства.

7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

Миротворцы - люди, которые живут со всеми в мире и согласии, всем прощают обиды и стараются, по возможности, примирить и других ссорящихся между собою, а при невозможности - молить Бога об их примирении. Миротворцам обещается благодатное имя сынов Божиих, поскольку они своим подвигом подражают Единородному Сыну Божию, пришедшему на землю примирить согрешившего человека с правосудием Божиим.

8. Блаженны изгнаные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

Желающие блаженства должны быть готовыми претерпеть гонение за правду. Этой заповедью требуются такие качества: правдолюбие, постоянство и твёрдость в добродетели, мужество и терпение.

Гонения неизбежны для христиан, живущих по правде Евангельской потому, что злые люди ненавидят правду. Сам Иисус Христос был распят на кресте ненавистниками правды Божией, и последователям Своим предсказал: "Если Меня гнали, будут гнать и вас,.." (Ин. 15,20).

9. Блаженны вы, когда будут поносить вас, и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня.

Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на Небесах.

Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

О мученической кончине святого Иоанна Крестителя в 32 году по Рождестве Христовом повествуют Евангелисты Матфей (Мф. 14, 1-12) и Марк (Мк. 6, 14-29).

После Крещения Господня святой Иоанн Креститель был заключен в темницу Иродом Антипой, четвертовластником, правителем Галилеи. (После смерти Ирода Великого римляне разделили территорию Палестины на четыре части и в каждой части поставили правителем своего ставленника. Ирод Антипа получил от императора Августа в управление Галилею). Пророк Божий открыто обличал Ирода за то, что, оставив законную жену, дочь аравийского царя Арефы, он беззаконно сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата Филиппа (Лк. 3, 19, 20). В день своего рождения Ирод устроил пир вельможам, старейшинам и тысяченачальникам. Дочь Иродиады Саломия плясала перед гостями и угодила Ироду. В благодарность девице он поклялся дать все, чего она ни попросит, даже до половины своего царства. Скверная танцовщица по совету своей злобной матери Иродиады просила дать ей тотчас же на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод опечалился. Он боялся гнева Божия за убийство пророка, которого сам раньше слушался. Боялся он и народа, который любил святого Предтечу. Но из-за гостей и неосторожной клятвы он повелел отрубить голову святому Иоанну и отдать Саломии. По преданию, уста мертвой главы проповедника покаяния еще раз открылись и произнесли: "Ирод, не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего". Саломия взяла блюдо с главой святого Иоанна и отнесла своей матери. Неистовая Иродиада исколола язык пророка иглой и закопала его святую главу в нечистом месте. Но благочестивая Иоанна, жена домоправителя Иродова Хузы, погребла святую голову Иоанна Крестителя в глиняном сосуде на горе Елеонской, где у Ирода был собственный участок земли (обретение честной главы празднуется 24 февраля). Святое тело Иоанна Крестителя взяли в ту же ночь его ученики и погребли в Севастии, там, где совершилось злодеяние. После убийства святого Иоанна Крестителя Ирод продолжал править еще некоторое время. Понтий Пилат, правитель Иудеи, посылал к нему связанного Иисуса Христа, над Которым он насмеялся (Лк. 23, 7-12).

Суд Божий совершился над Иродом, Иродиадой и Саломией еще при их земной жизни. Саломия, переходя зимой реку Сикорис, провалилась под лед. Лед сдавил ее так, что она висела телом в воде, а голова ее находилась надо льдом. Подобно тому, как она некогда плясала ногами по земле, теперь она, словно пляшущая, производила беспомощные движения в ледяной воде. Так она висела до тех пор, пока острый лед не перерезал ее шеи. Труп ее не был найден, а голову принесли Ироду с Иродиадой, как некогда принесли им главу святого Иоанна Предтечи. Аравийский царь Арефа в отмщение за бесчестие своей дочери двинул войско против Ирода. Потерпев поражение, Ирод подвергся гневу римского императора Кая Калигулы (37-41) и был вместе с Иродиадой сослан в заточение в Галлию, а потом в Испанию. Там они были поглощены разверзшейся землей.

В память усекновения главы святого Иоанна Крестителя Церковью установлен праздник и строгий пост как выражение скорби христиан о насильственной смерти великого Пророка.

источник - ПРАВОСЛАВИЕ.RU

Усекновение главы св. Иоанна Предтечи:

песнопения праздника

Стих: Из глубины воззвах к Тебе, Господи, * Господи, услыши глас мой.

Рождеству сотворяему безстуднаго Ирода, скверныя плясавицы исполняшеся сложение клятвы:

Предтечева бо глава, отсекшися, яко снедь, ношашеся на блюде возлежащим.

О, пира мерзка, непреподобна деяния и убийства исполнена!

Но мы Крестителя, яко в рожденных женами больша, достойно чтуще, ублажаем.

Стих: Да будут уши Твои * внемлюще гласу моления моего.

Рождеству сотворяему безстуднаго Ирода, скверныя плясавицы исполняшеся сложение клятвы:

Предтечева бо глава, отсекшися, яко снедь, ношашеся на блюде возлежащим.

О, пира мерзка, непреподобна деяния и убийства исполнена!

Но мы Крестителя, яко в рожденных женами больша, достойно чтуще, ублажаем.

Стих: Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит * яко у Тебе очищение есть.

Пляса ученица вселукаваго диавола и главу твою, Предтече, мзду взят.

О, пира, исполнена кровей!

Лучше бе не клятися, Ироде беззаконне, лжи внуче.

Аще ли же и клялся еси, но не о добре клялся: лучше бе солгавшу жизнь получити, неже

истинствовавшу главу Предтечеву усекнути.

Но мы Крестителя, яко в рожденных женами больша, достойно чтуще, ублажаем.

Стих: И мене ради Твоего потерпех Тя, Господи, потерпе душа моя в слово Твое * упова душа

моя на Господа.

П ляса ученица вселукаваго диавола и главу твою, Предтече, мзду взят.

О, пира, исполнена кровей!

Лучше бе не клятися, Ироде беззаконне, лжи внуче.

Аще ли же и клялся еси, но не о добре клялся: лучше бе солгавшу жизнь получити,

неже истинствовавшу главу Предтечеву усекнути. Но мы Крестителя, яко в рожденных женами

больша, достойно чтуще, ублажаем.

Стих: От стражи утренния до нощи, от стражи утренния * да уповает Израиль на Господа.

Не подобаше ти, о Ироде, прелюбодеянию обличителя, ради рачения сатанинска и разжжения

неистовнаго блуда смертию осудити.

Не подобаше ти того всечестную главу пребеззаконной жене ради клятвы плясания предати бедне.

О, како дерзнул еси таково убийство совершити!

Како же не опалися скверная плясавица, посреди пира на блюде носящи сию?

Но мы Крестителя, яко в рожденных женами больша, достойно чтуще, ублажаем.

Стих: яко у Господи милость и многое у Него избавление * и Той избавит Израиля от всех

безаконий его.

Не подобаше ти, о Ироде, прелюбодеянию обличителя, ради рачения сатанинска и разжжения

неистовнаго блуда смертию осудити.

Не подобаше ти того всечестную главу пребеззаконной жене ради клятвы плясания предати бедне.

О, како дерзнул еси таково убийство совершити!

Како же не опалися скверная плясавица, посреди пира на блюде носящи сию?

Но мы Крестителя, яко в рожденных женами больша, достойно чтуще, ублажаем.

Стих: Хвалите Господа, вси языцы * похвалите его, вси людие.

Паки Иродиа бесится, паки смущается.

О, плясания льстивна и пира с лестию!

Креститель усекашеся и Ирод смущашеся.

Молитвами, Господи, Твоего Предтечи,мир подаждь душам нашим.

Стих: Яко утвердися милость его на нас * и истина Господня пребывает вовек.

Паки Иродиа бесится, паки смущается

О, плясания льстивна и пира с лестию!

Креститель усекашеся и Ирод смущашеся. Молитвами, Господи, Твоего Предтечи, мир подаждь

душам нашим.

http://www.pravmir.ru/cat_index_154.html

Слово на Усекновение главы Пророка и Предтечи Иоанна

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Предтечу Иоанна и Крестителя Христова приидите... вси вернии достойно почтим прилежно.

Ныне Святая Церковь вспоминает и почитает память трагического завершения жизненного подвига одного из величайших людей, когда-либо живших на земле, по определению Самого Христа Спасителя,- усекновение главы святого славного пророка и апостола, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Служитель и таинник неизреченных чудес Христовых Иоанн был настолько велик, что Церковь хранит память о всех проявлениях его жизни: и его зачатие, и рождение, и в память его миссии Крестителя Спасова (Собор Иоанна Предтечи - на следующий день после Крещения Господня), и его мученическую смерть - усекновение главы, и три обретения этой честной главы - великой для мира святыни, и перенесение десницы Иоанновой из Мальты в Россию (1799 год).

И круглый год каждый вторник Церковь молится и просит молитвенного предстательства пред Богом Иоанна Предтечи и Крестителя Господня.

Всё в его жизни необычно, всё - предначертание новых духовных ценностей, выходящих за рамки Ветхого Завета. Он весь и во всем - Предтеча Того, Кто есть Путь, Истина и Жизнь на вечность - Христа Спасителя, Сына Божия.

Великое предначертание жизни богодарованного младенца Иоанна и само имя были определены в Предвечном Совете задолго до его появления на свет, когда Промысел Божий скорбями и поношениями готовил родителей его дать миру того, кто объявит об исполнении времен, о явлении Сына Божия. И назначение этой зарождающейся жизни было открыто Ангелом отцу его, иерею Захарии, еще до зачатия сына. "...жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; ...он будет велик пред Господом... и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии..." (Лк. 1, 13-17).

И свидетельство Иоанна о пришествии в мир Спасителя Христа тоже начинается до его рождения, когда, быв еще во утробе матери своей, "взыграся [он] младенец во чреве ея" и ее устами возвестил миру о событии небывалом, но ожидаемом со времен древних: "...и откуду мне сие, да прииде Мати Господа моего ко мне..." (Лк. 1, 43).

Это была первая встреча готовившихся явиться в мир для исполнения воли Божией о спасении мира Сына и Слова Божия, воплощенного в человечестве, и Гласа Господня, возвещающего явившуюся Истину,- Иоанна, земного Ангела и небесного человека от самого своего рождения.

Они встретились - Слово и Глас - на пороге жизни и разошлись в безвестность до времени, чтобы возрастать каждому для исполнения назначенной им свыше миссии. Они разошлись, чтобы снова в свое время встретиться. Иоанн Предтеча всегда будет являть Спасителя миру и свидетельствовать о Нем дерзновенным гласом пророка и апостола. Иоанн Предтеча всегда будет предвозвещать миру его учение, чтобы затем отойти в безвестность мученической кончины за Истину до дна адова, чтобы и там стать Предтечей Христовым.

Святое Евангелие сохранило о жизни Иоанна Крестителя только то, что непосредственно было связано с жизнью Христа Спасителя, а потому сведения о нем скудны.

Под кровом материнской любви возрастал к служению Своему Христос. Пустыня стала матерью и отцом тому, кому надлежало стать служителем Слова. И в безмолвии пустыни он готовился заговорить гласом Истины в пустыне людской. И кто как не Бог ангельским окормлением возрастил его, дал силу, мудрость и дерзновение Илии.

"Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса... а пищею его были акриды и дикий мед",- свидетельствует Святое Евангелие о Предтече по выходе его на служение людям (Мф. 3, 4).И громом прозвучало первое слово проповеди Иоанна: "...покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное" (Мф. 3, 2). Строго, но и утешительно обращается Иоанн к своим единоплеменникам: "...порождения ехиднины!.. Сотворите же достойный плод покаяния..." (Мф. 3, 7, 8).

Грешнейшие из грешнейших, и вам ныне открывается путь ко спасению, к жизни. Покайтесь, только покайтесь! И живительными водами Иордана впервые омылись кающиеся во грехах люди.

И как взыгралось сердце Иоанна при первой встрече Господа своего. Трепетом приник Иоанн к ногам Спасителя, явившегося на Иордане и требующего крещения. И вера его подтвердилась свыше и стала ведением - знанием, ибо узрел Иоанн разверзшиеся небеса и увидел Духа Святаго в виде голубя, ниспускавшегося на Христа.

Он - Иоанн - в момент Крещения познал Бога Отца, свидетельствующего о Сыне, услышал глас Его. Он познал Бога Сына, явившегося во плоти, увидев и прикоснувшись к Нему, приклонив главу Христа рукою своею. Он познал Бога Духа Святаго "в виде голубине", увидев Его, сошедшего с неба. Иоанн Предтеча получил полноту ведения Бога. Сердцем восчувствовал, умом познал и гласом возвестил во всеуслышание: "...я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий" (Ин. 1, 34). "Се, Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира" (Ин. 1, 29) - даруя миру новую жизнь. "...Он будет крестить вас Духом Святым..." (Мф. 3, 11).

Иоанн Предтеча - вещатель, пророк Триипостасного Бога, Триединого Божества. И миссия его этим была выполнена. Христос вступает в Свое служение, проповедует, творит чудеса и только начинает свой путь к Голгофе, ко Кресту. Иоанн же Предтеча, к этому времени взятый под стражу и томящийся там за обличение беззаконного царя Ирода, отнявшего у брата своего жену его, готовится к своему исходу, и дни его сочтены. Он и в смерти опять должен предварить Христа.

Но зачем, ради чего такая трагическая, нелепая и бессмысленная по человеческому воззрению смерть?

Беззаконный царь в окружении еще более беззаконных жен - порождение диавольское, где ложь и лицемерие, распутство и злоба - все сплелось в восстании на правду, на чистоту, на Бога. Сплелось и вылилось в пир, захлебнувшийся сначала вином, а потом и праведной кровью. И один против целого океана этого зла праведник-пророк, чье "житие непорочно и предъизшествие честно", Иоанн - проповедник покаяния и обличитель соблазна.

"Не должно иметь тебе жену Филиппа, брата твоего",- звучит грозное обличение пустынника, почитаемого пророка, развратному властелину и его еще более беззаконнейшей сожительнице.

Это "не должно" звучало из пустыни, где подвизался пророк, оно звучало из людской толпы, когда Иоанн вышел на проповедь, и людская молва вслед за ним повторяла: "Не должно, не должно нарушать Закон Божий тому, кто призван его хранить". Это "не должно" не смогли удержать ни темничные замки, ни оковы. "Не должно" - так повелел Бог. "Каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа..." (1 Кор. 7, 2). И это "не должно убивать пророка" звучало в совести царя, когда злобная кровопийца, распутная Иродиада, упивалась своей кровавой местью праведнику и пророку.

Но что стоило Иоанну только умолкнуть, закрыть глаза на беззакония царя, как это сделали законоучители народные - мудрецы века сего? Почему упорствовал Иоанн в своей проповеди-обличении, приближая тем час своей наглой смерти, когда бесстыдные руки девицы-блудницы понесут его священную главу, еще дымящуюся кровью, на блюде среди мерзкого пира, разгула всяческих страстей и неистового пьянства, и когда диавол в образе жены в торжестве победы своей над правдой будет колоть иглой язык, вещавший истины Божии?

Почему не пожалел своей жизни Иоанн? Да потому, что он - Глас Божий, Глас Истины. Потому, что он "правды соблюл еси закон". Потому, что ему должно было пресечь соблазн, развращающий тех, ради кого на землю пришел Сын Божий. Ревность по Богу снедала его и не давала молчать. И Бог потерпел беззаконное убийство Своего пророка, как потерпел и смерть Сына, чтобы спасти мир.

Да свершится воля Божия!

А Божии люди - светильники в мире - идут сквозь "сень и тень" смертную за Богом, неся собой свет истины во мраке поглощенного беззаконием мира. И правда их пророчеств, исполнившаяся в мире, укрепляет веру одних людей и рождает веру в других. А правда их жизни и смерти, вещающая небесные истины, доставляет силу и обильное утешение тем, кто впредь пойдет за Богом в терпении неправд, зол и болезней от восстающих на правду Божию.

И может ли теперь страдание Иоанна Предтечи сравниться с той славой, которая воссияла ему из-за гроба. "Бренный сосуд Иоанна повержен был на землю,- говорит Златоуст,- но немерцающий светильник его духа облистал ярким светом веры и находящихся во аде". Светильник его духа блистает и нам, во тьме земной жизни сущим.

Иоанн Предтеча по кончине, сошед во ад, проповедовал праведникам ветхозаветным грядущее разрешение их от уз явлением Христа Спасителя. Он исшел из ада со Христом по Воскресении Христовом и сподобился многих венцов на небе как девственник, как пустынник, как проповедник покаяния, как пророк, как Христов Предтеча и Креститель и, наконец, как мученик. Обезглавленное тело праведника с честью погребли его ученики близ Самарии вместе с пророками Елисеем и Авдием.

Блаженная же глава его, претерпев поругание от безумной Иродиады, со временем явилась в славе, и свет этой славы уже не мог затмить ничто в мире. И Церковь поет: "Ирод безумный отсекает главу Предтечи, Христос же содевает его, яко Крестителя, главу Церкви, веры сиянием и проповедью о явшемся в мир Спасителе..."

А нечестивое семейство пожало плоды своей беззаконной жизни и гнусного своего злодеяния над праведником Божиим. Ирод, мучимый преступной совестью своей, во все дни оставшейся жизни видел на трапезах своих главу Иоанна Предтечи и слышал грозный обличающий его голос: "Не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего". Вскоре оклеветанный племянником пред римским императором, он был сослан в ссылку в Испанию, потеряв при этом все свое царство, а не только обещанную плясавице половину его.

Саломия, испросившая по наущению своей матери милости для себя в убийстве пророка, погибла в водах реки, провалившись под лед. Шея ее была перепилена обломками льда, на котором висела она, исполняя ногами в воде страшный танец, начатый на безумном пире.

Ирод и Иродиада по преданию были поглощены живыми землею. Зинула земля, и ад расступился, приняв души их. И горькая память их, как беззаконников и убийц, хранится лишь в связи с вечной памятью праведника, которая жива и по сей день.

А пример жизни святого пророка, Предтечи и Крестителя Господня научает нас, как жить, угождая Богу, как спасаться в мире греха. Он учит нас жаждать явления Господа и Спасителя в нашей личной жизни всегда. Он учит нас всегда и во всем желать познания воли Божией о нас.

Иоанн Предтеча и по сей день проповедует нам, что первый шаг на пути нашей встречи с Господом есть покаяние и очищение от скверны греха. Будем же каяться и творить достойные плоды покаяния.

В память святого пророка и Предтечи Иоанна, в воспоминание его мученической кончины Церковь с первых времен христианства причислила этот день к великим праздникам, ибо мученическая смерть праведника стала вратами к вечной славе и радости. Церковь положила этот день отмечать строгим постом в обуздание человеческих страстей, послуживших причиной столь тяжких грехов, и еще в память великого постника, постившегося всю жизнь.

И другая особенность настоящего дня - это особое поминовение всех воинов, за веру и Отечество живот свой положивших, всех на полях брани убиенных, как бы последователей мученического подвига святого пророка Иоанна, отдавшего жизнь свою всю без остатка за Слово Истины, за веру, за людей.

И последнее, что являет нам сегодняшний праздник и что необходимо нам начертать на скрижалях своих сердец. Уходящего с земли человека Божественная правда ведет в "место его", в место, соответствующее его явным желаниям и тайным стремлениям. После смерти человек соединяется с теми ценностями, которые его сердце на земле выбрало и полюбило. Уже на земле в человеке начинаются и рай, и ад. Будем молить Предтечу Христова Иоанна стать для нас Предтечею на пути ко Христу, молитвой своей за нас избавляя от страшного призрака зла, так часто напоминающего нам о себе грехами, вторгающимися в жизнь нашу.

"Умолим Предтечу благосердствовать Троицу, от страстей бесчестия избавити нас". Аминь.

Архимандрит Иоанн Крестьянкин

29 августа (11 сентября) 1994 года

http://www.ioann.org/content/view/132/88/

 

Празднование Начала индикта - церковного новолетия

[ Историческая справка ]

ервого сентября (14 сентября по новому стилю) Православной Церковью празднуется церковное новолетие (начало церковного года), называемое также Началом индикта.

В VI в., в царствование Юстиниана I (527-565), в христианской Церкви вводится календарное счисление по индиктам или индиктионам (от лат. indictio - объявление), 15-летним периодам наложения дани. Под indictio в Римской империи понималось обозначение цифры податей, которые следовало собрать в данном году. Таким образом, финансовый год в империи начинался "указанием" (indictio) императора, сколько нужно собрать податей, при этом каждые 15 лет производилась переоценка имений (по мнению В. В. Болотова индиктионы имели египетское происхождение). Официальное византийское счисление, так называемые индиктионы Константина Великого или Константинопольское счисление, начиналось с 1 сентября 312 г.

В Византии церковный год не всегда начинался с 1 сентября - и на латинском Западе, и на Востоке было хорошо известно мартовское летосчисление (когда началом года считается 1 марта или 25 марта (дата праздника Благовещения)). В целом, торжественное празднование новолетия 1 сентября можно считать поздневизантийским явлением.

В этот день Церковь вспоминает, как Господь Иисус Христос прочел в синагоге в г. Назарет пророчество Исаии (Ис 61. 1-2) о наступлении лета благоприятного

(Лк 4, 16-22). В этом чтении Господа византийцы видели Его указание на празднование дня нового года; Предание связывает само это событие с днем 1 сентября. В Менологии Василия II (X в.) говорится: "С этого времени Он даровал нам христианам этот святой праздник" (PG. 117. Col. 21). И доныне в Православной Церкви 1 сентября за литургией читается именно это евангельское зачало о проповеди Спасителя.

На Руси по принятии христианства гражданский год вплоть до XV в. начинался с марта. С 1 марта вели начало года все древние русские летописцы, включая прп. Нестора. Но, несмотря на то, что только в XV в. началом гражданского года официально становится 1 сентября, имеются свидетельства о совершении на Руси 1 сентября чина летопроводства не только в конце XIV в. (Требники ГИМ. Син. слав. 372, кон. XIV - нач. XV в. и РНБ. Соф. 1056, XIV в.), но даже уже в XIII в. (чин упоминается в Вопросоответах епископа Феогноста (1291 г.)). Чин состоял из пения стихир, антифонов, чтения паремий, Апостола, Евангелия и произнесения молитв. Русские редакции XVII в. чина летопроводства 1 сентября содержатся в Московском Потребнике мирском 1639 г., в Московском Потребнике 1651 г., в Требнике митр. Петра Могилы 1646 г. и в напечатанном без обозначения года сборнике церковных чинов (Никольский К., прот. О службах Русской Церкви, бывших в прежних печатных богослужебных книгах. СПб., 1885. С. 113). Близок к печатным московским чинам и новгородский чин, содержащийся в рукописном сборнике первой четверти XVII в.

Прекращение совершения чина летопроводства связано с изданием Петром I указа о переносе начала гражданского нового года на 1 января. В последний раз чин был совершен 1 сентября 1699 г. в присутствии Петра, который, сидя на установленном на кремлевской соборной площади престоле в царской одежде, принимал от Патриарха благословение и поздравлял народ с новым годом. 1 января 1700 г. церковное торжество ограничилось молебном после литургии, чин же летопроводства не совершался.

С тех времен празднование церковного новолетия 1 сентября не совершается с былой торжественностью, хотя Типикон доныне полагает этот день малым Господским праздником "Начала индикта, сиречь новаго лета", соединенным с праздничной службой в честь прп. Симеона Столпника, память которого выпадает на эту же дату.

Михаил Бернацкий

Начало церковного года.

Благослови венец лета благости Твоея, Господи!

ервого сентября 312 года император Константин Великий одержал победу над Максентием, после чего христианам была дарована полная свобода исповедывать свою веру. В этот день, когда иудеи праздновали новое лето, Спаситель, пришел в Назарет - место Своего воспитания - и, войдя, по обыкновению Своему, в синагогу в день субботний, прочитал слова пророка Исаии: "Дух Господень на Мне, Его же ради помаза Мя: проповедати лето Господне приятно". В воспоминание этих двух событий со времен Первого Вселенского Собора церковный Богослужебный год начинается и празднуется 1 (14) сентября.

Еще один год уходит в вечность, и на смену его из вечности приходит к нам Новый Год. Невольно думает человек, каким будет для него наступающий год? Будет ли он годом здоровья и благополучия или годом новых или старых его скорбей? Будет ли жить человек в достатке или в несчастье и недостатке? Проживут ли наступающий год те, о здоровье и жизни которых волнуется и заботится сердце каждого из нас, или отойдут ко Господу? И каждый из нас останется ли живым к порогу следующего года?

Но как настойчиво ни ставит мысль человеческая перед собою эти вопросы, кто на них ответит? Никто. Будущее сокрыто от нас. Каждый из нас не знает, что с ним будет завтра. Но все мы понимаем, что с каждым годом, с каждым часом, с каждым мгновением мы приближаемся к неизбежному для нас часу смерти.

Мы мало думаем о том, что живем не так, проводим год за годом не так, как велит Тот, Кто даровал нам жизнь. Ведь Он ждет от каждого из нас, что мы земную жизнь сделаем временем приготовления к жизни вечной, не бесплодной для вечности, проведем ее годы и встретим смертный час свой с верой и накопленными добрыми делами.

Да будет наступающий год годом наших трудов во имя вечного спасения, чтобы к концу его меньше и меньше грехов гнездилось в нашем сердце, чтобы наша душа засияла новыми добродетелями, новыми проявлениями христианской красоты.

Вступая в Новый Год, будем стремиться к тому, чтобы сердце каждого из нас больше приобрело смирения, чтобы этим сердцем больше было сделано для любви; чтобы нам исправить то, в чем мы раскаиваемся и сделать то, чего мы не сделали в уходящий год. Да будет же наступающий год для всех нас годом новых милостей Божиих! Да благословит Господь народы нашей земли благодатным и 6лагословенным миром! Каждого из нас да одарит Он здоровьем, благополучием и укрепит нас Своей Отеческой помощью в исполнении воли Его

http://protigor.narod.ru/days/

 

Преподобный Симеон Столпник,

память 1 сентября (14 сентября по новому стилю).

Святой Симеон родился в пределах Антиохии Сирийской в середине IV века от бедных родителей. В юности он пас овец своего отца. Однажды, придя в храм, он услышал пение заповедей Блаженств (Мт. 5, 3-12), и в нем зародилась жажда праведной жизни. Симеон начал усердно молиться Богу и просить указать ему, как достичь подлинной праведности. Вскоре ему приснилось, что он копает землю как бы для фундамента под здание. Голос ему сказал: "Копай глубже". Симеон стал усерднее копать. Считая вырытую яму достаточной глубины, он остановился, но тот же голос повелел ему копать еще глубже. То же повеление повторилось несколько раз. Тогда Симеон стал копать безостановочно, пока таинственный голос не остановил его словами: "Довольно! А теперь если хочешь строить, строй, трудясь прилежно, потому что без труда ни в чем не достигнешь успеха".

Решив стать монахом, святой Симеон покинул родительский дом и принял иночество в соседней обители. Здесь он провел некоторое время в монашеских подвигах молитвы, поста и послушания, а затем для еще больших подвигов он уединился в сирийскую пустыню. Здесь святой Симеон положил начало новому виду подвижничества: "столпничества". Построив столп в несколько метров высоты, он поселился на нем и этим лишил себя возможности прилечь и отдохнуть. Стоя днем и ночью, как свеча в прямом положении, он почти непрерывно молился и размышлял о Боге. Кроме строжайшего воздержания в пище, он добровольно переносил много лишений: дождь, зной и стужу. Питался он размоченной пшеницей и водой, которые приносили ему добрые люди.

Его необычайный подвиг стал известен во многих странах, и к нему начало стекаться множество посетителей из Аравии, Персии, Армении, Грузии, Италии, Испании и Британии. Видя его необыкновенную силу духа и внимая его вдохновенным наставлениям, многие язычники убеждались в истинности христианской веры и принимали крещение.

Святой Симеон сподобился дара исцелять душевные и телесные болезни и предвидел будущее. Император Феодосий II Младший (408-450 гг.) очень уважал преподобного Симеона и часто следовал его советам. Когда император скончался, его вдова царица Евдокия была совращена в монофизитскую ересь. Монофизиты не признавали во Христе две природы - Божескую и человеческую, а лишь одну Божескую. Преподобный Симеон вразумил царицу, и она опять стала православной христианкой. Новый император Маркиан (450-457 гг.) в одежде простолюдина тайно посещал преподобного и советовался с ним. По совету преподобного Симеона Маркиан созвал в Халкидоне IV Вселенский собор в 451 году, который осудил монофизитское лжеучение.

Святой Симеон жил более ста лет и скончался во время молитвы в 459 году. Его мощи почивали в Антиохии. Православная Церковь в богослужении, посвященном святому Симеону, называет его "небесным человеком, земным ангелом и светильником вселенной".

http://www.kborthodoxy.narod.ru/church/spss/index.html

 

Тропарь Александру Свирскому

От юности, Богомудре, желанием духовным в пустыню вселився,
единаго Христа возжелал еси усердно стопам в след ходити,
темже и ангельстии чини зряще тя, удивишася,
како с плотию к невидимым кознем подвизався, премудре,
победил еси полки страстей воздержанием
и явился еси равноангелен на земли,
Александре преподобне,
моли Христа Бога,
да спасет души наша.

Месяцеслов

Воскресенье, 9 Сентября 2007 года. Неделя 15-я по Пятидесятнице.

Прп. Пимена Великого, Прпп. сщмч. Кукши и Пимена постника, Печерских,

в Ближних пещерах почивающих, Свт. Ливерия исп., папы Римского, Мц. Анфисы

Понедельник, 10 Сентября 2007 года. Седмица 16-я по Пятидесятнице.

Прп. Моисея Мурина, Обретение мощей прп. Иова Почаевского,

Собор прпп. отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих

Вторник, 11 Сентября 2007 года.

Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Строгий пост

Среда, 12 Сентября 2007 года.

Прп. Александра Свирского, Обретение мощей блгв. кн. Даниила Московского,

Перенесение мощей блгв. кн. Александра Невского

Четверг, 13 Сентября 2007 года .

Положение Честного Пояса Пресвятой Богородицы

Сщмч. Киприана, еп. Карфагенского, Свт. Геннадия, Патр. Цареградского

Пятница, 14 Сентября 2007 года .

Церковное новолетие-начало индикта

Прп. Симеона Столпника и матери его Марфы,

Прав. Иисуса Навина, 'Всеблаженной' иконы Божией Матери

Суббота, 15 Сентября 2007 года .

Прп. Иоанна Постника, Патр. Цареградского, Прпп. Антония и Феодосия Печерских,

Калужской иконы Божией Матери

версия для печати

Рассылка на новости сайта

Читателю предлагается три варианта:
1. Просмотр RSS-новостей сайта на Христианство.ру (для этого кликните на кнопке RSS и читайте страницу новостей)
2. Подписка через RSS, не требующая указания Е-мейл Для этого кликните на кнопке RSS и далее на кнопке "подписаться".
3. Если на странице RSS кнопка "подписаться" отсутствует, это означает, что Ваш браузер не поддерживает RSS Тогда подпишитесь на новости, введя свой Е-мейл ниже.
Рассылка еженедельная, объем не более 10 Кбайт.
Email:


Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет
Rambler's Top100

© Свято-Никольский собор, 2000 - 2010
При использовании материалов ссылка на "Никольский Благовест" с указанием URL
(http://www.nikolay.orthodoxy.ru http://www.nikolski.kz, http://nikolski-sobor.narod.ru) обязательна!

 

Сайт управляется системой uCoz