"Никольский Благовест" содержит проповеди, сведения о всех православных праздниках, традициях, о православном богослужении, сведения об инославии, апологетику, месяцеслов на каждый день и многое другое. |
Неделя 3-я по Пятидесятнице. Проповедь. Тихвинская икона Божией Матери. Преподобные Сергий и Герман Валаамские. Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. Апологетика. Месяцеслов. |
Неделя 3-я по Пятидесятнице
СЛОВО ПАСТЫРЯ
третий воскресный день после праздника Святой Троицы Православная Церковь обращает наше внимание на слова Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, которые мы сегодня слышали за чтением Священного Писания. Заключая Свою Нагорную проповедь, Господь наш Иисус Христос, обращаясь ко всем Своим последователям, говорит: ''Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все (т.е. все необходимое) приложится вам'' (Мф.6,33)
. А перед этим Господь говорит, что невозможно работать двум господам, невозможно работать Богу и маммоне (богатству), не нужно человеку заботиться, во что и как он будет одеваться, что будет есть."Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них"
[
Мф. 6; 28,29].
Этот Евангельский отрывок довольно труден для нашего человеческого понимания. Труден он потому, что многие при исполнении этих Евангельских слов впадают в крайность, думая примерно так: ''Невозможно мне в моей земной жизни исполнить во всей полноте эти слова Христовы, ибо как я, живущий на земле человек, не буду заботиться о себе самом, о своих родных и близких, о своих детях, престарелых родителях?'' Но, если бы это было для нас невозможно, то давайте зададим себе вопрос: разве Господь дал бы нам такое наставление? Нет, не дал бы. Это для нас возможно, но без впадения в другую крайность. Конечно, душа человека - самое многоценное, что есть на
земле. И нет подобного ей другого равного сокровища. И более всего человек, конечно же, должен заботиться о своей душе. Но ведь человек состоит не только из души, человек состоит еще и из тела. И не заботиться о теле, просто забыть о нем никак нельзя. Но почему Господь говорит нам так, что невозможно работать двум господам, можно поклоняться лишь одному господину? Значит, можно заботиться либо о душе или о теле? Такой вывод вроде бы напрашивается из этих слов Христа Спасителя? Нет, не такой. Каждый из нас, конечно, прежде всего, должен думать о своей душе, но при этом, как человек, живущий на земле, не должен забывать о теле, должен поить и кормить это тело, но не ставить это во главу угла, как, к сожалению, бывает со многими из нас. Ведь чаще всего, заботясь лишь только о своем теле, человек забывает о душе, забывает о Боге, забывает о том насущном и потребном, что необходимо помнить каждому из нас. Наша земная жизнь есть лишь только временный, небольшой человеческий удел, и все это нам здесь на земле рано или поздно придется оставить и предстать на суд перед Богом. Какими мы предстанем на этот суд? Что мы скажем своему Богу? Какие дела, какие поступки мы представим вместе с собою на этот нелицеприятный Божественный суд? Вот о чем заставляет, прежде всего, задуматься этот Евангельский отрывок.Окончание следует
:
ИСТОРИЯ ОБРАЗА
Тихвинская икона Божией Матери
тот образ по преданию написан апостолом и евангелистом Лукой, который передал его вместе с Евангелием и Деяниями святых апостолов в Антиохию своему ученику Феофилу. После смерти Феофила икона была перенесена в Иерусалим, а в V веке - в Константинополь, где специально для нее был воздвигнут Влахернский храм.
В 1383 г. произошло на Руси великое чудо
Почитание Тихвинской иконы в России является повсеместным. Она разошлась по городам и весям земли Русской во множестве списков, многие из которых прославились как чудотворные. Одним из наиболее почитаемых списков является образ в Петербургском Исаакиевском соборе, прославленный многими исцелениями в 1858 г. Сначала икона была в собственности у частных лиц, но, когда проявилась ее чудотворная сила, ее поместили в церковь в честь Рождества Христова, а 5 марта 1859 г. она была перенесена в Исаакиевский собор, и с тех пор стала предметом благоговейного почитания петербуржцев. В Тихвинском монастыре, основанном на месте явления иконы, находилось 4 списка с чудотворной иконы. Один из них был выполнен на стене у западных врат собора в память явления и чудесного избавления от шведов в 1614 г. Этот список особенно прославился исцелением тихвинского мещанина Александра Боровского, страдавшего припадками и корчами. Тихвинская-Ополченская икона была дана архимандритом Тихвинского Богородского монастыря в благословение ополчению тихвинцев в войну 1812 г., она прославилась во время похода и с честью была возвращена в монастырь. Тихвинская икона в Борисовской женской Тихвинской пустыни известна чудесными явлениями Божией Матери старице Афанасии и многими исцелениями.
Преподобные Сергий и Герман Валаамские
ало сведений сохранилось об их жизни, так как все древние рукописи монастырские погибли во время многочисленных войн и набегов. Известно, что были они греческими иноками и своей жизнью и наставлениями много способствовали распространению и утверждению Православной веры в Карелии, которая сильно страдала от притеснений шведских папистов. Но, несмотря на скудность сведений, преподобные Сергий и Герман с древних времен почитались великими и преславными чудотворцами. И Валаамский монастырь, основанный ими на острове Валаам на Ладожском озере, всегда привлекал множество иноков и всегда был излюбленным местом паломничества, притягивавшим богомольцев не менее, чем Троице-Сергиева и Киево-Печерская лавры, Соловецкий и Саровский монастыри. Скончались преподобные около 1353 г. Мощи их находятся в Валаамской обители. День памяти преподобных Сергия и Германа - 11 июля.
ИЗ ИСТОРИИ:
вятые первоверховные апостолы Петр и Павел 12 июля торжественно отмечается день памяти апостолов Петра и Павла. Церковь именует их первоверховными, так как они более других потрудились в деле евангельской проповеди: святой Петр - среди иудеев, святой Павел - среди язычников.
Апостол Петр - простой рыбак - вместе со своим братом апостолом Андреем был призван Самим Иисусом Христом и сопутствовал Ему во всех путях Его служения спасению рода человеческого. По Вознесении Господнем он первым начал проповедовать в Иерусалиме, много пострадал за веру. В 44 г., освобожденный из темницы Ангелом, покидает Иерусалим и проповедует в Сирии, Галатии, Понте, Египте и в др. странах. Подтверждая силу своих слов, апостол Петр воскрешал из мертвых и исцелял недужных, причем исцеления происходили даже от одной его тени. Апостол оставил после себя 2 соборных послания.
Положение честной ризы
Пресвятой Богородицы во Влахерне
еред Своим блаженным Успением Пресвятая Богородица подарила одну из Своих одежд (ризу) благочестивой девице и завещала ей передавать ризу по наследству также благочестивой девице. С того времени честная риза Пресвятой Богородицы хранилась в этом роду.
Во второй половине V века, при императоре Льве I Великом и Патриархе Геннадии, двое приближенных императора, заночевав в небольшом селении рядом с Назаретом, обратили внимание на то, что в одной комнате постоянно курится фимиам и горят свечи, а рядом, в коридоре и во дворе, находится множество больных. Хозяйка объяснила им, что в той комнате находится великая святыня - риза Самой Пречистой Девы Марии, от которой происходят великие чудеса. Друзья поступили, с житейской точки зрения, весьма предосудительно: они подменили ковчег с честной ризой Богородицы специально изготовленной копией и вывезли святыню в Константинополь. В духовном же плане их поступок был, видимо, необходим, чтобы свершилась воля Божия и Его Пресвятой Матери о перенесении святыни в город, который должен был стать центром Православия.
Честная риза Пресвятой Богородицы была положена во Влахернском храме - в новом ковчеге на престоле.
АПОЛОГЕТИКА*
Подойдем же теперь с нашим вопросом к религии Древнего Израиля. Тексты Ветхого Завета говорят нам вполне прямо: Да, Бог есть Любовь. Да, Бог явил Свою любовь делами. Он свободно, не понуждаемый никем и ничем, создал мир и человека, Он по Своей любви даровал нам пророков и Закон. И еще Он принес людям величайший дар - свободу. Трудно ли было Богу с людьми? - Да. При всей Его надмирности Он говорит, что не может быть вполне безмятежен и покоен без человеческой любви: Он не просто дает Закон. Он умоляет людей не забывать Его. Ему трудно с людьми. Он говорит о Себе, что Он - Бог ревнитель. Он вступил в брак с Израилем и неверность людей болезненна для Него: Возвратитесь, дети-отступники:Возвратитесь, мятежные дети: Я исцелю вашу непокорность (Иер.2,2-3,22).
Читая Ветхий Завет, без преувеличения можно сказать: люди доводят Бога до слез. Как же должны были вести себя люди, и как близко должен быть к ним Творец - если однажды Он вскрикивает: ''Я раскаялся, что создал человека'':И все же любовь Бога к людям, как она известна в Ветхом Завете, не сделала Бога человеком.
Где же в мире религий есть представление о том, что любовь Бога к людям столь сильна, что она ввергает Самого Творца в мир людей? Есть много мифов о воплощении богов в мире людей. Но это всегда воплощения неких ''вторичных богов''. Страдают герои и полубоги. Но подлинно Высший не делает Себя доступным человеческой боли. Где же мы можем найти представление о том, что не один из богов, а Тот, Единственный, вошел в мир людей?
Продолжение следует...
*Начало см. в
NN 5 - 10Из книги диакона А. Кураева ''Если Бог есть Любовь''.
Месяцеслов
Седмица 4-я по Пятидесятнице.
Понедельник 10 июля
- Петров пост. Прп. Сампсона странноприимца. Прав. Иоанны мироносицы. Обрeтение мощей прп. Амвросия Оптинского. Прп. Серапиона Кожеезерского. Прп. Севира пресвитера. Прп. Георгия Иверского, Святогорца. Прп. Мартина Туровского.Рассылка на новости сайта |
© Свято-Никольский собор, 2000 - 2010
При использовании материалов ссылка на "Никольский Благовест" с указанием URL
(http://www.nikolay.orthodoxy.ru
http://www.nikolski.kz, http://nikolski-sobor.narod.ru) обязательна!