"Никольский Благовест" содержит проповеди, сведения о всех православных праздниках, традициях, о православном богослужении, сведения об инославии, апологетику, месяцеслов на каждый день и многое другое. |
ПАСХА ГОСПОДНЯ
Христос воскресе! Воскресли с Ним правда и добродетель. Сколько было зла, беззаконий, преступлений, скверн, лукавства, какими загрязнилась земля наша за долгие годы Ветхого Завета! Но воскрес Христос! И поруганы ад, дьявол, злоба и нечестие. В том событии, которое мы празднуем сегодня, - вечное, торжество правды.
Теперь, после земной жизни Господа Иисуса Христа и Воскресения Христова, добродетели в людях достигают величайшей высоты. Святые люди светятся даже видимым светом своей святости. Праведники достигают пределов возможной для человека чистоты силой воскресшего Христа.
Теперь мы знаем, что все земное остается по
tу сторону гроба, и свет воскресения Христова говор! нам о том, что ожидает нас за гробом.Митрополит Николай Ярушевич
23 апреля - Светлое Христово Воскресение Пасха
звестно, что всем, приходившим к нему, в любое время года, преподобный Серафим с сияющей улыбкой на лице говорил: "Христос Воскресе, радость моя!". Чем выше твой личный подвиг, тем больше твоя пасхальная радость. У святых она - круглый год, и озаряет своим светом всю нашу грешную землю. На Руси было и есть много святых, потому и пасхальной радости у нас больше, чем в других странах. Кто путешествовал, пусть вспомнит, где ещё так, как в России, радуются на Пасху? Даже в православной Греции (кроме Афона) эта радость на Светлой седмице едва различимая. Ведь остальной мир о Пасхе почти забыл, словно ослеп, - Христос Воскрес! - А у них на Западе всё тот же озабоченно-деловой взгляд и приклеенная вежливая улыбка на лице. Они не понимают, не чувствуют, что Воскресение Христово - это победа над адом и смертью. Это то, что даёт смысл жизни каждому человеку.
У нас в России даже во времена хрущёвских гонений на Церковь (вспоминаю своё детство) была разлита по всем городам и весям эта радость. Пожалуй, даже больше, чем сейчас. Или просто душа моя была тогда чище? Свидетельствую, что мы, дети той поры, не носившие крестов, не ходившие в храмы, чувствовали Пасху Господню всем своим сердцем. Во всех домах пекли куличи и красили яица, и этого никто запретить не мог. И все друг другу говорили: "Христос Воскресе!" - "Воистину Воскресе!". И мы, дети, даже не понимая, что это значит, Кто Такой Христос, - радовались всем сердцем, повторяя эти слова. Потом они проросли в наших душах, как семена драгоценной пшеницы, у кого - при дороге, у кого - на камне, а некоторые упали на добрую почву и принесли плод сторицей. Я знаю их. Они сейчас стали священниками, монахами и монахинями.
Как много это значит, - в детстве услышать: "Христос Воскресе!" и испытать незабываемую, Богом данную, пасхальную радость. Она была в наших душах, потому что стояли ещё действующие храмы, где всю Светлую седмицу, прославляя Воскресшего Христа, пели Пасхальный канон преп. Иоанна Дамаскина:
"Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется, да празднует мир, видимый же весь и невидимый, Христос бо воста, веселие вечное... Ныне вся исполнишася света, Небо же и Земля и преисподняя: да празднует убо вся тварь востание Христово, в Нем же утверждается."То есть в этот день светло радуются не только Небо, Земля и всё живущее на ней: люди, звери, леса, поля, горы, но даже во аде, в преисподней находящимся Бог даёт радость. А если в твоей душе и на Пасху серые будни, значит ты слишком зарылся в суету земной жизни и даже в храм, к Богу, ходишь только за тем, чтобы вымолить у Него радости земные. Вот в преисподней знают, как мало они значат, куда ведут. И там каждый грешник чувствует пасхальную радость.
Состояние души в этот день, степень твоей радости о Христе Воскресшем, покажут тебе, к чему ты ближе - к Небу или к Земле, ко Христу или ко всяческой суете, к детскому незлобию или разнузданности страстей. Насильно пасхальную радость взять нельзя, ни за какие деньги её не купишь. Эту радость или даст Бог, или нет. Кому захочет, тому и даст. А если ты не получил её, то смирись и вспомни, каким был в детстве: "Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное" (Мф. 18, 3). У каждого пока есть время стать простым и незлобивым, как дитя, и войти в радость Господа Своего ещё при этой жизни. Эта радость залог того, что и в Жизни Вечной ты будешь в Царствии Небесном, а не в преисподней. Будешь во свете, а не во тьме.
Истина Воскресения Христова засвидетельствована историей всего человечества, о ней говорит нам всё творение Божие, все значимые события, происходящие в мире.
И проповедь Евангелия, совершаемая ныне по всей земле, свидетельствует о том, что Христос воистину Воскрес "и дарова нам велию милость" (Пасхальный канон). Эта милость Божия особенно ощущается в трижды похороненной "мировым сообществом" России. Если бы наши отцы не оставили нам в наследство ракеты, давно бы нас с землёй сравняли, оставив в неприкосновенной целостности только нефтяные и газовые скважины. Но ведь это Бог помог нашим израненным в войнах, чудом выжившим дедам и отцам ещё и на будущие века защитить православную Россию. По милости Божией, скончались они как праведники и мученики в нищете, униженные аккупационной властью. Их и после смерти злобно пытаются высмеять и оклеветать.
Но Христос Воскрес! И: "где, смерть, твоё жало? Где, ад, твоя победа?" (свт. Иоанн Златоуст). Россия стоит, и силы зла не свалят её, пока ещё храмы наши полны народа в пасхальную ночь. К сожалению, многие из нас этого не понимают, а вот враги наши и Божии прекрасно понимают. И потому уже начались, и в скором времени усилятся давлением средств массовой информации, гонения на Церковь и на христиан.
На одном из телевизионных ток-шоу ухмыляющийся усатый атеист под сопровождение долгих и продолжительных аплодисментов защищал право безбожников во имя свободы слова глумиться над христианскими святынями. И, что удивительно, по результатам голосования телезрителей он победил. Знаю, это не может быть правдой. Если бы это было правдой, то ни русских
, ни России уже не было бы на земле. Когда большинство из нас будет не за Христа, а за "чёрный квадрат", то этот самый чёрный квадрат на месте нашей страны и образуется. Но пока ещё мы - за Христа. Пусть нас и "малое стадо", но ради нас вочеловечился Христос, принял крестные муки, "плотию уснув, яко мертв, Царю и Господи, тридневен воскресл еси, Адама воздвиг от тли и упразднив смерть: Пасха нетления, мира спасение" (Пасхальный канон).Что есть человек без веры? Истинная вера требует мужества, требует от всех верующих в Воскресение Христово, чтобы они не разменивались на мелочи, на временное, на пустое, но шли за Истиной и Истину своей жизнью утверждали. Да, конечно, все мы в разной степени духовны, потому не каждый во всех обстоятельствах может стоять твёрдо. Случаются и падения. Но христианин обязан встать и идти дальше. Ведь это о каждом из нас Господь сказал: "Вы - соль земли" (Мф. 5, 13). А это значит, что нами будет сохраняться земля от разложения, доколе мы несём в мир свет Христов и ни за какие земные блага не продаём свою совесть.
Идти за Воскресшим Христом - это труд, это подвиг. И телесный, и, конечно, прежде всего, духовный. Потому во все времена, а в наше время особенно, многие уходили с этого тесного пути, соблазнялись желанием жить полегче, попроще. Но, по словам свт. Игнатия (Брянчанинова), сходя со креста, остаёшься без Христа.
Все апостолы пострадали, чтобы передать нам Евангелие, благую весть о Воскресении Христовом. И это есть главное свидетельство об Истине - исповедничество её, мученичество за неё.
Надо и нам стараться хоть в какой-то мере быть свидетелями об истине самой жизнью своей. И тогда Господь помилует нас.
В заключение дерзну процитировать строки из поздравления с Воскресением Христовым, которое я, по милости Божией, получила несколько лет назад от недавно почившего старца Иоанна (Крестьянкина). Царство ему Небесное! Вот любовь святых: столько людей обращалось к нему, а он даже в глубокой старости никого не забывал, поздравлял с праздниками. Мы же часто и о своих близких родственниках забываем, нам лень позвонить им. Но в таком случае не надо говорить, что мы - христиане.
Цитирую это поздравление старца только потому, что, перечитывая письма после его смерти, вдруг поняла - это не для меня одной написано. Здесь он даже обращается как бы ко всем нам, во множественном числе:
"Христос Воскресе! Радость благодатного праздника да согреет сердца ваши и освятит и просветит надвигающуюся на нас тьму враждебного Богу мира. Как хочу я вдохнуть в души ваши, дорогих и близких мне людей, дух несомненной уверенности в том, что с нами Бог!
...Время трудное, и тем больше требует оно нашей сплочённости и нашего понимания всего происходящего. "Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов" (Гал. 6, 2). Милые мои, а ведь бури-то ещё нет, а вы сами вырываете корни. Никаких резких шагов. Оставаться там, где уже вкоренились. Мужайтесь. То, что сейчас происходит, это ведь экзамен на духовную зрелость, и его надо выдержать. Божие благословение да сопутствует вам на пути спасения".
Обратите внимание на то, какое значение старец придаёт тому, чтобы мы держались за свои корни.
Молитвами праведного отца Иоанна укрепи нас, Господи!
Христос Воскресе!
Надежда Александровна ИЛЬИЧЁВА
Светлая седмица
еделя, следующая за днем Светлой Пасхи, называется Светлой седмицей. Это время величайшей духовной радости. На протяжении Светлой седмицы в храмах совершаются богослужения но пасхальному чину, каждый день после Божественной литургии совершается крестный ход. Царские врата в алтаре остаются открытыми на протяжении всей седмицы в знак того, что в эти дни перед верующими открываются невидимый, духовный, небесный мир. На Светлой седмице отменяются посты в среду и пятницу. В течение всех сорока дней празднования Святой Пасхи (до отдания праздника) верующие приветствуют друг друга словами пасхальной радости: "Христос воскресе! - Воистину воскресе!"
Тропарь Святой Пасхи
Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.
Спешите делать добро
"Дела их идут вслед за ними"
(Откр. 14, 13)
Влияние, которое имеет на окружающих наша земная жизнь и деятельность, простирается далеко за гробом.
В природе ни один звук не пропадает, он несется в бесконечном пространстве и передается далеко за пределы нашего слуха. Поверхность моря зашелохнется от брошенного камушка, и зыбь эта пойдет, переливаясь, все дальше и дальше, бесконечным движением переходя в другие моря и океаны.
Так и каждое доброе слово, сказанное на земле, каждая благая мысль, каждое доброе намерение и начинание обретет, неведомо для нас самих, нескончаемое, непредвиденное нами влияние. В этом смысле и дела наши следуют за нами. То, что мы совершаем во Христе и для Него, то, чего Он источник и цель, семя добра, посеянное нами в юную душу, хорошее побуждение, которому мы поддаемся, - все это с нами не умрет. Духовные плоды на удобренной почве человеческого сердца произрастут так же несомненно, как ежегодно созревают на наших глазах древесные плоды. Наконец, вращающаяся в бесконечном обновлении природа не указывает ли нам на несомненную, безграничную действительность благотворного влияния? Давно умер и забыт насадивший когда-то дерево, под тенью которого веками отдыхают усталые путники.
Почти три тысячи лет прошло с тех пор, как умер псалмопевец Давид. Однако слово его звучит и доселе во всем христианском мире, и влияние его псалмов отражается на бесчисленном множестве человеческих сердец. Ал. Павел и многие другие давно почившие праведники действуют и теперь повсюду, где читается их слово или повествуется о них.
Так и самая скромная жизнь, посвященная Богу, самый смиренный труд на ниве Господней, несомненно, оставят след на земле, и долго, долго после смерти этих никем не замеченных тружеников нравственный облик их будет жить, влияние их будет действовать и приносить пользу многим.
http://www.pages.ru/days/index.php?id=month&month=04&day=24
Пасха.
Христос воскресе!
вятой апостол Павел в одном из своих посланий говорит: если не воскрес Христос, то мы самые несчастные из всех людей... И действительно, если не воскрес Христос, то вся наша вера, все, что мы называем нашим духовным опытом, построено на лжи или на иллюзии.
И Христос воистину воскрес! Об этом мы знаем личным опытом; не только десятки, не только тысячи, но миллионы людей опытно в своей жизни испытали живое присутствие и прикосновение Самого Христа. Но мы верим также и в Его плотское, телесное воскресение, о котором свидетельствуют апостолы, говоря, что повествуют о том, что они своими глазами видели, своими ушами слышали, своими руками осязали (1 Ин. 1, 1).
И действительно, жены-мироносицы пришли ко гробу и нашли, что камень был отвален от гроба, и ангел призвал их войти и засвидетельствовать, что гроб пуст; за ними Петр и Иоанн пришли и также обнаружили пустой гроб и пелены, которыми был обвит Христос, лежащие опустошенными, пустыми, потому что тела Христова там уже не было. И вновь явился Христос Своим ученикам: Он с ними ел, Он с ними говорил, они прикасались Его воскресшему телу, они опытом своим, телесным опытом дознались, что Христос - не дух, не привидение, а воскресший плотью их Учитель, победивший смерть. И правда: что в этом удивительного? Если мы действительно верим, что Христос был Сын Божий, Сам Бог, пришедший плотью для спасения мира, то трудно поверить в Его смерть, но легко поверить в Его воскресение. Как мог Христос умереть телом, будучи самой Жизнью, как мог бы Христос остаться в плену у смерти, будучи Жизнью торжествующей, вечной?! Поэтому с радостью и верой будем друг друга приветствовать, зная, что воскрес Христос плотью Своей и что в этом - обещание нашего воскресения, в свое время. Смерть перестала быть для нас предметом страха: она - разверзающаяся дверь в вечность; и когда придет время, глас Божий, который призвал все существующее в бытие, загремит, и воскреснем мы все плотью и духом, и воспоем Господу вечную песнь радости, торжества и благодарения!
Христос воскресе!
14 апреля 1985 г.
Митрополит Сурожский Антоний
Как праздновали Пасху.
Святитель Григорий Нисский (IV век)
егодня вся вселенная, как одно семейство, собравшееся для одного занятия, оставив дела обыкновенные, как бы по данному знаку, обращается к молитве.
Нет сегодня путников на дорогах; не видно мореплавателей на море; земледелец, оставив плуг и заступ, украсился праздничной одеждой; корчемницы стоят пустыми, исчезли шумные сборища, как исчезает зима с появлением весны; беспокойства, смятения и бури житейские сменились тишиной праздника. Бедный украшается как богатый; богатый одевается великолепнее обыкновенного; старец подобно юноше, спешит принять участие в радости,- и больной превозмогает болезнь свою; - дитя, переменив одежду, празднует чувственно, потому что еще не может праздновать духовно; девственница веселится душою, потому что видит светлый торжественный залог своей надежды; мать семейства, торжествуя, радуется со всеми домашними своими, и сама она, и муж ее, и дети, и слуги, и домочадцы, все веселятся.
Как новый, только что образовавшийся рой пчел, в первый раз вылетающий из пчельника на свет и воздух, весь вместе садится на одной ветви дерева, так и в настоящий праздник все члены семейств отовсюду собираются в свои дома. И поистине справедливо сравнивают настоящий день с днем будущего воскресения, потому что тот и другой собирает людей; только тогда соберутся все вместе, а теперь, собираются по частям. Что же касается радости и веселия, то по всей справедливости можно сказать, что настоящий день радостнее будущего: тогда по необходимости будут плакать те, коих грехи обличатся; ныне, напротив, нет между нами печальных. Ныне и праведник радуется и неочистивший свою совесть надеется исправиться покаянием. Настоящий день облегчает всякую скорбь, и нет человека так печального, который не находил бы утешения в торжестве праздника.
Ныне освобождается узник; должнику прощается долг; раб получает свободу, по благому и человеколюбивому воззванию Церкви. Если бы даже раб сделал много важных проступков, которых нельзя ни простить, ни извинить; и тогда господин его из уважения ко дню, располагающему к радости и человеколюбию, приемлет отверженного и посрамленного, подобно Фараону, изведшему из темницы виночерпия; ибо знает, что в день будущего воскресения, по образу коего мы чествуем настоящий день, он и сам будет иметь нужду в долготерпении и благости Господа и потому, оказывая милость ныне, ожидает воздаяния в тот день.
Отымите печаль у душ, удрученных скорбью, как Господь отъял умерщвление от нашего тела, возвратите честь посрамленных, обрадуйте опечаленных, как во гробе, в темных углах ваших домов; пусть для всех цветет, как цветок, красота праздника. Если день рождения земного царя отверзает темницы, то ужели победный день воскресения Христова не утешит скорбящих.
Бедные, примите с любовью день сей, питающий вас. Расслабленные и увечные, приветствуйте день сей, врачующий ваши болезни. В нем сокрыта надежда вашего воскресения, которая побуждает ревновать о добродетели и ненавидеть порок; ибо с уничтожением мысли о воскресении у всех будет одна господствующая мысль: "Станем есть и пить, ибо завтра умрем" (1 Кор
. 15, 32).http://paskha.ru/holies/niskiy.html
ще бы я не вспомнил ее, эту единственную разрешенную на Соловках заутреню в ветхой кладбищенской церкви...
Я работал тогда уже не на плотах, а в театре, издательстве и музее. По этой последней работе и попал в самый клубок подготовки. Владыка Иларион добился от Эйхманса разрешения на службу для всех заключенных, а не только для церковников. Уговорил начальника лагеря дать на эту ночь древние хоругви, кресты и чаши из музея, но об облачениях забыл. Идти и просить второй раз было уже невозможно.
Но мы не пали духом. В музей был срочно вызван знаменитый взломщик, наш друг Володя Бедрут. Неистощимый в своих словесных фельетонах Глубоковский отвлекал ими директора музея Ваську Иванова в дальней комнате, а в это время Бедрут оперировал с отмычками, добывая из сундуков и витрин древние драгоценные облачения, среди них - епитрахиль митрополита Филиппа (Колычева). Утром все было тем же порядком возвращено на место.
Эта заутреня неповторима. Десятки епископов возглавляли крестный ход. Невиданными цветами Святой ночи горели древние светильники, и в их сиянии блистали стяги с ликом Спасителя и Пречистой Его Матери.
Благовеста не было: последний колокол, уцелевший от разорения монастыря в 1921 году, был снят в 1923 году. Но задолго до полуночи вдоль сложенной из непомерных валунов кремлевской стены, мимо суровых заснеженных башен потянулись к ветхой кладбищенской церкви нескончаемые вереницы серых теней. Попасть в самую церковь удалось немногим. Она не смогла вместить даже духовенство. Ведь его томилось тогда в заключении свыше пятисот человек. Все кладбище было покрыто людьми, и часть молящихся стояла уже в соснах, почти вплотную к подступившему бору.
Тишина. Истомленные души жаждут блаженного покоя молитвы. Уши напряженно ловят доносящиеся из открытых врат церкви звуки священных песнопений, а по темному небу, радужно переливаясь всеми цветами, бродят столбы сполохов - северного сияния. Вот сомкнулись они в сплошную завесу, засветились огнистой лазурью и всплыли к зениту, ниспадая оттуда, как дивные ризы.
Грозным велением облеченного неземной силой Иерарха, могучего, повелевающего стихиями теурга-иерофанта, прогремело заклятие-возглас владыки Илариона:
- Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его!
С ветвей ближних сосен упали хлопья снега, а на вершине звонницы вспыхнул ярким сиянием водруженный там нами в этот день символ Страдания и Воскресения - Святой Животворящий Крест.
Из широко распахнутых врат ветхой церкви, сверкая многоцветными огнями, выступил небывалый крестный ход. Семнадцать епископов в облачениях, окруженных светильниками и факелами, более двухсот иереев и столько же монахов, а далее нескончаемые волны тех, чьи сердца и помыслы неслись к Христу Спасителю в эту дивную, незабываемую ночь.
Торжественно выплыли из дверей храма блистающие хоругви, сотворенные еще мастерами Великого Новгорода, загорелись пышным многоцветием факелы-светильники - подарок веницейского дожа далекому монастырю - хозяину Гиперборейских морей, зацвели освобожденные из плена священные ризы и пелены, вышитые тонкими пальцами московских Великих княжон. - Христос воскресе!
Немногие услыхали прозвучавшие в церкви слова Благой Вести, но все почувствовали их сердцами, и гулкой волной пронеслось по снежному безмолвию:
- Воистину воскресе!
-
Воистину воскресе! - прозвучало под торжественным огнистым куполом увенчанного сполохом неба.- Воистину воскресе! - отдалось в снежной тиши векового бора, перенеслось за нерушимые кремлевские стены, к тем, кто не смог выйти из них в эту Святую ночь, к тем, кто, обессиленный страданием и болезнью, простерт на больничной койке, кто томится в смрадном подземелье "Аввакумовой щели" - историческом соловецком карцере.
Крестным знамением осенили себя обреченные смерти в глухой тьме изолятора. Распухшие, побелевшие губы цинготных, кровоточа, прошептали слова обетованной Вечной Жизни...
С победным ликующим пением о попранной, побежденной смерти шли те, кому она грозила ежечасно, ежеминутно...
Пели все... Ликующий хор "сущих во гробех" славил и утверждал свое грядущее неизбежное, непреодолимое силами зла Воскресение...
И рушились стены тюрьмы, воздвигнутой обагренными кровью руками. Кровь, пролитая во имя Любви, дарует жизнь вечную и радостную. Пусть тело томится в плену - дух свободен и вечен. Нет в мире силы, властной к угашению его! Ничтожны и бессильны вы, держащие нас в оковах! Духа не закуете, и воскреснет он в вечной жизни Добра и Света!
- Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ,- пели все: и старый, еле передвигающий ноги генерал, и гигант белорус, и те, кто забыл слова молитвы, и те, кто, быть может, поносил их... Великой силой вечной, неугасимой Истины звучали они в эту ночь... - и сущим во гробех живот даровав!
Радость надежды вливалась в их истомленные сердца. Не вечны, а временны страдания и плен. Бесконечна жизнь Светлого Духа Христова. Умрем мы, но возродимся! Восстанет из пепла и великий монастырь - оплот Земли Русской. Воскреснет Русь, распятая за грехи мира, униженная и поруганная. Страданием очистится она, безмерная и в своем падении, очистится и воссияет светом Божьей правды. И недаром, не по воле случая, стеклись сюда гонимые, обездоленные, вычеркнутые из жизни со всех концов великой страны.
Не сюда ли, в Святой Ковчег русской души, веками нес русский народ свою скорбь и надежду? Не руками ли приходивших по обету в далекий северный монастырь "отработать свой грех", в прославление святых Зосимы и Савватия, воздвигнуты эти вековечные стены, не сюда ли в поисках мира и покоя устремлялись, познав тщету мира, мятежные новогородские ушкуйники...
- Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы...
Они пришли и слились в едином устремлении в эту Святую ночь, слились в братском поцелуе. Рухнули стены, разделявшие в прошлом петербургского сановника и калужского мужика, князя-рюриковича и Ивана Безродного: в перетлевшем пепле человеческой суетности, лжи и слепоты вспыхнули искры Вечного и Пресветлого.
- Христос воскресе!
Эта заутреня была единственной отслуженной на Соловецкой каторге. Позже говорили, что ее разрешение было вызвано желанием ОГПУ блеснуть перед Западом "гуманностью и веротерпимостью".
Ее я не забуду никогда
Из книги Бориса Ширяева "Неугасимая лампада"
Из воспоминаний последнего протопресвитера
русской армии и флота
Георгия Шавельского
Вспоминаю... эпизод, о котором в 1913 году рассказывал мне генерал П. Д. Паренсов, бывший в то время комендантом Петергофа.
В одном из кавказских казачьих полков в 1900-х годах случилось так, что командиром полка был магометанин, а старшим врачом еврей. Пасха. Пасхальная заутреня. В церковь собралась вся полковая семья. Тут же и командир полка, и старший врач. Кончается заутреня. Полковой священник выходит на амвон со Св. Крестом и приветствует присутствующих троекратным возгласом: "Христос Воскресе!", на который народ отвечает ему: "Воистину Воскресе!" А затем священник сам целует крест и предлагает его для целования молящимся. Первым подходит командир полка, целует крест, обращается к священнику со словами: "Христос Воскресе!" и трижды лобызается с ним. За ним идут к кресту и христосуются
со священником офицеры, врачи и чиновники. От священника они подходят к командиру полка и христосуются с ним. Вот подошел к кресту старший врач - еврей, поцеловал крест, похристосовался со священником, а затем подходит к командиру полка - магометанину. Этот говорит ему: "Христос Воскресе!" Еврей-врач отвечает: "Воистину Воскресе!" И магометанин с евреем, трижды целуясь, христосуются...http://paskha.ru/inmylife/front.html
О Святой Пасхе
ыне спасение миру - миру видимому и невидимому. Христос восстал из мертвых; восстаньте с Ним и вы; Христос во славе Своей, - восходите и вы; Христос из гроба, - освобождайтесь из уз греха; отверзаются врата ада, истребляется смерть, отлагается ветхий Адам, совершается новый. Пасха, Господня Пасха! И еще скажу в честь Троицы
: Пасха! Она у нас праздников праздник и торжество торжеств; столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды.Святой Григорий Богослов
его дня Воскресением Христовым открыта преисподняя, земля обновляется крещением оглашенных, небо отверзается Духом Святым. Открытая преисподняя возвращает мертвых, обновленная земля произращает воскрешаемых, отверстое небо приемлет восходящих. Преисподняя возвращает узников к горнему, земля шлет погребенных на небо, небо им восприятых представляет Господу.
Святой Амвросий Медиоланский
удрость изрекла, что в день веселия забывают о бедствии. Настоящий день заставляет нас забыть первый, произнесенный на нас приговор. Тогда мы ниспали с неба на землю: ныне Небесный соделал и нас небесными. Тогда чрез грех воцарилась смерть: ныне жизнь опять получила владычество чрез правду. Тогда один отверз вход смерти: и ныне единым же вводится снова жизнь. Тогда чрез смерть мы отпали от жизни: ныне жизнию упраздняется смерть.
Тогда от стыда крылись под смоковницею: ныне со славою приблизились к древу жизни. Тогда за преслушание изгнаны были из рая: ныне за веру вводимся в рай. Что же после сего нам должно делать? Что иное, как не взыграть подобно громам и холмам, о коих возвещал пророк, говоря: горы взыграстеся яко овни, и холми яко агнцы овчии. Итак, приидите, возвеселимся о Господе! Он сокрушил силу врага и водрузил для нас победное знамение креста, поразив противника. Воскликнем гласом радости, каким обыкновенно восклицают победители над трупами побежденных.Святой Григорий Нисский
от наступил для нас вожделенный, спасительный праздник, день воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Это праздник есть залог мира, источник примирения, истребления врагов, разрушение смерти, погибель диавола. Сегодня люди соединились с Ангелами, и обложенные плотию, вкупе с безплотными Силами, возносят хвалебные песни Богу. Сегодня Господь сокрушил врата ада и само лицо смерти истребил. Но что я говорю, лицо смерти? Даже само имя смерти изменил:
она теперь называется уже не смертью, но успокоением и сном.Святитель Иоанн Златоуст
асха - праздник всемирный и величайший... Ибо Воскресение Христово коренным образом изменило и землю, и ад, и Небо... На землю Воскресший Господь послал Духа Святого и освятил на земле Христову Церковь - столп и утверждение Истины, которая будет на земле до скончания века, и врата ада не одолеют ее... Во ад сошла душа Господа по Его смерти, сокрушила ад и воскресла... На небо взошел Воскресший Христос и основал там Церковь, в которую вошли и продолжают входить души всех праведников... Церковь соединила Небо и землю. У нас одна Церковь - земная и Небесная. Все сделал для нас Господь, не будем же предателями и убийцами самих себя. Очистим и освятим свои души в таинствах Святой Церкви.
Святитель Макарий, митрополит Московский
а с х а , Г о с п о д н я П а с х а ! От смерти к жизни привел нас Господь Своим Воскресением. И вот Воскресение это "ангелы поют на небеси". увидев светлость обоженного естества человеческого в предопределенной ему славе, в лице Господа Искупителя, во образе коего, силою Воскресения Его, имели претвориться все истинно верующие в Него и прилепляющиеся к Нему вседушно. Слава Господи, преславному Воскресению Твоему! Ангелы поют, сорадуясь нам и предзря
восполнение сонма своего; нас же сподоби, Господи, Тебя Воскресшего чистым сердцем славить, видя в Воскресении Твоем пресечение снедающего нас тления, засеменение новой жизни пресветлой и зарю будущей вечной славы, в которую Предтечею вошел Ты Воскресением нас ради. Не человеческие только, но вместе и ангельские языки не сильны изъяснить неизреченную Твою к нам милость, преславно Воскресший Господи!Феофан Затворник.
Почему мы красим яйца на Пасху?
а Пасху принято красить яйца разными красками, но среди разноцветных яиц центральное место принадлежит ярким красным яйцам. Почему? История сохранила нам такое предание. После воскресения Иисуса Христа ученики его и последователи разошлись по разным странам, повсюду возвещая радостную весть, о том, что больше не надо бояться смерти. Ее победил Христос, Спаситель мира. Он воскрес Сам и воскресит каждого, кто поверит Ему и будет любить людей также, как любил Он.
Мария Магдалина дерзнула прийти с этой вестью к самому римскому императору Тиверию. Так как к императору не принято было приходить без подарков, а Мария ничего не имела, она пришла с простым куриным яйцом. Конечно, выбрала она яйцо со смыслом. Яйцо всегда было символом жизни: в крепкой скорлупе находится скрытая от глаз жизнь, которая в свой час вырвется из известкового плена в виде маленького желтого цыпленочка.
Но, когда Мария стала говорить Тиверию о том, что Иисус Христос также вырвался из смертельных оков и воскрес, император только рассмеялся: "Это также невозможно, как твоему белому яйцу превратиться в красное". И не успел Тиверий закончить фразу, как яйцо в руках Марии Магдалине стало совершенно красным.
С тех пор в память об этом событии, символизирующем нашу веру в Воскресшего Господа, мы и красим яйца.
http://paskha.ru/presents/why.html
Бог
любовь есть.ы очень часто задаем себе вопрос: что открывает нам Таинство Воскресения Христова? Кто-то может сказать, что Таинство Воскресения Христова открывает нам истину, что действительно, реально существует Бог. Кто-то может сказать, что Этот реально существующий Бог является Творцом всего видимого и невидимого мира. Кто-то может сказать, что Бог не только Творец всего мира, но и Отец всех живущих на земле людей. Но Пасха Христова, Воскресение Господне
открывает нам еще одну величайшую тайну о Боге. Для нас Бог не только реально существует. Для нас Бог не только является нашим Творцом, Создателем и Отцом. Но мы с вами, благодаря Пасхе Господней, знаем, что Этот Отец не только карающий Судия, но и любящий Отец. "Бог есть любовь" (1 Ин. 4,8). И об этом мы узнаем благодаря Воскресению Христову. "Ибо так Бог возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин. 3,16). И, слава Богу, что нам открыта эта тайна. Слава Богу, что мы эту тайну можем не только иметь в своем сердце, но и нести эту тайну, открывать ее всем окружающим нас людям. Но как мы можем открыть эту тайну, тайну, что Бог любовь есть? Господь говорит: "Заповедь новую даю вам: да любите друг друга, как Я возлюбил вас. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Ин. 13,34-35). Имейте любовь между собою, несите эту любовь всем окружающим вас людям. И тогда, действительно, люди, видя наши добрые дела, видя нашу любовь, смогут вместе с нами исповедать ту же веру, признав, что Бог любовь есть. Вот об этом вновь и вновь всем нам напоминает праздник Светлого Христова Воскресенья. Паки и паки всех вас поздравляю вас с этим величайшим праздником и не устаюПОВТОРЯТЬ: "ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!!"
Протоиерей Валерий Захаров
Благословение Артоса
Христос воскресе!
от и умалилась, братья и сестры, и эта светлая пасхальная седмица, и сегодня перед началом вечернего богослужения вновь закроются Царские врата. Дай Бог, чтобы все мы сподобились дожить до следующего праздника Пасхи, чтобы так же, как и ныне, чистым сердцем и радостным чувством совершать светлый праздник Христова Воскресения. Конечно
, в этот последний день светлой седмицы наши сердца наполняются некой грустью оттого, что, к сожалению, так быстротечно время. Так долго мы ждали праздник Светлого Христова Воскресения, так долго готовились к нему, но так быстро пролетели эти семь пасхальных дней. Но мне бы хотелось, братья и сестры, чтобы, несмотря на то, что пролетела первая пасхальная седмица, в нашем сердце возрастала радость, укрепляющую нашу веру в воскресшего Христа.Всем нам так же предстоит умалиться, как умалилась и эта первая пасхальная седмица. Сегодня на Божественной Литургии мы слышали евангельское повествование, рассказывающее нам о Предтече и Крестителе Господне Иоанне. Мы знаем о том, что Иоанн Креститель, являясь Предтечей Христовым, говорил о себе не более, как о друге Жениха, не более, как о том, кому предстоит умалиться. Для чего? Для того, чтобы Тот, кто пришел для спасения человечества от греха, проклятия и смерти, возвысился. Вот так и мы должны умалиться для того, чтобы возвысился Христос. К сожалению, опыт нашей жизни свидетельствует о другом. Происходит это оттого, что мы не только самолюбивы, но и горды. А поэтому, мы готовы приписать все, что происходит с нами, самим себе. Но не мы это совершаем. Через нас - совершает Господь. Если мы об этом постоянно будем помнить, то в нас будет возрастать Христос.
Спасение невозможно без умаления самого себя, то есть без стяжания смирения, этой очень важной добродетели в жизни каждого верующего человека. И поэтому не случайно даже в эти светлые пасхальные дни Святая Церковь напоминает нам об этом.
Сегодня в субботу светлой седмицы мы после окончания Божественной Литургии будем получать благословенный хлеб, или артос. Но это не обычный хлеб. Это хлеб святой. Этот хлеб был освящен в пасхальную ночь после окончания Божественной Литургии. И на протяжении всей светлой седмицы этот хлеб находился здесь, у Царских врат. С этим хлебом мы совершали все крестные пасхальные ходы. Откуда произошла традиция благословения и раздачи этого хлеба? Из истории нашей Церкви и ее предания мы знаем, что ученики Христовы, после Вознесения их Божественного Учителя на небо, всякий раз, когда собирались на трапезу, оставляли место за столом для Самого Христа. И напротив этого места всегда ставился хлеб. И даже тогда, когда ученики разошлись по лицу всея земли, для проповеди вечно живой евангельской истины, и тогда они продолжали эту традицию. Святая Церковь так же продолжает эту традицию, но только в эту первую пасхальную седмицу, чтобы, всякий раз, приходя в храм на пасхальной седмице и взирая на этот хлеб,
который стоит у Царских врат, мы могли вспомнить Самого Христа Спасителя, воскресшего, вознесшегося на небеса и сидящего одесную Отца, но паки грядущего для того, чтобы судить всех, живых и мертвых. Вот та причина, ради которой Святая Церковь совершает освящение и раздачу артоса. Православные христиане издревле с глубоким благоговением относились к этому благословенному хлебу. И он не просто уносился в дома верующих людей и находился там в течение года до следующего праздника Светлого Христова Воскресения, но с благоговением вкушался при необходимости особенно во время различных болезней, скорбей и прочих обстояний. Но мне бы хотелось, чтобы мы не уподоблялись язычникам и идолопоклонникам. Мы должны все-таки понимать, что не хлеб нас спасает, не хлеб нам дарует исцеление, не хлеб нам помогает, а помогает нам Христос и Божественная благодать. Поэтому должно быть правильное отношение к этому хлебу. Не обожествление этого хлеба, а способность увидеть Христа. Единственно, когда мы обожествляем хлеб, в полном смысле этого слова, так это в Таинстве Евхаристии, когда мы причащаемся Истинного Пречистого Тела и Животворящей Крови Христовых. В остальных случаях не должно быть этого обожествления, но благоговейное отношение должно быть постоянно.К сожалению, опыт многих из нас свидетельствует, что хотя мы и пришли в церковь, взяли этот святой благословенный хлеб, принесли домой, положили, забыли, он у нас зацвел, покрылся плесенью... А потом, через какое-то время открыв шкафчик или, может быть, протирая какой-то угол, мы вдруг обрели этот сверточек и не знаем, что с ним делать. А этого не будет, если у нас будет благоговейное отношение к этому хлебу. Поэтому, когда вы сегодня придете домой, на чистенькой салфеточке раздробите на маленькие кусочки этот артос, просушите его и потом положите в святой уголок, там. Где у вас стоят иконы и святая крещенская вода.
Я всех вас еще и еще раз искренне и сердечно поздравляю с продолжающимся праздником Пасхи Господней. Да, действительно, завершилась первая седмица Светлого Христова Воскресения, но Пасха или праздник Пасхи еще продолжается. Я еще и еще раз хочу сказать вам, братья и сестры, что радость Пасхи Господней должна заключаться не в тех торжественных службах, которые совершаются в эти пасхальные праздничные дни, не от того праздничного убранства наших храмов да и наших праздничных одежд. Радость праздника не завершится, если мы постараемся жить так, как на протяжении всех этих пасхальных дней напоминала Святая Христова Православная Церковь: "Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся". Облекитесь во Христа. В этом и будет достижение и продолжение той пасхальной нескончаемой радости, которая ныне пребывает в наших с вами сердцах. Христос воскресе! С праздником,
православные!
Протоиерей Валерий Захаров
3 мая 2003 г.
Икона Божией Матери "Живоносный Источник" и память обновления одноименного храма Богородицы. Именуется икона так потому, что Богородица Сама указала источник воды, протекавший близ горы Константинополя в роще. Будучи простым воином, будущий император Лев
I, проходя рощей, окружавшей источник, встретил слепого, истомленного |жаждой и усталостью. Желая подкрепить слепого, Лев пошел отыскивать воду и после долгих поисков услышал голос, указавший ему на источник. Водой этого источника Лев утолил жажду и возвратил зрение слепцу. Вода творила и другие чудеса исцелений. Над этим источником было построено несколько храмов, однако все они разрушались руками неверных. В настоящее время остался один храм, находящийся в в почитании даже неверными.Песнопения из службы праздника Святой Пасхи
Песнопение праздника
Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и Святое Воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии, поклонимся Святому Христову Воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши.
Воскрес Иисус из гроба, якоже прорече, даде нам живот вечный и велию милость.
Тропарь
Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется, да празднует же мир, видимый же весь и невидимый, Христос бо воста, веселие вечное.
Стихира
Пасха священная нам показася; Пасха нова, святая; Пасха таинственная; Пасха всечестная; Пасха Христос Избавитель; Пасха непорочная; Пасха великая; Пасха верных; Пасха двери райския нам отверзающая; Пасха все освещающая верных.
Ирмос
Светися, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия. Ликуй ныне, и веселися Сионе. Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о восстании Рождества Твоего.
Кондак
Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси, яко Победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся! И Твоим Апостолом мир даруяй, падшим подаяй воскресение.
Кондак, глас 8-й:
От неистощимыя Ты, Источниче Богоблагодатный, подаеши ми, точащи воды Твоея благодати, приснотекущий паче слова; яко бо Слово Рождшая паче смысла, молю Ти ся: ороси мя благодатию, да зову Ти: радуйся, Водо спасительная.
Месяцеслов
Воскресенье, 23 Апреля 2006 года. Пасха. Светлое Христово Воскресение.
Понедельник, 24 Апреля. Светлая седмица. Сщмч. Антипы, еп. Пергама Асийского (ок. 68).
Вторник, 25 Апреля. Перенесение честного пояса Богомотери в Царьград.
Среда, 26 Апреля. Собор преподобных отцев, на Богошественной Горе Синай подвизавшихся). Сщмч. Артемона, пресвитера Лаодикийского (303).
Четверг, 27 Апреля. Свт. Мартина исп., еп. Римского (655).
Пятница, 28 Апреля. Иконы Божией Матери "Живоносный Источник" Апп. от 70-ти Аристарха, Пуда и Трофима (ок. 67
Суббота, 29 Апреля. Мцц. Агапии, Ирины и Хионии (304).
Рассылка на новости сайта |
© Свято-Никольский собор, 2000 - 2010
При использовании материалов ссылка на "Никольский Благовест" с указанием URL
(http://www.nikolay.orthodoxy.ru
http://www.nikolski.kz, http://nikolski-sobor.narod.ru) обязательна!