"Никольский Благовест" содержит проповеди, сведения о всех православных праздниках, традициях, о православном богослужении, сведения об инославии, апологетику, месяцеслов на каждый день и многое другое. |
Неделя 10-я по Пятидесятнице. Успение Пресвятой Богородицы. Проповедь. Истинное почитание Божией Матери. Пюхтицкая икона Божией Матери. Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа нашего Иисуса Христа. Месяцеслов. |
Неделя 10-я по Пятидесятнице
Успение
Пресвятой Богородицыогда Пресвятой Богородице, жившей после Вознесения Господня в Иерусалиме, пришло время перейти из земной жизни в жизнь вечную, Ей явился Архангел Гавриил и возвестил о Ее грядущей кончине. По молитве Матери Божией все апостолы, проповедовавшие Евангелие в разных концах мира, были чудесным образом собраны к Ней. Когда же пришло время Ее успения, Сам Господь Иисус Христос явился к одру Своей Матери и принял Ее душу в Свои руки.
Оплакав разлуку с Божией Матерью, апостолы погребли Ее тело в Гефсимании, в пещере. Апостол Фома, Промыслом Божиим не успевший на погребение, прибыл в Иерусалим на третий день. Желая утешить его прощанием с телом Богородицы, апостолы открыли гроб, но нашли в нем лишь погребальные пелены. Так все они уверились, что Пресвятая Владычица была с телом вознесена на Небо.
Праздник Успения Богоматери для нас является свидетельством и залогом Ее предстательства за мир и Церковь Христову. Она не умерла и, телесно оставив мир, не перестает ходатайствовать за нас пред Своим Сыном.
Вслед за празднованием Успения Пресвятой Богородицы во многих храмах совершается последование погребения Божией Матери. Этот чин составлен в подражание последованию погребения Спасителя, совершаемому в Великую Субботу, и был принесен в Россию из Святой Земли. Там он каждый год совершается в Гефсимании. Множество народа во главе с архиереями и клириками отправляется от храма Воскресения Христова в Гефсиманию, повторяя путь святых апостолов с телом Пресвятой Богородицы.
Особое почитание Божией Матери, выражавшееся и в храмовом богослужении, и в повседневной жизни, было всегда свойственно русскому народу. Не случайно в прежние времена Русь благочестиво именовалась Святой Русью, домом Пресвятой Богородицы.
С праздником, православные!
СЛОВО ПАСТЫРЯ
ресвятая Богородица, к пречестному и славному Успению своему уже исполненная дней (т. е. в возрасте), Сама желала скорее отойти от тела и войти к Богу. Душа Ее всегда была объята одним непрестанным желанием увидеть сладостное лицо Сына Своего, сидящего одесную Отца на небесах: Матерь Божия тепло молилась Господу, чтобы Он взял Ее из этой юдоли плача в Горние блаженные обители. Живя в доме святого Иоанна Богослова на Сионе, Она часто удалялась отсюда на гору Елеонскую, место Вознесения на Небо Сына Своего и Господа; здесь в одиночестве Она возносила Ему Свои усердные молитвы. И вот однажды:пред Ней предстал Архангел Гавриил, служивший Пресвятой Богородице с первых дней Ее детства: он питал Ее во Святая-Святых, принес Ей благую весть о рождении Сына Божия, неотступно охранял Ее во время жизни Ее на земле. Со светлым лицом передал Небесный посланник Пресвятой Богородице радостные для Нее слова Господа, что по прошествии трех дней
Она отойдет ко Христу Богу:В знамение торжества Богородицы над смертью, т. е. что над ней не будет иметь власть смерть телесная, Архангел вручил Пресвятой Деве райскую ветвь: это была сияющая светом Небесной благодати ветвь финиковой пальмы; ее должны были, как сказал Архангел, нести пред одром Божией Матери, когда пречестное и пречистое тело Ее будут нести для погребения:
...В горнице возжено было множество светильников. Святые апостолы возносили славословие Богу. Пренепорочная Дева возлежала на украшенном одре, приготовляясь к блаженной кончине и ожидая пришествия к Себе возлюбленного Сына Своего и Господа. Внезапно в горнице заблистал свет Божественной славы, помрачивший светильники:Сам Царь славы Христос с тьмами Ангелов и Архангелов, со всеми небесными силами, со святыми праотцами и пророками, некогда предвозвещавшими о Пресвятой Деве, и со всеми праведными душами приближался к Пречистой Своей Матери. Увидев приближение Сына, Матерь Божия в великой радости воскликнула слова Своей песни: ''Величит душа моя Господа, и возрадовался дух Мой о Бозе Спасе Моем, яко призре на смирение Рабы Своея'' (Лк.1, 46-47).
И, приподнявшись с одра, Она поклонилась Господу. Он же, приблизившись, с любовью взирая на Нее, говорил: ''Приди, Блаженная Моя, приди, Голубица Моя, приди, драгоценное сокровище Мое, и войди в обитель Вечной жизни'':''Готово сердце Мое, Боже, готово сердце Мое'' (Пс.107,2), - отвечала на это Пресвятая Богородица. И затем, произнеся сказанные Ей некогда слова: ''Буди Мне по глаголу Твоему'' (Лк.1,38),
- снова возлегла на одре и, преисполненная духовного восторга, предала пречистую душу Свою в руки Господа:Святитель Димитрий Ростовский
Истинное почитание
Божией
Матери"Ты моя надежда, Всечистая, Ты мое и пение; Ты мое пристанище, Ты мое исправление".
лаженны и преблаженны были люди, которые удостоились видеть Божию Матерь во время Ее жизни на земле! Св. Дионисий Ареопагит, через три года своего обращения в христианство сподобившийся в Иерусалиме видеть Пресвятую Деву Марию лицом к лицу, так описывает это свидание: ''Когда я введен был пред лице Богообразной Святейшей Девы, меня облистал извне и внутри столь великий и безмерный свет Божественный, и разлилось окрест меня такое дивное благоухание различных ароматов, что ни немощное тело мое, ни самый
дух не в силах были вынести столь великих и обильных знамений и начатков вечного блаженства и славы. Изнемогло сердце мое, изнемог дух во мне от Ее славы и Божественной Благодати! Человеческий ум не может представить себе никакой славы и чести (даже в состоянии людей, прославленных Богом) выше того блаженства, какое вкусил тогда я недостойный, но удостоенный по милосердию, и блаженный выше всякого понятия!''Если таково было величие Божией Матери на земле, если так блаженны были видевшие Ее здесь, то какова же будет слава Ее и видение Ее там, на небе?! Потому-то св. Церковь наша не находит, можно сказать, слов, чтобы достойно воспеть, восхвалить и прославить Божию Матерь! По Ее изображению: ''о Благодатной радуется всякая тварь: ангельский собор и человеческий род''. Ангелы поют Ей: ''Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!'' Мы воспеваем Ей: ''Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою! Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего: яко Спаса родила еси душ наших''. Люди взывают
к Ней: ''Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова родшую, сущую Богородицу Тя величаем''.Ангелы добавляют: "Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, присноблаженную и пренепорочную и Матерь Бога нашего''. И бесчисленное множество других песней рассыпано по нашим богослужебным книгам, в честь и славу Богоматери. Некоторые из этих песней чрезвычайно умилительны и трогательны. Например, что может быть трогательнее, когда вся Церковь, преклонив колена, поет: ''Под Твою Милость прибегаем, Богородице Дево'':Или: ''Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице'':Что значат эти чрезвычайные молитвенные воззвания к Пресвятой Богородице? Они означают то, что мы, по руководству Церкви, почитаем и прославляем Пресвятую Богородицу не только ''высшею на небеси, чистшею светлостей солнечных, но и святых Ангелов и человеков святейшею, святая святых большею, самою близкою к Божеству, Обоженною в самом существе Ея, чрез воплощение от Нея Бога Слова".
Итак, возлюбленные братия и сестры о Господе, позаботимся всеми мерами и со всем усердием напечатлеть в себе Образ Божией Матери, и будем постоянно носить Его с благоговением в душах и сердцах наших. Будем как можно чаще молиться Пресвятой Богородице - молитвами церковными и своими собственными. Будем ежедневно - утром и вечером прочитывать с земными поклонами по трижды: ''Богородице, Дево, радуйся!'' Это - Афонское правило: исполняющие его сподобляются особенного покровительства Божией Матери. А если можно, то будем читать ''Богородице:'' и на каждом часу, когда услышим бой часов, хотя бы довелось это сидя или лежа, и без поклонов. Это правило употреблял и своих ближних располагал исполнять святитель Димитрий Ростовский.
А вот и еще домашняя молитва: ''Владычице моя, Пресвятая Богородице, воздвигни меня из глубины греховной, просвети сердечныя очи мои к зрению спасения, оживотвори сердце мое духом благочестия и страха Божия, духом чистоты и правды, духом любви и милосердия!'' Кто будет просить у Божией Матери этого первейшего блага, тот будет способен и достоин видеть и ощущать благодатный покров Ее над собою. Какое угодно из этих правил и молитв возьмите для себя и постоянно исполняйте. Если будете всегда носить в душе и сердце своем Пречистый образ Божией Матери, по возможности подражать Ей и усердно молиться к Ней, то, без всякого сомнения, Она будет вашей Помощницей, Заступницей и Руководительницей во всем житии вашем, во исходе вашем и по кончине вашей не оставит вас Своею милостью.
Все же, возлюбленные отцы и братья, сестры и дети о Господе! Преславную Божию Матерь и святых Ангел Святейшую, немолчно воспоим сердцем и усты, Богородицу сию исповедующе, яко воистину Рождшую нам Бога воплощенна и молящуюся непрестанно о душах наших''. А я, недостойный пастырь ваш, священным долгом считаю выну молиться Царице Небесной за паству мою и молитвенно взывать к Ней: ''Владычице моя, Пресвятая Богородице, помоги всем, пастве моей и стране сей, бедным, скорбящим, обижаемым, больным, путешествующим! Утеши несчастных! Приюти сирот! Укрепи надеждою умирающих. Упокой умерших. Благослови детей. Направи к добру всякую юность. Укрепи в чистой жизни возрастных. Всякую старость соделай образцом святой жизни. Всех грешников приведи к покаянию. Истреби тьму, в которой живут язычники
, неверующие, еретики и раскольники. Просвети их светом Своим. Всех введи в познание истины. Всех направи на путь спасения и спаси!'' Аминь.Епископ Иустин. Из книги ''Поучения в честь и славу Пресвятой Богородицы''.
ИСТОРИЯ ОБРАЗА
Пюхтицкая
икона
Божией МатериЭстонии, к северо-западу от Чудского озера, в живописной местности тремя уступами поднимается гора, которую русские издавна называли Богородицкой горкой, а эстонцы дали ей свое название - Пюхтицы, что означает ''святое место''. У подошвы этой горы с северо-западной стороны бьет из земли источник прекрасной целебной воды. Здесь около 300 лет тому назад была обретена чудотворная икона Успения Божией Матери. Это было в те времена, когда Ливонский немецкий орден насильственно пытался онемечить эстонское и русское население и обратить в лютеранскую веру. В эти тяжелые времена Матерь Божия явилась пастуху-эстонцу, пасшему коров у подножия Пюхтицкой горы. Однажды утром он увидел поодаль Благообразную Жену и хотел подойти к ней поближе, но как только приближался он к Ней, Она делалась невидимой. Несколько дней повторялось это видение, и многие односельчане пастуха видели Прекрасную Жену, Которая делалась невидимой, как только люди пытались подойти поближе. На том месте, где Она являлась, вблизи источника, пастухи нашли старинную икону Успения Божией Матери. В 1891 г. по царскому указу Пюхтицкая гора была приобретена в собственность Русской Православной Церкви, вскоре здесь был построен Успенский женский монастырь. Празднование иконе совершается 28 августа
.ИЗ ИСТОРИИ:
Перенесение из Едессы в Константинополь
о время земной жизни Спасителя в сирийском городе Едессе правил князь Авгарь, сильно страдавший от проказы. Узнав, что в Галилее объявился Учитель, который исцеляет больных и бесноватых и творит доселе невиданные чудеса, Авгарь поверил в Него со всей силой человеческой души, не искаженной злобой и завистью. Узнав, что многие иудеи ненавидят Иисуса Христа и хотят убить Его, Авгарь послал
к Нему письмо, в котором просил исцеления и звал в свой город, подальше от зависти фарисеев и книжников. Письмо было послано с живописцем Ананией, чтобы тот написал Лик Спасителя.Анания пришел в Иудею, нашел Господа и подал Ему письмо, а сам встал в сторонке и приготовился писать, однако, сколько он ни трудился, изобразить Божественный Лик Спасителя не смог. Неожиданно Сам Господь назвал его по имени и, подозвав к Себе, вручил ответ князю Авгарю, в котором хвалил князя за веру, объяснял причину, по которой не сможет прийти в Едессу, но твердо обещал исцеление. Затем он попросил подать Ему убрус (полотенце) и отер им Свое лицо. На убрусе осталось четкое изображение Божественного Лика, отчего этот образ был назван Нерукотворным. Получив образ, князь Авгарь с верой приложился к нему - и был исцелен. Образ был помещен над городскими вратами, а вскоре после Вознесения Господня апостол Фаддей крестил Авгаря и всех его подданных. В царствование Константина Багрянородного в 944 г. Образ был принесен в Царьград 29
(16) августа, и в этот день было установлено ему празднество.Месяцеслов
Рассылка на новости сайта |
© Свято-Никольский собор, 2000 - 2010
При использовании материалов ссылка на "Никольский Благовест" с указанием URL
(http://www.nikolay.orthodoxy.ru
http://www.nikolski.kz, http://nikolski-sobor.narod.ru) обязательна!