По благословению Алексия, архиепископа Алматинского и Астанайского
36 (036), 31 декабря 2000 г.
2000 год | 2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год
номера за все годы - щелкните на нужный год от РХ

"Никольский Благовест" содержит проповеди, сведения о всех православных праздниках, традициях, о православном богослужении, сведения об инославии, апологетику, месяцеслов на каждый день и многое другое.

Неделя 28-я по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым, святых отец. Святой праведный Симеон, Верхотурский чудотворец. Священномученик Фаддей, архиепископ Тверской. Мученик Вонифатий. Святой праведный Иоанн Кронштадский. Великомученица Анастасия Узорешительница. Проповедь. Традиции и правила нашей Церкви - Рождественский Сочельник. Месяцеслов.

Неделя 28-я по Пятидесятнице

Святой праведный Симеон,
Верхотурский чудотворец

ИЗ ИСТОРИИ:

раведный Симеон родился в Европейской России около 1607 г. Родители его были знатного рода и воспитали сына в истинной вере и благочестии. В юном возрасте, ища уединения от суеты и треволнений мирской жизни, Симеон покидает родину и удаляется в Сибирь, дабы беспрепятственно предаваться душеспасительным подвигам и нести свет христианского учения слабым в вере русским переселенцам и полудиким инородцам, которые в основной своей массе были идолопоклонниками. Св. Симеон поселился в селе Меркушинском, отстоявшем в 50-ти верстах от г. Верхотурья. Он переходил из дома в дом, занимаясь пошивом шуб для односельчан, причем, за работу ничего не брал, считая за оплату кров и пищу у заказчика. Чтобы его не благодарили, он рано утром без ведома хозяев уходил из дома, немного не докончив работы. За это он часто переносил оскорбления, и даже побои, которые принимал со смирением и терпением. В храме во имя архистратига Божия Михаила праведный Симеон предавался искренней и усерднейшей молитве. Так же он часто любил уединяться на берегу реки Туры, где под раскидистой елью ловил рыбу, не оставляя молитву и богомыслие. Нередко он вступал в религиозные собеседования с односельчанами и учил их, как надо жить по Христову закону. Народ со вниманием слушал его простые и задушевные назидания.

Скончался праведник в молодом возрасте в 1642 г. Через 50 лет, когда память людская о нем начала изглаживаться, имя его даже было забыто, на месте его захоронения произошло чудо: гроб праведника с нетленными останками, видимыми сквозь щели крышки, стал восходить из земли и появился поверх могилы. Вскоре от явившихся мощей стали совершаться многочисленные исцеления. Митрополит Сибирский Игнатий (Римский-Корсаков, 1692-1700) послал людей для освидетельствования фактов. Один из них, иеродиакон Никифор (Амвросиев), в пути молился Богу об открытии имени сего праведника. Вдруг он увидел пред собой человека в белой одежде, средних лет, волосы его были русого цвета. Добрым взглядом он смотрел на Никифора и на вопрос последнего: ''Кто ты?'', - явившийся ответил: ''Я - Симеон Меркушинский'', - и стал невидим. В 1704 г. совершилось торжественное перенесение мощей праведного Симеона в г. Верхотурье в храм св. Николая.
И ныне по молитвам св. Симеона Верхотурского Господь являет благодатную помощь, утешение, укрепление, вразумление, врачевание душ и телес. Бедствующие путники по молитвам Святого получают избавление от смерти. Особенно часто сибиряки обращаются с молитвами к Верхотурскому чудотворцу при глазных болезнях и всевозможных параличах. День памяти праведного Симеона Верхотурского - 31 декабря.

Священномученик Фаддей,
архиепископ Тверской

вятой Фаддей (Иван Васильевич Успенский) родился в 1872 году в г. Васильсурске, в семье священника. В 1896 г. окончил Московскую Духовную Академию и принял монашеский постриг. Преподавал в различных духовных учебных заведениях. В это время были изданы его богословские сочинения, за что ему присуждается степень доктора богословия. В 1908 г. стал епископом Владимиро-Волынским. В 1920-е годы возглавлял Житомирскую и Астраханскую епархии. Народ еще при жизни почитал Владыку святым. Архипастырь-аскет, он прославился своим смирением, кротостью и полной нестяжательностью. В тяжелые годы российской смуты в лице Владыки Фаддея православные получили бесстрашного заступника. Он духовно окормлял и поддерживал свою паству, несмотря ни на какие нападки безбожной власти. С 1922 г. для него началось трагическое время арестов и ссылок. В 1928 г. архиепископ Фаддей получил свое последнее назначение - на Тверскую кафедру. В 1937 г. снова последовал арест, и 31 декабря святитель был расстрелян (по другой версии - утоплен в яме с нечистотами). 26 октября 1993 г., в праздник Иверской иконы Божией Матери, были обретены честные мощи священномученика Фаддея, которые находятся ныне в Вознесенском соборе г. Твери.

Мученик Вонифатий

н был рабом богатой римлянки, именем Аглаида, с которой жил в нечестивой связи. Страдая прежде пристрастием к вину, он впоследствии ''имене Господне исповедник и страдалец славен показася''. Между тем раскаявшаяся госпожа его узнала, что если хранить в доме мощи святых мучеников, то их молитвами легче получить спасение, ибо святые угодники становятся тогда особенными ходатаями и молитвенниками перед Богом за почитающих их. И Аглаида отправила Вонифатия в восточные страны, где тогда происходили суровые гонения на христиан, чтобы он привез в дом мощи святых мучеников. Прибыв в Киликию, в г. Тарс, Вонифатий стал свидетелем мученической кончины за Христа множества верующих. Потрясенный увиденным, он раскаялся в своей греховной жизни, смело исповедал себя христианином и сподобился мученической кончины, сопровождавшейся многими чудесами. Его святые мощи были с почестями доставлены в Рим, где их приняла Аглаида, построившая затем близ Рима храм во имя мученика Вонифатия. Мощи были положены в этот храм и прославились многими чудесами. По традиции к Святому обращаются с молитвой об исцелении от недуга пьянства.

Святой праведный Иоанн Кронштадский

1829 г. в семье бедного глубоко верующего причетника села Суры Архангельской епархии родился слабенький мальчик, названный в честь преподобного Иоанна Рыльского Иоанном. Он рос тихим, кротким, любвеобильным, и к нему уже в отроческом возрасте обращались односельчане с просьбой помолиться за них. И это было Божие знамение и откровение: на Руси возрастал великий молитвенник, ревностный пастырь и милосердный друг самых отчаянных бедняков, чудотворец, пророк. После завершения духовного образования в 1855 г. он стал священником Андреевского собора в Кронштадте близ Санкт-Петербурга. Продолжавшееся полвека пастырское служение отца Иоанна стало величайшим событием в жизни Русской Православной Церкви ХIХ - ХХ веков. Многие тысячи людей стекались со всей России в Кронштадт. В иные дни он исповедовал по 12 часов и причащал за службой непрерывно в продолжение 3-4 часов. Множество чудес совершалось по молитвам благодатного пастыря, стяжавшего особую силу молитвы праведною жизнью и духовными подвигами. По его молитвам слепые прозревали, паралитики вставали и ходили, бесноватые и буйнопомешанные успокаивались и исцелялись, умирающие и безнадежные получали облегчение в тот момент, когда святой Иоанн получал телеграмму с просьбой помолиться о них. Благотворительность была для него одним из проявлений жизни во Христе. Вместе с тем он сурово обличал неверие, богоборчество, духовно провидя грядущие скорбные испытания для России. Перед катастрофой 1917 г. его прозорливость восходила до пророческого служения. К сожалению, русский народ не внял гласу пророка Божия, призывавшего: Кайтесь, кайтесь! Приближается ужасное время, столь опасное, что вы и представить себе не можете! Он призывал русский народ в Церковь, но отвернувшийся от Бога народ ринулся в революцию. Однако слово и молитва угодника Божия остались и с согрешившим народом. Отец Иоанн скончался в 1908 г. и был погребен в Иоанновском монастыре на Карповке в Санкт-Петербурге. Причисление его к лику святых - канонизация - состоялась в 1990 г. Отец Иоанн оставил богатое литературное духовное наследие. И к каждому из нас обращены слова св. праведника: Человек! Всеми силами старайся насаждать, развивать и укреплять в душе своей искреннее ко всякому человеку доброжелательство и любовь и нещадно гони всегда из сердца зарождающуюся зависть и недоброжелательство или презорство, неприязнь и ненависть, которые суть исчадие диавола.

Великомученица Анастасия Узорешительница


одом римлянка, принявшая христианство, дочь сенатора, св. Анастасия против воли была выдана за богатого и знатного язычника. Утвердив свое сердце в любви к Господу, она, много претерпевая от своего неверного мужа за отказ вести с ним супружескую жизнь, посвятила себя на служение узникам и исповедникам Христовым. Часто она обходила темницы, золотом покупала у стражей доступ к мученикам за Христа, служила им с благоговением, облегчая их страдания. Ее муж, узнав об этом, жестоко преследовал Анастасию и замыслил уморить ее, ежедневно истязая. Но вскоре он, будучи отправлен на корабле послом к Персидскому царю, погиб во время бури. Тогда Анастасия беспрепятственно отдалась служению страстотерпцам Христовым. Путешествуя из страны в страну, она лечила, поддерживала заключенных и при помощи своего имущества освобождала их из темницы, за что и получила название Узорешительницы. Сама она пострадала при Диоклитиане около 304 г. Святую в тяжких оковах томили голодом в темнице и, наконец, растянув между 4 столбами, подвергли опалению огнем. Мужественно претерпев страдания, она скончалась. День памяти великомученицы - 4 января.

СЛОВО ПАСТЫРЯ*

другое испытание так же с честью выдержал Авраам! Господь ему говорит: ''Я дам тебе потомство, по численности которое будет равняться звездам небесным, песку морскому!'' А Авраам уже не молодой человек: ему не 20, не 30, не 40, а 90 лет! И Господь дает ему такое обетование! Жена его Сарра - женщина преклонных лет. Но Авраам доверяет своему Богу. И, когда у дуба Мамрийского Аврааму явилась Святая Троица, Сарра, которая по женскому любопытству подслушивала разговор Странников со своим мужем, стоя за дубом, засмеялась. Ибо она рассуждала по-человечески и понимала, что по всем естественным законам она не сможет стать матерью, так как была уже в глубокой старости. Но Авраам не сомневался в Словах Божиих. И действительно родился сын, которого Авраам называет Исааком. Прошло несколько лет, и Господь вновь говорит Аврааму: ''Возьми сына своего и иди на вершину горы Мориа. Там принеси сына в жертву Богу своему''. Когда читаешь или слушаешь это Библейское повествование, то невольно содрогаешься своим сердцем и душой: какое нечеловеческое испытание предлагает Бог рабу Своему. Одного единственного сына, которого Господь дает в старости Аврааму, Он сейчас требует принести Себе в жертву! По-человечески это совершенно невозможно совершить! Каждый человек восстал бы против Бога, естественно, сказав: ''Господи, Ты требуешь от меня невозможного! Я не могу совершить этого. Чего хочешь, проси, но только не этой жертвы!" А разве мы слышим из уст Авраама подобное? Нет! Он берет своего единственного сына и, не сказав никому ни слова, ведет его на вершину горы Мориа для того, чтобы там принести в жертву Богу. И посмотрите, какое сыновнее послушание проявляет Исаак: нет возмущения, нет ропота, нет противления. Он - крепкий юноша и мог бы вполне выиграть борьбу со своим отцом, уже престарелым человеком, если бы вступил в эту борьбу! Но он совершенно беспрекословно дает отцу завязать свои руки и ноги и ложится на те дрова, которые сейчас должны быть вожжены, чтобы на этом костре быть принесенным в жертву Богу. И, когда Авраам уже заносит свою руку с ножом над сыном, в этот самый момент эту вознесенную вверх руку останавливает Ангел Божий и говорит: "Достаточно! Ты действительно совершен в вере. Принеси же того овна, который здесь запутался в кустах. Эта жертва будет приятна для Бога!'' Какая вера, а скорее - безграничное доверие, у Авраама к Богу!

Можно перечислять еще очень много свидетельств глубочайшей веры и преданности, терпения и смирения, которые святые праотцы проявляли в своей жизни. Давайте будем чаще читать Священное Писание для того, чтобы из этого чтения извлекать для себя полезные, назидательные и спасительные уроки. Давайте чаще спрашивать самих себя, являемся ли мы избранниками Божиими. Но не только спрашивать себя мы должны, но и полагать все усилия для этого. А наше избранничество в наших руках, оно зависит от каждого из нас. Но, конечно, все мы с вами немощны и слабы, и всем нам необходима благодатная помощь Божия, которая будет оказана каждому из нас, если мы этого захотим и будем к этому стремиться. Но что мы должны сделать прежде всего? Покаяться! Каждый из нас должен принести Богу искреннее, чистосердечное, полное и, по возможности, слезное покаяние в своих грехах. Вот такое же покаяние, какое принес некогда царь и пророк Давид своему Богу. Вы, наверное, помните из его жизнеописания, которое имеется в Ветхом Завете, что Давид соблазнился красотой жены своего военачальника Урии, которую звали Вирсавия. Он приложил все усилия для того, чтобы эта женщина стала, как сейчас говорят, его женщиной. Урия был убит на одном из опасных участков. И, когда Вирсавия стала свободной, для Давида представилась прекрасная возможность взять ее в свой дом, что он и сделал. Вот тогда-то пророк Божий, придя к царю, смело обличил его греховный поступок. Наверное, Давид мог сослать этого пророка в ссылку, отрубить голову или вырезать его дерзкий язык, который посмел обличить самого царя! А как поступает царь? Он буквально скатывается со ступенек своего трона вниз, в слезах покаяния падает ниц и просит у Бога прощения. И тогда им был написан удивительнейший покаянный пятидесятый псалом: ''Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих:'' Покаяние необходимо для каждого из нас, чтобы стать сопричастником Божественной благодати, которая и поможет стать не только призванным, но и избранным участником пира своего Господа. Так же необходимо для нас и другое Таинство нашей Святой Христовой Православной Церкви - Таинство Святого Причащения. Старайтесь, как можно чаще в своей жизни, приобщаться Святых Христовых Таин и через это приобщение принимать в себя Пречистое Тело и Животворящую Кровь Господа нашего и спасителя Иисуса Христа. Вот тогда мы с вами действительно будем не только призваны к этому величайшему пиру нашего Господа, но и избранными его участниками. Помолимся Господу нашему и Спасителю Иисусу Христу, помолимся и Его Пречистой Матери Деве Марии, помолимся и всем святым праотцам, чтобы и нам с вами быть не только призванными, но и избранными для жизни вечной, для Царства Небесного! Аминь.


Протоиерей Валерий Захаров. 1999 г.
*Начало см. в
N35

ТРАДИЦИИ И ПРАВИЛА НАШЕЙ ЦЕРКВИ

ень, предшествующий великому празднику Рождества Христова, именуется Церковью Рождественским сочельником. Это - день строгого поста. Само название ''сочельник'' происходит от слова ''сочиво''. Это - особое постное блюдо, которое готовят в этот день, иначе называемое кутьей и представляющее собой пшеничный или рисовый взвар с медом и фруктами. По давней традиции в этот день не едят до появления на небе первой звезды - в воспоминание о Вифлеемской звезде, указавшей волхвам путь к месту Рождества Христова. В самый день праздника Рождества верующие разговляются (вкушают не постную, а скоромную пищу), и затем на протяжении святок - с 8 по 17 января - постные дни отменяются.

Издание настоящего номера "Никольского Благовеста" осуществлено за счет пожертвования прихожан нашего собора отроков Николая и Димитрия.
Спаси, Господи, рабов Божиих Николая и Димитрия!

Месяцеслов

Седмица 29-я по Пятидесятнице. Рождественский пост


Понедельник 1 января - Мч. Вонифатия. Прав. Аглаиды. Мчч. Илии, Прова, Ариса.
Вторник 2 января - Предпразднство Рождества. Прав. Иоанна Кронштадтского.
Среда 3 января - Мц. Иулиании. Преставление свт. Петра, митр. Московского.
Четверг 4 января - Вмц. Анастасии Узорешительницы. Мчч. Хрисогона, Евода и др.
Пятница 5 января - Мчч. Феодула, Саторнина, Геласия и др. Свт. Феоктиста Новгородского.
Суббота 6 января - Навечерие Рождества Христова. Прмц. Евгении и др. Мч. Филиппа.
Воскресенье 7 января - Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

версия для печати

Рассылка на новости сайта

Читателю предлагается три варианта:
1. Просмотр RSS-новостей сайта на Христианство.ру (для этого кликните на кнопке RSS и читайте страницу новостей)
2. Подписка через RSS, не требующая указания Е-мейл Для этого кликните на кнопке RSS и далее на кнопке "подписаться".
3. Если на странице RSS кнопка "подписаться" отсутствует, это означает, что Ваш браузер не поддерживает RSS Тогда подпишитесь на новости, введя свой Е-мейл ниже.
Рассылка еженедельная, объем не более 10 Кбайт.
Email:


Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет
Rambler's Top100

© Свято-Никольский собор, 2000 - 2010
При использовании материалов ссылка на "Никольский Благовест" с указанием URL
(http://www.nikolay.orthodoxy.ru http://www.nikolski.kz, http://nikolski-sobor.narod.ru) обязательна!

 

Сайт управляется системой uCoz