По благословению Алексия, архиепископа Алматинского и Астанайского
35 (034), 17 декабря 2000 г.
2000 год | 2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год
номера за все годы - щелкните на нужный год от РХ

"Никольский Благовест" содержит проповеди, сведения о всех православных праздниках, традициях, о православном богослужении, сведения об инославии, апологетику, месяцеслов на каждый день и многое другое.

Неделя 26-я по Пятидесятнице. Великомученица Варвара. Святитель Николай, Мирликийский чудотворец. Преподобный Нил Столобенский. Икона Божией Матери "Нечаянная радость". Проповедь. Месяцеслов.

Неделя 26-я по Пятидесятнице

Сердечно поздравляем духовенство и прихожан Свято-Никольского собора с престольными праздниками! 17 декабря Православная Церковь празднует память великомученицы Варвары, 19 декабря - Святителя Николая Чудотворца.

ИЗ ИСТОРИИ

Великомученица Варвара

в. Варвара была единственной дочерью знатного и богатого язычника Диоскора, который по смерти своей жены, сосредоточил всю свою любовь на дочери. Красотою Варвара превосходила всех своих сверстниц. Боясь, что дочь будет общаться с людьми, ниже ее происхождения, отец выстроил для нее великолепное жилище с высокой башней. В своем одиночестве юная дева находила утешение сидеть у окна своей башни и любоваться красотой окрестностей. Созерцание предметов и явлений природы и размышления о них поселили в ее сердце сомнение в истинности языческих богов, привели ее к мысли о Едином Премудром Создателе мира. Мудрая дева пламенно желала познать истинного Бога. Когда она пришла в совершенный возраст, Диоскор стал предлагать ей разных именитых женихов, но она отвечала решительным отказом. По тайному Промыслу Божию св. Варвара сблизилась с христианскими девами и от них получила первые понятия об истинном Боге и Господе Иисусе Христе. Потом по ее желанию к ней явился пресвитер и наставил правилам христианской жизни, совершил над ней таинство св. Крещения. Она, сочетавшись Христу, решилась навсегда принадлежать Ему Единому. Отец, узнав об обращении своей дочери в христианство, воспылал к ней безумной ненавистью и злобой. В припадке ярости он тут же хотел зарубить ее мечом, но Варваре удалось бежать. Она скрылась в расступившейся пред нею силою Божией каменной горе. Но по указанию одного пастуха, Диоскор нашел дочь и стал жестоко истязать ее. Ни уговоры, ни угрозы не могли поколебать в юной деве веру во Христа. Она мудро обличила всю тщету мертвых языческих идолов и безумие поклоняющихся им. Тогда ожесточенный отец, отрекшись от дочери, предал ее игемону Мартиану с просьбой употребить все роды мучений, чтобы отвратить ее от Христа. Прельстившись красотой св. Варвары, игемон ласками и уговорами пытался обольстить ее. Исповеданием единого истинного Бога и поруганием бездушных идолов отвечала ему св. мученица. Чудовищные по своей жестокости пытки претерпела она от своих мучителей. В темнице полуживая страдалица горячо молилась Господу об укреплении себя на еще большие муки. И Сам Господь Иисус Христос явился ''во свете неприступном заключенной в темнице, дерзати повелевая, и раны врачуя, и радость даруя''. После такого утешения с невыразимою радостью пошла св. дева на новые мучения и на саму смерть. Изнемогла вся злоба палачей пред ее терпением, и жестокосердный отец сам обезглавил свою дочь. Бесчеловечных мучителей Диоскора и Мартиана вскоре постигла внезапная казнь Божия: они были сожжены молнией.

Мощи св. Варвары в IV (или VI) веке были перенесены в Константинополь, где в честь ее был построен храм. В 1108 г. греческая царевна Варвара вступила в брак с киевским князем Святополком Изяславичем. Она привезла с собой мощи своей небесной покровительницы в Киев. В нашем Свято-Никольском соборе ларец с частицей мощей святой Варвары находится на Престоле, посвященном Великомученице. Святые мощи износятся на всеобщее поклонение при чтении акафиста св. Великомученице в каждый понедельник за вечерним богослужением.

Святитель Николай, Мирликийский чудотворец

н родился около 260 г. при императоре Валериане в Ликийском г. Патаре. Родители его, Феофан и Нонна, были благородны, богаты и благочестивы. Благодать Божия проявлялась знамениями на будущем святителе с самого младенчества. Будучи отроком, он уже проявлял наклонность к строгому воздержанию, уединению, часто посещал храмы Божие, любил молиться и читать Священное Писание. По просьбе дяди, епископа Патарского, Николай был отдан родителями на служение Господу и по достижении зрелого возраста, рукоположен во пресвитера. В этом сане он проводил еще более строгую жизнь, пребывая постоянно в бдении, посте и молитве. Во время паломничества дяди по святым местам, св. Николай управлял Патарской епархией, а по возвращении его, сам отправился в Иерусалим и в этом морском путешествии дважды укротил бурю. Возвратившись на родину, он, по внушению Божию, переселился в г. Миры, где вскоре был избран епископом и для всех являлся образцом несокрушимой веры, пламенной ревности по ней, благочестия, смирения, кротости и незлобия, чистоты и воздержания, человеколюбия и милосердия. Одежда и пища его были просты, двери дома - открыты для всех, все время он отдавал на служение Богу и ближним. При Диоклитиане он был заключен в тюрьму и был освобожден уже при воцарении Константина Великого. В 325 г. Святитель присутствовал на I Вселенском Соборе и явил свою особенную ревность к защите православия и к посрамлению лжеучения Ария. За свою глубокую истинно-христианскую любовь он еще при жизни именовался отцом обездоленных и утешителем страждущих. Прославленный от Господа даром чудотворений, он ''многа великая и преславная чудеса сотвори на земли и на мори, в бедах сущим помогая''. Св. Николай скончался в глубокой старости (около 343 - 352 г.) в г. Мирах, где и был погребен. На протяжении более полутора тысячи лет он остается скорым помощником всех, обращающихся к нему с молитвой. Когда в 1087 г. сарацины разорили Ликию, Святитель явился одному благочестивому священнику в г. Бари (Италия) и велел перенести свои мощи в этот город. Это повеление святого было исполнено, и с тех пор его мощи лежат в храме в г. Бари. От мощей истекает многоцелебное миро. (Память этого события отмечается 22 мая). В нашем соборе имеется икона святителя Николая с частицей его святых мощей, дарованная Высокопреосвященнейшим архиепископом Астанайским и Алматинским Алексием.

Преподобный Нил Столобенский

одвизался на острове Столбное на озере Селигер, недалеко от г. Осташкова. Поначалу много претерпел от бесов и людей, подстрекаемых ими, и раз даже чуть не был утоплен в озере, но Господь чудесным образом защитил его. В келье своей преподобный выкопал могилу и поставил гроб, дабы память смертная никогда не оставляла его. Спал он стоя, опираясь на два костыля, вбитых в стену. Питался овощами, которые выращивал возле своей кельи. Многие приходили к нему, ища утешения и вразумления. Он прозревал мысли приходящих к нему людей, не раз обличал их тайные грехи, побуждая к исправлению, и с кроткой любовью врачевал их душевные раны. Часто своей молитвой спасал терпящих бедствие на озере во время бури. Перед кончиной его посетил игумен соседнего монастыря и причастил Святых Таин. После 26 лет подвигов, еще при жизни будучи прославлен даром чудотворений, 20 декабря 1554 г. старец мирно скончался. Преподобный Нил предсказал, что на месте его подвигов будет монастырь, что вскоре и исполнилось, а над его могилой был построен храм Богоявления. Нилова пустынь и по сей день является местом паломничества благочестивых богомольцев. Мощи подвижника были обретены в 1667 г. при строительстве нового храма после чудесных знамений и помещены в нем в открытой серебряной раке. В Ниловой пустыни подвизался святитель Николай Алматинский, где он в 1904 г., будучи молодым послушником, принял монашеский постриг. В нашем Свято-Никольском соборе хранится частица мощей преподобного Нила.

ИСТОРИЯ ОБРАЗА

Икона Божией Матери

''Нечаянная радость''

дин человек, проводивший грешную жизнь, тем не менее, очень чтил Пресвятую Богородицу и каждый день молился перед Ее иконой, с глубокой верой произнося архангельское приветствие: Радуйся, Благодатная!:Как-то раз, собираясь идти на греховное дело, перед выходом из дома, он обратился к иконе со своей обычной молитвой - и вдруг увидел, что икона словно ожила, а у Младенца открылись язвы на руках, на ногах и в боку, и из них хлынула кровь. ''О, Госпожа! Кто это сделал?'' - вскричал грешник, пав перед иконой на землю. ''Ты и прочие грешники вновь распинаете грехами своими Моего сына, как иудеи. Вы называете Меня милосердной. Зачем же оскорбляете Меня своими беззаконными делами?'' - отвечала Богородица. Грешник покаялся. Дважды повторяла Пресвятая Владычица наша Свою молитву о заблудшем и покаявшемся человеке, но Господь был неумолим. И уже хотела было Она опуститься на колени в молитве за грешника пред Божественным Сыном Своим, но была остановлена Им, напомнившим, что Закон повелевает чтить отца и мать. Так грешник обрел нечаянную радость покаяния и прощения. В память этого события была написана икона ''Нечаянная радость'', празднование которой совершается дважды в году: 14 мая и 22 декабря.

СЛОВО ПАСТЫРЯ

о имени твоему тако и житие твое. Что это значит? Каждая вещь, каждый предмет имеет свое имя. Имя обозначает свойство и отличительную черту предмета. Так, часами называют предмет, указывающий время, градусником - предмет, указывающий температуру. Каждый человек, в отличие от другого, тоже имеет свое имя. Вот и празднуемый ныне Святитель имеет имя Николай. Николай - слово греческое, оно означает ''победитель''. Но, скажите вы, мы никогда не слыхали, чтобы он был полководцем и побеждал супостатов, завоевывал города и вообще был военный. Да, но кроме обычной брани есть еще борьба. Это борьба внутренняя, борьба человека с самим собою. Каждый знает, что у него есть и добрые желания, и слова, и дела, но есть и злые желания, преступные дела, нехорошие слова. Достаточно проследить один день, и каждый заметит, что у него бывает и то, и другое. Плохое называется грехом, а хорошее - добродетелью. Человек сожалеет о плохом, нехорошем, но:опять делает его. Эту борьбу с грехом святой апостол Павел описывает так: ''Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю: Итак, я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих'' (Рим.7;19-23). У каждого из нас бывает борьба с грехом. Всякое повторение того или иного дела рождает привычку, повторяемая привычка, если это - дело греховное, обращается в страсть. Страсть - это почти неизлечимая хроническая болезнь души. Евангельский пример Иуды показывает, как страсть сребролюбия сделала его из Апостола - предателем. А литературные примеры Плюшкина у Гоголя, Скупого рыцаря у Пушкина показывают, как страсть, захватив всего человека - его ум, сердце и волю, губит его. Господь сказал: ''Всяк творяй грех, раб есть греха''. Христос избавил нас от греха, указал путь, дал благодать в помощь, и всякий, идущий за ним, побеждает грех.

Святитель Николай пошел по этому пути борьбы со грехом и с Божией помощью победил его. Вот почему в церковной службе и указано ''по имени твоему и житие твое''. Вот, какой он победитель. Но он не только победил грех, но еще стяжал и добродетель. В тропаре Св. Церковь его характеризует как ''правило веры''. В период его архиерейства было еще гонение на христиан со стороны язычников. Гонение коснулось и Святителя, но он остался верен своей христианской вере и был заключен в темницу. Когда при равноапостольном Константине была объявлена свобода христианского вероисповедания, тогда святитель Николай вернулся на свою кафедру. Но тут Церковь ожидало новое испытание. Из самой Церкви выступили некоторые с неправильным учением о Святой Троице, о Сыне Божием. Арий смутил всю Церковь своим неправославным учением. Люди терялись, не знали, кого слушать, где истина, чем доказать ее. Для утверждения истины созван был I Вселенский Собор, на котором был и св. Николай. Он ревностно защищал и доказывал истину и обличал лжеучение Ария. Результатом деяний I Вселенского Собора остался Символ веры. Этот Символ Св. Церковь завещает каждому исполнять ежедневно, молясь правильно Богу и подтверждая слова молитвы своею жизнью. ''Образ кротости'' - продолжает характеристику Святителя тропарь церковный. Мы часто друг друга обижаем. Если обе стороны будут поступать со злобой - вот и ссора и вражда со всеми вытекающими последствиями. Кротость, если не всегда прекращает злобу, то не дает ей распространяться. Злоба, столкнувшись с кротостью, не может покорить ее, как не могут свирепые волны моря перейти песок. ''Воздержания учителя'' - Если в кротости человек явился удерживающим злобу в других, то в воздержании является он удерживающим самого себя. Как часто человек сознает свой грех, свою кротость, но не может побороть себя. Воля, пораженная грехом, бессильна. У святителя Николая воля не была поражена грехом. Он не только сам воздерживался от зла, но и тем самым являлся для всех примером, что можно победить грех, что можно жить благочестиво, правдиво, свято. Это в тропаре изображено словами: ''яви тя стаду твоему''. Господь явил наглядный пример в лице св. Николая, каким должен быть христианин. И этот пример был при жизни Святителя для всех его современников, он остался в силе и по смерти его и останется навсегда.

Что же мы, пришедшие в храм молитвенно почтить Святителя, возьмем для себя из его примера? В чем наше сходство и единение с Николаем и в чем мы не схожи с ним? Единение наше состоит в том, что мы все так же, как и Святитель, - христиане. Мы все принадлежим к Единой, Святой, Соборной, Апостольской Церкви. Как и он, в церкви молимся, принимаем таинства, исповедуем тот же Символ веры. В этом наше единство со св. Николаем. А в чем разница? Здесь каждый пусть сам просмотрит себя пред Богом и своею совестью и скажет, христианин ли он по жизни, живет ли так, как требует Христос и Его Церковь. По жизни своей так ли мы сходны и едины со св. Николаем, как и в принадлежности к Церкви? Святитель был христианином и по имени, и по жизни. Таковы ли мы? Расспросивши себя перед Богом и своею совестью и почувствовав свои немощи и недостатки, думаю, что каждый вознесет молитвенный вопль к Богу и Святителю. '' Господи, Ты указал нам путь, дал благодатную помощь, дал образец христианской жизни в жизни Своего угодника, мы же не подражаем ему. Помоги нам! Укрепи и спаси! А ты, Святителю отче Николае, не оставляй нас и у Престола Святой Троицы поминай, нисходя к нашим слабостям, учитывая нашу любовь к тебе, учитывая, хотя и холодную, нашу веру в Господа Бога! Прими же, Николае Чудотворец, наши усердия, прими наши просьбы, прими наши молитвы, полюби нас, твоих детей!'' Святителю Христов, отче Николае, моли Бога о нас! Аминь.

Митрополит Иосиф (Чернов). +1975 г.

Издание настоящего номера ''Никольского Благовеста'' осуществлено за счет пожертвования прихожанки нашего собора рабы Божией Любови.
Спаси, Господи, рабу Божию Любовь и ее чад Марию и Нину!

Месяцеслов

Седмица 27-я по Пятидесятнице. Рождественский пост


Понедельник 18 декабря - Прп. Саввы Освященного. Свт. Гурия. Мч. Анастасия. Прп.Кариона.
Вторник 19 декабря - Свт. Николая Чудотворца.
Среда 20 декабря - Прп. Нила Столобенского. Селигерской иконы Божией Матери.
Четверг 21 декабря - Прпп. Патапия, Кирилла. Апп. от 70-ти Сосфена, Аполлоса и др.
Пятница 22 декабря - Прп. Стефана. Иконы Божией Матери ''Нечаянная Радость''.
Суббота 23 декабря - Мчч. Мины, Ермогена, Евграфа. Свт. Иоасафа. Прп. Фомы. Мч.Гемелла.

Воскресенье 24 декабря - Неделя 27-я по Пятидес., св. праотец. Прпп. Даниила, Никона.

версия для печати

Рассылка на новости сайта

Читателю предлагается три варианта:
1. Просмотр RSS-новостей сайта на Христианство.ру (для этого кликните на кнопке RSS и читайте страницу новостей)
2. Подписка через RSS, не требующая указания Е-мейл Для этого кликните на кнопке RSS и далее на кнопке "подписаться".
3. Если на странице RSS кнопка "подписаться" отсутствует, это означает, что Ваш браузер не поддерживает RSS Тогда подпишитесь на новости, введя свой Е-мейл ниже.
Рассылка еженедельная, объем не более 10 Кбайт.
Email:


Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет
Rambler's Top100

© Свято-Никольский собор, 2000 - 2010
При использовании материалов ссылка на "Никольский Благовест" с указанием URL
(http://www.nikolay.orthodoxy.ru http://www.nikolski.kz, http://nikolski-sobor.narod.ru) обязательна!

 

Сайт управляется системой uCoz