"Никольский Благовест" содержит проповеди, сведения о всех православных праздниках, традициях, о православном богослужении, сведения об инославии, апологетику, месяцеслов на каждый день и многое другое. |
Неделя 12-я по Пятидесятнице. Усекновение главы Иоанна Предтечи. Собор преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих. Перенесение мощей святого Александра Невского. Преподобный Александр Свирский. Положение честного пояса Божией Матери. Начало индикта - церковное новолетие (14 сентября н.ст. - 1 сентября ст. ст.). Проповедь. Месяцеслов. |
Неделя 12-я по Пятидесятнице
вятой Пророк и Предтеча Христов Иоанн был вскоре после Крещения Господня заключен в темницу властителем Галилеи Иродом Антипой, которого Предтеча открыто обличал за беззаконное сожительство с Иродиадой, женой его брата Филиппа. В день рождения Ирода, на праздничном пире, дочь Иродиады Саломия плясала перед царем и так угодила ему, что тот пообещал дать ей все, что она ни попросит. Тогда Саломия, наученная своей злобной матерью, попросила у царя главу Иоанна Крестителя, и царь вынужден был исполнить обещание.
''И в этот день, когда перед ужасом и величием этой судьбы опускаются руки, Церковь призывает помолиться о тех, которые в ужасе и трепете, и недоумении, и иногда в отчаянии умирали: умирали на поле битвы, умирали в застенках, умирали одинокой смертью: Вспомним тех, кто не только в наше время, а из тысячелетия в тысячелетие погибали страшной смертью, потому что они умели любить или потому, что другие любить не умели, - вспомним всех, потому что всех объемлет любовь Господня, и за всех предстоит великий Иоанн, который прошел всю трагедию умирания и смерти без единого слова утешения, а только по властному повелению Божию: верь до конца и будь верен до конца!'' (Митрополит Сурожский Антоний).
В день усекновения главы Иоанна Крестителя 11 сентября Церковью установлен строгий пост как выражение скорби о насильственной смерти великого Пророка. В этот же день мы совершаем молитвенное поминовение православных воинов, павших на поле брани.
ИЗ ИСТОРИИ:
Собор преподобных отцов Киево-Печерских,
в Дальних пещерах почивающих
1013 г. на крутом берегу Днепра около Киева, на Берестовой горе, среди дремучего леса одиноко поселился для отшельнических подвигов прибывший со святой Афонской горы преподобный Антоний. Подвизался он здесь по афонскому примеру все время в посте, молитве, бдении и труде. Но вскоре слава о дивных подвигах небывалого отшельника распространилась по окрестностям, и к нему стали стекаться жаждущие духовной пищи. Некоторые решались и совсем остаться здесь. Первым поселился преподобный Никон, затем пришел преподобный Феодосий. Преподобный Никон постригал приходивших в иноческий чин, и они селились вместе со своим наставником. Соединенными силами всех подвижников был выведен под землею общий длинный ход, а по сторонам его каждый инок выкапывал для себя небольшую келью, в которой можно было стоять и сидеть. Под землей была устроена церковь и трапезная. В этих подземных пещерах, при скудном освещении, иноки возносили к небесам неустанные молитвы за еще тогда языческую Русь, для христианского просвещения и возрождения которой необходимы были именно такие доблестные подвижники. Смиренный Антоний, отказавшийся от игуменства, дал его преподобному Варлааму (его сменил преподобный Феодосий), а сам уединенно подвизался в ста саженях от прежнего места, называемого пещерами Дальними или Феодосиевыми. Там он выкопал себе новую пещеру, которая ныне называется Антониевой или Ближней. Уже в конце своей жизни
св. подвижник имел великое утешение видеть, как по указанию свыше, прибывшими из Константинополя опытными зодчими была заложена великая каменная церковь знаменитой Киево-Печерской Лавры - первая из почти двух десятков замечательных церквей, построенных впоследствии. ''Много монастырей, - пишет преподобный Нестор Летописец, - поставлено от князей, от бояр и от богатства, но не таковы они, каковы поставленные слезами, пощением и молитвою. Антоний не имел ни золота, ни серебра, а все стяжал слезами и постом''. Ближние и Дальние пещеры, построенные очень запутанно и сложно, служат местом почивания нетленных мощей святых угодников. В Ближних пещерах находится около 73-х мощей и 30-ти мироточивых глав; в Дальних - 45 мощей и около 30 мироточивых глав.И в нашем Свято-Никольском соборе имеются мощи святых Киево- Печерских: преподобных Лаврентия, подвизавшегося в затворе; Феодора, князя Острожского (+1383 г.), усердно строившего и украшавшего православные храмы на Волыни и мужественного защитника православных от папизма, принявшего иноческий постриг в Киево-Печерской обители с именем Феодосий; Паисия; Силуана схимника, который по канону был ''ревнитель чистоты и охранитель садов'', однажды молитвою связал воров, пришедших воровать плоды, и потом, по раскаянии их, отпустил с миром; Лонгина вратаря, прозревавшего мысли людей, с какими кто входил в обитель и выходил.
Собор преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих, празднуется 10 сентября. Кроме того, во вторую неделю Великого поста празднуется общая память всему собору преподобных отцов Киево- Печерских.
Перенесение мощей
святого
Александра Невскоговятые мощи благоверного князя Александра до 1721 г. покоились во Владимире в монастырской церкви Рождества Пресвятой Богородицы, а 30 августа (12 сент. н. ст.) были перенесены по указу Петра I в Александро- Невскую лавру в Петербурге.
О нравственном облике великого русского святого и воина его современник писал: и нищих любил, а митрополита и епископов чтил и слушал, как Самого Христа: Высота его семейной жизни видна из того, что обе его супруги - Александра и Васса, дочь - княжна Евдокия, почивающие в Успенском монастыре во Владимире, прославлены как местночтимые, а младший сын его - святой благоверный князь Даниил Московский, родоначальник князей и
Преподобный
Александр Свирскийодился в 1448 г. в пределах Великого Новгорода в семье скромных тружеников, отличавшихся истинно христианской жизнью. С юных лет благодать небесная почивала на нем. Он был чужд удовольствий и наслаждений, праздности и всего мирского и желал удалиться от суетного мира. Посещение храма, чтение Священного Писания, молитва, пост - вот чем жил юноша. Отказавшись жениться, 26-ти лет от роду, он тайно покидает родительский дом и принимает монашеский постриг в Валаамской обители, где проводит 13 лет в суровых подвигах поста, молитвы и монастырского послушания. После сего, по внушению свыше, преподобный удалился в пустыню при реке Свири, где после 7-летних уединенных подвигов и основал обитель во имя Святой Троицы и стал ее игуменом.
Трудно исчислить все то, что совершил преподобный Александр для пользы и славы созданной им обители, неустанно заботясь о спасении вверенного ему словесного стада. Прославленный Господом еще при жизни даром чудотворений, удостоившийся лицезреть Его в чудесном видении, незадолго до своей кончины
Положение честного
пояса
Божией Материерковный историк Никифор Каллист повествует о том, что пояс Пресвятой Богородицы после Ее Успения передавался верующими из поколения в поколение. При греческом императоре Аркадии (395 - 408) он был принесен из Иерусалима в Константинополь и сначала был положен в раке. Затем благоверной императрицей Пульхерией, сестрой императора Феодосия Младшего (408 - 450), перенесен в новосозданный храм во имя Пресвятой Богородицы. Честной пояс находился здесь в драгоценном ковчеге, запечатанном царской печатью.
В IХ веке супруга императора Льва Философа (886 - 912) Зоя, страдавшая тяжкой болезнью, однажды получила во сне откровение, что она исцелится после того, как на нее будет возложен пояс Пресвятой Богородицы. Она поведала об этом своему супругу и Константинопольскому Патриарху. Было решено вскрыть ковчег. Пояс был обнаружен неповрежденным. Болящая действительно стала совершенно здорова, как только пояс был возложен на нее. В конце Х века пояс был разделен на три части, одна из которых была принесена в Грузию, где в городе Зугдиди в ХIХ веке для нее был построен собор. Другая часть находится в Ватопедском монастыре на Афоне. Третья часть пояса была захвачена болгарским царем Коломаном после победы над греками и унесена в Болгарию.
Празднество совершается 13 сентября.Начало индикта - церковное новолетие
этот день, когда иудеи праздновали новое лето, Спаситель, придя в Назарет - место Своего воспитания - и войдя, по обыкновению Своему, в синагогу в день субботний, прочитал слова пророка Исаии: ''Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать: проповедовать лето Господне благоприятное'' (Лк.4;18,19). В этот день Спаситель начал проповедь Царствия Божия и впервые засвидетельствовал исполнение ветхозаветных пророчеств о пришествии Мессии и, тем самым, о конце Ветхого и начале Нового Завета, и потому он является наиболее благоприятным временем для начала пути нашего спасения, для вступления в духовный завет с Господом, а для тех, кто идет по нему, обновить Его завет и взойти на более высокую ступень своего духовного делания.
Первого сентября 312 г. император Константин Великий одержал победу над Максентием, после чего христианам была дарована полная свобода исповедовать свою веру. В воспоминание этих событий Святая Церковь (как полагают, со времен I Вселенского Собора) новолетие празднует 1-го сентября (ст. ст.).
Всея твари Содетелю, времена и лета во Своей власти положивый, благослови венец лета благости Твоея, Господи, сохраняя в мире люди и град Твой, молитвами Богородицы, и спаси ны (Тропарь новолетия). В вышних живый, Христе Царю, всех видимых и невидимых Творче и Зиждителю, Иже дни и нощи, времена и лета сотворивый, благослови ныне венец лета: соблюди и сохрани в мире град и люди Твоя, Многомилостиве (Кондак новолетия).
СЛОВО ПАСТЫРЯ*
Семя, сеющееся в наши сердца, говорит нам еще и о духовном росте каждого из нас. К духовному возрастанию все мы призваны без исключения. Никто из нас не может сказать: ''Меня это не касается!'' Почему мы так не можем сказать? Да потому, что Господь наш и Спаситель Иисус Христос, обращаясь к Своим последователям, а значит и к каждому из нас, сказал: ''Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный'' (Мф.5;48). Каждый из нас должен стремиться к этому совершенству. Конечно, по-человечески нам подчас и непонятен этот призыв
, и мы сами себе говорим: ''Как я могу быть совершенным во Образ своего Всесовершеннейшего Бога?'' Но, если бы это было для нас невозможно, разве Господь даровал бы нам эту заповедь? Разве Он ожидал бы от нас подобного совершенства? А то, что совершенство для человека возможно, мы убеждаемся, видя те многие и многие свидетельства святых подвижников веры и благочестия. Они были подобными нам людьми со своими страстями, с грехами, живущими в их душах и сердцах, с теми же болезнями, страданиями, переживаниями, невзгодами и, конечно же, радостями, которые испытывает на этой земле каждый человек. Но они так возлюбили Бога, что не мыслили своего существования без Него; они так захотели служить Ему, что поставили для себя приоритетной задачей искание Царства Его Небесного.Господь говорит каждому из нас: ''Ищите прежде всего Царства Божия, а все остальное приложится вам'' (Мф.6;33). Наша с вами жизнь, к сожалению, является совершенно противоположной этому призыву нашего Господа. Мы не ищем Царства Божия в нашей жизни, а стараемся устроить ту самую земную жизнь так, чтобы она была как можно лучше для нас, как можно счастливее, спокойнее и благоприятнее, думая только о плотских радостях, забывая о душе, забывая о Боге. Но почему же мы с вами так холодны и безразличны к призывам Христа Спасителя? И при этом мы думаем, что в нашем-то сердце - самая плодородная почва, что все слышанное и прочитанное слагается в нашей душе и приносит добрый плод. А к добрым плодам, которые должен принести каждый верующий человек, по словам
апостола Павла, относятся плоды Духа Святого: мир, радость, любовь, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал.5;22). Так есть ли эти плоды в нашей с вами жизни? Если их нет, то, значит, наше сердце не является той доброй почвой, которая может принести сторичный плод! Вот над чем нам всем необходимо постоянно задумываться. И, несмотря на то, что мы хорошо знаем эту притчу о сеятеле, знания одного недостаточно. Одно знание Закона Божия еще не спасает человека, одно признание бытия Божия не спасает человека, - диавол убежден в том, что Бог существует и, тем не менее, ничто не меняется в его диавольской сущности. Необходимо прилагать очень и очень большой труд для созидания своего спасения. Вот об этом-то и напоминает нам Святая Церковь, этого-то труда над самим собою и ожидает от каждого из нас Господь и Спаситель наш Иисус Христос. Давайте чаще вспоминать эту притчу Христа Спасителя и спрашивать самих себя: ''А какой почвой являюсь я? А приношу ли я тот добрый сторичный плод, который ожидает от меня мой Господь?'' Аминь.*Начало см. в
N 19Протоиерей Валерий Захаров. 1999 г.
Месяцеслов
Седмица 13-я по Пятидесятнице
Рассылка на новости сайта |
© Свято-Никольский собор, 2000 - 2010
При использовании материалов ссылка на "Никольский Благовест" с указанием URL
(http://www.nikolay.orthodoxy.ru
http://www.nikolski.kz, http://nikolski-sobor.narod.ru) обязательна!