По благословению Мефодия, Митрополита Астанайского и Алматинского
30 (384), 28 октября 2007 г.
2000 год | 2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год | 2007 год
номера за все годы - щелкните на нужный год от РХ

"Никольский Благовест" содержит проповеди, сведения о всех православных праздниках, традициях, о православном богослужении, сведения об инославии, апологетику, месяцеслов на каждый день и многое другое.

Притча о сеятеле. Икона Божией Матери, именуемая "Спорительница хлебов". Мученик Лонгин сотник. Преподобный мученик Андрей Критский. Бессребреннки Косма и Дамиан Аравийские. Великомученик Артемий. Преподобный Иларион. Димитриевская суббота. Месяцеслов.

Тропарь Иконе Божией Матери "Спорительница хлебов"

Пречистая Дево Марие, Мати Царя небеси и земли,
благоутробно призираеши на любящих Сына Твоего, Христа Бога нашего,
и труждающихся во имя Его вечнаго ради спасения,
и подаеши им вся обильно к наслаждению. Спорительнице сущи хлебов им,
избавляя их всякия нужды и утеснения,
и устрояя им, рабом Твоим сущим, избавление вечныя муки и жизнь вечную.

Притча о сеятеле

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин )

о имя Отца и Сьша и Святаго Духа!

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин. 1, 1-3).

Други наши, каждый день совершается во всем мире в Церкви Божией Божественная служба и звучит слово Божие. Звучит то самое всемогущее творческое слово Божие, которым однажды сотворил Господь мир и которому Он даровал силу на все века - хранить и воссоздавать жизнь на земле. И дал Господь человеку несомненное уверение истинности слова Своего неопровержимыми Божественными пророчествами о всем, имеющем случиться в мире.

"Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось, говорю..." (Ис. 46, 10). Внимайте, веруйте, живите по слову Моему - говорит Господь. "Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут" (Мф. 24, 35).

Пророчества совершаются над миром и над народами. Погиб в потопе водном первый мир, утонув ранее в нечестии своем, изгнав из жизни своей Бога. Копит и собирает горящие угли зла второй мир, уже заготовив впрок такое количество огня, что, самовоспламенившись, этот огонь способен пожрать вселенную и все зло в ней. И предчувствие, что мы - современники последних времен, носится в воздухе.

А отступление от Бога все растет в наши дни, и с этим близится к завершению предсказанное Господом Иисусом Христом, но кто слышит, кто видит и разумеет происходящее? Таких все меньше. Опять исполняются пророчества: "...слухом услышите - и не уразумеете, и очами смотреть будете - и не увидите" (Ис. 6, 9).

Но Господь долготерпит и ждет и продолжает сеять семена жизни. Одно поколение сменяет другое, и к каждому из них ежедневно выходит Великий Сеятель слова - Бог, чтобы сеять семена Своего Божественного учения, коим только и может жить мир.

Как же трудится Творец жизни на ниве Своей, как силится насадить, взрастить, спасти и сохранить жизнь! Он учит, наставляет, обличает. Стучит и стучит в души человеческие. Сеет везде и всюду по всей вселенной, по дорогам и распутиям, по городам и селениям, днем и ночью, без устали, без отдыха, чтобы спасти еще возможно некоторых.

Мир же безответен пред Богом. И не Бог будет судить мир, но мир сам осудит себя, будучи поставлен пред своей вопиющей неправдой. И не будет на земле человека, которому бы на тропе его жизни не встретился Господь со Своим словом правды, словом любви, словом великого долготерпения. И не будет на земле человека, чьего бы сердца не касалось веяние зова Божиего. Этот зов ведь слышится не только в голосе Церкви, но и в голосе совести человека, и в обстоятельствах его жизни. Слышал человек, но не ответил, не захотел ответить.

Но отчего же семена Божественного учения, самовластно сильные и предобрые, видимо не произрастают в жизни? Все меньше слышащих, все меньше исполняющих. И мир скользит по зыбкому рас-путию к конечной своей погибели.

Отчего гибнет столь доброе семя и труд столь усердного и Великого Делателя? Не от Сеятеля, сеющего жизнь, происходит смерть, и не от семени, дарованного могущественной Божественной рукой, вырастают волчцы и терния, готовые на сожжение. "...Милости Господни исполнь земля", - в этом мы усомниться не можем - так дивно и премудро сотворен мир (Пс. 33, 5). Но что же тогда?

Остается посмотреть на землю, приемлющую семя, остается посмотреть на себя. Зов Божий, несомненно, был в жизни каждого из нас. Кому-то встретился предтеча Божий - человек горячей живой веры, чья-то душа встрепенулась благодатию церковной службы. Не счесть всех возможных случаев прикосновения к душе Духа Божия.

И зов был. Найдите этот сладкий миг в своей жизни, найдите непременно - это важно очень. Это живой религиозный опыт каждого из нас.

Но дальше посмотрим, как же мы откликнулись на этот зов? Как мы отдались Божественному призыву? Ведь даже Господь всей Своей силой и всей Своей любовью не может спасти нас без нашего участия. Великий дар свободы - избрать благое или злое - делает нас со-творца-ми своему Творцу - Богу, или соучастниками губителя своего - врага рода человеческого.

И вот в нынешнем евангельском чтении Сам Господь толкует нам притчу, и непосредственно из Его уст уясняются причины, почему же чтение, слышание и даже знание слова Божия не приносят спасительных плодов.

Слово жизни сеет Господь в живое человеческое сердце. Но оно-то, наше сердце, оставленное без внимания, как часто становится бессильным к принятию семени.

"...Вышел сеятель сеять [семя свое]; и, когда [Он] сеял...

иное упало при дороге...

иное упало на каменистое место...

иное упало в терние...

и иное упало на добрую землю и дало плод..." (Мк. 4, 3-8).

Вот оно наше сердце:

сейчас оно - камень, но завтра усилием воли и трудом нашим оно может стать плодородной землей;

сейчас оно - придорожье и распутье жизни, и какой только мусор не нашел в нем себе место, и какое зло не прижилось в нем, а завтра то же самое сердце наше, омытое покаянием и заботливым вниманием к нему, станет возделанной и тучной пахотой и пристанищем всякому добру;

сейчас оно - сердце, поросшее тернием греха, а завтра оно же, прополотое и ухоженное, станет почвой, готовой к принятию доброго семени.

Это четыре состояния души человеческой, и только при одном из них семя Бо-жие даст плод в Жизнь Вечную.

Рассмотрим внимательнее эти состояния нашей души и уразумеем: та Аи мы почва, что может принять семя, возрастить и дать плод. Ведь мы уже поняли, что различие в принятии слова Божия зависит не от природы человеческой, но от нашей с вами свободной воли.

Душа человеческая подобна дороге. По ней проходят и ее топчут тысячи людей, сквозь нее непрестанным потоком идут и сменяют друг друга жизненные влияния и впечатления.

Разбойник-телевизор впился в душу и держит ее своей мертвой хваткой до полного ее опустошения. И нет душе отдыха, нет ей покоя.

В этой сумятице в ряду общих впечатлений вдруг проскользнет, промелькнет и слово о Боге, и Божие слово. Но ничто не задерживается в такой душе надолго. Жажда новизны быстро стирает прошлое, и опять пуста душа. А ветры злотворных учений подымают в ней вихрь злых помыслов, и возбужденные страсти спешат исполнить их.

Вот и распутье в душе человека. Господь посеял семя жизни, но тяжелые ступни торжествующего зла потоптали семя. А то хищными птицами налетят во время чтения или слышания слова Божия рассеянность наша и думы житейские. И опять труд Великого Сеятеля оказался напрасным. Семя похищено, не коснувшись души человеческой. Она осталась пуста, холодно ей в мире и неуютно.

А слово Божие кратко: "Посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово, но к которым, когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их" (Мк. 4, 15). И будем ли мы винить теперь Сеятеля? Разве не в нашей власти было сохранить семя? А если диавол и - хищник, то не от нас ли с вами зависит не дать ему расхитить наше? Трезвитесь, бодрствуйте. "...Противостаньте диаволу, и убежит от вас..." (Иак. 4, 7).

Но вот и другая скорбь уже ощутима нами - жалуемся мы, что окамененное нечувствие возобладало душой. Мы страдаем, чувствуя безнадежность этого состояния. И Господь подтверждает наши худшие опасения.

"...Посеянное на каменистом месте означает тех, которые... не имеют в себе корня и непостоянны... когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются" (Мк. 4, 16-17). "...Временем веруют, а во время искушения отпадают..." (Лк. 8, 13).

Да, в нас горело сердце к Богу. Мы помним радость и окрыленность души, когда пронзило ее великое открытие - есть, есть Бог! И как преобразился в то мгновение мир, как ликовало сердце, первый раз впитывая Божественное евангельское слово.

Но вдруг опять поблек мир, и то, что недавно радовало и привлекало к Богу, стало невыносимыми веригами, путами, мешающими жить.

Да, это, дорогие мои, слово Божие позвало нас на подвиг самоотречения, оно потребовало связать нашу самость, наши привязанности, потребовало от нас жертвы любви. Это оно посягнуло на идолов, гнездившихся в душе нашей. Но не всем, оказывается, по силам поднять руку на идола.

И вот какое-то время томится душа, желая совместить несовместимое - служить Богу и велиару одновременно. Но сердце-то уже сделало выбор, и делами жизни нашей Бог предается нами. И нет дерзновения в душе, нет живой Божией силы в нас, чтобы противостоять искушениям жизни, противостоять диаволу.

И видим мы, как слабо в нас слово истины, как безжизненно, как близко к умиранию. Оказывается, недостаточно только слышать слово рожие, надо еще усилием своей воли, своих трудов принять его как единственный свет истины, единственную жизнь.

А как неприметно, но действенно и верно, восстают на нашу жизнь в Боге печали, богатство и сласти житейские. Суетная привязанность к земному и временному, наполняя наше сердце, подавляет в нем действие слова Божия и Божие'и благодати.

Все это Господь называет одним словом

- терние. "...Терние выросло и заглушило семя, и оно не дало плода" (Мк. 4, 7).

Пристрастие к земному рождает непрестанную, непреходящую заботу о нем. Начинается с заботы приобрести, казалось бы, необходимое, но как быстро этого необходимого становится нужно все больше и больше. И закружилось колесо

- умножать любым путем, хранить, боясь лишиться приобретенного. И вот уже густые терния подавили сердце, заглушили в нем все доброе, украли время.

А опаснейшие терния духа - страстные влечения, сласти житейские. Корень их находится в глубине человеческого сердца, ибо это тот иной закон в удах наших, который противоборствует закону Божию и пленяет нас закону греховному.

И эти злые корни суть дела плотские, о которых срамно и глаголати и о которых сказано, что делающие такие дела "...Царствия Божия не наследуют" (Гал. 5, 21).

Во многих это зло начинается так безобидно, с детских шалостей, которые неприметно становятся спутниками жизни, а результат их - погибель еще здесь, на земле, расстройство психики, отсутствие воли. И эти-то злые отрасли, как терния и волчцы, беспрестанно растут и возрождаются даже тогда, когда мы хотим их искоренить, но делаем это недостаточно решительно и беспощадно.

Не забудем, дорогие мои, что мы живем в мире зла, мы немощны, мы склонны ко греху. Грех нас сторожит на каждом шагу. И если мы даем ему свободу, то он, разрастаясь в нас раковой опухолью, пожирает нашу жизнь.

Но как же, как жить нам, чтобы услышать благой глас Отца Небесного: "...рабе бла-гий и верный вниди в радость Господа Твоего" (Мф. 25, 21)? Как стать плодоносной землей, которая, услышавши слово, хранит "...его в добром и чистом сердце и приносит плод в терпении" (Лк. 8, 15)?

Надо всецело предаться Богу любовью к Нему и страхом Божиим, а вниманием и молитвой ограждать себя на всякий час, чтобы три первые бесплодные состояния не укоренились в душе. На ниве души должен стоять неусыпный страж - чис- · тая совесть, которая сокрушит окаменение сердечное и предаст плевелы страстей огню ранее, чем они укоренятся в нас и поведут за собой. А огонь Божественной · любви и пламенное желание Вечной Жизни . родят молитву, и Божия благодать, привлеченная ею, сделает нас непоколебимо стоящими в истине.

Но нельзя, дорогие мои, ожидать на душевной ниве скороспелости семени истины и добра. Всякое семя взращивается в терпении, в борениях, в потах, многие дни и годы, в великой терпеливости.

Так говорит Господь: "В терпении вашем стяжите души ваши" (Лк. 21, 19). "...Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него" (Лк. 16, 16).

Тогда обетования Спасителя увенчают труды наши еще в этой жизни.

"И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле" (Откр. 3, 10). А то, что нынче во всем мире наступила именно такая година, уже ни у кого не вызывает сомнения.

"Тайна беззакония", восставшая в свое время на Самого Бога и изгнанная на землю, объявила еще тогда беспощадную - не на жизнь, а на смерть - войну против всего Божественного, в чем бы и как бы оно ни проявлялось:

  на христианское государство, хранящее нравственный уклад народной жизни;

  на Христианскую Церковь, несущую слово Божественной истины;

- на христианскую душу, держащую светоч Божественного учения, как путеводную звезду, в сгущающейся тьме обезумевшего беззаконием мира.

"Предтечи антихриста" уничтожили православную Россию. Они исказили, одурачили чуждыми сатанинскими идеями народ, насаждая их всеми возможными неправдами, лестью, обманом, кровью, вытравливая правду Божию из сознания народного.

И вот сегодня на наших глазах происходит едва ли не последний страшный натиск сил ада на то, что еще хранит остатки истинной Божественной духовности, - на Православную Русскую Церковь. Гонение на Церковь стало сейчас скрытым, но тем более изощренным.

Именно теперь, когда объявлена во всем мире вожделенная "свобода", вся наша жизнь показывает, что дана одна-единственная свобода - свобода творить зло, свобода лить кровь, свобода красть, свобода тайно и явно убивать души.

Полк сатанинских сект, оккультных ересей, каббалистика, теософия, астрология, гипноз, кодирование, медитация, экстрасенсорные воздействия на человека, пара-психологические методы "лечения" - калечения людей, которые церковным вероучением определяются как чародейство и колдовство, - нашли сейчас на Родине нашей высоких покровителей.

И все средства массовой информации отданы враждебным Православию разрушительным силам, стремящимся отравить чистые, животворные источники православного христианского учения, оболгать их, оклеветать и ошельмовать.

Далеко не надо ходить за примерами. Со всех концов нашей Родины задолго до 28 октября стал слышаться вопль верующих: "Не конец ли света обещан с телевизионных экранов в этот день? Сообщите!" Да и как не смутиться, если авторитетные государственные печатные издания тоже предупреждают о грядущих 28 октября событиях.

А слово Божественной истины говорит: "О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один..." (Мф. 24, 36).

Но русские люди отвратили слух от истины, чтобы верить басням. И притихла в этот день Россия, все напряженно ожидали, как будут развиваться события. Но 28 октября прошло. А 29-го все облегченно вздохнули, еще раз уверившись в справедливости своего безверия.

И ошельмованные заведомой ложью люди теперь уже никогда не захотят прикасаться к истинам веры, живой и действенной. Лжеучители и лжепророки, купившие свободу творить зло на Руси, завершат страшное дело убийства души народной.

Да, "тайна беззакония" довершает сейчас свое сатанинское дело. Мир зримо оскудел Духом Божиим, но стал очень богат духом заблуждения.

"Смотрите, не ужасайтесь; ибо надлежит всему тому быть", - говорит истина - слово Божие (Мф. 24, 6). И оно же предупреждает нас о имеющей явиться страшной последней брани, когда "...восстанет народ на народ и царство на царство..." (Мф. 24, 7).

Это значит, что народ Божий - православные христиане, вписанные в книгу жизни и принадлежащие Царствию Бо-жию, должны повести ее, эту брань, с народом беззакония - богоборцами и лжеучителями, принадлежащими царству тьмы. И народ Божий победит, ибо убьет без-законников Господь духом уст Своих. Но пока это совершится, терпеть нам надо и явить верность свою избранию Божию.

И сегодня я повторю всем нам призыв нашего современного иерарха, митрополита и старца Иоанна Санкт-Петербургского и Ладожского, прозвучавший на весь мир в эти скорбные для России и русского народа дни. И это голос Церкви Православной: "Восстанем же, братия! Будем бдительны. Облечемся в святую ревность, отринем уныние и робость! Приведем жизнь свою в соответствие со спасительным вероучением Православной Церкви.

Се, ныне Господь призывает нас поработать на ниве Своей, да не услышим осуждающий глас Его: "Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих... Итак будь ревностен и покайся" (Откр. 3, 15-16, 19).

Покаемся же в нерадении своем и поревнуем святому делу Божию - возрождению Дома Пресвятой Богородицы - Православной России!"

"Слово ваше да будет всегда с благо-датию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому" (Кол. 4, 6). Аминь.

19 октября (1 ноября) 1992 года

http://pilotchart.narod.ru/text/Krestyankin/K_11.htm

Календарь

28 октября

Икона Божией Матери, именуемая "Спорительница хлебов"

В 1890 году настоятельница Болховского женского монастыря игумения Илария прислала старцу Амвросию Оптинскому икону Богоматери нового написания: Владычица Мира изображена сидящей на облаках с поднятыми в благословляющем движении руками. Внизу- сжатое поле, а на нем среди цветов и травы снопы ржи. Старец дал новой иконе знаменательное ими - "Спорительница хлебов" и в последний год своей жизни раздавал и рассылал снимки с этой иконы многим своим почитателям из мирян. Незадолго до своей кончины Оптинский старец для пения акафиста пред этой иконой составил особый припев к общему Богородичному акафисту: "Радуйся. Благодатная, Гоподь с Тобою! Подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое"

Великие милости дарует Царица Небесная по молитвам пред иконой Своей "Спорительница хлебов" питая нуждающихся, предотвращая засуху и гибель хлебов. День погребения старца Амвросия в Шамординской обители пришелся как раз на 15 октября - день празднества иконы. Первое чудо от святой иконы засвидетельствовано в 1891 году, когда во всей России был голод из-за неурожая, а в Калужской области и на полях Шамординской обители обители хлеб родился, В 1892 году, уже после кончины старца Амвросия, его послушник Иван Федорович Черепанов послал список с иконы в Пятницкую женскую обитель Воронежской области. В той местности была засуха и угрожал голод, но вскоре после того, как перед иконой "Спорительница хлебов" был отслужен молебен, пошел дождь и засуха прекратилась.

Неоднократно являла чудеса икона "Спорительница хлебов": прекращала засухи, спасала урожай во время голода.

29 октября

Мученик Лонгин сотник

Сотник был приставлен со своими воинами к Кресту Господню. Согласно Евангелию, именно Лонгин был воином, пронзившим копьем ребра Иисуса Христа. От истекшей крови, омочившей его больные глаза, Лонгин получил исцеление. После Воскресения Господни мученик Лонгин окончательно уверовал во Христа и стал Его ревностным проповедником за что и был обезглавлен. Пилат и иудеи повелели бросить голову святого за город.

И когда Господь захотел прославить Своего раба на земле пред людьми, которого уже прославил на небе пред ангелами, то открыл главу святого таким образом. Одна женщина, христианка, вдова из Каппадокии, ослепла обоими глазами и долго искала помощи от врачей, но не получала. После сего она вздумала пойти в Иерусалим - поклониться святым местам и искать там помощи Божией ослепшим своим глазам. Взяв своего единственного сына, она отправилась с ним в путь. Но, дойдя до святых мест, сын ее заболел и через несколько дней умер; вдова та была горько опечалена смертью сына: она плакала о двойной потере, ибо лишилась и очей, и сына, который был как бы светом для ее очей и проводником для нее.

И вот, когда вдова та горько и неутешно плакала, ей явился в видении святой Лонгин и утешил ее, обещав ей, что она увидит своего сына в небесной славе и получит свет очам своим. Он рассказал ей о себе и повелел ей идти за город и найти там его главу, лежащую в соре и засыпанную пылью.

- Тебе предназначено, - сказал при сем святой Лонгин, - обрести ее для твоего исцеления.

Утешившись от печали, вдова встала и попросила проводить ее за город; когда же ее туда вели, она сказала провожавшим ее:

- Где увидите большую кучу наметенного сора, там меня и оставьте.

Они так и сделали. Найдя большое количество наметенного сора, они привели ее туда, и она начала своими руками разгребать сор и раскапывать пыль: хотя она ничего не видела глазами, но имела великую веру словам, сказанным ей в видении святым Лонгином. И тотчас же по усмотрению Божию, она получила то, чего искала и внезапно увидела свет солнечный; ибо глаза ее открылись, и она увидела главу святого, лежащую в пыли. Вдова та обрадовалась не столько тому, что увидела свет солнечный, сколько тому, что нашла главу святого, благодаря которой получила прозрение. И прославляла она Бога и величала раба Его - святого Лонгина.

Взяв и облобызав главу святого, женщина с радостью понесла ее в свой дом омыла ее, помазала благовонными мазями и так возрадовалась о нахождении сего духовного сокровища, что забыла печаль свою об умершем сыне, в следующую ночь святой Лонгин опять явился ей в великом свете, ввел сына ее к ней в блестящей брачной одежде и, любезно и отечески обняв его, сказал вдове:

- Смотри, жена, на своего сына, о котором ты печалишься и плачешь: вот какая честь и слава ему - смотри на него и утешайся. Бог причислил его к небесным чинам, которые находятся во Царствии Его. Я же теперь взял его от Спасителя, и он никогда не будет удален от меня. Вот, возьми мою главу и тело своего сына, и похорони их в одном ковчеге, и не плачь о своем единственном сыне и да не смущается сердце твое, ибо великая слава, радость и нескончаемое веселье дано ему от Бога.

30 октября

Преподобный мученик Андрей Критский

В VIII веке, особенно во времена императора Константина Копронима, в Греческой церкви возникло и достигло своего апогея иконоборчество. Преподобный Андрей открыто призывал народ не прельщаться еретическим учением. По распоряжению Копронима - ревностного иконоборца, преподобный Андрей был мученически умерщвлен.

Тело святого Андрея было ввергнуто в пропасть с трупами злодеев и лежало там более 12 недель. По повелению Божию туда стали приходить из различных стран одержимые нечистыми духами: они вынули из пропасти и от трупов тело святого Андрея и положили его на священном месте, и тотчас же, как достойную мзду за сие, получили исцеление. Молитвами святого при гробе его многие болящие получали исцеления, ибо святой Андрей имеет дерзновение у Бога и молится за всех нас, предстоя вместе со святыми престолу Господню во веки. Аминь.

Бессребреннки Косма и Дамиан Аравийские Уроженцы Аравийской Страны, святые врачи-бессребренники Косма и Дамиан безвозмездно исцеляли бесчисленное множество больных не какими-либо травами или искусным врачеванием, но лишь силой Христовой проповеди. Братья не искали славы земной, никогда не брали от больных денег, следуя словам Спасителя "больных исцеляйте, прокаженных очищайте, даром получили, даром давайте"(Мф.10,8). После немилосердных мучений страдальцы были усечены мечом. И по смерти Косма и Дамиан продолжали совершать многие чудеса, являясь болящим и подавая им исцеления

31 октября

Апостол и евангелист Лука

Святой Лука - искусный врач и живописец - положил начало писанию святых икон во славу Божию, Богоматери и всех святых. Сподвижник апостола Павла, называвшего Луку "врачом возлюбленным". Находясь в Риме, Лука написал свое Евангелие и книгу деяний святых апостолов. Скончался мученической смертью в возрасте 84 лет и погребен в Фивах. О местонахождении его мощей стало известно в IV веке по тем исцелениям, которые здесь совершались, особенно глазных болезней. Господь ниспослал в виде дождя на место погребения святого целительный "каллурий", то есть примочку от глазной болезни. Затем мощи святого были перенесены в Константинополь.

Во время перенесения святых мощей Луки с берега моря в храм совершилось такое чудо. Некий Анатолий, евнух (из царских постельничих), был неизлечимо болен. Он много истратил денег на врачей, но исцеления получить не мог, и теперь с Верой в чудодейственную силу честных мощей апостола Луки стал молить святого об исцелении. При этом он подошел к честной раке святого и сколько у него было сил помогал нести ее. И что же? Болезнь оставила его, как только он прошел так несколько шагов. После сего он с радостью нес честную раку до храма святых апостолов, где мощи святого Луки были положены под престолом вместе с мощами святых апостолов Андрея и Тимофея, Здесь святые мощи стали источником чудес и с особенной любовью были чествуемы православными христианами

1 ноября

Мученик Уар, блаженная Клеопатра и сын ее Иоанн

Святой Уар был воином и жил в царствование императора Максимиана в Египте. "Страсти честных видев мучеников и тех лобзав узы любовию", он исполнился божественного дерзновения, добровольно исповедал себя христианином, "не устрашился смерти, ниже предлежащих мучений". Повешенный на дереве, он был предан тяжким истязаниям, но стойко перенес "пламень нестерпимых болезней" пока не предал Богу дух свой (около 307 г.). Блаженная Клеопатра, благочестивая вдова из Палестины, перенесла мощи святого Уара в Палестину и положила в новосозданной в его честь церкви. Сын ее Иоанн умер в день освящения церкви в честь святого Уара, но скорбящая мать была утешена видением, в котором святой Уар явился с Иоанном, украшенный венцом вечного блаженства. Святая Клеопатра мирно скончалась не позднее 327 г.

2 ноября

Великомученик Артемий

Римский военачальник при благочестивом императоре Константине Великом (IV век). После с Константина идолопоклонник император Юлиан вновь начал сильные гонения против христиан. За исповедание Христовой веры святой Артемий был подвергнут Юлианом многим тяжким мучениям. В конце концов истязатели придавили Артемия огромным камнем: кости его сломались. внутренности выпали, глаза вышли из орбит, но святой оставался жив и славословил Христа.

20 октября блаженный мучен был усечен мечем. От мощей его совершались многие чудеса и подавались различные исцеления.

Праведный отрок Артемий, Веркольский чудотворец

Св. Артемий, родившийся в Двинском краю в 1532 году, с детства воспитывался в христианском благочестии. В 12 лет его поразила молния (23 июня 1545 года). Тело его, как умершего внезапной смертью, не было похоронено и 32 года пролежало в лесу непогребенным. После того как над местом упокоения отрока воссиял свет, нетленное его тело привезли в церковь и от мощей его начали источаться неоскудеваюшие исцеления. По молитвам блаженного отрока исцеляются люди, страдающие самыми разными, в том числе и глазными болезнями.

3 ноября

Преподобный Иларион

Преподобный Иларион родился в 291 году в Палестине. Удалившись в пустыню, жил там в беспрестанном посте и молитвах. Слух о святости Илариона прошел по всей стране, и к нему начали стекаться люди, ища помощи и исцеления в его святых молитвах. Мирно скончался на о. Кипре. Однако ученик его, блаженный Исихий, тайно перевез святые мощи преподобного в Палестину. В обоих местах совершалось много чудес и подавались бесчисленные исцеления.

Однажды к преподобному привели женщину, потерявшую зрение с десятилетнего возраста и без всякой пользы растратившую на врачей все свое состояние. Святой исцелил ее плюновением, уподобившись всем Господу (Ин. 9,6): он плюнул на лицо ее - и она тотчас прозрела, и все прославили Бога.

http://bogolub.narod.ru/calendar/calendar.htm

ДИМИТРИЕВСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА

уббота в конце октября еще до вхождения ее в церковный календарь широко отмечалась на Руси как день поминовения усопших родителей.

Димитриевская суббота, бывшая первоначально днем поминовения православных воинов, установлена великим князем Димитрием Иоанновичем Донским. Одержав знаменитую победу на Куликовом поле над Мамаем, 8 сентября 1380 года, Димитрий Иоаннович, по возвращении с поля брани, посетил Троице-Сергиеву обитель. Преподобный Сергий Радонежский, игумен обители, ранее благословил его на брань с неверными и дал ему из числа братии своей двух инооков - Александра Пересвета и Андрея Осляблю. Оба инока пали в битве и были погребены у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Сименове монастыре. Совершив в Троицкой обители поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, великий князь предложил Церкви творить это поминовение ежегодно в субботу перед 26 октября, в день святого Димитрия Солунского - день тезоименитсва самого Димитрия Донского.

Велика была рабость победы, но в многие тысячи православных семей пришла горечь утрат и этот частный родительский день стал на Руси по сути вселенским днем поминовения.

Впоследствии, православные христиане стали в этот день творить память не только православных воинов, за Веру и Отечество жизнь свою на брани отдавших, но - вместе с ними - и всех, вообще, усопших братий своих.

Димитриевскую субботу всегда проводили торжественно: ходили на могилы родных, служили панихиды, устраивали тризны, женщины причитали.

В этот день, как и в другие родительские дни (на мясопустную и Троицкую субботы, в субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста), православные христиане молятся об упокоении душ почивших людей, преимущественно родителей. Но Димитриевская суббота несет в себе еще особый смысл: установленная после Куликовской битвы, она напоминает нам о всех тех, кто погиб, пострадал за Православие.

По книге Е.Тихомиров "Загробная жизнь или последняя участь человека", Санкт-Петербург, 1995.

http://www.xxc.ru/orthodox/pastor/dimitr/index.htm

ДИМИТРИЕВСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА

сть особые дни в году, когда вся Церковь с благоговением и любовью молитвенно вспоминает всех "от века", т.е. во все времена, умерших своих собратьев по вере. По Уставу Православной Церкви такое поминовение усопших совершается по субботам. И это не случайно. Мы знаем, что именно в Великую Субботу, накануне Своего Воскресения, Господь Иисус Христос мертвый пребывал во гробе.

Этот трогательный обычай коренится в глубокой вере православных христиан в то, что человек бессмертен и душа его, однажды родившись, будет жить вечно, что видимая нами смерть - это временный сон, сон для плоти, и время ликования для освобожденной души. Смерти нет, говорит нам Церковь, есть только переход, преставление из этого мира в мир иной... И каждый из нас однажды уже пережил подобный переход. Когда в содроганиях и муках рождения человек покидает уютное лоно матери, он страдает, мучается и кричит. Страдает и трепещет плоть его перед неизвестностью и ужасом грядущей жизни... И как сказано в Евангелии: "Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее, но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир."

Так же страдает и трепещет душа, покидающая уютное лоно своего тела. Но проходит совсем немного времени, и выражение скорби и страдания на лице усопшего исчезает, лик его светлеет и успокаивается. Душа родилась в иной мир! Поэтому-то мы и можем молитвой своей желать нашим умершим близким блаженного упокоения там, в покое и свете, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная...

Поэтому-то, зная о вечном бытии души человеческой "за гранью смерти зримой", мы молимся с надеждой и верой, что молитвы наши помогут душе в ее загробном странствии, укрепят ее в момент страшного последнего выбора между светом и тьмой, защитят от нападения злых сил...

И вот 3 ноября, в субботу, православные христиане соберутся в храмы, чтобы вместе помолиться об "усопших отцех и братиях наших". Первые, о ком мы вспоминаем, молясь об умерших, - наши покойные родители. Поэтому и суббота, посвященная молитвенной памяти почивших, называется "родительской". Таких родительских суббот в течение календарного года - шесть. У родительской субботы 3 ноября есть и еще одно название: "Димитриевская". Суббота названа так по имени воспоминаемого 8 ноября святого великомученика Димитрия Солунского. Установление поминовения в эту субботу принадлежит святому благоверному великому князю Димитрию Донскому, который, совершив после Куликовской битвы поминовение павших на ней воинов, предложил совершать это поминовение ежегодно, в субботу перед 8 ноября.

В дни поминовения усопших православные христиане передают в храм записки с именами своих почивших родственников. При этом нужно помнить, что в эти записки можно заносить имена только тех умерших, которые при жизни были крещены, т.е. являлись членами Церкви. О некрещеных же можно молиться дома или над их могилой на кладбище.

В эти дни свечи положено ставить не к иконам, а к Распятию, на специальный столик, называемый "канун". Свеча есть наша жертва Богу и вместе символ нашей молитвы. Поэтому, когда христиане ставят свечи, они обязательно в этот момент просят Бога об упокоении их близких, называя имена усопших родственников.

Есть еще один добрый обычай в Церкви. В дни поминовения верующие приносят в храм угощение для неимущих. Это угощение освящается во время богослужения и потом раздается всем, кто пожелает. Мы знаем и верим, что человек, получивший это угощение, перед трапезой помолится "о всех зде ныне поминаемых", и к молитве каждого из нас присоединится его благодарная молитва. С этим обычаем связан и другой, подобный ему: подавать милостыню неимущим с просьбой помолиться об усопших.

В последнее время распространилось мнение, что нищие, просящие милостыню, чуть ли не самые богатые из всех нас. Что же, если кого-то это смущает, можно без труда найти среди своих знакомых или соседей человека больного, слабого, одинокого, да еще и живущего на одну убогую пенсию. Может быть, стоит в память о своих умерших родителях принести такому человеку сумку картошки с рынка... Кажется мне, что Бог примет нашу молитву и в такой форме. Только была бы она теплой и искренней, не отравленной горделивым самоодобрением. "Блаженны милостивые; ибо они помилованы будут"(Мф.5,7).

...Смерть таинственна. Каждая пережитая нами смерть близких - тоненькая ниточка от нас в мир иной, к Богу. Подумаем об этом сегодня. Подумаем о любимых людях, которые ушли от нас в вечность. Они ушли, а любовь к ним и нежность и благодарность - остались. Не значит ли это, что души их не исчезли, не растворились в небытии? Что они знают, помнят и слышат нас? Что они нуждаются в нас?..

Подумаем об этом и помолимся о них.

Свящ. Сергей Ганьковский. Статья в газете "Калининградская правда", 3 ноября 1990 г.

Храм св. Владимира, митр. Киевского в г. Королеве Московской обл

31 - ОКТЯБРЯ. ПАМЯТЬ СВЯТОГО АПОСТОЛА И ЕВАНГЕЛИСТА ЛУКИ

удучи врачом, святой апостол и евангелист Лука считал вполне возможным совмещение обязанностей врача с высоким званием апостола и евангелиста. И глубоко заблуждаются те люди, которые считают за грех лечиться у врачей. Они полагают, что если Бог их не спасет, то и врачи не помогут. Действительно, без Божией помощи не помогут даже самые опытные врачи. Но из этого следует не то, что не нужно и грешно приходить во время болезни к врачам, а то, что болеющий должен сначала прибегать с молитвой к Господу, а затем и к врачам.

Есть люди, которые считают, что если человеку суждено от Бога умереть, то он умрет, несмотря на все действия врачей и соблюдение всех мер предосторожности; а если человеку уготовано выздороветь, то ему нечего бояться смерти и можно не лечиться совсем. Такое понятие о судьбе не согласуется с христианским учением, которое наставляет нас во всех наших нуждах обращаться к Богу с молитвой о помощи и прибегать к таинству елеопомазания (соборования). Если же признать мнение таких людей правильным, получается, что Бог определяет нашу судьбу совершенно не обращая внимания на наше поведение, не требуя от нас каких-либо усилий в деле устроения нашей жизни. К тому же, такая точка зрения таит в себе очень большую опасность: не заботясь о выздоровлении, можно ускорить свою смерть и стать виновником в грехе самоубийства. "Тело - храм души". И мы обязаны заботиться о нем, о его здоровье. Святой григорий Богослов говорит: "Если я решусь истомить свое тело, то некого мне будет употребить в сотрудники в добрых делах". И, наконец, есть еще одна причина, по которой некоторые отказываются от врачебной помощи. Якобы святые не одобряли лечить болезни. Но если посмотреть жития, то нетрудно обнаружить, что святые не только лечили сами (преподобные Кир и Иоанн, святые Косма и Дамиан и, конечно, святой евангелист Лука были врачами), но и устраивали больницы (житие святого Феофилакта) и сами прибегали к врачам, если в этом нуждался кто-то из близких (житие Зосимы Финикийского, житие святого Афанасия Афонского).

Итак, нужно помнить, что главный источник исцелений - Господь, к Которому нужно обращаться за помощью прежде всего, и помощь будет дана, если мы очистим свою душу от грехов, в большинстве случаев - главной причины всех наших болезней. А затем уже нужно искать помощи у врачей, которых Господь после нашего покаяния умудрит нам во спасение.

Святому врачу, апостолу и евангелисту Луке молятся в особенности при болезнях глаз. После его мученической кончины (он был повешен язычниками на оливковом дереве) о местонахождении его мощей стало известно по тем исцелениям, которые здесь совершались, особенно исцелениям глазных болезней.

http://orthodox.etel.ru/2001/29/apostol.htm

Пренесение мощей прп. Иоанна Рыльского

"Св. Иоанн жил как истинный ангел в человеческой плоти. Он, достойный всякого прославления, не искал суетной человеческой похвалы. Поэтому и скрывал он свои великие подвиги в глубокие складки неприступной Рилы. Он не жаждал славы, но этим нехотя прославился еще больше. Ибо кто бежит от славы, того слава преследует. А кто гонится за ней, прогоняет ее от себя. Таков духовный закон. Спаситель говорит: "Не может укрыться город, стоящий на верху горы" (Матф. 5:14). Св. Иоанн Рыльский был настоящей духовной крепостью, воздвигнутой на вершинах Рилы. Поэтому он не мог укрыться...

Св. Иоанн был первым игуменом собравшим вокруг себя монахов. Он по-отцовски их наставлял в духовной жизни, и своим примером, и своими словами направляя их к небу. Слабых поддерживал, немощных исцелял, плохих исправлял, добродетельных поощрял и таким образом во всех распалял искру любви к Богу и к ближнему. Так его подвиг в глубоком уединении породил спасение многих. Желая себя спасти, св. Иоанн вел к спасению и других".

Архимандрит Серафим (Алексиев)

http://pravoslavie.domainbg.com/rus/sv.Ioan_Rylski/index.htm

Тропарь Луке, евангелисту

Апостольских деяний сказателя и Евангелия Христова светла списателя, Луку препетаго, славна суща Христове Церкви, песньми священными святаго апостола похвалим, яко врача суща, человеческия немощи, естества недуги и язи душ исцеляюща и молящася непрестанно за души наша.

Месяцеслов

Воскресенье, 28 Октября 2007 года. Неделя 22-я по Пятидесятнице.
Прп. Евфимия Нового, Солунского, Прмч. Лукиана, пресвит. Антиохийского,
Свт. Иоанна, еп. Суздальского, Иконы Божией Матери 'Спорительница хлебов
Понедельник, 29 Октября 2007 года. Седмица 23-я по Пятидесятнице.
Мч. Лонгина сотника, Прп. Лонгина Яренгского, Прп. Лонгина Печерского
Вторник, 30 Октября 2007 года.
Прор. Осии. Прмч. Андрея Критского, Мчч. бесср. Космы и Дамиана,
Прп. Антония Леохновского, Икон Божией Матери 'Прежде Рождества и
по Рождестве Дева' и 'Избавительница'
Среда, 31 Октября 2007 года.
Ап. и ев. Луки, Мч. Марина, Прп. Иосифа, игумена Волоцкого, чудотворца
Четверг, 1 Ноября 2007 года.
Прор. Иоиля, Мч. Уара. Блж. Клеопатры и сына ее Иоанна,
Пренесение мощей прп. Иоанна Рыльского
Пятница, 2 Ноября 2007 года.
Вмч. Артемия, Прав. Артемия Веркольского
Суббота, 3 Ноября 2007 года.
Димитриевская родительская суббота Прп. Илариона Великого,
Прп. Феофила и Иакова Омучских

версия для печати

Рассылка на новости сайта

Читателю предлагается три варианта:
1. Просмотр RSS-новостей сайта на Христианство.ру (для этого кликните на кнопке RSS и читайте страницу новостей)
2. Подписка через RSS, не требующая указания Е-мейл Для этого кликните на кнопке RSS и далее на кнопке "подписаться".
3. Если на странице RSS кнопка "подписаться" отсутствует, это означает, что Ваш браузер не поддерживает RSS Тогда подпишитесь на новости, введя свой Е-мейл ниже.
Рассылка еженедельная, объем не более 10 Кбайт.
Email:


Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет
Rambler's Top100

© Свято-Никольский собор, 2000 - 2010
При использовании материалов ссылка на "Никольский Благовест" с указанием URL
(http://www.nikolay.orthodoxy.ru http://www.nikolski.kz, http://nikolski-sobor.narod.ru) обязательна!

 

Сайт управляется системой uCoz