По благословению Мефодия, Митрополита Астанайского и Алматинского
28 (390), 9 декабря 2007 г.
2000 год | 2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год | 2007 год
номера за все годы - щелкните на нужный год от РХ

"Никольский Благовест" содержит проповеди, сведения о всех православных праздниках, традициях, о православном богослужении, сведения об инославии, апологетику, месяцеслов на каждый день и многое другое.

О согбенной. Икона Знамения Божией Матери. Хронологический список явлений Пресвятой Богородицы. Память ап. Андрея Первозванного. Свт Иннокентий, первый еп. Иркутский, чудотворец. Прп Роман, чудотворец. Прп Стефан Новый. Прав. Филарет Милостивый. Прп Афанасий, затворник Печерский. Рождественский пост. Месяцеслов.

Тропарь
Божией Матери пред иконой Ее 'Знамение'

Яко необоримую стену и источник чудес стяжавше Тя, раби Твои, Богородице Пречистая, сопротивных ополчения низлагаем. Темже молим Тя: мир граду Твоему даруй// и душам нашим велию милость.

О согбенной

 Лк., 71 зач., 13, 10-17

одной из синагог учил Иисус в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний. Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его.

 Господь сегодня в Евангелии снова напоминает нам о необходимости молитвы. Господь, как сказано о Нем, в день субботний по обычаю Своему вошел помолиться в синагогу. Вместе с верующими молящимися людьми приходит Господь. Хотя Он молится в пустыне, в уединенных местах, но приходит и в церковь. Не потому что Он имеет в этом нужду, а для того чтобы показать нам, как мы должны поступать. Каждый воскресный и праздничный день мы должны обязательно быть в храме. Эта заповедь - наряду с самыми главными древними, ставящими предел распада жизни человеческой, такая же, как "не убивай", "не воруй", "не блуди".

Собственно, об этом сегодняшнее Евангелие. Господь исцеляет женщину от тяжкой болезни. Она была одержима духом немощи, была связана сатаною, согнута к земле в течение восемнадцати лет. С трудом она вообще передвигалась. И все-таки пришла в храм Божий.

Как часто приходилось удивляться этому раньше, когда в храме были в основном бабушки. Немощные, дряхлые, действительно, еле ходят, но ни одной службы не пропускают! И утром, и вечером - потому что душа влечется туда, где Господь, где открывается истинная жизнь. И никакая немощь не является для них преградой. Тем более должно быть стыдно нам, когда Бог не отнял еще у нас здоровье, грубо нарушать одну из основных Его заповедей - пропускать праздничные и воскресные богослужения.

Господь совершает чудо над этой женщиной именно ради ее верности заповеди Божией, ради того, что она приходит смиренно в храм помолиться. Хотя она уже ни на что не надеется. Она готова до смерти нести вот это иго своей немощи. Но ей важно прийти туда, где возвещается слово Божие, где дается самое главное для человека. И Господь совершает чудо исцеления за ее любовь к храму, за ее смирение, за то, что с таким терпением в течение столь долгого времени она приходила ко Господу.

В одно мгновение эта женщина исцеляется, выпрямляется и возносит хвалу Господу. А состояние ее, действительно, было ужасное. Согнутая к земле она ходила почти на четвереньках. Издалека можно было подумать, что это движется какое-то животное.

Согнут человек к земле, не может выпрямиться своими собственными силами, поднять лицо к небу, не может даже лицо другого человека увидеть. Только то, что внизу, питает и вдохновляет его. Вся радость его в том, что дает земля. А то, что выше, жизнь вечная, небесная радость - это недостижимо, это ему непонятно. Как животное стал человек вследствие отпадения от Бога, согнут он, хотя физически иногда может голову свою поднимать очень высоко.

Святитель Николай (Велимирович), сербский святой, недавно прославленный Церковью, говорит, что, глядя на это чудо, мы можем понять нелепость учения материалистов, рассуждающих о том, что человек произошел от обезьяны, ходил тысячелетиями на четвереньках и потом постепенно выпрямился. В одно мгновение Господь выпрямляет человека, согнутого к земле. И в одно мгновение Он создает человека таким, каким он и должен быть, чтобы участвовать в радости жизни, созданной для него Господом.

Все видят, как эта женщина выпрямляется и возносит хвалу Господу. И мы видим, кроме чуда этого света, чудо мрака. Как помрачается начальник синагоги, блюститель Божьего закона! Боясь обличить Самого Христа (потому что не находит он для этого внутренних сил), он обращается к народу: "Есть шесть дней, в которые можно исцелять, а седьмой - день покоя, день субботний; и никто не может нарушать этот день".

Смотрите, что происходит. Свет чуда, такой ясный, ослепляет этого учителя веры, и он хочет закрыть этот свет и от других людей. Для него совершенно понятно, что здесь действует Божие чудо, что здесь Сам Бог. Но он хочет превратить это чудо в нечто обыкновенное, ничего не значащее. Внешнее соблюдение правил для него дороже всего на свете, и поэтому он готов ограничить Самого Бога в Его милосердии.

Женщина не надеялась уже ни на что. Господь Сам ее позвал. И Сам, прежде чем она обратилась к Нему, совершил это чудо. Если не подойдет к нам Господь, то мы погибнем в наших грехах. "Истинно говорю вам, - говорит Он Сам, - если вы не узнаете, что это Я - что Моя благодать, Моя сила, Моя любовь действует в этих знамениях и чудесах - то вы погибнете в грехах ваших".

Сегодня Господь показывает, что благочестие и любовь - это одно и то же явление. Смысл благочестия заключается только в любви, в достижении милосердия и сострадания по отношению к другому человеку. Он говорит: если у кого из вас есть скот какой-нибудь, ослик или вол, неужели в день субботний вы не отвяжете его, чтобы отвести к водопою? Каждый человек это делает, потому что дико было бы, жестоко по отношению к животному не напоить его водой. Но неужели эта дщерь Авраамова, которую сатана связал, которая уже в течение восемнадцати лет мучается, неужели нельзя облегчить ее страдания! Не для того ли покой субботы существует, чтобы открылась нам тайна любви и милосердия Божия? Жизнь вечная - вот что такое "покой". И только через сострадание, через любовь, которая есть подлинное благочестие, входим мы в эту жизнь.

Господь обличает сегодня грех лицемерия. Он говорит, что из всех грехов это самый отвратительный. Мы помним, как в Евангелии возвышает Господь Свой голос и многократно говорит: "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры". Он никому из простых людей не говорит эти слова, "горе вам", потому что видит, как страшна внешняя видимость благочестия, которая, по свидетельству святых отцов, явится "тайной беззакония" в самой Церкви. "Человек беззакония" в самой Церкви, по слову апостола Павла, по толкованию святых отцов, сядет, выдавая себя за Бога. Этого лицемерия будем страшиться больше всего.

Тайна чуда заключается, говорит святой праведный Иоанн Кронштадтский, именно в нелицемерной искренней молитве. Когда его спрашивали: "За что Господь Вам дает такой удивительный дар?", он отвечал: "Это просто милость Божия. Я же стараюсь только всегда искренне, от всего сердца молиться и не допускать ни капли фальши или лицемерия в отношениях с Богом и с другими людьми". Там, где эта прямота отношений, там свет Христов, чудо любви Божией раскрывается, там выпрямляются согнутые грехом к земле души.

Мы видим, что женщина, получив чудо исцеления, благодарит Господа. И весь народ изумляется тому, что Господь совершил. Сегодня Господь призывает нас, увидеть, что человек, милостью Божией получивший исцеление, когда выпрямляется его душа, не может не благодарить Бога. Это становится естественным для него. И это есть единственный признак исцеления человека, потому что сам человек не способен приносить хвалу Господу, пока не исцелится его больная душа, неспособная к этой хвале. Благодать Божия, которую приносит в мир Христос, может выпрямить и выпрямляет все, что грех искривил в нашей жизни

Проповеди Протоиерея Александра Шаргунова

http://www.moral.ru/propoved/06_Evang-27-P.html#7

Икона Знамения Божией Матери

ногочисленные туристы любуются древними архитектурными памятниками Великого Новгорода, древними иконами, которых, к сожалению, после лютого лихолетья осталось так мало. Но немного находится приезжих, которые вникают в тот дух, что создал их. Праздное любопытство так далеко от того чувства, с которым создавались эти древние памятники, особенно иконы, в написание которых иконописцы вкладывали свою душу, пытаясь выразить через них свое мировоззрение.

Среди древних русских икон особое место занимает икона Богоматери, именуемая "Знамение". Древние новгородцы ради этой иконы построили собор и назвали его Знаменским.

Икона эта прославилась в 1170 году. В эти далекие времена нелегко жилось нашим предкам. Великокняжеская власть ослабла из-за того, что разделялась между сыновьями великого князя, кроме того, в каждом большом городе был свой князь. Князья спорили и ссорились между собой, отнимали друг у друга уделы, разоряли друг друга и довели Русскую землю до того, что ею, наконец, завладели злые враги - татары, и владычество их длилось более 200 лет.

В это время Великий Новгород достиг большого величия. Обширные владения новгородцев простирались далеко на север и восток. Многочисленные купцы с запада и юга приезжали со своими богатыми товарами и торговали в магазинах, в лавках и на обширном гостином дворе. С иностранными землями новгородцы имели политические и торговые сношения. В это время великим князем был Андрей Георгиевич Боголюбский, с которым новгородцы, особенно, не считались, а по отношению к другим князьям вообще были надменны. Все это вызывало неприязнь к новгородцам у соседей.

Поводом для выступления суздальцев против Новгорода явился спор из-за обладания землей Задвинской (по берегу Северной Двины), берегов и островов Белого моря. Большой отряд суздальцев был разбит новгородцами. Услышав об этом поражении суздальцев, великий князь Андрей Боголюбский не мог простить этого новгородцам. Он решил сокрушить Новгород. К нему присоединились его союзники: князья - Смоленский, Рязанский, Муромский, Торопчане и Половчане со своими дружинами, и, таким образом, собралось огромное войско, в котором было только князей 72 человека. Сам князь Андрей не стал во главе этого войска, а поручил его своему сыну Мстиславу.

Зимою 1170 года огромное войско двинулось на Новгород. Суздальцы были уверены в своей победе, союзники князя суздальского мысленно делили между собой богатства Великого Новгорода. Вся Россия с любопытством ожидала последствий необыкновенного похода. Союзное войско, вступив в новгородские владения, предавало все огню и мечу, не щадя ни возраста, ни пола, ни состояния. Неприятели оставляли за собой на расстоянии трехсот верст один пепел и трупы. Новгородцы не могли не ужаснуться грозной для них вести о предстоящем неравном бое со всей землей русской. Архиепископ Иоанн советовал юному князю Роману и посаднику Якуну употребить все меры благоразумия, добиваться мира с неприятелем, чтобы не проливать кровь. Неоднократно новгородцы вступали в переговоры с суздальцами, желая заключить мир, но посланные для мирных переговоров возвращались с ответом, что пощады не будет Новгороду. Получив гордый отказ на свои мирные предложения, новгородцы поручили свою судьбу Божественному Промыслу, и, в то же время, приняли все меры для защиты города.

22 февраля 1170 года явились пред стенами Новгорода грозные силы князя Суздальского и его союзников. Новгородцы при виде грозного врага клялись умереть за храм святой Софии. Все новгородцы, которые могли носить оружие, вооружились. Слабые старики, жены, дети день и ночь молились в растворенных храмах новгородского детинца. С чисто человеческой точки зрения Новгород не мог противостоять столь многочисленной рати и не мог быть спасен одними своими силами. Новгород ожидал помощи свыше, и она не замедлила явиться.

Два дня беспрерывно длилась ожесточенная битва, плач и церковные песнопения слились в одно. Смерть летала над головою осажденных. Но в эти тяжкие часы над судьбою Новгорода неусыпно бодрствовал ангел-хранитель своей отчизны - владыка Иоанн, великий муж Церкви и своего народа. Он - то   ободрял защитников града, не щадя собственной жизни, то молился со слезами Премилосердному Богу о спасении своей паствы. В третью ночь, когда все знали, что следующий день должен решить судьбу города, святитель по обыкновению стоял на молитве перед образом Спасителя, и со слезами взывал к небесному Владыке об избавлении города, вдруг почувствовал необычайный трепет и услышал голос, как бы исходящий от иконы, перед которой он молился. Голос говорил: "Иди в церковь Господа нашего Иисуса Христа, что на Ильиной улице, возьми там образ Пресвятой Богородицы, вознеси его на городские стены против неприятелей и тотчас узришь Божие спасение".

Святитель, услышав небесный голос, исполнился великой радости и всю ту ночь провел без сна в теплой молитве, а когда наступило утро, собрал все духовенство, старейшин города и рассказал им о чудесном голосе. Точно молния, радостная весть облетела весь города. Все ободрились духом, в сердцах воскресла надежда на спасение.

Архиепископ Иоанн посылает в Спасову церковь, что на Ильиной улице, своего протодьякона с другими священнослужителями, чтобы они принесли в Софийский собор святую икону Владычицы, а сам начал служить молебен в соборе. Посланный архипастырем протодьякон, пришедши в храм Спасов, в котором стояла икона Богородицы, совершил перед нею благоговейное поклонение и хотел взять ее. Но тут совершилось чудо: при всех дерзновенных усилиях, протодьякон не только не смог взять икону, но даже не мог сдвинуть ее с места и, возвратясь в собор, с ужасом рассказал об этом.

Святитель Христов Иоанн, услышав об этом, "довольно о невежестве своем плакал, что не пошел сам за иконой, и тотчас же повелел звонить во все колокола, взять святые иконы, кресты и хоругви и в сопровождении духовенства и множества народа крестным ходом пошел в Спасову церковь. Здесь он пал перед иконой Божией Матери и стал со слезами молиться Ей. Затем стали служить молебен. Множество народа, окружив маленькую церковь, едва вмещавшую духовенство, молились с воплем и слезами, все знали, что еще день и решится судьба Великого Новгорода. Когда же по шестой песни запели кондак: "Предстательство христиан непостыдное", святая икона Богоматери вдруг сама собою заколебалась и пошла по воздуху.

Тысячи голосов радостно воскликнули: "Господи помилуй!" С благоговением принял святитель чудотворную икону на свои руки, облобызал ее и передал нести двум диаконам. С торжественным пением понесли икону на городскую стену и поставили ее на виду врагов, где внизу кипела жестокая битва. Народ со слезами молился Царице Небесной о пощаде города. Был полдень. Тучи стрел летели на стену. Вдруг одна стрела вонзилась в икону Богоматери. Лик Пречистой обратился к городу, и святитель увидел, что из очей Владычицы текут слезы на его фелонь+ "О дивное чудо! - воскликнул он. - Как из сухого дерева источает слезы Царица Небесная? Она являет нам знамение, что со слезами молится Сыну и Богу Своему об избавлении нашего города+" Невозможно словами изобразить то воодушевление, которое овладело в эту минуту народом, с какою крепкою верою он молился в это время. А на врагов напал трепет и страх, их покрыла тьма, и в смятении они стали убивать друг друга. Новгородцы, увидев такое смятение во вражеском лагере, смело устремились на неприятеля, произошла ужасная кровопролитная битва, и суздальцы были разбиты.

После такой славной победы святитель Иоанн проводил икону Божией Матери обратно на Ильину улицу и с великою честью и со многим молением поставил в том же храме Спасителя, и с того времени ее стали звать Знаменской. На этой иконе под левым глазом Богоматери и сейчас можно видеть пятно от стрелы, пущенной суздальским воином.

В настоящее время этот чудотворный образ Божией Матери Знамение находится в Софийском соборе города Новгорода.

автор: Протоиерей Анатолий Малинин
Thu, 8 Dec 2005, 02:00

http://www.pravmir.ru/article_1533.html

Хронологический список явлений Пресвятой Богородицы и Ее прославления в знамениях, чудесах и иконах Русской Православной Церкви (1917-1997 гг.)

1943 - Явление Пресвятой Богородицы митр. Гор Ливанских Илие Караму с обетованием победы России в Великой Отечественной войне.

1943, август - Явление Пресвятой Богородицы во время сражения на Курской дуге.

1988, 16 ноября - Начало мироточения Казанской иконы Пресвятой Богородицы во Введенском соборе Оптиной пустыни.

1989 - Начало богослужения в Успенском соборе Московского Кремля.

1991, 18 июля - Священный Синод благословил возобновление Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря Нижегородской епархии - четвертого удела Пресвятой Богородицы. 23 июля - 1 августа 1991 г. состоялось перенесение из Москвы в Дивеево честных мощей прп. Серафима, которое возглавил Святейший Патриарх Алексий II.

1991, 15 августа - Возвращение Русской Православной Церкви новгородского Софийского кафедрального собора и чудотворной Новгородской иконы Пресвятой Богородицы "Знамение".

1991-1992 - Начало богослужений в Казанском соборе Санкт-Петербурга.

1992 - Амурский областной краеведческий музей возвратил Русской Православной Церкви (Благовещенская епархия) чудотворную Албазинскую икону Пресвятой Богородицы.

1992, апрель - Икона Пресвятой Богородицы "Умиление", келейная прп. Серафима, возвращена в Дивеевскую обитель.

1992, 26 мая - Начало источения мира в Троицком соборе рижского Свято-Троицкого Сергиева женского монастыря от икон: Смоленской Божией Матери, прп. Сергия Радонежского, арх. Михаила, прп. Иоанна Лествичника, "Всех скорбящих Радосте", Введение во храм Пресвятой Богородицы и других.

1992, сер. июня - Начало источения мира в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы г. Уфы от икон: Спасителя, Иверской иконы Пресвятой Богородицы афонского письма, прп. Серафима Саровского, иконы Пресвятой Богородицы "Взыскание погибших" афонского письма, иконы Пресвятой Богородицы Табынская, иконы "Усекновение главы св. Иоанна Предтечи", иконы апостолов Петра и Павла.

1993, февраль - В возрождающийся Успенский Княгинин женский монастырь в г. Владимире возвращена чудотворная Боголюбская икона Пресвятой Богородицы.

1993, 7 апреля - Патриарх Московский и всея Руси Алексий II впервые после 1918 г. совершил богослужение в Благовещенском соборе Московского Кремля.

1993, 3 октября - В воскресенье в Богоявленском кафедральном соборе Святейшим Патриархом Алексием II в сослужении с членами Священного Синода при многотысячном участии верующих были совершены Божественная литургия и молебен перед чудотворным Владимирским образом Пресвятой Богородицы специально доставленным из Третьяковской галереи в связи с политическим кризисом в стране. Святейший Патриарх коленопреклоненно прочитал перед иконой молитву свт. Тихона, Патриарха Всероссийского, "О спасении державы Российския и утолении в ней раздоров и нестроений".

1993, 4 ноября - В день праздника Казанской иконы Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил и возглавил первое богослужение в воссозданном на Красной площади Казанском соборе (построен в 1635 г. князем Димитрием Пожарским в память об избавлении Москвы от иноземного нашествия и о прекращении смуты в России).

1993, 17 декабря - Чудотворная Толгская икона Пресвятой Богородицы возвращена из музея в Толгский женский монастырь Ярославской епархии при посещении Патриархом Московским и всея Руси Алексием II Ярославской епархии.

1993, 18 декабря - Истечение слез из иконы Пресвятой Богородицы в селе Боян Черновицкой области.

1994, 3 июня - В день праздника Владимирской иконы Пресвятой Богородицы чудотворная икона на время богослужения была перенесена из Третьяковской галереи в Успенский патриарший собор Московского Кремля.

1994, (июнь?) - Начало мироточения двух икон Пресвятой Богородицы в женском Скоропослушницком монастыре, что в г. Печора (Республика Коми) Архангельской епархии.

1994, 2 июля - Начало мироточения от Казанской иконы Пресвятой Богородицы, находящейся в приделе новомучеников Казанской церкви с. Пучково Нарофоминского р-на Московской обл.

1994, 11 декабря - Начало мироточения икон свт. Николая и Христа Спасителя в Никольском храме с. Завьялово в Удмуртии.

1995, 8 (26 августа) сентября - В Москве в связи с празднованием 600-летия Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы состоялся крестный ход из Кремля в Сретенский мужской монастырь, который возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

1995, 26(13) октября - Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил восстановленные в центре Москвы Иверскую часовню и Воскресенские ворота. К этому дню со Святой горы Афон был доставлен в Москву список Иверской иконы Пресвятой Богородицы, написанный иером. Лукой с древнего чудотворного образа, находящегося в Иверском монастыре.

1996, 10 августа - В день празднования Смоленской иконы Пресвятой Богородицы в Сантахамина (Хельсинки, Финляндия) состоялась церемония возвращения списка Смоленской иконы Божией Матери на памятник 63 российским матросам и солдатам, погибшим 10-11 августа 1855 г. при бомбардировке крепости Свеаборг англо-французским флотом, когда крепостная артиллерия и корабли Балтийского флота предотвратили прорыв неприятельских кораблей в Финский залив.

 

 

13 декабря - память апостола Андрея Первозванного

в. апостол Андрей родился в городе Вифсаиде в Галилее. Эта северная часть Святой Земли отличалась плодородием и живописностью, а жители ее - добродушием и гостеприимством. Галилеяне легко уживались с греками, во множестве населявшими их страну, многие говорили по-гречески и даже носили греческие имена. Имя Андрей - греческое и в переводе значит "мужественный".

Впоследствии апостол жил вместе со своим братом Симоном (Петром) в Капернауме, на берегу Геннисаретского озера, доставляя себе средства к существованию ловлей рыбы. Уже с юных лет апостол Андрей отличался молитвенной устремленностью к Богу. Он не вступил в брак, а стал учеником св. пророка Иоанна Крестителя, возвестившего о Боговоплощении. Когда св. Иоанн Креститель указал на Иордане свв. апостолам Андрею и Иоанну Богослову на Иисуса Христа, называя Его Агнцем Божиим, они незамедлительно последовали за Господом.

Как повествуется в Евангелии, св. апостол Андрей не только первым последовал на призыв Господа, отчего ему усвоено имя Первозванный, но он был также первым из апостолов, который исповедовал Его Спасителем, приведя ко Христу своего брата Симона, будущего апостола Петра.

Из Евангелия мы узнаем, что св. апостол Андрей был вместе с Господом Иисусом Христом во время чуда с пятью хлебами, насытившими пять тысяч человек (Ин. 6, 8-9), говорил с Господом в Вербное воскресенье (Ин. 12, 22), вопрошал Его вместе с апостолами Петром, Иаковом и Иоанном на Елеонской горе о будущем разрушении Иерусалима и о признаках Второго Пришествия Спасителя (Мк. 13,3-4; Мф. 24,1-14; Лк. 21,5-19).

После Воскрешения и Вознесения Христова, свидетелем которого также был св. Андрей, он возвратился в Иерусалим. Здесь в день Пятидесятницы вместе с другими апостолами и Пресвятой Богородицей апостол Андрей исполнился Духа Святого (Деян. 1, 13; 2, 1-4), как предсказал сам Господь.

С проповедью Слова Божия св. апостол Андрей совершил несколько путешествий, в этот период он трижды возвращался в Иерусалим. Как сообщает историк Евсевий Кесарийский: "Фома был избран для Парфии, Иоанн для Азии; а Андрей получил в удел Скифию".

Свое третье путешествие св. апостол Андрей Первозванный совершил в Херсонес, где и пробыл довольно долгое время. В летописи сохранилось описание пути апостола Андрея. В этих краях он проповедовал многократно, предание указывает на углубление на камне, образовавшееся от стопы апостола, вода, которая в нем собиралась, исцеляла больных. До наших времен сохранились развалины древних храмов, чьи основания восходят к I в., а среди них - следы древнейшего храма Святого Андрея с высеченным на скале престолом его имени.

Отсюда апостол Андрей совершил свое путешествие по Днепру, который тогда назывался Борисфеном. По откровению Божию, святой остановился в тех местах, где сейчас находится город Киев. После ночи, проведенной в молитве, св. апостол водрузил Крест и, исполненный пророческого духа, сказал своим ученикам: "Видите эти горы? На горах этих воссияет благодать Божия: будет здесь город большой, а в нем воздвигнет Господь много церквей".

По преданию, продвигаясь дальше на север, апостол Андрей дошел до поселений славян на место будущего Новгорода. Отсюда апостол Андрей через земли варягов прошел в Рим, а затем посетил Фракию. Здесь в небольшом селении Византии, в будущем Константинополе, он основал христианскую Церковь, посвятив во епископа одного из семидесяти апостолов Христовых - Стахия. Так имя апостола Андрея связывает Константинопольскую и Русскую Православные Церкви.

На своем пути благовестника Первозванный апостол претерпел много печалей и мук от язычников: его изгоняли из городов, избивали. В Синопе его побили камнями, но, оставшись невредимым, верный ученик Христов неустанно нес людям проповедь о Спасителе. По молитвам апостола, Господь совершал чудеса. Трудами святого апостола Андрея возникали христианские Церкви, которым он ставил епископов и священство.

Последним городом, куда пришел Андрей Первозванный и где ему суждено было принять мученическую кончину, был город Патры, ахайский город при входе в Коринфский залив.

Многие чудеса Господь явил через ученика Своего здесь. Недужные исцелялись, слепые прозревали. По молитве апостола, выздоровел тяжело больной Сосий, знатный горожанин; наложением апостольских рук исцелилась Максимилла, жена правителя Патрского, и его брат Стратоклий. Совершённые апостолом чудеса и его пламенное слово просветили истинной верой почти всех граждан города Патры и побудили принимать святое Крещение. Однако правитель города проконсул Эгеат оставался закоренелым язычником.

Апостол Андрей не раз обращался к нему со словами Благовестия. Но даже чудеса апостола не вразумляли Эгеата. Святой апостол с любовью и смирением взывал к его душе, стремясь открыть ему христианскую тайну вечной жизни, чудотворную силу Святого Креста Господня. Но Разгневанный Эгеат приказал распять апостола. Тот, нисколько не устрашившись приговора, во вдохновенной проповеди раскрыл перед собравшимися духовную силу и значение крестных страданий Спасителя.

Правитель Егеат не поверил проповеди апостола, назвав его учение безумием. Затем он велел распять апостола так, чтобы он подольше страдал. Святого Андрея привязав ко кресту, не вбивая гвоздей в его руки и ноги, чтобы не вызвать скорой смерти. Несправедливый приговор Егеата вызвал в народе возмущение, тем не менее этот приговор остался в силе.

По преданию, крест, на котором был распят св. апостол Андрей, был особой формы - имел вид римской цифры X. Такой крест и ныне носит название Андреевского.

Два дня святой Апостол с креста учил собравшихся горожан. Слушавшие его люди сострадали мученику и потребовали снять его с креста. Опасаясь восстания, правитель приказал прекратить казнь. Но Андрей Первозванный, желавший крестной смерти за Господа, молился: "Господи Иисусе Христе, приими дух мой". Воины не смогли развязать руки мученика. Внезапно яркое сияние осветило крест, и когда оно прекратилось, люди увидели, что святой Апостол уже передал душу Господу. Максимилла, жена правителя, сняла со креста тело Апостола и с честью погребла его.

Случилось это в 62 г. В 357 г. при императоре Константине Великом мощи св. апостола были торжественно перенесены в Константинополь и положены в храме Святых Апостолов рядом с мощами св. евангелиста Луки и ученика апостола Павла - апостола Тимофея. По взятии Константинополя крестоносцами в 1208 г. мощи св. Андрея были перевезены в Италию и помещены в кафедральном соборе в Амальфи. При Папе Римском Пие II в 1458 г. честная глава св. апостола была перенесена в Рим и положена в соборе Святого Петра.

За это время на Руси свершилось пророческое предсказание апостола: был построен город Киев, Русь приняла святое Крещение, в 1086 г. в Киеве при князе Всеволоде Ярославиче была заложена церковь во имя св. апостола Андрея Первозванного.

Русская Церковь, приняв веру из Византии, епископы которой ведут преемство от апостола Андрея, тоже считает себя его преемницей. Вот почему память святого Андрея Первозванного так торжественно почиталась в дореволюционной России.

Император Петр I учредил в честь апостола Андрея первый и высший орден, который давался в награду сановникам государства. С петровских времен русский флот сделал своим стягом Андреевский флаг, на белом фоне голубой крест формы X, под сенью которого русские одержали множество побед.

http://www.patriarchia.ru/db/text/67687.html

9 декабря

Святитель Иннокентий, первый епископ Иркутский, чудотворец

вятитель происходил из рода дворян Кульчицких, переселившихся с Волыни в Черниговскую губернию. Получил образование в Киевском Братском училище. В Киево-Печерской лавре он в 1708 году принял иночество и сан священства. С 1710 г. он преподавал словесность, философию, математику, нравственное богословие в Московской Славяно-Греко-Латинской  Академии. С конца 1720 г. он был наместником Александро-Невской лавры, в 1721 г. - поставлен во епископа Переславского и назначен в русскую Пекинскую миссию, но в результате происков иезуитов не был принят Китайским правительством и почти 5 лет провел в Селингенске, проповедуя слово Божие инородцам. В 1727г. он был назначен епископом Иркутским и много потрудился над обращением в христианство бурятов, якутов и тунгусов. Святой Иннокентий привлекал к себе своей простотой, общедоступностью, полной нестяжательностью, трудолюбием, кротостью, христианским смирением, незлобием, любовью к подвижничеству и для своих пасомых служил высоким образцом нравственной чистоты и святости. Суровый климат Сибири надломил здоровье святого Иннокентия. Он скончался 27 ноября 1731 г. и был погребен в ТихвинскоЙ церкви Вознесенского монастыря близ Иркутстка. В 1764г. по случаю работ в церкви его мощи были обретены нетленныими и перенесены соборный храм того же Вознесенского монастыря. Святые мощи прославились многими чудесами и исцелениями. В 1905 г. в Иркутской епархии было совершено торжественное празднование столетия со дня открытия святых и многоцелебных мощей святителя и чудотворца Иннокентия. Много храмов Божиих в Восточной Сибири посвящено его имени, многие христиане носят его святое имя, горячие моления возносятся к нему в семьях и одиночестве, в горе и радости, в редком доме верующих нет его икон; из самых отдаленных мест множество здоровых и больных, страждущик и радостных притекают с молитвой к святым мощам, присылаются тысячи просительных писем о молитве у целебных мощей святителя Иннокентия.

10 декабря

Преподобный Роман, чудотворец

Родился в городе Росе, близ Антиохии. Достигнув зрелого возраста, затворился вне города в малой келье, где пробыл до старости не имея при этом огня. Он носил власяницу и под ней тяжелые железные оковы, питался хлебом и водой. За все сие святой Роман сподобился такой божественной благодати, что исцелял различные недуги и по молитве его многие бездетные женщины были разрешены от бесплодия. Мирно скончался в глубокой старости (V в).

11 декабря

Преподобный Стефан Новый

Родился в Константинополе, в семье благочестивых родителей, давших обет посвятить его Богу. Еще в отрочестве он вступил в иночество и подвизался на Авксентьевой горе вблизи Царьграда. Прославился высоконравственной благочестивой жизнью и благотворительностью. При императоре Константине Копрониме преподобный Стефан, на 53 году жизни, пострадал за святые иконы: он был заключен в темницу, подвергся истязаниям и, наконец, влачимый по улицам Царьграда, скончался от удара бревном в голову в 767 г. За великие подвиги святого Бог прославил его и дал ему дар чудотворения. Так, блаженный Стефан отверз очи слепому, освободил от лукавого духа бесноватого юношу, исцелил кровоточивую, помолившись над ней, не раз прекращал бурю на море. Излечил находящегося при смерти игумена Филиппикова монастыря, помолившись над ним и прикоснувшись к нему рукой, И ныне блаженный преподобный мученик Стефан, как неповинный и чистый сердцем, зрит Бога в Троице Единого, Отца и Сына и Святого духа, Которому слава во веки.

13 декабря

Апостол Андрей Первозванный

вятой Андрей из Вифсаиды был назван Первозванным, потому что первый из всех апостолов последовал за Христом. Привел к Нему и своего брата Симона (Петра). По Воскресении Господа прошел, проповедуя Христову веру, многие страны и дошел до Киевских гор, где, по преданию, водрузил крест, предвозвещавший Святое Крещение Российской земли. Св. апостол отошел ко Господу 30 ноября. Второй день памяти - 30 (13 июля) июня.

Пройдя многия страны, он достиг Пелопонеса и, войдя в Ахайский город Патры, остановился у одного почтенного мужа, по имени Сосия; восставил его с одра болезни и после того обратил к Христу весь этот город Патры. В то же время уверовала во Христа и жена местного правителя Егеата Антипата, по имени Максимилла, освободившись от тяжелых оков недуга и получив скорое исцеление. И мудрый Стратоклий, брат Антипатов и многие иные, одержимые различными недугами, выздоровели через возложение рук апостола.

14 декабря

Праведный Филарет Милостивый

Он жил в Амнии (Малая Азия). Св. Филарет с юношеских лет, обладая большим богатством, доставшемся ему от родителей щедро одарял нищих, вдов и сирот и никогда не отказывал ни одному нуждающемуся, за что и был прозван "милостивым". Нищелюбие праведника простиралось так далеко, что он сам, наконец, обнищал, но и в этом состоянии все еще продолжал помогать неимущим. Так, однажды, не имея уже ничего более, св. Филарет снял с себя верхнюю одежду и отдал нищему. За такую добродетель Господь наградил потомков св. Филарета богатством. Одна из его внучек, Мария, стала супругой императора Константина Багрянородного. Скончался праведный Филарет в глубокой старости в 792 году и был погребен в Царьграде, в обители Суда. При гробе его совершались многие чудеса и исцеления.

15 декабря

Преподобный Афанасий, затворник Печерский, в Ближних пещерах

Он подвизался иноком в Печерской обители в Киеве и после долгой болезни скончался. Братия уже приготовила его к погребению, но когда на третий день после его кончины они вошли к нему в келью, то нашли его сидящем и горько плачущим. Когда они стали вопрошать прп. Афанасия, что с ним произошло, то он только увещевал их к молитве, покаянию и послушанию во всем игумену и затем затворился  в тесной пещере, в которой и подвизался еще 12 лет. Скончался он около 1176 г.

http://bogolub.narod.ru/calendar/december/15dec.htm

Рождественский пост. Добрый путь - добрые помыслы

Раньше, в далеком и наивном детстве, имелась у меня маленькая зимняя радость - встреча с первой пушистой елочкой. То ли это были радивые продавцы, еще задолго до новогоднего праздника обряжавшие в магазине елку в шары да гирлянды, то ли где-то в окошке напротив вспыхивали вдруг разноцветные лампочки, то ли в метро над головами спешащих людей вдруг проплывала зимняя красавица, поддерживаемая бережными руками - домой, к детям, к их безграничной радости... Потом-то я привыкала. Но самая первая елочка была благой вестью моему нетерпеливому сердцу - скоро Новый год!

Теперь на моем "спидометре" много верст понакручено, и уже грамотная, от зубов отскакивают знания про все и вся. Знаю, что Новый год православные люди отмечают без шума и веселья, потому что не он наш главный праздник зимы. Наш главный - Рождество Христово - чуть позже Нового года, самую малость потерпеть. Но слово "Рождество" задолго до самого праздника, как случайная елочка моего детства, не сходит с уст православных христиан. Вернее не Рождество, а - рождественский.

- С постом тебя с Рождественским!

- Вот и Рождественский пост подоспел...

- Рождественский пост на дворе, надо нам настороже к себе быть.

Рождественский пост... Еще не Рождество, а мы произносим это слово охотно. Еще нам до него шагать и шагать, листая версты-листочки календарные. И что интересно - нет привычки. Сколько раз уже, слава Тебе, Господи, вступаю на дорогу, ведущую к Рождеству. Дорогу, именуемую Рождественским постом. А всегда как вновь. Всегда волнуюсь, радуюсь и - робею. Как оно будет, каким окажется на этот раз моя дорога, какими встречами благословит Господь, какие испытания пошлет, какими радостями утешит?

Пост не особенно строг, разрешается вкушать рыбу. Но мы подчас усматриваем в этом послаблении возможность не очень-то напрягаться. Рыбы сейчас в магазинах! Широкий выбор у нынешних рыботорговцев, глаза разбегаются - копченая, заливная, соленая, свежая... вот тебе и пост, вот тебе и особый "подвиг" духовного возрастания. А может, это еще одна Господняя милость к нам, немощным? Но не в том милость, чтобы накушаться всяческой рыбки впрок и надолго, а чтобы силы, высвободившиеся от нестрого поста, направить, наконец, на борение с изнуряющими, въевшимися в плоть и кровь грехами?

Взять хотя бы такой "пустяк" как телефонные разговоры. Ведь за две-три минуты можно спокойно сказать все, что мы развозим на сорок минут, а то и на "добрый" час. Почему? А судачим, перемываем косточки, одно и то же повторяем. А потом сетуем - времени не хватает, нет минуточки к сыну в дневник заглянуть, с дочкой о сокровенном пошептаться, умную книгу почитать, помолиться толком. Господи, прости нас, грешных.... Беда нашего бытия - досужие разговоры. Пустяковый такой недуг, а как репей на нашем придорожном костюме. Нестрогий пост, рыба благословляется... Но в остальном строг. И пересуды, сплетни, многоглаголанье никто нам в этот нестрогий пост, как рыбу, не благословлял.

Больше месяца длится Рождественский пост. За это время вполне можно одолеть полезный навык доброго молчания. Спросили - ответили. Спорят - не встревай со своим скорым мнением, надо сказать - скажи коротко, без размазывания темы по чужим мозгам, не испытывая терпения близких своими занудными постулатами. А ведь до чего мы лукавы!

- Не в осуждение говорю, а в рассуждение, - смиренно губы подожмем, глаза долу опустим да и пойдем месить чужую грязь по чужим душам-потемкам. Нестрогий пост. Да строго спросит Господь и за эту долгую дорогу к празднику. Денечки быстро бегут, безвозвратно. Вчерашний день искать - дело зряшное, сетовать о прожитых впустую годах тоже. Но вот Рождественский пост вновь стелется перед нами календарной дорожкой - понедельник, вторник... воскресенье. Пойдем по ней широким шагом не боящегося трудностей путника, освободим свою поклажу от случайного и бессмысленного груза. Расправим плечи. К Рождеству. К ликованию. К празднику. Добрый путь - добрые дела, добрые помыслы, доброе устроение души.

автор: Н. Сухинина

Tue, 27 Nov 2007, 09:37

http://www.pravmir.ru/article_2478.html

Месяцеслов

Воскресенье, 9 Декабря 2007 года. Неделя 28-я по Пятидесятнице.
Рождественский пост Прп. Алипия столпника, Освящение церкви Вмч. Георгия в Киеве, Свт. Иннокентия, еп. Иркутского, Прп. Иакова

Понедельник, 10 Декабря 2007 года. Седмица 29-я по Пятидесятнице.
Вмч. Иакова Персянина, Прп. Палладия,
Икон Божией Матери 'Знамение' Курской, Абалацкой, Царскосельской

Вторник, 11 Декабря 2007 года.
Прмч. и исп. Стефана Нового, Мч. Иринарха. Свт. Феодора,

архиеп. Ростовского, Сщмч. Серафима, митр. Ленинградского

Среда, 12 Декабря 2007 года.
Мч. Парамона. Мч. Филумена, Прп. Акакия Синайского,
Прп. Нектария Печерского, Сщмч. Аива Некресского
Четверг, 13 Декабря 2007 года
.

Ап. Андрея Первозванного, Свт. Фрументия, архиеп. Индийского (Эфиопского

Пятница, 14 Декабря 2007 года.
Прор. Наума, Прав. Филарета Милостивого, Мч. Анания Персянина
Суббота, 15 Декабря 2007 года.
Прор. Аввакума, Прп. Афанасия Печерского, Прпп. Иоанна, Ираклемона, Андрея, Феофила,
Св. Стефана Уроша, царя Сербского

версия для печати

Если вы хотите еженедельно получать его по электронной почте, то введите свой e-mail в форму и нажмите кнопку "ПОДПИСАТЬСЯ":

Рассылка CONTENT.MAIL.RU


Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Rambler's Top100

© Свято-Никольский собор, 2000 - 2006
При использовании материалов ссылка на "Никольский Благовест" с указанием URL (http://www.nikolay.orthodoxy.ru
http://www.nikolski.kz, http://nikolski-sobor.narod.ru) обязательна!

Сайт управляется системой uCoz