По благословению Мефодия, Митрополита Астанайского и Алматинского
5 (309), 2006 г.
2000 год | 2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год
номера за все годы - щелкните на нужный год от РХ

"Никольский Благовест" содержит проповеди, сведения о всех православных праздниках, традициях, о православном богослужении, сведения об инославии, апологетику, месяцеслов на каждый день и многое другое.

Проповедь в 5-ю неделю по Пасхе. День памяти святителя и чудотворца Николая Мир-Ликийского. Чудеса Святителя Николая. Месяцеслов.

В ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТЫХ РАВНОАПОСТОЛЬНЫХ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ ДЕНЬ ТЕЗОИМЕНИТСТВА ОТМЕЧАЕТ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШИЙ МЕФОДИЙ, МИТРОПОЛИТ АСТАНАЙСКИЙ И АЛМАТИНСКИЙ. В СЕЙ НАРЕЧЕННЫЙ СВЯТЫЙ ДЕНЬ КЛИР И ПРИХОЖАНЕ СВЯТО-НИКОЛЬСКОГО СОБОРА ГОРОДА АЛМАТЫ ПОЧТИТЕЛЬНЕЙШЕ И С ЛЮБОВЬЮ ПОЗДРАВЛЯЮТ ЕГО ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВО, НАШЕГО ОТЦА И АРХИПАСТЫРЯ ВЛАДЫКУ- МИТРОПОЛИТА МЕФОДИЯ С ДНЕМ АНГЕЛА! ВСЕМИЛОСТИВЫЙ И ВСЕЩЕДРЫЙ ГОСПОДЬ МОЛИТВАМИ СВЯТЫХ РАВНОАПОСТОЛЬНЫХ УЧИТЕЛЕЙ СЛОВЕНСКИХ ДА СОХРАНИТ ВСЕДЕРЖАВНОЮ СИЛОЙ СВОЕЮ СВЯТЫНЮ ЕГО ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВА, УКРЕПЛЯЯ ДУШЕВНЫЕ И ТЕЛЕСНЫЕ СИЛЫ В МНОГОТРУДНОМ АРХИПАСТЫТСКОМ СЛУЖЕНИИ НА МНОГАЯ, БЛАГАЯ И СЧАСТЛИВАЯ ЛЕТА К ВЯЩЕЙ РАДОСТИ ИСКРЕННЕ И ГЛУБОКО ЛЮБЯЩЕЙ ЕГО ПАСТВЫ!

 

Проповедь в 5-ю неделю по Пасхе.

о имя Отца и Сына и Святаго Духа!

беседа Христа с самаритянкой

В нынешний воскресный день Святая Церковь предложила нашему вниманию евангельский сюжет, напомнивший нам о беседе Христа с самарянкой. Апостол и евангелист Иоанн Богослов свидетельствует о том, что Господь после праздника Пасхи направился из Иерусалима в Галилею и проходил через Самарянскую область, т.е. то место, где проживали самаряне. Мы знаем, что иудеи не общались с самарянами. Когда Господь приблизился к колодцу Иакова, который образовался чудесным образом на том месте, где некогда было чудное явление патриарху Иакову (он во сне видел дивную лестницу, соединяющую собой небо и землю, по которой нисходили и восходили ангелы). Место это находилось недалеко от самарянского города Сихарь. Когда Господь приблизился к этому колодцу, ученики отправились в город, чтобы купить что-то к обеду, а Сам Христос остался у колодца. В то же время к колодцу пришла женщина самарянка. Апостол Иоанн не называет ее имени, но из предания Церкви нам известно это имя. Ее звали Фотиния, впоследствии она приняла христианство и стала мученицей за имя Христово. Когда она подошла к колодцу Иакова, Господь обратился к ней с просьбой дать Ему воду. Женщина узнала во Христе иудея и говорит ему: "Между нами - самарянами и вами - иудеями нет никакого общения. Почему же ты - иудей просишь у меня напиться?" И тогда Господь говорит ей: "Если бы ты знала, с кем ты говоришь, то ты бы сама попросила у меня, чтобы я дал тебе напиться воды живой". И здесь происходит удивительное: самарянка без всякого сомнения, без колебания говорит Ему: "Дай мне напиться".

Как просто Христос говорит с этой женщиной. И насколько проста и даже по-детски наивна её вера - она сразу признает в нем Мессию. Правда, Христос ей Сам говорит об этом. Но удивительно, что никому из людей так открыто о том, что Христос есть Сын Божий, Господь не говорит. Есть много удивительных, не поддающихся человеческому разуму моментов в Священном Писании. Почему Христос именно этой женщине, к тому же чужеродной, которая не исповедовала религию отцов, открывает величайшую тайну о том, что Он является Мессией? И то, что женщина поверила Ему, доказывается тем, с каким воодушевлением она, оставив свой водонос у колодца, побежала в город, чтобы возвестить жителям о том, Кто пришел к ним.

Можно многому учиться из этого евангельского повествования. Во-первых: Господь Сам приходит к этой женщине. Хотя и она употребила некоторые усилия, чтобы прийти к этому колодцу. Но Господь Сам ищет человека. И Он не взирает на лицо человека, и даже не смотрит, святой перед Ним человек или грешник. Ведь самарянка была далеко не праведной женщиной, потому что она имела шесть мужей, об этом сказал ей Сам Христос. Но Господь не гнушается этой женщиной, Он беседует с ней и наставляет ее на путь истинной жизни. Здесь для нас тоже есть замечательный урок, который заключается не только в том, что Господь и нас ищет и жаждет общения с нами, ибо Он не хочет, чтобы кто-то погиб, но чтобы всякий уверовал в Него и имел жизнь вечную. Из всего этого мы видим, что для Бога каждый человек является величайшей ценностью. Как это не похоже на нас с вами. Для нас, в лучшем случае, дорогими людьми могут быть наши родители, родные и близкие, но ко всем остальным людям мы относимся как к чужим. А для Бога нет чужих, для Него все родные, даже самые страшные грешники. Ради грешных людей Господь приходит на эту землю, становится подобным нам человеком, чтобы взять наш человеческий грех на Свои рамена и взойти на Голгофский крест. Это должно научить нас тому, как мы должны относиться  к окружающим нас людям, независимо от того, кем являются эти люди: исповедуют ли они ту же веру, что и мы, честные и праведные ли они, или грешники. Ко всякому человеку мы должны относиться как к образу и подобию Божию. Правда, часто этот образ Божий бывает поруган в нас-людях, но тем не менее каждый из нас является иконой Бога. Вот об этом нам сегодня напоминает Святая Христова Православная Церковь.

Во-вторых: в беседе с самарянкой Христос, отвечая на ее вопрос, говорит, что поклоняться Богу необходимо в духе и истине. Это место для многих христиан является камнем преткновения. Многие протестанты обвиняют православных в том, что раз Господь говорит, что ему нужно поклоняться в духе и истине, то зачем нужны иконы, крестное знамение, таинства и т.д. Поклонение Богу в духе и истине совсем не означает отрицание всего того внешнего, что есть в Церкви Христовой. Это означает нечто иное. Мы с вами часто бываем нарушителями этой заповеди. Это происходит тогда, когда мы устами своими говорим ему: "Господи, Господи", а сердце наше далеко отстоит от Него. И Господь далее говорит, что такие люди всуе, т.е. напрасно, поминают имя Господа. То есть не только внешне, осенением себя крестным знамением, совершением поклонов должна сопровождаться наша молитва. Нет и еще раз нет. Прежде всего, наша молитва должна исходить из глубины нашего сердца. Поэтому не случайно святые отцы, давая определение молитвы, говорят, что молитва есть возношение нашего сердца и ума к Богу. Другими словами, молитва есть не что иное, как наша беседа с Богом. Разве во время беседы с Богом можем мы быть безучастными? Но часто во время молитвы наш ум занят посторонними вещами. И в этом случае очень полезно вспоминать слова Христа, которые Он говорит самарянке, что молитва наша должна совершаться, прежде всего в духе и истине, т.е. исходить из глубины нашей души. И поэтому когда мы совершаем молитву - и келейную и здесь в храме, мы должны стараться гореть своим сердцем, настраивать себя на беседу со своим Творцом. Вот так молились истинные подвижники веры и благочестия. Они не только слышали голос своего сердца и своих уст, но они слышали и ответ от Бога. И слышали его не столько своим физическим слухом, но, прежде всего, своим сердцем.

Ещё много можно найти назидательных и спасительных уроков в сегодняшнем евангельском повествовании. Но если те уроки, о которых я напомнил, мы приложим с пользой к своей жизни, то даже этого будет достаточно для того, чтобы созидать спасение своей души. К этому мы с вами призваны. Ради этого Господь приходит не только к самарянке, но и к каждому из нас. Ради этого Он дает нам потоки вечной нескончаемой живой жизни, которая является ничем иным, как той благодатью Божией, которая "немощная в нас врачует и оскудевающая восполняет". И если любая физическая вода или пища только на время утоляет нашу жажду и голод, то духовная вода не на время, а навсегда утоляет духовную жажду. Помня об этом, мы должны как можно чаще обращаться к этой нескончаемой и  обильно изливающейся на всех нас благодати Божией. Не случайно несколько дней назад в праздник Преполовения Пятидесятницы мы  в церковном тропаре слышали такие слова: "Жаждай да придет ко Мне, да пиет". Как созвучно это с одной из заповедей блаженств "Блаженни алчущие и жаждущие правды, яко тии насытятся" Дай Бог, чтобы мы с вами по заповеди Христовой насытились правды Божией, т.е. того оправдания, которое всем дарует Господь и Спаситель наш Иисус Христос. Помолимся Господу нашему Иисусу Христу, и мученице Фотинии, той самарянке, которая беседовала со Христом, чтобы благодатью Божией все мы с вами были спасены, чтобы через ту благодать, которая обильно подается в церковных таинствах, и особенно в  Таинстве Святого Причащения, соединившись со Христом здесь на земле, неразлучно пребывали с Ним и там - в жизни будущего века. Аминь. Христос Воскресе!

Протоиерей Валерий Захаров. 29 мая 2005 года.

 

Апостол любви

вятой апостол и Евангелист Иоанн Богослов занимает особое место в ряду избранных учеников Христа Спасителя. Нередко в иконографии апостол Иоанн изображается кротким, величественным и духоносным старцем, с чертами девственной нежности, с печатью полного спокойствия на челе и глубоким взором созерцателя неизреченных откровений. Другая главная особенность духовного облика апостола открывается через его учение о любви, за которое ему по преимуществу усвоено наименование Апостола любви. Действительно, любовью пронизаны все его писания, основная мысль которых сводится к понятию, что Бог в Своем существе есть Любовь (1 Ин. 4, 8). В них он останавливается преимущественно на проявлениях неизреченной любви Бога к миру и человеку, на любви своего Божественного Учителя. Он постоянно увещевает учеников к взаимной любви.

Служение Любви - весь жизненный путь апостола Иоанна Богослова.

Ему были свойственны спокойствие и глубина созерцания в сочетании с горячей верностью, нежная и безграничная любовь с пылкостью и даже некоторой резкостью. Из кратких указаний Евангелистов видно, что он обладал в высшей степени пылкой натурой, сердечные порывы его иногда доходили до такой бурной ревности, что Иисус Христос вынужден был умерять их, как несогласные с духом нового учения и назвал апостола Иоанна и его родного брата Иакова "сынами грома" (Воанергес). В то же время он обнаруживает редкую скромность и, несмотря на свое особенное положение среди апостолов как ученика, которого любил Иисус, он не выделялся из ряда других учеников Спасителя. Отличительными чертами его характера были наблюдательность и восприимчивость к событиям, проникнутые тонким чувством послушания воле Божией. Полученные извне впечатления редко обнаруживались в его слове или действии, но сильно и глубоко проникали во внутреннюю жизнь святого Апостола. Всегда чуткий к другим, он болезновал сердцем о погибающих. Апостол Иоанн с благоговейным трепетом внимал Богодухновенному учению своего Учителя, исполненному благодати и истины, в чистой и возвышенной любви созерцая Славу Сына Божия. Ни одна черта из земной жизни Христа Спасителя не ускользнула от проницательного взора апостола Иоанна, ни одно событие не прошло, не оставив глубокого следа в его памяти, поэтому в нем сосредоточились вся полнота и целостность человеческой личности. Такой же целостностью обладали и мысли апостола Иоанна Богослова. Для него не существовало раздвоенности. По его убеждению, где нет полной преданности, там нет ничего. Избрав путь служения Христу, он до конца жизни совершал его с полнотой и безраздельной последовательностью. Апостол Иоанн говорит о всецелой преданности Христу, о полноте жизни в Нем, поэтому и грех рассматривается им не как слабость и поврежденность человеческой природы, а как зло, как отрицательное начало, совершенно противоположное добру . По его воззрению, можно принадлежать или Христу или дьяволу, среднего, неопределенного состояния быть не может. Поэтому он служил Господу с безраздельной любовью и самоотверженностью, отвергая все, что принадлежит исконному врагу человека, врагу истины и родоначальнику лжи. Чем сильнее он любит Христа, тем сильнее ненавидит антихриста; чем больше он любит истину, тем больше ненавидит ложь, - свет исключает тьму. Этим проявлением внутреннего огня любви он свидетельствовал с особой силой духа о Божестве Иисуса Христа.

Апостолу Иоанну было определено выразить последнее слово Божественного Откровения, вводящего в сокровеннейшие тайны внутренней Божественной жизни, ведомые только вечному Слову Божию, Единородному Сыну.

Истина отображена в его уме и слове, потому что он чувствует и сердцем постигает ее. Он созерцает вечную Истину и как видит, так и передает своим возлюбленным чадам. Апостол Иоанн просто утверждает или отрицает и всегда говорит с абсолютной точностью. Он слышит голос Господа, открывающего ему то, что Сам Он слышит от Отца.

Богословие апостола Иоанна уничтожает границу между настоящим и будущим. Наблюдая настоящее, временное, он не останавливается на нем, а переносит свой взор к вечному в прошедшем и к вечному в будущем. И поэтому он, призывая к святости жизни, торжественно провозглашает, что "всякий, рожденный от Бога не согрешит". В общении с Богом истинный христианин причастен жизни Божественной, поэтому будущее человечества совершается уже на земле. В изложении и раскрытии учения о Домостроительстве спасения Апостол Иоанн Богослов переходит в область вечно настоящего, в котором Небо сошло на землю и обновленная земля освещается Светом Небесной Славы.

Так галилейский рыбак, сын Зеведея, стал Богословом, возвестившим через Откровение тайну миробытия и судьбы человечества.

Празднование 8/21 мая святому апостолу Иоанну Богослову установлено Церковью в воспоминание ежегодного исхождения в этот, день на месте его погребения тончайшего розового праха, который собирали верующие для исцелений от различных болезней.

Pravoslavie.ru

 

Тропарь апостолу, глас 2-й:

Апостоле, Христу Богу возлюбленне, ускори избавити люди безответны, приемлет тя, припадающа, Иже падша на перси приемый, Егоже моли, Богослове, и належащий облак языков разгнати, прося нам и велия милости.

Кондак, глас тойже:

Величия твоя, девственниче, кто повесть? Точиши бо чудеса, и изливаеши исцеления, и молишися о душах наших, яко Богослов и друг Христов.

Молитва

О великий и всехвальный апостоле и евангелисте Иоанне Богослове, наперсниче Христов, теплый наш заступниче и скорый в скорбех помощниче! Умоли Господа Бога даровати нам оставление всех прегрешенийI наших, елико согрешихом от юности нашея, во всем житии нашем, делом, словом, помышлением и всеми нашими чувствы. Во исходе же душ наших помози нам, грешным, избавитися от воздушных мытарств и вечнаго мучения, да твоим милостивным предстательством прославляем Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь.

День памяти святителя и

чудотворца Николая Мир-Ликийского

о имя Отца и Сына и Святого Духа!

Святитель Николай Мир-Ликийский

Всех вас, дорогие братья и сестры, сердечно приветствую и поздравляю с нашим престольным праздником Днем памяти святителя Христова Николая. Святитель Николай готов откликнуться на просьбу всякого человека - и убогого и богатого, и молодого и старого, и искренне верующего, и того, кто еще колеблется в своей вере. Из опыта нашей земной жизни мы знаем, что он всегда протягивает руку своей помощи, зная наши немощи, трудности и все, в чем мы нуждаемся. Но более всего святитель Николай заботится не о нашем земном благополучии, здоровье и счастье, но о нашем душевном здоровье, и о нашем спасении.

Есть свидетельство, как умирала одна благочестивая женщина. Когда над ней совершалось последнее соборование, многие прихожане того храма, в котором она молилась, пришли  к ней, чтобы вознести о ней свои молитвы. Во время совершения Таинства женщина, осенив себя крестным знамением, испустила дух. Тогда священник обратился к родным и близким, чтобы они приготовили её тело к погребению. Но к удивлению всех женщина вдруг открыла глаза и сказала: "Святителю отче Николае, благодарю тебя, что ты напомнил мне о том грехе, который я не исповедала, и который я могу сейчас открыть священнику, чтобы уже с чистой душою уйти из этой временной земной жизни". Это свидетельство того, как святитель Николай заботится о нашем спасении. Он не случайно явился к этой уже умершей женщине, чтобы напомнить забытый ею грех.

Можно приводить еще множество примеров той заботы, которую проявляет святитель Христов о нас - недостойных и грешных людях. Рассказывают об одном торговце, который однажды не досчитался очень большой суммы денег. Он боялся сказать об этом своему хозяину, потому что понимал, что может быть два выхода из этой ситуации: или хозяин отдаст его под суд и его посадят за недостачу в тюрьму, или с позором уволит с работы и клеймо вора постоянно будет на нем. Человек не знал, что ему делать, где взять деньги, и не мог вспомнить, как он мог их потратить. Не видя выхода из создавшегося положения, он решил покончить жизнь самоубийством. Для совершения задуманного он решил пойти на мост и броситься в реку. А за рекой был монастырь, посвященный святителю Николаю. Человек видел этот монастырь, но дьявол настолько овладел его душой, что в его сознании даже маленькой мысли не возникло попросить помощи у святителя. И как сам потом рассказывал этот человек, он не помнит, что с ним далее происходило, единственное, что он помнит, что увидел идущего ему навстречу святителя Николая в архиерейском облачении. И когда святитель поравнялся с ним, то сказал: "Что же ты, впав во власть дьявола, решил покончить жизнь самоубийством? Тебя ожидает вечная мука. Здесь ты недолго помучаешься, а там будешь мучиться вечно". И святитель напомнил, кому этот человек отдал деньги. Когда он очнулся, то увидел, что река с мостом осталась далеко позади, а сам он стоит у дверей монастыря, над которыми висит икона святителя Николая. Переступив порог монастыря, он принес искреннее чистосердечное покаяние, и потом, встретившись с тем человеком, о котором сказал святитель, он смог вернуть и деньги. Видите, как святитель заботится о спасении каждого из нас. Он заботится о том, чтобы все мы наследовали жизнь вечную. Но для того, чтобы это произошло, необходимо стремиться жить так, как жил святитель Христов Николай.

В тропаре сегодняшнего праздника мы поем "днесь град Барский радуется". Я хочу перефразировать слова этого тропаря и сказать, что не только град Барский радуется, но вся вселенная ликовствует ныне, вспоминая дивного угодника Божия Николая. В другом тропаре, посвященном святителю, мы называем его "Правилом веры и образом кротости, воздержания учителем". Вот так и мы с вами, чтобы наследовать жизнь вечную, должны стремиться исповедовать свою веру так, как ее исповедовал святитель Христов Николай, и жить по вере так, как жил он. А жить так мы сможем только тогда, когда также, как и он, будем стремиться к стяжанию добродетелей кротости и смирения. Без этих добродетелей невозможно достигнуть вечной блаженной нескончаемой жизни.

Среди сонма святых угодников Божиих, прославленных нашей Церковью, нет ни одного, который, живя на земле, проявлял бы тщеславие, самолюбие и гордость, все то, что присуще нам. Все святые без исключения были смиренными и кроткими. И еще одна добродетель необходима нам с вами. Святитель Христов Николай исполнил тот завет, с которым Христос обращался к Своим ученикам: "Заповедь новую даю вам: да любите друг друга, как Я возлюбил вас" (Ин. 13,34). Святитель Николай очень хорошо уяснил для себя этот завет и прежде всего исполнил, и до сих пор исполняет, эту заповедь о любви не только по отношению к Богу, но и ко всем людям. Если бы святитель не любил нас, разве он так спешил бы ответить на наши просьбы, разве спешил бы протянуть руку своей помощи? Только любовь побуждает человека совершать добрые дела. Если мы хотим быть похожими на святителя Николая, то и мы должны совершать в нашей жизни добрые дела. Как их совершал, совершает, и будет совершать (я в это, несомненно, верю) святитель Христов Николай.

Помолимся ему усердно, не только сегодня в день его памяти, но и всякий раз будем молиться ему о том, чтобы он не оставлял нас, чтобы всегда слышал наше обращение к нему и помогал нам в нашей земной жизни. Но более радостно святителю Николаю слышать те наши прошения, которые касаются не нашего земного благополучия, но спасения нашей души. Поэтому чаще будем просить святителя Николая о том, чтобы его молитвами Господь сподобил всех нас достойно в этой земной жизни пронести свое христианское звание. Так, как его пронес святитель Христов Николай. Святителю отче Николае, моли Бога о нас! Христос Воскресе! Аминь.

Протоиерей Валерий Захаров. 22 мая 2005 г

Чудеса Святителя Николая.

Возвращение золота Еврею

дин христианин взял в заем у Еврея большое количество золота. Так как он не имел из людей никого, кто бы мог поручиться за него, то своим поручителем пред Евреем сделал святителя Христова Николая. Для этого оба они пошли в церковь святителя Николая, где христианин пред алтарем Святителя поклялся возвратить свой долг. Но вот прошел назначенный христианином срок возвращения долга. Еврей пришел к нему и стал просить его возвратить взятое им золото. Христианин, решивши утаить долг, с клятвою стал уверять Еврея, что он уже возвратил ему золото. Тогда Еврей обратился к судьям с просьбою рассудить их дело. Последние, не имея никаких доказательств, решили предать это дело суду совести христианина. Они велели ему клятвенно подтвердить, что он отдал свой долг и ничего не должен Еврею. И на присягу дерзнул корыстолюбец, рассчитывая при помощи одной хитрости избежать наказания за клятвопреступление. Он вложил золото в толстую палку, которую во время присяги дал подержать Еврею, сказав: "я отдал тебе больше, чем должен был", после же присяги опять взял ее. Но суд Божий не замедлил наказать клятвопреступника. Когда он после клятвопреступления возвращался домой, им овладел тяжелый сон, и он упал на землю. Быстро ехавшая колесница переехала его и убила до смерти, а палка, в которой было скрыто золото, упала, разбилась, и золото из нея рассыпалось по земле.

Узнав, об этом, Еврей ужаснулся и даже не хотел взять своего золота, которое предлагали ему. Наконец, он сказал: "до тех пор я не возьму золота, пока не увижу умершего воскресшим по молитве св. Николая. Когда же случится это, то и сам сделаюсь христианином". Как только вымолвил он это, мертвец ожил. Пораженный таким великим чудом Еврей крестился со всею своею семьею ".

Чудесное возвращение Вандалу похищенного у него имения

один из Вандальских набегов на Калабрию, когда все разрушалось и предавалось огню, один Вандал - грабитель в доме неизвестного христианина нашел образ св. Николая. Не зная, чье это изображение, Вандал однако же взял понравившийся ему образ. Во время дороги пленные христиане объяснили Вандалу, что это образ славного у христиан чудотворца, св. Николая. Возвратясь домой в Африку, он поставил икону св. Николая в своем дому.

Затем, когда ему встретилась надобность оставить свой дом и отправиться в путь, он поручил иконе. св. Николая все свое имущество, находившееся в доме, и обратился к. ней со следующими словами: "вот, я вручаю тебе все свое имение, которое ты должен блюсти в целости, пока я не возвращусь в свой дом; если же в мое отсутствие погибнет что из моего имения, то я жестоко отомщу за это на тебе".- Вандал отправился в путь. В его отсутствие в дом забрались воры, украли все находившееся там имущество, но икону чудотворца Николая оставили. Возвратившись домой и увидев, что все его имение расхищено, грубый Вандал выместил свою злобу на иконе. святителя Николая. "Не говорил ли я тебе",- обратился он к святителю Николаю, - "чтобы ты в мое отсутствие хранил от воров мое имущество? Так как ты не сделал этого, то я буду бить тебя вместо воров". С этими словами он подверг бичеванию честный образ Святителя и грозился даже сжечь его, если не найдется имущество.

Когда воры, укравшие имение Вандала, начали делить его между собою, им неожиданно явился святитель Христов Николай и грозно сказал: "Что вы сделали? Зачем вы украли имение, которое было поручено мне на сохранение? Вы согрешили, а я остался виноват Посмотрите, как жестоко бил меня Вандал, какие раны сделал на моем теле и как искровенил его Немедленно же возвратите похищенное вами имение Вандалу. Если же вы этого не сделаете, то понесете позорную казнь".

Изумленные такими словами, воры сказали ему: "кто ты, и какое право имеешь говорить так"? Он ответил: "я - Николай, раб Господа моего Иисуса Христа".

Услышавши имя великого Угодника Божия, воры почувствовали сильный страх и немедленно возвратили Вандалу имение. После этого они совсем перестали воровать и до самого конца проводили богоугодную жизнь, горько раскаиваясь в своих прежних грехах. Вандал же, пораженный быстрою и чудесною помощью Божия Угодника, уверовал во Христа со всем своим домом, крестился и потом построил церковь в честь св. Николая.

С того времени имя великого Чудотворца прославилось между варварами и стало известно в северной Африке.

Помощь святителя Николая
епископу Мирскому Феодору.

Актах второго Никейского вселенского собора (787 года) сохранился следующий рассказ одного из позднейших преемников святителя Христова Николая о чудесной помощи, оказанной ему этим великим Святителем. На соборе, собранном, как известно, для утверждения истинного богопочитания, поколебленного ересью иконоборцев, каждому отцу было предоставлено право говорить пред всеми в пользу иконопочитания все, что было ему известно. Так, прочтено было письмо преп. Нила Синайскаго к силенциарию Илиодору о явлении двум отшельникам Синайским св. мученика Платона, узнанного ими по тем иконам Святого, которые были в употреблении на их родине. Выслушав чтение, Феодор, епископ Mирский (сперва державшийся ереси иконоборцев, но в первом заседании собора раскаявшийся и отрекшийся от нее), сказал пред собором: "Нечто подобное этой истории пришлось испытать и мне. Раз я получил обиду от рук важных лиц. Архидиакон мой, человек благоговейный и боящийся Бога, говорит мне: "я видел во сне пaтpиapxa, который сказал мне: "Пусть митрополит придет к нам, и дела его получат оборот в его пользу". Я спросил архидиакона: в каком виде и очертании явился тебе патриарх? Он ответил: лицом красен и сед волосами. Тогда я сказал ему: не такого вида патриарх; есть у нас икона св. Николая и, как ты рассказываешь, именно он таков, как тебе явился, да, действительно, такого вида был говоривший со мною. Из сего сходства с иконою я понял, что ему явился св. Николай. Итак, поверив словам архидиакона, я тотчас же отправился в богохранимый царствующий град, и все дела мои были управлены согласно пользам моей епархии".

"Житие и чудеса св. Николая Чудотворца и слава его в России".

С.-Петербург, 1899 год.

 

В день святителя и чудотворца Николая

. (Алма-Ата, Свято-Никольский Кафедральный собор)

вятитель Николай очень почитаемый, и ему Господь дал чудес море. Великий чудотворец - чудес море! Где только Николай - там чудеса, где только Николай - там и милость, где только Николай - там и исцеление, и охранение! Тот Николай, которого вы знаете, - великий чудотворец! Вся вселенная стала его почитать, любить Николая чудотворца, молитвы его просить, портреты его рисовать, и от портретов его чудеса пошли, и появились чудотворные иконы.

Так вот, братья и сестры, сегодня мне навеяна такая мысль, такой маленький очерк вашему вниманию преподнести о тяжелых минутах собора, о тяжелых минутах благочестивого Константина и об очень : тяжелых минутах жизни святого Николая, который знал, что за свою ревность, за правду Божию он потеряет священный сан, но бросился на Ария чисто .по-гречески, чисто горячий, чисто невоздержанный ради Христа.

Я приветствую вас, братья и сестры, с завтрашним праздником храмовым Николая чудотворца, и я преподнес вам то, что мне очень нравится в Николае. Я ему служу всю жизнь: в Таганроге собор Никольский, в Ростове Никольская церковь, в Петропавловске Никольский придел, а здесь всечестной храм. - Так я под сенью Николая и под его омофором всегда был с раннего возраста до того времени, когда и сам получил высокую честь - носить, как Николай, то, что Божия Матерь свысока показала во Влахернском храме, - этот священный омофор.

И нас, святитель, не оставляй; и нас, святитель Николай, у Престола Святыя Троицы поминай, нисходя к нашим слабостям, но учитывая нашу любовь к тебе, учитывая, хотя и холодную, нашу веру Господу Богу, за которую ты сана чуть не лишился. Мы любим Господа, мы веруем в Господа, в Троице поклоняемого Отца, Сына и Святаго Духа, ибо без Троицы нет ни Церкви, ни Таинств.

Прими же, Николае Чудотворче, наши уверения, прими наши просьбы, приими наши молитвы, полюби нас, твоих детей. Аминь.

Митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф (Чернов).

Дата неизвестна

Тропарь равноапостольным Кириллу и Мефодию, глас 4-й:

Яко апостолом единонравнии и словенских стран учителие, Кириллие и Мефодие богомудрии, Владыку всех молите, вся языки словенския утвердити в Православии и единомыслии, умирити мир и спасти души наша.

Кондак, глас 3-й:

Священную двоицу просветителей наших почтим, Божественных писаний преложением источник богопознания нам источивших, из негоже даже до днесь неоскудно почерпаюше, ублажаем вас, Кирилле и Мефодие, Престолу Вышняго предстоящих и тепле молящихся о душах наших.

Величание

Величаем вас, святии равноапостольнии Мефодие и Кирилле, вся словенския страны ученьми своими просветившия и ко Христу приведшия.

Месяцеслов

Воскресенье, 21 мая 2006 года. Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне.Апостола и евангелиста Иоанна Богослова(98-117)

Понедельник, 22 мая. Седмица 5-я по Пасхе. Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар(1087)

Вторник, 23 мая. Апостола Симона Зилота (1).

Среда, 24 мая. Отдание праздника Преполовения Пятидесятницы. Равноапп. Мефодия (885) и Кирилла (869), учителей Словенских.

Четверг, 25 мая. Прославление сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца.

Пятница, 26 мая. Мц. Гликерии девы и с нею мч. Лаодикия, стража темничного (ок. 117).

Суббота, 27 мая. Мч. Исидора (251)

версия для печати

Рассылка на новости сайта

Читателю предлагается три варианта:
1. Просмотр RSS-новостей сайта на Христианство.ру (для этого кликните на кнопке RSS и читайте страницу новостей)
2. Подписка через RSS, не требующая указания Е-мейл Для этого кликните на кнопке RSS и далее на кнопке "подписаться".
3. Если на странице RSS кнопка "подписаться" отсутствует, это означает, что Ваш браузер не поддерживает RSS Тогда подпишитесь на новости, введя свой Е-мейл ниже.
Рассылка еженедельная, объем не более 10 Кбайт.
Email:


Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет
Rambler's Top100

© Свято-Никольский собор, 2000 - 2010
При использовании материалов ссылка на "Никольский Благовест" с указанием URL
(http://www.nikolay.orthodoxy.ru http://www.nikolski.kz, http://nikolski-sobor.narod.ru) обязательна!

 

Сайт управляется системой uCoz