"Никольский Благовест" содержит проповеди, сведения о всех православных праздниках, традициях, о православном богослужении, сведения об инославии, апологетику, месяцеслов на каждый день и многое другое. |
Слово пастыря. Проповеди в Неделю 25-ю по Пятидесятнице. Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Месяцеслов. |
Тропарь
Днесь благоволения Божия предображение
и человеков спасения проповедание,
в храме Божии ясно дева является
и Христа всем предвозвещает.
Той и мы велегласно возопим:
Радуйся, смотрения Зиждителева Исполнение.
Неделя 3-я по Пятидесятнице
ыне читано Евангелие от святого Луки о безумном, самолюбивом богаче, который собирал только для себя и из своего богатства не уделял нуждающимся (Лк. 12,16-21). Это притча, поэтому смысл ее, очевидно, гораздо шире, чем представляется с первого раза, и под богатым человеком должно разуметь людей всякого чина, звания и состояния, наделенных от Бога всяким добром и довольством материальным, а не одних землевладельцев и людей податного состояния; равно и под хорошим урожаем поля должно разуметь не одни естественные, растительные продукты, т. е. пшеницу, рожь и прочее, а всякое
материальное довольство: богатое наследство, большое жалованье, получаемое из государственной казны, богатые доходы, доставляемые каким- либо местом или должностью, прямые или косвенные, явные или тайные, хорошую прибыльную торговлю, хороший доход от отдачи внаем домов, прибыльное ремесло и прочее. Таким образом, эта притча, как сеть, захватывает собой весьма многих, и, словом сказать, всех тех, которые имеют хорошие средства к жизни.Чего же от нас хочет и требует наш божественный Учитель - Господь Иисус Христос в этой притче? Хочет и требует от нас того, чтобы мы не сами только лично пользовались дарами Божиими к своему лишь удовольствию, для удовлетворения своих только животных потребностей, привычек, страстей и похотей, а делились, непременно делились
своим добром по средствам с неимущими и нуждающимися, которых так много везде, потому что всякого рода материальное довольство Господь посылает нам не для нас одних, а в лице нас и для ближних наших. У тебя лежит множество даров Божиих, данных тебе сколько для тебя, столько и для общего блага, и они лежат без всякой пользы, и ты превращаешь источник благословения Божия в источник проклятия; ты ругаешься над благостью и щедротами Божиими, ты друг общего завистника и врага - диавола, ибо ты враг Богу и людям, потому что губишь многих своим жестокосердием. Эта истина, многим кажущаяся странной, так ясна, что говорит сама за себя, и человеку, прямо смотрящему на дело, не имеющему своих предвзятых мыслей и ложных убеждений, нет нужды ее объяснять и доказывать, ибо все мы, богатые, равно как и бедные, знатные и простые, образованные и необразованные, - все ближние друг другу, как происшедшие от одной крови, члены одной великой Божией семьи, члены если не одной Церкви, то одного государства, члены одного общего отечества, имеем одного царя - отца, пекущегося равно о благе всех своих подданных, для которого верх желаний есть то, чтобы все вообще были довольны и благосостоятельны, все трудились на пользу общества и каждый в свою собственную. Но крайнее самолюбие наше, по которому мы свое добро материальное привыкли считать исключительно своим, ложный взгляд на отношения наши к другим и строго судейский, односторонний взгляд на ближних наших, требующих нашей помощи, идут наперекор указанной истине, и многие, многие говорят: "Мое - только для меня и ни для кого больше, другим до него дела нет", хотя очевидно, что такое убеждение ложно и крайне негуманно, т. е. нечеловеколюбиво. Докажем на основании разума и слово Божия несостоятельность его и затем выведем заключение, что должно нам не для себя только собирать, а и в Бога богатеть, т. е. богатеть милосердием, правдой и вообще добрыми делами.Во-первых, во всей природе, во всем видимом мире мы замечаем взаимность и общительность. Солнце с высоты небесной освещает, согревает и оживотворяет всю землю, всех тварей, им же несть числа; воздух проникает всех и все - мы все дышим и питаемся им каждую минуту; ветры, попеременно дующие со всех сторон, производят в разных местах благодетельную перемену воздуха, очищают, оздоровляют его; реки, орошая разные местности, по коим они протекают, приносят людям и животным многоразличную пользу. Пчелы собирают с цветов благоухающий, здоровый и питательный сок, слагают его в соты и образуют мед, коим пользуются многие люди; шелковичный червь прядет коконы, или шелковые нити, и человек употребляет их па свои изделия. Люди паук и искусств, ремесел, земледельческого дела, торговли, промышленности делятся с другими людьми сокровищами своими; воинство полагает за веру, царя и отечество жизнь свою - всё и все находятся во взаимодействии и сообщительности. А вот у тебя лежат большие суммы денег, коих хватило бы на прокормление тысячи людей, - что в них пользы? Неужели только имущество, деньги, хлеб, одежда, жилища будут одним лишь нашим достоянием, и мы не будем им охотно делиться с нуждающимися братьями нашими? Помилуйте, братья мои, да это противно природе и разуму нашему. Как вся природа делится с нами своими сокровищами, богатствами, так и мы взаимно должны делиться друг с другом своим достоянием для блага общего.
Во-вторых, так как мы все, поелику христиане, составляем собой сочленение духовнаго тела Церкви, которой Глава - Иисус Христос, Кормчий, или Правитель, Дух Святой, то поэтому мы обязаны заботиться духовно и материально не о себе только, а и о других членах тела, по слову апостола Павла: Страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. И вы тело Христово, а порознь члены (1 Кор. 12, 26-27). Церковь и государство - живой организм, но в нем есть члены болезненные, малосильные, малоспособные или не имеющие труда и не могущие добыть его. Если же так, то как богатому не позаботиться о бедных - богатому всякого звания: духовному ли, купцу ли, человеку светского или военного звания, ученому или начальствующему во всяком звании или богатому ремесленнику? И в этом случае высшие или высокопоставленные лица, как более образованные, должны подавать собой пример низшим, по слову апостола: Должны есмы мы сильный немощи немощных носити, и не себе угождати (Рим. 15, 1). Если сильные, знатные, высокопоставленные лица или богатые будут только себе угождать, не заботясь о бедных и немощных, то что сделать могут в пользу их люди, хотя и с добрыми намерениями, желаниями, предприятиями, но несильные по власти и капиталу? Вот, например, у нас в Кронштадте есть бедное, непривилегированное сословие приписных мещан, у которых нет ни дела, ни денег, ни пищи, ни одежды, ни жилища, ни малейшего нравственного голоса к защите себя, но которые могли бы быть полезны, если
бы люди, которые почтены властью, обратили на них отеческое внимание. Скажите, что с ними будет в конце концов, если не будут обращать на них внимания сильные во граде? Или они должны будут исчахнуть и преждевременно умереть от голода и холода, или они будут прибегать к противозаконным средствам приобретения, чтобы не умереть с голоду? И уж если знатным и богатым не угодно уделять им необходимое для жизни из житниц или из богатых сокровищниц своих, то по крайней мере нужно общими силами позаботиться о помещении их и о занятии их трудами по силам их, об общем содействии им. Ведь они тоже христиане, что и мы; подданные и дети того же государя, как и мы; члены того же общества, как и мы. Между тем они, члены наши, по какому-то странному нерадению и жестокосердию общества остаются доселе без всякого призрения.О самолюбие, о гордость, о жестокосердие, о снедающая корысть надменных своим ложным просвещением людей! Что значит просвещение научное без любви христианской? Ничто. Мудрость мира сего есть безумие пред Богом (1 Кор. 3, 19).
Смирись, кичливый ум, пред учением Евангелия и пред нищетой Христовой, сойди со своего пьедестала, стань пониже, подойди к этим бедным, коих Сам Христос не стыдится называть Своей братией, и протяни им руку помощи; не себе только собирай, не своим только прихотям удовлетворяй, а и в Бога богатей делами добрыми, которые и по смерти пойдут вслед за тобой. Итак, и природа, и разум, и слово Божие внушают нам быть общительными с ближними в своем имуществе, податливыми, без роптания, без скупости, охотно, с усердием, кротко и смиренно, благодушно помогать бедным, как братьям о Христе и как членам гражданского общества. Аминь.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
Проповедь
на Введение Пресвятой Богородицы во Храм
егодня Святая Христова Православная Церковь воспоминает дивное событие, которое произошло вот уже более двух тысячелетий тому назад, когда в Иерусалимский храм была приведена Пресвятая Дева, Матерь Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Из Священного Предания нашей Церкви мы знаем о том, что праведные Иоаким и Анна, родители Преблагословенной Девы Марии, дали обет Богу, обещая Ему, если родится от них столь долгожданное чадо, то это чадо будет ими посвящено Богу. И Господь дарует ребенка этим благочестивым родителям. В день праздника Рождества Пресвятой Богородицы мы имели возможность вспомнить об этом, и сегодня - день исполнения этого обещания. Окруженная сверстницами, одетыми в прекрасные белые одежды, с зажженными свечами в руках, Дева Мария приводится в храм Господень и ставится родителями на первую ступеньку этого храма (а как свидетельствует предание, Иерусалимский храм имел 15 ступеней). И юная Дева, которой исполнилось всего три года, без
помощи кого-либо, свободно поднялась по ступеням и взошла на паперть, где ее встретил первосвященник Захария и ввел во Святая Святых - в ту часть храма, куда сам первосвященник входил лишь только один раз в году. Именно туда была введена Пресвятая Дева Мария.Всякий раз, братья и сестры, когда мы вспоминаем это событие, каждый из нас должен задуматься над тем, какие же полезные для себя уроки необходимо извлечь из этого праздника. Во-первых, мы видим исполнение родителями Пресвятой Девы их обещания Богу. Во-вторых, - ту любовь Отроковицы Марии к храму и к Своему Господу. В-третьих, видим, какое воспитание она получила в храме. И, наконец, как итог, - Ее жизнь, полностью, без остатка отданная на служение Богу. Нам есть чему поучиться! Еще в Ветхом Завете царь и пророк Давид в 26-м псалме восклицает: "Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать храм Его: Я не случайно обратил ваше внимание на эти слова ветхозаветного пророка и псалмопевца. И вот почему. К сожалению, так свидетельствует наша жизнь, мы не достаточно любим храм Божий. Правда, по возможности мы стараемся прийти сюда несколько раз в год: на Пасху, на Рождество, на Крещение (надо же домой водичку святую
принести!), ну и еще, в лучшем случае, несколько раз. И все. А вот в образе Девы Марии мы видим совершенно иное отношение к храму Божию. Она не мыслила Своей жизни без храма, как не мыслили свою жизнь без храма подвижники веры и благочестия, потому что для каждого истинно верующего во Христа человека, храм - это, прежде всего, дом Божий, в котором происходит встреча человека с Самим Богом в тех Таинствах Церковных, в тех богослужениях, которые здесь совершаются. Здесь, в храме, токами изливается обильная благодать Божия, всегда "немощная врачующая и оскудевающая восполняющая"; здесь, в храме, мы можем слышать те слова, которые побуждают нашу душу и сердце вознестись от этой бренной, грешной, земной юдоли в обители Отца нашего Небесного. И я не оговорился, братья и сестры. Здесь, в храме, во время богослужений нам, живущим еще на земле людям, открывается эта возможность вознестись на Небо. Не случайно за каждой Божественной литургией мы слышим призыв священника: "Горе имеим сердца". Это призыв к тому, чтобы все мы устремились к горнему, небесному; отрешились от земли, забыли, хотя бы на время, свои проблемы, невзгоды, нестроения, которые окружают нас во множестве в земной жизни, и полностью отдали свои сердца и души Богу. Вот, к чему призывает нас этот возглас священнослужителя!Или другие слова, которые мы слышим за Божественной литургией: "Благодарим Господа!" А спросим себя, воздаем ли мы в своей жизни достойную благодарность нашему Богу? Конечно, здесь может возникнуть вопрос: "А как можно достойно благодарить Бога, да и нуждается ли Он в этом?" Конечно, мы не можем добавить света солнцу, зажигая на земле множество костров. Нет! И, наверное, благодарность, которую мы должны приносить Богу, нужна не столько Ему, сколько нам самим. Не случайно поэтому, один из святых отцов нашей Церкви говорил, что всякая наша благодарность Богу есть ни что иное, как протянутая рука за новыми милостями Божиими. А мы не благодарим Господа за Его милость. Нам кажется, что все, чем мы обладаем, мы имеем благодаря личным нашим заслугам, возможностям и талантам. И тут мы забываем, что ведь те же таланты, как и сама жизнь, есть ни что иное, как бесценный дар, полученный нами от Бога по Его великому милосердию к нам, грешным! И уже за этот дар мы должны неустанно и непрестанно благодарить нашего Господа.
Или вот другой призыв, звучащий за богослужением из уст священнослужителя: "Миром Господу помолимся". В этих словах двойной смысл. Прежде всего, миром - значит, все мы вместе, находящиеся под сводами этого храма, сейчас должны возвысить свою молитву к Богу "едиными усты и единым сердцем". Но здесь есть и другой смысл. Миром - с мирным сердцем, в котором нет ни злобы, ни черствости, ни зависти, ни ненависти; ничего того, что не должно быть в жизни верующего православного человека. А теперь давайте спросим самих себя: "Когда я слышу этот призыв, имею ли я мир в своем сердце. А не думаю ли я с неприязнью, с раздражением о том или ином человеке, может быть, даже впервые увиденном мною здесь, в храме, который мельтешит передо мною и мешает мне с миром помолиться?" Нужно отгонять подобные мысли и, как бы, закрыв свои физические глаза, постараться открыть глаза своего сердца для того, чтобы, не видя ни внешнее окружение, даже ни храмовый интерьер перед собою в этот момент, поставить себя пред Богом. Для этого мы и приходим в храм - чтобы поставить себя пред Богом! Зададим себе другой вопрос: "Если я иду в храм, чтобы встретить там Бога, то, как я должен готовиться к этой встрече?" Вот если мы приглашены в гости, то, как мы себя тщательно готовим
: и внешне украшаем себя, и подарки покупаем. Теперь другой вопрос: в храм мы приходим не к человеку, а к Богу. Как же мы должны готовить себя к этой встрече? Почему я вам об этом напоминаю. Да потому, что для нас иногда посещение храма бывает настолько обыденным и формальным, что мы даже не задумываемся над тем, куда идем. Вот пошел на рынок, который находится здесь, за оградой, а потом надо вроде бы в храм забежать, свечку поставить, а то давеча во сне что-то нехорошее видел. Пришел, поставил свечку и считаю, что сделал великое дело! Нет, не так мы должны переступать церковный порог! С благоговением, трепетом, со страхом Божиим всякий раз мы должны пребывать здесь, в храме, потому что, я еще раз напоминаю, за теми богослужениями и Таинствами, которые здесь совершаются, человек встречается с Богом. А мы в храме свободно разговариваем во время службы, можем передвигаться с места на место. Нет, братья и сестры, уж коли пришли сюда, то будем стоять со страхом и трепетом, отдавая себе отчет в том, что мы предстоим перед Богом. И не случайно, так много подсвечников в каждом православном храме, на которых мы возжигаем свечи. Эти свечи напоминают нам о том, как наше сердце должно гореть во время нашего предстояния перед Богом.Братья и сестры, я сейчас должен прервать свое слово, потому что, как мне сейчас сообщили, из Вознесенского собора уже выехала машина со святыми мощами святителя-исповедника Николая, митрополита Алма-Атинского и Казахстанского. Мы сейчас выйдем с крестным ходом навстречу мощам и с молебным пением занесем их в наш собор:
:Сердечно поздравляю всех вас с великой радостью. По неизреченной любви Царицы Небесной, Матери Божией, Преблагословенной Девы Марии и к святителю Николаю, и к нам, жителям града Алматы, прихожанам этого Свято-Никольского собора, сегодня мы являемся свидетелями торжественного входа в наш храм нетленных и святых мощей святителя-исповедника Николая, митрополита Алма- Атинского и Казахстанского. Всякий раз, когда мы говорим о Владыке Николае и его служении здесь, в пределах этого града и Казахстана, мы невольно вспоминаем Матерь Божию. Достаточно вспомнить, что приезд в Алма-Ату в 1945 г. митрополита Николая был в канун праздника Иверской иконы Божией Матери. Царица Небесная не оставляла Своим ходатайством и святым покровом Владыку во все дни его не легкого, многотрудного, многоболезненного архипастырского служения. И ровно через 10 лет, в канун того же праздника, святитель Божий оставил эту землю и переселился в обители Отца нашего Небесного. А через 45 лет, так же в канун праздника честнаго образа Владимирской иконы Божией Матери, мы, по милости Божией, имели величайшее счастье обрести нетленные мощи святителя. И вот сегодня тоже в богородичный праздник, в день Введения во храм Преблагословенной Владычицы нашей Девы Богородицы, все мы с вами встречаем в нашем Свято- Никольском соборе святые мощи святителя-исповедника Николая:
Чуть ранее я вам говорил о том, какие полезные, назидательные и спасительные уроки мы могли бы извлечь из сегодняшнего праздничного события. Мы говорили о том величайшем значении храма Божия в жизни каждого верующего православного человека. Но мне бы хотелось в этой связи обратить ваше внимание на то, что, пребывая в храме Божием, живя и назидаясь в нем, Пресвятая Дева Мария взошла во Святая Святых. И все мы, без исключения, призваны к этому же восхождению во Святая Святых. Конечно, я не говорю о том, что каждый из нас должен обязательно войти в алтарь наших православных храмов, нет. Я говорю о той духовной высоте, той святости, к которой каждый из нас, верующих людей, призван. Достигнуть этой святости должны мы все. Вспомните, Пречистая Дева, впервые приведенная в Иерусалимский храм, была поставлена на первую ступеньку, и она самостоятельно поднялась по всем 15-ти ступеням храма. И мы тоже должны подниматься, но по лестнице духовного совершенствования с первой ступени, на которую мы были поставлены в таинстве Крещения, все выше и выше, к тому самому совершенству, именуемому Святая Святых. Но здесь я хочу сказать, что в этом восхождении мы не одиноки. Нам сшествует
Сам Господь и Спаситель наш Иисус Христос. Это мы должны знать и всегда помнить. И от этого должна радоваться и ликовать душа каждого верующего, хотя из опыта личной жизни мы знаем, как нелегко подниматься по этой лестнице! Сколько искушений, напастей, бед, скорбей, болезней, лишений подстерегают человека, отказавшегося от мирских радостей ради достижения духовной вершины!Здесь я бы хотел напомнить вам эпизод из жизни святителя Николая. Открыв вчера его житие, я вновь прочитал размышления святителя, которые были некогда им высказаны в адрес своих духовных чад, а, значит, и нам с вами. Многие из вас знают, что Владыка прожил очень трудную, полную лишений, изгнаний и болезней жизнь. Незадолго до своего назначения в 1945 г. сюда, в Казахстан, в Алма-Ату, он отбывал срок своей ссылки в Челкаре Актюбинской области. На место ссылки его привезли в обычной телогрейке, в сапогах, шапке, и никто, даже верующие люди, не узнали в этом иссохшем за время заключения "старике" (а ему было тогда 60 лет, но выглядел он глубоким старцем) - святителя Церкви. Уже позже, после освобождения, рассказывал он об этих страшных годах жизни, но без всякого сожаления и жалости к себе, не желая вызвать эту жалость со стороны окружающих его людей. Удивительно, братья и сестры, Владыка вспоминал о тех годах с благодарностью Богу. Духовные чада спрашивали его, почему в ссылке он не говорил, что он - епископ. Ведь тогда, наверное, люди по-иному бы относились к нему, помогали бы? А святитель Николай произнес удивительные слова, которые я сейчас хочу зачитать, потому что очень часто на нашем жизненном пути, у нас возникает много недовольств, сожаления, подчас раздражения по отношению к Богу. Мы начинаем жаловаться, скорбеть, не находим себе места от того, что нам кажется такой трудной наша жизнь
, таким тяжелейшим крест, данный нам Господом. А вот, как говорил о несении жизненного креста святитель Божий, исповедник Николай, и эти слова он обращает к каждому из нас: "Если Господь посылает крест, Он же и силы дает, чтобы его нести, Он же его и облегчает. В таких случаях не должна проявляться своя воля, нужно всецело предаться воле Божией. Идти наперекор воле Божией недостойно христианина. Почему наши кресты нам кажутся иногда особенно тяжелыми? Потому что мы противимся Божественному промыслу, пытаемся сами, своими силами изыскать себе облегчение, но не получаем его в таких случаях. Терпение наше иссякает, и мы начинаем тяготиться своим крестом. А надо нести крест терпеливо, с надеждой на милость Божию".Да, все мы без исключения призваны к восхождению во Святая Святых. Об этом нам еще и еще раз напоминает нынешний праздник. И пусть каждый из нас, прилагая все усилия, уповая на милосердие Божие, твердо веря в Его помощь, смело идет по своему жизненному пути. А мы имеем таких заступников и молитвенников
, как святитель Христов священно-исповедник Николай. И, конечно же, нам не будет никаких извинений, когда мы предстанем пред судом Божиим, и Господь, вглядываясь в каждого из нас, спросит: "С чем ты пришел ко Мне, как ты жил на земле, как ты восходил по ступеням духовного совершенствования?" А мы ответим: "Господи, что ж Ты нас спрашиваешь? Ведь мы-то были слабы и немощны, больше подвержены греху". А Господь нам скажет, указывая на Владыку Николая: "А разве Я и святитель Мой не помогали вам в жизни?" Что мы тогда на это сможем ответить? Страшно будет! Так вот, братья и сестры, будем прилагать все усилия для того, чтобы достойно идти вслед за Христом. Для этого у нас есть все; для этого у нас есть такие величайшие помощники, заступники и ходатаи в лице всех святых Церкви Христовой и святителя-исповедника Николая, митрополита Алма-Атинского и Казахстанского, к которому теперь мы можем ежедневно прибегать. Его мощи будут отныне находиться здесь, в Варваринском приделе нашего Свято-Никольского собора. И каждый из нас может прийти к Владыке и, как к живому, обратиться к нему, испрашивая его архипастырского благословения, молитв и заступления, не только сегодня, в день встречи его святых и нетленных мощей, но и всякий день. Пресвятая Богородице, помогай нам! Пресвятая Богородице, спаси нас! Святителю и исповедниче отче наш Николае, моли Бога о нас! С праздником, православные! Аминь.Протоиерей Валерий Захаров
Введение во храм Пресвятой Богородицы
раздник Введения во храм Пресвятой Богородицы по своей структуре напоминает чертеж многоярусного дворца. Историческая основа праздника - посвящение Девы Марии Богу по обету Ее родителей, святых и праведных Иоакима и Анны; символический и духовный план - мистика храма, значение его для христианина, посвящение человеческой души Богу, цель и смысл православного монашества.
Когда Деве Марии исполнилось три года, то Ее родители вместе с Дочерью, в сопровождении многочисленных родственников, пешком отправились из Назарета в Иерусалим. На рассвете третьего дня они приблизились к Святому Граду. Чудная картина открылась их взору. Храм на уступе горы Мориа был похож на стоящий у пристани корабль с распущенными белоснежными парусами, казалось, что он готов подняться ввысь и поплыть по лазурному океану неба. Лучи восходящего солнца, отражаясь и искрясь на золотых спицах купола, окружали Храм переливающимся призрачным облаком света, словно сияющим нимбом.
Навстречу паломникам вышел первосвященник, по преданию - праведный Захария, отец Иоанна Предтечи. Дева Мария, оставив родителей, быстро взошла по высоким ступеням Храма, не поддерживаемая никем, и обняла ризу первосвященника. Он взял Ее за руку и ввел в Храм, к изумлению священников и левитов - в алтарь, который назывался Святая Святых. Десять лет Мария жила при Храме. Душа Ее под его священными сводами сама стала живым Храмом Божества.
Храм - это икона Неба, храм - место невидимого присутствия Божия, поле Божественных сил и энергий. В храме Церковь земная соединена с Церковью Небесной. В храме непрестанно льются, как волны реки, песнопения Ангелов, их небесные хоралы слышит человеческая душа, погруженная в молитву; храм наполняет духовный свет, незримый для глаз, но видимый человеческим сердцем, омытым слезами покаяния. В храме проходит в священных символах и образах вся история человечества. В храме время теряет свою прямолинейную протяженность, будущее и прошлое во взаимопроникающих циклах становятся настоящим. В храме время, оцерковленное ритмами богослужения, отражает световой образ вечности. В храмовом богослужении раздается голос Пророков, возвещающих о пришествии Христа, и проповедь Апостолов о том, что спасение мира совершилось; в храме безгласно звучит пение серафимов, которым они славили Бога при мироздании; в храме предвозвещается будущий Страшный Суд над Ангелами и людьми. В храме само пространство и время открываются в новых таинственных глубинах и измерениях, в огромных внутренних емкостях, в которые вмещаются вся история мира и все пространство Вселенной. Храм - это Библия, воплощенная в камне, это иерархические ряды священных символов, через которые душа человека восходит к Богу. Храм - это место сокровенной встречи души с Божеством.
Круг храмового богослужения становится золотым кольцом, которым человек обручается с вечностью. Люди, не включенные в духовную жизнь, обычно воспринимают храм как синтез зодчества различных эпох, культур и народов, как достижение человеческой мысли и воплощение эстетического гения художника. Но это не так: храм является откровением Божественного Логоса на Земле, частью Священного Предания. Христианский храм несет в себе вечное и неизменное содержание, поэтому формы храма, его знаково-символический язык должны быть твердыми и устойчивыми, общими для всех регионов и времен. Образ ветхозаветной Скинии - походной церкви - был показан Моисею во время Теофании на Синайской горе.
План Иерусалимского храма составили цари-пророки Давид и Соломон. Один из них написал "Псалтирь" - основу богослужебных молитв, другой - "Песнь Песней", которую древние мистики сравнивали со Святая Святых храма. Все в храме священно, все имеет таинственный смысл. В Библии подробно указаны формы и пропорции храма, описаны внутреннее убранство и утварь, определен даже материал для его строительства и для изготовления богослужебных предметов (может быть, потому, что каждое вещество обладает неизвестными нам излучениями - эманациями).
В образе величественного храма апостолы Павел и Иоанн созерцали Царство Небесное. Идеи и пророчества ветхозаветного Храма раскрылись и воплотились в храме новозаветном. Здесь их генетическое единство и историческое различие - как между самими заветами - Ветхим и Новым. Ветхозаветный храм - храм надежды; новозаветный - храм благодати.
Мистическое значение храмового богослужения заключается в том, что молитва каждого вменяется всем, и молитва всех присутствующих возносится за каждого. Храмовая молитва становится единой и цельной, как неразделим свет от множества горящих свечей, как неотделимы друг от друга капли дождя в общем потоке.
Чем выше духовная культура человека, чем глубже его внутренний религиозный опыт, тем более он дорожит традицией - как сокровищницей, из которой боится потерять хотя бы один драгоценный камень. Некоторые говорят: "Если храм - это образ неба, то ведь наше представление о Космосе меняется, значит, и форма
храма должна изменяться и эволюционировать". Но, во-первых, храм - образ духовного Неба, знания о котором на протяжении истории человечества скорее не приобретаются, а теряются; во-вторых, храм - не модель и не зеркальное отражение Вселенной, а сложная символика.Храм - это живая Библия. Храм дает человеку возможность самому участвовать в событиях Священной Истории в качестве действующего лица. В храмовом богослужении человек через священные символы и ритуалы присутствует при творении мира, молится в Скинии, сопровождает Господа во время Его земной жизни, находится на Тайной Вечере с Апостолами, причащается из рук Спасителя, слышит весть мироносиц о Воскресении Христа из мертвых, видит картины Страшного Суда. Как белый цвет является не отсутствием цветов, а
синтезом красок всего спектра радуги, так и безмолвие храма содержит в себе молитвы и священные песнопения Небесной и земной Церкви. Храм - это образ потерянного Эдема и возвращенного Рая.Символика Храма учит человека смотреть на видимый мир как на образы и символы, тени и подобия мира духовного, чувствовать бесконечное в конечном, видеть, как просветы в тумане, отражение вечного во временном.
<:>
Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы - больше, чем праздник Ее Рождества. Это день Ее духовного рождения. Под сенью ветхозаветного Храма вырос цветок Нового Завета - Дева Мария.
Отрывок из книги архимандрита Рафаила (Карелина)
"Христианство и модернизм"
http://www.eparhia-saratov.ru/txts/holidays/05np/12/1204_1.html
Введение во храм Пресвятой Богородицы
речистая Богоотроковица Мария до трех лет жила в Назаретском доме Своих родителей. Когда же Ей исполнилось три года, Иоаким и Анна поспешили исполнить свое обещание Богу о принесении Ему в дар предивно родившейся Дочери. Они созвали в Назарет родственников, пригласили в свой дом также назаретских девиц и приготовили много свечей. Ко дню путешествия в Иерусалим Анна украсила Пречистую Марию с царским великолепием. Об этом сохранились свидетельства в словах древних святых отцов Церкви.
Так, святой Иаков, архиепископ Иерусалимский, в слове на Рождество Пресвятой Богородицы от лица Иоакима говорит: "Призовите чистых еврейских дочерей. Пусть возьмут зажженные свечи". Святой Герман, Патриарх Константинопольский, в уста праведной Анны влагает слова: "Я воздаю Господу ныне обеты, изреченные мною в скорби. Ради того я собрала девиц со свечами, призвала священников и родных и всем говорю: "Все сорадуйтесь со мною. Сегодня и я явлюсь, как мать, приводя мою Дочь не земному царю, но Небесному Богу".
О царском украшении Богоотроковицы блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский, замечает: "Надлежало, чтобы введение во храм Божественной Отроковицы и многоценной жемчужины было достойно Её. Следовало одеть Ее в царскую одежду на славу". После соответствующей подготовки к путешествию Иоаким и Анна торжественно повели свою святую Дочь в Иерусалим. Шествие от Назарета до Иерусалима длилось три дня с небольшими остановками для отдыха.
Лик дев с зажженными свечами шел впереди процессии. За ними следовали Иоаким и Анна и вели за руку Преблагословенную Дочь, шедшую между родителями. Шествие замыкали родные и знакомые. Девицы-свещеносицы напоминали великолепный звездный круг и светоношением и любовью выражали почтение к приводимой Небесному Царю Марии. По словам святых отцов, Богоотроковице на пути в Иерусалим, по Божию велению, незримо сопутствовали бесплотные Ангелы и окружали Её. Об этом свидетельствует св. Георгий, архиепископ Никомидийский. "Ангелы и премирные силы, - говорит он, - окружали Деву. Хотя они еще не ведали силу тайны, но как слуги, по Господню повелению, служили Ей. Их удивляло ношение Девою знаков вечной чистоты и неприближение к Её плоти никакой греховной скверны. Во все продолжение путешествия девицы, шедшие впереди Богоотроковицы, пели Давидовы псалмы, а праведные Иоаким и Анна многократно вспоминали слова псалма: "Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой, и дом отца твоего. И возжелает Царь красоты твоей, ибо Он - Господь твой. И ты поклонись Ему" (Пс. 44, 11 - 12).
Наконец, процессия достигла Иерусалимского храма. Навстречу ей с пением вышли священники во главе с архиереем Захарией. Праведная Анна подвела святую Марию к самому церковному входу и сказала Ей: "Иди, Дочь, к Богу, давшему мне Тебя,- благосердому Владыке. Войди в Господню Церковь, Радость и веселие мира". Затем, обращаясь к Захарии, своему родственнику, Анна сказала: "Приими, Захария, непорочный ковчег и кадильницу невещественного Угля - мою
Богодарованную Дочь. Введи Ее в гору святыни, в уготованное Ей Божие жилище, пока Бог не изволит совершить определенное о Ней".Входом в Иерусалимский храм, как известно, служила площадка, к которой вели с земли пятнадцать ступеней по числу пятнадцати степенных псалмов, воспевавшихся здесь священниками и левитами. Иоаким и Анна поставили Отроковицу на первой ступени. На прочие же 14 ступеней Она взошла Сама и очень быстро без всякой поддержки стала на верху церковного помоста, укрепляемая невидимой Божией
силой. Такому восхождению, доступному только взрослым людям, удивились все присутствующие и особенно св. Захария. Как исполненный Святого Духа пророк, он сказал Анне: "Благословен твой Плод, жена; преславны твои ложесна и Приведенная тобою".После того он взял за руку святую Марию и повел Ее во святилище со словами: "Гряди, Свет для лежащих во тьме, новое и Божественнейшее дарование. Войди в радость, в Церковь Господа Твоего: теперь - в земную, позже - в горнюю". Богоотроковица же шла по дому Господню, как по чертогу, с великой радостью и играя. Малая возрастом, Она была уже благодатно совершенна.
Из святилища Захария, к удивлению всех, повел Ее за вторую завесу храма, то есть во Святое святых, и там указал Ей место молитвы. Обычно девы, приводимые на службу Богу в храм, молились между церковью и алтарем, где впоследствии Захария и был убит. Только одной Богоотроковице Марии, со времени Ее введения, было позволено Захарией на всякий час входить для молитвы за вторую завесу, во внутренний алтарь. Причиной такоro непонятного многим нарушения Моисеева закона о Святом святых было следующее. Захария, по внушению Божию и просвещению благодатию, вдруг уразумел тогда, что символическое нахождение кивота Завета во Святая святых собственно обозначало постоянное стояние там на молитве Живого Кивота Божия- Пресвятой Марии. В силу этого откровения он без всякого сомнения и колебания и вопреки закону ввел сюда Пречистую.
Иоаким и Анна завершили торжество приведения Богоотроковицы на жительство в храм принесением жертв и всесожжением. Вслед затем, благословленные Первосвященником, они возвратились в назаретский свой дом со всеми родственниками, веселясь духом и благодаря Бога за все.
Пресвятая Мария в начале своей жизни при храме была помещена в здании для девиц. В разъяснение этого замечания необходимо сказать, что Иерусалимский храм имел много жилых помещений, примыкающих к церковной стене с внешней ее стороны. Расположенные кругом с небольшими промежутками, эти помещения представляли из себя трехэтажные здания, равные высотой церковной стене. Внутри каждого здания имелись удобные для жилья комнаты. Упомянутые столпообразные сооружения как бы подпирали и утверждали ограду храма и были заселены посвященными Богу девами, вдовицами, хранившими до кончины свою чистоту по обету, назореями, жившими без супругов. Все, служившие Господу при храме, получали пропитание из церковных средств. Среди церковных помещений были и такие, в которых находили приют странники и пришельцы, собиравшиеся в Иерусалиме из разных стран на поклонение Богу.
К Пречистой Отроковице Марии, помещенной в обители дев, были приставлены старше Ее по годам девицы, искусные в знании Священного Писания и рукоделии. Они учили Ее читать священные книги, прясть шерсть и лен, вышивать шелками, ткать и шить священные одежды. Иоаким и Анна нередко посещали свою Преблагословенную Дочь. Чаще же всех приходила одна праведная Анна, чтобы укреплять Ее дух в Боге и приучать Закону Господню. В короткое время Пречистая Отроковица изучила Священное Писание Ветхого Завета и постигла все искусство рукоделия. Поучение в Писании было Ее любимым занятием. В свободное от молитвы и чтения слова Божия время Она выполняла задания по рукоделию, относившиеся к нуждам храма и священнического служения.
Пречистой Деве, наравне с прочими девицами, была подаваема от храма пища. Но Она, питавшаяся небесным хлебом, раздавала Свою часть церковного продовольствия нищим и убогим. В обители девиц Ей было отведено особое место для отдыха. Молилась же Она всегда во Святая святых, где и принимала от Архангела Гавриила странную и нетленную пищу. По мере возрастания Пресвятая Дева упражнялась более в молитве, чем в рукоделии, и нередко целые ночи и большую часть дневного времени молилась во Святая святых. Только для рукоделия и кратковременного сна Она приходила в помещение девиц. На этом основании некоторые отцы и учители Церкви говорили, что Богоотроковица Мария до двенадцатилетнего возраста имела пребывание во Святая святых.
Порядок Ее жизни в храме, между прочим, описал блаженный Иероним Стридонский в послании к Илиодору. Он отмечает, что Блаженная Дева при церкви вела образ жизни строго упорядоченный. С утра до третьего часа дня Она стояла на молитве; с третьего до девятого часа упражнялась в рукоделии и чтении книг; с девятого часа снова начинала молиться и не прекращала молитвы, пока Ей не являлся Ангел с пищей. Таким образом, Она на все более и более возрастала в любви к Богу и восходила от силы в силу. Ее дух Божией благодатью быстро развивался и укреплялся. По мере усовершения Ее молитвы и умножения
подвигов трудолюбия в Ней умножались дары Святого Духа. Она, явно для многих, восходила от силы в силу, пока Сила Вышнего не осенила Ее к зачатию воплощающегося Бога Слова.Очевидцем явления Ей Ангела с пищей многократно был сам святитель Захария. Однажды по обычаю священнического служения он, находясь в алтаре, видит: с Девою беседует и подает Ей пищу некто, странный видом. То был явившийся Пречистой Деве Ангел.
Удивился Захария и помышлял в себе: "Кто это в ангельском образе беседует с Девой, невещественный естеством подает Ей корзину с пищей для тела? Здесь ангелы являются одним священникам, и то не часто. А к такой юной Девице пришествие Ангела совершенно необычно. И что он Ей благовествует, какую приносит пищу, из какого берет хранилища и кто ее готовит? Что это значит? Ужели на Ней сбудутся пророческие речения? Не от Нее ли примет человеческое естество Хотящий прийти для спасения нашего рода? Если эта Дева послужит тому таинству, то как блажен дом Израилев, от которого проросло такое семя! Насколько славна память родивших Ее! И я блажен, насыщаясь созерцанием такого видения и украшая в Невесту Слову такую Деву!"
По словам блаженного Иеронима, Архангел Гавриил, ежедневно являясь Пречистой Марии с пищей (то один, то с другими Ангелами), часто с Ней беседовал и был Ее неотступным хранителем. Благодатная беседа с Ангелами укрепляла Ее все более и более в желании ангельской чистоты и вечного девства. Так предпочтением девства супружеству и молитвенным служением Богу день и ночь Пречистая Дева постепенно уготовила Себя в обитель Богу Слову. История Введения во храм Пресвятой Богородицы, излагаемая в церковных песнопениях и канонах, представляет святоотечески выверенное и принятое всей Православной Церковью древнее предание. В числе авторов тропарей и стихир на данный праздник упоминаются имена св. Георгия, архиепископа Никомидийского, Леонта Маистора, Сергия Агиополита и Василия, составившего второй канон на утрени. Названные авторы связывают историю "Введения" с библейскими пророчествами Ветхого Завета. При этом они опускают в повествовании многие мелкие фактические детали освещаемого события, останавливаясь исключительно на одних существенных моментах.
Св. Георгий, архиеп. Никомидийский, вносит в свой канон на Введение диалогическую беседу праведной Анны с великим священником Захарией. В этой беседе он приводит собственно общее богословские рассуждения о величии Пресвятой Богородицы. Догматическая же терминология св. Георгия - явно позднейшего происхождения. Сделать упомянутую вставку его побудило свидетельство предания о действительном озарении Захарии Святым Духом перед введением Богоотроковицы в храм. Сам диалог был необходим святителю Георгию как переход к дальнейшему развитию повествования о вхождении Пречистой внутрь Святая святых. Возвышенный язык церковных песнопений во славу Богоматери умилительно изображает историю этого праздника, а также пути Божественного Промысла, подготовившего Святую Деву к Богоматеринству.
По свидетельству канонов праздника, родители Пресвятой Богородицы - праведные Иоаким и Анна - долгое время были бездетны. Уже в глубокой старости Бог даровал им силу деторождения и через Ангела обрадовал их извещением о рождении у них чада. Обетование Божие вскоре исполнилось. Праведная Анна зачала и родила дочь по имени Мария. Осчастливленные родители дали обет посвятить Ее на служение Богу как непорочную жертву. Когда Марии исполнилось три года, праведные Иоаким и Анна решили привести Ее на жительство в храм, чтобы осуществить свое обещание.
Пресвятая Дева Мария, хотя и младенец возрастом, услышав о предстоящем Ей поселении в Иерусалимском храме, не устрашилась разлуки с родными и не плакала, но охотно подчинилась родительской воле. В один из дней праведная Анна пригласила в свой дом близких знакомых и родных, а также много назаретских девиц.
В предшествии их Она вместе с Иоакимом, радуясь и торжествуя, повела свою святую Дочь в Иерусалим. Впереди многолюдной процессии с пением псалмов шли девицы в белых одеяниях, держа в руках зажженные свечи. Среди прочих они пели и тот псалом, в котором Псалмопевец пророчески говорит о приведении Богоматери в Чертог Царя и о шествии вместе с Нею дев и близких Ее.В пророческом псалме Давида Пречистая Дева называется Царицею, предстоящей в храме Царю и Богу. "Вслед за Ней, говорит пророк, - приведутся Царю девы. Они входят в Царский Чертог".
На пути в Иерусалим праведные Иоаким и Анна внутренне ликовали при мысли, что удостоились принести Богу самый дорогой дар - единственное Дитя. Ободряя Пресвятую Марию, Анна время от времени говорила Ей: "Дитя! Ты идешь к Богу, давшему мне Тебя. Будь Ему жертвой и благовонным фимиамом". Трехлетняя Богоотроковица не могла Сама пройти все многоверстное расстояние от Назарета до Иерусалима. Поэтому праведная Анна большей частью несла Ее на руках. Но вот, наконец, путники достигли цели путешествия и подошли к великолепному Иерусалимскому храму. Навстречу процессии в окружении священников вышел Первосвященник Захария - отец Предтечи, сын Варахиина.
В богослужебных песнопениях Захария называется первосвященником и великим архиереем, но не в смысле его первосвященнического достоинства, а как начальник иереев в своей чреде. При виде Захарии праведная Анна воскликнула: "Приими, Захария, Проповеданную Духом чрез Божиих пророков и введи Ее в храм для священного воспитания". "Введи данное мне Богом Дитя в храм Создателя... Я раба Бога, с верою призывала Его и испросила у Него этот плод моего чрева. Теперь я привожу Дочь Давшему Ее". Захария, исполнившись Святого Духа, сказал Анне: "Твой поступок поистине законен. Но я проразумеваю здесь
нечто чудное: Приводимая в Божий Дом превосходит Святая святых". "Ты вводишь истинную Матерь жизни - Богородицу. Именно о Ней Божии пророки светло проповедовали, что Ее вместит этот храм". На слова первосвященника Анна ответила: "И я уразумеваю изрекаемое тобою. Ты Божиим Духом провозгласил истину об имеющем быть с Отроковицей. Приими Ее в храм". Тогда Захария благословил Пресвятую Деву Марию и воскликнул: "Нам возжглась светоносная Свеча, Она воссияет всем в храме величайшую радость. Да сорадуются мне души пророков, видя совершение преславного события в Божием доме". "Господня Дверь! Я открываю Тебе двери храма. Ликуй в нем. Я познал и веровал, что из Тебя родится Бог Слово". "Ты, пришедшая в обитель Царя всех, чтобы освятиться, ... есть радость всех, избавление и наше воззвание ко спасению. Веселитесь, Иоаким и Анна! Вы принесли трехлетнюю Юницу, имеющую плотски родить Божественного Тельца". Сказав эти слова, Захария, будучи от благодатного восхищения вне себя, взял Богоотроковицу Марию за руку и повел Ее прежде во святилище, а затем во Святая святых. Вхождение Пречистой в недоступное людям место храма было богоугодно, боголепно и со славою. Сами ангелы, созерцавшие описанное чудное зрелище, удивились поступку Захарии. Церковные песнопевцы, отмечая данный факт, также выражают свое изумление многими восторженными словами. "Ныне, - гoворят они, - Святая и Непорочная Мария Святым Духом вводится во Святая святых как одушевленный Кивот Христов, и хвалятся святые Давид, Моисей и Иуда. От их корня изрос такой чистый плод - Дева". "Ныне Святой Дух написует в Божием Доме знаки уневещения Богу Отроковицы, и Бог принимает Ее от людей в ознаменование их последующего примирения и обновления". "Сегодня Дева, многосветлый светильник благодати и пречистый храм Спасителя, совводит с Собой в дом Господа благодать... и концам земли воссиявает радостную весну". "Она предызображает Своим явлением во храме Божием благоволение о человеческом спасении и начинающееся исполнение Божьего Промышления" Богослужебные песнопения праздника показывают, как исполнились на Богоотроковице предсказания пророков. Она подлинно просветила благодатью Иерусалимский храм, принявший Ее как диадему Царя Христа. Богоизбранная Богоневеста была введена во Святая святых в силу беспримерного и высочайшего Своего достоинства. Трехлетняя возрастом, Она была многолетна духом и совершенна душой, приняв с любовью родительское предложение о поселении при храме. Подзаконное Святое святых радовалось, приняв Ее, Источника нашей жизни. Получив от первосвященника позволение молиться во Святая святых, Богоотроковица здесь ежедневно принимала небесный хлеб из рук Архангела Гавриила, служившего Ей по Божию велению. Образ духовно-благодатного возрастания Пресвятой Девы Марии при храме был так же необычен, как необычно было и Ее рождение от бесплодных престарелых родителей. В Лице Ее Трисолнечный Свет Бог, как бы от одного Солнца, возжег здесь благодатно Богородицу и непрерывно Божественно осиявал Её Троичным Светом. Всенепорочная воспитывалась в храме собственно Божественною благодатью. Созерцание явно вселившегося в Нее Святого Духа изумляло самих небесных Ангелов.По словам церковного песнопения, приосенение благодатию Богоотроковицы в недоступной людям части храма предвидено было еще пророком Аввакумом. Пророк за изобилие благодати и процветание добродетелями назвал Пресвятую Богородицу горой, приосеняемой лесной чащей. Пребывание в церковной обстановке, слушание Священного Писания, богослужебного пения, чтение молитв и слышание ангельской беседы чрезвычайно радовало Пречистую. Душа Ее непрерывно обогащалась мудростью, сердце услаждалось благодатью. Пресвятая Мария, в полном смысле этого слова, была благодатным домом и хранительницей тайн несказанного духовного строения.
Вскормленная небесным хлебом и воспитанная Святым Духом, Она промыслительно уготовилась к рождению миру Хлеба Жизни - воплощенного Отчего Слова. Введение во храм Девы Марии было началом Ее предобручения Духом Богу и Отцу в храм Отчему Слову.
Богослужение праздника, содержание вышеизложенных песнопений не только вводят в живое созерцание Пречистой Девы в храме, но и учат прославлять Ее и горячо Ей молиться. Через Нее мы примирились с Богом, и Ее молитвами спасаемся. Она, исполненная благодати Духа, всегда просвещает молящихся Ей присносущным Светом, сообщает им
силу свято жить, успокаивает их, защищает и покрывает от всякого злаавтор: Схиархимандрит Иоанн Маслов
Святая великомученица Екатерина
7 декабря (24 ноября) - память великомученицы Екатерины (305-31
3)вятая великомученица Екатерина была дочерью правителя Александрии Египетской Конста. К 17 годам девушка получила блестящее эллинское образование и отличалась редкой красотой и умом. Юноши из самых именитых семейств империи искали ее руки, но ни один из них не стал ее избранником. Она объявила родителям, что согласится выйти замуж только за того, кто превзойдет ее в знатности, богатстве, красоте и мудрости.
Мать святой Екатерины была тайной христианкой. Она повела девушку за советом к своему духовному отцу, святому старцу, который творил молитвенный подвиг в уединенной пещере недалеко от города. Старец выслушал святую Екатерину и сказал, что он знает Юношу, Который превосходит ее во всем, ибо "красота Его светлее солнечного сияния, мудрость Его управляет
всем созданием, богатство Его разливается по всему миру, но это не уменьшает Его, а умножает, высота рода Его - неизреченна". Образ Жениха Небесного родил в душе святой девы горячее желание увидеть Его. Святой Екатерине открылась Истина, к которой рвалась ее душа. На прощание старец вручил святой Екатерине икону Божией Матери с Богомладенцем Иисусом на руках. Старец велел с верой молиться Царице Небесной, Матери Небесного Жениха, о даровании видения Ее Сына.Святая Екатерина молилась всю ночь и удостоилась видеть Матерь Божию, Которая просила Своего Сына посмотреть на коленопреклоненную перед Ними Екатерину. Но Младенец отвратил Свой лик от Екатерины, сказав, что не сможет смотреть на нее, ибо она безобразна, худородна, нища и безумна, как и всякий человек,
не омытый водами святого Крещения и незапечатленный печатью Духа Святого.В глубокой печали девушка вновь пошла к старцу. Он с любовью научил ее тайнам веры Христовой, заповедал хранить целомудрие, непрестанно молиться, и совершил над ней таинство святого Крещения. И вновь святой Екатерине было видение Пресвятой Богородицы с Младенцем. Теперь Господь ласково смотрел на нее и дал ей перстень, обручив ее Себе. Когда видение кончилось, и святая пробудилась от сна, на руке ее светилось кольцо - дар Небесного Жениха.
В то время в Александрию на пышное языческое празднество прибыл сам император Максимин (305-313). Крики жертвенных животных, дым и смрад непрестанно пылавших жертвенников, гомон толпы на ристалищах наполняли Александрию. Приносились и человеческие жертвы - на смерть в огне обрекали исповедников Христа, не отступивших от Него под пытками. Святая Екатерина пошла к главному жрецу - императору Максимину, исповедала веру во Единого Истинного Бога и мудро обличила заблуждения язычников. Красота девушки пленила правителя. Чтобы показать ей торжество языческой мудрости, император созвал 50 ученейших мужей империи. Но святая взяла верх над мудрецами. Они уверовали во Христа и были сожжены.
Максимин попытался соблазнить святую Екатерину богатством и славой. Получив гневный отказ, император подверг святую жестоким мучениями, а затем бросил в темницу. Императрица Августа в сопровождении воеводы Порфирия с отрядом воинов пришла в темницу. Святая мученица раскрыла пришедшим христианское учение, и они уверовали.
На следующий день мученицу вновь привели на судилище. Под угрозой колесования ей предложили принести жертву богам. Святая исповедала Христа и сама пошла к колесам. Но Ангел сокрушил орудия казни. Увидев это чудо, императрица Августа и царедворец Порфирий с 200
воинами перед всеми исповедали веру во Христа и были обезглавлены. Максимин вновь предложил святой мученице супружество, но получил отказ. Святая Екатерина твердо исповедала верность своему Небесному Жениху - Христу - и с молитвой к Нему сама положила голову на плаху под меч палача.Мощи святой Екатерины были перенесены Ангелами на Синайскую гору. В VI веке по откровению были обретены честнАя глава и левая рука святой мученицы и с почестями перенесены в новосозданный храм Синайского монастыря.
http://www.eparhia-saratov.ru/txts/holidays/05np/12/1207.html
Воскресенье, 3 Декабря 2006 года. Неделя 25-я по Пятидесятнице.
Предпразднство Введения во храм Пресвятой Богородицы
Прп. Диодора Юрьегородского, Мч. Анатолия
Понедельник, 4 Декабря 2006 года. Седмица 26-я по Пятидесятнице.
БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ,
Сщмч. протопресвитера Александра
Вторник, 5 Декабря 2006 года.
Апп. от 70-ти Филимона и Архиппа и мц. равноап. Апфии,
Блгв. кн. Михаила Тверского, Мч. Прокопия,
Блгв. Ярополка (Петра), кн. Владимиро-Волынского
Среда, 6 Декабря 2006 года.
Свт. Амфилохия, Свт. Григория,
Блгв. кн. Александра Невского,
Свт. Митрофана, еп. Воронежского
Четверг, 7 Декабря 2006 года.
Вмц. Екатерины, Мч. Меркурия Смоленского,
Мц. Августы, Мчч. Порфирия Стратилата и 200 воинов
Суббота, 9 Декабря 2006 года.
Рассылка на новости сайта |
© Свято-Никольский собор, 2000 - 2010
При использовании материалов ссылка на "Никольский Благовест" с указанием URL
(http://www.nikolay.orthodoxy.ru
http://www.nikolski.kz, http://nikolski-sobor.narod.ru) обязательна!