"Никольский Благовест" содержит проповеди, сведения о всех православных праздниках, традициях, о православном богослужении, сведения об инославии, апологетику, месяцеслов на каждый день и многое другое. |
Неделя 9-я по Пятидесятнице. Второе перенесение мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких. Толгская икона Божией Матери. Преподобномученики Василий и Феодор Печерские. Святитель Тихон, епископ Воронежский, Задонский чудотворец. Мудрость святых отцов. Проповедь. Апологетика. Месяцеслов. |
Неделя 9-я по Пятидесятнице
ы часто сетуем, что Господь не творит в наше время чудес, какие творил Он в древности. И сетование это несправедливо, потому что мы являемся современниками и свидетелями великих чудес и неизреченной милости Божией. Разве не чудо - возвращение мощей великих русских святых? Разве не чудо, что богоборческая власть в слепой ненависти ко Христу, к Его Церкви не уничтожила их, а сохранила в запасниках музеев? Разве не чудо, что чьими-то безвестными руками задвигались они подальше от начальственных взоров, а в урочный час явились миру, Церкви нашей в утверждение, народу нашему - в покаяние?
Мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких в 1946 г. были переданы в Государственный музей истории религии, разместившийся в Казанском соборе в Ленинграде. Более 40 лет пребывали они, словно в заточении, в запасниках музея, упакованные в три больших бумажных свертка, обозначенные вместо святых имен инвентарными номерами. Поистине святые угодники, отдав свои мощи на поругание, страдали вместе с узниками зловещих и страшных в то время ''Соловков''. В 1990 г. мощи святых преподобных Соловецких были торжественно возвращены Русской Православной Церкви и до середины 1992 г. покоились в Троицком соборе Александро-Невской Лавры. В ночь с 19 на 20 августа, сопровождаемые 300 паломниками во главе со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, они отправились в путь к своей родной обители. Празднество второго перенесения мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких продолжалось три дня. О нем писали газеты, сообщали телевизионные репортажи как об обыкновенном событии нашей повседневной жизни, но это было
великое чудо и великая милость Божия.ИСТОРИЯ ОБРАЗА
Толгская икона Божией Матери
1314 г., когда в Ярославле княжил Давид Феодорович, явилась эта икона при чудесных обстоятельствах. Ярославский епископ Прохор, в схиме Трифон, возвращался из Кирилло-Белозерского монастыря по Шексне и Волге в свой кафедральный город. За 7 верст до Ярославля он приказал пристать для ночевки к правому, возвышенному берегу. Проснувшись в полночь, епископ был поражен ярким светом, проникавшим в его шатер. Он вышел из шатра и на противоположном берегу Волги, там, где в нее впадает река Толга, увидел огненный столп до неба и идущий к нему от этого столпа мост. Он помолился, опираясь на святительский посох, перешел через реку и здесь увидел икону Пречистой Девы с Младенцем, стоявшую высоко над землей. Со слезами благодарности и умиления молился святитель. Он был так потрясен, что забыл свой посох под деревом. Никому ни слова не сказал епископ о ночном видении, но, когда стали искать архиерейский посох, святитель увидел в том волю Царицы Небесной и поведал обо всем происшедшем своим спутникам. Посох нашли под деревом, а рядом с ним - икону. Пал престарелый епископ перед иконой и начал собственноручно рубить деревья и расчищать место для церкви. В то же утро слух об обретении святыни достиг Ярославля, и оттуда пришел народ. К вечеру постройка церкви была завершена, было совершено и освящение. В тот же день было решено основать на этом месте монастырь. Празднование иконе совершается 21 августа.
ИЗ ИСТОРИИ...
Преподобномученики
Василий и Феодор Печерские
ил в Печерском монастыре инок по имени Феодор, который при поступлении в монастырь раздал все свое имение бедным. В старости враг рода человеческого возбудил в нем сожаление о розданном богатстве. Вразумил его другой инок - по имени Василий. С тех пор стали они друзьями и поверяли друг другу малейшие помыслы. Однако, враг не оставлял Феодора и в отсутствие Василия явился Феодору под его видом и указал, где в его пещере зарыт клад. И снова Василий спас душу брата от погибели и уговорил его зарыть клад. Феодор послушался и даже забыл место, где зарыл злополучный клад. Вскоре Василий ушел в затвор, а престарелый Феодор остался среди братии.
Враг же явился под видом Василия легкомысленному и испорченному нравом князю Мстиславу Святополковичу и рассказал о кладе. Князь, помраченный жаждой богатства, убил обоих старцев, требуя клад, о котором оба они уже и не помнили, где он зарыт.
Святитель Тихон,
удущий святитель был родом из села Короцка Новгородской епархии, сын бедного дьячка, в миру назывался Тимофей. С ранней юности он возлюбил Христа и Ему посвятил всю свою жизнь. В 13 лет он был отдан в школу при Новгородском архиерейском доме. Питаясь одним черным хлебом, он с редким усердием постигал школьную премудрость, а в свободное время копал грядки огородникам, чтобы как-то заработать на пропитание. В 1740 г. он был принят в Новгородскую семинарию, в которой по окончании был оставлен учителем, а в 1758 г. принял иночество. Отсюда он был переведен
в Тверь, где был ректором духовной семинарии и архимандритом Желтикова и Отроча монастырей. В 1761 г. он был возведен в сан епископа Кексгольмского и Ладожского, а через 2 года назначен епископом Воронежским.Будучи назначенным на Воронежскую кафедру, св. Тихон приложил много трудов, чтобы поднять духовный уровень своей паствы. Епархия была огромная - от Орла до Черного моря, население редкое, духовенства мало. Язычество и суеверие процветали, так что летом даже устраивали празднества Яриле, языческому божку. На одно из таких празднеств явился святитель Тихон и своим пламенным словом прекратил бесчиние. На другой день народ явился к нему с покаянием. Горячо принялся епископ за дело. Днем он разъезжал по епархии, часто просто верхом на лошади, налаживая приходскую жизнь. Ночи проводил за письменным столом: его книги ''Сокровище духовное, от мира собираемое'', ''Истинное христианство'', ''Письма келейные'' до сих пор являются излюбленным чтением как монашествующих, так и мирян. Такая напряженная жизнь не могла не сказаться на здоровье святителя, и в 1767 г. по болезни он оставляет управление епархией и удаляется в Толшевский монастырь, а в 1769 г. - в Задонский Богородский монастырь. Поселившись в этой обители, святитель сделался великим наставником иночества.
В своих творениях он развил идеал истинного монашества, а своей жизнью ясно показал возможность осуществления этого идеала. Все время, за исключением 4 -5 часов тревожного отдыха, проводил он в молитве, посте и подвигах учительства и благотворительности. Жил он среди самой простой обстановки, часто занимался тяжелыми работами, несмотря на слабость своих сил. И каждый раз, вкушая скудную пищу, горько попрекал себя леностью и тем, что мало потрудился для Святой Церкви, хотя не оставлял дел своего пастырства и на покое. Много времени уделял святитель Тихон на письменные труды и написал многие душеспасительные творения. Высокая молитвенная жизнь, милосердие, странноприимство, прозорливость и дар чудотворения сделали его горячо любимым в народе. Скончался св. Тихон 26 (13) августа 1783 г. на 59 году жизни. В 1846 г. мощи святителя Тихона были обретены нетленными. Торжественное открытие мощей привлекло 300 тысяч богомольцев и сопровождалось многими исцелениями. Причтение святителя к лику святых последовало 26 (13) августа 1861 г.МУДРОСТЬ СВЯТЫХ ОТЦОВ
Не смотреть на других, что делают, кто бы они не были, но держаться единого Божия Слова, и рассуждать, чему оно поучает.
Без познания греха истинное покаяние не бывает: как без познания болезни исцеления не бывает.
Всякое искушение бывает нам ко искушению сердца нашего и познания, что в нем кроется - терпение или гнев, смирение или гордость, послушание или непослушание; и есть как зеркало, чрез которое смотрим в сердце наше и рассматриваем, что в нем имеется; иначе познать его не можем, яко глубоко.
Святитель Тихон Задонский
СЛОВО ПАСТЫРЯ*
о не будем отчаиваться! Ведь после всего мною сказанного у кого-то может появиться тяжелый осадок в сердце и в душе: ''Если диавол имеет такую силу, а я являюсь таким слабым человеком, то, что же со мною может произойти?'' Да, диавол - дух, и он имеет очень большую силу. Но он не имеет власти над человеком! И вот об этом все мы должны помнить постоянно. Нет у него власти над нами! Но откуда же мы знаем об этом? Да вот, сегодняшний Евангельский сюжет говорит об этом: в свиней диавол не мог войти без повеления Бога, даже в свиней, не говоря уже о человеке! Не может диавол войти без попущения Божия в каждого из нас! Но, если Господь попускает, значит, в этом есть воля Божия. А воля Божия - это спасение каждого из нас. И, если Господь попускает совершиться тому или иному искушению в нашей жизни, так это попущение не для нашего вреда даруется нам Богом, а для нашего совершенствования, чтобы, побеждая встречающиеся в нашей жизни искушения, мы восходили от силы в силу. Вот для чего Господь попускает диаволу иногда касаться каждого из нас. Вспомним другой Библейский сюжет - праведного ветхозаветного Иова. Когда диавол однажды, шествуя по земле, увидел этого человека и увидел его любовь и преданность Богу, он, поднявшись к Богу, сказал: ''Господи, конечно, Иов тебя прославляет, величает, хвалит, потому что у него все в жизни хорошо. И поля, и стада, и жена, и дети, и дом - все великолепно! А разреши мне коснуться хотя бы его окружения, его дома, тогда - посмотрим''. Этот сюжет свидетельствует о том, что не может диавол коснуться даже внешнего человека, он идет к Богу, как бы выпрашивая: ''Господи, ну разреши мне коснуться этого человека, чтобы я доказал неискренность его любви к Тебе. Пока у этого человека все в жизни хорошо, он хвалит Тебя, а лишь что-то изменится к худшему, ведь он откажется от Тебя, он будет хулить Тебя, он будет роптать на Тебя!'' В нашей с вами жизни, к сожалению, это так и бывает. Коснись нас какое-то горе, какая-то болезнь, какое-то нестроение, и тут начинается ропот на Бога, недовольство: ''Господи, куда же Ты смотришь, почему это со мной совершается, а не с моим соседом? Ведь он намного хуже меня - он пьяница, прелюбодей! А я-то хожу в церковь, молюсь, и почему у меня столько болезней?'' А вот праведный Иов, когда коснулся его диавол, совершенно иначе реагировал на это. Он не усомнился в любви Бога к нему, не усомнился в том, что Господь, являясь его Отцом, никогда его не оставит. И, несмотря на то, что и жена из любящей женщины превратилась в вечно недовольную и сварливую; и дети его все погибли, а у него было пять сыновей и пять дочерей; и от сильного вихря пропали все стада, все поля были полностью уничтожены; не было недовольства и ропота на Бога у Иова. Хотя, конечно, по-человечески можно было ожидать каких-то вопросов: ''А почему, а за что, Господи, ты так наказываешь меня?'' Не было этого у Иова. Он продолжает верить в Бога, за все воздавать Ему хвалу! И тогда диавол снова идет к Богу и снова просит разрешения коснуться уже самого Иова. И Господь разрешает, но как? ''Коснись только лишь тела. А вот души не тронь, потому что душа Мною дана человеку'', - говорит Господь. И коснулся диавол тела Иова так, что оно покрылось струпьями, язвами и ранами. Окружающие люди боялись подойти к Иову, дабы не заразиться. А зловонный запах, который источали эти раны, вызывал невольное отвращение в каждом, кто приближался к этому болящему. И снова не было ропота, не было вопросов. А была молитва к Богу: ''Все, что ты посылаешь мне, Господи, я перетерплю, потому что я знаю, что Ты любишь меня!'' И Господь щедро отблагодарил Иова за его терпение и преданность. Диавол был посрамлен! Вот этим немощным сосудом Господь посрамил духа злобы поднебесной!
И от каждого из нас Господь ждет, чтобы
*Начало см. в
NN 13 - 15Протоиерей Валерий Захаров. Июль 1999 г.
АПОЛОГЕТИКА
ельзя просто "считаться" православным, потому что православные родители или соседи. Нужна вера сознательная, и отчет в ней, возможно, придется дать в любую минуту. И, конечно же, нужно четко представлять, что такое Православие:Надеюсь, вы задумаетесь и поймете важность живого православного слова. Протестанты, разумеется, скажут: ваше Православие мертво. Службы у вас на непонятном языке, много бессмысленных ритуалов, в церкви мало кто молится. Суждение такое поверхностно. Хотя многие из нас именно такие, мертвые духом православные. Св. прав. Иоанн Кронштадтский - пример живой веры, живого слова. Все, что он делал, напитано живой верой. Спасение дается нам Церковью - богослужениями и молитвами, но и впрямь вера наша мертва, если не вложить все усердие, весь пыл сердца. Откуда черпать знания? Св. Иоанн Златоуст учит, что нельзя спастись, не читая духовных книг. Конечно, бывают исключительные обстоятельства (в тюрьмах, концлагерях и пр.). Но какой ответ будете держать вы, коли не используете свои возможности? Мир только-только осознал, сколь неисчерпаемо богатство Православия, дарованное нам. Пророчество преп. Серафима о возрождении России сбывается:
Иеромонах Серафим Роуз
(┼1982 г.)Месяцеслов
Седмица 10-я по Пятидесятнице, Успенский пост
Рассылка на новости сайта |
© Свято-Никольский собор, 2000 - 2010
При использовании материалов ссылка на "Никольский Благовест" с указанием URL
(http://www.nikolay.orthodoxy.ru
http://www.nikolski.kz, http://nikolski-sobor.narod.ru) обязательна!