По благословению Алексия, архиепископа Алматинского и Астанайского
9 (009), 25 июня 2000 г.
2000 год | 2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год
номера за все годы - щелкните на нужный год от РХ

"Никольский Благовест" содержит проповеди, сведения о всех православных праздниках, традициях, о православном богослужении, сведения об инославии, апологетику, месяцеслов на каждый день и многое другое.

Неделя 1-я по Пятидесятнице, Всех святых. Проповедь. Иконы “Умягчение злых сердец” и “Нерушимая стена”. Петров пост. Мудрость святых отцов. Преподобный Онуфрий Великий. Апологетика. Месяцеслов.

Неделя 1-я по Пятидесятнице, Всех святых

ервое воскресенье после Троицы Церковь посвящает прославлению Всех святых, в подвиге веры просиявших патриархов, праотцев, пророков, апостолов, мучеников, священномучеников, преподобных, праведных, Христа ради юродивых и всех от века Богу угодивших. И возглавляет этот сонм святых Пресвятая Владычица Богородица, чистотой, верой и подвигом служения Всевышнему превзошедшая не только земнородных, но и Ангельский чин. Все святые угодники - братья наши по плоти и вере. Празднуя их память, мы вступаем с ними в реальное, хотя и не поддающееся земному измерению, общение, просим их святых молитв и заступничества, вместе с ними славим Спасителя.

СЛОВО ПАСТЫРЯ

се святые, угодившие Богу, прославленные Им и ныне уже находящиеся в Его Небесном Царстве, - это есть благодатный плод пришествия в мир Христа Спасителя, Его страданий, Его смерти и Его воскресения. Мы с вами знаем, что Господь сотворил человека для вечной жизни в Царстве Своем, но человек, к сожалению, не воспользовался данной Богом возможностью вечного с Ним пребывания, согрешил, потерял рай, отпал, удалился от Бога. И Господь, по Своей неизреченной любви к человеку, приходит в этот мир, становится подобным нам человеком, страдает, умирает, но и воскрешает Себя в третий день по Писанию, возносится в сороковой день на Небеса, восседает одесную Бога Отца и ниспосылает оттуда, со Своего Небесного Царства, Духа Святого, чтобы благодатными дарами этого Духа освятить, просветить, умудрить и укрепить здесь, на земле, живущих людей, которые составляют Его Христову Церковь. Все святые - это есть благодатные дары Духа Святого, который снизошел на Церковь Христову и ныне наполняет эту Церковь. Конечно же, неисчислим сонм святых подвижников веры и благочестия. Но не все они прославлены Церковью Христовой и известны нам. Очень много святых прославлены Богом, но которые и поныне остаются в неизвестности для живущих на земле людей. Ведь многие подвизались в тайне, незаметно, скрыто от внешнего взгляда. Святая Церковь разделила весь необъятный сонм святых на различные классы. Мы знаем, что к святым относятся ветхозаветные патриархи и праотцы, есть сонм пророков, апостолов, святителей и пастырей Церкви Христовой, святых мучеников, преподобных мужей и жен, святых праведных. Так сонм святых праотцев и патриархов ветхозаветных прославлен Богом за их веру в обетованного Мессию, за то, что в своей жизни они сохранили эту веру, пронесли ее, и, несмотря на то, что тот языческий мир очень часто восставал на этих людей, они, не боясь своей истинной веры, проповедовали ее до конца своей жизни.
Давайте посмотрим на пророков, которых Господь посылал ветхозаветному Израилю в те самые дни, когда народ Божий удалялся от своего Бога и Творца, удалялся через делание греха. И вот тогда пророки Божии шли к людям и говорили о тех грехах, о тех преступлениях и отступлениях от Бога, которыми они согрешали против Него. Мы из опыта своей личной жизни знаем, как больно, как неприятно нам слышать, когда нас упрекают в наших грехах. И, конечно же, как невыносимо было слышать людям эти жгущие сердца и души пророческие слова. Отсюда и столько ненависти было к пророкам. Если мы с вами откроем Священное Писание и внимательно прочитаем о их жизни, то найдем, что мало кто из них умер своею смертью, что почти все они были ветхозаветными мучениками за веру в истинного Бога. И народ в ненависти своей, за любовь ко греху умерщвлял этих людей за их правду, за их слово об истинном Боге.

А если посмотрим на апостолов, то увидим, что эти люди все оставили на этой земле ради любви к Богу: дома свои оставили, семьи, работу. Они пошли за Христом и проповедовали Слово Божие, не стремясь к славе, богатству, долгой жизни на этой земле. И все они, почти до единого, были так же, как и пророки, избиты и мучены. Всех апостолов можно смело причислить к лику святых мучеников, потому что все они положили жизни свои во имя любви ко Христу Спасителю.

А если мы всмотримся внимательно в сонм святых пастырей и святителей Церкви Христовой, то увидим, сколько труда, сколько пота положили эти люди, проповедуя Слово вечно живой Евангельской истины; сколько пришлось претерпеть им нападок от различных ересиархов, в борьбе с которыми, благодатью Божией, они выходили победителями и несли Слово Божие всем, желающим слышать это Слово.

Если всмотреться в сонм преподобных отцов и жен, то и в их жизни мы увидим, какого равноангельского образа может достигнуть человек, имея крепкую веру в Бога и стремясь жить по этой вере. Каких подвигов достигали преподобные отцы и жены! Достаточно вспомнить хотя бы несколько имен: преподобный Антоний Великий, преподобный Пахомий, преподобный Пимен Великий, преподобная Мария Египетская: Да сколько таких имен можно еще без устали перечислять и поражаться той жизни, которую вели эти отцы и жены!

А если мы посмотрим на сонм праведников, то увидим, какой самоотверженности, какой любви к Богу они достигли, живя в этом мире, среди таких же, подобных им, людей! Но они смогли стяжать благодать Духа Святого в своих сердцах и в своих телах.
Говоря о святых подвижниках веры и благочестия, апостол Павел в ''Послании к Евреям'' в 12 главе пишет: ''Имея вокруг себя такое облако свидетелей:с терпением будем проходить предлежащее нам поприще''.

Продолжение следует :

ИСТОРИЯ ОБРАЗА

''Умягчение злых сердец''

и

''Нерушимая стена''

воскресенье Всех святых совершается празднование икон Божией Матери ''Умягчение злых сердец'' и ''Нерушимая стена''. Первую икону называют еще ''Симеоново проречение''. На иконе семь мечей, пронзающих сердце Матери-Девы: по три - слева и справа, один - снизу. Число ''семь'' в Священном Писании означает полноту, и на иконе семь мечей отразили всю полноту того горя, печали и болезни сердечной, которые выпали на долю Пресвятой Богородицы.

Икона ''Нерушимая стена'' находится в Киевском Софийском соборе над Горним местом главного алтаря. Такое название икона получила за то, что в течение восьми веков оставалась неповрежденной. Изображение Пресвятой Богородицы в рост, с воздетыми руками, выполнено из мозаики. Вот описание этой иконы, сделанное одним из паломников: ''Рост Ее исполинский, как и все дела Ее на Святой Руси; Она стоит на золотом камне, в незыблемое основание всех притекающих к Ее защите; Ее хитон небесного цвета, червленый пояс, и на нем висит лентион, которым Она отирает столько слез; лазуревые поручи на воздетых к небу руках; золотое покрывало опускается с Ее головы и перевешено в виде омофора на левое плечо в знамение Ее покрова, ''ширшаго облак'', по слову церковных песен; светлая звезда горит на челе Божией Матери и две звезды на раменах Ее, ибо Она Сама - Матерь Незаходимого Солнца''.

ТРАДИЦИИ И ПРАВИЛА НАШЕЙ ЦЕРКВИ

Петров пост

етров или Апостольский пост начинается через неделю после праздника Святой Троицы и заканчивается 12 июля, в день празднования памяти святым апостолам Петру и Павлу. Установлен в честь святых апостолов и в воспоминание того, что святые апостолы по сошествии на них Святого Духа разошлись по всем странам с благой вестью, пребывая всегда в подвиге молитвы и поста. Длительность этого поста в разные годы различная и зависит от дня празднования Пасхи. Самый короткий пост длится 8 дней, самый длинный - 6 недель. Рыба в данный пост дозволяется, кроме среды и пятницы. На праздник Рождества Иоанна Предтечи (7 июля) по Уставу позволяется рыба.

МУДРОСТЬ СВЯТЫХ ОТЦОВ

Есть пост телесный, есть пост и душевный. При телесном посте тело постится от пищи и пития; при душевном посте душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Настоящий постник воздерживается от гнева, ярости, злобы, мщения. Настоящий постник воздерживается от празднословия, сквернословия, пустословия, клеветы, осуждения, лести, лжи и всякого злоречия. Словом, настоящий постник тот, кто удаляется от всякого зла.

Сколько отнимешь у тела, столько придашь силы душе.

Святитель Василий Великий

Молитвы совершаются со вниманием особенно во время поста. Потому что душа бывает легче, ничем не отягощается и не подавляется гибельным бременем удовольствий.

Пост тела есть пища для души.

Святитель Иоанн Златоуст

Кто отвергает посты, тот отнимает у себя и у других оружие против многострадальной плоти своей и против диавола, сильных против нас особенно чрез наше невоздержание.

Праведный Иоанн Кронштадтский


Глава добродетелей - молитва, их основание - пост.

Святитель Игнатий Брянчанинов

ИЗ ИСТОРИИ:

Преподобный Онуфрий Великий

25 (12) июня Святая Христова Православная Церковь совершает память преподобного отца нашего Онуфрия Великого. Он был одним из самых строгих подвижников востока, живших в IV веке. Не удовлетворившись подвигами в Фиваидском монастыре Ерати (в Египте) и ища полного уединения, он удалился в пустыню, где 60 лет проводил суровую подвижническую жизнь, не видя лица человеческого, перенося дневной зной и ночной холод, многие лишения и невзгоды, так что ''многожды отчаявался живота своего и мнил себя уже при смерти быти''. Но Господь хранил его. Ангел Господень приносил ему немного хлеба и воды для подкрепления его тела, а по истечении 30 лет подвигов пред его жилищем чудесно выросло финиковое дерево, и заструился источник чистой воды. Перед кончиной преподобного Онуфрия посетил старец Пафнутий, которому он и рассказал свою жизнь. После сего, благословив Пафнутия, подвижник Божий стал на молитву и во время ее скончался. Пафнутий, оплакав его, предал погребению его тело в каменном гробе.

В нашем храме имеется частица мощей преподобного, которая помещена в ковчежце вместе с многоценными частицами других святых.

АПОЛОГЕТИКА*

Только если Бог не тождествен с миром, только если законы мира не являются законами и для Бога, только если над Богом не властвуют никакие законы и только если Он свободно может принимать решения, то есть только в том случае, если Он есть Личность - Он способен к милосердию. Чтобы в Боге опознать милосердие - надо в Нем увидеть не безликую и не свободную энергию или основу бытия, а свободную Личность. Но пантеизм не чувствует в Боге любви, и потому не видит в Нем личности. У языческого мудреца, познавшего всю силу и безапелляционность Рока, оптимизм христиан, убежденных, что Бог есть Любовь, может вызвать лишь усмешку. Мы же настойчиво со своим вопросом о Боге и о любви обратимся к буддизму. Приемлима ли для буддиста формула ''Бог есть Любовь''? - Нет. С точки зрения буддизма в этом утверждении кроется двойная ересь. Во-первых, в буддизме нет вообще понятия Бога. Буддизм называют атеистической религией. Во-вторых, любовь не мыслится в буддизме как совершеннейшее состояние бытия. Конечно, буддисты прежде всего люди, и, как и все люди, они считают, что лучше любить, чем ненавидеть. Но есть все же такое состояние души, которое в буддизме мыслится как возвышающееся над любовью. Это - бесстрастие. Буддистский идеал недеяния предполагает, что человек должен остановить все свои действия, чтобы они не порождали следствий и не продолжали кармической цепи бесконечных чередований следствий и причин. Остановить все действия - означает остановить все движения ума и все движения сердца и чувств.

В народном буддизме (возможно не без влияния христианства) появилась идея бодхисаттв - людей, отказывающихся от достижения Нирваны ради того, чтобы сострадать людям. В народном буддизме возникла литература джатак, содержащая в себе прекрасные примеры жертвенной любви. Но это - для тех, кто не понял и не принял ''прямого пути''. ''Желание творить благо живым существам одобряется только на низших этапах Мистического пути. Но в дальнейшем оно полностью отвергается, поскольку хранит в себе отпечаток привязанности к личному существованию с присущей ему верой в самость'' (Дэви-Неел А. Посвящение и посвященные в Тибете). Сами буддисты признают, что жертвенная этика находится в противоречии с основами буддистской философии.

Как видно, в буддизме не следует ждать рождения формулы ''Бог есть Любовь''.


Продолжение следует:
*Начало см. в
NN 5, 6, 7, 8.

Из книги диакона А. Кураева ''Если Бог есть Любовь''

Месяцеслов

Седмица 2-я по Пятидесятнице, Петров пост


Понедельник 26 июня - Мц. Акилины. Свт. Трифиллия, еп. Левкусии Кипрской. Прпп. Андроника и Саввы Московских. Мц. Антонины. Прпп. Анны и сына ее Иоанна.
Вторник 27 июня - Прор. Елисея. Свт. Мефодия, патриарха Константинопольского. Блгв. кн. Мстислава, во Святом Крещении Георгия, Храброго, Новгородского. Прп. Мефодия, игумена Пешношского. Прп. Елисея Сумского.
Среда 28 июня - Свт. Ионы, митр. Московского, всея России чудотворца. Прор. Амоса. Прпп. Григория и Кассиана Авнежских. Мчч. Вита, Модеста и Крискентии питательницы. Прп. Дулы страстотерпца, Египетского. Блж. Иеронима Стридонского. Блж. Августина.
Четверг 29 июня - Свт. Тихона, еп. Амафунтского. Прпп. Тихона Медынского, Калужского; Тихона Луховского, Костромского чудотворца. Сщмч. Тигрия пресвитера и мч. Евтропия чтеца.
Пятница 30 июня - Мчч. Мануила, Савела и Исмаила. Прп. Варлаама Хутынского. Табынской и Курской-Коренной икон Божией Матери.
Суббота 1 июля - Мчч. Леонтия, Ипатия и Феодула. Прп. Леонтия, канонарха Печерского. Боголюбской иконы Божией Матери.
Воскресенье 2 июля - Неделя 2-я по Пятидесятнице, Всех русских святых. Ап. Иуды, брата Господня. Свт. Иова, патриарха Московского и всея Руси. Прп. Варлаама Важского, Шенкурского. Мч. Зосимы. Прпп. Паисия Великого; Иоанна отшельника.

версия для печати

Рассылка на новости сайта

Читателю предлагается три варианта:
1. Просмотр RSS-новостей сайта на Христианство.ру (для этого кликните на кнопке RSS и читайте страницу новостей)
2. Подписка через RSS, не требующая указания Е-мейл Для этого кликните на кнопке RSS и далее на кнопке "подписаться".
3. Если на странице RSS кнопка "подписаться" отсутствует, это означает, что Ваш браузер не поддерживает RSS Тогда подпишитесь на новости, введя свой Е-мейл ниже.
Рассылка еженедельная, объем не более 10 Кбайт.
Email:


Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет
Rambler's Top100

© Свято-Никольский собор, 2000 - 2010
При использовании материалов ссылка на "Никольский Благовест" с указанием URL
(http://www.nikolay.orthodoxy.ru http://www.nikolski.kz, http://nikolski-sobor.narod.ru) обязательна!

 

Сайт управляется системой uCoz