По благословению Мефодия, Митрополита Астанайского и Алматинского
34 (388), 2007 г.
2000 год | 2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год | 2007 год
номера за все годы - щелкните на нужный год от РХ

"Никольский Благовест" содержит проповеди, сведения о всех православных праздниках, традициях, о православном богослужении, сведения об инославии, апологетику, месяцеслов на каждый день и многое другое.

О Милосердном Самарянине. Блаженный Иоанн Власатый, Ростовский чудотворец. Свт Иоанн Златоуст. Ап. Филипп. Ап. и евангелист Матфей. Прп Никон, игумен Радонежский. О Рождественском посте. Свт Иоанн Милостивый. Патриаршее слово в Успенском соборе Кремля. Месяцеслов.

Неделя 26 по Пятидесятнице

О Милосердном Самарянине

ПРОПОВЕДЬ О ХРИСТИАНСКОМ МИЛОСЕРДИИ

26 ноября 2006 г.

о имя Отца и Сына, и Святаго Духа!

В нынешний воскресный день, братья и сестры, Святая Церковь предложила нашему вниманию притчу Христа Спасителя о милосердном самарянине. Все мы с вами в большинстве своем, я думаю, хорошо знаем эту притчу, знаем о ком и о чем в ней говорится. Однако, несмотря на наше знание этой притчи, сегодня, все таки, необходимо еще раз всем нам вспомнить ее содержание.

В ней Господь говорит о том, как некий человек шел из Иерусалима в Иерихон. Идя по этой дороге, он встретился с разбойниками, которые, раздев, ограбив и избив его, оставили его едва живым лежать при дороге. И вот, находясь в столь тяжелом для себя состоянии, этот человек даже не надеялся на то, что кто-то окажет ему какую-то помощь и поддержку. Несмотря на это он внимательно вглядывался в тех, кто проходил мимо него. А мимо него проходил и священник, а затем левит. Но ни тот, ни другой не оказали ему никакой помощи. Но по этой дороге шел и некто, кто был самарянином. И этот человек, несмотря на то, что между иудеями и самарянами была непримиримая вражда, подходит к этому израненному иудею и не только старается поддержать его словом, но и достает из своего багажа масло и вино, и возливает все это на раны страждущего человека, а затем садит его на своего осла и везет в ближайший город, где поселяется вместе с ним в гостинице и целую ночь продолжает ухаживать за ним.

На утро, когда самарянину надлежит далее отправляться в свой путь, он подходит к хозяину гостиницы и упрашивает его, чтобы тот продолжал смотреть за страждущим человеком и дает ему сполна всё для того, чтобы хозяин имел возможность ухаживать за больным. И при этом он говорит, что если ему чего-либо не хватит, то при возвращении он обязательно зайдет к нему и всё сполна возместит.

Эту притчу Христос произносит неслучайно. Он произносит ее после того, когда к нему с вопросом подходит один законник и задает очень важный для каждого человека вопрос:

- Учитель благий, что мне сделать для того, чтобы наследовать жизнь вечную?

Казалось бы, для законника, то есть человека знающего закон странным было бы задавать подобный вопрос, ибо он знал закон, который был известен еще от Моисея, и мог руководствоваться в своей жизни этим законом. И Господь не прямо отвечает законнику на этот вопрос, а он также спрашивает его:

- А знаешь ли ты Заповеди?

А тот отвечает:

- Конечно! И наибольшая из них "Возлюби Бога своего всем сердцем своим, всей душой своею, всей крепостью своею" и вторая - "Возлюби ближнего своего, как самого себя".

И после этого, законник, искушая Христа, спрашивает Его:

- А кто же ближний мой?

Именно тогда, после этого вопроса Господь и произносит эту самую притчу, которую только что мы с вами вспоминали, - "Притчу о милосердном самарянине". И неслучайно, заканчивая эту притчу, Христос задает вопрос и законнику, и всем тем, кто слушал Его:

- Кто из этих троих был ближний для этого человека?

И законнику ничего не оставалось сказать как то, что тот был ему ближний, кто оказал ему милость.

И в заключение, Господь, обращаясь к законнику и ко всем своим последователям, произносит следующие слова:

- Иди и следуй своим заповедям.

То есть иди и поступай, как тот самарянин.

О чем нас всех, братья и сестры вновь и вновь учит эта притча? - Да, конечно же, она учит всех нас любви и милосердию.

Очень часто в своей жизни мы спрашиваем самих себя:

- А действительно, кто наш ближний? Кого мы должны любить? Кому мы должны благодетельствовать? Кого мы должны окружать своей теплотой и заботой?

И конечно, отвечая на этот вопрос, мы часто говорим самим себе:

- Прежде всего, необходимо любить своих родных и близких. Вот кто по-настоящему является моим близким.

В этой же притче мы с вами видим, что ближним для нас являются даже не наши родители, не наши ближайшие родственники, а ближним для нас является всякий человек, кто нуждается в нашей помощи и в нашей поддержке. Но ведь, чего греха таить, братья и сестры, мы даже, казалось бы, даже своих, наиболее близких к нам людей, наших родственников, не только не любим, но даже иногда ненавидим. Очень часто бывает, к сожалению, так, что дети ненавидят своих родителей, родители проклинают своих детей. И это очень печально. Печально, даже потому, что это нарушение всего Закона Божия.

Вы посмотрите, как гласит одна из заповедей святого пророка Божия Моисея:

"Возлюби отца и мать, и долголетен будешь на земле".

Эта заповедь обращена ко всем детям и родителям. Но, к сожалению, или оттого, что мы не обращаем внимания на эту заповедь, или оттого, что мы думаем, что эта заповедь не имеет к нам никакого отношения, - она относится к кому-то другому, но только не ко мне, мы забываем о ней, о тех отношениях, которые должны складываться в наших семьях. А если нет в наших семьях настоящей любви и уважения друг к другу, то о какой любви к окружающим людям может идти речь? Если мы не любим своих родителей или детей, то как мы можем любить соседа или какого-то своего сослуживца, или даже постороннего человека?

Неслучайно, братья и сестры, в этот воскресный день Святая Церковь вновь напоминает нам эту притчу Христа Спасителя, напоминает с одной единственной целью, напоминает для того, чтобы пробудить в каждом из нас спящую, ну если и не спящую, то дремлющую любовь. Конечно же, все мы должны четко осознать: для того, чтобы любить, необходимо жертвовать собой. А вот, жертвовать собой мы с вами не хотим. Пусть жертвует кто-то другой, но только не я. Зачем мне жертвовать собой ради другого человека. Нет, моя хата с краю, и я ничего не знаю! Я как зашоренная лошадь, - мои глаза закрыты на всё. Тут бы с самим собою разобраться. А какое мне дело до всех окружающих?

Если мы так с вами будем жить, то горе всем нам, горе! Почему? - Да потому, что мы не сможем по-настоящему исполнить свое предназначение. А наше с вами предназначение заключается в том, чтобы быть детьми Божьими. О чем это говорит каждому из нас? - А это должно говорить нам о том, что каждый из нас должен поруганный нами образ Божий и наше поругание Первородным Грехом, нашими совершаемыми повседневно грехами, вернуть, очистить Образ Божий в то состояние, которое он имел до пришествия в этот мир греха. - Вот в чем наше предназначение. Но мы никогда не сможем восстановить этот Образ Божий в себе, если мы не научимся любить.

Мне сейчас вспоминается один эпизод из жизни преподобного Макария Великого. Я думаю, что многие из Вас знают этого величайшего преподобного отца нашей Церкви, и знают, каким величайшим подвигом он стяжал благодать Духа Святаго в своем сердце. Поэтому неслучайно он именуется "Великим".

Однажды, услышав о том, что один из иноков, проживающий в той же пустыне, где жил преподобный Макарий, тяжело заболел, он решил навестить этого монаха. И придя к нему, старался по-человечески утешить и поддержать его в этой тяжелой болезни, понимая, что эта болезнь была смертельной. Зная об этом, преподобный Макарий спрашивает этого инока: - что бы он хотел в своей жизни перед своей смертью? Инок ответил ему, что у него есть одно затаенное желание. Много лет живя в пустыне, он стал забывать вкус лепешки. Ему хотелось бы еще при жизни вкусить хотя бы небольшое количество лепешки.

До города было много десятков верст.

Тогда, Макарий, оставив свою келью, оставив свои монашеские дела и подвиги, берет на себя обязанность идти в город за несколько десятков верст по знойной пустыне для того, чтобы там, в городе приобрести лепешку и принести ее этому умирающему иноку.

Вот так могли любить святые подвижники веры и благочестия, вот так они относились к тем, кто нуждался в их помощи и поддержке.

Совсем иначе относимся мы с вами к окружающим нас людям.

Мне сейчас вспоминается один эпизод, произошедший с одним из священнослужителей нашей Церкви. Однажды этого священника пригласили на кладбище для того, чтобы там была совершена панихида. Кладбище сейчас, как вы знаете, находится в отдалении от города, и для того, чтобы туда добраться священнику пришлось поменять несколько транспортных средств, потому что автобусного или другого прямого сообщения до кладбища не было. Вот так, на перекладных он добрался до этого кладбища и удивился тому, что возле могилы стояло множество автомашин, на которых приехали те, кто пригласил его для совершения этой панихиды. Мало того, после того, как была закончена панихида, начался проливной дождь. Этот священник, естественно, стал спрашивать, - не найдется ли кто, чтобы подвезти его обратно в город? Но оказалось, что те кто был приглашен на эту панихиду, были также приглашены и в ресторан на поминальную трапезу. Поэтому те спешили на ту поминальную трапезу и говорили:

- Вы знаете, мы бы с удовольствием, но нам некогда. Нас там сейчас будут ожидать.

И вот так, под проливным дождем этот священник добирается пешком в город. Вдруг его догоняет какой-то автомобиль. Там сидят два человека - муж и жена. Они открывают дверцу и приглашают его в машину. И когда он уже сел в машину и разговорился, оказалось, что это были просто знакомые того человека, над которым сейчас совершалась панихида, и они также были приглашены в ресторан на поминальную трапезу. К тому же эти люди не были православными в отличие от тех, кто приглашал священника на совершение этой панихиды. Они исповедовали совершенно другую религию.

У священника тогда возник внутренний вопрос: - Кто же оказался мне ближним? - собратья по вере, которые бросили меня, забыли меня в этот проливной дождь, или вот эти самаряне, которые, казалось бы, должны были относиться ко мне с каким-то иным чувством, а они то проявили настоящую любовь и сострадание ко мне.

Братья и сестры, ведь, не праздный вопрос, который мы сейчас обсуждаем, и который мы себе задаем? - К сожалению, это наша с вами реальная жизнь. Казалось бы, все мы с вами православные. Все мы с вами христиане. Все мы с вами знаем, что наш Бог есть Бог любви, и к этой же любви Он призывает каждого из нас.

Но при этом мы все думаем, что хотя мы и христиане, хотя и православные, но должны любить какой-то особой любовью. Какое мне дело до этого страждущего человека? До этого больного или несчастного, - это не главное. Мне главное молебен заказать, свечечку поставить, записочку в алтарь передать... Это меня спасает, а все остальное - нет. Зачем мне жертвовать самим собою? А ведь, вспомните, братья и сестры, как будет совершаться страшный суд? - Господь нас будет спрашивать о количестве свечек, которые мы с вами поставили на подсвечник? Или о количестве поклонов, которые мы с вами совершили? Или о чем-то другом? - Да, братья и сестры, Он будет спрашивать совершенно о другом, Он будет спрашивать:

- Алкал я, - и вы дали мне есть. Жаждал я, - и вы напоили меня. Странником был я - и вы приняли меня. Был я нагим, - и вы одели меня. В темнице, в больнице был, - и вы посетили меня.

И когда скажут люди Христу: - Господи, когда же мы видели Тебя алчущим. жаждущим, нагим и больным? - И что на это ответит Господь? - То, что вы сделали одному из братьев моих меньших, то вы сделали самому Мне.

Вот это, братья и сестры, мы должны с вами постоянно помнить. Мы думаем, что нас что-то спасает. Внешне. Но не это внешнее нравится нашему Спасителю, а внутреннее наше состояние, и наше отношение от этого к окружающим людям.

У Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова есть замечательные слова в его Первом Соборном Послании. Он спрашивает, каждого из нас спрашивает:

- Вы говорите, что вы любите Бога, которого вы не видите, и ненавидите брата своего, которого вы постоянно видите перед собою. Разве можно любить Бога и при этом ненавидеть брата своего? - Конечно же, нет.

Так вот, для того, чтобы всем нам с вами действительно стяжать спасение, - к этому мы призваны, - нам необходимо научиться самому главному: любви, любви, прежде всего к Богу, конечно же. Но любить Бога, не любя человека - невозможно. А значит и учиться любви к окружающим нас людям. Потому что, не только ли мои родственники по крови являются моими близкими? - Нет, братья и сестры, - каждый человек является моим ближним. И это мы видим в сегодняшней притче. Поэтому, неслучайно, священник, обращаясь к каждому из вас, называет вас братьями и сестрами. Потому что все мы братья и сестры во Христе. Все мы являемся ближними друг для друга. И вот, сегодняшний день Церковь совершает память Иоанна Златоуста. Это величайший святитель нашей Церкви, которого Христова Церковь именует Вселенским Учителем. Он жил в IV веке и умер в самом начале V века, в 407 году. В 2007 году мы отмечаем 1600 лет со дня его блаженной кончины. Несмотря на столь большой временной отрезок, 1600 лет - очень большое время, все слова, с которыми к нам обращается святитель Христов Иоанн, являются для нас весьма и весьма поучительными.

Святитель Иоанн так учил и учит нас любви, состраданию и милосердию, и прежде всего, не только словами, но примером своей личной жизни. Когда он был архиепископом Константинопольским, а архиепископ Константинополя в наше время является патриархом Константинопольской Церкви. Так вот, Иоанн Златоуст был патриархом Константинопольской Церкви. Несмотря на свой очень высокий сан, всё то, что полагалось на его расходы как главы Церкви, все эти средства распределялись между страждущими и неимущими людьми. Он открывал странноприимные дома, он открывал, как сейчас говорят, благотворительные салоны, которые питали множество больных и неимущих людей. Сам святитель Иоанн в отличие от многих епископов своей церкви ходил в самой простой одежде. Его подрясник и ряса были сшиты из простого материала, из самого недорогого, потому что, он всё, что имел, раздавал бедным и неимущим людям. Вот так глубоко символично, что память святителя Иоанна Златоуста в этом 2006 году совпала с воскресным днем, когда Святая Церковь напоминает нам о любви и милосердии. И мне бы очень хотелось, братья и сестры, чтобы каждый из нас, взирая на образ святого Иоанна, молясь ему, так же научился любви, милосердию и состраданию ко всем окружающим нас людям, научился тем добродетелям, без которых невозможно войти в царствие Божие.

Господь, обращаясь к каждому из нас, говорит:

- Будьте милосердны, как Отец Ваш Небесный милосерден.

И вот, Новозаветная заповедь также учит нас тому, что милостивые не только будут названы блаженными, но и милостивые помилованы будут.

Все мы с вами знаем эту заповедь: "Блаженны милостивые, яко тии помилованы будут".

Если мы надеемся на то, что Господь помилует и простит нас, если мы надеемся на то, что и для нас с вами Господь откроет двери Своего Небесного Царствия, давайте научимся милосердию и состраданию, научимся любви, без которой невозможно и, поверьте, братья и сестры, нет другого пути достичь Царствия небесного. И опыт многих и многих поколений людей, живших на этой Земле, свидетельствует нам об этом, - не получится нам войти в Царствие Божие, если мы не научимся любви и милосердию. Зная об этом, будем прилагать все усилия для того, чтобы в наших с вами сердцах была настоящая любовь. чтобы мы с вами не делили людей на дальних и ближних, чтобы в каждом человеке мы видели ближнего своего, чтобы нас хватало для того, чтобы пожертвовать собою для блага другого человека.

Конечно, братья и сестры, мы прекрасно понимаем: жертвовать собою ради всех, конечно, невозможно. Почему? - Потому, что мы с вами весьма и весьма ограничены во всем. Но, хотя бы, ради нескольких человек, хотя бы вначале ради самых ближних, то есть родственников наших. Давайте, не откладывая. с сегодняшнего дня во взаимоотношениях с нашими родителями или с нашими детьми, или с нашими какими-то другими родственниками, приложим все усилия для того, чтобы поправить эти отношения, изменить их к лучшему, примириться с нашими родными и близкими. Вот тогда, по-настоящему откроется сердце для любви в отношении наших родственников, и мы тогда будем проявлять такое же отношение ко всем окружающим нас людям. К этому призывает наш Господь.

Помолимся святителю Иоанну Златоустому, помолимся всем святым подвижникам веры и благочестия, помолимся самой Царице Небесной и Господу нашему Иисусу Христу о том, чтобы Господь и нам с вами помогал в этой жизни стяжать любовь в своем сердце. Аминь.

Протоиерей Валерий (Захаров)

Календарь 25 ноября - 1 декабря2007года

25 ноября

Блаженный Иоанн Власатый, Ростовский чудотворец

лаженный Иоанн жил в г. Ростове во дни Иоанна Грозного в образе юродивого Христа ради, не имел постоянного пристанища и только иногда заходил к своему духовному отцу, всехсвятскому священнику Петру. Блаженный Иоанн всегда носил с собой и читал Псалтирь на латинском языке. Кончина блаженного Иоанна последовала 3 сентября 1580 г. Его тело было погребено возле церкви святого Власия. Погребение сопровождалось знамениями: разыгралась сильная буря, сверкали молнии и гремел гром. По преставлении блаженного, многие стали приходить к его гробу, просили святить воду и пили ее, смешивая с песком от гробницы блаженного Иоанна, мазали ею свое болящее тело и по своей вере получали исцеление от различных болезней. Услышав о чудесах при гробе блаженного Иоанна, Ростовский Митрополит Кирилл, удрученный старостью и пораженный тяжкой болезнью, не владея ни рукой, ни ногой, повелел нести себя во Власьевскую церковь к образу святого Иоанна и ко гробу блаженного Иоанна Власатого. Во время молебна, при чтении святого Евангелия, больной святитель сразу почувствовал исцеление от болезни, стал владеть рукой, так что получил возможность священнодействовать и править Ростовской митрополией. При гробе блаженного Иоанна совершалось много чудесных исцелений. Эти чудеса записывались и они сообщались царю Михаилу Феодоровичу. Одним благочестивым купцом, видевшим над собой и над своей семьей милость Божию и многие исцеления, над гробом блаженного была поставлена церковь.

26 ноября

Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский

 

ын благочестивых родителей, мудрый философ и красноречивый оратор, Иоанн всю свою жизнь посвятил спасению душ человеческих, имея особое попечение о немощных и убогих. Иоанн Златоуст оставил после себя Церкви многоценное сокровище - проповеди и церковные беседы, высоко ценимые во всем христианском мире. Святой угодник Божий преставился 14 сентября (406 года) - в день праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня, поэтому Церковь совершает его память 13(26) ноября, 27(9 февраля) января - в день перенесен мощей святого в Константинополь,  где он был аркиепископом, 30(12 февраля) января, когда он чествуется вместе со святителями Василием  Великим и Григорием Богословом.

Архелай, старейшина города Антиохии, страдавший проказой на лице, пришел к святому Иоанну просьбой об исцелении. Наставив его в истинах веры, Иоанн повелел ему омыть чело водой, которую пьют братья в монастыре. Сделав это, больной очистился от проказы и, оставив мир, стал иноком.

27 ноября

Апостол Филипп

илипп из Вифсаиды Галилейской с юношества воспылал горячей любовью к Мессии и желанием увидеть Господа. Уверовав, что Иисус есть истинный Мессия, последовал за Ним. Именно для исправления Филиппа, непознавшего в своем Учителе Божества Его, Господь совершил чудо насыщении пяти тысяч человек пятью хлебами. Причтен Господом к лику 12 избранных апостолов. По Воскресении Сына Божия стал проповедником Христовым в Галилее, Греции, Малой Азии и Сирии. Творил многие чудеса силой Божией, исцелял болезни, воскрешал мертвых. Мученически скончался в царствование римского императора Домициана  в 90 году в 87-летнем возрасте.

Пристав к берегам Азота, Филипп высадился с корабля и был принят в дом одного страннолюбца, по имени Никоклид, у которого была дочь Харитина, страдавшая болезнью глаза. Войдя в дом Никоклида, апостол начал проповедовать присутствовавшим слово Божие, и все с радостью слушали его. В числе слушающих присутствовала и Харитина; она объята была таким духовным восторгом от учения апостола, что забыла даже о болезни своей. Он же, видя такое усердие ее к слову Божию, повелел ей призвать имя Иисуса Христа и приложил руку к болевшему глазу. Как только Харитина исполнила это, в ту же минуту исцелел глаз ее и весь дом Никоклидов уверовал во Христа и принял Святое Крещение.

29 ноября

Апостол и евангелист Матфей

атфей Левий жил в Капернауме Галилейском, занимая должность мытаря. Имея в виду именно Матфея, Господь сказал:

"Не здоровые имеют нужду во враче, но больные.

Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию"

Матфей оставил все свое достояние и пошел за Христом. После Вознесения Господа, проповедовал Слово Божие во многих странах и написал Евангелие.

Страшно разъярился князь Фульвиан и пошел со всем множеством слуг своих, желая сам схватить апостола. Но едва он успел приблизиться к апостолу, как внезапно ослеп и стал просить, чтобы ему дали проводника. Тогда он начал умолять апостола простить ему согрешение его и просветить его ослепленные очи. Апостол, сотворив знамение креста на очах князя, даровал ему прозрение.

30 ноября
Преподобный Никон, игумен Радонежский

одился в г. Юрьеве Польском (т.е. окруженном полями) в 100 км от г. Владимира. В юности, "земную красоту и славу в ничтоже вменив" пришел к преподобному Сергию Радоножескому, но тот отослал его сначала к своему ученику Афанасию Высоцкому. Когда преподобный Никон под руководством Афанасия достиг сана иерея, преподобный Сергий в 1375 г. принял его в свою обитель. Своим нравом и всей своей жизнью преподобный Никон приобрел такую любовь преподобного Сергия, что жил с ним одной келье, и последний незадолго до своей кончины возложил на него игуменство. Достигнув совершенства в подвижнической жизни, он обладал всеми видами того богатства, которым человек богатеет от Бога. Он как бы горел неудержимыим стремлением к жизни по Боге: пищей для него было воздержание, богатством - нестяжательность. Преподобный Никон мирно скончался в 1426 г. В своей земной жизни преподобные Сергий и Никон были особенно близки друг к другу. Эта взаимная близость не оставляет их и в жизни вечной, ибо любовь святых, как любовь Божественная, не подлежит закону времени. Они оба вместе неоднократно являлись и совокупно чудодействовали.

Один из жителей Москвы, по имени Симеон, сильно заболел и уже лежал на смертном одре. Страдая от своей болезни, он начал призывать на помощь святого Сергия. Вдруг перед ним предстали два старца, один из них был Никон, вторым был преподобный Сергий, который ознаменовал болящего крестом, после чего велел Никону взять икону и благословить ею болящего. В это мгновение Симеон почувствовал себя совершенно здоровым.

Особенно много чудес было совершено преподобными во время осады поляками Троицкого монастыря. Однажды Никон явился во сне пономарю Иринарху и сказал ему: "Скажи всем страждущим от болезни, что в сию ночь выпадет снег, и пусть, кто желает исцелиться от болезней, натираются этим снегом". И действительно, ночью выпал снег и кто с верой натерся им, тот  выздоровел. В 1846 г. в больнице жестоко страдал от нервной горячки рясофорный послушник Гавриил, несколько дней он находился без сознания. В бреду он стал мысленно молить преподобных Сергия и Никона о возвращении к жизни, чтобы покаянием приготовиться к вечности, и увидел, что к нему явились Сергий и Никон. Преподобный Сергий сказал Никону: "Помоги!" и тот, только подойдя к больному, наполнил его силой, больной пришел в память, а болезнь миновала.

О Рождественском посте

Об истории установления поста и его значении

Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Уже с IV века свт. Амвросий Медиоланский, Филастрий, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост. В V веке о древности Рождественского поста писал свт. Лев Великий.

Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других - несколько больше. На соборе 1166 г., бывшем при Константинопольском Патриархе Луке и византийском императоре Мануиле, всем христианам было положено хранить пост пред великим праздником Рождества Христова сорок дней.

Как писал Антиохийский Патриарх Вальсамон, "сам Святейший Патриарх сказал, что, хотя дни этих постов (Успенского и Рождественского. - Ред.) не определены правилом, понуждаемся, однако, последовать неписаному церковному преданию и долженствуем поститься... от 15 дня ноября".

Рождественский пост - последний многодневный пост в году. Он начинается 15 (28 по новому стилю) ноября и продолжается до 25 декабря (7 января), длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе, как и Великий пост, Четыредесятницей. Так как заговенье на пост приходится в день памяти св. апостола Филиппа (14 ноября старого стиля), то этот пост называют Филипповым.

Свт. Лев Великий пишет: "Само хранение воздержания запечатлено четырьмя временами, чтобы в течение года мы познали, что непрестанно нуждаемся в очищении и что при рассеянии жизни всегда надо стараться нам постом и милостынею истреблять грех, который приумножается бренностью плоти и нечистотою пожеланий".

По словам свт.  Льва Великого, Рождественский пост есть жертва Богу за собранные плоды. "Как Господь ущедрил нас плодами земли, - пишет Святитель, - так и мы во время этого поста должны быть щедры к бедным".

По словам Симеона Фессалоникийского, "пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое Слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти".

Рождественский пост установлен для того, что мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.

Когда начали праздновать Рождество Христово

Начало этого праздника относится к временам Апостолов. В Апостольских постановлениях говорится: "Храните, братия, дни праздничные, и, во-первых, день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25-й день десятого месяца" (decembri). Там же сказано: "День Рождества Христова да празднуют, в он же нечаемая благодать дана человекам рождением Божия Слова из Марии Девы на спасение миру".

Во втором столетии на день Рождества Христова 25 декабря (юлианского календаря) указывает Климент Александрийский.

В III веке о празднике Рождества Христова упоминает св. Ипполит. В 303 году, во время гонений, которые обрушил на верующих император Диоклетиан, 20 000 никомидийских христиан были сожжено в храме в самый праздник Рождества Христова.

С того времени, когда Церковь получает свободу и делается господствующей в Римской империи, праздник Рождества Христова мы находим во всей Вселенской Церкви, как это можно увидеть из поучений преп. Ефрема Сирина, свт. Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Амвросия, Иоанна Златоуста и других Отцов Церкви IV века на праздник Рождества Христова.

Никифор Каллист, писатель XVII века, в своей церковной истории пишет, что император Юстиниан в VI веке установил праздновать Рождество Христово по всей земле.

В V веке Патриарх Константинопольский Анатолий, в VII веке Софроний и Андрей Иерусалимские, в VIII веке прп. Иоанн Дамаскин, Коcма Маиумский и Герман, Патриарх Цареградский, в IX веке преподобная Кассия и другие, имена которых нам неизвестны, написали для праздника Рождества Христова многие священные песнопения, которые и ныне звучат в храмах для прославления светло празднуемого события.

Как питаться в Рождественский пост

Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов - "все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен (то есть еды, пищи - Ред.), не как от скверных (да не будет сего), а как от неприличных посту и запрещенных Церковью. Брашна, от которых должно воздерживаться в посты, суть: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по различию святых постов".

Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и в Петров пост. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей, и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение) только после вечерни. В остальные же дни - вторник, четверг, суббота и воскресенье - разрешено принимать пищу с растительным маслом.

Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей.

От 20 декабря до 25 декабря (старого стиля) пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется. Между тем именно на эти дни приходится празднование гражданского Нового года, и нам, православным христианам, надо быть особенно собранными, чтобы весельем, винопитием и вкушением пищи не нарушить строгость поста.

Постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно. "Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды", - заповедует Святая Церковь.

Пост телесный без поста духовного ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства от того, что он постится. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора. Пост не цель, а средство - средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой.

Сущность поста выражена в церковном песнопении: "Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, напрасно радуешься неядению, ибо если нет в тебе стремления к исправлению, то возненавидена будешь от Бога, как лживая, и уподобишься злым демонам, никогда не ядущим".

Некоторые считают, что при современном бедственном положении в России, когда не выплачивают зарплату, когда у многих нет денег, пост не тема для разговора. Напомним слово Оптинских старцев: "Не хотят поститься добровольно - будут поститься недобровольно..."

***

По материалам книги "Как провести Рождественский пост, Рождество и святки" - М.: Сретенский монастырь, "Новая книга" - "Ковчег", 1997.

http://www.patriarchia.ru/db/text/165260.html

НАЧАЛСЯ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ

Наступил Рождественский пост, и мы благодарим Бога, что снова готовимся принять участие в тайне пришествия в мир нашего Спасителя. Как говорит святой Феофан Затворник, в течение этого поста мы должны причаститься Тела и Крови Господней так, чтобы ощутить всем своим существом, что Слово стало плотью, и Господь приобщился нашей плоти и крови, став одним из нас.

Сегодня, когда Церковь напоминает нам о необходимости поста и молитвы, хотелось бы сказать о том, что, хотя Рождественский пост и не такой строгий в смысле внешних требований, однако он требует рассудительного отношения.

Прежде всего, мы должны его соблюдать, но, как говорит святой Исаак Сирин, существует мера поста. Надо понимать, что все церковные установления должны соответствовать мере конкретного человека в зависимости от его телесной крепости, возраста, здоровья и других особенностей.

Преподобный Исаак говорит, что чрезмерный пост более вреден, чем несоблюдение поста вообще. Это относится, в первую очередь, к тем любителям поститься, которые хотят сразу очень высоко взойти, имея большое воздержание, не уравновешенное их внутренним состоянием. Почему чрезмерный пост вредней, чем несоблюдение поста? Потому, говорит Преподобный, что человек еще может из несоблюдения поста, из незнания того, как можно правильно духовно жить, прийти к правильному устроению, а вследствие искажений, которые возникают от неумеренного поста, может произойти такое духовное расстройство, которое выправить уже гораздо труднее.

Пост как духовное явление всегда обнажает наше восприятие и добра, и зла, поэтому каждый из нас должен помнить о том, что в течение поста естественно возникают особенные искушения, и мы можем приближаться к Богу, а можем и особенно удаляться от Него вследствие того, что восприятие добра и зла обостряется. Потому преподобная Синклитикия говорит, что пост внешний, который не соответствует мере нашего духовного делания, более вреден, чем полезен, поскольку прежде всего возбуждает в нас тщеславие, в котором все грехи, вместе взятые, и превозношение над другими людьми. То есть одно только внешнее соблюдение поста не приближает нас к Богу и к другому человеку, но, наоборот, удаляет от них. И все другие страсти - раздражение, злоба и всё, что свойственно нам, может особенно ярко вспыхнуть во время поста.

Итак, самое главное, что Церковь напоминает нам о посте: когда мы совершаем телесное воздержание, наше тело, плотяная завеса, отделяющая нас от невидимого мира, как бы утончается, и мы делаемся более восприимчивыми к духовному миру. И если сердце наше не очищено, то естественно, что соприкосновения в этом невидимом мире связаны, в первую очередь, с темными силами. Отсюда все искушения и страсти, которые в течение поста могут только возрастать.

Мы знаем из Священного Писания, из истории Церкви о том, что пост может быть настолько безблагодатным, что может стать прямою противоположностью того, чем он должен быть. В книге Деяний святых Апостолов описывается, каким может быть пост, когда сорок с лишним иудеев заклялись не есть и не пить ничего, то есть хранить самое строжайшее воздержание, пока не убьют апостола Павла. Они были искренне убеждены, что делают дело Божие, и для того, чтобы поддержать в себе огонь ненависти к этому человеку, они хранили свой страшный пост.

И пост, и самоотвержение могут быть темными и гибельными. Мы знаем примеры такой ложной духовности в других религиях, когда аскеза, воздержание хранится именно для питания мнимой духовности, для поддержания чуждого огня в Душе человека. Точно такого же свойства может быть и самоотвержение, и человеческий героизм. Всем известно, что люди неверующие способны на большое самоотвержение и героизм, когда они вдохновляются какой-то ложной идеологией, и готовы даже отдать свою жизнь за нее. В любой ложной религии это самоотвержение, это воздержание и эта отдача себя могут достигать особенно страшных болезненных состояний. Но во всех трагических случаях, которые можно наблюдать и сегодня (скажем, в тоталитарных сектах, куда приходят молодые люди, ничего не знающие о Боге и готовые хранить любой строгий пост и жертвовать всем и всеми), мы видим одну особенность: если бы всем плененным ложной религией людям, не знающим Бога, но способным на гибельный героизм и самоотверженность, открылся истинный Бог, то они не были бы такими теплохладными, каковыми часто являемся мы с вами. Об этой опасности, как самой серьезной, которая грозит нам в последние времена, предупреждает Спаситель. И это будет в Церкви.

Задумаемся с вами об этом. Из года в год мы привыкли хранить пост слишком внешне, слишком формально, часто сводя его к соблюдению одной диеты, не прибавляя молитвы и не углубляясь в осознание своего пути ко Христу, в осознание той тайны, которая открывается нам в это время. К каждому из нас на самом деле приближается Христос, поэтому осознаем еще раз, что худшее из всего, что может быть с нами, это - теплохладность, это - внешнее формальное соблюдение поста. Постараемся с самого начала (не в конце, как это бывает, когда на общей исповеди мы вспоминаем все в завершение поста, называя этот грех прежде всего) углубить наш пост, приближаясь ко Христу не только чтением Священного Писания (в особенности пророков), не только чтением Псалтири и молитв (это обязательно) и более частым посещением храма (это существенно и необходимо), но именно приобщением к самому главному, что есть во Христе, - Его любви. Его причастности к страданию и судьбе каждого живого человека, чтобы тайна Христова Воплощения становилась в течение поста нашим живым знанием. Аминь.

http://orthodox.etel.ru/2000/23/post.htm

Святитель Иоанн Милостивый

Память его празднуется 12/25 ноября.

Святой Иоанн Милостивый родился на Кипре в городе Амафунте в знатной семье и с детства воспитывался в благочестии.

Когда Иоанну было пятнадцать лет, ему привиделась очень красивая девушка с венком из оливковых ветвей на голове, которая назвалась старшей дочерью Великого Царя. "Подружись со мной,- сказала она,- никто не имеет к Царю такого скорого доступа, как я. Увидишь, я испрошу тебе дивную благодать". Размышляя о видении, юноша понял, что это было само Милосердие. "Так значит,- решил он,- надо творить добрые дела и подавать милостыню". Дождавшись рассвета, Иоанн пошел в церковь. По дороге ему встретился раздетый, трясущийся от холода нищий. "Сейчас проверю,- подумал юноша,- какую благодать дает милосердие", - и, сняв верхнюю одежду, отдал нищему.

Не успел Иоанн дойти до церкви, как к нему подошел незнакомец и протянул узелок с сотней золотых монет.

- Друг, возьми и истрать как знаешь,- сказал он.

Юноша взял деньги, потом спохватился и хотел вернуть узелок - но тот человек уже исчез. С тех пор Иоанн всегда щедро подавал милостыню.

Прошло много лет, и он стал патриархом Александрийским. Первым делом Иоанн собрал церковных экономов, ведающих хозяйством и деньгами, и велел им обойти город и переписать всех своих господ.

- Кто же это такие твои господа? - спросили они с удивлением.

- Бедные да убогие,- отвечал патриарх.- Они могут ввести меня в Царствие Небесное.

Экономы переписали всех нищих, найденных на улицах и в больницах. Их оказалось семь с половиной тысяч человек, и Иоанн приказал ежедневно выдавать им деньги на пропитание. Множество людей приходило к патриарху за

помощью: он утешал плачущих, кормил голодных, одевал раздетых, заботился о странниках, опекал больных, выкупал пленников. Но так как слуги не всех допускали к нему, Иоанн, несмотря на свою занятость, по средам и пятницам сам сидел у церковных дверей и принимал просителей. При этом он говорил:

- Если для меня самого не возбранен вход к Господу Богу, с Которым я постоянно беседую в молитвах и у Которого прошу то, в чем имею нужду, неужели мой ближний не может прийти ко мне, грешному, чтобы попросить о чем-нибудь? Недаром в Евангелии сказано: "Какою мерою мерите, такою будет отмерено и вам".

Когда случалось, что никто не обращался к патриарху, он возвращался домой грустный и говорил:

- Сегодня я ничего не приобрел и ничего не принес Богу за свои грехи.

Впрочем, такие дни выпадали очень редко, тем более что Александрию заполонили беженцы-христиане из Сирии и Иерусалима. Как-то раз за подаянием пришли красивые и хорошо одетые девушки, и экономы засомневались, давать ли им деньги.

- Если вы действительно рабы Христовы,- сказал патриарх,- подавайте всем просящим, как велел Христос. Ведь мы отдаем не свое, а Божие, и должны верить, что даже если со всей вселенной в Александрию сойдутся убогие - и тогда церковное имущество не оскудеет.

Сам он отдавал нуждающимся последнее из своих вещей, которых у него и так было немного. Как-то раз к нему пришел один богатый и знатный человек; увидав, каким покрывалом застлана постель патриарха, он прислал ему хорошее, дорогое одеяло. Патриарх укрывался им - но всего одну ночь.

- Ох, Иоанн, Иоанн! - сказал он себе.- Сколько народу пропадает от голода и холода, а ты живешь в хоромах, носишь мягкую одежду, ешь отборную рыбу, да еще укрываешься такой дорогой вещью! Не слишком ли это для тебя? - И послал слугу на рынок - продать подарок и вырученные деньги истратить на одежду для нищих и убогих.

Тот самый вельможа увидел у торговца одеяло, купил и снова послал патриарху, упрашивая оставить его себе. Но святой опять отправил слугу на рынок. И опять повторилась та же история.

- Посмотрим, кто из нас первый устанет: я - продавать или ты - покупать одеяло и снова дарить его мне, - послал Иоанн сказать вельможе.

Однажды патриарх подал страннику шесть серебряных монет. Желая узнать, насколько святой щедр, нищий надел другую одежду и вновь подошел за милостыней. Слуга шепнул Иоанну, что этот человек уже получил от них деньги, но святитель велел подать ему столько же, сколько и в первый раз. А странник снова переоделся и в третий раз попался патриарху на дороге.

- Владыка,- сказал слуга,- он сегодня дважды получал от нас по шести серебряных монет - и опять просит!

- Так подай ему двенадцать,- невозмутимо отвечал Иоанн.- Не Христос ли испытывает нас?

Один купец лишился корабля и всего своего состояния. Когда он пришел к Иоанну за помощью, святитель дал ему пять литр золота.

Купец накупил разного товара, снарядил новый корабль - и снова все потерял. В горе он пришел к Иоанну рассказать о случившемся.

Подумав, патриарх сказал:

- Видно, у тебя было еще другое золото, нечестно заработанное, и ты сложил его вместе с церковным: поэтому погибло и то, и другое.- И дал ему денег вдвое больше прежнего.

Но и в третий раз купец все потерял. После этого он уже не осмеливался показаться на глаза патриарху, а горевал и даже подумывал о самоубийстве.

Прослышав об этом, Иоанн позвал его к себе и сказал:

- Зачем ты отчаиваешься, вместо того чтобы довериться Богу? Думаю, это случилось из-за того, что ты нечестным путем приобрел корабль.- И патриарх приказал дать ему церковный корабль, доверху груженный пшеницей.

Во время плавания внезапно поднялся сильный ветер, разыгрался шторм, и судно понеслось в неизвестном направлении. Но вдруг купец увидел, что сам Иоанн Милостивый стоит на корме и управляет кораблем! Тогда он успокоился, надеясь на молитвы святого. И в самом деле они вскоре пристали к берегу Британии. Там был страшный голод, и купец очень прибыльно продал свой товар, причем половину цены получил за него оловом. На обратном пути он хотел продать олово, но с изумлением увидел, чтооно превратилось в золото. Вернувшись домой, он всем рассказывал об этом удивительном чуде, совершившемся по молитвам милостивого патриарха Иоанна.

Однажды Иоанн услышал о юноше, который осиротел и остался без всяких средств - это было удивительно, потому что его родители славились огромным богатством. Но их щедрость оказалась еще больше: все свое имущество они раздали нищим и убогим.

Первой умерла мать юноши, за ней отец; перед смертью он позвал к себе сына и сказал ему:

- Сынок, у нас осталось только десять литр золота. Ответь, что ты хочешь получить в наследство - деньги или образ Пресвятой Богородицы?

Юноша выбрал икону, а золото было роздано бедным. Он очень нуждался, но не впадал в отчаяние, а день и ночь молился Божией Матери.

Узнав об этом, преподобный Иоанн всей душой полюбил юношу и стал размышлять, как ему помочь. Надумав, он призвал эконома и сказал:

- Возьми старую хартию и напиши предсмертное завещание от имени некоего Феопемпта, так, как будто я и этот бедный юноша находимся в родстве. Потом пойди к нему и скажи: "Знаешь, что ты близкий родственник патриарха? Тебе неприлично так бедствовать! Пойди к Иоанну и напомни ему о себе; а если ты стыдишься, я сам скажу ему об этом".

Эконом исполнил повеление, и, когда он привел юношу к Иоанну, тот обнял его и сказал:

- Знаю, что у моего дяди был сын, но никогда не видел его и очень рад наконец познакомиться с тобой!

Он богато одарил юношу, купил ему дом и женил на девушке из хорошей семьи,

Иоанн не только сам был милостив - по его молитвам становились милостивыми скупцы. Однажды святой взял с собой в больницу - а он два-три раза в неделю навещал больных - епископа по имени Троил. Зная, что у него есть при себе деньги, патриарх сказал:

- Отче, вот тебе случай утешить нуждающуюся братию. Подай им милостыню.

Епископу было жалко денег, но вместе с тем он боялся показаться скупым. Раздав около тридцати литр, он так расстроился, что, придя домой, слег в постель. Иоанн прислал слугу звать его на обед, но епископ сказался больным. Знаяа о причине его болезни, святой Иоанн отправился к Троилу.

- Вот,- сказал он,- я принес деньги, которые одолжил у тебя в больнице. Возьми их и напиши расписку, что награду от Господа, которая предназначалась тебе за милостыню, ты передаешь мне.

Увидев золото, Троил обрадовался, сразу выздоровел, написал расписку, и они отправились к патриарху обедать. Угощая Троила, Иоанн молился, чтобы Господь избавил его от сребролюбия.

Ночью епископ увидел во сне богатый и очень красивый дом, а над дверями - золотую надпись; "Обитель и вечный покой епископа Троила". Он направился было к дому, но тут появился величественный и грозный человек и сказал: "Господь повелел стереть эту надпись и написать: это обитель и вечный покой патриарха Иоанна, который купил их за тридцать литр золота".

Проснувшись, Троил стал горько сожалеть о потерянном доме на небесах и укорять себя в скупости. С того времени он исправился и стал добрым и милостивым.

Иоанн всегда помнил о том, что земная жизнь кратка и временна, и имел память о смерти. Он заказал для себя гроб, но не велел до конца доделывать его; по большим церковным праздникам гробовщики должны были приходить к нему и во всеуслышание говорить:

- Владыка! Гроб твой еще не доделан; прикажи доделать его, так как смерть приходит внезапно, и ты не знаешь, в какой час она тебя настигнет.

И вот этот час приблизился. В то время персы напали на Египет, и Иоанн, помня слова Спасителя: "Когда будут гнать вас из одного города, бегите в другой", решил на время уехать в Константинополь. В дороге он разболелся. Ему явился светозарный человек с золотым скипетром и сказал:

- Царь царей зовет тебя к Себе.

Патриарх понял, что конец его жизни близок. Приплыв на Кипр, он уже не мог продолжать путешествие и в своем родном городе Амафунте с миром преставился ко Господу, Раздав за свою жизнь тысячи литр золота, святитель Иоанн Милостивый не оставил после себя никакого имущества, кроме одной монеты, - и ту он завещал отдать нищим.

http://romanov-murman.narod.ru/detki/zitia

В Успенском Патриаршем соборе совершен молебен по случаю 90-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви

19 ноября в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и сонм архиереев молилились на благодарственном молебне Святителям Московским по случаю 90-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви.

Патриаршее слово в Успенском соборе Кремля

Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, всечестные отцы, матушки игумении, братья и сестры!

Сегодня мы возносили молитвы ко Господу Вседержителю в центральном главном храме нашего Первопрестольного града ― Успенском соборе Московского Кремля.

Здесь, на протяжении почти четырех столетий находили себе упокоение Предстоятели нашей Церкви. Поэтому под сенью этого древнего собора, уповая на милость Божию, Пресвятой Богородицы и предстательством Первосвятителей Московских, трудившихся на ниве Господней, почивающих мощами в этом святом месте, духом же предстоящих у Престола Вседержителя, испрашивали мы Церкви и народу Божию мира, благоденствия, тихого и безмятежного жития, "во всяком благочестии и чистоте".

Нынешнее торжественное молебное пение связано со знаменательным юбилеем в истории Русской Православной Церкви: девяностолетием восстановления Патриаршего престола. Это событие состоялось на Поместном Соборе 1917 года, и было связано в первую очередь с именем святителя и исповедника Патриарха Тихона, а также с именами многих других святых XX века: священномучеников Владимира митрополита Киевского, Вениамина митрополита Петроградского, Петра митрополита Крутицкого, Митрофана, епископа Астраханского, святителя Иллариона архиепископа Верейского.

Вспоминая сегодня эпохальные исторические события, мы должны осознавать, что постановление о возрождении Патриаршего служения в начале двадцатого века явилось не только утверждением канонически правильного церковного устройства, но и стало делом восстановления исторической справедливости и преемственности церковного служения.

Промыслом Божиим Церкви был дарован Патриарх накануне великих испытаний. Она обрела в его лице печальника за весь скорбящий и обремененный невзгодами многострадальный народ наш, а также получила мощное основание для объединения всех, духовно здоровых сил общества.

И сегодня, обращая свой мысленный взор и устремление сердца нашего к угодникам Божиим, стоявшим у кормила церковного корабля во времена нестроений и мира, благоденствия и разорения, спокойствия и нестабильности, и памятуя слова Священного Писания: "Поминайте наставников ваших, ... и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их" (Евр. 13:7) мы воздаем должное их подвигу.

Вместе с тем мы молимся о упокоении Предстоятелей Церкви двадцатого столетия, а также всех, кто трудился на благо Православия, разделяя вместе с ними в трудные годы искушений и преследований все тяготы и невзгоды выпавшие на долю Патриархов прошлого века.

Убежден, что пример святителей Христовых и духовных наставников нашего народа не может потерять своего значения, несмотря на быстро меняющиеся обстоятельства нашей жизни и стремительно бегущий поток времени. Во все времена независимо от политических или экономических реалий, Церковь должна нести в общество мир и стремиться быть объединяющим началом для всего общества.

Задача каждого христианина ― самой жизнью свидетельствовать об Евангельской Истине, неся своим ближним свет Христовой веры и радость жизни с Богом.

Мы возносим им и благодарственные молитвы, находясь в твердой уверенности, что по их святым ходатайствам к Всеблагому Богу и Промыслителю, Церковь Русская хранит чистоту православной веры, находя в ней силу для своей деятельности и утверждаясь в своем служении.

Сердечно поздравляю всех Вас, дорогие собратья архипастыри, досточтимые отцы, братья и сестры с девяностолетием восстановления в Русской Православной Церкви Патриаршего служения.

Пусть Всещедрый Господь, предстательством Пречистой и Преблагословенной Владычице нашей Богородицы, и по молитвам Первосвятителей Московских дарует всем вам многоразличную и всещедрую помощь Свою, укрепляя нас в трудах, во благо Православной Церкви и народов наших, которые мы духовно окормляем.

С праздником всех вас!

http://www.patriarchia.ru/db/text/301645.html

Тропарь Матфею, евангелисту

Усердно от мытницы к звавшему Владыце Христу,
явльшуся на земли человеком за благость,
Тому последовав, апостол избранный явился еси
и благовестник Евангелия вселенней велегласен.
Сего ради чтим честную память твою, Матфее Богоглаголиве,
моли милостиваго Бога
да грехов оставление подаст душам нашим.

Месяцеслов

Воскресенье, 25 Ноября 2007 года. Неделя 26-я по Пятидесятнице.
Свт. Иоанна Милостивого, Патр. Александрийского,
Прп. Нила постника. Прор. Ахии, Блж. Иоанна Власатого, Ростовского,
Иконы Божией Матери 'Милостивая'

Понедельник, 26 Ноября 2007 года. Седмица 27-я по Пятидесятнице.
Свт. Иоанна Златоуста, архиеп. Константинопольского,
Мчч. Антонина, Никифора и Германа, Мц. Манефы

Вторник, 27 Ноября 2007 года.
Ап. Филиппа, Свт. Георгия Паламы, архиеп. Фессалонитского
Заговенье на Рождественский пост

Среда, 28 Ноября 2007 года.
Мчч. и испп. Гурия, Самона и Авива, Мч. Димитрия,

Прп. Паисия Величковского Рождественский пост

Четверг, 29 Ноября 2007 года.
Ап. и Ев. Матфея
Рождественский пост

Пятница, 30 Ноября 2007 года.
Свт. Григория Неокесарийского, Прп. Никона Радонежского,
Лазаря иконописца Рождественский пост

Суббота, 1 Декабря 2007 года.
Мчч. Романа диакона и отрока Варула,
Мчч. Закхея и Алфея Рождественский пост

версия для печати

Рассылка на новости сайта

Читателю предлагается три варианта:
1. Просмотр RSS-новостей сайта на Христианство.ру (для этого кликните на кнопке RSS и читайте страницу новостей)
2. Подписка через RSS, не требующая указания Е-мейл Для этого кликните на кнопке RSS и далее на кнопке "подписаться".
3. Если на странице RSS кнопка "подписаться" отсутствует, это означает, что Ваш браузер не поддерживает RSS Тогда подпишитесь на новости, введя свой Е-мейл ниже.
Рассылка еженедельная, объем не более 10 Кбайт.
Email:


Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет
Rambler's Top100

© Свято-Никольский собор, 2000 - 2010
При использовании материалов ссылка на "Никольский Благовест" с указанием URL
(http://www.nikolay.orthodoxy.ru http://www.nikolski.kz, http://nikolski-sobor.narod.ru) обязательна!

 

Сайт управляется системой uCoz