"Никольский Благовест" содержит проповеди, сведения о всех православных праздниках, традициях, о православном богослужении, сведения об инославии, апологетику, месяцеслов на каждый день и многое другое. |
Неделя 4-я по Пасхе. Слово пастыря. Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая. Месяцеслов. |
Неделя 4-я по Пасхе
Радуйся, Николае, великий Чудотворче!
22 мая в Свято-Никольском соборе престольный праздник. В этот день Святая Христова Православная Церковь празднует перенесение мощей Святителя Николая Чудотворца - одного из самых почитаемых и любимых святых подвижников веры и благочестия - из Мир Ликийских (город в Малой Азии - ныне Турция) в итальянский город Бари. Поистине от востока до запада прославлено имя Господне через святителя Николая: ''Взыдоша,
яко звезда, от востока до запада твоя мощи, святителю Николае, море же освятися шествием твоим, и град Барский приемлет тобою благодать'' (Кондак, гл.3-й). Чудесные милости Святителя изливаются и доселе на призывающих его с верою. Правилом веры и образом кротости именуем мы его. И не в силах человеческое слово выразить все добродетели и чудеса великого Святителя. Из глубины наших любящих сердец будем просить Святителя Христова, чтобы он молил Бога о богохранимой стране нашей, о православном народе, о храме нашем и о каждом из нас: Святителю отче Николае, моли Бога о нас!С праздником, православные!
Перенесение мощей святителя и
1087 г. сарацины произвели очередной набег на восточные области Римской империи - от Херсона до Иерусалима и Антиохии. Опустошена была и Ликия, родина святителя Николая, и город Миры Ликийские, где была его епископская кафедра и где, по преставлении, почивали его святые мощи. По воле Божией Угодник Его явился одному пресвитеру города Бари, известному своей высокой жизнью. Город Бари находится на юге Италии. Эта область издавна была населена греками, но в 11 веке верховная власть там принадлежала норманнам, которые не вмешивались в религиозную жизнь местного населения. Святитель Николай известил пресвитера, что мощи его должны быть взяты из Мир Ликийских и привезены в Бари.
Узнав о том, что великий Угодник Божий изъявил благоволение к их городу, жители Бари возликовали и, не медля, снарядили три корабля, которые благополучно доставили драгоценный груз в город. Все население Бари вышло 9 (22) мая 1087 г. навстречу Святителю. Святые мощи были положены в церкви во имя Иоанна Предтечи у моря.
Великое множество чудес сопровождало это событие.
В далеком от Бари Киеве эти дни тоже были ознаменованы чудом спасения утонувшего младенца, и этот праздник стал на Руси одним из любимых. И поныне величайшая святыня всего христианского мира - мощи Святителя Николая пребывают в Бари и, непрестанно источая благоуханное миро, являются предметом паломничества множества верующих со всего света.
О нашем соборе
1904 году жители юго-западной части города Верного, местности, которая в то время называлась Кучугуры, приступили к изысканию средств для постройки храма на, так называемой, Зубовской площади. 14 декабря 1908 года новый храм Святителя Николая (Николаевская церковь), созданный по проекту архитектора С. К. Тропаревского, был освящен архиерейским служением. Исполнителем технических проектов и руководителем церковно-строительных работ был архитектор А. П. Зенков. Настоятелем в этот
храм был назначен о. Александр Скальский.Вскоре после освящения Никольского храма из Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне была доставлена частица святых мощей Великомученика Пантелеимона, которая и по сегодняшний день бережно хранится на Престоле, посвященном этому святому страстотерпцу Христову. Примерно в это же время из Киева была доставлена частица святых мощей Великомученицы Варвары. Ларец с частицей ее святых мощей так же, как и прежде, находится на Престоле, посвященном святой Великомученице. В
марте 1954 года в знак благодарности за материальную помощь, оказанную прихожанами Никольского собора для восстановления храма в г. Тобольске, в Никольский собор была подарена тобольчанами икона Святителя Иоанна, митрополита Тобольского, с частицей его святых мощей. В 1993 году Высокопреосвященнейший Архиепископ Алматинский и Семипалатинский Алексий (Кутепов) даровал храму дивную икону Святителя Николая, Архиепископа Мир Ликийского, с частицей его святых мощей. У этих многоценных святынь еженедельно за вечерними богослужениями при стечении многих богомольцев духовенство собора совершает акафистное пение.В канун знаменательного юбилея 2000-летия Рождества Христова Свято- Никольскому собору прихожанкой храма была принесена в дар частица Камня Пещеры Рождества Христова в Вифлееме. По благословению Высокопреосвященного Архиепископа Астанайского и Алматинского Алексия Камень Пещеры Рождества, размещенный в специально сооруженном кресте, отныне будет находиться в одной из древнейших икон храма - в аналойном образе Святителя Николая, который был сооружен в 1911 году по случаю 25- летнего служения в сане иерея священника А. Скальского. А к празднику Благовещения Пресвятой Богородицы этого юбилейного года в храме появился новый, изумительной работы, ковчежец, в который помещены частицы мощей более чем 20 святых. Эти частицы находятся в храме очень давно. Привезены они были вместе с мощами вмч. Пантелеимона, и среди них много мощей святых Киево-Печерской Лавры: прп. Антония, прмч. Анастасия, прп. Силуана и др., а также мощи свт. Григория, прп. Онуфрия Великого, прп. Нила Столобенского, блгв. княгини Анны, вмц. Марины, вмц. Параскевы и др. Все эти мощи хранились в ковчежце на Престоле Великомученицы Варвары и износились для поклонения только в дни памяти этих угодников Божиих. Теперь для них определено специальное место в храме, и каждый может возжечь свечу и со всей искренностью помолиться возле дорогой его сердцу святыни. С 1936 по 1945 г. Никольская церковь, как и все другие храмы города, была закрыта безбожной властью. 5 июля 1945 г. постановлением Священного Синода была образована упраздненная в 1936 г. Алма-Атинская и Казахстанская епархия, управляющим которой назначен освободившийся из ссылки Архиепископ Николай (Могилевский).* В 1946 г. Никольская церковь была передана общине верующих. Вскоре по благословению Владыки Николая в цокольном этаже церкви под приделом святой Великомученицы Варвары был устроен небольшой храм в честь Успения Божией Матери. Весной 1995 г. при активном содействии группы ''Милосердие'' на территории храма завершено сооружение Поклонного Креста - постамента в память о жертвах послереволюционных репрессий духовенства и мирян. Здесь в памятные родительские дни совершаются заупокойные богослужения. **
* Впоследствии митрополит. Умер в 1955 г. Захоронен на центральном городском кладбище.
** Подробнее об истории храма см. в книге "Крест на Красном обрыве".
Неделя 4-я по Пасхе (о расслабленном)
4-й недели по Пасхе до праздника Вознесения Господня в церковных службах прославляются и Воскресение Христово и некоторые события Евангельской истории, в которых с особенной ясностью открывается людям Божественное могущество Иисуса Христа, как Мессии, так что видевшие дела Его должны были уверовать в Воскресение Христово. В эту неделю прославляется чудесное исцеление Господом нашим Иисусом Христом расслабленного - человека, находившегося в неподвижности 38 лет, - в Иерусалиме, у Овчей купели (купальни), где один раз в год происходили исцеления входивших в воду после ее движения, совершавшегося Ангелом. В исцелении расслабленного Святая Церковь видит изображение обновления жизни всего человечества через Воскресение Христово. Вместе с этим нам напоминается о расслаблении нашей души грехами. Каждый из нас должен взывать ко Господу: ''Расслабленного яко воздвигл еси, Христе, расслабленную мою душу преступленми оздрави, и шествовати мне Твоя правыя стези споспешествуй''.
Евангельский отрывок об Овчей купели (Ин.5,1-4) читается также при совершении водосвятного молебна.
СЛОВО ПАСТЫРЯ
от, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже'' (Ин.5,14). Такое завещание дал Господь исцеленному Им расслабленному. Это завещание Господа имеет для нас значение величайшей важности. Оно возвещает нам, что мы подвергаемся болезням и прочим бедствиям земной жизни за согрешения наши. Когда же Бог избавит нас от болезни или бедствия, а мы снова начнем проводить греховную жизнь, то снова подвергаемся бедствиям более тяжким, нежели какими были первые наказания и вразумления, посланные нам от Бога.
Грех - причина всех скорбей человека и во времени, и в вечности. Скорби составляют естественное последствие, естественную принадлежность греха, подобно тому, как страдания, производимые телесными недугами, составляют неизбежную принадлежность этих недугов.
Три казни определены правосудием Божиим всему человечеству за согрешения всего человечества. Две из них уже совершились, одна должна совершиться. Первою казнью была вечная смерть, которой подверглось все человечество в праотцах за преслушание Богу в раю. Второю казнью был всемирный потоп за допущенное человечеством преобладание плоти над духом, за низведение человечества к жизни и достоинству бессловесных. Последнею казнью должно быть разрушение и кончина этого видимого мира за отступление от Искупителя нашего Иисуса Христа, за окончательное уклонение человека в общение с ангелами отверженными - с бесами. Нередко особенный род греха объемлет целые общества человеческие, и навлекает на них казнь Божию. Так содомляне были пожжены огнем, ниспадшим с неба, за преступное угождение плоти; так камня на камне не осталось в великолепном Иерусалиме, а жители погибли от меча римлян за отвержение Спасителя и богоубийство. Заразителен грех, трудно устоять отдельному человеку против греха, которым увлечено целое общество.
По искуплении рода человеческого Богочеловеком, уверовавшие во Христа и обновленные святым крещением, уже не рабы греха, но имеют свободу: или противиться греху, или последовать внушениям его. Добровольно покоряющиеся греху опять теряют эту свободу. Те же, которые под руководством Слова Божия ведут брань с грехом, противятся ему, одерживают в свое время полную победу над греховностью, что является и победой над вечною смертью. Одержавший ее, может уклониться от общественного греховного увлечения. Это мы видим на примере святых мучеников. Увлеченный же собственным грехом не может не увлечься общественным, т. к. не усмотрит его с ясностью, не поймет его как должно. Сущность подвига против греха - в расторжении дружбы с ним, в побеждении его в самой душе, в уме и сердце.
Святые, все без исключения, несмотря на то, что победили вечную смерть и раскрыли в себе вечную жизнь еще во время этой земной жизни, подвергались многим скорбям и искушениям. Отчего это? Хотя греховность и побеждена в праведных людях, но им еще не предоставлена неизменяемость в добре на всем протяжении земного странствования: не отнята и у них свобода в избрании добра и зла. Неизменяемость в добре - принадлежность будущего века. Земная жизнь до последнего часа - поприще подвигов произвольных. Доколе христианин, хотя бы он был сосудом Святого Духа, странствует на земле, дотоле вечная смерть может воскреснуть в нем, греховность может снова объять и тело, и душу. Но и одного собственного подвига недостаточно, нужна помощь от Бога. Помогает Бог Своею благодатию и жезлом наказания отеческого, соразмерно благодати каждого. Путь земной жизни для всех святых был путем многотрудным, тернистым, исполненным лишений.
Нет человека, который бы, безвредно для души своей, мог пребывать на высоте земного величия и благоденствия. Если б кто был равноангельным по нравственности, и тот поколеблется. В нас, в душах наших насаждена падением способность изменяться. Мы не можем не соответствовать внешним обстоятельствам. А подымает меня с земли, отторгает от нее, вводит во спасение десница Твоя, Господи, Твое всесвятое Слово, и Твой всесвятой Промысел, растворяя скорбями мое временное благополучие, и вместе утешая меня благодатным духовным утешением, вдыхающим влечение к небу в сердце мое. Без этой помощи Божией, по моей несчастной на- клонности, которой я не могу противостоять одними собственными силами, я бы привязался умом и сердцем исключительно к одному вещественному и страшно, гибельно обманул бы себя, забыв о вечности, об уготованных мне благах в ней, утратил бы их невозвратимо.
С покорностью Богу, с благодарением истинные служители Божии принимали попускаемые им промыслом Божиим скорби. И очень правильно поступит всякий грешник, если при постигших его печалях немедленно обратит мысленные взоры к грехам своим, сознается в них, обвинит себя за грехи свои, признает скорбь праведным наказанием Божиим. Есть и другая причина скорбей: это - милосердие Божие к немощному человечеству. Попуская грешникам скорби, Бог возбуждает их к тому, чтобы они опомнились, вспомнили о вечности,
Претерпевающие должным образом попускаемые им от Бога искушения, приближаются к Богу, стяжевают дерзновение к Нему. В каком бы виде ни явилось наказание Божие, надо принимать его со смирением и немедленно стремиться к удовлетворению той Божественной цели, с которой посылается наказание: прибегать к врачеству покаяния, положив в душе своей завет воздержания от того греха, за который карает нас рука Господня. С верностью укажется нам этот грех совестью нашей. Прощение греха и избавление от скорби даруется нам от Бога при условии оставления греха, пагубного для нас, мерзостного пред Богом. Возвращение ко греху служит причиной величайших бедствий. 38 лет томился расслабленный в недуге за грех свой. Наказание значительное! но Господь еще больше наказывает за возвращение ко греху. Что это за наказание, более тяжкое, нежели такая длительная болезнь? Ни что иное, как вечная мука во аде,
ожидающая всех некающихся и неисправимых грешников. Аминь.Свт. Игнатий Брянчанинов. Из Поучения в неделю о расслабленном.
Святой апостол и евангелист
21 мая Церковь празднует память апостола и евангелиста Иоанна Богослова - возлюбленного ученика Господа, пришедшего ко Христу еще юношей. Он был сыном Галилейского рыбака Зеведея и Саломии. Зеведей обладал значительным состоянием, был не малозначительным членом иудейского общества и имел доступ к первосвященнику. Саломия упоминается в числе
жен, служивших Господу своим имуществом.Иоанн был в числе избранных учеников Господа. По смирению, не называя себя по имени, он, тем не менее, говоря о себе в Евангелии, именует себя учеником, ''которого любил Иисус''. Он стоял при Кресте Господа вместе с Богоматерью, и к нему относились слова Христа: ''Се (вот) - матерь твоя''. Верный завещанию Господа, Иоанн заботился о Пречистой Деве Марии, как самый преданный сын, вплоть до Ее блаженного успения. После Пятидесятницы (схождения Святого Духа в виде огненных языков), как и другие апостолы, он посвятил жизнь проповеди христианской веры. Всю энергию своего духа направил он на то, чтобы искоренить язычество и утвердить святую веру в Малой Азии. Предметом его особенных забот были семь малоазийских церквей. При императоре Домициане (81-96 гг.) апостол Иоанн был вызван в Рим, как единственный оставшийся в живых апостол, и по приказанию этого гонителя Церкви был брошен в кипящее масло. Но сила Божия сохранила его невредимым. Тогда его сослали на пустынный остров
Патмос. Здесь Иоанн написал Апокалипсис или Откровение о судьбах Церкви и всего мира. После смерти Домициана апостол вернулся в Ефес. Здесь им написано исполненное глубокого боговедения одно из четырех Евангелий (потому он и именуется Богословом). Евангелие от Иоанна издревле называли духов ным, в нем преимущественно содержатся беседы Господа о глубочайших истинах веры. Кроме Евангелия и Апокалипсиса, апостолом Иоанном написаны три соборных послания. Главной темой его посланий была любовь к Богу и к людям, как главная заповедь Божия и основа христианства. Обращаясь к своим ученикам, он до последнего вздоха не уставал повторять: ''Дети! Любите друг друга!'' Именно поэтому, вместе с именем Богослова, он носит еще имя Апостола Любви.МУДРОСТЬ СВЯТЫХ ОТЦОВ
Кто говорит: ''я люблю Бога'', а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит? Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем.
Апостол Иоанн Богослов
стинная любовь к ближнему основана на вере в Бога: она - в Боге. Смирение и преданность Богу убивают плотскую любовь. Значит, она живет самомнением и неверием. Когда сердце твое в плену, - это знак страсти безумной, греховной. Святая любовь - чиста, свободна, вся в Боге. Она - действие Святого Духа, действующего в сердце, по мере его очищения. Причина этой святой любви - не плоть
и кровь, не влечение чувств, - Бог:Ищи раскрыть в себе духовную любовь к ближним: войдя в нее, войдешь в любовь к Богу, во врата воскресения, во врата Царства Небесного.Святитель Игнатий Брянчанинов
Преполовение Пятидесятницы
среду четвертой недели после Пасхи Православная Церковь празднует Преполовение Пятидесятницы. Само название говорит о том, что этот праздник делит пополам период между Пасхой и Пятидесятницей и служит связью между этими двумя великими христианскими торжествами. Преполовение Пятидесятницы относится к древним праздникам. В этот день вспоминается, как ''в половине'' праздника Кущей Христос вошел в Иерусалимский храм и учил народ. И народ дивился тому, ''как Он знает Писания, не учившись'' (Ин.7,15). Господь говорил о том, что Он и есть тот самый Мессия, которого они ждут: ''и знаете Меня, и знаете откуда Я; и Я пришел не Сам от Себя, но истинен Пославший Меня, Которого вы не знаете; Я знаю Его, потому что Я от Него, и Он послал Меня'' (Ин.7,28-29).
Можно ли было яснее сказать? Едва ли. Но ожесточившиеся на Спасителя иудеи ''искали схватить Его'' (Ин.7,30). К счастию, были и другие: ''Многие же из народа уве ровали в Него'' (Ин.7,3). Они расслышали призыв Христа: ''кто жаждет, иди ко Мне и пей; кто верует в Меня, у того из чрева потекут реки воды живой'' (Ин.7,37-38). Это Господь говорил о Святом Духе, Который должен был сойти к людям после того, как Он совершит Искупительный Подвиг. В память об этом после праздничной Литургии совершается молебен с освящением воды, а там, где поблизости
есть источники, реки, водоемы, совершается крестный ход к водным источникам и малое освящение воды. Преполовение празднуется 8 дней, начиная от среды 4-й и кончая средой 5-й седмицы.ИЗ ИСТОРИИ:
Святые Кирилл и Мефодий
День памяти - 24 мая.начале отпадения западной церкви от Православной вселенской Церкви наблюдается стремление славян к принятию христианской веры. Господь, видимо, призвал их в восполнение Своей Церкви и воздвиг для них великих проповедников веры в лице равноапостольных братьев Кирилла
и Мефодия. Кирилл (в миру Константин) и Мефодий родились в городе Солуни (Греция). Оба брата получили великолепное образование, но блестящая светская карьера не прельщает их. Сердца их пламенеют любовью к Богу, они оставляют светский образ жизни, принимают монашество и поселяются в обители на горе Олимп. Здесь они вместе подвизались в посте и молитве, пока промысел Божий не вызвал их на дело проповеди славянским племенам.Святые братья отправились в Рим. Но папа Николай скончался, не дождавшись их приезда, а его преемник папа Адриан, желавший умиротворения Церкви, принял братьев с великим почетом. В Риме Кирилл опасно занемог и мирно скончался 14 февраля 869 г. Мефодий возвратился в Моравию уже в качестве архиепископа и трудился здесь 15 лет. При его жизни христианство проникло в Богемию. Впоследствии эти славянские народы усилиями латинских и немецких проповедников были отторгнуты от Греческой Православной веры, за исключением сербов и болгар. Но у всех славян, несмотря на истекшие столетия, до сих пор жива память о великих равноапостольных просветителях Кирилле и Мефодии. Эта священная память служит соединяющим звеном для всех
славянских народов.Празднование памяти святых просветителей равноапостольных Кирилла и Мефодия было установлено в Русской Церкви в 1863 г. Этот день особенно торжественно отмечают в Болгарии. Там совершаются праздничные шествия со славянской азбукой и иконами святых братьев. Начиная с 1987 г. и в нашей стране в этот день стал проводиться праздник Славянской письменности и культуры. Русский народ отдает дань памяти и благодарности ''славянских стран учителям:Божественных писаний, источник богопознания нам
источивших''. В нашем городе 26 и 27 мая состоятся празднования ДНЕЙ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ.Месяцеслов
Понедельник 22 мая - Прор. Исаии, мч. Христофора. Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар. Прп. Шио Мгвимского.
Вторник 23 мая - Апостола Симона Зилота. Свт. Симона, еп. Владимирского и Суздальского. Мчч. Алфия, Киприана и иных. Прп. Исидоры юродивой. Блж. Таисии. Челнской и Псково-Печерской, именуемой ''Умиление'', и Киево- Братской икон Божией Матери.
Среда 24 мая - день постный. Преполовение Пятидесятницы. Сщмч. Мокия. Равноапп. Мефодия и Кирилла, учителей Словенских. Равноап. Ростислава, князя Великоморавского. Прп. Софрония, затворника Печерского. Сщмч. Иосифа, митр. Астраханского. Свт. Никодима, архиеп. Сербского.
Четверг 25 мая - Свт. Епифания, еп. Кипрского. Свт. Германа, Патриарха Константинопольского. Прославление сщмч. Ермогена, Патриарха Московского и всея России чудотворца. Прп. Дионисия Радонежского. Свтт. Савина, арх. Кипрского, и Полувия, еп. Ринокирского.
Пятница 26 мая - день постный. Мц. Гликерии девы и с нею мч. Лаодикия. Прав. Гликерии девы, Новгородской. Мч. Александра Римского. Свт. Павсикакия, еп. Синадского. Свв. Георгия исп. с супругою Ириною и чадами. Прп. Евфимия Иверского.
Суббота 27 мая - Мч. Исидора, Христа ради юродивого, Ростовского чудотворца. Прп. Никиты, затворника Печерского, еп. Новгородского. Мч. Максима. Прп. Серапиона Синдонита. Ярославской (Печерской) иконы Божией Матери.
Воскресенье 28 мая - Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне. Прп. Пахомия Великого. Свт. Исаии, еп. Ростовского, чудотворца. Блгв. царевича Димитрия, Угличского и Московского. Прп. Исаии Печерского. Прпп. Евфросина и ученика его Серапиона, Псковских. Прп. Ахиллия, еп. Ларисийского.
Рассылка на новости сайта |
© Свято-Никольский собор, 2000 - 2010
При использовании материалов ссылка на "Никольский Благовест" с указанием URL
(http://www.nikolay.orthodoxy.ru
http://www.nikolski.kz, http://nikolski-sobor.narod.ru) обязательна!