"Никольский Благовест" содержит проповеди, сведения о всех православных праздниках, традициях, о православном богослужении, сведения об инославии, апологетику, месяцеслов на каждый день и многое другое. |
Неделя 32-я по Пятидесятнице. Слово пастыря. Сказание об Авве Макарии Египетском. Сказание об Авве Антонии Великом. Великие люди о Христе и вере. Месяцеслов. |
о имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня, братья сестры, мы с вами вновь услышали евангельское повествование, напомнившее нам о чуде исцеления слепого человека у врат Иерихона. Апостол и евангелист Лука рассказывает о том, как Господь, подходя к Иерихону, совершил это чудо. Об этом же чуде рассказывает также и апостол Марк, правда, у него говорится о том, что Христос совершил чудо исцеления, выходя из Иерихона. Мы ничего не знаем об этом человеке, апостол Лука даже не называет его имя. Но апостол Марк называет его Вартимеем. Как долго страдал слепотой этот человек и был ли слеп от рождения, нам
неизвестно. Нам также неизвестно о его возрасте, был он молодым человеком или средних лет, а, может быть, уже старцем. Единственное, о чем мы знаем, что он был не только слепым, но и нищим, и сидя у врат Иерихона, довольствовался милостыней мимо проходящих людей. Вероятно, Вартимей слышал о Христе Иисусе, о тех многих чудесах, который совершал этот великий пророк, и в его сердце, по всей видимости, родилось искренне желание встретиться с Иисусом и попросить у Него исцеления. Но Вартимей хорошо знал и о том, что Христос не пребывает продолжительное время в одном месте, а пойти к Нему он не имел возможности. Оставалось надеяться на то, что рано или поздно эта встреча произойдет. Господь подходил к Иерихону в окружении толпы людей, многие шли за ним, чтобы услышать вечно живое слово евангельской истины, но были люди, которые из праздного любопытства шли за Христом, желая быть свидетелями тех чудес, которые Он совершал. Вартимей, услышав приближение этой шумной восточной толпы, не мог видеть, кто приближался к городу, но по характеру шума он понял, что это не обычная толпа, и стал спрашивать у тех, кто находился рядом с ним, кто приближается к городу. И ему сказали, что это Иисус, тот самый чудотворец и пророк. И когда Христос приблизился к нему, он почувствовал это, так как видеть его он не мог, закричал: "Иисус, сын Давидов, помилуй меня".Интересно поведение толпы. Если в начале люди помогают Вартимею, подсказав ему, что идет Христос, но позже они же мешают ему обратиться к Спасителю, упрекая Вартимея: "Замолчи, не до тебя сейчас Иисусу". Но Вартимей все больше проявлял желание встретиться с Христом, ведь он понимал, что это, может быть, для него единственный шанс исцеления. И поэтому он с еще большей силой закричал: "Иисус, сын Давидов, помилуй меня". И Господь попросил подвести Вартимея к Нему и спросил его: "Чего ты хочешь от меня?". И Вартимей говорит: "Господи, хочу прозреть". И Господь говорит ему: "Прозри". И далее добавляет: "Вера твоя спасла тебя". Вот что послужило возможностью для исцеления этого слепого человека: вера Вартимея дала возможность Христу совершить чудо. Из этого Евангелия мы можем много почерпнуть для себя назидательных уроков. Поступок Вартимея учит нас вере, которую должен иметь каждый живущий на земле человек, учит нас молитве. Но есть
еще один замечательный урок, который нам предлагает ныне Святая Христова Церковь. К сожалению, мы очень часто в своей жизни, волнуемые теми или иными обстоятельствами или искушениями, думаем о том, что Господь пребывает очень далеко от нас. Место Его нахождения нам неизвестно и нам кажется, что Он так далек, что не видит и не слышит нас. Но сегодняшний евангельский рассказ учит нас тому, что Господь не далек от нас, Он близок не только к человечеству в целом, но и к каждому отдельному человеку. Есть слова Христовы, с которыми Он обращается к Своим последователям: "Если сын попросит хлеба у отца, даст ли он ему камень. Если вы, будучи злы, так поступаете по отношению к своим детям, то неужели Отец Небесный не подаст просящим у Него" (см. Мф. 7,9-11).Ко спасению стремилась святая блаженная Ксения, память которой сегодня совершает Святая Христова Православная Церковь. Нам мало известно о ее жизни. Практически ничего не известно о ее детстве, даже не известно, когда она родилась. Есть предположение, что она родилась в самом начале 18 века. Даже не известна точная дата ее смерти, предположительно 1802-03 год. Но нам известно, что всю свою жизнь она искала Царства Божия и правды его. Нам известно, что будучи сравнительно молодой, в 26 лет она стала вдовой. В супружестве она прожила три с небольшим года. Она была замужем за Андреем Федоровичем, певцом придворного хора императрицы Елизаветы Петровны. Императрица была весьма набожной женщиной, она даже пешком ходила из Москвы в Троице-Сергиеву Лавру. Она любила церковный хор и приглашала лучших певцов, одаривая их всякими званиями. И поэтому, казалось бы, совершенно гражданский человек Андрей Федорович имел звание полковника. Но он, внезапно заболев
оспой, умер. В день похорон все окружающие заметили в Ксении огромную перемену. Она вдруг стала называть себя Андреем Федоровичем, говоря, что Ксения умерла. Она и оделась в одежды своего супруга. Окружающие люди подумали, что смерть супруга так отразилась на ней, повредив ее ум. Но совершенно иное происходило в ее душе. Она поняла, что земная жизнь весьма быстротечна. К тому же ее супруг умер без должного приготовления. Мы тоже легкомысленно относимся к смерти, забывая, что смерть не за горами, а за плечами каждого из нас. ВИДЯ ТЩЕТНОСТЬ ТЕХ УСИЛИЙ, КОТОРЫЕ ПРЕДПРИНИМАЮТ ЛЮДИ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ ЗЕМНУЮ СЛАВУ, богатство, счастье, Ксения взяла на себя величайший подвиг, который доступен немногим, подвиг юродства Христа ради. Если мы возьмем святцы, то найдем в них тысячи мучеников, множество святителей, преподобных и праведников, но единицы святых, которые несли на себе этот величайший, и, наверное, самый трудный крест юродства. Человек в полном сознании отвергается от многих 'прелестей' этой жизни и берет на себя подвиг величайшего смирения и кротости. Окружающие люди осуждает этого человека, поносят его. И мы видим это на примере блаженной Ксении. Есть такой момент в ее житии, когда даже дети бросали в нее грязью. Но этот подвиг связан, прежде всего, с победой над гордостью, над той самой страшной страстью, которая живет в каждом из нас. А мы знаем, что Бог гордым противится, мы знаем, что из-за гордости погиб Денница, и многие люди на земле. Ведь только смиренным Господь подает благодать. Правда, впоследствии люди заметили, что каждая встреча с блаженной приносила им не только духовную радость, но и давала земные блага. Извозчики стремились с раннего утра встретиться к Ксенией, чтобы прокатить ее, и тогда целый день у них была работа. Если Ксения брала у кого-то булку, то у этого торговца все складывалось удачно. Но она никогда не брала много, брала только одну копейку. Если ей давали больше, то она тут же отдавала ее другим неимущим. Она помогала строителям храма, но тайно. Придя утром на стройку, они видели груду кирпича, сложенного на лесах, которого накануне не было. После своей смерти она была похоронена недалеко от этого храма на Смоленском кладбище.Протоиерей Валерий Захаров
6 февраля 2006 год
ак драгоценное наследие духовной мудрости Макария, остались нам 50 его бесед, писанных на греческом языке. Главным предметом бесед Макария служит мысль, что тесное единение души с Богом есть цель и высшее благо человека. К этому единению он призывает души верующих. В своих беседах он раскрывает, что сие единение было первоначальною целью при сотворении человека; показывает гибельные следствия первородного греха, удалившего человека от Бога, и вместе с тем объясняет восстановление союза человека с Богом чрез Иисуса Христа; указывает пути, которые приводят к сему единению, и препятствия, противопоставляемые человеку его поврежденною природою и коварством духа злобы. Раскрывая трудность внутренней борьбы, от сего происходящей, он возбуждает чувство нужды в Божественной благодати для освящения нашей природы и для укрепления нашей воли. В живых чертах изображает он таинственные действия благодати в душе, вступившей в единение с Богом. Свои беседы часто прерывает он молитвою. Предлагая в своих беседах тайны высшей духовной жизни, сокрытия от неозаренного светом Христовым разума и известные душам облагодатствованным, он говорит только то, что изведал своим опытом. От того, несмотря на глубину и таинственность предмета, наставления опытного учителя ясны и вразумительны. То, что было бы темно по своей возвышенности, у Макария приближается к уразумению сравнениями и образами, которые всегда просты. Предлагаем Вашему вниманию Беседу о царстве тьмы, то есть греха, и о том, что один Бог может отъять от нас грех и избавить нас от рабства лукавому князю.
Лукавый князь - царство тьмы, вначале пленив человека, так обложил и облек душу властью тьмы, как облекают человека, чтобы соделать его царем и дать ему все царские одеяния, и чтобы от головы до ногтей носил он на себе все царское. Так лукавый князь облек грехом душу, все существо ее, и всю осквернил, всю пленил в царство свое, не оставил в ней свободным от своей власти ни одного члена ее, ни помыслов, ни ума, ни тела, но облек ее в порфиру тьмы. Как в теле страждет не одна его часть, или
Когда Апостол говорит: совлекитесь ветхаго человека (Кол. 3, 9.), тогда разумеет человека совершенного, у которого соответствуют очам свои очи, голове - своя голова, ушам - свои уши, рукам - свои руки, и ногам - свои ноги. Ибо лукавый осквернил и увлек к себе всего человека, душу и тело, и облек человека в человека ветхого, оскверненного, нечистого, богоборного, непокорного Божию закону, - в самый грех, чтобы не смотрел уже, как желательно человеку, но и видел лукаво, и слышал лукаво, и ноги его поспешали на злодеяние, и руки делали беззаконие, и сердце замышляло лукавое. Поэтому, будем и мы умолять Бога, чтобы совлек с нас ветхого человека; потому что один Бог может отъять от нас грех. Крепче нас те, которые пленили нас и держат в царстве своем; но Бог дал обетование - избавить нас от рабства сего. Когда светит солнце, и дует какой-нибудь ветер; и у солнца - свое тело и своя природа, и у ветра - своя же природа и свое тело, и никто не может отделить ветер от солнца, если единый Бог не прекратит ветра, чтобы не дул он более. Так и грех примешался к душе; но и у греха, и у души - своя особенная природа.
Посему, невозможно разлучить душу с грехом, если Бог не прекратит и не остановит сего лукавого ветра, пребывающего в душе и в теле. И еще, как иный видит летающую птицу, и хочет сам летать; но, не имея крыльев, летать не может: так и у человека есть желание быть чистым, неукоризненным, неоскверненным, не иметь в себе порока, всегда же пребывать с Богом; но сил на это у него нет. Желает он взлететь в божественный воздух, в свободу Святого Духа; но не может, пока не получит крыл. Посему, будем умолять Бога, чтобы дал нам криле голубине Святого Духа, да полетим к Нему и почием (Псал. 54, 7.), и да отлучит у нас от души и тела, и да прекратить в нас лукавый ветр - самый грех, живущий в членах души и тела. Ибо Ему одному возможно сделать сие. Сказано: се Агнец Божий, вземляй грехи мира (Иоан. 1, 29). Он один людям, верующим в Него, сотворил милость сию, что избавляет их от греха; Он соделывает
неисповедимое сие спасение тем, которые всегда чают и надеются, и непрестанно ищут сего.Как в темную и глубокую ночь дует какой-нибудь жестокий ветер и приводит в движение, смятение и сотрясение все растения и семена: так и человек, подпав под власть темной ночи - диавола, и пребывая в ночи и во тьме, страшно дующим ветром греха приводится в колебание, сотрясение и движение; у него в смятении вся природа, душа, помыслы его и ум, в сотрясении все телесные члены. Ни один член души и тела не свободен и не может не страдать от живущего в нас греха. Подобно сему есть день света и божественный ветр Святого Духа, который веет и оживотворяет души, пребывающие во дни Божественного света, и проникает все существо души, и помыслы, и всю сущность, и все телесные члены прохлаждает и упокоевает Божественным и неизглаголанным упокоением. Сие-то выразил Апостол: несмы чада нощи ниже тмы: еси бо вы сынове света есте и сынове дне (1 Сол. 5, 5). И как там, в обольщении, ветхий человек совлек с себя человека совершенного и носит одежду царства тьмы, одежду хулы, неверия, небоязненности, тщеславия, гордыни, сребролюбия, похоти, а подобным образом, и другие одеяния царства тьмы, нечистые и скверные рубища: так и здесь опять, которые совлекли с себя человека ветхого и земного, и с которых Иисус совлек одежды царства тмы, те облеклись в нового и небесного человека - Иисуса Христа, и также опять, в соответственность очам имеют свои очи, и в соответственность ушам - свои уши, и в соответственность главе - свою главу, чтобы всецелый человек был чист и носил на себе небесный образ.
И Господь облек их в одеяния царства неизреченного света, в одеяния веры, надежды, любви, радости, мира, милосердия, благости, а подобно, и во все прочие божественные, животворные одеяния света, жизни, неизглаголанного упокоения, чтобы, как Бог есть любовь, радость, мир, благость, милосердие, так и новый человек соделался сим по благодати. И как царство тьмы и грех сокрыты в душе до дня воскресения, когда тьмою, сокрытою ныне в душе, покроется и самое тело грешников: так и царство света и небесный образ - Иисус Христос таинственно ныне озаряет душу и царствует в душе святых; но, оставаясь сокровенным от очей человеческих, едиными душевными очами действительно видим Христос до дня воскресения, когда и самое тело покроется и будет прославлено тем светом Господним, какой еще ныне есть в душе человеческой, чтобы тогда и самому телу царствовать вместе с душею, еще ныне приемлющею в себя царство Христово, упокоеваемою и озаряемою вечным светом. Слава Его щедротам и благоутробию! Милует Он рабов Своих, и просвещает и избавляет их от царства тьмы, и дарует им свет Свой и царство Свое. Ему слава и держава во веки! Аминь
вва Макарий рассказывал о себе: Когда я был молод и жил в келье в Египте, взяли меня и сделали клириком в селе. Не желая быть клириком, я убежал в другое место. Сюда ходил ко мне благочестивый мирянин, брал мое рукоделье и доставлял мне нужное. По искушению диавольскому, одна девица в селе том впала в любодеяние. Когда она зачала во чреве, спрашивали ее: кто виновник сего? Она отвечала: отшельник. Тогда пришли и взяли меня в село, навесили мне на шею закопченных горшков и ручек от посуды и водили меня по улице, били и кричали: этот монах растлил нашу девицу; возьмите его, возьмите! - и избили меня едва не до смерти. Подошел один старик и сказал: долго ли вам бить сего монаха-странника? - А мирянин, служивший мне, шел за мною, весь в стыде; и его много ругали, говоря: вот отшельник, которого ты хвалил! Что он сделал? -А родители девицы говорили: мы не отпустим его, пока не представит нам поручителя, что будет кормить ее. - Я попросил служившего мне мирянина, и он поручился за меня. Возвратившись в свою келью, я отдал ему корзины, сколько имел их, и сказал: продай и отдай жене моей на пропитание. И говорил самому себе: Макарий! вот нашел ты себе жену: теперь тебе надобно немного побольше работать, чтобы кормить ее. - Работал я день и ночь и посылал ей. Когда же пришло время родить несчастной, то она много дней мучилась и не могла родить. Говорят ей: что это значит? - Знаю, отвечала она, я оклеветала отшельника и ложно обвинила его. Не он сделал это, а такой-то юноша! - Тогда служивший мне мирянин пришел ко мне с радостию и сказал: та девица не могла родить, пока не призналась, что отшельник не виноват и что она солгала на тебя. И вот все село с почестью хочет идти сюда и просить у тебя прощения. - Услышав о сем и избегая беспокойства от людей, я встал и убежал сюда, в Скит. Вот первая причина, по которой я пришел сюда!
Некогда Макарий Египетский пришел из Скита в гору Нитрийскую с приношением аввы Памво. Старцы говорят ему: отец, скажи что-нибудь братии! Он отвечал: я еще не сделался монахом, но видел монахов. Когда я жил в келье в Скиту, помыслы беспокоили меня, внушая: иди в пустыню и посмотри, что увидишь там. - Пять лет я сопротивлялся сему помыслу, говоря: не от демонов ли он? Но как помысл продолжался, пошел я в пустыню. Там нашел я озеро и среди его остров. Пришли пить из озера звери пустынные, и увидел я между ними двух нагих людей. Затрепетало тело мое, ибо я думал, что это духи. Они, увидев мой трепет, сказали мне: не бойся, и мы также люди! Я спросил их: откуда вы? и как пришли в эту пустыню? Они сказали: мы из Киновии, согласились между собою и пришли сюда. Вот уже сорок лет тому. Один из нас египтянин, а другой - ливиянин. Потом и они спрашивали меня: каков мир? приходит ли вода в свое время? и то же ли изобилие в мире? Я отвечал: все так же. Я опять спросил их: как могу сделаться монахом? Они отвечали: если кто не отречется от всего мирского, то не может быть монахом. Я сказал им: слаб я, и не могу жить, как вы. Они сказали мне: если не можешь жить, как мы, то сиди в своей келье и плачь о грехах своих. Еще спросил я их: неужели вы не зябнете во время зимы? и зной не сожигает тел ваших? Они отвечали: Бог явил такое промышление о нас, что и зимой не зябнем мы, и летом зной не вредит нам. - Вот почему я сказал вам, что еще не сделался монахом, но видел монахов. Простите мне, братия!
Авва Макарий жил в глубокой пустыне, -
вятой авва Антоний, пребывая некогда в пустыне, впал в уныние и в глубокую тьму помыслов и взывал к Богу: Господи! я хочу спастися, а помыслы не дают мне. Что мне делать в своей скорби? как спастися? И вскоре потом Антоний, встав, вышел из кельи; и вот видит кого-то похожего на себя, который сидел и работал, потом встал из-за работы и молился; после опять сел и вил веревку; далее опять встал на молитву. Это был Ангел Господень, посланный для наставления и подкрепления Антония. И Ангел сказал вслух ему: и ты делай так - и спасешься. Услышав сие, Антоний весьма обрадовался и ободрился. Стал так делать - и спасался.
Тот же авва Антоний, приникая в глубину судов Божиих, вопросил Бога так: Господи! для чего одни умирают в молодости, а другие живут до глубокой старости? для чего одни бедны, а другие богаты? для чего нечестивые богаты, а благочестивые бедны? Тогда пришел к нему глас: Антоний! себе внимай! А то суды Божий, и тебе нет пользы испытывать их.
Некто спросил авву Антония: что мне делать, чтоб угодить Богу? - Что велю тебе, отвечал старец, то соблюдай: куда бы ты ни пошел, всегда имей Бога пред своими очами; что бы ни делал ты, имей на это свидетельство в Священном Писании; и в каком бы месте ты ни жил, не скоро уходи оттуда. Соблюдай сии три заповеди - и спасешься.
Авва Антоний говорил авве Пимену: великий подвиг для человека - раскаяние во грехах своих пред Богом и ожидание искушений до последнего издыхания!
Он же говорил: никто без искушения : не может войти в Царство Небесное. Ибо не будь искушений - и никто не спасется.
Авва Памво спросил авву Антония: что мне делать? Старец сказал ему: не надейся на свою праведность, не жалей о том, что прошло, и обуздывай язык и чрево.
Авва Антоний говорил: видел я однажды все сети врага, распростертые по земле, и со вздохом сказал: кто же избегнет их? - но услышал глас, говорящий мне: смиренномудрие!
Он еще говорил: есть люди, которые изнурили тело свое подвижничеством, и однако ж удалились от Бога, потому что не имели рассудительности.
Он же говорил: от ближнего зависит и жизнь и смерть. Ибо если мы приобретаем брата, то приобретаем Бога, а если соблазняем брата, то грешим против Христа.
Говорил также: как рыбы, оставаясь долго на суше, умирают, так и монахи, находясь долго вне кельи или пребывая с мирскими людьми, теряют любовь к безмолвию. Посему, как рыба рвется в море, гак и мы должны спешить
Он еще говорил: кто живет в пустыне и в безмолвии, тот свободен от трех искушений: от искушения слуха, языка и взора; одно только у него искушение - искушение в сердце.
'Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов'
Москва 1999 год.
Тропарь
Зарею Духа облистаем, витийствующих богомудренно сподобился еси разумения, неведением омраченная сердца человеков светом благочестия просвещая, пресветел явился еси Православия светильник, Максиме преподобне, отонудуже ревности ради Всевидящаго отечества чужд и странен, Российския страны был есии пресельник, страдания темниц и заточения от самодержавнаго претерпев, десницею Вышняго венчаешися и чудодействуеши преславная. И о нас ходатай буди непреложен, чтущих любовию святую память твою.
Макс Планк
, немецкий физик-теоретик, основатель квантовой механики:"Куда бы мы ни обращали наши взоры, каким бы ни был предмет нашего наблюдения, мы нигде не находим противоречия между наукой и религией. Мы, скорее, констатируем их абсолютную гармонию в основных пунктах, особенно в области естествознания. Как религия, так и наука, в конечном результате, ищут истину и приходят к исповеданию Бога".
Федор Достоевский:
"Мерзавцы дразнили меня необразованною и ретроградною верою в Бога. Этим олухам и не снилось такой силы отрицание Бога, какое положено в Инквизиторе и в предшествовавшей главе, которому ответом служит весь роман. Не как дурак же, фанатик, я верую в Бога. И эти хотели меня учить и смеялись над моим неразвитием. Да их глупой природе и не снилось такой силы отрицание, которое перешел я. Им ли меня учить."
"'Христианство есть единственное убежище Русской земли от всех ее зол".
Луи Пастер, французский микробиолог и химик, основатель современной микробиологии и иммунологии:
"Я мыслил и изучал, потому и стал верующим, подобно бретонскому крестьянину. А если бы я еще более размышлял и занимался науками, то сделался бы таким верующим, как бретонская крестьянка".
"Потомки в один прекрасный день от души посмеются над глупостью современных нам учёных-материалистов. Чем больше я изучаю природу, тем более изумляюсь неподражаемым делам Создателя".
Николай Пирогов:
"Я не могу слышать без отвращения ни малейшего намека об отсутствии творческого плана и творческой целесообразности в мироздании, а посему существование Верховного Разума, а следовательно и Верховной Творческой Воли, я считаю необходимым и неминуемым роковым требованием моего собственного разума. Так, если бы я и хотел теперь не признавать существование Бога, то не мог бы этого сделать, не сойдя с ума".
реподобный Кирилл состоял на службе сначала у ростовского князя Константина II Борисовича, а потом у Константина III Васильевича, которых он, как один из самых близких к ним людей, не раз сопровождал в Золотую Орду. Св. Кирилл владел достаточным по своему положению состоянием, но по простоте тогдашних нравов, живя в деревне, не пренебрегал и обычными сельскими трудами.
В житии преподобного Сергия повествуется о том, что за Божественной литургией еще до рождения сына праведная Мария и молящиеся слышали троекратное восклицание младенца перед чтением святого Евангелия, во время Херувимской песни, и когда священник произнес 'Святая святым'. Преподобные Кирилл и Мария ощутили на себе великую милость Божию, их благочестие требовало, чтобы чувства благодарности к Богу были выражены в каком-либо внешнем подвиге благочестия, в благоговейном обете. И праведная Мария, подобно святой Анне - матери пророка Самуила, вместе с мужем дала обещание посвятить чадо Благодетелю всех - Богу. Господь даровал им сына, которого назвали Варфоломеем. С первых дней жизни младенец всех удивил постничеством: по средам и пятницам он не принимал молока матери, в другие же дни, если она употребляла в пищу мясо, младенец также отказывался от молока. Заметив это, преподобная Мария вовсе отказалась от мясной пищи.
Праведность Кирилла и Марии была известна не только Богу. Будучи строгими блюстителями всех церковных уставов, они помогали бедным, но особенно свято хранили заповедь святого апостола Павла: страннолюбия не забывайте, тем бо не ведяще неции странноприяша Ангелы (Евр. 13, 2). Тому же учили они и своих детей, строго внушая им не упускать случая позвать к себе в дом путешествующего инока или иного усталого странника. До нас не дошло подробных сведений о благочестивой жизни этой блаженной четы, зато мы можем, вместе со святителем Платоном, сказать, что сам происшедший от них плод показал лучше всяких красноречивых похвал доброту благословенного древа. Счастливы родители, коих имена прославляются вечно в их детях и потомстве! Счастливы и дети, которые не только не посрамили, но и приумножили и возвеличили честь и благородство своих родителей и славных предков, ибо истинное благородство состоит в добродетели!
Около 1328 г. преподобные Кирилл и Мария переселились из Ростова в Радонеж. Верстах в трех от Радонежа был Хотьковский Покровский монастырь, в то время одновременно бывший и мужским, и женским. По распространенному на Руси обычаю под старость иночество принимали и простецы, и князья, и бояре. Дух иночества сообщился от сына к родителям: под конец своей многоскорбной жизни праведные Кирилл и Мария пожелали и сами принять ангельский образ.
В этот монастырь и направили они свои стопы, чтобы там провести остаток своих дней в подвиге покаяния, готовясь к другой жизни. Но недолго схимники-бояре потрудились в новом звании. В 1337 г. они с миром отошли ко Господу.
3 апреля 1992 г., в год празднования 600-летия со дня преставления преподобного Сергия, на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви состоялось общецерковное прославление схимонаха Кирилла и схимонахини Марии. Канонизация достойно увенчала шестивековое почитание родителей великого подвижника, давших миру образец святости и христианского устроения семьи.
www.pravoslavie.days.ru
22 января/4 февраля - день памяти
преподобного Макария Жабынского
реподобный Макарий - восстановитель Жабынского монастыря, расположенного недалеко от города Белева Тульской губернии. Однажды, в эпоху Смуты, Макарий встретил заблудившегося польского солдата, изнемогавшего от жажды. Преподобный ударил жезлом своим о землю
, извел источник и напоил жаждущего. Позднее он отказался от настоятельства, принял схиму и поселился у этого источника. В ночь на 22 января 1623 года он скончался 84-х лет от роду. Память о нем была забыта, но в 1814 году святые мощи его были обретены нетленными.В начале XX века прп. Макарий исцелил ребенка, страдавшего водянкой головы, а также оставленного врачами безнадежного больного, которого по его просьбе на простынях опустили в чудотворный источник. В 1902 году почитание преподобного было восстановлено.
Воскресенье, 29 января - Неделя 32-я по Пятидесятнице. Поклонение честным веригам ап. Петра. Прав. Максима, иерея Тотемского (1650). Сщмч. Иоанна пресвитера (1919). Мчч. Спевсиппа, Елевсиппа, Мелевсиппа, бабки их Леониллы и с ними Неона, Турвона и Иовиллы (161-180). Мч. Данакта чтеца (II).
Понедельник, 30 января - Седмица 33-я по Пятидесятнице). Прп. Антония Великого (356). Прп. Антония Дымского (1224). Сщмч. Виктора пресвитера (1931); сщмч. Павла пресвитера (1938). Прп. Антония Черноезерского (XVI).
Вторник, 31 января - Свтт. Афанасия (373) и Кирилла (444), архиепископов Александрийских. Прпп. схимонаха Кирилла и схимонахини Марии (ок. 1337), родителей прп. Сергия Радонежского. Сщмч. Михаила пресвитера (1919); ещмчч. Владимира, Николая, Сергия пресвитеров (1938). Прп. Афанасия Сяндемского, Вологодского (1550). Прав. Афанасия Наволоцкого (XVI-XVII). Прп. Маркиана Кирского (ок. 388).
Среда, 1 февраля - Прп. Макария Великого, Египетского (390-391) Свт. Марка, архиеп. Ефесского (1457). Сщмч. Петра пресвитера (1918); сщмч. Николая пресвитера (1930).Прп. Макария, постника Печерского, в Ближних пещерах (XII). Прп. Макария, диакона Печерского, в Дальних пещерах (XIII-XIV). Блж. Феодора, Христа ради юродивого, Новгородского (1392). Обретение мощей прп. Саввы Сторожевского, Звенигородского (1652). Прп. Макария Римлянина, Новгородского (XVI-XVII). Мц. Евфрасии девы (303). Прп. Макария Александрийского (394-395). Свт. Арсения, архиеп. Керкирского (VIII). Прп. Антония, столпника Марткопского (VI) (Груз). Прп. Евфимия исп. (XX) (Груз.).
Четверг, 2 февраля - Прп. Евфимия Великого (473). Сщмч. Павла пресвитера (1940). Прпп. Евфимия схимника (XIV) и Лаврентия затворника (XIII-XIV), Печерских, в Дальних пещерах. Прп. Евфимия Сянжемского, Вологодского (ок. 1465). Мчч. Инны, Пинны и Риммы (I-II). Мчч. Васса, Евсевия, Евтихия и Василида (303).
Пятница, 3 февраля - Прп. Максима исп. (662). Мч. Неофита (303-305). Мчч. Евгения, Кандида, Валериана и Акилы (III). Прп. Максима Грека (1556). Сщмч. Илии пресвитера Каскеленского(1938). Мц. Агнии девы (ок. 304). Мч. Анастасия (662). Ктиторской (IV) и именуемой 'Отрада', или 'Утешение' (807), Ватопедских икон Божией Матери.
Суббота, 4 февраля - Ап. Тимофея (ок. 96). Прмч. Анастасия Персянина (628). Сщмчч. Иоанна, Иакова,Иоанна, Николая, Иоанна, Петра, Иоанна и Евфимия пресвитеров (1938).Прмч. Анастасия, диакона Печерского, в Ближних пещерах (XII). Прп. Макария; Жабынского, Белевского чудотворца (1623). Мчч. Мануила, Георгия, Петра, Jleoнтия епископов, Сиония, Гавриила, Иоанна, Леонта, Парода пресвитеров и прочих 377-ми (ок.817)
Рассылка на новости сайта |
© Свято-Никольский собор, 2000 - 2010
При использовании материалов ссылка на "Никольский Благовест" с указанием URL
(http://www.nikolay.orthodoxy.ru
http://www.nikolski.kz, http://nikolski-sobor.narod.ru) обязательна!