По благословению Алексия, архиепископа Алматинского и Астанайского
21 (021), 17 сентября 2000 г.
2000 год | 2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год
номера за все годы - щелкните на нужный год от РХ

"Никольский Благовест" содержит проповеди, сведения о всех православных праздниках, традициях, о православном богослужении, сведения об инославии, апологетику, месяцеслов на каждый день и многое другое.

Проповедь. Святые и праведные Иоаким и Анна. Прообразования Пресвятой Богородицы в Ветхом Завете. "Неопалимая Купина". Обретение мощей святителя Иоасафа, епископа Белгородского. Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех. Обретение и перенесение мощей святителя Феодосия, архиепископа Черниговского. Месяцеслов.

Неделя 13-я по Пятидесятнице
Рождество Пресвятой Богородицы
СЛОВО ПАСТЫРЯ

егодня Святая Христова Православная Церковь торжественно и радостно совершает праздник в честь Рождества Преблагословенной Владычицы нашей Девы Богородицы. Из придания нашей Церкви мы знаем о том, что Дева Мария родилась от благочестивых родителей - от праведных Иоакима и Анны. Эти праведные люди очень долгое время не имели детей. В Ветхом Завете отсутствие детей считалось наказанием Божиим, потому что ветхозаветный человек, особенно богоизбранный израильский народ, жил обетованием того, что в мир должен прийти Мессия, который избавит человечество от греха, проклятия и смерти, разрушит тот барьер, который воздвиг первый человек Адам между собою и Богом. А отсутствие детей лишало возможности быть участником той цепи Божественных откровений, того домостроительства спасения рода человеческого и поэтому очень тяжело переносилось ветхозаветным человеком. Об этом мы знаем из жизнеописаний таких праведников, как Захария и Елизавета, мать пророка Самуила и других. И, не случайно, поэтому так тяжело и больно было переносить Иоакиму и Анне те насмешки и укоры, те недобрые косые взгляды, которые были обращены в их адрес теми, кто жил рядом с ними. А с другой стороны, и они сами постоянно ощущали свою вину перед Богом, свое недостоинство, за что Господь, по их мнению, и наказывает, лишив возможности быть родителями. Это очень тяжелое чувство, и те, кто сегодня по ряду причин не имеют детей, так же с болью переживают это состояние.

До глубокой старости дожили праведные Иоаким и Анна, а детей у них не было. Как повествует придание, однажды Иоаким отправился в Иерусалимский храм для того, чтобы в один из праздников принести жертву Богу. Когда он подошел к храму и, простояв длинную очередь для того, чтобы на жертвеннике священник мог принести и его жертву, он услышал от священника упрек. С огромной раной в сердце и душе, Иоаким покинул храм, покинул Святой город и отправился в пустыню для того, чтобы там, удалившись от всех, еще и еще раз предаться горячей, усердной, слезной молитве Богу. И вот, когда Иоаким молился, ему явился Ангел Божий. Он возвестил о том, что родится Та Преблагословенная Дева, Тот Киот Нового Завета, из Которого воплотится Сын Божий, Тот обетованный Мессия, Которого так долго и с таким нетерпением ожидало все человечество. В это же время и Анна слезно молилась Богу. А поводом к этой молитве явилось то, что невдалеке от своего дома Анна увидела птичье гнездо, в котором кричали птенцы, а взрослые птицы заботливо кружились вокруг, приносили своим детям пищу и радовались оттого, что у них есть потомство. И когда Анна увидела эту умилительную картину, она со слезными молитвами обратилась к Богу: ''Господи, даже птицы, даже эти неразумные твари имеют радость потомства. Я же не имею этой радости!'' И вдруг ей явился тот же Ангел, который являлся Иоакиму, и возвестил ей, что она должна оставить Назарет, а именно там жили праведные супруги, и отправиться в Иерусалим на встречу со своим мужем.

Я не сказал вам о том, что праведные родители Девы Богородицы происходили из очень знатных израильских родов. Мы с вами знаем, что Господь избрал именно этот народ для того, чтобы из него произошел Мессия. Но из всего этого народа Он избрал два рода: род царя Давида и род первосвященника Аарона, из которых в дальнейшем и должен был произойти по своей человеческой природе Господь и Спаситель наш Иисус Христос. Вот праведные Иоаким и Анна и происходили из этих двух родов. Дивным было рождение Божией Матери, дивной была и вся ее жизнь в служении Сыну Своему и Богу нашему, дивной была и смерть Ее. А мы знаем, что и по смерти Дева Мария не оставила род человеческий.

Когда мы с вами совершаем праздник Рождества Божией Матери, мы говорим о том, что этот праздник является началом всех праздников. И это не удивительно, потому что именно с рождения Пресвятой Богородицы начало Нового Завета. С того самого момента, когда в мир пришла Та, Которая стала матерью Бога, Которая стала Киотом Нового Завета, Которая дала плоть человеческую Сыну Божию, именно с этого момента начинается или открывается страница нашего спасения. И поэтому не случайно так торжественно и так радостно совершается и поныне этот праздник в наших Святых Православных храмах.

Окончание следует...

Протоиерей Валерий Захаров. 21 сентября 1999 г.

Святые и праведные

Иоаким и Анна

амять святым Богоотцам Иоакиму и Анне празднуется на следующий день после Рождества Пресвятой Богородицы. Святой Иоаким происходил из царского рода, из колена Иудина, а святая Анна из священнического - из колена Левиина. Оба они вели жизнь праведную, за что и удостоились такой великой чести - быть родителями Пресвятой Богородицы, Царицы неба и земли, честнейшей херувимов и славнейшей серафимов, святейшей из всех святых человеков. Иоаким умер через несколько лет после введения во храм Пресвятой Богородицы, будучи 80-ти лет. Анна же после смерти супруга, переселившись из Назарета в Иерусалим, умерла 79-ти лет.

Прообразования Пресвятой Богородицы в Ветхом Завете

Местом особого присутствия Божия в Ветхом Завете были сначала скиния Моисеева, затем храм Соломонов. Здесь Господь как бы вселялся между людьми, принимал молитвы Своего народа и давал откровения избранным мужам: Пресвятая Дева, как одушевленный храм Божий, называется местом освящения славы; пространным селением Слова; Бога невместимого вместилищем; селением преславным Сущего на Серафимах. Скиния и храм служили прообразами Девы Богородицы: Исполнися вопиющаго пророчество, глаголет бо: возставлю скинию падшую священнаго Давида, в Тебе, Чистая, прообразившуюся. По учению Святой Церкви, священные принадлежности ветхозаветного богослужения также служили прообразами Божией Матери: Великий преднаписа во пророцех Моисей Тя - кивот, и трапезу, и свещник, и стамну (золотой сосуд с манной небесной), образне назнаменуя воплощение, еже из Тебе, Вышняго Мати Дево:Важнейшим местом скинии и храма было Святое-Святых, где находился Ковчег Завета. Оно было доступно только первосвященнику, и то лишь один раз в год. Это было прообразом Пресвятой Богородицы, вместившей Слово Божие. Но насколько жертва, принесенная Богу Господом Иисусом Христом, превосходит ветхозаветные жертвы, настолько и Пречистая Дева превосходит Святое-Святых: Радуйся, святая-святых большая, - звучит в церковных песнопениях.

ИСТОРИЯ ОБРАЗА

"Неопалимая Купина"

дним из ветхозаветных прообразований Пресвятой Богородицы была неопалимая купина - куст терновника, горевший и не сгоравший, который видел боговидец Моисей. Это знаменовало непорочное зачатие Божией Матерью Иисуса Христа и ее Приснодевство. Эта мысль отразилась в написании иконы, которая так и называется ''Купина Неопалимая''. По народному поверью, икона эта избавляет от ''огненного запаления'', т.е. от пожаров. Известен рассказ очевидца, попавшего на большой пожар. Огонь охватил множество зданий. Среди них невредимо стоял небольшой деревянный домик, а возле него - женщина, неподвижно застывшая с иконой ''Неопалимая Купина''. На лице ее были неколебимая вера и полное спокойствие, но из глаз текли слезы: она скорбела о несчастии других. На следующий день рассказчик вернулся на пожарище, ожидая увидеть на месте домика пепелище. Но то, что он увидел, поразило его: одиноко стоял маленький деревянный домик посреди опустошенного пожаром пространства, сохраненный соединенной силой веры благочестивой женщины и заступлением Пресвятой Богородицы. В России самый древний список иконы находится в Благовещенском соборе Кремля. По преданию, она принесена в Москву в 1390 г. палестинскими иноками и написана на камне той скалы, где боговидец Моисей видел не сгоравший куст.

ИЗ ИСТОРИИ:

Обретение мощей святителя Иоасафа,

епископа Белгородского

вятитель Иоасаф, епископ Белгородский и Оболенский, в миру Иоакинф, происходил из знатного украинского рода Горленко, по матери - внук гетмана Д. П. Апостола, родился в 1705 г. Удалившись в 16 лет от мира, принял монашеский постриг в 20 лет. Был назначен в 1737 г. игуменом Лебенского Мгарского монастыря. Некоторое время был наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. В 1748 г. избран епископом Белгородским. Святитель заботился о приведении в порядок дел епархии, о восстановлении церквей, об искоренении суеверий и прославился как блюститель церковных уставов и обличитель недостойных священнослужителей. Епископ Иоасаф отошел ко Господу в 1754 г. Он оставил автобиографию, несколько сочинений: ''Брань честных седми добродетелей и седми грехами смертными'' в стихах, ''Слово'' и много писем. Почитание святителя в народе как святого и чудотворца, вокруг имени которого сложился ряд сказаний, привело к его канонизации и открытию святых мощей 17 (4) сентября 1911 г.

Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех

лиз города Иерополя, в Колоссах Фригийских, в местечке Хонех, над святым источником, подававшим исцеления, стоял храм Архистратига Михаила. При храме поселился отрок Архипп, пономарь. Он вел подвижническую жизнь, питался скудно, носил ветхую одежду и многих язычников обращал ко Христу. Язычники неоднократно нападали на Архиппа и решили убить его. Недалеко от храма протекали две реки, язычники решили затопить храм и чудесный источник, а для этого прокопать канаву и пустить по ней воду. Святой Архипп видел, как они копают канаву, и стал в храме молиться Архистратигу Михаилу о спасении храма и источника. Язычники давно уже стояли на возвышенности, чтобы видеть погибель святого места, а Архипп стоял на молитве. Вдруг святой услышал голос, повелевавший ему выйти из храма. Он вышел и увидел Архистратига, который сказал ему, что сейчас он увидит Божие чудо. Вода из рек уже пущена была на храм, но Архистратиг Михаил поднял правую руку - и остановилось течение вод, а затем вся вода ушла в расселину большого камня, находившегося неподалеку. После этого Архистратиг стал невидим. Так спасены были храм и источник. Скончался святой Архипп в глубокой старости. Было это в IV веке.

Обретение и перенесение мощей святителя Феодосия, архиепископа Черниговского

ощи святителя Феодосия уже вскоре после его кончины, последовавшей 5 февраля 1696 г., стали почитаться ''целебными''. Ряд чудесных проявлений благодати Божией от св. мощей открылся исцелением от горячки преемника его по Черниговской кафедре, архиепископа Иоанна Максимовича, впоследствии митрополита Тобольского, который составил в честь святителя Феодосия ''похвалу'' и свидетельствовал в ней, что мощи его нетленны.

Жил святитель Феодосий после патриарха Никона и был ставленником патриарха Адриана, когда, по толкованию старообрядцев, Церковь Православная утратила дары благодати. Но как же епископ такой Церкви мог получить нетление и дар чудотворений? Или Церковь, к которой принадлежал он, истинна и спасительна, и тогда старообрядчество есть заблуждение, или же святитель Феодосий не был святой, и тогда мощи его были бы тленны. Взволнованные этим сомнением старообрядцы прислали в Чернигов своих уполномоченных с целью убедиться в действительности нетления тела св. Феодосия. Во время богослужения в Спасо-Преображенском соборе они были свидетелями чуда исцеления расслабленного при мощах святителя. После совершения литургии и молебна им было разрешено лично удостовериться в необоснованности своих сомнений: в их присутствии были сняты покровы и разоблачены руки святителя. Воочию убедились уполномоченные в нетленности св. мощей, ни один из них не мог удержаться от слез раскаяния и радости. С благоговением приложились они к мощам святителя Феодосия и тут же дали обещание обратиться в православие и привести многих из своих собратий к Православной вере.

22 (9) сентября совершается память последовавшего в 1896 г. открытия св. мощей ''чудотворца преславного, его же Христос Церкви Своей дарова, извествуя истину веры нашея Православныя, ко обличению суетная мудрствующих, и вразумлению заблуждающихся''.

ТРАДИЦИИ И ПРАВИЛА НАШЕЙ ЦЕРКВИ

оворить, стоя на церковных службах, или обзирать глазами по сторонам не только неприлично, но и прогневляет Господа невниманием и бесстрашием. Если не можем мы душевно, то, по крайней мере, телесно и видимо да держим себя благоприлично. Телесное и видимое благоприличие может приводить нас к благому устроению внутренних помыслов. Как Господь прежде создал из земли тело человека, а потом уже вдохнул в оное бессмертную душу, так и внешнее обучение и видимое благоприличие предшествует душевному благоустроению; начинается же с сохранения очей и ушей и особенно с удержания языка, так как Господь в Евангелии глаголет: ''от уст твоих сужду тя'', т.е. что мы часто от невнимания говорим то, за что более всего и прежде всего будем судимы. Говорить многое очень легко и удобно, а приносить в этом покаяние весьма неудобно.

Преподобный Амвросий Оптинский (+1891)

Месяцеслов

Седмица 14-я по Пятидесятнице


Понедельник 18 сентября - Прор. Захарии и прав. Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи. Прмч. Афанасия Брестского. Убиение блгв. кн. Глеба. Мчч. Иувентина и Максима воинов.
Вторник 19 сентября - Воспоминание чуда Архистратига Михаила. Мчч. Евдоксия, Зинона и Макария. Прп. Архиппа. Киево-Братской иконы Божией Матери.
Среда 20 сентября - день постный. Предпразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Мч. Созонта. Свт. Иоанна. Прмч. Макария. Прпп. Серапиона, Луки. Апп. от 70-ти Евода и Онисифора.
Четверг 21 сентября - Рождество Пресвятой Богородицы. Иконы Софии, Премудрости Божией.
Пятница 22 сентября - день постный. Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Прав. Богоотец Иоакима и Анны. Мч. Севериана. Прп. Иосифа, игумена Волоцкого. Обретение и перенесение мощей свт. Феодосия, архиеп. Черниговского.
Суббота 23 сентября - Суббота пред Воздвижением. Мцц. Минодоры, Митродоры и Нимфодоры. Прпп. Павла Послушливого, кн. Андрея Спасокубенского. Апп. от 70-ти Апеллия, Лукия и Климента. Блгв. царицы Греческой Пульхерии.
Воскресенье 24 сентября - Неделя 14-я по Пятидесятнице, пред Воздвижением. Прп. Силуана Афонского. Перенесение мощей прпп. Сергия и Германа Валаамских чудотворцев. Прп. Феодоры Александрийской. Мчч. Димитрия, Еванфии и Димитриана. Каплуновской иконы Божией Матери.

версия для печати

Рассылка на новости сайта

Читателю предлагается три варианта:
1. Просмотр RSS-новостей сайта на Христианство.ру (для этого кликните на кнопке RSS и читайте страницу новостей)
2. Подписка через RSS, не требующая указания Е-мейл Для этого кликните на кнопке RSS и далее на кнопке "подписаться".
3. Если на странице RSS кнопка "подписаться" отсутствует, это означает, что Ваш браузер не поддерживает RSS Тогда подпишитесь на новости, введя свой Е-мейл ниже.
Рассылка еженедельная, объем не более 10 Кбайт.
Email:


Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет
Rambler's Top100

© Свято-Никольский собор, 2000 - 2010
При использовании материалов ссылка на "Никольский Благовест" с указанием URL
(http://www.nikolay.orthodoxy.ru http://www.nikolski.kz, http://nikolski-sobor.narod.ru) обязательна!

 

Сайт управляется системой uCoz