"Никольский Благовест" содержит проповеди, сведения о всех православных праздниках, традициях, о православном богослужении, сведения об инославии, апологетику, месяцеслов на каждый день и многое другое. |
Празднование Новомучеников и Исповедников в земле казахстансой просиявших. Рождество Пресвятой Богородицы. Пророк Захария и праведная Елисавета, родители Иоанна Предтечи. Месяцеслов. |
17 сентября празднование
Новомучеников и Исповедников
в земле казахстансой просиявших
|
|
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в первое воскресенье, следующее за днем памяти священномученика Пимена, епископа Верненского и Семиреченского, установлено празднование Собора святых Новомучеников и Исповедников Казахстанских. Поздравляем наших прихожан с этим великим праздником! Молитвами святых Новомучеников и Исповедников Казахстанских Всеблагий Господь да подаст народу и Отечеству нашему Свои щедрые и богатые милости!
усская Православная Церковь, подвергшаяся в ХХ веке жесточайшим гонениям, которые по своим масштабам и жестокости превзошли гонения первых христиан, явила всему миру сонм новомучеников и исповедников, подвигом своей жизни засвидетельствовавших верность Христу. Закончился ХХ век, давший миру этот обильный и прекрасный "плод спасительного сеяния" Христова, и в настоящее время все мы являемся свидетелями великого чуда возрождения гонимой и, казалось бы, почти целиком уничтоженной Церкви. Но для нас, казахстанцев, это возрождение дает основание для сугубого торжества, ибо на земле, не имевшей до настоящего времени ни одного явленного святого, совершилось беспрецедентное событие - прославление целого сонма святых новомучеников и исповедников Казахстанских.
В прошедшем столетии Казахстан стал голгофой России. Земля его, приняв в свои недра тела тысяч и тысяч новых страдальцев за Христа, является сплошным Антиминсом. И можно с уверенностью сказать, что нет здесь ни одного города и ни одной веси более или менее значительной, в которых в ушедшем ХХ веке не приносилась бы Богу молитва находившихся там в ссылках и лагерях и обретших в этих пределах вечный покой чад Русской Православной Церкви. Свет их великой любви указывает нам путь ко спасению, их стоянием в Истине приобретена для нас возможность церковной жизни сегодня. Благодаря их жертвенному подвигу укрепилась Православная Церковь в Казахстане, украсилась их кровью и приобрела в Небесных Обителях молитвенников и ходатаев за всех тех, кто ныне еще совершает свое земное странствие на месте их святых страданий.
http://www.orthodox.kz
Рождество Пресвятой Богородицы
RealAudio Проповедь в Праздник Рождества Пресвятой Богородицы, 21 сентября 2006 г. от РХ
- Настоятель Свято-Никольского собора митрофорный протоиерей Валерий (Захаров). (Скачать 2,3 Мб)
ри первом великом несчастье рода человеческого Богоматерь уже сияет людям отрадным лучом.
Когда дух-искуситель соблазнил первого человека и вывел его из повиновения Божеству, Бог произнес искусителю следующее таинственное пророчество: "Вражду положу между тобою и между женой и между потомством твоим и потомством ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту".
Вот это таинственное слово: "Семя жены сотрет главу змея" - явилось единственным утешением в тот страшный час, когда человечество изгнано было из рая, и звучало единственной надеждой и отрадой в те пять тысячелетий, которые человечество томилось в отвержении от Бога, среди земных мук, чтобы после в них отходить в унылое царство теней.
Люди, остававшиеся верными Единому , Богу, жили смутной надеждой на то, что явится некогда чудный Сын таинственной Девы Избавитель-Мессия, и наполнит пропасть, отделившую человека от Бога, и вернет людям достоинство "детей Божиих", вернет утраченное блаженство.
Среди песен, слов и похвал, которые умиленная церковь сложила в честь Пресвятой Девы, есть два знаменательных обращения к Ней. Это два восклицания из акафистов Богоматери - общего и акафиста Иверской иконе.
"Радуйся, райских дверей отверзете"
"Радуйся, благая Вратарнице. двери райские верным отверзающая!"
Глубокие, чудные слова.. Великолепный правдивый символ!..
Пусть двери рая заключены, охраняемы архангелом с огненным мечом- Там, за далью многих десятков веков, маячит лучезарный спасительный образ. Непорочная Дева Матерь, после неимоверного страдания приняв в человеческую душу Свою крестную муку сладчайшего Своего Иисуса и в этот час выстрадав право на материнство всего усыновленного Ей с креста человечества, подойдет к этим заключенным дверям; и дрогнет защищающая их рука архангела пред Матерью Бога, и отступит он от заветных заключенных дверей, и тихо подойдет к ним Дева, и тихо распахнет их пред
Ею усыновленным и Ею выстраданным человечеством."Радуйся благая, Вратарнице, двери райские верным отверзающая!"
На пространстве ветхозаветных веков, один за другим являлись пророки, предвозвещавшие о таинственной Деве и, бросив такой луч надежды страдающему человечеству, сами отходили в безотрадное царство теней. Не останавливаясь на этих пророчествах, вспомним о тех внешних, живых прообразах, в каких Бог обетовал о Пречистой Деве Матери.
Тот корабль, в котором Ной спасся от потопления, носясь в нем невредимо по разбушевавшейся стихии, изображал Пресвятую Деву. Долговременное построение ковчега говорило о долгом приготовлении рода человеческого к рождению Богомате ри. Корабльбыл устроен из негниющего дерева, подобно тому, как и Дева Мария и в материнстве
пребыла неистленна: "в рождестве девство сохранила". Как ковчег укрыл от гибели Ноя с семьей, так спасутся все, которые доверяют себя заступничеству и покрову Богоматери... И голубица, выпущенная Ноем из ковчега по спаде вод и вернувшаяся с масленичной веткой, опять знаменует собою Пречистую Деву, как величайший момент милосердия, когда спал с человечества гнев Божий, удовлетворенный кровью Сына."Лествица", которую видел во сне Иаков, знаменовала собою Ту, Которая явилась связью между умилостивившимся небом и прощенной землей, которая была как бы землей, на небеса вознесшеюся, и небом, к земле приникшим; Которая имела в Себе все человеческое, кроме греха, и все небесное, кроме Божественной сущности; Которая возвысилась до облагодатствованного состояния первого богоподобного человека, даже отдаленной мыслию не познавшего в себе зла, и поэтому беспрепятственным порывом могла взойти к небу, куда повела с Собой и никогда Ею не забытый род людской.
"Купина" (куст), которую увидел Моисей, горящую жарким огнем и
несгорающею, - была тоже прообразом Девы, возвысившейся до непостижимой святости и в материнстве пребывающей Девой.Огненный столп, который вел израильтян по пустыне, был прообразом Той, Которой церковь восклицает теперь "Радуйся огненный столпе, наставляй сущия во тьме; радуйся, покрове миру, ширший облака" ... Церковь назвала ее Одигитрией, то есть Путеводительницей.
Святитель Димитрий Ростовский, чья пламенная душа расширялась великим усердием к Пресвятой Деве, пишет: "Мы не Отчаиваемся в Божием милосердии, ибо в жизни нашей есть у нас премилостивая Одигитрия, благая Наставница, Пречистая Дева, данная нам от Бога, как столп израильтянам, к обетованной земле ведущий. Она - божественный огонь, просвещающий тех, кто ходит во тьме. Она - облако, носившее Бога и изливающее нам дождь Божьей благодати. Она- столп, утверждающий ратующую на земле церковь и защищающий ее от врагов видимых и невидимых".
Ветхозаветный храм Соломонов сам по себе и всем тем, что в нем вмещалось, служил прообразом Пречистой Девы. Скиния Моисея и "Святая святых", и "кивот завета", и "трапеза", и "светильник", и "кадильница", - все в этом храме было прообразом таинственной Девы.
А теперь, в наши новозаветные дни, сколько раз по внешней природе верующее сердце увидит и почувствует символы Матери Божией!
И плещущие воды половодья, омывающие прибрежные луга, обеспечивая богатый сбор покоса, и тихо торжественно разгорающаяся на горизонте заря, и звезда, утренняя провозвестница солнца, - все это символы Той, Которая обняла, обхватила Собой всю жизнь человеческую.
Появление Девы Марий исподволь готовилось Божественным Промыслом. Последовательно в длинной цепи поколений возвышалось благородство, утончались чувства, все духовно совершеннеестановилась природа, пока, наконец, благословенная чета
, Иоакйм и Анна, оказались той благодатной почвой, на которой мог появиться такой чудный всход, как Пресвятая Дева Мария.В трех днях пути от Иерусалима лежал ничтожный городок Назарет, где жили Иоаким и Анна, которых мы представляем себе теперь не иначе,
как с усвоенным им церковью именем "Богоотцов", Происходили они из царственного рода Давида, подомки которого в то время смешались в общем множестве народа, ничем от других не отличаясь. Они жили безбедно, и Иоаким владел многочисленными стадами. Отлительной чертой их характера было милосердие к бедным. На себя они тратили только одну треть со своих доходов, другую жертвовали в храм, а третью раздавали бедным. Большего ничего не известно Об их жизни, но то самое, что от них произошла Пресвятая Дева, должно было доказывать, что они праведностью своею превзошли всех ране живших людей, были тою высшею точкой, до которой могла только достичь жизнь людей в ветхом завете. Однако горе, неисходное, ежедневное, постоянно грызущее горе, омрачало жизнь этих добрых людей. У них не было детей, а у израильтян это считалось позор ным, потому что бездетные люди лишались надежды иметь Мессию своим потомком.В один из великих праздников Иоаким пришел со своими соплеменниками в Иерусалимский храм для приношения жертвы Богу. Но здесь случился человек, который стал говорить уничижительно о его бездетном браке. Тут в храме, к которому так лежала душа праведного Иоакима, пред жертвой, которую он намеревался с такой любовью принести, его проняло жуткое чувство своего недостоинства.
В глубокой скорби вышел он из храма, повторяя: "Для всех сейчас великий праздник, а для меня день слез ". Он утешал себя тем, что, быть может, пример его не единственный, и в надежде найти благочестивого бесчадного мужа, он из храма пошел осматривать родословные таблицы двенадцати колен. Но таблицы сказали ему, что все благочестивые люди имели потомство, и даже у столетнего Авраама был сын. Иоаким был до того опечален, что не пожелал вернуться домой, а отправился в пустыню, где в горах паслись его овцы. Сердце его было полно глубокой скорби. Чем он был хуже других людей ? Разве он не стремился исполнить закон ? За что же такая судьба и такое поношение ? Сорок дней он провел в пустыне, решившись не возвращаться домой, пока Бог Израилев не посетит его Своею
милостью. И он молился о чуде, молился о том, чтобы Бог помог ему стать отцом, как некогда стал отцом в глубокой старости Авраам.Весть о печальном событии в Иерусалиме дошла в Назарет до Анны. Она тосковала еще более, чем ее муж, считая себя причиною всего происшедшего, и, как муж ее, горячо молила Бога, чтобы он разрешил ее неплодие.
Как-то, копаясь в саду, она увидала среди ветвей лаврового дерева гнездо едва оперившихся птичек, и вид этого счастливого, полного жизни гнезда поверг ее в еще большее уныние. "Одна я, - говорила она, - мертва и безжизненна. Вся природа прославляет Тебя своими плодами. Все радуются о детях своих, я одна безчадна, как степь безводная... Господи, Господи! Ты даровал Сарре сына в старости; услыши же и меня, и я принесу рожденное от меня в дар Тебе, и да благословится в нем Твое милосердие!"
Всю душу свою вложила Анна в эту молитву. И, едва кончила ее, как предстал пред нею ангел Божий и сказал: "Твоя молитва услышана; вопли твои прошли через облака, слезы твои упали пред престолом Господа, Ты родишь дочь благословенную, высшую всех дочерей земных. Ради Нее благословятся все роды земные. Чрез Нее дастся спасение всему миру, и наречется она Марией". Анна тут же дала обещание: если у нее будет дитя, отдать его на служение Богу, и,
прежде чем поделиться радостью с мужем, отправилась в Иерусалимский храм, чтобы благодарить Бога и повторить там свой обет.Между тем ангел явился и Иоакиму в пустыне и сказал ему:" Бог услышал твою молитву, у жены твоей Анны родится дочь и станет вашею общею радостью. В знак верности моих слов иди в Иерусалим. Там у Золотых ворот ты найдешь твою жену, которой я уже возвестил эту радость".
Счастливые супруги встретились в Иерусалиме, рассказали друг другу о явлении ангела и вместе принесли в храме жертву.
9
декабря Православная Церковь празднует Зачатие Пресвятой Девы Анною, а через 9 месяцев после этого дня, 8 сентября, Пречистая Дева родилась на свет.Хотя Иоакими Анна не выделялись внешним значением своим, Пресвятая Дева имела за собой длинный ряд предков, восходивший в отдаленные века, и среди них были имена патриархов, первосвященников и царей Иудейских.
Существует предание, что по исполнении Марии шестимесячного возраста Анна поставила Ее на землю, чтобы посмотреть, может ли Она стоять. Дитя сделалосемь шагов, потом пошло обратно в руки матери. Анна решила, что дочь ее не будет ходить по земле, пока она Ее не введет в храм Господень. Когда Марии исполнился год, отец Ее сделал пир, на который собрал священников, старейшин и много народу и подносил Марию под благословение священников и первосвященников. Анна же радостно прославляла Бога, что он разрешил ее неплодие и "отъял поношение врагов ее".
Еще через год Иоаким думал исполнить над Мариею обет посвящения Ее Богу, но Анна, боясь, что в храме дитя соскучится по дому, и желая по материнской нежности дольше удержать Ее при себе, уговорила мужа отсрочить на один год его намерение. Всего трех лет от роду Пресвятая Дева была введена во храм Иерусалимский. При храме в то время проживали мужи и жены - из вдов и девиц, ведшие чистый, благочестивый образ жизни. Это был как бы первообраз будущих христианских иноков.
Пресвятая Дева только еще недавно научилась говорить, но уже вся Ее душа влеклась к Богу. Сердце Ее было охвачено пламенем чистейшей любви Божественной. Жизнь среди людей этому удивительному ребенку с созревшею душой не казалась привлекательной. И она Сама напомнила родителям об исполнении их обета. Печаль от разлуки с Дочерью боролась в душе Анны с радостью вручить Богу тот дар, который она от Бога
получила...Земная жизнь Богоматери
Е. Поселянин. Москва - Санкт-Петербург 2000г
http://serafimov.narod.ru
Пророк Захария и праведная Елисавета,
родители Иоанна Предтечи
вятой пророк Захария и праведная Елисавета, жена его из рода Аронова, сестра Анны, матери Пресвятой Девы Марии, жили во дни Ирода, царя Иудейского. Оба они были праведны пред Богом. Захария был первосвященник и пророк. При торжественном событии введения Девы Марии он, по Божию научению, ввел ее во святая святых. Святой апостол и евангелист Лука говорит о них: Были праведны оба пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно (Лк. 1, 6). Плодом супружеской праведности Захарии и Елисаветы был честный и славный пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн.
Когда Пресвятая Дева в 40 день по рождении Спасителя пришла в храм Божий для законного очищения, то, по преданию, именно Захария принял Ее с Предвечным Младенцем и поставил в храме на месте, назначенном для дев. Книжники негодовали, но Захария исповедал, что Дева сия хотя и стала Матерью, но не перестала быть чистою Девою.
Ирод, царь Иудейский, опасаясь что Младенец Христос отнимет его царство, осудил на побиение всех новорожденных в Иудее. Вспомнил он также и об Иоанне, так как события, которыми сопровождалось рождение его (Рождество Иоанна Предтечи празднуется 24 июня [1]), вызывали страх и изумление среди окрестных жителей. Однако посланные Иродом убийцы не нашли святого Иоанна в доме Захарии.
Когда начались в Вифлееме безбожные убийства детей, святая Елисавета, взяв Иоанна, тотчас же поспешно отправилась в высочайшие горы пустыни (в это время святой Захария находился в Иерусалиме, исполняя чреду служения своего). Сокрывшись в горах, святая Елисавета со слезами молилась Богу, прося Его защитить их. И когда с высоты гор она увидела приближающихся воинов, то возопила, обратившись к каменной скале: "Гора Божия! Приими матерь с чадом!" И тотчас расступилась гора, приняла Елисавету с Иоанном внутрь и, таким образом, скрыла их от настигавших убийц. Так воины, не найдя искомого, возвратились к пославшему их с пустыми руками.
Тогда Ирод послал в храм к Захарии оруженосца своего сказать ему: "Отдай мне сына твоего". Святой Захария ответил: "Я служу теперь Господу Богу Израилеву, а где в настоящее время сын мой, того не знаю". Ирод сильно разгневался и снова послал к Захарии оруженосца сказать ему, что если он не выдаст сына, то умрет сам. И пришли к нему воины, свирепые, как звери, готовые совершить повеление беззаконного царя и с яростью говорили священнику Божию: "Где ты скрыл своего сына? Выдай нам его, ибо царь приказал нам тотчас же убить тебя, если ты не выдашь нам сына своего". Захария на это мужественно ответил: "Вы убьете тело мое. Господь же примет мою душу". И тотчас убийцы, исполняя беззаконное повеление, устремились с яростью на святого и убили его между церковью и алтарем (Мф. 23:35). Пролитая кровь его, впитавшись, осталась на мраморе и сделалась как камень, во свидетельство преступления Ирода и его вечного осуждения.
Между тем Елисавета, сокрытая Богом вместе с Иоанном, пребывала в расступившейся горе. В ней, по Божьему повелению, образовалась для них пещера; вблизи нее явился источник, и выросла финиковая пальма, полная плодов. Всякий раз, как наступало время принятия пищи, дерево преклонялось, - когда же они насыщались плодами, снова выпрямлялось.
По прошествии сорока дней после убиения Захарии, святая Елисавета преставилась в упомянутой пещере. С того времени святой Иоанн питаем был ангелом до своего совершеннолетия, хранимый до дня явления своего израильскому народу. Так хранила и покрывала рука Божия святого Иоанна, да предыдет он перед лицем Господним духом и силой Илииной, и уготовит путь Ему, грядущему спасти род человеческий.
При подготовке материала были использованы
"Жития святых святителя Димитрия Ростовского",
"Жития святых святителя Филарета Черниговского
http://www.eparhia-saratov.ru/txts/holidays/
Рассылка на новости сайта |
© Свято-Никольский собор, 2000 - 2010
При использовании материалов ссылка на "Никольский Благовест" с указанием URL
(http://www.nikolay.orthodoxy.ru
http://www.nikolski.kz, http://nikolski-sobor.narod.ru) обязательна!