По благословению Алексия, архиепископа Алматинского и Астанайского
35 (035), 24 декабря 2000 г.
2000 год | 2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год
номера за все годы - щелкните на нужный год от РХ

"Никольский Благовест" содержит проповеди, сведения о всех православных праздниках, традициях, о православном богослужении, сведения об инославии, апологетику, месяцеслов на каждый день и многое другое.

Неделя 27-я по Пятидесятнице, святых праотец. Святитель Спиридон, епископ Тримифунтский. Мученики Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий, Орест. Святитель Стефан исповедник, архиепископ Сурожский. Пророк Даниил и три отрока Анания, Азария и Мисаил. Проповедь. Апологетика. Месяцеслов.

Неделя 27-я по Пятидесятнице, святых праотец.

Неделю святых праотец вспоминаются все родоначальники народа Божия: святые патриархи, жившие до закона, данного на Синае, и под законом, - от Адама до Иосифа Обручника. Вместе с ними вспоминаются святые пророки - от Самуила до Захарии и до Иоанна Крестителя, все ветхозаветные праведники, оправдавшиеся верою в грядущего Мессию. Совершая ''честных ныне праотец память'', Св. Церковь этим поучает нас в ожидании великого и светоносного дня Рождества Христова, размышлять о вере и жизни святых праотцев и, подражая им, приготовлять себя, по их примеру, к достойному сретению грядущего с небес Господа. Украшая душу свою добродетелями, быть заблаговременно готовыми в день Рождества нашего Спасителя достойно встретить Его со светильником веры и с елеем добрых дел, с твердым упованием жизни вечной, со светлым и радостным лицом чистоты и непорочности.

ИЗ ИСТОРИИ:

Святитель Спиридон,

епископ Тримифунтский

вятитель Спиридон был одним из великих святителей и чудотворцев IV века. Он родился на Кипре от родителей простого звания и был всегда прост нравом, смирен сердцем и благожелателен. С детства он был пастухом. Пришедши в возраст, женился, а когда овдовел, стал вести жизнь праведную и подвижническую, все имение употребил на помощь ближним, которых любил искренне, как повелел Господь. Уже при жизни Господь удостоил св. Спиридона дара прозорливости и чудотворения. Жители города Тримифунта избрали его своим епископом, но и в столь высоком звании он сохранил простоту нрава: избегал всякой роскоши, во всякое время был доступен простому люду, щедро благотворил, любил всех, невзирая на лица. Святитель Спиридон, как и святитель Николай, был участником I Вселенского Собора. Некоторые епископы, зная, что он не учился наукам, старались отклонить его от прений с арианами, боясь, что он не сумеет объяснить им истины веры. Однако святитель имел больше того, что дает человеческое знание, - в нем действовал Дух Святой. На Соборе в Никее святитель Спиридон так объяснил арианам исповедуемое православными единство Трех Божественных Ипостасей Святой Троицы: святой взял в руки кирпич и стиснул его - вверх мгновенно метнулся огонь, вода потекла вниз, а глина осталась в руках чудотворца. ''Вот три стихии, а кирпич один, - сказал святитель Спиридон. - Так и в Пресвятой Троице - Три Лица, а Божество Едино''. Его простые слова так сильно подействовали на одного ученого приверженца нечестивого Ария, что тот отрекся от своих заблуждений. Много преславных чудес было сотворено святителем при жизни. Скончался святой около 348 г. Мощи его почивают на о. Корфу. День памяти святителя Спиридона - 25 декабря.

Мученики Евстратий, Авксентий,

Евгений, Мардарий, Орест

вятые мученики жестоко пострадали за Христа при императоре Диоклитиане в Севастии Армянской. Св. Евстратий, ''еллинского басносмышления обличитель и христианскаго богомудрия проповедник'', был градоправителем Саталиона. За веру во Христа после жесточайших истязаний он был сожжен. Когда его вели на казнь, он во всеуслышание возглашал молитву ''Величая величаю Тя, Господи''. Св. Авксентий, ''мудростью словес и терпением дел'' обличая безбожие, был пресвитером Аравийской церкви, претерпел жестокие пытки за Христа Бога и был усечен мечом. Св. Евгений, ''Богу благопотребный и мучителем непотребный спасительнаго ради исповедания'', и св. Мардарий, ''голубь незлобивый'', добровольно вызвались на мучения за Христа и скончались во время истязаний. Св. Мардарий, идя на страдания, произнес молитву ''Владыко Боже Отче Вседержителю''. Св. Орест, ''истинный и чудный Царя всех воин'', после мучений за истинную веру принял ''блаженную кончину и венец нетленный''. День памяти святых мучеников - 26 декабря.

Святитель Стефан исповедник,

архиепископ Сурожский

одом из Каппадокии, он 15-ти лет пришел в Царьград, чтобы получить хорошее образование. По окончании обучения Стефан превзошел ''всех учителей, иже во граде''. В зрелом возрасте он постригся в иноки и ушел в пустыню, где прожил 30 лет и ''житие непорочно явил''. По особому откровению он был вызван из пустыни патриархом Германом и рукоположен во епископа г. Сурожа (ныне г. Судак в Крыму). Его паства была разнородна и, в большинстве своем, подвержена еретическим влияниям. Епископ Стефан сумел сплотить народ, истребить ересь и через 5 лет полностью восстановить православие. При иконоборце Льве Исавре он был вызван в Константинополь, где от него требовали отказаться от почитания св. икон. Но ни уговоры, ни богатые посулы, ни угрозы не могли заставить святителя примкнуть к иконоборцам, он ''проповедовал со дерзновением православия предание'', за что претерпел жестокие мучения и тюремное заключение. Впоследствии он, истомленный темницею, изувеченный истязаниями, уже в преклонном возрасте, получил свободу, возвратился в свою епархию и скоро скончался (около 795 г.). День памяти святителя Стефана - 28 декабря.

Пророк Даниил и три отрока
Анания, Азария и Мисаил

ни были дети знатных иудеев и жили за 600 лет до Рождества Христова. Взятые в плен вавилонским царем Навуходоносором, они были воспитаны при дворе этого царя и, сохраняя верность своему Богу, отличались от сверстников красотой, умом и скромностью. За открытие и истолкование виденного, но забытого царем сна, пророк Даниил был сделан начальником Вавилона. Вскоре царь поставил на поле золотую статую и повелел воздавать ей божеские почести. Отказавшиеся исполнить это приказание Анания, Азария и Мисаил были брошены в горящую печь. Но Господь чудесным образом сохранил их от пламени невредимыми, и Навуходоносор прославил истинного Бога. При царе Валтасаре пророк Даниил истолковал таинственную надпись, появившуюся на стене во время пира и возвещавшую падение Вавилона. При персидском царе Дарии, по навету своих врагов, за любовь молиться своему Богу, св. Даниил был брошен в ров со львами. Но по произволению Божьему, львы не тронули его, и он остался невредим. Скончался св. Даниил в Персии в глубокой старости. Его гробница находится в г. Сузах и чтится даже неверными. Пророк Даниил оставил книгу, в которой точно указал время пришествия Мессии. Св. Елена перенесла мощи святого в Царьград. Свв. три отрока, по преданию, были усечены мечом при Персидском царе Камбизе. День памяти святых - 30 декабря.

СЛОВО ПАСТЫРЯ

постол и евангелист Лука повествует, как однажды Господь рассказал следующую притчу (Лк.14;16-24). Некий господин, уготовивший пир, послал своего слугу для того, чтобы тот собрал гостей на этот пир радости. Но вернувшийся слуга возвестил господину о том, что те, кого он заранее предупредил об этом пире, кто был уже приглашен, отказались от участия в нем. И в оправдание своего отказа эти люди сказали о следующих причинах: один купил поле, которое ему необходимо осмотреть, и поэтому он просит прощения и просит иметь себя отреченным; другой, тоже ранее приглашенный, сказал, что он купил пять пар волов, ему их нужно опробовать, и он просит иметь себя отреченным; третий сказал, что у него свадьба и свой пир, и он тоже просит иметь себя отреченным. И тогда господин сказал своему слуге: ''Иди и пригласи всех, кого ты только встретишь при дороге''. Слуга пошел и пригласил всех, кто встречался ему на пути, но и тогда оставались еще свободные места. И вновь господин обращается к своему слуге и просит, чтобы он пошел по всем домам, по всем изгородям и приглашал всех, и нищих, и убогих, всех без различия, на пир. Восполнился дом возлежащими, и вышел господин этого дома и произнес очень страшные слова: ''Много званых, но мало избранных!''
Я думаю, что абсолютно ясно, что под ''господином'' в этом Евангельском сюжете подразумевается Сам Господь Бог. А все мы призваны стать участниками этого пира нашего Господа. Но зададим себе вопрос: ''Да, мы призваны, но являемся ли мы избранными участниками этого пира?'' Я хочу сразу сказать вам о том, что избранничество зависит не от Бога, а от нас с вами. Господь всех нас призывает к Себе, всех без исключения. Но только от человека зависит, будет ли он избранным участником пира славы, пира веры, пира радости своего Господа. К сожалению, наша с вами жизнь свидетельствует о том, что хотя мы являемся призванными на пир, но далеко не всегда хотим быть избранными его участниками. Разве мы не подобны тем Евангельским приглашенным и не находим различные причины для того, чтобы отказаться от участия в пире своего Господа? И очень часто мы, подобно тем людям, готовы сказать своему Господу: ''Господи, мне сегодня некогда разделить с Тобой Твою радость. Мне сегодня недосуг быть участником Твоего пира, ибо я, являясь гражданином этой земли, должен взять от нее все материальные блага, какие только смогу''. И мы отказываемся от Божественного призыва и уходим на свои ''поля'' для того, чтобы на этих ''полях'' устраивать свою земную жизнь, и, полностью отдавшись этим земным делам, не думаем о Боге, не думаем о душе своей. И, к сожалению, мы очень часто забываем, что это самое
''поле'', эта самая земля станет нашей могилой. Ибо как хорошо сказано в одном церковном песнопении: ''Земля еси и в землю отыдеши''. Это относится к каждому человеку, но мы стараемся не думать об этом. Нам кажется, что только земля, только наше ''поле'' может дать нам все необходимое в нашей жизни. А ведь это далеко не так! И то, что это не так, мы с вами видим на примере жизни всех святых подвижников веры и благочестия. Но мы очень часто готовы сказать своему Господу: ''Потерпи еще немножко, Господи. Вот я купил себе пять пар волов, я еще, может быть, когда- нибудь приду к Тебе, будет еще время, а пока дай, я потружусь для себя, чтобы прокормить себя и свою семью!'' А где этот труд? Где та человеческая слава, ради которой многие из живущих и живших на земле людей трудились, непокладая рук и не останавливаясь ни перед чем? Может год, может десять лет, ну, может быть, несколько десятилетий еще вспоминают о том или ином человеке, а потом память о нем совершенно исчезает из сознания и умов человеческих.

Какое назидательное Евангельское повествование предлагает нам Святая Христова Церковь! Действительно, каждый из нас ежедневно должен задавать себе один и тот же вопрос: ''Да, я призван быть участником пира своего Господа. Но являюсь ли я избранным участником этого пира? Готов ли я с радостью, именно с радостью, откликнуться на этот призыв?'' В этой связи вспомним жизнь святых праотцев. В их жизни для нас есть очень много полезных и назидательных уроков. Эти люди жили в ветхозаветные времена, в те времена, когда в мир еще не пришел Христос Спаситель - Избавитель мира и человека от греха, проклятия и смерти. Но святые праотцы жили твердой верой в обетование пришествия Сына Божия, и эту твердую веру они пронесли через всю жизнь. И ничто и никто не мог сломить в них эту твердую веру.
Как нелегко было сохранять истинную веру и преданность Богу святому Ною! Ни в ком из живших тогда на земле людей, кроме Ноя и его семьи, не оставалось истинной веры в Бога. Все считали Ноя сумасшедшим человеком, который непонятно чем занимается. Ведь Ной строил свой ковчег не неделю, не месяц, не год, не десять лет. Ной строил свой ковчег сто лет - целый век! И вот на протяжении этого века люди, живущие рядом с ним, каждый день напоминали Ною о его ''безумстве'', ибо он жил в центре материка. Зачем здравомыслящему человеку вдали от моря потребовался огромный корабль? А Ной верил своему Богу и строил. И мы с вами знаем, что Ной не был посрамлен Богом! Все люди, жившие на земле, погибли, были потоплены, а Ной и его семья спаслись.
А вот другой пример веры и благочестия - святой праотец Авраам, которого именуют отцом веры за его твердую и непоколебимую веру. Ему говорит Господь: ''Авраам, оставь свою землю, на которой ты живешь, возьми все необходимое, возьми свой скот, возьми своих слуг и иди в ту землю, которую Я тебе укажу''. Обратите внимание, Господь не называет эту землю, Он не говорит, что это будет Израиль, Канада или Австралия. Господь говорит: ''Иди, а Я тебе укажу, где остановиться''. И Авраам, доверяя своему Богу, берет свое имущество и уходит с нажитой земли, которая стала для него родиной, с той земли, которая была ему близкой и дорогой. Он уходит, казалось бы, в никуда, в неизвестность, ибо сам даже не может ответить своим родственникам, куда он идет, потому что сам этого не знает. Разве это не доверие Богу?


Окончание следует
.

Протоиерей Валерий Захаров. 1999 г.

АПОЛОГЕТИКА*

о Россия, первая порабощенная страна, испытавшая этот тяжкий гнет, и будет первой, которая пробудится ото сна; вопреки всем мерам угнетения религии, атеизм не смог поработить души русской, и религиозное возрождение там может стать знамением чего-то огромного и стихийного, указывающего на оздоровление души народной от атеистической чумы. Все это может служить указанием на то, что Россия в состоянии принести особую весть миру, которому грозит та же опасность попасть в атеистическую западню, из которой освобождается Россия. И вот этот факт и является причиной того, что будущее России так тесно связано с будущим целого мира, в религиозном его аспекте. Перед тем, как обратить особое внимание на пророчества, касающиеся России, я хотел бы суммировать Православное учение о том, что произойдет перед концом мира. Это даст нам возможность сделать логический вывод и определить будущее место России, согласно этим пророчествам. События, предшествующие концу мира, описаны во многих местах Священного Писания: глава 24 Евангелия от Матфея и параллельные места у других евангелистов; большинство глав Откровения, особенно глава 8 и далее; вторая глава 2-го Послания к Солунянам; второе Послание Петра, глава 3-я; несколько глав книги Даниила и другие места. Апокалипсис описывает эти события как ряд видений, из который некоторые - ясные и положительные, возлагающие надежду на Божие правосудие и на спасение избранных, другие - мрачные и отрицательные, указывающие на болезни и мор, которые появятся на земле из-за грехов людей. Часто мы придаем слишком много значения именно этим мрачным видениям, видя увеличения зла вокруг нас; но это происходит из-за нашего малодушия и суетности - мы не должны выпускать из виду общую картину всего происходящего.


Иеромонах Серафим (Роуз). ''Будущее России и конец мира''.
Продолжение следует.
*Начало см. в
NN 27, 29, 30

Месяцеслов

Седмица 28-я по Пятидесятнице. Рождественский пост.

Понедельник 25 декабря - Свт. Спиридона Тримифунтского. Прп. Ферапонта Мц. Разумника
Вторник 26 декабря - Мчч. Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария, Ореста. Мц. Лукии.
Среда 27 декабря - Мчч. Фирса, Левкия, Каллиника, Филимона, Аполлония, Ариана, Феотика.
Четверг 28 декабря - Сщмч. Елевферия, мчч. Анфии, Корива. Свт. Стефана Сурожского.
Пятница 29 декабря - Прпр. Аггея. Мч. Марина, блж. царицы Феофании.
Суббота 30 декабря - Прор. Даниила и отроков: Анании, Азарии, Мисаила. Прп. Даниила.
Воскресенье 31 декабря - Неделя 28-я по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым, святых отец. Мчч. Севастиана и др. Прав. Симеона Верхотурского. Сщмч. архиеп. Фаддея.

версия для печати

Рассылка на новости сайта

Читателю предлагается три варианта:
1. Просмотр RSS-новостей сайта на Христианство.ру (для этого кликните на кнопке RSS и читайте страницу новостей)
2. Подписка через RSS, не требующая указания Е-мейл Для этого кликните на кнопке RSS и далее на кнопке "подписаться".
3. Если на странице RSS кнопка "подписаться" отсутствует, это означает, что Ваш браузер не поддерживает RSS Тогда подпишитесь на новости, введя свой Е-мейл ниже.
Рассылка еженедельная, объем не более 10 Кбайт.
Email:


Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет
Rambler's Top100

© Свято-Никольский собор, 2000 - 2010
При использовании материалов ссылка на "Никольский Благовест" с указанием URL
(http://www.nikolay.orthodoxy.ru http://www.nikolski.kz, http://nikolski-sobor.narod.ru) обязательна!

 

Сайт управляется системой uCoz