"Никольский Благовест" содержит проповеди, сведения о всех православных праздниках, традициях, о православном богослужении, сведения об инославии, апологетику, месяцеслов на каждый день и многое другое. |
Неделя 4-я по Пятидесятнице. Проповедь. Из истории: Преподобный Сергий Радонежский. Преподобномученица Великая княгиня Елисавета. Казанская икона Божией Матери. Апологетика. Месяцеслов. |
Неделя 4-я по Пятидесятнице
СЛОВО ПАСТЫРЯ*
о возникает вопрос, где и как найти нам это Царствие Божие здесь, на земле? Если мы с вами откроем Евангельское повествование от Луки, а точнее - семнадцатую главу, то найдем в ней слова Христа Спасителя, Который отвечает на этот вопрос. Фарисеи, окружающие Господа после Его проповеди, спросили: ''Когда наступит Твое Царство, о котором Ты говоришь?'' Господь отвечал им: ''Не придет Царствие Божие приметным образом, и
не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть'' (Лк. 17;20,21). Вот, где каждому из нас необходимо искать Царство Божие, внутри каждого из нас Его начало. Мы знаем, что Бог есть Любовь, Бог есть Правда, есть Мир. И если нет в нашей с вами жизни любви, нет правды, нет мира, а вместо этого, как пишет апостол Павел в своем послании к Галатам (Гал. 5;19), есть лишь только дела плоти, которые всем нам хорошо известны, а они суть прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийства, пьянство и тому подобное, то, конечно, ни о каком Царстве Божием внутри каждого из нас не может быть и речи. Но когда же Царство Божие наступает в нашей душе? А наступает Оно тогда, когда мы в своей земной жизни приносим добрые плоды от того сеяния, которое совершает Дух Святой в нашей душе. Каждый из нас получил благодать Духа Святого в таинстве Святого крещения и в тех таинствах, которые ежедневно совершаются нашей Святой Христовой Церковью. И мы знаем, что к плодам Духа Святого, как пишет апостол Павел в том же послании к Галатам (Гал. 5;22), относятся: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость и воздержание. Если в нашей жизни есть эти плоды Духа Святого, то тогда можно сказать, что мы, живя здесь, на земле, становимся причастниками Царства Божия, к которому призывает каждого из нас Господь. Господь Бог жаждет нашего спасения и не хочет, чтобы кто-либо из нас погиб. А чтобы спастись и иметь жизнь вечную, нам необходимо приложить свои человеческие усилия. Будем стремиться к исполнению слов Христа Спасителя, будем искать, прежде всего, Царствие Божие, конечно, при этом, не забывая о своем человеческом призвании, не забывая о том, что все мы с вами пока еще являемся гражданами этой земли. И в силу наших возможностей каждый должен позаботиться о себе самом, о своих родных и близких, позаботиться особенно о тех людях, которые нуждаются в нашей помощи. Вот в этом тоже будет проявление искания Царства Божия и правды Его, потому что любовь, направленная к окружающим нас людям, - это и есть начало Небесного Царства уже здесь, на земле.Будем просить у Господа, чтобы Он укрепил наши немощные человеческие силы, чтобы не лишил нас Своей Божественной благодати, без которой человек не может принести доброго плода в своей жизни; чтобы каждый из нас с помощью этой благодати стал причастником Царства Божия здесь, на земле, и чтобы всем нам вечно пребывать в Царстве Божием в жизни будущего века. Аминь.
Протоиерей Валерий Захаров. Июль 1999г.
*Начало см. в
N 11ИЗ ИСТОРИИ:
17 (4) июля исполняется 82 г. со дня мучительной кончины в Екатеринбурге Императора Николая II Александровича, Императрицы Марии Федоровны, Наследника Цесаревича Алексея Николаевича, Великих княжен Ольги, Марии, Татьяны и Анастасии.
На предстоящем Архиерейском Соборе, который состоится в августе 2000 г. в Москве, будет решаться вопрос о Всероссийском прославлении екатеринбургских царственных мучеников.
Преподобный Сергий Радонежский
еликий святой земли Русской, Преподобный Сергий родился в 1314 г. в семье благочестивых бояр Кирилла и Марии и был назван Варфоломеем. После кончины родителей он принял иноческий постриг с именем Сергий и вместе со своим братом удалился в глухой лес. Там основал небольшую церковь во имя Пресвятой Троицы, куда вскоре собралось 12 братий. Так было положено начало величайшей святыне Православия, духовному центру Руси - Троице-Сергиевой Лавре.
Обитель преподобного Сергия стала школой монашеской жизни, источником новой традиции в подвижническом делании. Ученики преподобного основали множество монастырей в Северо-Западной Руси. Сам св. Сергий, при его глубочайшем смирении, стал известен всей Руси: он способствовал примирению враждовавших
князей, по его благословению благоверный князь Димитрий Донской выступил на Куликовскую битву с монголо-татарами в 1380 г. Глубокая духовная дружба связывала преподобного Сергия со святителем Московским Алексием. Преставился ко Господу преподобный Сергий в 1392 г. Спустя 30 лет совершилось обретение его мощей, которые и поныне пребывают в Троицком соборе основанной им Лавры. 18 июля празднуется обретение честных мощей преподобного Сергия, Радонежского чудотворца.Преподобномученица Великая княгиня Елисавета
18 июля также - день памяти преподобномучениц Елисаветы и инокини Варвары. На следующий день после расстрела в 1918 г. в Екатеринбурге последнего Русского Царя Николая II и его Семьи настал ее черед. Принцесса Гессенская - Великая княгиня Елисавета, одна из красивейших женщин Европы, была женой Великого князя Сергея, брата Царя, и сестрой русской Царицы. Она - основательница Марфо-Мариинской обители, отдавшая в общую казну даже обручальное кольцо, подаренное нежно любимым мужем, разорванным в клочья бомбой террориста, тайно постриженная инокиня - одна из многих тысяч в лике новомучеников Российских.
В апреле 1918 г. на третий день после Пасхи Елисавету Федоровну арестовали и немедленно выслали из Москвы. С ней поехали две сестры - Варвара и Екатерина. Последние месяцы своей жизни они провели в Алапаевске в заключении.
Таков был ее путь из родительского дома в далекой Германии до алапаевской шахты, куда ее вместе с верной инокиней Варварой и Великими князьями из Дома Романовых сбросили живыми и забросали гранатами. И со дна этого ада слышали потом ее голос, воспевающий хвалу Господу, пока для нее самой не зазвучали райские песни.
В 1999 г. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил преподобномучениц Елисавету и Варвару к лику святых новомучеников России.
ИСТОРИЯ ОБРАЗА
Казанская икона
Божией Матери
азанская:Она сопровождает человека от колыбели до смертного порога: над колыбелью младенца принято было помещать Казанскую икону, ею благословляли девиц на замужество, ее давали в руки новопреставленному как необоримую Защитницу на пути к вечному дому. Ей молились при засухе, к ней взывали в напасти, ее носили крестным ходом по стенам городов, обороняемых от неприятеля. Она явилась накануне великих испытаний для Руси, когда ослабела ревность в проповеди Евангелия после огненного служения Казанских святителей Гурия и Германа, и язычники и мусульмане, воспрянув, ополчились на веру Христову. В 1579 году после страшного пожара, уничтожившего половину Казани, поползли по городу слухи, что русский Бог
не так уж и силен и не помогает православным. Как отмечает летописец, ''вера Христова стала притчею и поруганием''. Вот тогда-то и явилась милость Божия и Покров Царицы Небесной над Русью.Один стрелец задумал строиться на месте пожарища. Дочери его, Матроне, явилась Царица Небесная и повелела извлечь из земли Ее икону. 8 июля (по ст. ст.) мать девочки принялась копать землю, помогали ей и соседи, но иконы не нашли. Лишь когда заступ взяла сама Матрона, обнаружилась икона, завернутая в ветхий суконный рукав мужской одежды вишневого цвета. Икона была торжественно перенесена в ближайшую церковь св. Николая, а затем в Благовещенский собор и прославилась исцелениями слепых.
С этой иконы был сделан список и послан в том же году к царю Иоанну Грозному, который повелел на месте явления иконы построить женский монастырь, где и была поставлена Казанская икона. Матрона, обретшая святыню, приняла монашеский постриг с именем Марфы, была первою инокинею, а потом и настоятельницею монастыря. В 1595 г. в честь явления Казанской иконы был установлен особый праздник, который отмечается 21 (8) июля.
В 1612 г. во время сражения русского народного ополчения с польскими захватчиками список Казанской иконы находился в войсках князя Димитрия Пожарского. 22 октября икона, сопутствовавшая русским в течение всего похода, была поставлена в Москве на Красной площади против Никольских ворот Кремля. Вскоре Москва была полностью очищена от вражеского нашествия. В память об этом событии царь Михаил Федорович установил второе празднество в честь Казанской иконы Божией Матери - 22 (9) октября. Во время Отечественной войны 1812 г. Казанская икона, ставшая всенародной святыней, также указывала путь к победе русскому воинству, осеняя его в ратном подвиге освобождения Родины. В день празднования Казанской иконы, 22 октября, русские отряды под предводительством полководцев Милорадовича и Платова разбили арьергард маршала Даву, что явилось первым поражением считавшейся дотоле непобедимой французской армии.
Известны многочисленные чудотворные списки с Казанской иконы, прославленные знамениями милости Божией, по всей России: в Вязниках (Владимирская обл.) и Нижнем Ломове (Пензенская обл.), в Тобольске и Суздале, Витебске и Каргополе, Арзамасе, Вологде и многих других местах.
Во время Великой Отечественной войны перед Казанской иконой Божией Матери Святейший Патриарх Московский и всея Руси Сергий (+1944 г.) совершал молитвы, произносил проповеди, утверждавшие веру в победу над германским фашизмом. Для русских православных христиан в этой иконе и поныне
воплощена идея молитвенного заступничества и ходатайства Пресвятой Богородицы за наше Отечество.АПОЛОГЕТИКА*
Эта идея есть в кришнаизме, где Кришна понимается как Личный и Единый Бог-Творец. ''Бхага- вад-гиту'' нередко называют ''индийским евангелием''. Эта книга (ее текст датируется V-II вв. до Р. Х.) действительно проповедует великую идею: к Богу надо подходить с любовью.
Она повествует, что ''Верховный Господь'' Кришна не просто создал мир и не просто дал его людям. Он стал человеком. И даже не царем - а слугой, возничим. И, однако, при знакомстве с этой книгой остаются вопросы. Во- первых - стал ли Кришна человеком вполне и навсегда? - Нет, лишь на время урока он казался человеком. Его подлинные облики совсем не-человечны, и он пользуется человеческим обликом лишь как прикрытием, которое позволяет ему ближе подойти к людям. И человеческая плоть, равно как и человеческая душа, не взяты им в Вечность. Ему не было трудно быть человеком, и сам он не испытал ни человеческой боли, ни человеческой смерти: Сюжет ''Бхагавад-гиты'' строится вокруг юного воина Арджуны, который должен силой отстоять свое право на наследство, отнятое у него недобросовестными родственниками. С помощью Кришны Арджуна собирает огромную армию. Но, перед самой битвой, выйдя на поле предстоящего боя, Арджуна всматривается в ряды своих врагов и вдруг осознает - с кем же ему предстоит сражаться, и тогда по-человечески потрясенно говорит: ''При виде моих родных, пришедших для битвы, Кришна, подкашиваются мои ноги, во рту пересохло:Не нахожу я блага в убийстве моих родных:Их убивать не желаю:Ведь погубив свой род, как можем счастливыми быть?'': Человек испытывает боль и сострадание. А божественный Кришна? В эту минуту он находит для человека такие слова: ''Покинув ничтожную слабость сердца, восстань, подвижник! Ты сожалеешь о тех, кому сожаленья не надо: познавшие не скорбят ни о живых, ни об ушедших:О неотвратимом ты сокрушаться не должен'' (1.3,18,26). Все это Кришна говорит ''как бы с улыбкой'' (2,10). ''Воспрянь, победи врагов, достигни славы, насладись цветущим царством, ибо Я раньше их поразил, ты будь лишь орудием, как воин:'' (11.32-34). В божестве, которое благословляет на массовые убийства ради исполнения кармически сословного долга, нельзя признать Бога Любви:
Итак, высшая богословская формула гласит: ''Бог есть Любовь''. Любить означает вобрать в себя, как свои, радости и беды любимого. Подлинная любовь стремится отождествить себя с любимым человеком. Здесь поистине двое в одну плоть будут (Быт.2,24). И потому путь любви - это дарение, отдача, вверение, жертва.
Окончание следует...
*Начало см. в
NN 5 - 11Из книги диакона А. Кураева ''Если Бог есть Любовь''.
Месяцеслов
Седмица 5-я по Пятидесятнице
Рассылка на новости сайта |
© Свято-Никольский собор, 2000 - 2010
При использовании материалов ссылка на "Никольский Благовест" с указанием URL
(http://www.nikolay.orthodoxy.ru
http://www.nikolski.kz, http://nikolski-sobor.narod.ru) обязательна!