По благословению Мефодия, Митрополита Астанайского и Алматинского
37 (297), 26 февраля 2006 г.
2000 год | 2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год
номера за все годы - щелкните на нужный год от РХ

"Никольский Благовест" содержит проповеди, сведения о всех православных праздниках, традициях, о православном богослужении, сведения об инославии, апологетику, месяцеслов на каждый день и многое другое.

Неделя о Страшном Суде (мясопустная). Наставление при совершении Таинства Покаяния. Почему мы все нуждаемся в покаянии. Месяцеслов.

Неделя о Страшном Суде (мясопустная)

СЛОВО ПАСТЫРЯ

о имя Отца и Сына и Святаго Духа! Други наши, сегодня, в Неделю воспоминания о Страшном Суде Божием, грядущем, как тать, на всю вселенную, дне, когда решится окончательно и бесповоротно участь всякого земнородного, живущего и уже поглощенного смертью, когда каждый из нас услышит или: "...приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира", или: "...идите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и ангелом его" - мне хочется привести для вас мало кому известное свидетельство живого человека об истинности адских мук, ожидающих тех, кто услышит страшное слово последнего приговора: "...отыдите от Мене..." (Мф. 25, 34, 41; 8, 23).
И сказать об этом свидетельстве меня побуждает поток писем и личные беседы со многими людьми, уже теперь страждущими от бесовского насилия и обдержания и уже теперь отчасти прикасающимися к этим мукам. Очень-очень много людей испытывают их теперь, но очень немногие понимают, что же с ними происходит. И потому ищут люди спасения и исцеления там, где получить его не могут.
Сегодняшний рассказ укажет всем страждущим единственно верный путь несения подвига и путь к исцелению - это вера, молитвы Церкви и Божий милости, подаваемые страждущим в Таинствах Церкви.
Николай Александрович Мотовилов - "служка Серафимов", как он сам себя любил называть, -тот, который удостоился чудного исцеления по молитвам угодника Божия, а впоследствии лицезрения собственными очами сияния лика преподобного Серафима Фаворским светом благодати Святого Духа. Человек горячего и искреннего сердца, дабы действительно послужить памяти отца Серафима, он решил лично поехать на родину великого старца, в Курск, и собрать сведения о его детстве и юношестве, а также посетить Киево-Флоровский монастырь. Поездка эта имела весьма тяжкие последствия для Николая Александровича: он заболел по попущению Божию от врага, излившего на него свою месть за труд, послуживший к прославлению угодника Божия, отца Серафима. Обстоятельства, предшествовавшие болезни Николая Александровича Мотовилова и объясняющие ее начало, были следующие.
Как-то раз в беседе с преподобным Серафимом зашел разговор о вражьих нападениях на человека. Светски образованный Мотовилов не преминул, конечно, усомниться в существовании злой силы. Тогда преподобный поведал ему о своей страшной борьбе с бесами в течение 1000 ночей и 1000 дней. Авторитетом своей святости, силою своего слова, в котором не могло быть даже тени лжи или преувеличения, старец убедил Мотовилова в существовании бесов не в призраках или мечтаниях, а в самой настоящей горькой действительности.
Пылкий Мотовилов так вдохновился повестью старца, что от души воскликнул:
- Батюшка, как бы я хотел побороться с бесами!
Батюшка Серафим испуганно перебил его:
- Что вы, что вы, ваше Боголюбие! Вы не знаете, что вы говорите. Знали бы вы, что малейший из них своим когтем может перевернуть всю землю, так не вызывались бы на борьбу с ними!
- А разве, батюшка, у бесов есть когти?
- Эх, ваше Боголюбие, ваше Боголюбие, и чему только вас в университете учат?! Не знаете, что у бесов когтей нет.
Изображают их с копытами, когтями, рогами, хвостами потому, что для человеческого воображения невозможно гнуснее этого вида и придумать. Таковы в гнусности своей они и есть, ибо самовольное отпадение их от Бога и добровольное их противление Божественной благодати из Ангелов света, какими они были до отпадения, сделало их ангелами такой тьмы и мерзости, что не изобразить их никаким человеческим подобием, а подобие нужно, - вот их и изображают черными и безобразными. Но, будучи сотворены с силой и свойствами Ангелов, они обладают таким для человека и для всего земного невообразимым могуществом, что самый маленький из них, как и сказал я вам, может своим когтем перевернуть всю землю.
Одна Божественная благодать Всесвятаго Духа, туне даруемая нам, православным христианам, за Божественные заслуги Богочеловека Господа нашего Иисуса Христа, одна она делает ничтожными все козни и злоухищрения вражии. Жутко стало тогда Мотовилову. Прежде, под защитой преподобного, он мог не бояться злобы сатанинской. Но легкомысленный дерзкий вызов, по попущению Божию, не остался без последствий - он был принят.
Когда Мотовилов после кончины старца Серафима поехал в Курск, не много ему удалось собрать здесь сведений о детстве и юности преподобного. Близкие родные, помнившие отца Серафима в молодости, или умерли, или отзывались забвением. Даже дом, в котором родился и воспитывался преподобный, был разрушен, а на месте его выросли новые постройки. Нашелся только один старик, ровесник батюшки, который и дал Мотовилову сведения, вошедшие теперь во все издания жития преподобного Серафима.
Поездка в Курск и пребывание в нем были вполне благополучны. Гроза ждала Мотовилова на возвратном пути в Воронеж. На одной из почтовых станций, по дороге из Курска, Мотовилову пришлось заночевать. Оставшись совершенно один в комнате для приезжих, он достал из чемодана свои рукописи и стал их разбирать при тусклом свете одиночной свечи, еле освещавшей просторную комнату. Одною из первых ему попалась запись об исцелении бесноватой девицы из дворян, Еропкиной, у раки святителя Митрофана Воронежского.
"Я задумался, - пишет Мотовилов, - как это может случиться, что православная христианка, приобщающаяся Пречистых и Животворящих Тайн Господних, и вдруг одержима бесом, и притом такое продолжительное время, как тридцать с лишним лет. И подумал я: вздор! Этого быть не может! Посмотрел бы я, как бы посмел в меня вселиться бес, раз я часто прибегаю к Таинству Святого Причащения!.."
И в это самое мгновение страшное, холодное, зловонное облако окружило его и стало входить в его судорожно стиснутые уста. Как ни бился несчастный Мотовилов, как ни старался защитить себя от льда и смрада вползавшего в него облака, оно вошло в него все, несмотря на его нечеловеческие усилия. Руки были точно парализованы и не могли сотворить крестного знамения; застывшая от ужаса мысль не могла вспомнить спасительного имени Иисусова. Отвратительное, ужасное совершилось, и для Николая Александровича наступил период тягчайших мучений.
Собственноручная запись его дает такое описание испытанных им мук: "Господь сподобил меня на себе самом испытать истинно, а не во сне и не в привидении, три геенских муки. Первая -огня несветимого и неугасимого ничем более, как лишь одною благодатию Духа Святаго. Продолжалась эта мука в течение трех суток, так что я чувствовал, как сожигался, но не сгорал. Со всего меня по шестнадцать или семнадцать раз в сутки снимали эту геенскую сажу, что было видно для всех. Перестали эти муки лишь после исповеди и причащения Святых Тайн Господних молитвами архиепископа Антония и заказанными им по всем сорока семи церквам Воронежским и по всем монастырям заздравными за болящего раба Божия Николая ектениями.

Вторая мука - в течение двух суток - тартара лютого геенского, так что и огонь не только не жег, но и согревать меня не мог. По желанию его высокопреосвященства (архиепископа Воронежского Антония) я с полчаса держал руку над свечой, и она вся закоптела донельзя, но не согрелась даже. Опыт этот удостоверительный я записал на целом листе и к тому описанию руку мою, закопченную свечной сажей, приложил. Но обе эти муки, благодаря причащению Святых Христовых Тайн, давали мне хоть возможность есть и пить, и спать немного мог я при них, и видимы были они всеми. Но третья мука геенская, хотя на полсуток уменьшилась, ибо продолжалась только полутора суток и едва ли более, но зато велик был ужас и страдание, неописуемого и непостижимого. Как я жив остался от нея! Исчезла она тоже от исповеди и причащения Святых Тайн Господних. На этот раз сам архиепископ Антоний из своих рук причащал меня оными. Эта мука была -червя неусыпного геенского, и червь этот никому более, кроме меня самого и архиепископа Антония, не был виден; но я весь сам был преисполнен этим наизлейшим червем, который ползал во мне всем и неизъяснимо ужасно грыз всю мою внутренность, но и выползаючи через рот, уши и нос, снова во внутренности мои возвращался. Бог дал мне силу на него, и я мог брать его в руки и растягивать. Я по необходимости заявляю это все, ибо недаром подалось мне это свыше от Бога видение, да не возможет кто подумать, что я дерзаю всуе имя Господне призывать. Нет! В день Страшного Суда Господня Сам Он Бог, Помощник и Покровитель мой, засвидетельствует, что я не лгал на Него, Господа, и на Его Божественного Промысла деяние.
Вскоре после этого страшного и недоступного для обыкновенного человека испытания Мотовилов имел видение своего покровителя, преподобного Серафима, который утешил страдальца обещанием, что ему дано будет исцеление при открытии мощей святителя Тихона Задонского и что до того времени вселившийся в него бес не будет уже его так жестоко мучить. Действительно, через тридцать с лишком лет совершилось это событие, и Мотовилов его дождался, дождался и исцелился по великой своей вере в самый день открытия мощей Тихона Задонского в 1861 году. Мотовилов стоял в алтаре, молился и горько плакал о том, что Господь не посылает ему исцеления, которого, по обещанию преподобного Серафима Саровского, ждала его измученная душа. Во время пения Херувимской песни он взглянул на горнее место и увидел на нем святителя Тихона. Святитель благословил плачущего Мотовилова и стал невидим. Мотовилов сразу почувствовал себя исцеленным.
И вот, дорогие мои, у многих теперь возникнет недоуменный вопрос: "Как. За что и зачем такая страшная мука постигла верующего человека?!"
Мы с вами, дорогие мои, часто забываем, что у Бога один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день. И что жизнь наша земная - время купли или вечных благ, или вечных мук. Будучи в земной жизни рядом с преподобным Серафимом, Мотовилов, по любви к нему, жаждал и в вечности не разлучаться с ним. И вот ценой таких страданий, терпения и слез последовал за преподобным, за его славой в вечности мирской человек.
Так дай нам Господь не туне услышать сегодняшний рассказ. Пусть он одних вдохновит на терпение, в других вселит надежду, третьих устрашит ожидающей нас реальностью. И всех нас вдохновит на ожидание с трепетом и радостью пришествия Господня.
Господи, слава Тебе за себя и за всех, за всё и за вся. Слава Тебе! Аминь.

Архимандрит Иоанн Крестьянкин


Наставление при совершении Таинства Покаяния

решники и грешницы, желающие приступить ко Святым Тайнам, братья и сестры! Приготовились ли вы к воспринятою столь великого Таинства? Знайте, что великий ответ несу я пред Престолом Всевышнего, если вы приступите не приготовившись. Знайте, что вы каетесь не мне, а Самому Господу, Который невидимо присутствует здесь, Тело и Кровь Которого находятся в настоящую минуту на жертвеннике.
В первой покаянной молитве к Богу Отцу, которая читается на исповеди, к Богу - Первому Лицу Пресвятой Троицы, Господу Всеблагому, Всесвятому, Вездесущему, Премудрому, Всесоздавшему, Всемогущему, Всеправящему, Страшному всякой твари Святая Церковь молит, чтобы Он даровал помилование кающимся грешникам и грешницам, простил им прегрешения, всякие беззакония, совершенные, может быть, по легкомыслию, вольно или невольно, простил бы и помиловал, как некогда помиловал пророка и царя Давида, тяжко согрешившего пред Богом. Прогуливаясь однажды на террасе своего дворца, Давид увидел купающуюся очень красивую молодую женщину, пленился ее красотой, воспылал к ней страстью и пожелал сделать ее своей женой, для чего мужа ее послал на войну и приказал военачальникам поставить его на опасное место, где его и убили. Но посланный от Бога пророк Нафан стал усиленно и твердо обличать царя Давида в беззаконии, убеждая его раскаяться. Давид наконец осознал свой грех и начал молиться, проливал горькие слезы о своем грехе. Тогда Господь услышал вопль его сердца и простил ему грех. Святой Дух, Который отступил от него после согрешения, снова вселился в него и не покидал до конца дней. Царь Давид свое искреннее и сердечное сокрушение о грехах выразил в псалмах, в которых благодарил и прославлял Господа. Он оставил после себя книгу - Псалтирь, значение которой для Православной Церкви трудно переоценить, а псалом пятидесятый представляет собой прекрасный и незаменимый образец сердечного покаяния. Братья и сестры! Царь Давид был человек благочестивый, кроткий, незлобивый, мудрый, имевший дар пророчества, и то согрешил, не уследил за собой. Как же легко согрешить человеку! Нужно быть бдительным к своей душе, нужно всегда следить за собой, обуздывать свои чувства.
Другой царь, Манассия, занимаясь волхвованиями, вызывая духов, отпал от Бога и впал в идолопоклонство, был, по-нынешнему, спирит, к чему приучал и детей своих. Гордый и неблагодарный, презирал он народ, любящий Бога, а себялюбивых, подобных себе, приближал. Своими беззакониями он прогневал Господа, долготерпение Господне истощилось. Во время войны иудеев с ассирийцами Манассия был взят в плен, руки и ноги его заковали в колодки, а в ноздри продели медное кольцо. В таком позорном виде его провели по Вавилону и бросили в мрачную темницу, где держали три месяца. И вот, находясь в тяжком плену, он опомнился, осознал свои грехи перед Господом и свое ничтожество, понял, что он червь, что гордиться ему нечем, потому что у Господа все равны - всех Бог создал из персти и в персть всех обратит. Манассия начал усердно молиться, каяться, плакать день и ночь о своих заблуждениях. Господь услышал мольбы и простил его. Царь Манассия оставил покаянную молитву, которая читается на великом повечерии. В лице этих двух царей, Давида и Манассии, тяжко согрешивших, Святая Церковь представляет образцы искреннего и сердечного глубокого покаяния. Господь Бог - страшный Судия всей земли. Мужчина или женщина, отрок или отроковица, царь или простолюдин, барин или мужик, генерал или солдат, богатый или бедняк - перед Ним все равны. Главное - каково упование, какова вера, каковы дела, каково сердце. С людей высокостоящих, образованных Господь больше взыщет, чем с простых, хотя не спускает и последним, когда они грешат, пьянствуют или прелюбодействуют.
Во второй покаянной молитве Святая Церковь молит Первопастыря, чтобы Он, Многомилостивый, простил наши неправды; молит помиловать, избавить нас от вечной муки и простить беззаконные намерения, мысли наши и беззаконные поступки. Церковь молит Иисуса Христа, Сына Божия, взявшего на Себя грехи мира и грядущего со славой судить живых и мертвых, помиловать нас как двух евангельских должников, которым нечем было заплатить большой долг заимодавцам, как блудницу, которая своими слезами омывала ноги Христа и отирала их своими волосами. Господь Бог видел ее искреннее раскаяние, желание загладить свои грехи и потому отпустил ее с миром. Так и всем кающимся будет прощение и избавление от вечной муки. Нам дано в жизни очень много времени одуматься, чтобы мы поскорбели, погоревали, поплакали, но люди ленятся, не хотят заботиться о своей душе, не хотят бороться с грехами, которые, как тати и разбойники, врываются в их души, не хотят воевать с ними, отгонять их. Господь Бог делает все для любящих Его, а те, которые дерзко отталкивают десницу Божию, не желают сами себе добра, сами идут в погибель. Без Бога мы и одной секунды существовать не можем. Своей жизнью, дыханием, светом солнечным, пищей, питием - всем обязаны Христу. Мы всегда перед Ним неоплатные должники. Господь Бог - страшный и праведный Судия, Он не помиловал падших ангелов, возгордившихся против Самого Бога, но осудил Их на вечную муку. Мы, грешники, грешим каждую минуту и прогневляем Господа своими грехами. Отчего же нам такое снисхождение? Бог Отец послал в мир Сына Своего Возлюбленного, Который принял на Себя грехи всего мира, пострадал за грехи людей, снял с людей проклятие, тяготевшее над ними со времени грехопадения первых человеков, и вместо него дал благословение. Господь Иисус Христос через Свои крестные страдания избавил нас от вечной муки и таким образом удовлетворил Божественной правде и исполнил ее; это мог сделать только Сын Божий, а не человек. Бог Отец отдал всю власть суда над людьми Иисусу Христу. Господь Иисус Христос дал власть апостолам, а те - архиереям и священникам, следовательно, и мне, грешному иерею Иоанну, дал власть отпускать грехи кающимся, смотря по тому, искренне ли их раскаяние. Если человек кается искренне, с сокрушением сердечным, то священник разрешает от грехов. Если же человек кается неискренне, бессознательно, то священник дает ему еще время, чтобы он опомнился. Итак, чтобы получить прощение грехов, необходимо каяться горячо, искренне, сердечно.
Что же такое покаяние? Покаяние есть дар Божий, дарованный Богом ради заслуг Сына Его Возлюбленного, исполнившего всю правду Божию. Покаяние есть дар, данный для самоосуждения, самообличения, самоукорения. Покаяние есть твердое и неуклонное намерение оставить прежнюю греховную жизнь, исправиться, обновиться, возлюбить Господа всей душой, примириться с Богом, со своей совестью. Покаяние есть твердое упование, надежда, что милосердный Господь простит все наши прегрешения. Кто не кается, тот делается врагом Церкви. Как гнилые сучки отпадают от дерева, так и нераскаянные грешники отпадают от Главы Церкви - Христа. Сам Христос есть лоза виноградная, а мы - веточки, питающиеся жизнью, соками этой лозы.
Братья и сестры, каетесь ли вы? Желаете ли исправить свою жизнь? Сознаете ли свои грехи? Ленились Богу молиться? Пьянствовали? Прелюбодействовали? Обманывали? Клятвопреступничали? Богохульствовали? Завидовали? Хитрили? Злобствовали? Злословили? Воровали? Да, много, много грехов у вас, братья и сестры, всех их и не перечесть.
Умрем же для греха, чтобы жить для Бога. Горе имеим сердца. Устремим на Крест умы и сердца свои и сораспнем их Христу, нас ради распятому. Аминь.

Праведный Иоанн Кронштадтский


Почему мы все нуждаемся в покаянии

апрасны и бесплодны будут самые возвышенные проповеди и призывы, самые мудрые и благонамеренные советы, если мы не сумеем деятельно приложить их к нашей сегодняшней жизни...
Никто не знает, сколько еще отпущено нам, чтобы опомниться и исправиться, поэтому каждый, не откладывая, не медля, спроси себя: "Не я ли причина нынешнего позора? Не мой ли грех удерживает Отчизну в бездне падения? Не мое ли нерадение отлагает светлый миг воскресения?"
Покайтесь, пока не поздно! Невиновных нет - "все развратишися, непотребни быша".
Полно глумиться над истиной - Бог поругаем не бывает! Мы сами, со своими пороками и страстями: властолюбием и тщеславием, завистью и лицемерием, высокоумием, превозношением и маловерием, - причина всех бед!
Кто не чувствует за собой греха - заблуждается безмерно и пагубно. Виноваты все...
Запомните все: не покаемся - не очистимся; не очистимся - не оживем душою; не оживем душою - погибнем.

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев)

Великие люди о Христе и вере
Иоганн Гете, немецкий мыслитель, поэт

'Пусть мир прогрессирует и развивается, сколько ему угодно, пусть все отрасли человеческого исследования и знания раскрываются до высшей степени, ничто не может заменить Библию, она - основа всякого образования и всякого развития!'
'Человеческий ум может разрастись сколь угодно, но выше величия и нравственной культуры христианства, как они отражены в Евангелиях, он не пойдёт: Я считаю все четыре Евангелия, безусловно, истинными, ибо в них проявляется отблеск величия личности Христа и в такой форме, в какой только Божество могло явить Себя на земле: Если меня спрашивают, согласна ли моя натура оказать Ему благоговейное поклонение, я отвечаю: безусловно. Я поклоняюсь Ему, как откровению высшего принципа нравственности'.

Анна Ахматова

Распятие
Хор ангелов великий час восславил,
И небеса расплавились в огне.
Отцу сказал: 'Почто Меня оставил!'
А Матери: 'О, не рыдай Мене:'
Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.

Месяцеслов

Феодор Тирон
Сщмч. Ермоген, патриарх Московский
и всея России, чудотворец
Воскресенье, 26 Февраля — Неделя о Страшном Суде (мясопустная), Заговенье на мясо. Прп. Мартиниана (V). Прпп. Зои и Фотинии (Светланы) (V). Прп. Евлогия, архиеп. Александрийского (607-608). Прп. Стефана, в иночестве Симеона, царя Сербского, мироточивого (1200).
Понедельник, 27 Февраля — Седмица сырная (масленица) - сплошная. Прп. Авксентия (ок. 470). Равноап. Кирилла, учителя Словенского (869). Прп. Исаакия, затворника Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1090). 12-ти греков, строителей соборной Успенской церкви Киево-Печерской Лавры (XI). Перенесение мощей блгв. кн. Михаила Черниговского и болярина его Феодора (1578). Прп. Марона, пустынника Сирийского (IV). Свт. Авраамия, еп. Каррийского (V).
Вторник, 28 Февраля — Ап. от 70-ти Онисима (ок. 109). Прп. Пафнутия, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Прп. Пафнутия и дщери его Евфросинии (V). Прп. Евсевия, пустынника Сирийского (V). Виленской (принесение в Вильно в 1495 г.) и Далматской (1646) икон Божией Матери.
Среда, 1 Марта — Мчч. Памфила пресвитера, Валента (Уалента) диакона, Павла, Порфирия, Селевкия, Феодула, Иулиана, Самуила, Илии, Даниила, Иеремии, Исаии (307-309). Мчч. Персидских в Мартирополе (IV). Прп. Маруфа, еп. Месопотамского (422).
Четверг, 2 Марта — Сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца (1612). Прп. Шио Мгвимского (VI) (Груз.) (переходящее празднование в четверг сырной седмицы). Вмч. Феодора Тирона (ок. 306). Прп. Феодора молчаливого, Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Прав. Мариамны, сестры ап. Филиппа (I). Обретение мощей мч. Мины Калликелада (867-889).
Пятница, 3 Марта — Свт. Льва, папы Римского (461). Свт. Агапита исп., еп. Синадского (IV). Свт. Флавиана исп., патриарха Цареградского (449-450). Прп. Космы Яхромского (1492).
Суббота, 4 Марта — Всех преподобных отцев, в подвиге просиявших (переходящее празднование в субботу сырной седмицы). Апп. от 70-ти Архиппа и Филимона и мц. равноап. Апфии (I). Мчч. Максима, Феодота, Исихия, мц. Асклипиодоты (305-311). Прпп. Евгения и Макария исповедников, пресвитеров Антиохийских (363). Прп. Досифея (VII), ученика прп. Cаввы Дорофея. Прп. Равулы (ок. 530).

версия для печати

Рассылка на новости сайта

Читателю предлагается три варианта:
1. Просмотр RSS-новостей сайта на Христианство.ру (для этого кликните на кнопке RSS и читайте страницу новостей)
2. Подписка через RSS, не требующая указания Е-мейл Для этого кликните на кнопке RSS и далее на кнопке "подписаться".
3. Если на странице RSS кнопка "подписаться" отсутствует, это означает, что Ваш браузер не поддерживает RSS Тогда подпишитесь на новости, введя свой Е-мейл ниже.
Рассылка еженедельная, объем не более 10 Кбайт.
Email:


Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет
Rambler's Top100

© Свято-Никольский собор, 2000 - 2010
При использовании материалов ссылка на "Никольский Благовест" с указанием URL
(http://www.nikolay.orthodoxy.ru http://www.nikolski.kz, http://nikolski-sobor.narod.ru) обязательна!

 

Сайт управляется системой uCoz