По благословению Мефодия, Митрополита Астанайского и Алматинского
6 (310), 2006 г.
2000 год | 2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год
номера за все годы - щелкните на нужный год от РХ

"Никольский Благовест" содержит проповеди, сведения о всех православных праздниках, традициях, о православном богослужении, сведения об инославии, апологетику, месяцеслов на каждый день и многое другое.

Слово пастыря. Зачем Господь вознесся на небо. Святые Константин и Елена. Месяцеслов.

Зачем Господь вознесся на небо

Вознесение Господне
Вознесение Господне

так, Господь и Спаситель наш вознесся с земли на небо. Для чего Он вознесся на небо, почему не остался с нами видимо до скончания века? Во-первых, Своим вознесением от земли на небо Он показал образ и путь восхождения нашего от земли на небо. Во-вторых, для того, чтобы ниспослать нам единосущного и единосильного Духа Святого Утешителя. В-третьих, чтобы, приготовить место верным Своим последователям.

Господь Своим вознесением с земли на небо показал нам образ и путь нашего восхождения на него. Господь был во всем для нас примером святости, кротости, смирения, незлобия, терпения, непрестанной молитвы, бесстрастия, всецельной любви к Богу и человечеству, беспрекословного послушания Отцу Своему Небесному. Ему надобно было послужить для нас примером и в этом, т.е. примером в восхождении на небеса. Ибо для чего Сын Божий сходил на землю? Чтобы нас возвести на небо.

Итак, братия мои, живя на земле, старайтесь чаще возноситься на небо умом и сердцем, туда, куда вознесся Господь и Спаситель наш. Не прилепляйтесь ни к чему на земле, ибо земля не отечество, а место странствия, место борьбы и подвигов, и блага земные - не жизнь наша, не предметы любви нашего сердца, а только необходимые пособия для плоти нашей. Старайтесь быть духом всегда выше земного, всех земных вещей, не погружайтесь в них, не сливайтесь с ними (а погружается в них и сливается с ними тот, кто имеет пристрастие к ним).Теперь же это пристрастие к земной жизни, ее удовольствиям и, вместе, отчуждение сердцем от горнего Отечества Небесного особенно усилились в христианах. Христиане забывают цель своей жизни, забывают звание свое христианское, обязанности христианские, обет, данный при крещении - быть исполнителями заповедей Христовых во вся дни живота своего.

Возноситесь, братия мои, возноситесь от земли на небо, в истинное ваше Отечество, вечное Отечество. Смотрите умными очами на возносящегося - это ваш путь проложен на небо, путь, который прежде был непроходим от князя власти воздушной - диавола - и его споспешной силы духов злобы, а теперь для верующих в Господа и хранящих Его заповеди стал свободен. Этим путем множество христиан - подвижников благочестия - взошло уже на небо.

Господь вознесся с земли на небо для того, чтобы ниспослать нам единосущного и единосильного Утешителя Духа. Об этом Сам Господь пред Своими страданиями говорил ученикам так:

аще не иду Аз (т.е. если не вознесусь к Отцу), Утешитель не приидет к вам: аще ли же иду, поило Его к вам. И пришед Он обличит мир о гресе и о правде и о суде. И воспомянет вам вся, яже рех вам.

[Ин 16:7-8; 14:26].

И вот, вскоре после вознесения Господь послал Своим ученикам и апостолам, и всем, составлявшим тогда малое стадо Христово, Духа Божественного, Который исполнил всех их чрезвычайными дарами: святостью, мудростью, даром языков, чистейшей и пламенной любовью, ревностью к славе Божией и о спасении душ человеческих, миром, радостью, дерзновением, бесстрастием ко всем земным превратностям, бесстрастием ко всему земному, любовью к небесному.

Итак, примите Утешителя Духа, да будет Он с вами вовеки и да наставит вас на всякую истину. Но помните, что Иисус Христос, вознесшийся на небо и ниспославший Утешителя Духа, и Сам никогда с нами по Божеству не разлучается, но пребывает неотступно, вопия любящим Его: "Я с вами, и никто против вас".

Наконец, Господь вознесся для того, чтобы приготовить последователям Своим место в небесах. Иду уготовати место вам (Ин 14:2), - говорит Он Своим ученикам. Видя с небес святых все подвиги духовные Своих последователей и оценивая их по достоянию, Он всем уготовляет воздаяние, как праведный Судия, и всякий из нас получит свое.

Сеяй скудостию, скудостию и пожнет; а сеяй о благословении, о благословении и пожнет (2 Кор 9:6). Ина слава солнцу, и ина слава луне, и ина слава звездам; ина плоть скотом, ина же рыбам, ина же птицам; и телеса небесная и телеса земная; но ина убо небесным слава, и ина земным.

[1 Кор 15:39-42].

Так и на суде - все оценится по достоинству.

Итак, Господь Иисус Христос вознесся для того, чтобы приготовить каждому из нас свое место, взять нас к Себе.

Пойму вы к Себе, да идеже есмь Аз, и вы будете.

[Ин 14:3]

Ужели же нам лучше на земле, а не на небе? О, нет, нет! Прочь же все прелести мира. Аминь.

Святой праведный Иоанн Кронштадский

ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ

оскресший Господь уже не может более оставаться на земле. Победивший смерть уже не может быть среди тления. Он совершил все, для чего был послан Отцом, и Ему больше незачем оставаться на чужбине. И хотя, по евангелисту Луке, Он еще "в продолжение сорока дней являлся Своим ученикам", тот же евангелист так передает ход событий: "В первый же день недели" мироносицы были у гроба и рассказали обо всем Апостолам. "В тот же день двое из них шли в селение", где Господь им явился. Как только Он стал невидимым, они "вставши в тот же час, возвратились в Иерусалим". В тот момент, когда они рассказывали о происшедшем, "Сам Иисус стал посреди их". Он вывел их вон из города и тут же "стал отдаляться от них и возноситься на небо". Все тут же, в тот же день, в тот же час. Когда совершается Божие дело, то день - как тысяча лет, и тысяча лет - как один день. Евангелист Лука остро чувствовал, что хотя проходят сорок дней, но - как будто ранним утром Он воскрес, а вечером уже вознесся.

"Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их". Когда Апостолы взглядом провожали Его, "вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, каким вы видели Его восходящим".

Ангелы отвлекли Апостолов от смотрения на небо, потому что отнюдь не видимое небо есть престол Божий. Как о Духе Святом говорится, что "голос Его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит" (Ин.3,8), так и здесь: не дано знать, где небо, куда вознесся Христос. Но дано быть неразрывно с Ним связанным.

"В Иерусалим Апостолы возвратились с великою радостью". Да и как не радоваться! До сих пор человек отходил в страхе и трепете, и мы провожали его вниз, в землю. И вдруг такой прорыв! Человек восходит вверх, на небо, восходит как победитель, возносится во славе, и даже тело Его не брошено, как скинутая одежда, но преображено, пронизано духом и тоже восходит с Ним! Как же не радоваться, когда наш Брат, самый лучший, самый любящий из всех братьев, - поднялся до Самого Бога, от Которого исходят потоки жизни, в руке Которого судьба каждого из нас. Как же не радоваться, если то, что раньше казалось таинственным, далеким и непознаваемым, теперь вдруг обрело человеческое тепло. То, что казалось страшным и непостижимым, стало родным. Наш Брат там, одесную Силы, и в этом для нас отныне залог, что уже ничего страшного, ничего непредвиденного, ничего неразумного и непонятного с нами не произойдет!

И отныне Апостолы будут с радостным терпением ожидать от Него бесценных даров: вскоре - Духа Святого, потом - непрерывной помощи и поддержки, и наконец - Его второго пришествия.

И отныне человек сможет чувствовать себя, хотя и грешным, и недостойным, но как бы магнитом, который неудержимо притягивает к себе все небо, всю Божественную любовь; чувствовать себя хотя и песчинкой, но такой песчинкой, ради которой

"как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет Пришествие Сына Человеческого"

[Мф.24,27]

Будем же во всем

"подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему"

[Лк.12,36].

http://www.pues.ru/orthodox/propov/east_6.htm#4

Елеонская гора

Место апостолов Вири Галилея
Место апостолов "Вири Галилея"

се четыре евангелиста, повествуя о последних днях земной жизни Иисуса Христа, упоминают Елеонскую гору как главное место пребывания Учителя. Здесь, в тени оливковых садов, вдали от шумного и опасного Иерусалима, предвидя приближающийся итог Своей земной миссии, спешил Иисус преподать Своим ученикам последние наставления и самые сокровенные тайны Своего учения, которые никогда до этого никому не раскрывал. Отсюда Он начал Свое торжественное царское восхождение в Иерусалим, но принял вместо законного царского престола крест; отсюда же Он вознесся на вечный Свой небесный престол одесную Отца, спустя сорок дней после Воскресения. Вот сколько великих событий связано с этой сравнительно небольшой горой, и, само собой разумеется, что буквально каждому шагу Спасителя на этой горе здесь посвящена своя Святыня. Рассмотрим же все по порядку.

Греческая церковь на Елеоне
Греческая церковь на Елеоне

Елеонская гора топографически представляет собой часть цепи холмов, берущей свое начало от горы Наблюдателей (гар а-Цофим), где сейчас расположен кампус Еврейского университета и затем простирающейся вдоль Кедронской долины, уходя в Иудейскую пустыню. Собственно Елеонской горой из этой цепи считаются три холма: первый называется "Малая Галилея" (Вири Галилея), так как, по преданию, во времена Иисуса Христа здесь было подворье, где останавливались паломники, приходившие в Иерусалим на праздники из Галилеи, среди которых были и апостолы (ныне это место принадлежит Греко-православной церкви, там же построена небольшая церковь, а средний холм традиционно считается местом Вознесения Иисуса и третий (южный) - так называемая "гора Соблазна", где Соломон на старости лет стал устраивать капища чужим богам.

Само название "Елеон" означает маслина, это греческое название горы является переводом с ивритского "гар а-Зейтим" - гора маслин. По преданию, именно с Елеонской горы принес голубь оливковую ветвь Ною. И сегодня туристы любят покупать здесь оливковые веточки у арабских мальчишек как сувениры.

 

Елеонская гора в Библии

Священной истории эта гора играла чрезвычайно важную роль. В первый раз Библия упоминает Елеонскую гору в связи с бегством царя Давида от своего мятежного сына Авессалома: "А Давид пошел на гору Елеонскую, шел и плакал: голова у него была покрыта; он шел босой, и все люди, бывшие с ним, покрыли каждый голову свою, шли и плакали. Донесли Давиду, и сказали: и Ахитофел в числе заговорщиков с Авессаломом. И сказал Давид: Господи! разрушь совет Ахитофела. Когда Давид взошел на вершину горы, где он поклонялся Богу, вот, на встречу ему идет Хусий Архитянин, друг Давидов; одежда на нем была разодрана, и прах на голове его. И сказал ему Давид: если ты пойдешь со мною, то будешь мне в тягость; но если возвратишься в город и скажешь Авессалому: "царь, я раб твой; доселе я был рабом отца твоего, а теперь я, то ты расстроишь для меня совет Ахитофела. Вот там с тобою Садок и Авиафар священники, и всякое слово, которое услышишь из дома царя, пересказывай Садоку и Авиафару священникам. Там с ними и два сына их: Ахимаас, сын Садока, и Ионафан, сын Авиафара; через них посылайте ко мне всякое известие, какое услышите. И пришел Хусий, друг Давидов, в город; Авессалом же вступал тогда в Иерусалим" (2 Цар. 15:30-37).

Это судьбоносное решение для царя Давида, для народа Израиля и его веры произошло на сей горе. Господь увидел слезы раба своего Давида и смилостивился, приведя к нему друга и озарив умной идеей. В результате Хусий расстроил планы мятежа, учинил смуту в лагере Авессалома, и мятежный сын был наказан, о чем напоминает памятник с конусообразной вершиной у подножия Елеонской горы.

 http://www.balandin.net/FifthGospel/Gospel31.htm

ПРОТИВ СТРАСТИ ТЩЕСЛАВИЯ

1. Какое наставление дает преподобный Нил, охраняя братию от духа тщеславия?

     "Много, говорит, и бдительно должны мы наблюдать за духом тщеславия. Ибо он весьма сокровенно, со всяким ухищрением, вкрадывается в наши намерения и действия, преграждает иноку путь к истинному преспеянию и силится исказить и извратить дело наше так, чтобы оно было не для Бога, но из тщеславия и человекоугодия. Посему надлежит нам во всякое время строго испытывать себя и упражнения свои внешние и мысленные: для Бога ли и для пользы ли душевной они совершаются. Надлежит всячески избегать похвал человеческих и, памятуя сказанное святым Давидом: Господь разсыпа кости человекоугодников (Пс. 52, 6), отревать всякий помысл льстивый, и внушающий что-либо сделать по человекоугодию. Таким образом твердо да направляем все ко благоугождению Богу".

      2. А тому, кто при всем желании своем так вести себя побеждается иногда, прошв воли своем, помыслом тщеславия, что внушается тому от Преподобного?

      "Да исповедает он помысл свой в молитве ко Господу и да преложит его на противное, смиряя и уничижая себя: Сердцеведец, пред Коим открыта душа наша и всякое в ней движение, простит и не вменит нам его".

      3. Как достигать победы над тщеславными помыслами?

     "Для сего так да поступаем, говорит преподобный Нил: если когда-либо восчувствуем побуждение чем-либо потщеславиться, то воспомянем свои слезы, если имеем их, и благоговейное предстояние в молитве пред Богом. А если нет у нас ни того, ни другого, представим себе исход наш из сего мира, - и бесстудное тщеславие чрез сие отженется. Если же оно и за сим гнездится в нас, убоимся, по крайней мере, того срама, который последует тщеславному: "Ибо возносяйся, еще здесь, прежде будущего века, не избежит .унижения", говорит святый Иоанн Лествичник".

 

      4. Какую предосторожность внушает преподобный Нил на тот случай, когда кто-либо похвалит нас?

     "Когда кто-либо станет нас хвалить и своею похвалою, при содействии врага невидимого и собственного нашего ослепленного сердца, породит в нас мысль, что мы достойны чести и повышения, и способны к занятию высоких мест, то тотчас вспоминаем себе множество и тяжесть наших согрешений, или - и одно из них, наиболее гнусное, вообразим в уме нашем, и скажем себе самим: суди, достойны ли похвалы и чести так поступавшие? И тогда вдруг увидим себя совершенно не стоющими никакой и ничьей похвалы, и внушения бесовские отразятся и более смущать нас не станут, сказал Никита Стифат".

 Преподобный Нил Сорский
"О восьми главных страстях и победе над ними"

Святые Константин и Елена

икона Царицы Елены

ервой заслугой царицы Елены было то, что она расположила своего сына Константина к христианской вере в то время, когда другие юноши благородного вхождения воспитывались в языческом духе и презирали христианство. Второй - воздвижение Креста Господня.

С целью найти Крест Господень царица Елена в 326 г. отправилась в Иерусалим. Ей указали, что Крест Господень зарыт в землю на месте, где язычники воздвигли храм в честь Венеры. Когда по приказанию Елены сломали здание и стали рыть землю, то нашли три креста и около них дощечку с надписью: "Иисус Назарянин, Царь Иудейский".

Чтобы узнать, на каком из трех крестов распят Спаситель, стали по очереди возлагать их на умершего. От двух крестов не произошло никакого чуда. Когда же возложили третий крест, то умерший воскрес, таким образом узнали крест Спасителя.

Когда люди узнали о чуде, то все захотели увидеть святой Крест. Тогда патриарх Иерусалимский Макарий и царица Елена стали на возвышенном месте и поставили (воздвигли) крест. Народ, видя крест Господень, молился со словами: "Господи помилуй!"

В память этого события Церковь установила праздник Воздвижения Креста Господня. Этот праздник относится к числу великих и празднуется 27 сентября. В этот день святой крест торжественно выносится на середину храма для поклонения. Во время царствования Константина было восстановлено прежнее название города Иерусалима вместо нового, Юлия Капитолина, данного ему при императоре Адриане (117-138 гг.).

Царица Елена построила несколько храмов в Святой Земле: на Голгофе храм Воскресения (и Гроба) Господня, где ежегодно в пасхальную ночь сходит благодатный огонь; на Елеонской горе (где Господь вознесся на Небо); в Вифлееме (где Господь родился по плоти) и в Хевроне у Мамврийского дуба (где Бог явился Аврааму).

http://days.pravoslavie.ru/Life/life6574.htm

Тропарь, глас 8-й:

Креста Твоего образ на небеси видев и якоже Павел звание не от человек приемь, в царех апостол Твой, Господи, царствующий град в руне Твоей положи, его же спасай всегда в мире, молитвами Богородицы, Едине Человеколюбче.

Кондак, глас 3-й:

Константин днесь с материю Еленою Крест являют, всечестное Древо, всех убо иудеов посрамление суще, оружие же на противныя: нас бо ради явися знамение велие и во бранех грозное.

Величание:

Величаем вас, святии равноапостольнии царие Константине и Елено, и чтим святую память вашу, вы бо святым Крестом всю вселенную просветили есте.

Начало в № 4 (308).

Спецпереселенцы в Казахстане.

ЧАСТЬ II

По неполным данным, с 1940 по 1950 год в Карлаге умерло около 40.000 заключенных. Самая высокая смертность была в годы Великой Отечественной войны. Так, в 1943 году ежемесячно умирало почти по 1000 человек. Вот эта страшная статистика: 1940 г. - 647 человек; 1941 г. - 1486 человек; 1942 г. - 8399 человек; 1943 г. - 11828 человек; 1944 г. - 5323 человека; 1945 г. - 1762 человека;  1946 г. - 1868 человек; 1947 г. - 1366 человек; 1948 г. - 1508 человек; 1949 г. - 1027 человек; 1950 г. - 650 человек.

В Карлаге, правда, проводились оздоровительные мероприятия, но их было недостаточно. В лагере было всего 575 человек медперсонала, в том числе: врачей - 193; фельдшеров-акушеров - 128; медсестер - 216; фармацевтов, аптечных работников - 35; стоматологов - 3.

Убывших из лагеря по литере "В" (так в отчетности шифровалась смерть заключенного) увозили на лагерное кладбище. Процедура похорон по "лагерному обряду" была максимально упрощена: никаких провожающих. Могила общая по 15 трупов в каждой (в три слоя по пять в каждом, каждый слой трупов присыпался землей), трупы совершенно голые, на ногу и кисть руки надевались жестяные кольца с выбитыми номерами (этот номер значился в акте на смерть заключенного). В одном из углов могилы устанавливался столб с выжженными номерами. Трупы плохо засыпались, бывали случаи, когда голодные собаки или волки их вырывали.

Такой порядок погребения был установлен на основании распоряжения  ГУЛАГа от 16 марта 1943 г.:

1. Разрешить погребение в общих могилах по нескольку трупов вместе.

2. Допустить захоронение трупов без гробов и без белья.

3. Глубина могилы должна быть не менее 1,5 м. Ширина и длина могилы  определяется количеством погребенных.

http://www.pravoslavie.ru/put/060503130045 - _ftn1#_ftn1[1]

Никто не знает, сколько по Карлагу разбросано подобных безвестных кладбищ.

Архивные материалы УВД КО свидетельствуют, что во внутренней службе Карлага допускалась бесконтрольность в персональном учете заключенных. По этому вопросу был издан приказ ГУЛАГа от 30 января 1947 г. "О мероприятиях по упорядочению персонального учета заключенных в лагерях, колониях и тюрьмах МВД". В этом приказе отмечалось неудовлетворительное состояние персонального учета в Карлаге.

25 марта 1947 года была проведена генеральная проверка заключенных Карлага. Комиссия выявила много недостатков в постановке персонального учета заключенных, несколько десятков человек содержалось без приговора, без личных дел из городов Союза прибывали заключенные с чужими личными делами, имели место случаи грубейшего нарушения государственной законности. Многие заключенные по определению Верховного Суда СССР подлежали освобождению, но по запутанности и отсутствию дел продолжали содержаться в лагере.

Бывшие заключенные Карлага рассказывают о несправедливости, и даже бесчеловечности некоторых работников администрации лагеря. Например, в Березняковском  лагерном отделении женщина-конвоир выводила на улицу тех, кто по болезни не мог выйти на работу, снимала с них белье и сажала на снег.

"Терпели, когда периодически, обычно в общие дни отдыха, надзиратели устраивали обыски в бараках. С остервенением переворачивали постели, рылись в скудных пожитках заключенных, швыряли их на пол, искали "недозволенные" лагерным режимом предметы. Терпели, когда при выдаче посылок раздиралась упаковка и высыпались в одну кучу несовместимые предметы. Разрывались коробки с папиросами, и табак перемешивался с ранее высыпанным сахаром".

http://www.pravoslavie.ru/put/060503130045 - _ftn2#_ftn2[2]

В Бидайском отделении имело место изъятие золотых зубов у трупов заключенных, хотя было указание со стороны руководства лагеря о недопустимости подобных действий.  Заключенные Х. Халниязов и Х. Сапаргалиев, работая чабанами в степи, не смогли защитить гурт овец без оружия от нападения волков. Несколько овец было разорвано и поранено. За это они были осуждены дополнительно на 1,5 и 2 года с взысканием ущерба в сумме 892 рубля. За хищение трех килограммов овощей расстрелян С. Матросов. 

"Режим содержания заключенных, - говорит бывший заключенный И. Зоренко, - был тяжелым. В 1943 году с фронта стали прибывать осужденные солдаты, двое из них попытались совершить побег, ушли в степь в надежде вырваться на волю. За ними началась погоня охранников с собаками, и беглецов скоро настигли. Они готовы были сдаться, но их насмерть затравили собаками. В этот же день привезли в лагерь обезображенные трупы, повозку завезли в зону, собрали всех заключенных, и начальник по режиму приказал нам глядеть на трупы и делать выводы.

В отделениях лагеря были также заключенные, не способные к физической работе - старики, старухи больные. Содержали их в отдельных бараках, на голодном пайке. Они заболевали пеллагрой и постепенно умирали".

http://www.pravoslavie.ru/put/060503130045 - _ftn3#_ftn3[3]

Были случаи, когда такие немощные люди старались добраться да посевов со злаками, с бобовыми, горохом, овощами, нарвать стручков для утоления невыносимого голода. Если это замечали охранники, стреляли без всякого предупреждения.

Среди работников лагеря встречались и добрые люди, которые видели и осознавали несправедливость и преступность массовых репрессий. Они помогали заключенным, иногда рискуя жизнью. Бывшие карлаговцы с благодарностью вспоминают имена заместителя начальника управления лагеря Игнатенко, заместителя начальника по кадрам Гарина, начальника лагерного отделения Полонского, вохровцев: Горюнова, Мурашева, Мишкина, Жаркова, начальника участка Мусагалиева. Они старались, где это было возможно, смягчить участь обездоленных обитателей лагеря. Некоторые бывшие заключенные переписываются с бывшими работниками Карлага.

Седьмого февраля 1940 года за подписью Берия был издан приказ "Об агентурно-оперативном обслуживании исправительно-трудовых лагерей НКВД СССР". Руководствуясь этим документом, на местах во всех лагерных системах, в том числе и в Карлаге, была создана агентурно-осведомительская сеть. Она должна была вести борьбу с побегами заключенных из лагерей и организовывать розыск, арест беглецов. Также вести борьбу с саботажем, дезорганизацией производства, хищением лагерного имущества, бандитизмом и хулиганством заключенных. На основании этого документа в Карлаге четко действовала агентурно-осведомительная сеть. Руководство лагеря было постоянно и своевременно информировано о каждом случае нарушения и преступления в среде заключенных. Если заключенные знали об осведомителях, то и отношение к ним было соответствующее. Весь период существования Карлага проводилась активная работа по выявлению неблагонадежного контингента с помощью целого штата доносчиков или, как их называли, "стукачей".

В Карлаге всего было 45 штрафных изоляторов (ШИЗО). Они всегда были переполнены. Если в 1938 за нарушение лагерного режима в ШИЗО содержалось 859 заключенных, то в 1952 году - 16000.     

Было много побегов. Задержанных, по решению лагерного суда, - расстреливали. Численность побегов была высока особенно в довоенные годы. За 6 довоенных лет побег совершили 18000 заключенных. Около 30% из них - расстреляно. В марте и мае 1938 года за побег было расстреляно 56 человек, а в 1941 только за май расстреляли 20 человек, из них 8 женщин. В первую половину 1942 года было совершено 126 побегов, из них осуждено к расстрелу 20 человек.

Руководство Карлага мобилизовало все средства на борьбу с побегами. Главное внимание было уделено предотвращению побегов, для этого был создан специальный аппарат - взвод оперативных стрелков, которые были расставлены по всем лагерным отделениям. Задержание беглецов осуществлялось расставленными вне территории лагеря оперативными заставами и постами ВОХР, среди местного населения были группы содействия поимке.

Эти группы, охватывающие до 660 человек актива из местного населения, оказывали Карлагу серьезную помощь. В результате принятых руководством мер, численность побегов среди заключенных снизилась. В 1950 году она составила всего 1082 человека, но до конца проблему побегов решить не удавалось, так как заключенные считали: лучше смерть, чем такая страшная жизнь  в лагере.

Режим содержания заключенных в лагере предполагал участие каждого в общественно полезном труде. Карлаг занимался тяжелой и легкой промышленностью, научно-исследовательской работой. Во все эти сферы вовлекались заключенные в зависимости от образования и способностей.

В Карлаге был организован совхоз "Гигант". Основными направления деятельности совхоза-лагеря были животноводство и земледелие. К осени 1931 года, началу образования совхоза, сюда были доставлены 25000 голов КРС и 19000 овец, отобранных у местного населения. Под посевы зерновых и огородничества было отведено 11200 гектар земли. Сельское хозяйство лагеря оказалось более эффективным, чем в колхозах, это объясняется тем, что в Карлаге работали "крестьяне-кулаки", которые трудились по 14-15 часов в сутки. Ежегодно совхоз "Гигант" участвовал в выставках на ВДНХ. Результаты работы совхоза-лагеря были потрясающими. Так, в 1940 году совхоз "Гигант" получил 15900 тонн картофеля и овощей, а в 1941 году - 40384 тонн. Совхоз ежегодно досрочно выполнял государственное задание по продаже государству хлеба и обеспечивал необходимым количеством хлеба и овощей потребителей лагеря. Вовлечение в хозяйственный оборот огромных территорий неосвоенных земель положило начало новому этапу в развитии сельскохозяйственного земледелия. Это потребовало от управления Карлага необходимых средств на организацию новых хозяйств, а также на строительство жилья и производственных объектов. И в короткий срок, к началу 1941 года, на территории лагеря уже существовало 17 отделений с посевной площадью в 52366 га. Каждое отделение, ведущее сельское хозяйство, в свою очередь было распределено на ряд участков и ферм. В хозяйстве лагеря (в 1941 году) имелось 70 овцеводческих ферм, 45 ферм КРС, одна конеферма, две свинофермы, 20 огородных участков и 10 полеводческих участков.

В совхозе-лагере "Гигант" были созданы условия для ведения животноводства. Совхоз-лагерь постоянно выполнял и перевыполнял план по сдачи государству шерсти, молока и мяса. Для обеспечения нормальной работы такого хозяйства требовались специалисты, которых успешно и бесперебойно поставляли органы НКВД. Комплектование кадров осуществлялось только за счет заключенных. К 1950 году на животноводческих фермах работали 4698 человек. Среди них 13 ученых зоотехников. Академик-микробиолог Р.А. Цион, профессор Васильц, Колчев, Орловский, зоотехник Зальцман, Берг, ветеринарный врач Хвалинский и многие другие. Они осуществляли идею экономического подъема за колючей проволокой. После упразднения Карлага на его территории было организовано 16 совхозов.

Лагерь представлял собой сложный организм, где, помимо сельского хозяйства, имелся целый ряд промышленных предприятий, выполнявших заказы ГУЛАГа НКВД и обороны страны.

В 1940 году руководство Карлага начало строить ремонтно-механический завод на базе старых мастерских. Завод обеспечивал все отделения лагеря запчастями, деталями всех видов сельскохозяйственных машин и двигателей. Здесь работало 850 заключенных. В начале войны завод получил задание освоить и начать выпуск мин "М-50". Заключенные инженеры и рабочие завода разработали и внедрили поточную линию для выпуска мин. Буквально через год 10000 мин были отлиты и отправлены на Уральский Военный Завод для проверки их качества на кучность и осколочность. Подтвердилось хорошее качество. Не успели освоить изготовление мин М-50, как завод получил новые задания  на изготовление мин М-82. На их освоение дали два месяца. Задание также было выполнено. Выпуск мин к концу войны составлял 40000 в месяц. Завод также выполнял многие другие заказы для фронта. После войны завод стал выпускать продукцию для сельского  хозяйства.

Заключенных, по постановлению от 9 января 1936 года СНК СССР, использовали для строительства железной дороги Караганда - Джезказган. Эту дорогу заключенные построили за небывало короткий срок, в 1939 году она была сдана в эксплуатацию. В 1940 году на берегу реки Кенгир был создан крупный филиал Карлага - Степлаг. Этот промышленный лагерь подчинялся управлению горно-металлургической промышленности ГУЛАГа. Лагерь охраняли 3 дивизиона и два отдельных взвода ВОХР. По данным на 1 января 1942 года, на комбинате трудилось 12040 заключенных. Из них на медных рудниках работало 7948 человек, на гражданском строительстве 1900 человек, на других промышленных объектах 4553. Только за 1941 год комбинаты лагеря добыли 53000 тонн медной руды, а в 1942 году 605000 тонн.

Заключенные Карлага принимали активное участие в сооружении Джезказганского марганцевого рудника, Балхашского медеплавильного завода, обогатительной фабрики, электроцентрали, Коунрадского рудника, Ремонтного завода, самого города Балхаш. Карагандинский ОЛП предоставлял рабочую силу комбинату "Карагандауголь". Заключенные участвовали в строительстве угольных шахт, разработке угольных разрезов.

В Карлаге действовали 17 кирпичных заводов с программой 2,5 млн. штук кирпича для местных нужд. В лагере действовал стекольный завод по выпуску оконного стекла (40 тыс.кв.м.), ламповых стекол, стекол к фонарям "летучая мышь" и прочих мелких изделий. В Карлаге действовали 20 электростанций общей мощностью 698 киловатт; 16 ремонтных мастерских по ремонту тракторов и сельскохозяйственных машин, в 1944 году в Карлаге  был построен сахарный завод, который ежегодно производил около 400 тонн сахарного песку. Благодаря бесплатному труду заключенных Карлага горняки Карагандинского бассейна были обеспечены сахаром (на заводе работало более 600 заключенных). В Карлаге действовало валяльное производство с выпуском 30 000 пар валенок ежегодно. Кроме того, в лагере функционировали 18 мельниц, 13 маслозаводов и 16 брынзоварен. Два маслобойных завода растительного масла, 37 хлебопекарен и другие мелкие предприятия.

РЕЗОЛЮЦИЯ IV ВСЕЗАРУБЕЖНОГО СОБОРА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ

Соборным единодушием участники IV Всезарубежного Собора приняли Резолюцию по вопросу уврачевания раны разделения внутри Русской Церкви. Председательствующий на Соборе Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви Митрополит Лавр вынес предложение проголосовать по каждому пункту Резолюции отдельно. По словам личного секретаря Митрополита Лавра священника Серафима Гана, среди воздержавшихся и высказавшихся против оказалось не более 5% от общего числа делегатов. Окончательный текст Резолюции был прочитан епископом Ишимским и Сибирским Евтихием. По рассказам очевидцев, трудно передать словами то, что происходило после принятия Резолюции: среди всех участников Собора царила пасхальная радость.

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

ы, участники IV Всезарубежного Собора, собравшиеся в богоспасаемом граде Сан-Франциско, в благодатном присутствии Одигитрии Русского Зарубежья Курско-Коренной Иконы Божией Матери и святых мощей Святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского, в трепетном сознании ответственности, лежащей на нас, в послушании Архипастырю-Христу, во всецелом доверии и любви пастырей и мирян ко своему Первоиерарху, Высокопреосвященнейшему Митрополиту Лавру и Архиерейскому Собору, свидетельствуем, что, как верные чада Святой Церкви, будем преклоняться воле Божией и подчиняться решениям предстоящего Архиерейского Собора.

Мы, архипастыри, пастыри и миряне, члены IV Всезарубежного Собора, единодушно выражаем свою решимость уврачевать раны разделения внутри Русской Церкви - между ее частями во Отечестве и за рубежом. Нашей Пасхальной радости сопутствует великая надежда, что в благоприятное для сего время, будет восстановлено, на основе Христовой Истины, единство в Русской Церкви, открывающее нам возможность служить вместе и причащаться от единой Чаши.

Выслушав доклады, прочитанные на Соборе, и сообщения Комиссии по переговорам со встречной Комиссией Московского Патриархата, и высказанные в прениях различные точки зрения, мы выражаем наше соборное согласие с тем, что необходимо подтвердить на будущее канонический статус Русской Зарубежной Церкви, как самоуправляемой части Поместной Русской Церкви, в соответствии с действующим Положением о Русской Православной Церкви Заграницей.

Из обсуждений на Соборе видно, что участие Русской Православной Церкви Московского Патриархата во Всемирном совете церквей вызывает смущение в среде нашего клира и паствы. Мы с сердечной болью просим священноначалие Русской Православной Церкви Московского Патриархата внять мольбе нашей паствы о скорейшем устранении этого соблазна.

Мы уповаем, что грядущий Поместный Собор Единой Русской Церкви урегулирует и остающиеся неразрешенными церковные вопросы.

Преклоняясь пред подвигом Святых Новомучеников и Исповедников Российских, прославленных как Русской Зарубежной Церковью, так и Русской Церковью во Отечестве, мы видим в них тот духовный мост, который возносится над пропастью пагубного разделения в Русской Церкви и делает возможным восстановление чаемого всеми церковного единства.

И мы, члены IV Всезарубежного Собора, обращаемся к нашим братьям и сестрам по вере на возрождающейся нашей Родине словами Пасхального песнопения: "Пасха! Радостию друг друга обымем!"

11 мая 2006, Сан-Франциско

Пресс-служба IV Всезарубежного Собора


Владимирская

Икона Божией Матери

ладимирская икона - одна из древнейших чудотворных икон Божией Матери. В середине 5-го века она была перенесена из Иерусалима в Константинополь, а в середине ХII-го века прислана патриархом в Киев к вел. кн. Юрию Долгорукому и поставлена в Девичьем монастыре в Вышгороде. В 1155 г. князь Вышгорода Андрей, отправляясь на север, взял с собою чудотворную икону Богоматери. По пути служились молебны и совершались чудеса. У берегов Клязьмы кони, везшие иконы, не могли двинуться с места. Князь назвал это место Боголюбовым, создал здесь две каменные церкви, в одной из которых и была поставлена икона. В 1160 году, 21 сентября икона была перенесена во Владимирский храм и с того времени стала называться "Владимирской." С 1395 г. св. икона находится в Московском Успенском соборе по левую сторону царских врат. Икона прославилась многими чудесами. Перед ней помазывались на царство русские цари, избирались митрополиты. Празднование иконы совершается 8-го сентября, а также 3-го июня (по нов. ст). по случаю избавления Москвы от крымского хана в 1521 г., устрашившегося видением чудесного войска около Москвы.

Епископ Александр (Милеант)
"Пресвятая Дева Мария,
заступница усердная рода христианского"

Месяцеслов

Воскресенье, 28 Мая 2006 года Неделя 6-я по Пасхе, о слепом Прп. Пахомия Великого(348) Блгв. царевича Димитрия, Угличского и Московского (день убиения) (1591).

Понедельник, 29 Мая 2006 года Седмица 6-я по Пасхе
Перенесение мощей прп. Ефрема Перекомского, Новгородского чудотворца (1545)

Вторник, 30 Мая 2006 года Ап. от 70-ти Андроника и св. Иунии, помощницы его

Среда, 31 Мая 2006 года Отдание св.Пасхи и предпразднство Вознесения Господня Память святых отцев семи Вселенских Соборов

Четверг, 1 Июня 2006 года Вознесение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Пятница, 2 Июня 2006 года Обретение мощей святителя Алексия, митр. Московского и всея России, чудотворца

Суббота, 3 Июня 2006 года Равноапп. царя Константина (337) и матери его царицы Елены (327). + Владимирской иконы Божией Матери Блгв. кн. Константина(Ярослава) (1129) и чад его Михаила и Феодора, Муромских чудотворцев (XII).

версия для печати

Рассылка на новости сайта

Читателю предлагается три варианта:
1. Просмотр RSS-новостей сайта на Христианство.ру (для этого кликните на кнопке RSS и читайте страницу новостей)
2. Подписка через RSS, не требующая указания Е-мейл Для этого кликните на кнопке RSS и далее на кнопке "подписаться".
3. Если на странице RSS кнопка "подписаться" отсутствует, это означает, что Ваш браузер не поддерживает RSS Тогда подпишитесь на новости, введя свой Е-мейл ниже.
Рассылка еженедельная, объем не более 10 Кбайт.
Email:


Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет
Rambler's Top100

© Свято-Никольский собор, 2000 - 2010
При использовании материалов ссылка на "Никольский Благовест" с указанием URL
(http://www.nikolay.orthodoxy.ru http://www.nikolski.kz, http://nikolski-sobor.narod.ru) обязательна!

 

Сайт управляется системой uCoz