По благословению Мефодия, Митрополита Астанайского и Алматинского
34 (294), 5 февраля 2006 г.
2000 год | 2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год
номера за все годы - щелкните на нужный год от РХ

"Никольский Благовест" содержит проповеди, сведения о всех православных праздниках, традициях, о православном богослужении, сведения об инославии, апологетику, месяцеслов на каждый день и многое другое.

Неделя 33-я по Пятидесятнице. Слово пастыря. Проповедь в Неделю о Закхее. Празднование образу Пресвятой Богородицы "Утоли моя печали". Перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста. Преподобный Ефрем Сирин - учитель покаяния. Месяцеслов.

Неделя 33-я по Пятидесятнице
Проповедь в Неделю о Закхее

Собор новомучеников

о имя Отца и Сына и Святого Духа! Совсем немного времени остается до начала очень важного периода в жизни каждого верующего православного христианина - святого Великого поста. Чтобы это время для всех нас было благоприятно и спасительно, Святая Церковь начинает нас загодя готовить к нему. Если в прошлый воскресный день мы слышали о слепом Вартимее, который благодаря своей вере и настойчивости получил исцеление, то сегодня Святая Церковь напоминает нам о Закхее.
Нам мало известно об этом человеке, но то, что известно, дает нам возможность представить его образ. Этот человек, вероятно, был богат, потому что был начальником сборщиков налогов. По сегодняшней терминологии он
был начальником налоговой полиции. Этот человек, вероятно, был не молод и был очень маленького роста. Я хочу обратить ваше внимание на то, как переводится имя Закхей. Оно означает "праведность или справедливость". Как несуразно звучало это имя, когда в его жизни не было справедливых поступков. Вероятно, он слышал о Христе Спасителе. Трудно сказать, верил ли он в Него как в Мессию, скорее он верил в Него как в великого пророка и чудотворца, который совершал не только чудеса исцеления, но даже воскрешал мертвых. И когда Закхей услышал о том, что Христос идет по улицам Иерихона, у него родилось огромное желание увидеть Христа, не смотря на то, что Его окружала шумная людская толпа. И что же делает Закхей, чтобы исполнить свое желание? Он забегает вперед толпы и, увидев цветущую смоковницу, влезает на нее, чтобы с высоты этого дерева увидеть мимо проходящего Иисуса. Наверное, смешная была картина: взрослый человек, занимающий высокое положение в обществе, как ребенок влезает на дерево. Но Закхей, не взирая на то, что подумают о нем люди, совершает этот, казалось бы, безрассудный поступок. И когда Христос подошел к дереву, на котором находился Закхей, Он поднял свой взгляд и сказал: "Закхей! Слезай с дерева, сегодня мне надобно быть у тебя". Мы можем только предположить, с какой радостью Закхей спустился с дерева и побежал домой, чтобы приготовиться к этой встрече. Он только хотел увидеть Христа, а Тот обещал прийти к нему в дом. Правда, Христа за этот поступок осудила толпа. Раздался ропот: как же так, почему этот праведник идет в дом к грешнику? Но что происходит с Закхеем дальше? Когда Христос находился в его доме, Закхей, преисполненный радости, говорит Ему: "Господи, если я кого обидел, то возвращу вчетверо, и половину того, что имею, я готов раздать нищим". И Христос произносит очень важные слова не только для Закхея, но и для всех нас. Он говорит о том, что, действительно, это сын Авраама, ибо совершилось его спасение.
Сегодняшний воскресный день, который так и именуется "Неделей о Закхее", совпал с праздником в честь новомучеников и исповедников нашей святой Христовой Православной Церкви. Мне бы хотелось провести в этой связи параллели между двумя этими событиями. Закхей для того, чтобы исполнить свое желание увидеть Христа, совершает невероятный поступок, при этом не оглядывается на мнение толпы. Для него она ничего не значит по сравнению с его желанием увидеть Христа. Тоже произошло и теми тысячами новомучеников и исповедников Российских. Когда их вели на эшафоты, к расстрельным ямам, когда их мучили в застенках, для них ничего не значило мнение других, потому что в их сердцах жила вера в Христа Спасителя. Именно эта вера вселяла в них силы, давала им твердость в тех нечеловеческих страданиях и мучениях, которые они переносили. Не простые были годы. Мы знаем,
как порой бывает непросто свидетельствовать о своей вере даже среди родных, близких нам людей. Ведь мы иногда даже стесняемся перекреститься, если рядом находится посторонний человек, нам иногда бывает неловко, когда кто-то увидит на нас нательный крестик. Даже в самых простых ситуациях мы проявляем человеческую слабость. Но ее не было у тех многих тысяч наших соотечественников, которые, как и мы с вами, принадлежали Российской Христовой Православной Церкви. Они с твердым мужеством, не боясь ничего, свидетельствовали о том, что они являются верующими. В годы сталинских безбожных пятилеток совершалась перепись населения и в графе "Являетесь ли вы верующим? Если да, то какой религии?" необходимо было написать, верует человек или нет. Написать "верующий" означало подписать себе смертный приговор, и, тем не менее, почти 57 % российских христиан, не боясь смерти, в этой графе написали "верующий". Подчеркиваю: эта была перепись, а не анонимный социологический опрос, записывали имена людей, места их проживания, работы. Конечно, были и такие, кто отказывался от своей веры, проявлял малодушие, и открыто предавал Христа и Церковь, но большинство все-таки твердо свидетельствовали о своей вере. Если сейчас над нами могут посмеяться или назвать нас фанатиками, то тогда сажали в тюрьмы и отправляли в лагеря. Закхей тоже проявил смелость и твердость в исполнении своего желания. Такую твердость и смелость и мы с вами должны проявлять в нашей жизни.
Кто-то сейчас может сказать: но мы - то по милости Божией живем совершенно в иное время, когда нас никто не гонит за нашу веру, никто не заставляет отречься от Христа. Конечно, открыто нас сегодня никто не заставляет отречься от Бога, но разве сегодня не совершается страшная тайная война за каждую человеческую душу? Не надо иметь острое зрение, чтобы видеть, что сегодня совершается вокруг нас в мире, который полон самого страшного греха. Этот грех культивируется и насаждается в наши сердца. А мы порой бываем не только равнодушны к тому, что происходит вокруг нас, но и с легкостью впускаем в себя этот грех, и тем самым совершаем ни что иное, как предательство Христа и Его Святой Церкви. Слава Богу, на эшафоты нас сегодня никто не ведет, но как часто, если не ежедневно, мы с вами стоим перед выбором: с кем мы - с Христом, или против Христа.
У Достоевского есть замечательная фраза в романе "Братья Карамазовы": "Дьявол постоянно борется с Богом, а полем борьбы является сердце человеческое". Мы не просто сторонние наблюдатели того, что совершается в мире. Мы соучастники этой дьявольской борьбы с Богом. И от каждого из нас зависит, на чью сторону мы встанем и чью позицию займем. Или встанем на сторону Бога и будем крестоносцами в нашей жизни, или станем богоборцами. Не дай Бог нам занять вторую позицию, а третьей не дано. Мы иногда хотим найти какой-то альтернативный путь, но его нет. И это надо осознать четко и ясно, как это осознавали святые новомученики. Они знали, что стоит им проявить малодушие хоть в чем-нибудь и тогда наступит духовная смерть. Они знали, что жизнь без Бога равна смерти. И потому готовы были идти на физическую смерть, чтобы сохранить свою душу. И мы с вами должны полагать все силы, и физические и душевные, чтобы противопоставит себя греху. Этот урок всем нам преподносят сегодня святые новомученики и исповедники Российские.
Этот же урок преподносит нам и евангельский Закхей. Да, он грешный человек, но он встретился со Христом и переродился, стал совершенно иным. Вот такими же иным должны стать и мы. И это перерождение должно совершаться в таинстве исповеди. Вспомним, что
греческое слово "метанойя" переводится на русский язык как "изменение ума", т.е. преображение человека. Каждый из нас должен преобразиться, измениться в течение своей жизни. Четыре седмицы еще отделяют нас от Великого поста, но Церковь уже сегодня говорит нам о покаянии. Каждый из нас должен оторваться хотя бы на высоту небольшой смоковницы от этой земли. Закхей, оторвавшись от земли, приобрел Небо: Господь Сам пришел к нему. И если мы хотим, чтобы Господь пришел к нам, в наш дом, который именуется сердцем, то мы должны хоть чуть-чуть оторваться от земли со всем ее грехом. Дай Бог, чтобы молитвами святых новомучеников Российских все мы с вами, помня о своем высоком предназначении, достойно пронесли высокое звание сынов и дочерей нашего Бога. Дай Бог, чтобы их же молитвами в сердце каждого из нас, как и в сердце Закхея родилось искреннее желание видеться постоянно со своим Господом. И чтобы, как мы сегодня слышали в послании апостола Павла "ни высота, ни глубина, ни настоящее, ни будущее, ни жизнь и ни смерть, ничто не могло отлучить нас от любви яже во Христе Иисусе". Аминь.

Протоиерей Валерий Захаров.
13 февраля 2005 г.

25 января/7 февраля - празднование образа
Пресвятой Богородицы "Утоли моя печали"

Икона Утоли моя печали

кона Божией Матери, именуемая "Утоли моя печали", прославилась в Москве многими чудесами со второй половины XVIII века, а особенно во время чумы в 1771 году. Икона принесена в Москву казаками в 1640 году в царствование Михаила Феодоровича (1613 - 1645) и помещена в храме святителя Николая на Пупышах в Садовниках. Одно время, вероятно, вследствие пожара и неоднократных перестроек храма об иконе забыли, она была заброшена и находилась на колокольне в великом небрежении. Но обильные милости, явленные через нее Божией Матерью, заставили вспомнить забытую святыню и отвести ей подобающее место в храме, в котором впоследствии был устроен придел в ее честь. Празднование чудотворной иконе, совершаемое ежегодно 25 января, было установлено в 1760 году в память исцеления больной женщины, удостоившейся видения этого святого образа и исцелившейся после молебна перед ним 25 января в церкви Святителя Николая на Пупышах в Москве. К этому же времени относятся составленные ей службы и акафист. Чтимые списки с иконы Божией Матери, именуемой "Утоли моя печали", находятся во многих храмах Москвы и других городов.

http://days.pravoslavie.ru

Молитва

Надеждо всем концем земли, Пречистая Дево, Госпоже Богородице, утешение мое! Не гнушайся мене грешнаго, на Твою бо милость уповаю: угаси ми пламень греховный и покаянием ороси изсохшее мое сердце, очисти ум мой от греховных помыслов, приими мольбу от души и сердца, с воздыханием приносимую Тебе; буди о мне Ходатаица к Сыну Твоему и Богу, и укроти гнев Его Матерними Твоими молитвами: душевныя и телесныя язвы исцели. Госпоже Владычице, утоли болезни души и тела, утиши бурю злых нападений вражеских, отьими бремя грехов моих, и не остави мене до конца погибнути, и печалию сокрушенноесердце мое утиши, да славлю Тя до последняго издыхания моего. Аминь.

27января/9 февраля - перенесение мощей
святителя Иоанна Златоуста

оанн Златоуст - великий вселенский учитель и иерарх, скончался в 407 году в городе Команы на пути к месту ссылки, осужденный по проискам императрицы Евдоксии за смелое обличение пороков, царивших в Константинополе. Перенесение его честных мощей из Коман в Константинополь совершилось в 438 году, через 30 лет после смерти святителя, при сыне Евдоксии императоре Феодосии II (408 - 450).
Святитель Иоанн Златоуст пользовался горячей любовью и глубоким уважением народа, и скорбь о его безвременной кончине жила в сердцах христиан. Ученик святителя Иоанна, святой Прокл, Патриарх Константинопольский (434 - 447), совершая Богослужение в храме Святой Софии, произнес проповедь, в которой, прославляя святителя Иоанна, говорил: "О Иоанн! Жизнь твоя многотрудна, но смерть славна, гроб твой блажен и воздаяние обильно по благодати и милосердию Господа нашего Иисуса Христа. О благодать, препобеждающая пределы, место и время! Место препобедила любовь, предел уничтожила незабвенная память, и местом не ограничились чудеса святителя". Присутствовавшие в храме, глубоко тронутые словом святителя Прокла, не дали даже ему окончить проповедь и стали единодушно умолять Патриарха ходатайствовать перед императором, чтобы мощи святителя Иоанна были перенесены в Константинополь. Император, убежденный святителем Проклом, дал согласие и повелел перенести мощи святителя Иоанна, но посланные им люди никак не могли поднять святые мощи до тех пор, пока император, поняв свою ошибку, не прислал послание к святителю Иоанну, смиренно прося у него прощения за себя и за свою мать Евдоксию. Послание зачитали у гроба святителя Иоанна и после этого легко подняли мощи, внесли их на корабль и доставили в Константинополь. Рака с мощами была поставлена в церкви святой мученицы Ирины Патриарх открыл гроб: тело святителя Иоанна оказалось нетленным. Царь, припав к гробу со слезами, просил прощения. Народ весь день и ночь не отходил от раки. Наутро рака с мощами святителя была перенесена в церковь святых Апостолов. Народ воскликнул: "Приими престол твой, отче!" Тогда Патриарх Прокл и клирики, стоявшие у раки, увидели, что святитель Иоанн открыл уста и произнес: "Мир всем".
В IX веке на праздник в честь перенесения мощей святителя Иоанна Златоуста написаны церковные песнопения.

http://days.pravoslavie.ru/Life/life320.htm

Одно только нужно

"Слушают слово, но, отходя, заботами,
богатством и наслаждениями житейскими
подавляются и не приносят плода"
(Лк. 8, 14)

ак описывает Спаситель допускающих тернию заглушить слово Божие. Семя пускает корни, пробивается наружу и даже достигает некоторого роста, но подавляется мирскими влияниями и не приносит плода. Тут есть знаменательное слово - "отходя". Они возвращаются, впадают снова в водоворот житейской суеты, и в этом омуте не остается места никаким возвышенным чувствам. На этой почве слово Божие произрасти не может. Житейское часто задерживает духовное.
Влияние слова Божия подавляется наслаждениями плоти, влечением к светским утехам и удовольствиям. Невозможно отдаваться одновременно Царству Божию и царству мирскому. Пока мы "заботимся и суетимся о многом" (Лк. 10, 41, 42); - мы неизбежно забываем, "что одно только нужно".
Люди, особенно молодые, иной раз опасаются христианской жизни, думая, что она отнимет у них всякую радость и откроет им путь суровый и бесцветный. Какое ложное представление, побуждающее многих оставаться на полдороге! "Вкусите и увидите, как благ Господь" (Пс. 33, 9), - говорит Священное Писание. И все, которые вкусили, убедились, что никакие земные наслаждения не могут сравниться с тем изобилием радости и той глубиной мира, с той полнотой жизни, которую дает Господь любящим Его.

www.pagez.ru/days/

25 января/7 февраля
Пастырская свирель богословия

вятой Григорий Богослов (326-389 гг.) был сын Григория (впоследствии епископа Назианского) и Нонны, женщины высоких нравственных правил. Еще до рождения сына она обещала посвятить его Богу и употребила все старания, чтобы склонить его волю на служение Господу. Воспитание, данное ему матерью, святитель Григорий почитал самым для себя важным. При выдающихся способностях, св. Григорий получил прекрасное образование: он учился в школах Кесарии Палестинской, где была богатая библиотека, собранная мучеником Памфилом, в Александрии, где изучал творения Оригена, и, наконец, в Афинах, где в особенности сблизился с св. Василием Великим, с которым знаком был несколько ранее и дружбу с которым считал полезнее самой высшей школы. У святых друзей в Афинах была одна комната, один образ жизни; им были знакомы только две дороги: одна вела в храм Божий, другая - в училище. В Афинах св. Григорий познакомился с Юлианом (по прозванию 'Отступник', который, став императором, отрекся от христианства и пытался было возродить язычество в Римской империи (361-363 гг.) и оставил живое изображение этого злого и коварного врага Церкви. В возрасте 26 лет св. Григорий принял крещение.
После возвращения на родину, св. Григорий долгое время уклонялся от занятия какой-либо общественной должности. Размышление о Боге, молитва, чтение слова Божия, писание вдохновенных слов
и песней и служение престарелым родителям - были его занятием. Некоторое временя он провел с другом своим Василием в его пустыне и это время почитал самым счастливым в жизни. Отец его, бывший уже епископом, нуждаясь в помощнике, вызвал его из Васильевой пустыни в Назианз и рукоположил в пресвитера. Уже этот сан так устрашил Григория высотой и тяжестью сопряженных с ним обязанностей, что он удалился в уединение пустыни. Успокоив там волнение духа, он вернулся к отцу и принял на себя священническое служение, утешаясь, что он, служа Богу, помогает и престарелому родителю в его заботах о пастве.
Между тем, друг его, Василий Великий, уже достиг высокого сана архиепископа. Желая иметь преданного и просвещенного помощника в управлении обширной областью, св. Василий предложил Григорию место главного протопресвитера при своей кафедре, но св. Григорий уклонился от принятия этой почетной и влиятельной должности. Через некоторое временя после этого состоялось посвящение Григория в епископа города Сасима, по тайному соглашению архиепископа Василия с отцом Григория. Видя в этом волю Божию, он принял священное рукоположение, но отказался от принятия самой должности и, в качестве соправителя (викария), продолжал служить своему родителю и пастве назианзской. В 374 году скончался престарелый родитель Григория, а вслед за ним - и мать его. Святой Григорий продолжал некоторое временя труд отца по управлению назианзской церковью, но сильно заболел. Выздоровев, он удалился в уединенную обитель, где в посте и молитве пробыл около трех лет.
Но великий светильник не мог укрыться в монашеской келье. Избранный православными епископами и мирянами на престол архиепископа в Константинополе, он прибыв туда в эпоху самого сильного владычества ариан, когда ими были захвачены все храмы в столице. Св. Григорий остановился в доме своих знакомых. Одну из комнат обратил в храм, назвав ее Анастасией, что значит 'воскресение' с надеждой, что здесь воскреснет Православие, и начал проповедовать. Ариане засыпали его насмешками и ругательствами, бросали в него камнями, подсылали к нему тайных убийц. Но народ узнал своего истинного пастыря и стал тесниться к его кафедре, как железо льнет к магниту (по выражению св. Григория). Сильным своим словом, примером своей жизни и пастырским усердием он побеждал врагов Церкви. Люди в огромном количестве стекались со всех концов послушать его вдохновенные проповеди. Слушатели волновались около его кафедры подобно бурному морю, громко выражали знаки одобрения рукоплесканиями и восклицаниями, а скорописцы увековечивали его слова. Ежедневно тысячи людей из ереси возвращались к Православной Церкви.
Наконец, уже после воцарения православного императора Феодосия (379-395 гг.), упорствующие ариане были изгнаны из храмов столицы. Когда обнаружилась ересь Македония (Македоний отрицал Божество Святого Духа), святой Григорий боролся против нее и принимал живое участие в заседаниях Второго Вселенского Собора. Совершив свой подвиг, он отказался от Константинопольской кафедры, сказав: 'Прощай, кафедра, - это завидная и опасная высота!' Святой Григорий удалился в родное селение Арианз, близ Назианза, и здесь в строгих аскетических подвигах провел последние годы своей жизни.
За свои замечательные богословские творения св. Григорий получил от Церкви почетное наименование Богослова и вселенского учителя, а за способность проникать мыслью до самых глубоких тайн веры и выражать непостижимые ее истины с прозрачной ясностью и строгой точностью Церковь в одной из молитв называет его умом самым высоким. Проповеди его насыщены такой поэзией, что многие фразы из них были использованы (св. Иоанном Дамаскиным и другими) для праздничных песнопений. Нетленные частицы мощей св. Григория до сих пор источают дивное благоухание.

http://days.pravoslavie.ru

Дай, Господи, и мне быть готовым

"Я готов" [Рим. 1, 15; Деян. 21, 13]

отов служить, готов страдать, готов умереть - вот к чему готовился ап. Павел! Дай Бог нам такую же готовность ко всему, в чем состоит воля Божия о нас. Обращение ап. Павла было цельное, бесповоротное. В нем не было никаких колебаний, он не обращался за советом к людям, не искал одобрения, не торговался со своею совестью, не стоял в нерешительности на пороге долга. Жизненный подвиг простирался перед ним, и, твердо идя ему навстречу, он говорит: "Я готов!" Вступить в самый центр языческого мира для личной, непосредственной борьбы с язычеством было не легко. Но, не останавливаясь ни на минуту перед этим подвигом, Павел говорит: "Я готов благовествовать и вам, находящимся в Риме" (Рим. 1, 15), и он был одинаково "готов" все перенести для исполнения воли Божией.
Иерусалим был тогда местом казни святых последователей Христа, неминуемая опасность ожидала их там, однако Павел был "готов умереть в Иерусалиме" (Деян. 21, 13); и когда наконец он стал лицом к лицу со смертью, он был "готов" отдать себя в жертву, готов сложить голову за свои убеждения. Высшая черта в характере ап. Павла есть именно эта готовность неуклонно идти навстречу всякому долгу, будь то страдание или даже смерть.
Дай Бог всякому такую готовность! Дай, Господи, и мне с радостью стремиться туда, куда Ты мне повелишь, и неустанно исполнять Твою волю, никогда не ослабевая в усердии. Да буду и я послушен Тебе, даже если придется оторваться от моей деятельности и быть обреченным на узы бездействия. И когда наступит мой смертный час, дай мне быть готовым оставить все дорогое в Твоих руках и, устремившись всем сердцем к Тебе, доверить душу мою Твоей любви!

http://www.pagez.ru/days/

26 января/8 февраля
Преподобный Ксенофонт,
супруга его Мария и их сыновья

реподобный Ксенофонт, супруга его Мария и сыновья их Аркадий и Иоанн, знатные константинопольские граждане, жили в V веке. Несмотря на богатство и знатность, они отличались душевной простотой и добрым сердцем. Желая дать своим сыновьям. Иоанну и Аркадию, более полное образование, они отправили их в финикийский город Бейрут. Промыслом Божиим корабль, на котором отправились оба брата, потерпел крушение. Братья были выброшены волнами на берег в разных местах. Скорбя о разлучении, братья посвятили себя Богу и приняли иночество. Родители долго не получали известий о своих детях и считали их погибшими. Однако преподобный Ксенофонт, уже будучи старцем, сохранял твердое упование на Господа, утешал свою жену Марию, советовал не скорбеть и верить, что дети будут сохранены Господом. Через несколько лет супруги совершили паломничество по Святым местам и встретили в Иерусалиме своих сыновей, подвизавшихся в разных монастырях. Обрадованные супруги благодарили Господа, промыслительно соединившего всю семью. Оставшуюся жизнь преподобные Ксенофонт и Мария посвятили Богу, приняв иночество. Преподобные Аркадий и Иоанн, простившись с родителями, отошли в пустыню, где после долгих подвигов прославились даром чудотворений и прозорливости. Преподобные старцы Ксенофонт и Мария, подвизаясь в безмолвии и строгом постничестве, также получили от Бога дар чудотворений.

http://days.pravoslavie.ru

Вопрос православному священнику

Читал "Божественную комедию" Данте. Насколько я понял, он в своём произведении отразил структуру Рая и Ада, какими их видит католичество. А есть ли в православии деление Ада на круги и Рая на какие-то небесные сферы? Почему в православном видении загробной жизни нет чистилища? Спасибо.

Отвечает архимандрит Тихон (Шевкунов)
Для православного человека рай, Царство Небесное - это таинственное единение человека с Богом, когда христианин становится наследником Небесного Царства и усыновляется Богом через веру в Иисуса Христа, что является высшей и конечной целью человеческого бытия. Именно ради этого - обожения человека - и воплотился, претерпел страдания и воскрес Господь наш Иисус Христос. Напротив ад - катастрофическое состояние полного отторжения человеческой души от Бога.
В католицизме особый упор в определении понятий рая и ада делается не на состояние души, а, скорее, на некое конкретное место, в которое попадает человек, после похожего на юридический процесс определения его посмертной судьбы. Иногда это место покупалось (индульгенции).
Такие представления, конечно, далеки от святоотеческого православного учения о посмертной участи человека. Догмат о чистилище принят у католиков на Флорентийском соборе в 1439, т.е. почти через 400 лет после отпадения Римской церкви от Вселенской, и не разделяется Православной Церковью как неоправданное, малообоснованное новшество.

www.pravoslavie.ru

Перенесение мощей священномученика
Игнатия Богоносца

осле того как святой священномученик Игнатий, по повелению императора Траяна (98 - 117), был в Риме брошен на растерзание зверям и скончался в 107 году, христиане собрали его кости и хранили в Риме. В 108 году их перенесли в предместье города Антиохии. Второе перенесение - в самый город Антиохию - совершено было в 438 году. После взятия города Антиохии персами мощи священномученика были возвращены в Рим и положены в храме в честь святого священномученика папы Климента в 540 году (по другим источникам, в 637 году). Священномученик Игнатий ввел в церковное Богослужение антифонное пение. Он оставил семь архипастырских посланий, в которых наставлял в вере, любви и добрых делах, призывал хранить единство веры и остерегаться еретиков, завещал повиноваться епископам и чтить их, "смотря на епископа как на Самого Христа".
"Внимайте епископу, дабы и Бог внимал вам... Крещение пусть остается с вами, как щит; вера - как шлем; любовь - как копье; терпение - как полное вооружение".

http://days.pravoslavie.ru/Life/life330.htm

Преподобный Ефрем Сирин - учитель покаяния

реподобный Ефрем Сирин, учитель покаяния, родился в начале IV века (год его рождения точно неизвестен) в городе Низибии (Месопотамии) в христианской семье бедных земледельцев. Родители воспитали сына в благочестии. Но, отличаясь с детства вспыльчивым, раздражительным характером, он в юности часто ссорился, совершал необдуманные поступки, даже сомневался в Промысле Божием, пока не получил от Господа вразумление, направившее его на путь покаяния и спасения. Однажды его несправедливо обвинили в краже овец и посадили в темницу. В ней он услышал во сне голос, призывавший его к покаянию и исправлению жизни. Он был оправдан и освобожден.
В Ефреме пробудилось глубокое покаяние. Юноша удалился в окрестные горы и стал отшельником. Такой род христианского подвижничества был введен в Низибии учеником преподобного Антония Великого египетским пустынником Евгением. Среди отшельников особенно выделялся знаменитый аскет, проповедник христианства и обличитель ариан епископ Низибийской Церкви святой Иаков (память 13 января). Преподобный Ефрем стал одним из его учеников. Под благодатным руководством святителя преподобный Ефрем стяжал христианскую кротость, смирение, покорность Промыслу Божию, дающую силу безропотно переносить различные искушения. Святитель Иаков знал высокие достоинства своего ученика и использовал их на благо Церкви - поручал ему читать проповеди, обучать детей в училище, взял его с собой на I Вселенский Собор в Никее (325 г.). Преподобный Ефрем 14 лет был в послушании у святителя Иакова до его кончины.
После взятия Низибии персами в 363 году преподобный Ефрем покинул пустыню и поселился в монастыре близ города Едессы. Здесь он увидел много великих подвижников,
проводивших жизнь в молитвах и псалмопении. Пещеры были их единственным убежищем, питались они одними растениями. Особенно он сблизился с подвижником Иулианом (память 18 октября), который был с ним одного покаянного духа. Преподобный Ефрем сочетал с подвижническими трудами непрестанное изучение Слова Божия, почерпая в нем для своей души умиление и мудрость. Господь дал ему дар учительства, к нему начали приходить люди, ждавшие услышать его наставления, которые особенно действовали на души потому, что он начинал их с обличений себя. Преподобный и устно и письменно учил всех покаянию, вере и благочестию, обличал арианскую ересь, волновавшую тогда христианское общество. Язычники, слушая проповеди преподобного, обращались в христианство.
Немало потрудился он и
в истолковании Священного Писания - объяснении Пятикнижия Моисея. Им написано много молитв и песнопений, обогативших церковное Богослужение. Известны молитвы к Пресвятой Троице, Сыну Божию, Пресвятой Богородице. Он написал для своей Церкви песнопения на дни двунадесятых Господних праздников (Рождество Христово, Крещение), Воскресение, погребальные песнопения. Его покаянная молитва "Господи и Владыко живота моего..." читается Великим постом и призывает христиан к духовному обновлению. Церковь с древних времен высоко ценила труды преподобного Ефрема: его творения читались в некоторых церквах на собраниях верных после Священного Писания. И ныне по Уставу Церкви некоторые его поучения положено читать в дни поста. Между пророками святой Давид, по преимуществу, псалмопевец; между святыми отцами Церкви преподобный Ефрем Сирин - по преимуществу молитвенник. Духовная опытность сделала его наставником иноков и помощником едесских пастырей. Преподобный Ефрем писал по-сирийски, но его творения очень рано были переведены на греческий и армянский языки, а с греческого - на латинский и славянский.
В многочисленных творениях преподобного встречаются цельные картины жизни сирийских подвижников, главное место в которой занимала молитва и затем труд на общую братскую пользу, послушания. Воззрения на смысл жизни у всех сирийских аскетов были одинаковы. Конечной целью своих подвигов иноки считали Богообщение и вселение Божественной благодати в душу подвижника, настоящая жизнь была для них временем плача, поста и трудов. "Если Сын
Божий в тебе, то и царство Его в тебе. Вот царство Божие - внутри тебя, грешник. Войди в самого себя, ищи усерднее и без труда найдешь его. Вне тебя - смерть, и дверь к ней - грех. Войди в себя, пребывай в сердце своем, ибо там - Бог". Непрестанное духовное трезвение, развитие блага в душе человека дает ему возможность воспринять труд как блаженство, и самопринуждение как святость. Воздаяние предначинается в земной жизни человека, подготавливается степенью ее духовного усовершения. Кто на земле взрастил себе крылья, говорит преподобный Ефрем, тот там воспаряет в горняя; кто здесь очистит ум свой - тот там узрит славу Божию; в какой мере каждый возлюбит Бога - в той мере насытится любовью Его. Человек, очистивший себя и стяжавший благодать Духа Святого еще здесь, на земле, предвкушает Царство Небесное. Стяжать жизнь вечную, по учению преподобного Ефрема, не значит перейти из одной области бытия в другую, а значит обрести "небесное" духовное состояние. Вечная жизнь не даруется человеку односторонним произволением Божиим, но, как зерно, постепенно произрастает в нем чрез подвиг, труды и борения. Залог обожения в нас - Крещение Христово, главный двигатель жизни христианской - покаяние. Преподобный Ефрем Сирин был великий учитель покаяния. Прощение грехов в таинстве Покаяния, по его учению, это не внешнее оправдание, не забвение грехов, а полное уничтожение их. Слезы покаяния смывают и сжигают грех. И еще - они животворят, преображают греховное естество, дают силу "ходить путем заповедей Господних", укрепляясь упованием на Бога. В огненной купели Покаяния, писал преподобный, "сам себя переплавляешь ты, грешник, сам себя воскрешаешь из мертвых".
Преподобный Ефрем, по своему смирению считая себя ниже и хуже всех, в конце своей жизни отправился в Египет, чтобы увидеть
подвиги великих пустынников. Он был принят там как желанный гость и сам получил большое утешение от общения с ними. На возвратном пути он посетил в Кесарии Каппадокийской святителя Василия Великого (память 1 января), который пожелал посвятить его во пресвитера, но преподобный счел себя недостойным иерейства и, по настоянию святителя, принял лишь сан диакона, в котором пребывал до смерти. Впоследствии святитель Василий Великий приглашал преподобного Ефрема на кафедру епископа, но святой представился юродивым, чтобы отклонить от себя эту честь, по смирению считая себя недостойным ее.
По возвращении в свою Едесскую пустынь преподобный Ефрем хотел конец жизни провести в уединении. Но Промысл Божий еще раз вызвал его на служение ближним. Жители Едессы страдали от свирепствовавшего голода. Сильным словом преподобный побудил богатых оказывать помощь неимущим. На приношения верующих он построил богадельню для нищих и больных. Затем преподобный удалился в пещеру под Едессой, где и остался до конца своей жизни.

http://days.pravoslavie.ru/Life/life322.htm

Великие люди о Христе и вере


Карл Линней, шведский испытатель, создатель системы классификации животного и растительного мира.

"Вечный, беспредельный, всеведущий и всемогущий Бог прошел мимо меня. Я не видел Его лицом к лицу, но отблеск Божества наполнил мою душу безмолвным удивлением. Я видел след Божий в Его творении; и везде, даже в самых мелких и незаметных Его произведениях, что за сила, что за мудрость, что за неизреченное совершенство! Я наблюдал, как одушевленные существа, стоя на высшей ступени, связаны с царством растений, а растения, в свою очередь, с минералами, которые находятся в недрах земного шара, и как сам шар земной тяготеет к солнцу и в неизменном порядке обращается вокруг него, получая от него жизнь".

Лев Толстой

"На протяжении тридцати пяти лет моей жизни я был в полном смысле слова нигилистом, не то, чтобы специалистом-революционером, но не верящим ни во что. Но пять лет тому назад ко мне пришла вера. Теперь я верю в доктрину об Иисусе Христе, и вся моя жизнь неожиданно совершенно изменилась: Жизнь и смерть перестали быть для меня злом, вместо безнадёжности и отчаяния, я теперь ощущаю радость и счастье, которых не сможет отнять у меня даже смерть".

Икона Ксении Петербургской

Исаак Ньютон, ученый, физик, математик.

"Небесный Владыка управляет всем миром как Властитель вселенной. Мы удивляемся Ему по причине Его совершенства, почитаем Его и преклоняемся перед Ним по причине Его беспредельной власти. Из слепой физической необходимости, которая всегда и везде одинакова, не могло бы произойти никакого разнообразия; и все соответственное месту и времени разнообразно сотворенных предметов, что и составляет строй и жизнь вселенной, могло произойти только по мысли и воле Существа самобытного, Которое я называю Господом Богом".

Тропарь Ксении Петербургской.

Нищету Христову возлюбивши, безсмертныя трапезы ныне наслаждаешися, безумием мнимым безумие мира обличивши, смирением крестным силу Божию восприяла еси. Сего ради дар чудодейсвенныя помощи стяжавшая, Ксение блаженная, моли Христа Бога избавитися нам от всякого зла покаянием.



Месяцеслов

Воскресенье, 5 Февраля - 2006 года Неделя 33-я по Пятидесятнице, Святых Новомучеников и Исповедников Российских . Сщмч. Климента, еп. Анкирского, и мч. Агафангела (ок. 312). Прп. Геннадия Костромского и Любимоградского (1565). Перенесение мощей свт. Феоктиста, архиеп. Новгородского (1786). Прп. Мавсимы Сирина (IV). Прп. Саламана молчальника (ок. 400). Свт. Павлина Милостивого, еп. Ноланского (431). Воспоминание VI Вселенского Собора (680-681). Собор Костромских святых. Св. Евсевия, затворника горы Коринфской близ Антиохии (Греч.). прп. Дионисия Олимпийского (Греч.).
Понедельник 6 Февраля - Седмица 34-я по Пятидесятнице. Прп. Ксении Римляныни (V). Блж. Ксении Петербургской (XIX). Свт. Герасима Великопермского (Устьвымского) (1441). Мч. Иоанна Казанского (1529). Мчч. Вавилы Сицилийского и учеников его Тимофея и Агапия (III). Прп. Македония, сирийского пустынника (ок. 420). Перенесение мощей прмч. Анастасия Персидского (VII).
Вторник, 7 Февраля - Свт. Григория Богослова, архиеп. Константинопольского (389). Новосщмч. Владимира, митрополита Киевского и Галицкого (1918). Свт. Моисея, архиеп. Новгородского (1362). Мчч. Филицаты и сыновей ее: Ианнуария, Феликса, Филиппа, Сильвана, Александра, Виталия и Марциала (ок. 164). Прп. Поплия Сирийского (ок. 380)
. Прп. Мара певца (ок. 430). Новомч. Авксентия Константинопольского (1720) (Греч.). Прп. Анатолия (старшего) Оптинского. Иконы Божией Матери, именуемой "Утоли моя печали" (принесена в Москву в 1640 г.).
Среда, 8 Февраля - 2006 года Прпп. Ксенофонта, супруги его Марии и сыновей их Аркадия и Иоанна (V-VI). Прп. Ксенофонта Робейского (1262). Мчч. Анании пресвитера, Петра, темничного стража, и с ними 7 воинов (295). Прп. Симеона Ветхого (ок. 390). Перенесение мощей прп. Феодора, игум. Студийского (845). Свт. Иосифа, архиеп. Солунского (830). Блгв. Давида III Возобновителя, царя Иверии и Абхазии (1125) (Груз.). Прпп. Гавриила, игумена Иерусалимского и Аммона, ученика св. Антония Великого.
Четверг, 9 февраля - Перенесение мощей свт. Иоанна Златоуста (438). Прп. Петра Египетского. Новомч. Димитрия Константинопольского (1784) (Греч.). Прп. Тита воина, монаха Киево-Печерского
Пятница, 10 февраля - Прп. Ефрема Сирина (373-379). Прп. Феодосия Тотемского (1568). Прп. Ефрема Новоторжского (1053). Прп. Ефрема Печерского, еп. Переяславского (ок. 1098). Прп. Палладия пустынника Сирского (IV). Прп. Исаака Сирина, еп. Ниневийского (VII). Суморинской-Тотемской иконы Божией Матери (XVI)
Суббота, 11 февраля - Перенесение мощей сщмч. Игнатия Богоносца (108). Свт. Лаврентия, затворника Печерского, еп. Туровского, в Ближних пещерах (1194). Свтт. Герасима (1441-1467), Питирима (1455), Ионы (1470), епп. Великопермских, Устьвымских. Мчч. Романа, Иакова, Филофея, Иперихия, Авива, Иулиана и Паригория (297). Мчч. Сильвана еп., Луки диак
. и Мокия чтеца (312). Мчч. Романа, Иакова, Филофея, Иперехия, Авива, Иулиана и Паригория, Самосатских. Новомч. Димитрия Хиосского (Греч.). Прп. Афраата

версия для печати

Рассылка на новости сайта

Читателю предлагается три варианта:
1. Просмотр RSS-новостей сайта на Христианство.ру (для этого кликните на кнопке RSS и читайте страницу новостей)
2. Подписка через RSS, не требующая указания Е-мейл Для этого кликните на кнопке RSS и далее на кнопке "подписаться".
3. Если на странице RSS кнопка "подписаться" отсутствует, это означает, что Ваш браузер не поддерживает RSS Тогда подпишитесь на новости, введя свой Е-мейл ниже.
Рассылка еженедельная, объем не более 10 Кбайт.
Email:


Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет
Rambler's Top100

© Свято-Никольский собор, 2000 - 2010
При использовании материалов ссылка на "Никольский Благовест" с указанием URL
(http://www.nikolay.orthodoxy.ru http://www.nikolski.kz, http://nikolski-sobor.narod.ru) обязательна!

 

Сайт управляется системой uCoz